О цели и пользе поста

О цели и пользе поста thumbnail

Иоан Златоуст

Бог поста и воздержания требует от нас не просто для того только, чтобы мы не вкушали пищи, но для того, чтобы, удаляясь от житейских дел, употребляли все свободное от них время на занятия духовные. Если бы мы строили жизнь свою внимательно и всякую свободную минуту посвящали духовным занятиям, если бы и пищу принимали только для удовлетворения потребности, и всю жизнь проводили в добрых делах, то не было бы нам нужды и в пособии от поста. Но так как человеческая природа нерадива и расположена к невоздержанию и роскоши, поэтому человеколюбивый Господь, как любящий отец, и изобрел для нас врачевство в посте, дабы отвлечь нас от удовольствий и обратить от забот житейских к делам духовным. Если некоторые из приходящих в церковь чувствуют телесную слабость и не могут оставаться до вечера без пищи, таким советую, чтобы они и телесную слабость свою подкрепляли и не лишали себя духовного поучения, но о нем-то гораздо больше заботились. Ибо и кроме воздержания от пищи, есть много путей, могущих отворять нам двери дерзновения пред Богом. Итак, кто вкушает пищу и не может поститься до вечера, тот пусть подаст обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ибо и само воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы обуздывали вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей. Узнав это от нас, вы, могущие поститься до вечера, сами в себе, прошу вас, усиливайте, но возможности это доброе и похвальное свое усердие. Ибо, если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16). Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения; напротив, душу просветляет, окрыляет, делает легкою и парящею горе. А что касается до братии ваших, которые не в состоянии поститься до вечера ради телесной немощи, их увещевайте не оставлять этой духовной пищи — слушания поучений. Принятия пищи до вечернего богослужения, не должно стыдиться, ибо подвергает нас стыду не вкушение пищи, но делание зла. Великий стыд — это грех! А если употребляем пищу с умеренностию, нам нечего стыдиться, ибо Господь соединил нас с таким телом, которое не может существовать иначе, как принимая пищу. Только да избегаем неумеренности; потому что умеренное употребление пищи весьма много способствует здравию и крепости нашего тела. Не видите ли каждый день, что от роскошных столов и неумеренного насыщения происходят бесчисленные болезни? Откуда болезни в ногах? Откуда болезни головные? Откуда умножение испорченных влаг? Откуда бесчисленное множество других болезней? Не от неумеренности ли, не от того ли, что мы вливаем в себя вина более надлежащего? Как судно, залитое водою, скоро погружается и тонет, так и человек, предавшись объедению и пьянству, несется в бездну, потопляет свой разум и лежит наконец, как живой труп; делать зло он может, а к добру способен не более мертвых. Посему молю, подобно блаженному Павлу, попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13, 14), но укрепитесь и умножьте ревность о делах духовных.

10-я беседа на Книгу Бытия

О посте

Как по прошествии зимы и по наступлении лета мореплаватель выводит в море свое судно, воин чистит оружие и готовит коня на сражение, земледелец точит серп, путешественник отважно вступает в дальнюю дорогу, борец слагает с себя одежду и приготовляется к борьбе, — так и мы с наступлением поста, этого духовного лета, как воины, вычистим оружие, как земледельцы, наточим серп, как кормчие, противопоставим свои помыслы волнам беспорядочных пожеланий, как путники, начнем путь к небу, как борцы, приготовимся к борьбе. Верующий есть и земледелец, и кормчий, и воин, и борец, и путник. Поэтому и Павел говорит: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей… Облекитесь во всеоружие Божие (Еф. 6, И, 14). Видел ты борца? Видел воина? Если ты борец, тебе надобно вступить в борьбу нагим. Если ты воин, тебе должно стать в строю вооруженным. Как же возможно то и другое вместе: быть и нагим, и ненагим, одетым и неодетым? Как? Я скажу. Сложи с себя житейские дела — и ты стал борцом. Облекись в духовное оружие — и ты стал воином. Обнажись от забот житейских, потому что наступило время борьбы. Облекись в духовное оружие, потому что у нас жестокая война с демонами. Для того и должно быть нагим, чтобы диаволу, вступая в борьбу с нами, не за что было схватить нас; должно вооружиться со всех сторон, чтобы нам ни с которой стороны не получить смертельного удара. Возделай ниву твоей души, посеки терния, посей слово благочестия, насади прекрасные растения любомудрия и с великою заботливостью ухаживай за ними — и ты будешь земледельцем, и скажет тебе Павел: земледельцу первому должно вкусить ото плодов (2 Тим. 2, 6). И он занимался этим искусством, и потому в Послании к Коринфянам сказал: я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог (1 Кор. 3, б). Изостри твой серп, который притупил ты пресыщением, — изостри постом. Вступи на путь, ведущий к небу, вступи на путь тесный и узкий — и пойди по нему. Как же ты можешь и вступить на этот путь, и идти по нему? Изнуряя и порабощая свое тело, потому что на тесном пути много препятствует тучность пресыщения. Укроти волны беспорядочных страстен, усмири бурю злых помыслов, сохрани в целости ладью, покажи большую опытность — и ты кормчий. Для всего этого да будет у нас и поприщем, и учителем пост — пост разумею не тот, который держат многие, но пост истинный — воздержание не от пищи только, но и от грехов, потому что пост сам по себе не может спасти соблюдающих его, если не будет сообразен с постановленным законом. И борец, сказано, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться (2 Тим. 2, 5). Итак, чтобы нам, и совершив подвиг поста, не лишиться венца за него, поучимся, как и каким способом должно производить это дело. И фарисей тот постился, но после этого поста вышел из храма лишенным плодов поста. Мытарь не постился, и непостившийся упредил постившегося, чтобы ты знал, что нет никакой пользы от поста, если ему не сопутствует и все прочее. Постились ниневитяне и привлекли к себе благоволение Божие; постились и иудеи, и не только ничего не успели, но и были осуждены (Ис. 58), Если же пост угрожает такою опасностью не знающим, как надобно поститься, то изучим законы поста, чтобы нам не течь безвестно (1 Кор. 9, 26), не сотрясать воздух, не сражаться с тенью. Пост есть лекарство; но лекарство, хотя бы тысячу раз было полезно, часто бывает бесполезным для того, кто не знает, как им пользоваться. Нужно знать и то, в какое время должно принимать его, и количество самого лекарства, и телосложение того, кто принимает, и свойство страны, и время года, и приличный род пищи, и многое другое; и если одно что-нибудь будет оставлено без внимания, то повредит всему прочему, о чем сказано. Если же для нас нужна такая точность, когда надобно лечить тело, — тем более необходимо со всею строгостию разбирать и рассматривать все, когда лечим душу и врачуем помыслы.

Посмотри же, как постились ниневитяне и как они избавились от гнева того. Чтобы ни люди, говорит, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели (Иона 3, 7). Что говоришь, скажи мне? И бессловесные постятся? И лошади, и мулы покрываются вретищем? Да, говорит. Как по смерти богатого человека родственники одевают во вретище не только рабов и рабынь, но и коней, и, поручив их конюхам, заставляют следовать за гробом, чтобы этим выразить великость потери и возбудить во всех сожаление, так и тогда, как тому городу угрожало истребление, жители облекли во вретище бессловесную тварь и наложили на нее иго поста. Бессловесных, говорили они, нельзя вразумить о гневе Божием словом — пусть же вразумятся голодом, что Бог послал это наказание; потому что если погибнет город, то будет общим гробом не только для нас, но и для них; они должны будут разделить с нами наказание — пусть же разделят пост. Впрочем, ниневитяне в этом случае поступили так же, как и пророки делают: они, когда увидят, что с небес несется тяжкий удар и обреченные на наказание не имеют никакой надежды, покрыты стыдом и никакого не заслуживают прощения и извинения, то, не зная, что делать и где найти для осужденных защиту, обращаются к животным и, оплакивая их смерть, ради них умоляют о пощаде и указывают на их погибель, достойную жалости и многих слез. Так, когда голод постиг иудеев и их страна подверглась великой засухе и все погибало, один из пророков сказал: Как стонет скот! уныло ходят стада волов, ибо нет для них пажити… Даже и животные на поле взывают к Тебе, потому что иссохли потоки вод (Иоил. 1, 17—18, 20). Другой пророк, оплакивая бедствия бездождия, опять вот что сказал: даже и лань рождает на поле и оставляет детей, потому что нет травы. И дикие ослы стоят на возвышенных местах и глотают, подобно шакалам, воздух; глаза их потускнели, потому что нет травы (Иер. 14, 5— 6). Так и сего дня вы слышали, что сказан Иоиль: пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы… соберите отроков и грудных младенцев (Иоил. 2, 16). Почему, скажи мне, он призывает к молитве этот незрелый возраст? Очевидно, по той же самой причине. Так как все достигшие мужеского возраста огорчили и прогневали Бога, то пусть, говорит, умоляет Прогневанного возраст, еще не знающий греха. Но, как я сказал, посмотрим, что удалило этот неотвратимый гнев? Не пост ли только и вретище? Не это, но перемена всей жизни. Из чего это видно? Из самих пророческих слов. Тот же самый пророк, который сказал о гневе Божием и об их посте, о примирении и причине примирения, говорит так: и увидел Бог дела их (Иона 3, 10). Какие дела? Что они постились, что облекались во вретище? Совсем не то; но, умалчивая обо всем том, он присовокупил: что они обратились каждый от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел. Видишь, что не пост исхитил от опасности, но перемена жизни сделала Бога благим и милостивым к иноплеменникам. Это сказал я не для того, чтобы мы бесчестили пост, но чтобы почитали его; а честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов, так что кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Какими, говоришь, делами? Если увидишь нищего, подай милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на беззаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту. Зрение есть пища очей: если она противозаконна и запрещена, то вредит посту и разрушает спасение души; если же законна и дозволена, то украшает пост. Всего нелепее было бы в рассуждении яств воздерживаться и от позволенной пиши, а глазами пожирать и то, что запрещено. Ты не ешь мяса? Не скушай же и глазами нескромности. Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы: не внимай, говорит, пустому слуху (Исх. 23, 1). Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства, Что за польза, когда мы воздерживаемся от птицы и рыбы, а братьев угрызаем и снедаем? Злословящий снедает тело братнее, угрызает плоть ближнего.

Источник

Святой Иоанн Златоуст о цели и пользе поста

Бог поста и воздержания требует от нас не просто для того только, чтобы мы пребывали в неядении, но для того, – чтобы, удаляясь от житейских дел, употребляли все свободное от них время на занятия духовные. Если бы мы устрояли жизнь свою внимательно, и всякую свободную минуту посвящали духовным занятиям, если бы и пищу принимали только для удовлетворения потребности, и всю жизнь провождали в добрых делах, то не было бы нам нужды и пособия от поста. Но так как человеческая природа нерадива и расположена к невоздержанию и роскоши, поэтому человеколюбивый Господь, как любящий отец, и изобрел для нас врачество в посте, дабы отвлечь нас от удовольствий и обратить от забот житейских к делам духовным.

Если некоторые из приходящих в церковь чувствуют телесную слабость и не могут оставаться до вечера без пищи, таким советую, чтобы они и телесную слабость свою подкрепляли, и не лишали себя духовного поучения, но о нем-то гораздо больше заботились. Ибо и кроме воздержания от пищи есть много путей, могущих отворять нам двери дерзновения пред Богом.

Итак, кто вкушает пищу и не может поститься до вечера, тот пусть подаст обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия, здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ибо и самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы обуздывали вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей.

Узнав это от нас, вы, могущие поститься до вечера, сами в себе, прошу вас, усиливайте, по возможности, это доброе и похвальное свое усердие.

Ибо «аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется» (2 Кор.4, 16). Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения; напротив, душу просветляет, окрыляет, делает легкою и парящую горе. А что касается до братий ваших, которые не в состоянии поститься до вечера ради телесной немощи, их увещевайте не оставлять этой духовной пищи – слушания поучений.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов

Принятия пищи до вечернего богослужения не должно стыдиться, ибо подвергает нас стыду не ядение, но делание зла. Великий стыд – это грех! А если употребляем пищу с умеренностью, нам нечего стыдиться; ибо Господь соединил нас с таким телом, которое не может существовать иначе, как принимая пищу. Только да избегаем неумеренности; потому что умеренное употребление пищи весьма много способствует здравию и крепости нашего тела. (Святой Иоанн Златоуст о цели и пользе поста)

Не видите ли каждый день, что от роскошных столов и неумеренного насыщения происходят без-численные болезни? Откуда болезни в ногах? Откуда болезни головные? Откуда умножение испорченных благ? Откуда бесчисленно с множество других болезней? Не от неумеренности ли, не оттого ли, что мы вливаем в себя вина более надлежащего? Как судно, залитое водою, скоро погружается и тонет; гак и человек, предавшись объедению и пьянству, несется в бездну, потупляет свой разум и лежит наконец, как живой труп; делать зло он может, а к добру способен не более мертвых. (Святой Иоанн Златоуст о цели и пользе поста)

Посему молю, подобно блаженному Павлу, «плотиугодия не творите в похоти» (Рим. 13,14), но укрепитесь и умножьте ревность о делах духовных.

Печатается по изданию: Иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константина града Златоустаго избранных творения. Книга вторая. Издание Свято троицкой сергиевой лавры, 1993

Источник

Библейский пост — это не просто воздержание от пищи. Если вы поститесь без духовной цели, то это не принесёт вам ничего, кроме потери веса. Вы будете подобны человеку, который сказал одному писателю по поводу поста:

Я постился в нескольких случаях, но ничего не произошло. Я просто становился голодным… Несколько лет назад я слышал, как два пастора рассуждали о посте. По их рекомендации я и попробовал поститься первый раз. Они сказали, что так заповедано в Библии и каждый христианин должен исполнять это. Так как я был христианином, я и попробовал это. Повременив несколько дней, я набрался достаточно смелости, чтобы начать. Я не подошел к столу, когда моя семья завтракала, потому что я думал, что у меня не хватит силы воли удержаться от еды, и я пошел на работу. На перерыве, когда все ушли пить кофе, я еле сдержался и даже немного соврал, когда меня спросили, почему отказываюсь. Единственное, о чём я мог думать, это была еда. Я сказал себе: «Если я доживу до конца этого дня, я больше за это никогда не возьмусь». После обеда было еще хуже. Я пытался сосредоточиться на работе, но всё время слышал бурчание в моём животе. Вечером жена приготовила ужин для себя и ребенка, и мне пришлось очень трудно, ибо всё, что я чувствовал, это были ароматы вкусной еды. Я подсчитал, что если дотяну до полуночи, это будут ровно сутки с момента, когда я начал поститься. Я дождался полночи, но сразу же после удара часов я «зарылся в еду». И поэтому я не думаю, что этот пост мне хоть чем-нибудь помог.

И, скорее всего, этот человек был прав. Он постился без всякой цели. А без цели пост может быть жалким, бесполезным занятием.

В Писании даётся много целей для поста. Я разделил их на десять основных категорий. И когда бы вы ни постились, вы должны это делать, по крайней мере, с одной из этих целей. Заметьте, что здесь нет цели заслужить благосклонность Бога. Мы не можем использовать пост как способ произвести впечатление на Бога или для того, чтобы заработать Его благосклонность. Бог благосклонен к нам благодаря делу Иисуса Христа, а не нашим делам. Пост не принесёт нам никакой пользы, если мы не пришли к Богу через покаяние и веру. Смотрите Ефесянам 2:1-10, Титу 3:5-7.

10 целей для поста

1. Для усиления молитвы

Когда бы человек ни молился Богу о каком-то великом деле, — писал Джон Кальвин, — было бы целесообразно еще и поститься наряду с молитвами.

В посте есть что-то такое, что заостряет кончик нашего ходатайства и придаёт страсть нашим молитвам. Поэтому Божьи люди часто прибегали к посту, когда появлялись особые безотлагательные заботы, которые они приносили перед Отцом.

Пост — один из лучших друзей, которых мы можем пригласить в нашу молитвенную жизнь. Однако, несмотря на всю потенциальную силу поста, кажется, что очень немногие желают наслаждаться его пользой и преимуществами.

2. Для поиска Божьего водительства и руководства

В Библии описывается пост как возможность более ясно и четко определить для себя волю Божью.

Пост не гарантирует нам то, что мы обязательно получим ясное руководство от Бога. Однако, если мы будем правильно его практиковать, он сделает нас более и более восприимчивыми к Тому, Кто любит вести и направлять нас.

3. Для того, чтобы выразить свою печаль и горе

Первые три из четырех ссылок на Писание о посте связаны с выражением горя. Как говорится в Книге Судей 20:26, одной из причин, почему израильтяне плакали и постились перед Господом, было не только то, что они искали Его руководства, но через это они также выражали свою скорбь за сорок тысяч братьев, погибших во время битвы. Когда царь Саул был убит в битве с филистимлянами, мужи Иависа Галаадского шли целую ночь, чтобы отобрать тело царя и его сыновей. В Первой книге Царств 31:13 говорится, что после погребения они, скорбя о погибших, постились семь дней. В следующей главе говорится о реакции Давида и его людей на эти новости:

Тогда схватил Давид одежды свои, и разодрал их, также и все люди, бывшие с ним. И рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле, и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем, и о доме Израилевом, что пали они от меча

2-я Книга Царств 1:11-12

Пост может также быть средством выражения скорби и огорчения за грехи других людей, например, за грехи людей в вашей церкви или в вашей стране. Когда царь Саул в своей неправедной ревности хотел убить Давида, то сын Саула Ионафан сделал следующее:

И встал Ионафан из-за стола в великом гневе, и не обедал во второй день новомесячия, потому что скорбел о Давиде и потому что обидел его отец его.

1-я Книга Царств 20:34

4. Для поиска освобождения или защиты

Одним из наиболее распространённых видов поста в библейские времена был пост с целью искать спасение от врагов или обстоятельств.

Самый известный совместный пост, описанный в Писании, был пост, о котором говорится в 4 главе книги Есфирь. Этот пост был назначен царицей Есфирью как часть её прошения Богу о Его защите от ярости царя. Она планировала войти в царский двор царя Артаксеркса, не получив на это приглашения, для того чтобы просить его защитить евреев и спасти их от массового уничтожения. Она сказала своему дяде по имени Мардохей:

Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну.

Есфирь 4:16

В качестве нашей защиты против гонений за нашу веру со стороны нашей семьи, коллег по учёбе и работе, соседей мы должны употреблять не плотские усилия, а пост. Обычно мы попадаем в искушение отвечать злом за зло, давать сдачу в гневе, в оскорблении, отвечать обвинением на обвинение или даже обращаться в юридические инстанции. Но вместо того чтобы прибегать к политическим махинациям, сплетням и подражанию мирским приемам, которыми пользуются наши враги, мы должны обращаться к Богу в посте, прося у Него защиты и освобождения.

5. Для выражения покаяния и возвращения к Богу

Пост этого рода очень похож на пост, при котором выражается скорбь и печаль по поводу содеянных грехов. Но как покаяние является изменением мышления, приводящим к изменению поступков, так и пост может выражать нечто большее, чем печаль о содеянных грехах. Пост также может быть знамением того, что человек обязуется быть послушным Богу и идти по новому направлению.

Израильтяне выразили свое покаяние через пост в Первой книге Царств:

…и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: «Согрешили мы пред Господом».

1-я Книга Царств 7:6

В Книге пророка Иоиля Господь конкретным образом повелел Своему народу ознаменовать постом свое покаяние и возвращение к Нему:

Но и ныне ещё говорит Господь: «Обратись ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании».

Иоиль 2:12

Пост не только может выражать покаяние, а наоборот, без покаяния пост может быть просто напрасным. Как и в случае со всеми духовными дисциплинами, пост может превратиться всего лишь в «мёртвое дело», если мы упорно продолжаем ожесточать свое сердце на Божий призыв покончить с определёнными грехами в нашей жизни. Мы никогда не должны окунаться в духовные дисциплины с целью заглушить Божий голос, конкретно говорящий нам об оставлении тех или иных грехов.

6. Чтобы смирять себя перед Богом

Когда пост производится по правильным мотивам, он может быть физическим выражением смирения перед Богом, так же как и преклонение колен и поднятие рук в молитве может отражать смирение перед Ним. И так как есть времена, когда вы ощущаете нужду выразить смирение перед Господом, молясь на коленях или упав на лицо, так же существуют и времена, когда вы желаете выразить своё смирение в деятельности всякого рода на протяжении дня через пост.

Многие из тех, кто привыкли выражать смирение в молитве через преклонение колен, могут спросить, зачем нам нужно выражать смирение, постясь целый день. В ответ на этот вопрос Джон Кальвин также ответил вопросом:

А почему бы и нет? Ибо если он (пост) является святым упражнением как для смирения человеков, так и для исповедания этого смирения, то почему наша нужда должна быть в нем меньше, чем нужда древних?… Почему и нам не следует делать того же?

7. Для выражения заботы о деле Божьем

Так же как родитель может поститься и молиться, заботясь о том, чтобы дело Божье совершилось в его ребёнке, так и христиане могут поститься и молиться, чувствуя ответственность за дело Божье в более широком масштабе.

Несомненно, мы не сможем поститься непрестанно, но да даст Господь нам время от времени переживать озабоченность о Его труде настолько сильно, чтобы наша обычная забота о еде показалась нам второстепенной по сравнению с Его делом.

8. Для служения нуждам других людей

Те, кто думают, что духовные дисциплины воспитывают в человеке наклонности к эгоизму и независимости, должны обратить внимание на то, что говорится в Книге Исайи 58:6-7. Это место является самым лучшим местом в Писании о посте. В нем говорится исключительно о посте, причем Бог подчеркивает связь поста с разделением нужд других людей. Люди, к которым адресуются этим слова, жаловались Господу на то, что они постились и смиряли себя перед Ним, но Он не ответил на их молитвы и посты. Но причина, по которой Бог не услышал их, заключалась в их непослушании. Их жизнь находилась в лицемерном контрасте и несоответствии с их молитвами и постами. И Господь сказал им:

Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.

Исаия 58:3-4

Пост нельзя изолировать от всей остальной жизни. Духовные дисциплины не находятся где-то в одиночестве. Бог не благословит наше применение любой дисциплины, включая и пост, если мы отвергаем Его слово о том, какими должны быть наши взаимоотношения с другими. Что же нам делать? Как же нам поститься по воле Божьей? Господь говорит:

Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, — одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

Исаия 58:6-7

Другими словами, Богу угоден такой пост, в результате которого мы заботимся не только о себе, но и о других.

Есть и другие способы поста для разрешения нужд других людей. Многие постятся для того, чтобы дать нищему или в церковь те деньги, которые могли бы потратить на еду в течение периода их поста. Подумайте о такой возможности использовать деньги и время на нужды других людей.

9. Чтобы преодолеть искушение и посвятить себя Богу

Попросите христиан дать посту библейскую характеристику, и большинство, возможно, сразу же подумает о сверхъестественном посте Иисуса перед Его искушением в Матфея 4:1-11. Второй стих этого знакомого места говорит нам, что Иисус постился «сорок дней и сорок ночей». В течение этого продолжительного поста Он духовно укрепился и был приготовлен отразить прямое искушение от самого сатаны. Это было самым сильным искушением, если не брать во внимание Гефсиманию. Во время этого поста Он также посвятил Себя Отцу на публичное служение, которое Ему предстояло начать вскоре после этого.

Нигде в Писании нам не говорится поститься сорок дней или какой-то конкретный промежуток времени. Но это не значит, что нам нечего взять для себя, глядя на необычное переживание Иисуса. Один из принципов, которому мы учимся из примера Иисуса, такой: пост — это способ преодолеть искушение и с новыми силами посвятить себя Отцу.

10. Чтобы выразить любовь и поклонение Богу

Вполне возможно, что вы поститесь, когда вас постигают определённые трудности или вы попадаете в какие-то тяжелые ситуации. Но Библия говорит, что пост может быть актом выражения поклонения Богу.

Через пост вы можете выразить то, что вы находите самое большое удовольствие и самую огромную радость только в Боге. В этом случае упражнение в посте означает, что вы любите Бога больше пищи, что поиск Его для вас более важен, чем еда. Это чтит Бога и является формой поклонения Ему как Богу. Это означает, что чрево не является вашим богом, в отличие от некоторых (см. Филиппийцам 3:19). Но оно подчинено Богу и пост доказывает это, потому что вы желаете подчинить желания чрева желаниям Духа.

Пост всегда должен иметь духовную цель, чтобы Господь мог благословить наш пост. Эта цель должна быть направлена только на Бога, а не на себя. Ваш физический голод должен побуждать вас к размышлению о Боге. Он не должен отвлекать вас, а наоборот, напоминать вам о вашей цели. Мы должны использовать желание поесть в качестве напоминания молиться и размышлять о цели поста скорее, чем сосредотачиваться на еде.

Давид Смит ещё раз хорошо сказал:

Всякое благословение, которым Отец незаслуженно награждает Своих детей, следует рассматривать как акт благодати. Мы недооцениваем милость Господа, если думаем, что какими-то нашими делами мы вынуждаем (или даже заставляем) Бога одарить нас благословением, которого мы просим… Поэтому весь наш пост должен стоять на такой основе: мы должны употреблять его, как способ, данный в Писаниях, которым мы всё больше содействуем полному осуществлению дела Божьего в нашей жизни, церкви, обществе и народе.

Прежде чем поститься, нужно установить цель поста, сосредоточенную на Боге. Но даже делая самое лучшее, мы не заслуживаем того, чего желаем, и не можем заставить руку Божью благословить нас. Тем не менее мы всегда помним неоспоримое обещание Иисуса:

Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твоё

Евангелие от Матфея 6:16-17

Бог благословит библейский пост, совершаемый любым из Его чад. И независимо от того, получаете ли вы то благословение, которого ожидали, или нет, в одном можете быть уверены: если бы вы знали всё, что знает Бог, вы бы пожелали себе именно такого благословения, какое Он вам даёт. Любая из Его наград является неоценимой.

Источник