Не токмо а пользы для

Не токмо а пользы для thumbnail

СШВП «Алкор», немного рекламы

Вы таки будете смеяться, но даже этот пост не проплачен. И, больше того, с большим трудом удалось найти в Сети следы производителя, кроме вот этого ролика, к котором есть только адрес электронной почты и всё… Однако, гугл штука сильная. Итак, перед нами сверхлегкий самолет СШВП «Алкор», конструкции Олега Александровича Черемухина. Созданный еще в конце 90-х (в рамках компании “Трансал-АКС”) самолет стабильно “вызывает большой интерес”, но на этом все как-то и кончается. С тех пор самолет пыталась продвигать компания “Си Тех”, – тоже фиаско, потом в Нижнем Новгороде под самолет Г.Дыдыкиным создается компания “Промэкс” (2007 год), и снова ничего. Заколдованный, не иначе… Последние следы самолета – вот в этом видеоролике, размещенном в 2014 году….

Алкор в полете

Я, наверное, напишу авторам на предмет подробностей, но что-то удивлен таким подходом к делу. Никакой, фактически, реальной рекламы и продвижения. Несколько паршивых фотографий и чуть ни не на телефон снятый видеоролик, – это не работает. Так нельзя продать ничего. Ну а пока – копипаста описания самолета с ютьюба:

Безаэродромный 2-х местный самолет с шасси на воздушной подушке предназначен для облета линий электропередач и нефтегазопроводов, обслуживание геологоразведывательных партий, метеостанций, доставка мелких грузов, может использоваться для организации туризма, отдыха и выполнения транспортных операций в условиях естественных взлетно – посадочных площадок, водоемов и элементарно – подготовленных аэродромов и гидродромов.

Главная особенность самолета – высокие характеристики проходимости шасси на воздушной подушке, позволяющие ему осуществлять взлет и посадку с любой поверхности: грунта, пашни, луга, льда любой толщины, снега, воды(включая отмели), заболоченные поверхности, песка. При этом он может преодолевать препятствия в виде береговых уступов и кочек высотой до 350 мм., канав шириной до 1 м., рытвин, небольших торосов и отдельно лежащих бревен диаметром до – 350мм.
Короткий пробег – 30 м на грунте без применения поддува воздушной подушки, позволяет делать посадки на ограниченные площадки. Являясь практически универсальным посадочным устройством, предложенное шасси на воздушной подушке в то же время за счет своих удачных конструктивных решений не ухудшило летно-технические характеристики самолета, существенно превосходит технические возможности самолета – амфибий и самолетов с различными комбинированными шасси.

вид спереди, в кабине, кажется, конструктор

Конструкция самолета: Цельнометаллическая.
Силовая установка самолета: Включает в себя маршевый поршневой двигатель с толкающим винтом и отдельный двигатель вентиляторного агрегата для создания воздушной подушки. Силовая установка скомплектована из сертифицированных агрегатов, приборов и узлов “западного” производства.
Авионика: Может быть установлена Российского или зарубежного производства.
(По согласованию с заказчиком).

Условия эксплуатации – самолет безаэродромного базирования. Может эксплуатироваться в диапазоне наружных температур (t) +35*С до -40*С

Основные характеристики:
Размах – 12,4 м.
Длина – 7,15 м.
Высота – 2,5 м.
Взлетный вес – 900 кг.
Вес пустого – 615 кг.
Топливо АИ-95/ 80 л.
Расход топлива на 100 км. составляет до – 15 л.
Запас топлива с дополнительным баком – 160 л.
Двигатель маршевый “СУБАРУ” EJ-22 – 136 л.с. / Лайкоминг О-320 / 150 л.с
Двигатель воздушной подушки MZ-34 / 27 л.с.
Крейсерская скорость – 120 -130 км/ч
Скорость отрыва – 75 км/ч
Скорость посадочная – 75 км/ч
Дистанция разбега – 100 м.
Дистанция до набора H=15 метров – 400 м.
Пробег без ВП – 30 м.
Пробег с ВП – 100-150 м.
Допустима высота кочек – 250 мм.
Допустима ширина канавы – 0,7 м.
Высота волны при взлете с воды – 300 мм.
Дальность с основным баком до – 700 км.

Контакты:
е-mail: lairplane@yandex.ru

Если кто-то может рассказать про эту машину больше, – прошу не стесняться. Фотографии нормального качества приветствуются.

+ Черемухин О.А. (конструктор СШВП) и Ежов П.В. (директор “Си Тех”)

Источник

Ðàññêàç-çàãàäêà. Ñêîëüêî èì¸í àâòîðîâ ,èì¸í ëèòåðàòóðíûõ ãåðîåâ è ëèòåðàòóðíûõ òåðìèíîâ çàøèôðîâàíî â ýòîì ïðîèçâåäåíèè?

“- Íå êîðûñòè ðàäè, – ñêàçàë îòåö Ô¸äîð áðàíäìåéñòåðó, – à òîêìî…
Õîõî÷óùåãî ñâÿùåííèêà íà ïîæàðíîé ëåñòíèöå óâåçëè â ïñèõèàòðè÷åñêóþ ëå÷åáíèöó.”

È.Èëüô è Å.Ïåòðîâ “Äâåíàäöàòü ñòóëüåâ”, ãëàâà XXXVIII, “Ïîä îáëàêàìè”

* * *

Ïèñüìî îòöà Ô¸äîðà, ïèñàííîå èì èç ïñèõèàòðè÷åñêîé ëå÷åáíèöû, ïàëàòà 287, ñâîåé æåíå â óåçäíûé ãîðîä N:

Ãîëóáóøêà ìîÿ, Êàòåðèíà Àëåêñàíäðîâíà! Âåñüìà ïåðåä òîáîþ âèíîâàò. Íå ìîã íàïèñàòü òåáå äîëãî ïî ïðè÷èíå ðàññòðîéñòâà íåðâíîãî, äà è ëå÷åíèå ìî¸ åùå íå çàêîí÷åíî.
À ïîïàë ÿ , ïî îøèáêå áðàíäìåéñòåðà, â ëå÷åáíèöó ñîâñåì íåîáû÷íóþ. Ïîýòè÷åñêóþ. Òóò âñå ãðàôî-ìàíèåé áîëåþò. Íàðîäèùó, ìàòóøêà, ñêàæó òåáå, òüìà-òüìóùàÿ. Ïîíà÷àëó äóìàëîñü ìíå, ÷òî òóò îäíè ãðàôû ñ ìàíÿìè ëå÷àòñÿ, àí íåò. Òóò è èìïåðàòîðû è èìïåðàòîðøè åñòü. Êàè, Þëèè âñÿêèå. È êîðîëåíêè. À íåêîòîðûå – ñîâñåì áåçûìåíñêèå.
Ïàëàò – ìíîæåñòâî. Ðàçäåëåíû íà ìóæñêèå è æåíñêèå. Ýòî çàâèñèò îò òîãî, êàêîé ðèôìîé êòî ïèøåò. Åñòü åùå ïàëàòû ñèëëàáî-òîíè÷åñêèå, ôóòóðèñòè÷åñêèå, èìàæèíèñòè÷åñêèå. Íî â íèõ çàõîäèòü îïàñíî.
Ìåñòà òóò êðàñèâûå! Òàêàÿ ôîíåòèêà è îðôîãðàôèÿ çà ðåø¸òêîé! Êåäðèíû ñòîëåòíèå è ïåîíû â ãîðøêàõ. Êàæäûé äåíü èõ ìàðàÔåòÿò, îñîáåííî â àñàäîâîì ñëåäÿò çà öâåòàåâûìè è çà ïåñòåëÿìè è òû÷èíàìè âîêðóã ëàôîíòåíà . È òàêîé ç¸ë¸íûé ãàéäàð âîêðóã, äà ãàçåëè ìåæäó òàíêàìè ñêàêàþò, ðåçâÿòñÿ…
Íåäàëåêî – ãîðàöèÿ íåáîëüøàÿ. Ïàðíàñ íàçûâàåòñÿ. Ìû èíîãäà íà íå¸ ðàçíûìè òðîïàìè âçáèðàåìñÿ.
Çäàíèå ó íàñ , çàãëÿäåíüå-òî êàêîå!  ñòèëå àìôèáðàõèé, ïî ôðîíòîíó àíàïåñòû ÿìáîì ïóùåíû. Ñíàðóæè – âñ¸ ÷åðíûøåâñêîå, à âíóòðè – áåëèíñêîå. Ïîòîëêè åùå, ïðàâäà, íåêðàñîâû.
Âîò ìåáåëèøêà, Êàòåíüêà, òóòà ñîâñåì íèêóäûøíÿÿ. Íå ìàñòåðà Ãàìáñà. Ïðàâäà, â êîðèäîðå ñàôî ñòîèò è äâà äèâàíà ó ãëàââðà÷à â êàáèíåòå.
 ïàëàòàõ ÷èñòîòa-ëåïîòà, ìàòóøêà. Íó èíîãäà æóêîâñêèå ñ ìîëüåðàìè ïîÿâëÿþòñÿ. Íî ðåäêî.
Ãëàââðà÷ ó íàñ – Ëóçèòàíóøêèí, îð¸ë! Ìîðäà áàãðèöêàÿ! Íå âñÿêèé ñìåëÿêîâ èëè ñåðâàíòåñ ñ íèì ïîñïîðèòü ðåøèòñÿ.
Ïîñìîòðèò íà êàêîãî-íèáóäü øèëëåðà èëè âåëëåðà äà êàê ñêàæåò: “Êòî âàì , ìàíüÿêè, ñêàçàë, ÷òî ñòèõè ïèñàòü íå ìîøòå !? øòå!”
Âîò è ïèøåì.
Îñòàëüíîé ìåäïåðñîíàë – õîðîøèé, ëþäè äîáðîëþáîâû è ùåäðèíû, íî íåêîòîðûå âðà÷è íè çàìè íè÷åãî íå çíàþò è äðóãèì çíàòü íå äàþò, äà è ó ñàíèòàðîâ-ìóæèêîâ ðûëååâû çëûå è øóòêè íå îñòðîâñêèå.
Ìåäñ¸ñòðû ó íàñ äåâû áðîäñêèå, ñ òàêèìè ðåãèñòàíàìè è ïðè÷¸ñêàìè ëîõâèöêèìè – çàãëÿäåíüå! È âñå ôîðìû ó íèõ òâ¸ðäûå-òâ¸ðäûå… Äåâû ñòðîãèå. Íèêàêèõ ëèìåðèêîâ è ùèïà÷¸âûõ ñåáå íå ïîçâîëÿþò è òàéíû íàøè ìåäèöèíñêèå áëþäóò. Íèêîìó íè ãþãî.
Ñèëüíî îïàñíûõ ó íàñ íå äåðæàò. Áûëè òóò , ïîíà÷àëó, íåêîòîðûå ,æóòü êàêèå àïîëèíåðâíûå, õîäèëè ãîãîëÿìè, òàê ñ íèìè áûñòðî óïðàâèëèñü . Òþò ÷åãî , òàê ñðàçó – 330 ãåðöåíîâ ê ïÿòêàì è 5 áåðãîëüöåâ íà âèñêè. Ñâåòà áåëîãî íå óâèäèøü, òîëüêî ÷¸ðíûé. À ïîòîì èõ íà Àíòîêîëüñêèé ïîëóîñòðîâ êóäà âñåõ áóíèíûõ îòïðàâëÿþò îáû÷íî. Ìåñòà òàì íå çàäîðíîâû, à ñåâåðÿíèíû è çàáîëîöêèå.
Íî íåêîòîðûå íà âîëþ áûëè îòïóùèíû.
Íàðîäèøêî îïîñëÿ òàêîãî óñïîêîèëñÿ. Õóëèãàíû åñòü, êîíå÷íî. Ëîìî-íîñîâû, õàé-ÿìû âñÿêèå, àõ-ìàòîâû, ãàì-çàòîâû àõìà-äóëèíû êîòîðûå âñåì ïîêàçûâàþò. Ðóäàêè, ìàòóøêà, èñòèííî ðóäàêè!
Äà è èíîâåðöåâ òóò ïðåäîñòàòî÷íî. Ëåðìîí-òîâû, àëè-òåðàöèè, ãóìè-ë¸âû, ôîí-âèçèíû äà ÷åõ-îâû…
Ñîñåä ó ìåíÿ, ìàòóøêà… Òàêîé áóðëþê ! ×óêíóòûé è ãåêíóòûé. Âñ¸ ñààäè êî ìíå ïðèñòðàèâàåòñÿ, ãåéíå, íàâåðíîå…
×óòü íå çàáûë íàïèñàòü òåáå, Êàòåíüêà… Ó íàñ òóò ôåðìà. Ïëåìåííîé êîííîòàöèåé çàíèìàåìñÿ. Ïåãàñîâ ðàçâîäèì. Ýòî ëîøàäè òàêèå áåëûå ñ êðûëîâûìè. Íî åñåíèíà íå åäÿò íè â êàêóþ. Íà ôåðìå ìû è ðàáîòàåì ïîìàëåíüêó. Çà ÷òî íàì è ïëàòÿò ôðàíñàìè è óêðàèíêàìè. Ïî ñóááîòàì áåæèì ê êàññèëþ, à ïîòîì – íà áàçàðîâà. Ïðîäóêòû ñåáå ïîêóïàåì ïî áðþñîâûì öåíàì è íà êîãàíå âàðèì. Èëè êàðòîøå÷êó ïå÷¸ì â çîëÿ.
À äëÿ òåõ ó êîãî óæå ñëþíà îò ñîáñòâåííûõ ñòèõîâ òå÷¸ò , ïåðåæ¸âûâàåì è ïàñòåðíàêîì êîðìèì.
Íî ïëàòÿò ìàëî. È ïèòàíèå íàøå áîëüíè÷íîå – îäíî è òî æå. Îäíà åâòóø¸íêà. ß îò íå¸ ÷óòü íå ãîìåð íàìåäíè, õîðîøî, ÷òî ñàíèòàðû âîâðåìÿ îâèäèëè.
Äà è ñ ÷åãî æèðåòü-òîëñòåòü, ãîëóáóøêà ìîÿ? Öåëûé äåíü ìàðøàêîì ãîíÿþò òð¸õñòîïíî è ïÿòèñòîïíî. Âîò òîëüêî íà ïðàçäíèêè âîçíåñåíñêèå ïèðîãè ñ êëàóçóëîé ïåêóò è ðàçäàþò íàì äîëüíèêàìè.
ß áû è ðàäèùåâ íàïèñàòü òåáå, Êàòåíüêà, ÷òî-òî õîðîøåå, íî äàâûäîâàòü ìíå íå÷åãî. Äåëà ó ìåíÿ ãîðüêèå.
Ïî ïîâîäó áîëåçíè ìîåé èíâåðñèè ðàçíûå. Àíàëèç ïî-íîñîâó è ïèñàðåâó íà ìàíäåëüøòàìû – íè÷åãî íå ïîêàçàë, íî íàäñîííîå ñîñòîÿíèå ïîðóøåíî è ïîñòîÿííûå øîëîõîâû â ãîëîâå.
Íåâûíîñèìîíîâî ìíå áîëå çäåñü , Êàòåðèíà Àëåêñàíäðîâíà!
Ïðèåçæàé, íàâåñòè ìåíÿ, ìàòóøêà!
Íîâûé ãîä ñêîðî, ìîæåò âìåñòå îòïðàçäíóåì? Èëè ïðàçäíèêè ðîæäåñòâåíñêèå? Òóò íàì íîâîãîäíèé áàëüìîíò îáåùàþò ôåéåðáàõ áóäåò è ïåòðàðêè . Åæåëè óòêèíà æàðåíîãî ïðèâåç¸øü, òî âûïü¸ì ñ òîáîé, ìàòóøêà, òàãîðà-âèéîíà è áóäåò ó íàñ , Êàòåðèíà Àëåêñàíäðîâíà, íàñòîÿùèé øåêñ-ïèð.

Íåæíî öåëóþ, îáíèìàþ è áëàãîñëîâëÿþ
Òâîé âåðíûé ìóæ, ãðàôîìàí Ôåäÿ.

Êëèíèêà ïðîô. Ëóçèòàíóøêèíà
äåðåâíÿ Áîëüøèå Ðàñïèñàêè , Ñòèõîáëóäèíñêîãî óåçäà.

Источник

Фильм снят в 1971 году, по роману «Двенадцать стульев», авторов: И. Ильфа и Е. Петрова. У картины есть не менее знаменитое продолжение — фильм «Золотой телёнок».

— Почем у вас огурцы солёные? — Пятак! — Ну, хорошо, дайте, два! (Киса Воробьянинов)

Это май-баловник, это май-чародей веет свежим своим опахалом! (Киса Воробьянинов)

В толпе внезапно послышался громкий смех Остапа Бендера. Он оценил эту фразу. Все заржали. Ободрённый приемом, Гаврилин, сам не понимая почему, вдруг заговорил о международном положении.

У источника не могу. От источника у меня начались видения. (Монтёр Мечников)

«Нимфа», туды ее в качель, разве товар даёт? (Безенчук)

А ваш дворник довольно-таки большой пошляк. Разве можно так напиваться на рубль?! (Остап Бендер)

Я отдам колбасу! Снимите меня! (Отец Фёдор)

Туды его в качель. (Безенчук)

Берегите пенсне, Киса — сейчас начнётся! (Остап Бендер)12 стульев цитаты

Гениальная цитата из фильма «12 стульев»: Товарищи! Смотрите все! Любителя бьют!

Такую капусту грешно есть помимо водки.

Вам мат, товарищ гроссмейстер.

Статистика знает всё.

Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице. (Остап Бендер)

Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон. (Монтёр Мечников)

Где-то теперь рыщет Воробьянинов? (Отец Фёдор)

Сволота всякая! Гадюка семибатюшная! Среднее образование имеет!

Гроб, он работу любит. (Безенчук)

Почём опиум для народа? (Остап Бендер)

Птицы, покайтесь в своих грехах публично! (Отец Фёдор)

Говори!.. Говори, куда дел сокровища убиенной тобой тёщи! (Отец Фёдор)

Скоро только кошки родятся! (Остап Бендер)

Дверь открылась. Остап прошел в комнату, которая могла быть обставлена только существом с воображением дятла.

Поедемте в нумера! (Киса Воробьянинов)

Держите его! Он украл нашу колбасу! (Киса Воробьянинов)

Поедем в таксо. — (Эллочка-людоедка)

Дышите глубже: вы взволнованы!

Ответ есть эквивалент мысли. (Монтёр Мечников)

Здесь Паша Эмильевич, обладавший сверхъестественным чутьем, понял, что сейчас его будут бить, может быть, даже ногами.

Ну ты, жертва аборта, а ну быстро говори, кому продал стул?! (Остап Бендер)

Киса, я хочу вас спросить, как художник — художника: вы рисовать умеете? (Остап Бендер)

Но Остап Бендер, длинный благородный нос которого явственно чуял запах жареного, не дал дворнику и пикнуть.

Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень! (Остап Бендер)

Не учите меня жить. (Эллочка-людоедка)

Месье, же не манж па сис жур. Гебен зи мир битте этвас копек ауф дем штюк брод. Подайте что-нибудь бывшему депутату Государственной думы. (Киса Воробьянинов)

Нас никто не любит, если не считать уголовного розыска, который тоже нас не любит.(Остап Бендер)

— Деньги вперёд,— заявил монтёр,— утром — деньги, вечером — стулья или вечером — деньги, а на другой день утром — стулья.

— А может быть, сегодня — стулья, а завтра — деньги? — пытал Остап.

— Я же, дуся, человек измученный. Такие условия душа не принимает.

Мы чужие на этом празднике жизни. (Остап Бендер)

На третьем ходу выяснилось, что Остап играет восемнадцать испанских партий. На остальных досках васюкинцы применили хотя устаревшую, но верную защиту Филидора.

Мусик!!! Готов гусик? (Инженер Брунс)

Не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены. (Отец Фёдор)

Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! (Остап Бендер)

Неделю тому назад состоялся вечер «Общества спасания на водах», о чём свидетельствовал также лозунг на стене: Дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих. — глава XXXIV

Крепитесь! Россия вас не забудет! Заграница нам поможет! (Остап Бендер)

Ну вас к чёрту! Пропадайте здесь с вашим стулом! А мне моя жизнь дорога как память! (Остап Бендер)

Знойная женщина, — мечта поэта. (Остап Бендер)

Он против этого не возражал, но при голосовании на всякий случай воздержался.

Жизнь, господа присяжные заседатели, это сложная штука, но, господа присяжные заседатели, эта сложная штука открывается просто, как ящик. (Остап Бендер)

Парниша. — (Эллочка-людоедка)

Дуся! Вы меня озлобляете. Я человек, измученный нарзанами. (Монтёр Мечников)

Поедем на извозчике. — (Эллочка-людоедка)

Держите гроссмейстера! (12 стульев цитаты про шахматистов)

Положение было ужасно! В Москве, в центре города, на площадке девятого этажа стоял взрослый человек с высшим образованием, абсолютно голый. Идти ему было некуда. Он скорее согласился бы сесть в тюрьму, чем показаться в таком виде. Оставалось одно — пропадать!

Гроссмейстер сыграл е2-е4.

Гаврилин начал свою речь хорошо и просто:

Спокойно, Михельсон! (Остап Бендер)

Вам, предводитель, пора лечиться электричеством. (Остап Бендер)

Считаю вечер воспоминаний закрытым. (Остап Бендер)

В центре таких субтропиков давно уже нет, но на местах и на периферии еще встречаются! (Остап Бендер)

Теперь вся сила в гемоглобине.

Бунт на корабле? (Остап Бендер)

Толстый и красивый. (Эллочка-людоедка)

А может тебе ещё дать ключ от квартиры, где деньги лежат?

У вас вся спина белая. — (Эллочка-людоедка)

…И пошел от меня прочь, в публичный дом должно быть. (Отец Фёдор)

Хорошо излагает, собака, учитесь. (Остап Бендер)

— Трамвай построить, — сказал он, — это не ешака купить.

Я дам вам парабеллум. (Остап Бендер)

— Ваше политическое кредо? — Всегда !

— Господа! Господа! Неужели вы нас будете бить? — Да ещё как! (Киса Воробьянинов)

Источник

Татьяна Марьина

Татьяна Марьина

Страна и мир

03 Декабря 2018


Говорят, автором крылатого тоста «Не пьянства окаянного ради, а токмо пользы для» был сам Петр Первый. Правда, документальных подтверждений тому не нашли, а напыщенность фразы с годами поистерлась, и звучит она теперь попроще: «Не пьянства ради, здоровья для». Или еще проще: «Не пьем, а лечимся».

«Не пьем, а лечимся». Насколько лекарства «с градусом» полезны для здоровья | РИСУНОК Максима СМАГИНА

РИСУНОК Максима СМАГИНА

Алхимики начудили

Ох уж эта простуда, верная спутница зимних погодных «разногласий», когда вслед за трескучими морозами – сопливая оттепель. Телевизор усиленно крутит рекламу таблеток и капель, которые способны, как утверждается, в момент избавить любого страдальца от всех простудных симптомов.

А если не везет и препарат не помогает, а глотать иную фармакологическую «химию» не хочется – что тогда? Простейшее народное средство: рюмашка водки, щепотка молотого перца, все размешать и залпом выпить. Потом – под одеяло и хорошенько пропотеть.

Может, и полегчает. Только вот участковые терапевты подметили: глотателям такого коктейля потом приходится лечить другие болячки, связанные уже с пищеводом, желудком и печенью. Нет-нет да возьмет какой-нибудь доктор на себя ответственность, посоветует: «Уж если задумали лечиться алкоголем, то делать это надо цивилизованно. Настойками и бальзамами».

Лекарственные препараты «с градусом» – по рецептам и без оных – в огромном ассортименте предлагает не только аптечная сеть, но и торгово-продовольственная. По данным маркетинговых служб, каждый год начиная с поздней осени и до конца января растет спрос на так называемый цветной алкоголь – настойки, бальзамы, наливки. В конце января спрос стабилизируется и удерживается на высоком уровне примерно до апреля. Как только потеплеет, угроза массовых простуд минует, спрос начинает снижаться.

В международной практике все алкогольные напитки, полученные путем настаивания спиртовых растворов на природном сырье, специалисты относят к ликерам. Таким образом, наливки, настойки, биттеры, бальзамы – ликерные подвиды.

Ликер называют «детищем средневековых монастырей и уединенных лабораторий алхимиков». Имя напитку дало латинское слово liquefacere, что значит «растворяться». Было у напитка когда-то и второе именование cordials с латинским корнем cor – «сердце». И то и другое названия не случайны. Поначалу ликеры считались исключительно лечебным снадобьем, в первую очередь – как средство от сердечных недугов.

Первые ликеры были созданы в конце XIII века. Составляя лекарства, знахари экспериментировали с настоями трав и ягод, чтобы придать снадобью целебные свойства. Лекарства получались горькими, к ним стали добавлять мед. Спустя четыре столетия напитки официально были признаны при королевских дворах. С тех пор начали постепенно забывать о целебных свойствах и ценить напиток исключительно за сладостный вкус и не менее сладостный запах.

Но не все снадобья стали сладкими ликерами, чья роль – разнообразить столовое меню. Предназначение бальзамов осталось прежним. Само слово balsamon в переводе с греческого означает «лечебное средство».

Бальзамом считается спиртовая настойка даже на основе какой-то одной травы, однако на практике состав этих напитков гораздо богаче. Классические рецепты включают в среднем четыре десятка ингредиентов, иногда их количество приближается к сотне.

Добрый доктор «Ерофеич»

Россия испокон веков отличалась особой страстью к настаиванию спиртного на пахучих травах, ягодах и кореньях. Хотя поначалу оно преследовало простейшую цель: отбить у плохо очищенного спирта грубый сивушный запах. Стремление придать горячительному целебные свойства появилось позже.

И не было пределов совершенству…

Приготовлением настоек в России занимались повсеместно. Чуть ли не в каждом доме были свои рецепты. Вкус, цвет, прозрачность и крепость в немалой степени определялись фантазией и пристрастиями автора. Известно, что Петр Первый лично готовил себе анисовую настойку и предпочитал ее всем заморским винам – «не пьянства окаянного ради…».

Сохранился рецепт настойки «Ерофеич». Название образовано от имени (или отчества) цирюльника Ерофеича, вылечившего где-то на стыке 1767 – 1768 годов графа Алексея Орлова от затяжной простуды. По другим данным, от тяжелого желудочного заболевания. По третьим – от того и другого одновременно. Ерофеич, по свидетельствам историков, пробыл несколько лет в составе русской миссии в Китае. В свободное от брадобрейства время, полагают, постигал секреты тибетской медицины.

По своей сути «Ерофеич» – горькая настойка крепостью 40 градусов, светло-коричневого цвета, мягкого, слегка жгучего вкуса с пряным сложным запахом. Для ее приготовления берут смесь мяты, аниса, кардамона, зверобоя, тимьяна, майорана, тысячелистника, донника, полыни и померанцевых корочек. Цирюльник Ерофеич, по некоторым утверждениям, добавлял в эту смесь еще и корень женьшеня.

Другая широко известная классическая русская настойка – перцовая. Попросту – перцовка. Хорошая замена самопальному коктейлю при простуде. Хотя эта горькая настойка традиционно использовалась как средство, возбуждающее аппетит. А есть еще рябиновая (она же – рябиновка), имбирная (известная в России с XVI века), садовая (из трех сортов садовых ягод – вишни, малины и красной смородины).

Технология производства настоек в нашей стране была доведена до высочайшего уровня еще в стародавние времена. Впрочем, и сегодня каждое уважающее себя ликеро-водочное предприятие спешит засветиться на рынке своей фирменной продукцией, экспериментируя с букетом трав, ягод и кореньев.

Все настойки делятся на две группы: горькие и сладкие.

Горькие отличаются крепостью (30 – 35 градусов), совсем не содержат или только чуть-чуть сахара. У них жгучий вкус и резкий пряный запах. Цвет яркий – под стать цвету растений, входящих в рецептуру.

В сладких настойках содержание спирта, как правило, не превышает 25 градусов. По вкусу они могут напоминать наливки, но отличаются от них большей крепостью – в наливках не больше 20 градусов. Сладкая настойка – это как бы наспиртованный сок плодов и ягод, в меру засахаренный и сохраняющий аромат и вкус натуральных растительных продуктов. Лечебно-целебные свойства сладких настоек сведены к минимуму. Чего не скажешь о бальзамах.

Бальзамы, в сущности, те же горькие настойки. Но разнотравья в них побольше, консистенция погуще. И стоимость – в два-три раза выше.

По капельке, по граммулечке…

Даже опытные эксперты не берутся назвать самый лучший напиток. Трудно оставаться объективным, когда речь заходит о вкусовых предпочтениях. Однако топ-7 самых популярных бальзамов все-таки составлен.

На первом месте оказался «Биттнер». На протяжении столетий этот напиток семейство Биттнер готовило исключительно для себя. И только в прошлом веке начало выпускать бальзам на продажу. Среди лечебных свойств особо выделяют антисептическое, желчегонное, обезболивающее.

На втором месте – «Рижский». Согласно легенде, напиток был приготовлен впервые для Екатерины II. Рижский аптекарь лечил с его помощью желудочные колики у монаршей особы. Потом рецепт был утерян, восстановить его удалось только в прошлом веке. Крепость напитка повысилась с 16 градусов до 45, обогатился растительный состав. Основным медицинским назначением бальзама теперь считаются не столько желудочные заболевания, сколько депрессия.

На третьем месте – «Бехеровка». Этот чешский бальзам иногда называют «тринадцатым источником» знаменитых Карловых Вар. Напиток выпускается с 1807 года.

Далее идут бальзам «Уссурийский», словацкая «Демановка», транснациональный «Гольдвассер» («Золотая вода» – напиток с добавлением крупинок драгоценного металла), немецкий «Егермейстер».

Для того чтобы настоянные «на градусах» растенья/коренья с их биологически активным содержимым пошли на пользу, придется соблюдать оптимальные дозировки и правила употребления. Конечно, будет лучше заручиться профессиональной подсказкой доктора. Если же до такой подсказки добраться проблематично, то стоит запомнить: при использовании бальзамов и настоек в качестве лекарственного средства их дозировка не должна превышать 20 граммов в день и 150 граммов в неделю.

Если заболеваний нет, а профилактический или тонизирующий эффект получить хочется, то настойку рекомендуется употреблять после приема пищи по 20 – 30 граммов за один раз. А для возбуждения аппетита – до еды в том же объеме. Часто бальзамы комбинируют с чаем или кофе.

Есть еще целая наука, как правильно употреблять бальзамы/настойки в чистом виде – в «гастрономических целях». Как охлаждать бутылку, чтобы она покрывалась ледяным налетом, а структура напитка стала насыщенной и тягучей; как делать коктейли… Но это совсем другая история.

Поэтому вместительные рюмки и тем более бокалы отодвинем в сторону. Мы же лечимся. Лучше, конечно, по назначению и под контролем врача. Но в любом случае — по капельке. Исключительно здоровья ради.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (6334) от 03.12.2018 под заголовком «А токмо пользы для».

Источник