Ницше о пользе и вреде истории для жизни pdf

Ницше о пользе и вреде истории для жизни pdf thumbnail

Фридрих Ницше

Несвоевременные размышления: «О пользе и вреде истории для жизни»

Предисловие

«Мне, во всяком случае, ненавистно все, что только поучает меня, не расширяя и непосредственно не оживляя моей деятельности». Эти слова Гёте, это его задушевное ceterum censeo могло бы служить вступлением к нашему рассуждению о положительной или отрицательной ценности истории. Ибо в этом рассуждении мы намерены показать, почему поучение без оживления, почему знание, сопряженное с ослаблением деятельности, почему история, как драгоценный избыток знания и роскошь, нам должны быть, по выражению Гёте, серьезно ненавистны, – а именно потому, что мы нуждаемся еще в самом необходимом, и потому, что все излишнее есть враг необходимого. Конечно, нам нужна история, но мы нуждаемся в ней иначе, чем избалованный и праздный любитель в саду знания, с каким бы высокомерным пренебрежением последний ни смотрел на наши грубые и неизящные потребности и нужды. Это значит, что она нужна нам для жизни и деятельности, а не для удобного уклонения от жизни и деятельности или тем менее для оправдания себялюбивой жизни и трусливой и дурной деятельности. Лишь поскольку история служит жизни, постольку мы сами согласны ей служить; а между тем существует такой способ служения истории и такая оценка ее, которые ведут к захирению и вырождению жизни: явление, исследовать которое в связи с выдающимися симптомами нашего времени теперь настолько же необходимо, насколько, может быть, это и тягостно.

Я стремился изобразить чувство, которое неоднократно меня мучило; моей местью ему пусть будет то, что я его теперь предаю гласности. Может быть, это изображение побудит кого-нибудь заявить мне, что и он тоже испытал это чувство, но что мне оно известно не в его чистом, первоначальном виде и что я выразил его далеко не с подобающей уверенностью и зрелостью понимания. Таково, может быть, мнение некоторых; большинство же скажет мне, что это – совершенно извращенное, неестественное, отвратительное и просто непозволительное чувство или даже что я показал себя в нем недостойным того могущественного тяготения нашего времени к истории, которое, как известно, ясно обнаружилось за последние два поколения, в особенности среди немцев. Но во всяком случае тем, что я беру на себя смелость дать точное описание природы моего чувства, я скорее способствую охране господствующих приличий, чем подрываю их, ибо я таким образом доставляю возможность многим рассыпаться в комплиментах перед подобным направлением времени. Я же приобретаю для себя еще нечто, что для меня гораздо дороже, чем общественное благоприличие, именно, возможность получить публичное поучение и строгое наставление насчет смысла нашего времени.

Несвоевременным я считаю также и это рассуждение, ибо я делаю в нем попытку объяснить нечто, чем наше время не без основания гордится, именно, его историческое образование, как зло, недуг и недостаток, свойственные времени, ибо я думаю даже, что мы все страдаем изнурительной исторической лихорадкой и должны были бы по крайней мере сознаться в том, что мы страдаем ею. Если же Гёте был прав, когда утверждал, что, культивируя наши добродетели, мы культивируем также и наши пороки, и если, как это известно всем, гипертрофированная добродетель – каковой представляется мне историческое чувство нашего времени – может сделаться столь же гибельной для народа, как и гипертрофированный порок, – то почему бы не дать мне возможности сказать то, что я думаю? К моему оправданию, не умолчу также и о том, что наблюдения, вызвавшие во мне упомянутые выше мучительные ощущения, сделаны мною в значительной части над самим собою и только в целях сравнения над другими и что я, оставаясь сыном своего времени, пришел к столь несвоевременным выводам лишь в той мере, в какой я вместе с тем являюсь питомцем прежних эпох, особенно греческой. Некоторое право на это дает мне, как мне думается, также и моя специальность классического филолога: ибо я не знаю, какой еще смысл могла бы иметь классическая филология в наше время, как не тот, чтобы действовать несвоевременно, т. е. вразрез с нашим временем, и благодаря этому влиять на него, – нужно надеяться, в интересах грядущей эпохи.

1

Погляди на стадо, которое пасется около тебя: оно не знает, что такое вчера, что такое сегодня, оно скачет, жует траву, отдыхает, переваривает пищу, снова скачет, и так с утра до ночи и изо дня в день, тесно привязанное в своей радости и в своем страдании к столбу мгновения и потому не зная ни меланхолии, ни пресыщения. Зрелище это для человека очень тягостно, так как он гордится перед животным тем, что он человек, и в то же время ревнивым оком смотрит на его счастье – ибо он, подобно животному, желает только одного: жить, не зная ни пресыщения, ни боли, но стремится к этому безуспешно, ибо желает он этого не так, как животное. Человек может, пожалуй, спросить животное: «Почему ты мне ничего не говоришь о твоем счастье, а только смотришь на меня?» Животное не прочь ответить и сказать: «Это происходит потому, что я сейчас же забываю то, что хочу сказать», – но тут же оно забывает и этот ответ и молчит, что немало удивляет человека.

Читайте также:  Морские водоросли польза и вред картинки

Но человек удивляется также и самому себе, тому, что он не может научиться забвению и что он навсегда прикован к прошлому; как бы далеко и как бы быстро он ни бежал, цепь бежит вместе с ним. Не чудо ли, что мгновение, которое столь же быстролетно появляется, как и исчезает, которое возникает из ничего и превращается в ничто, что это мгновение тем не менее возвращается снова, как призрак, и нарушает покой другого, позднейшего мгновения. Непрерывно от свитка времени отделяются отдельные листы, выпадают и улетают прочь, чтобы внезапно снова упасть в самого человека. Тогда человек говорит: «Я вспоминаю» – и завидует животному, которое сейчас же забывает и для которого каждое мгновение действительно умирает, погружаясь в туман и ночь и угасая навсегда. Столь неисторически живет животное: оно растворяется в настоящем, как целое число, не оставляя по себе никаких странных дробей, оно не умеет притворяться, ничего не скрывает и в каждый данный момент является вполне тем, что оно есть, и потому не может не быть честным. Человек же, напротив, должен всячески упираться против громадной, все увеличивающейся тяжести прошлого; последняя или пригибает его вниз, или отклоняет его в сторону, она затрудняет его движение, как невидимая и темная ноша, от которой он для виду готов иногда отречься, как это он слишком охотно и делает в обществе равных себе, чтобы возбудить в них зависть. Поэтому-то его волнует, как воспоминание об утраченном рае, зрелище пасущегося стада или более знакомое зрелище ребенка, которому еще нет надобности отрекаться от какого-либо прошлого и который в блаженном неведении играет между гранями прошедшего и будущего. И все же играм ребенка также наступает конец: слишком рано отнимается у него способность забвения. Тогда научается он понимать значение слова «было», того рокового слова, которое, знаменуя для человека борьбу, страдание и пресыщение, напоминает ему, что его существование, в корне, есть никогда не завершающееся Imperfectum. Когда же смерть приносит наконец желанное забвение, то она похищает одновременно и настоящее вместе с жизнью человека и этим прикладывает свою печать к той истине, что наше существование есть непрерывный уход в прошлое, т. е. вещь, которая живет постоянным самоотрицанием, самопожиранием и самопротиворечием.

Если счастье, если погоня за новым счастьем в каком бы то ни было смысле есть то, что привязывает живущего к жизни и побуждает его жить дальше, то может быть циник ближе к истине, чем всякий другой философ, ибо счастье животного, как самого совершенного циника, служит живым доказательством истинности цинизма. Самое крошечное счастье, если только оно непрерывно и делает человека счастливым, конечно, есть несравненно большее счастье, чем величайшее счастье, которое появляется только как эпизод или, так сказать, как мимолетное настроение, как безумный каприз среди постоянных страданий, страстей и лишений. Но как для самого маленького, так и для самого большого счастья существует только одно условие, которое делает счастье счастьем: способность забвения, или, выражаясь более научно, способность в течение того времени, пока длится это счастье, чувствовать неисторически. Кто не может замереть на пороге мгновения, забыв все прошлое, кто не может без головокружения и страха стоять на одной точке, подобно богине победы, тот никогда не будет знать, что такое счастье, или, еще хуже: он никогда не сумеет совершить того, что делает счастливыми других. Представьте себе как крайний пример человека, который был бы совершенно лишен способности забывать, который был бы осужден видеть повсюду только становление: такой человек потерял бы веру в свое собственное бытие, в себя самого, для такого человека все расплылось бы в ряд движущихся точек, и он затерялся бы в этом потоке становления: подобно верному ученику Гераклита, он в конце концов не нашел бы в себе мужества пошевелить пальцем. Всякая деятельность нуждается в забвении, подобно тому как всякая органическая жизнь нуждается не только в свете, но и в темноте. Человек, который пожелал бы переживать все только исторически, был бы похож на того, кто вынужден воздерживаться от сна, или же на животное, осужденное жить только все новым и новым пережевыванием одной и той же жвачки. Таким образом, жить почти без воспоминаний, и даже счастливо жить без них, вполне возможно, как показывает пример животного; но совершенно и безусловно немыслимо жить без возможности забвения вообще. Или, чтобы еще проще выразить мою мысль: существует такая степень бессонницы, постоянного пережевывания жвачки, такая степень развития исторического чувства, которая влечет за собой громадный ущерб для всего живого и в конце концов приводит его к гибели, будет ли то отдельный человек, или народ, или культура.

Читайте также:  Целлюлоза польза и вред для организма

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

О пользе и вреде истории для жизни

«„Мне, во всяком случае, ненавистно все, что только поучает меня, не расширяя и непосредственно не оживляя моей деятельности“. Эти слова Гёте, это его задушевное ceterum censeo могло бы служить вступлением к нашему рассуждению о положительной или отрицательной ценности истории. Ибо в этом рассуждении мы намерены показать, почему поучение без оживления, почему знание, сопряженное с ослаблением деятельности, почему история, как драгоценный избыток знания и роскошь, нам должны быть, по выражению Гёте, серьезно ненавистны, – а именно потому, что мы нуждаемся еще в самом необходимом, и потому, что все излишнее есть враг необходимого. Конечно, нам нужна история, но мы нуждаемся в ней иначе, чем избалованный и праздный любитель в саду знания, с каким бы высокомерным пренебрежением последний ни смотрел на наши грубые и неизящные потребности и нужды. Это значит, что она нужна нам для жизни и деятельности, а не для удобного уклонения от жизни и деятельности или тем менее для оправдания себялюбивой жизни и трусливой и дурной деятельности. Лишь поскольку история служит жизни, постольку мы сами согласны ей служить; а между тем существует такой способ служения истории и такая оценка ее, которые ведут к захирению и вырождению жизни: явление, исследовать которое в связи с выдающимися симптомами нашего времени теперь настолько же необходимо, насколько, может быть, это и тягостно…»

Отрывок из произведения:

«Мне, во всяком случае, ненавистно все, что только поучает меня, не расширяя и непосредственно не оживляя моей деятельности». Эти слова Гёте, это его задушевное ceterum censeo могло бы служить вступлением к нашему рассуждению о положительной или отрицательной ценности истории. Ибо в этом рассуждении мы намерены показать, почему поучение без оживления, почему знание, сопряженное с ослаблением деятельности, почему история, как драгоценный избыток знания и роскошь, нам должны быть, по выражению Гёте, серьезно ненавистны, – а именно потому, что мы нуждаемся еще в самом необходимом, и потому, что все излишнее есть враг необходимого. Конечно, нам нужна история, но мы нуждаемся в ней иначе, чем избалованный и праздный любитель в саду знания, с каким бы высокомерным пренебрежением последний ни смотрел на наши грубые и неизящные потребности и нужды. Это значит, что она нужна нам для жизни и деятельности, а не для удобного уклонения от жизни и деятельности или тем менее для оправдания себялюбивой жизни и трусливой и дурной деятельности. Лишь поскольку история служит жизни, постольку мы сами согласны ей служить; а между тем существует такой способ служения истории и такая оценка ее, которые ведут к захирению и вырождению жизни: явление, исследовать которое в связи с выдающимися симптомами нашего времени теперь настолько же необходимо, насколько, может быть, это и тягостно.

О пользе и вреде истории для жизни скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно

Другие книги автора Фридрих Ницше

Популярные книги в жанре Философия

Оставить отзыв

Еще несколько интересных книг

Источник

  • Добавлена в библиотеку: 11 декабря 2013, 13:36

обложка книги О пользе и вреде истории для жизни автора Фридрих Ницше

Автор книги: Фридрих Ницше

Жанр: Философия, Наука и Образование

Язык: русский
Язык оригинала: немецкий
Переводчик(и): Яков Александрович Берман
Размер: 192 Кб

  • Просмотров: 2507 |

сообщить о неприемлемом содержимом

Правообладателям!

Это произведение, предположительно, находится в статусе ‘public domain’. Если это не так и размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Описание книги

«„Мне, во всяком случае, ненавистно все, что только поучает меня, не расширяя и непосредственно не оживляя моей деятельности“. Эти слова Гёте, это его задушевное ceterum censeo могло бы служить вступлением к нашему рассуждению о положительной или отрицательной ценности истории. Ибо в этом рассуждении мы намерены показать, почему поучение без оживления, почему знание, сопряженное с ослаблением деятельности, почему история, как драгоценный избыток знания и роскошь, нам должны быть, по выражению Гёте, серьезно ненавистны, – а именно потому, что мы нуждаемся еще в самом необходимом, и потому, что все излишнее есть враг необходимого. Конечно, нам нужна история, но мы нуждаемся в ней иначе, чем избалованный и праздный любитель в саду знания, с каким бы высокомерным пренебрежением последний ни смотрел на наши грубые и неизящные потребности и нужды. Это значит, что она нужна нам для жизни и деятельности, а не для удобного уклонения от жизни и деятельности или тем менее для оправдания себялюбивой жизни и трусливой и дурной деятельности. Лишь поскольку история служит жизни, постольку мы сами согласны ей служить; а между тем существует такой способ служения истории и такая оценка ее, которые ведут к захирению и вырождению жизни: явление, исследовать которое в связи с выдающимися симптомами нашего времени теперь настолько же необходимо, насколько, может быть, это и тягостно…»

Читайте также:  В чем польза женьшеневого чая

Последнее впечатление о книге

  • Обложка: Лабиринт. Феникс

    Просмотров: 2159

    Лабиринт. Феникс

    Александр Забусов

    Михаил Каретников для своих стал изгоем и по решению Совета патриархов наказан забвением…

  • Обложка: Вся ярость

    Просмотров: 776

    Вся ярость

    Кара Хантер

    «Еще одна дура-студентка, – подумал водитель такси, – налакалась дешевого сидра и бредет…

  • Обложка: Ведьма для дракона. Академия Четырех Лун

    Просмотров: 638

    Ведьма для дракона. Академия Четырех Лун

    Алена Федотовская

    Никогда не соглашайся заменять ведьму, даже если она очень попросит! Иначе легко…

  • Обложка: Детектив-пикник

    Просмотров: 602

    Детектив-пикник

    Татьяна Устинова

    Что может быть приятнее жарким летом, чем покинуть раскаленный город и отправиться на…

  • Обложка: Скиталец. Гений

    Просмотров: 524

    Скиталец. Гений

    Константин Калбазов

    Что это? Бред? Кома? Или он и впрямь оказался в мире, живущем по правилам игровых реалий?…

  • Обложка: Печать Иоганна Гутенберга

    Просмотров: 491

    Печать Иоганна Гутенберга

    Наталья Александрова

    Иоганн Гутенберг более шестисот лет назад изобрел книгопечатание, стал первым типографом…

  • Обложка: Дикарь королевских кровей. Книга 2.…

    Просмотров: 485

    Дикарь королевских кровей. Книга 2.…

    Анна Гаврилова

    Влюбиться в кронпринца плохая идея, поэтому я, леди Алессандра тил Гранион, держусь изо…

  • Обложка: Зло из телевизора

    Просмотров: 477

    Зло из телевизора

    Геннадий Сорокин

    В заброшенном сквере одного из сибирских городов неизвестный напал на женщину и, угрожая…

  • Обложка: Скопление неприятностей

    Просмотров: 448

    Скопление неприятностей

    Вадим Панов

    Кажется, что жизнь Помпилио дер Даген Тура налаживается. Главный противник – повержен.…

  • Обложка: Ее нежеланный лорд

    Просмотров: 446

    Ее нежеланный лорд

    Оливия Штерн

    Бьянка и представить себе не могла, во что выльется ее участие в заговоре против короля.…

  • Обложка: Прыжок над бездной

    Просмотров: 423

    Прыжок над бездной

    Михаил Тихонов

    У Макса есть дурная привычка: он не умеет жить без проблем. Притом часто находит их на…

  • Обложка: Те, кто желает мне смерти

    Просмотров: 405

    Те, кто желает мне смерти

    Майкл Корита

    Прежняя жизнь четырнадцатилетнего Джейса Уилсона закончилась, когда он стал свидетелем…

  • Обложка: Мнемозина

    Просмотров: 395

    Мнемозина

    Георгий Ланской

    Иван Стахов – бывший опер, ныне адвокат. С оперативной работы он ушел после того, как…

  • Обложка: Три грации на обочине

    Просмотров: 357

    Три грации на обочине

    Лариса Соболева

    У людей налажена жизнь, плоха она или хороша – это их жизнь, они сами управляют ею. И…

  • Обложка: Не мешай себе жить

    Просмотров: 337

    Не мешай себе жить

    Марк Гоулстон

    Многие люди с сожалением осознают, что не способны реализовать свои планы, потому что…

  • Обложка: Иной мир. Морпехи. Книга вторая

    Просмотров: 323

    Иной мир. Морпехи. Книга вторая

    Айнур Галин

    Это вторая книга о путешествии Дениса Архипова и его морпехов в «Ином мире». О…

  • Обложка: Хочу тебя. И кофе…

    Просмотров: 319

    Хочу тебя. И кофе…

    Стелла Грей

    Книга, которую так долго ждали. Горячий, обжигающий, возбуждающий бестселлер от Стеллы…

  • Обложка: Дорожный снайпер

    Просмотров: 308

    Дорожный снайпер

    Николай Леонов

    Полковники МВД Гуров и Крячко расследуют серию жестоких убийств. Из раритетной импортной…

  • Обложка: Невеста Темного

    Просмотров: 305

    Невеста Темного

    Елизавета Соболянская

    Темный Властелин тщательно выбирает себе будущую жену. Хорошая семья, отличное здоровье и…

  • Обложка: Сердце Дракона. Книга 9

    Просмотров: 304

    Сердце Дракона. Книга 9

    Кирилл Клеванский

    «Сердце Дракона» – фантастический роман Кирилла Клеванского, девятая книга цикла, жанр…

  • Обложка: Шёпот песочных часов

    Просмотров: 281

    Шёпот песочных часов

    Светлана Казакова

    «Шёпот песочных часов» – фантастический роман Светланы Казаковой, вторая книга цикла…

  • Обложка: Клинком и сердцем. Том 2

    Просмотров: 235

    Клинком и сердцем. Том 2

    Дана Арнаутова

    «Клинком и сердцем» – фантастический роман Даны Арнаутовой и Евгении Соловьевой, второй…

  • Обложка: 1971. Агент влияния

    Просмотров: 233

    1971. Агент влияния

    Евгений Щепетнов

    Михаил Карпов приезжает в США по приглашению своего американского издателя. Заокеанская…

  • Обложка: Стритрейсеры: ночь – это наш день

    Просмотров: 233

    Стритрейсеры: ночь – это наш день

    Андрей Глебов

    На ночных гонках в Подмосковье ударом отвёртки в сердце убит Макар Константинов За…

  • Источник