Не ищи своего а пользы другого

Не ищи своего а пользы другого thumbnail

Свт. Иоанн Златоуст

Никто не ищи своего, но каждый пользы другого

См. Толкование на 1 Кор. 10:23

Свт. Феофан Затворник

Никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо

«Не на одно то смотри, что ты вкушаешь с чистою совестию, но и на то особенно, назидает ли это ближнего твоего. Во многих местах выставляет святой Павел это правило как необходимейшее. Но не просто велит он не искать своей пользы, а только тогда, когда это вредно для брата. В таком случае полезное ближнему должно предпочитать своей пользе, и то избирать, а это оставлять» (Феофилакт). Коренной закон деятельности христианской: люби Бога паче всего, и люби ближнего, как себя. О любви к себе нечего и правил писать; ее только можно ограничивать. Любовь к Богу наипаче есть действие сердечное, внутренное, сокровенное. В явной жизни действующею является одна любовь к ближним, возгреваемая внутри любовию к Богу. Бога паче всего любить должно; но к Богу деятельной любви ничем не можешь ты показать, как делами любви к ближним. Потому, да ищет кийждо еже ближняго – есть сокращение всего нравственного закона. Но надо при этом держать в душе строго дополнительную главную мысль, чтобы сие искание, еже ближняго, исходило из любви к Богу. Ибо есть гуманисты, которые представляются млеющими от любви к человечеству, между тем не только любви к Богу, но и веры в Него не имеют. Пустые личности!

Этими двумя стихами напоминал коринфянам Апостол: итак, вкушать идоложертвенное открыто в капищах – с этих пор не дерзайте. Но оставались другие случаи, в которых, и не ведая, можно было вкусить идоложертвенное. Их теперь и определяет святой Павел.

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Никто не ищи своего, но каждый пользы другого

Не своей только пользы должны искать мы, но и ближних.

Толкование на послания божественного Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Никто не ищи своего, но каждый пользы другого

Не то только имей в виду, с чистой ли совестью ты ешь, но и то, назидает ли брата поступок твой. Во многих местах своих посланий поставляет это делом самым необходимым. Не вообще возбраняет искать своей, пользы, но тогда, когда это вредно для брата. Ибо в таком случае пользу его мы должны ставить выше своей и ее избирать.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Экумений

Никто не ищи своего, но каждый пользы другого

Ищи не только того, говорит Павел, с чистой ли совестью ты ешь, но полезно ли происходящее твоему брату.

Фрагменты.

Амвросиаст

Никто не ищи своего, но каждый пользы другого

Истинно так бывает, когда кто-либо на капище возлежит за трапезой и удовлетворяет свое желание, в то время как совесть немощного брата к искушению склоняет. Отчего и следует поспешать из любви к Господу нашему Иисусу Христу – дабы из необходимости блага ближнего мы отказывали себе в наших желаниях, как о том и апостол, сосуд избранный и врачеватель духовный, говорит: ища не своей пользы, по пользы многих (1 Кор. 10:33).

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Никто не ищи своего, но каждый пользы другого

Этот стих прибавлен Апостолом для выяснения того, что он разумел под выражением: назидает. Кто заботится о благе ближнего, тот перестает заботиться об угождении самому себе, своей чувственной природе.

См. также Толкование на 1 Кор. 10:23

Источник

Ïåðâîå ïîñëàíèå ê Êîðèíôÿíàì ñâÿòîãî àïîñòîëà Ïàâëà

Ãëàâà 10.

1Íå õî÷ó îñòàâèòü âàñ, áðàòèÿ, â íåâåäåíèè, ÷òî îòöû íàøè âñå áûëè ïîä îáëàêîì, è âñå ïðîøëè ñêâîçü ìîðå;
2è âñå êðåñòèëèñü â Ìîèñåÿ â îáëàêå è â ìîðå;
3è âñå åëè îäíó è òó æå äóõîâíóþ ïèùó;
4è âñå ïèëè îäíî è òî æå äóõîâíîå ïèòèå: èáî ïèëè èç äóõîâíîãî ïîñëåäóþùåãî êàìíÿ; êàìåíü æå áûë Õðèñòîñ.

5Íî íå î ìíîãèõ èç íèõ áëàãîâîëèë Áîã, èáî îíè ïîðàæåíû áûëè â ïóñòûíå.

6À ýòî áûëè îáðàçû äëÿ íàñ, ÷òîáû ìû íå áûëè ïîõîòëèâû íà çëîå, êàê îíè áûëè ïîõîòëèâû.

7Íå áóäüòå òàêæå èäîëîïîêëîííèêàìè, êàê íåêîòîðûå èç íèõ, î êîòîðûõ íàïèñàíî: íàðîä ñåë åñòü è ïèòü, è âñòàë èãðàòü.

8Íå ñòàíåì áëóäîäåéñòâîâàòü, êàê íåêîòîðûå èç íèõ áëóäîäåéñòâîâàëè, è â îäèí äåíü ïîãèáëî èõ äâàäöàòü òðè òûñÿ÷è.

9Íå ñòàíåì èñêóøàòü Õðèñòà, êàê íåêîòîðûå èç íèõ èñêóøàëè è ïîãèáëè îò çìåé.

10Íå ðîïùèòå, êàê íåêîòîðûå èç íèõ ðîïòàëè è ïîãèáëè îò èñòðåáèòåëÿ.

11Âñå ýòî ïðîèñõîäèëî ñ íèìè, êàê îáðàçû; à îïèñàíî â íàñòàâëåíèå íàì, äîñòèãøèì ïîñëåäíèõ âåêîâ.

12Ïîñåìó, êòî äóìàåò, ÷òî îí ñòîè’ò, áåðåãèñü, ÷òîáû íå óïàñòü.

13Âàñ ïîñòèãëî èñêóøåíèå íå èíîå, êàê ÷åëîâå÷åñêîå; è âåðåí Áîã, Êîòîðûé íå ïîïóñòèò âàì áûòü èñêóøàåìûìè ñâåðõ ñèë, íî ïðè èñêóøåíèè äàñò è îáëåã÷åíèå, òàê ÷òîáû âû ìîãëè ïåðåíåñòè.

14Èòàê, âîçëþáëåííûå ìîè, óáåãàéòå èäîëîñëóæåíèÿ.

15ß ãîâîðþ âàì êàê ðàññóäèòåëüíûì; ñàìè ðàññóäè’òå î òîì, ÷òî ãîâîðþ.

16×àøà áëàãîñëîâåíèÿ, êîòîðóþ áëàãîñëîâëÿåì, íå åñòü ëè ïðèîáùåíèå Êðîâè Õðèñòîâîé? Õëåá, êîòîðûé ïðåëîìëÿåì, íå åñòü ëè ïðèîáùåíèå Òåëà Õðèñòîâà?

17Îäèí õëåá, è ìû ìíîãèå îäíî òåëî; èáî âñå ïðè÷àùàåìñÿ îò îäíîãî õëåáà.

18Ïîñìîòðèòå íà Èçðàèëÿ ïî ïëîòè: òå, êîòîðûå åäÿò æåðòâû, íå ó÷àñòíèêè ëè æåðòâåííèêà?

19×òî æå ÿ ãîâîðþ? Òî ëè, ÷òî èäîë åñòü ÷òî-íèáóäü, èëè èäîëîæåðòâåííîå çíà÷èò ÷òî-íèáóäü?

20Íåò, íî ÷òî ÿçû÷íèêè, ïðèíîñÿ æåðòâû, ïðèíîñÿò áåñàì, à íå Áîãó. Íî ÿ íå õî÷ó, ÷òîáû âû áûëè â îáùåíèè ñ áåñàìè.

21Íå ìîæåòå ïèòü ÷àøó Ãîñïîäíþ è ÷àøó áåñîâñêóþ; íå ìîæåòå áûòü ó÷àñòíèêàìè â òðàïåçå Ãîñïîäíåé è â òðàïåçå áåñîâñêîé.

22Íåóæåëè ìû ðåøèìñÿ ðàçäðàæàòü Ãîñïîäà? Ðàçâå ìû ñèëüíåå Åãî?

23Âñå ìíå ïîçâîëèòåëüíî, íî íå âñå ïîëåçíî; âñå ìíå ïîçâîëèòåëüíî, íî íå âñå íàçèäàåò.

24Íèêòî íå èùè ñâîåãî, íî êàæäûé ïîëüçû äðóãîãî.

25Âñå, ÷òî ïðîäàåòñÿ íà òîðãó, åøüòå áåç âñÿêîãî èññëåäîâàíèÿ, äëÿ ñïîêîéñòâèÿ ñîâåñòè;
26èáî Ãîñïîäíÿ çåìëÿ, è ÷òî’ íàïîëíÿåò åå.

27Åñëè êòî èç íåâåðíûõ ïîçîâåò âàñ, è âû çàõîòèòå ïîéòè, òî âñå, ïðåäëàãàåìîå âàì, åøüòå áåç âñÿêîãî èññëåäîâàíèÿ, äëÿ ñïîêîéñòâèÿ ñîâåñòè.

28Íî åñëè êòî ñêàæåò âàì: ýòî èäîëîæåðòâåííîå,- òî íå åøüòå ðàäè òîãî, êòî îáúÿâèë âàì, è ðàäè ñîâåñòè. Èáî Ãîñïîäíÿ çåìëÿ, è ÷òî’ íàïîëíÿåò åå.

29Ñîâåñòü æå ðàçóìåþ íå ñâîþ, à äðóãîãî: èáî äëÿ ÷åãî ìîåé ñâîáîäå áûòü ñóäèìîé ÷óæîþ ñîâåñòüþ?

30Åñëè ÿ ñ áëàãîäàðåíèåì ïðèíèìàþ ïèùó, òî äëÿ ÷åãî ïîðèöàòü ìåíÿ çà òî, çà ÷òî ÿ áëàãîäàðþ?

31Èòàê, åäèòå ëè, ïüåòå ëè, èëè èíîå ÷òî äåëàåòå, âñå äåëàéòå â ñëàâó Áîæèþ.

32Íå ïîäàâàéòå ñîáëàçíà íè Èóäåÿì, íè Åëëèíàì, íè öåðêâè Áîæèåé,
33òàê, êàê è ÿ óãîæäàþ âñåì âî âñåì, èùà íå ñâîåé ïîëüçû, íî ïîëüçû ìíîãèõ, ÷òîáû îíè ñïàñëèñü.

Ãëàâà 11.

1Áóäüòå ïîäðàæàòåëÿìè ìíå, êàê ÿ Õðèñòó.

2Õâàëþ âàñ, áðàòèÿ, ÷òî âû âñå ìîå ïîìíèòå è äåðæèòå ïðåäàíèÿ òàê, êàê ÿ ïåðåäàë âàì.

3Õî÷ó òàêæå, ÷òîáû âû çíàëè, ÷òî âñÿêîìó ìóæó ãëàâà Õðèñòîñ, æåíå ãëàâà – ìóæ, à Õðèñòó ãëàâà – Áîã.

4Âñÿêèé ìóæ, ìîëÿùèéñÿ èëè ïðîðî÷åñòâóþùèé ñ ïîêðûòîþ ãîëîâîþ, ïîñòûæàåò ñâîþ ãîëîâó.

5È âñÿêàÿ æåíà, ìîëÿùàÿñÿ èëè ïðîðî÷åñòâóþùàÿ ñ îòêðûòîþ ãîëîâîþ, ïîñòûæàåò ñâîþ ãîëîâó, èáî ýòî òî æå, êàê åñëè áû îíà áûëà îáðèòàÿ.

6Èáî åñëè æåíà íå õî÷åò ïîêðûâàòüñÿ, òî ïóñòü è ñòðèæåòñÿ; à åñëè æåíå ñòûäíî áûòü îñòðèæåííîé èëè îáðèòîé, ïóñòü ïîêðûâàåòñÿ.

7Èòàê ìóæ íå äîëæåí ïîêðûâàòü ãîëîâó, ïîòîìó ÷òî îí åñòü îáðàç è ñëàâà Áîæèÿ; à æåíà åñòü ñëàâà ìóæà.

8Èáî íå ìóæ îò æåíû, íî æåíà îò ìóæà;
9è íå ìóæ ñîçäàí äëÿ æåíû, íî æåíà äëÿ ìóæà.

10Ïîñåìó æåíà è äîëæíà èìåòü íà ãîëîâå ñâîåé çíàê âëàñòè íàä íåþ, äëÿ Àíãåëîâ.

11Âïðî÷åì íè ìóæ áåç æåíû, íè æåíà áåç ìóæà, â Ãîñïîäå.

12Èáî êàê æåíà îò ìóæà, òàê è ìóæ ÷åðåç æåíó; âñå æå – îò Áîãà.

13Ðàññóäèòå ñàìè, ïðèëè÷íî ëè æåíå ìîëèòüñÿ Áîãó ñ íåïîêðûòîþ ãîëîâîþ?
14Íå ñàìà ëè ïðèðîäà ó÷èò âàñ, ÷òî åñëè ìóæ ðàñòèò âîëîñû, òî ýòî áåñ÷åñòüå äëÿ íåãî,
15íî åñëè æåíà ðàñòèò âîëîñû, äëÿ íåå ýòî ÷åñòü, òàê êàê âîëîñû äàíû åé âìåñòî ïîêðûâàëà?

16À åñëè áû êòî çàõîòåë ñïîðèòü, òî ìû íå èìååì òàêîãî îáû÷àÿ, íè öåðêâè Áîæèè.

17Íî, ïðåäëàãàÿ ñèå, íå õâàëþ âàñ, ÷òî âû ñîáèðàåòåñü íå íà ëó÷øåå, à íà õóäøåå.

18Èáî, âî-ïåðâûõ, ñëûøó, ÷òî, êîãäà âû ñîáèðàåòåñü â öåðêîâü, ìåæäó âàìè áûâàþò ðàçäåëåíèÿ, ÷åìó îò÷àñòè è âåðþ.

19Èáî íàäëåæèò áûòü è ðàçíîìûñëèÿì ìåæäó âàìè, äàáû îòêðûëèñü ìåæäó âàìè èñêóñíûå.

20Äàëåå, âû ñîáèðàåòåñü, òàê, ÷òî ýòî íå çíà÷èò âêóøàòü âå÷åðþ Ãîñïîäíþ;
21èáî âñÿêèé ïîñïåøàåò ïðåæäå äðóãèõ åñòü ñâîþ ïèùó, òàê ÷òî èíîé áûâàåò ãîëîäåí, à èíîé óïèâàåòñÿ.

22Ðàçâå ó âàñ íåò äîìîâ íà òî, ÷òîáû åñòü è ïèòü? Èëè ïðåíåáðåãàåòå öåðêîâü Áîæèþ è óíèæàåòå íåèìóùèõ? ×òî’ ñêàçàòü âàì? ïîõâàëèòü ëè âàñ çà ýòî? Íå ïîõâàëþ.

23Èáî ÿ îò Ñàìîãî Ãîñïîäà ïðèíÿë òî’, ÷òî è âàì ïåðåäàë, ÷òî Ãîñïîäü Èèñóñ â òó íî÷ü, â êîòîðóþ ïðåäàí áûë, âçÿë õëåá
24è, âîçáëàãîäàðèâ, ïðåëîìèë è ñêàçàë: ïðèèìèòå, ÿäèòå, ñèå åñòü Òåëî Ìîå, çà âàñ ëîìèìîå; ñèå òâîðèòå â Ìîå âîñïîìèíàíèå.

25Òàêæå è ÷àøó ïîñëå âå÷åðè, è ñêàçàë: ñèÿ ÷àøà åñòü íîâûé çàâåò â Ìîåé Êðîâè; ñèå òâîðèòå, êîãäà òîëüêî áóäåòå ïèòü, â Ìîå âîñïîìèíàíèå.

26Èáî âñÿêèé ðàç, êîãäà âû åäèòå õëåá ñåé è ïüåòå ÷àøó ñèþ, ñìåðòü Ãîñïîäíþ âîçâåùàåòå, äîêîëå Îí ïðèäåò.

27Ïîñåìó, êòî áóäåò åñòü õëåá ñåé èëè ïèòü ÷àøó Ãîñïîäíþ íåäîñòîéíî, âèíîâåí áóäåò ïðîòèâ Òåëà è Êðîâè Ãîñïîäíåé.

28Äà èñïûòûâàåò æå ñåáÿ ÷åëîâåê, è òàêèì îáðàçîì ïóñòü åñò îò õëåáà ñåãî è ïüåò èç ÷àøè ñåé.

29Èáî, êòî åñò è ïüåò íåäîñòîéíî, òîò åñò è ïüåò îñóæäåíèå ñåáå, íå ðàññóæäàÿ î Òåëå Ãîñïîäíåì.

30Îòòîãî ìíîãèå èç âàñ íåìîùíû è áîëüíû è íåìàëî óìèðàåò.

31Èáî åñëè áû ìû ñóäèëè ñàìè ñåáÿ, òî íå áûëè áû ñóäèìû.

32Áóäó÷è æå ñóäèìû, íàêàçûâàåìñÿ îò Ãîñïîäà, ÷òîáû íå áûòü îñóæäåííûìè ñ ìèðîì.

33Ïîñåìó, áðàòèÿ ìîè, ñîáèðàÿñü íà âå÷åðþ, äðóã äðóãà æäèòå.

34À åñëè êòî ãîëîäåí, ïóñòü åñò äîìà, ÷òîáû ñîáèðàòüñÿ âàì íå íà îñóæäåíèå. Ïðî÷åå óñòðîþ, êîãäà ïðèäó.

Источник

Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24

Истинно так бывает, когда кто-либо на капище возлежит за трапезой и удовлетворяет свое желание, в то время как совесть немощного брата к искушению склоняет. Отчего и следует поспешать из любви к Господу нашему Иисусу Христу — дабы из необходимости блага ближнего мы отказывали себе в наших желаниях, как о том и апостол, сосуд избранный и врачеватель духовный, говорит: ища не своей пользы, но пользы многих (33 так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.1 Кор. 10:33).

Источник

На Послания к Коринфянам. PL 17:237d.-238a.

Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24

Принцип очень важный: в церкви нужно стараться не зацикливаться на себе, а стараться, чтобы была польза другому. Люди в церкви должны поддерживать друг друга, выращивать друг друга. Например, один человек в Интернете, представляясь священником, написал, что ему очень не нравятся обычные прихожане в храмах: «Они все такие глупые, необразованные, злые». Я ему ответил, что это его проблемы, потому что он — пастырь и должен заботиться об образовании своей паствы. Этим он должен заниматься, а если ругается на прихожан, то какой же он сам? Это пастух на овец может ругаться, что они в грязь залезли. А кто их не доглядел и дал в грязь залезть? Пастух дал — с пастуха и спрос. Помните, как Никодиму говорили фарисеи «Этот народ невежда в законе, проклят он» (49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.Ин. 7:49). Поэтому апостол говорит: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого». Это и прихожанам сказано и, конечно, пастырям. Каждый должен заботиться о других, а не только о себе самом.

Феофан Затворник говорит так: «Коренной закон деятельности христианской: люби Бога паче всего, и люби ближнего, как себя. О любви к себе нечего и правил писать; ее только можно ограничивать». Очень многие спрашивают, почему заповеди любви к себе нет, или надо себя любить, иначе другого не полюбишь. Феофан Затворник о другом говорит: у нас иногда бывает такая сильная любовь к себе, что ее ограничивать надо. О любви к Богу и о людях заботиться надо.

«Любовь к Богу наипаче есть действие сердечное, внутренное, сокровенное. В явной жизни действующею является одна любовь к ближним, возгреваемая внутри любовию к Богу».

Любовь к ближнему должна подогреваться любовью к Богу, а не наоборот. Если ты сначала постараешься полюбить людей, то ты их возненавидишь и уж до Бога не дойдешь.

«Бога паче всего любить должно; но к Богу деятельной любви ничем не можешь ты показать, как делами любви к ближним. Потому, да ищет кийждо еже ближняго — есть сокращение всего нравственного закона. Но надо при этом держать в душе строго дополнительную главную мысль, чтобы сие искание, еже ближняго, исходило из любви к Богу. Ибо есть гуманисты, которые представляются млеющими от любви к человечеству, между тем не только любви к Богу, но и веры в Него не имеют. Пустые личности!».

Как красиво говорит Феофан Затворник, какая мысль в конце! Пустые личности, которые притворяются в любви к Богу, а Его они даже не имеют в сердце.

Источник

Даниил Сысоев свящ. На что жить священнику? Беседы на Первое и Второе Послания апостола Павла к Коринфянам. В 12 т. — Т. 4. Глава: Использовать свободу для прославления Бога

Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24

Не своей только пользы должны искать мы, но и ближних.

Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 23-24

Видишь ли великую его мудрость? Так как иной из них мог сказать: я совершен, я властен над собою, я вкушаю предлагаемое без вреда для себя, то он говорит: положим, что ты совершен и властен над собою; но смотри не на это, а на то, не причиняет ли твое поведение какого-нибудь вреда, или какого-нибудь расстройства. То и другое он выразил словами: «не все полезно», «не все назидает», разумея первое о нем самом, а второе о брате; выражение: «не полезно» указывает на погибель его самого, а «не назидает» – на соблазн брата.

Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24

Потому и присовокупляет: «никто не ищи своего». Это раскрывает он во всем послании, равно как и в послании к Римлянам, когда говорит: «ибо и Христос не Себе угождал» (3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.Рим. 15:3); и еще: «так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы» (33 так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.1 Кор. 10:33). Также и здесь он не распространяется об этом. Выше он пространно доказывал и доказал, что он никогда не искал своей пользы, был для иудеев, как иудей, для неимеющих закона, как без закона, самой свободой и властью своей не просто пользовался, а (искал) пользы всех, служа всем; потому здесь он довольствуется немногими словами и прекращает речь, напоминая им этими немногими словами все, что сказано было прежде.

Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24

μηδείς никто, τό έαυτοΰ собственная вещь, принадлежащее ему самому (Barrett), ζητεί τω praes. imper. act. от ζητέω искать. Praes. указывает на привычное действие.

Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24

10:24:1 Щадите совесть окружающих

Все, что оставалось от жертвоприношений, доставлялось на рынок, располагавшийся на агоре, — большой площади в Коринфе (неподалеку от которой некогда работал и сам Павел; 3 и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток.Деян. 18:3). Не все мясо, которое там продавалось, было идоложертвенным. В сравнительно больших городах иудеям часто разрешалось иметь свои собственные рынки, где они могли продавать и покупать чистую пишу. В других местах они всегда интересовались происхождением мяса. Но еврейские учителя рассматривали непреднамеренные грехи как «легкие»; таким образом, Павел мог согласиться, что тот, кто стремится скрупулезно выполнить предписания закона, может удовлетвориться сентенцией: «То, чего не знаешь, не должно тебя тревожить». Поскольку большинство людей не могли позволить себе покупать мясо, заменяя его в своем рационе рыбой или зерновыми, Павел здесь обращается в основном к состоятельным членам общины.

Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24

Это принцип святых Божиих – и ныне, и прежде, извечно и навеки. Это принцип созидательный и общественный. На этом принципе может основываться самое совершенное, самое богоугодное и самое счастливое общество человеческое. Это принцип спасительный при любых трудностях, с которыми современные люди сталкиваются, борются без результата и без надежды. Святая душа заботится о соседях своих, ближних и дальних; она беспокоится, где бездомные переночуют, как голодные насытятся, во что раздетые оденутся? Она беспокоится и молится Богу, чтобы соседи ее спаслись; чтобы сердца свои наполнили любовью к Богу; чтобы ум свой направили к Богу; чтобы порочные вернулись с пути порока; чтобы колеблющиеся в вере устойчивость обрели; чтобы утвердившиеся устояли; чтобы упокоившиеся Лице Божие видели; чтобы живые были вписаны в Книгу Живых в Царствии Света.

Но будьте осторожны, братья, ибо точно также, слово в слово, может гласить и принцип дьявольский, разрушительный и антиобщественный: Никто не смотри на свое тело, как его сохранить в чистоте от греха, но каждый смотри на чужое тело, как его осквернить и уничтожить. Никто не смотри на свою душу, как ее спасти, а каждый смотри на чужую душу, как ее очернить, оклеветать, обеднить, погубить. Никто не смотри на свой дом, как его построить и обновить, но каждый смотри на чужой дом, как его сжечь и разрушить. Никто не смотри на свои житницы, как их наполнить, но каждый смотри на чужие житницы, как их обокрасть и опустошить. Видите ли, братья, как этот принцип может быть принципом добра и принципом зла; это меч острый с обеих сторон; это Ангел или сатана. Посмотрите, как этот принцип, в сатанинском духе и виде, сегодня распространился на все стороны!

О Господи Душе Святый, пустивший эти святые слова в мир через уста апостола Божиего, чтобы они, как светлые солнечные лучи, нас освещали, а не чтобы сжигали, помоги нам исполнять их в истинном смысле небесном, во славу Бога Триединого и во спасение душ наших. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24

Этот стих прибавлен Апостолом для выяснения того, что он разумел под выражением: назидает. Кто заботится о благе ближнего, тот перестает заботиться об угождении самому себе, своей чувственной природе.

Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24

Но поелику Апостол совершенно воспретил вкушение идоложертвенного, а в то время города полны были таковых мяс и, вероятно, одни, из уважения к апостольскому закону, не стали бы вовсе покупать их, а другие по чревоугодию пренебрегли бы закон, то по необходимости и касательно сего узаконяет, что следовало.

Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24

«Не на одно то смотри, что ты вкушаешь с чистою совестию, но и на то особенно, назидает ли это ближнего твоего. Во многих местах выставляет святой Павел это правило как необходимейшее. Но не просто велит он не искать своей пользы, а только тогда, когда это вредно для брата. В таком случае полезное ближнему должно предпочитать своей пользе, и то избирать, а это оставлять» (Феофилакт). Коренной закон деятельности христианской: люби Бога паче всего, и люби ближнего, как себя. О любви к себе нечего и правил писать; ее только можно ограничивать. Любовь к Богу наипаче есть действие сердечное, внутренное, сокровенное. В явной жизни действующею является одна любовь к ближним, возгреваемая внутри любовию к Богу. Бога паче всего любить должно; но к Богу деятельной любви ничем не можешь ты показать, как делами любви к ближним. Потому, да ищет кийждо еже ближняго – есть сокращение всего нравственного закона. Но надо при этом держать в душе строго дополнительную главную мысль, чтобы сие искание, еже ближняго, исходило из любви к Богу. Ибо есть гуманисты, которые представляются млеющими от любви к человечеству, между тем не только любви к Богу, но и веры в Него не имеют. Пустые личности!
Этими двумя стихами напоминал коринфянам Апостол: итак, вкушать идоложертвенное открыто в капищах – с этих пор не дерзайте. Но оставались другие случаи, в которых, и не ведая, можно было вкусить идоложертвенное. Их теперь и определяет святой Павел.

Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24

Не то только имей в виду, с чистой ли совестью ты ешь, но и то, назидает ли брата поступок твой. Во многих местах своих посланий поставляет это делом самым необходимым. Не вообще возбраняет искать своей, пользы, но тогда, когда это вредно для брата. Ибо в таком случае пользу его мы должны ставить выше своей и ее избирать.

Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24

Ищи не только того, говорит Павел, с чистой ли ты совестью ешь, но полезно ли происходящее твоему брату.

Источник

Фрагменты. TLG 2866.003,440.7-8.

Источник