Не доставляют пользы сокровища неправедные правда же избавляет от смерти

Не доставляют пользы сокровища неправедные правда же избавляет от смерти thumbnail

Привет всем, друзья)! Да пребудет с вами мудрость)! На этой главе заканчивается странная проповедь о мудрости и глупости и начинаются советы. Проследить их логику сложно, но она есть, потому что глава повествует об определенных темах, которые повторяются вначале в середине и конце:

– отношения с родителями
– праведность и нечестие
– лень и бедность,
– трудолюбие и богатство,
– мудрость и глупость.
– Ненависть и любовь.
– духовные законы.
И начинается эта глава с того, с чего начинается наша жизнь.

1 Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери.

Она начинается с отношений с родителями. Отношения с родителями очень важная для Бога вещь. И часто Бог использует благочестивых родителей чтобы направить детей туда, куда Ему угодно.
Бог настолько уважает родительский труд, что даже продляет жизнь тем, кто почитает и любит своих родителей. Может быть поэтому на Кавказе так много долгожителей, потому что они имеют глубокое уважение к своим родителям.  Но нужно не просто уважать, но и радовать, т.е. что-то активно делать чтобы принести радость.

2 Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.
3 Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.
4 Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.
5 Собирающий во время лета – сын разумный, спящий же во время жатвы – сын беспутный.

Мы живем в таком мире, когда человек сам не может произвести для себя все необходимые для жизни вещи. Чаще всего мы делаем что-то одно. Кто-то врач и лечит людей, кто-то предприниматель собрал людей и делает ремонты. Приносят люди пользу другим людям обменивая ее на деньги, а за эти деньги уже покупаем необходимые вещи.  За полученными деньгами чаще всего стоит чей-то труд.
Но есть особый род людей, которые не хотят приносить пользу другим людям за деньги. Они хотят просто денег без всякого умственного труда за ними.  Но неоднократно в Библии говорится, что такое добро, отнимает жизнь у завладевшего им, что такие, неправедные, деньги- не принесут пользу.

6 Благословения – на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.

И если путь нечестивого навлекает на него проклятие от Бога, проблемы, страх, плохой сон.  Но путь праведника- приносит ему благословения. Мы встречаем много разных людей, но как определить, кто из них праведник, а кто нечестивый?  Нечестивый – от слова честь, честность с приставкой не. И чаще всего такие люди не ценят свои слова и не следят за своей речью.  Об устах праведного и нечестивого и будет следующий отрывок.

7 Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.
8 Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.
9 Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.
10 Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется.
11 Уста праведника – источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.
12 Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
13 В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого – розга.
14 Мудрые сберегают знание, но уста глупого – близкая погибель.

Люди рождаются и умирают, отходят в вечность. А что остается после них на земле?  Только память в сердцах людей, с которыми они соприкоснулись. Великие люди оставляют память в сердцах миллионов. Люди обычные оставляют память в сердцах своих близких.  И приятно знать что один из твоих предков построил церковь, а другой принимал участие в войне с захватчиками и вышел героем.  Добрая память – очень приятна потомкам, но как пытаются скрыть какие-то плохие дела. Никто не гордится отцом который бросил семью или воровал и сидел в тюрьме. Конечно, Бог меняет людей. Но и люди должны оставить добрую память, хотя бы в сердцах близких и церкви.

8 стих-  мудрый сердцем принимает заповеди.

Многие люди принимают заповеди умом.  Но нужно принимать их сердцем, чтобы сердце менялось.  Нужно почувствовать каждую заповедь и понять ее. Чтобы она стала частью нас.  Например не кради- представьте что у вас украли вещь, которая вам дорога. Так и другим не приятно, Так и другим не приятно, когда у них украдут то, что им ценно.
Чтобы принять заповедь сердце нужно ее пропустить через сердце.
А глупый устами преткнется – рот не может быть глупым, глупым может быть только разум. Который не был воспитан, воздержан. И в пылу ссоры, под давлением обстоятельств из глупых уст обязательно выскочит то, что человек скрывает.  Здесь мудрый сердцем противопоставляется тому, с глупыми устами.  Но человеку с глупыми устами, противопоставляется еще один человек, который мигает глазами, и причиняет досаду.  Это человек не глупый, это человек коварный, который следит за своими устами и имеет тайный язык, который причиняет досаду.  Человек который что-то скрывает всегда вызывает настороженность, и не зря. Он скрывает, значит понимает, зачем. А если понимает, значит он не глупый. А люди всегда боятся тех. кто умнее их, особенно если они еще и злы.

Но всё имеет два источника, и мудрость и глупость. И праведность и неправедность. И честность и нечестие.  Источники эти ЛЮБОВЬ и НЕНАВИСТЬ.  Иными словами – Дух Бога и дух Сатаны. Это и определяет развитие человека и его дальнейшую судьбу. Растите детей в любви. И сами делайте то, что любовь. Делая добрые дела, вы становитесь проводниками любви в этот мир и через вас будет действовать Бог все больше и больше.

15 Имущество богатого – крепкий город его, беда для бедных – скудость их.
16 Труды праведного – к жизни, успех нечестивого – ко греху.

Опять финансовая тема. Слово бедный, от слова беда и беда эта – скудость их. Что это за скудость такая?  Скудость денег? Или скудость ума?  На мой взгляд, все от ума. Бедный человек-это человек ленивый и гордый. Почему гордый? потому что считает ниже своего достоинства учиться у кого-то зарабатывать деньги.  Считает ниже своего достоинства что-то создавать и продавать. Его гордость охраняет его бедность, его беду. Проще надо быть и лучше библию читать. На голове продающего благословение.  Труды праведного к жизни. Праведный человек, когда получает деньги, он использует их так, что они приносят жизнь семье окружающим и даже тем самым бедным праведник дает часть своих трудов.

17 Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение – блуждает.

Наставление нужно хранить и не на полке, а в сердце, вспоминать и думать о том, как применить его в жизни.

18 Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.
19 При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен.
20 Отборное серебро – язык праведного, сердце же нечестивых – ничтожество.
21 Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.
22 Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит
.

Снова про уста, друзья. Уста это портал. Это ворота из духовного мира в мир физический, материальный.  Когда человек многословит, он перестает контролировать свой язык, когда человек перестает контролировать свой язык сам, его начнет контролировать кто-то другой. Апостол Иаков пишет, что язык у некоторых людей, воспаляем от геены, от ада. Т.е. связан с темным духовным миром.
А у праведника в устах – благословение от Бога. Уста праведника благословляют, ( помните благословляйте врагов?) уста праведника не приносят печали своим благословением.  Сдерживайте свои уста друзья! Не вздумайте произносить проклятие. Не нужно выпускать смерть в мир через свой рот. Что посеет человек, то и пожнет. Пусть Бог сам накажет того, кто этого заслуживает, не произносите плохих слов.  Даже Иуд. 1:9 Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»  Храните уста свои от лжи, лукавства, зла и проклятия и они будут как серебро и отборное золото. Будут обогащать людей и приносить радость слушающим.

23 Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость.

Такие глупые люди, остались в детстве. Когда они привлекали к себе внимание своими выходками а потом радовались, сколько внимания они получили. Разумный человек привлекает внимание мудрым способом и приносит окружающим поль пользу и благо.

24 Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится.
25 Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник – на вечном основании.

Все слышали выражение- мысли материальны? Думаю многие слышали. Вот и в библии написано, что материальны, но не все.
Для праведных- материальны одни. А для нечестивых материальны другие.  У нечестивых исполнятся страхи.  У праведных исполнятся желания.  Вот в чем разница. И вот почему важно быть праведным.

26 Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его.

Избегайте, друзья, ленивых людей. Пусть в вашем окружении не будет ни одного ленивого человека. Сейчас такое время, что люди гордятся своей ленью. как гордятся другими своими пороками.  Это от глупости друзья. Наше окружение влияет на нас. Но и мы влияем на наше окружение. Сначала удалитесь от ленивых. Станьте трудолюбивым. И тогда уже вы сможете что-то изменить. Но все начинается со смирения, признания себя ленивым или нечестивым и страха перед Богом.

27 Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся.
28 Ожидание праведников – радость, а надежда нечестивых погибнет.
29 Путь Господень – твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие.
30 Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле.

Нечестивым людям не на кого надеяться. А мы надеемся на Бога. И с Богом мы идем по дороге твердой, а не в болоте.
Нечестивые- как прах возметаемые ветром. Их ничего не держит. Они легко увлекаются и соблазняются. Праведники тверды и надежны.

31 Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется.
32 Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых – развращенное.
Друзья, какие наши мысли , такие наши и уста. Какие наши уста- такая и наша жизнь.

Да благословит господь ВАС своим Благословением! Пусть пошлет вам мудрость создать счастье в семье, много детей или много внуков и дай Бог чтобы вы и правнуков увидели.  Но все начинается с того, чем мы наполняем себя. Наполняйте себя мудростью Божьей и вы удивитесь сколько благословений придет в вашу жизнь.

Источник

Свт. Иоанн Златоуст

Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти

См. Толкование на Притч. 10:1

Сщмч. Киприан Карфагенский

Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти

См. Толкование на Притч. 10:1

Блаж. Иероним Стридонский

Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти

См. Толкование на Притч. 10:1

Беда Достопочтенный

Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти

См. Толкование на Притч. 10:1

Евагрий Понтийский

Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти

См. Толкование на Притч. 10:1

Лопухин А.П.

Ст. 2-7 Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти. Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет. Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. Собирающий во время лета – сын разумный, спящий же во время жатвы – сын беспутный. Благословения – на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие. Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет

При всей разнородности содержания этих шести стихов, они несколько объединяются общею всем им мыслью о неодинаковом земном жребии праведного и нечестивого, разумного и неразумного, прилежного и ленивого. «Жизнь и смерть» (ст. 2) – типическое обозначение блага и бедствия жизни, проходящее чрез всю книгу Притчей. – «Сокровища неправедные» – нажитые неправдой, беззаконием, «не доставляют пользы» – бессильны спасти от смерти, а равно от всякого смертельного бедствия. Спасет от этого одна «правда» (евр. цедака), т. е. правота всех намерений и поступков человека, деятельное осуществление «мудрости», хокма (по традиционно-еврейскому толкованию, цедака, спасающая от смерти, есть милостыня). Мысль ст. 2 почти дословно повторяется в ст. 4 гл. XI. В ст. 3 противополагаются, во-первых, «душа» праведного, т. е. нормальное, уравновешенное психическое состояние (по LXX ψυχὴ δικαία) праведника – и «стяжание» или алчность (евр. гавва, ср. Мих III:7; по LXX ζωὴ, жизнь, в смысле средств к жизни) нечестивого; а, во-вторых, противоположная судьба одного и другого: Господь не попускает праведнику голодать (ср. Пс XXXII:19; XXXVI:25), напротив, злым и похотливым желанием нечестивца не дает осуществляться, тем более, что они часто бывают направлены ко злу ближних. Затем, в ст. 4-5, высказывается мысль, что благосостояние или материальная скудость стоят в зависимости и от собственной энергии или, напротив, бездействия, как уклонения от всеобщего закона труда (Быт III:19). В Вульгате к ст. 4 добавлено: qui nititur mendaciis, hic pascit ventos idem autem ipse sequitur aves volantes. LXX имеют прибавку в ст. 5, читаемую в славянск. Библии так: «спасется от зноя сын разумный, ветротленен же бывает на жатве сын беззаконный», т. е. благоразумный, вследствие своевременной уборки хлеба, не терпит вреда от знойного ветра, тогда как неразумный и беспорядочный человек пропускает время жатвы, и перезрелый хлеб в колосьях опустошает зной и ветер; общее, здесь как и в целых ст. 4-5, выражена мысль о необходимости благоразумного пользования временем для успеха в делах житейских и духовных. Ст. 6-7 говорят о добром имени, незапятнанной репутации праведного и – бесславии и гибели имени нечестивого, как при жизни их (ст. 6), так и по смерти того и другого (ст. 7) (ср. Пс CXI:6; Сир XLIV:13; сн. Мф XXVI:13).

Источник

Страшный суд. Фрагмент иконы. Праведники в руке грешника.

1 Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери.

2 Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.

3 Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.

4 Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.

5 Собирающий во время лета – сын разумный, спящий же во время жатвы – сын беспутный.

Книгу Притчей принято делить на три части. В главах 1-9 рифмованные наставления были более пространны, отличались большей сложностью композиции. 

Во второй части Книги Притчей, в главах 10-21 автор отдает преимущество кратким афоризмам, иногда состоящих из одного стиха, в котором выражена законченная мысль. Мудрость по прежнему остается главной направленностью притч,  но тематика второй части заметно расширяется. Для особой выразительности используется принцип антитезы, сравнения или дальнейшего развития высказанной мысли.

Быстрая смена темы удерживает внимание  читателя и побуждает к концентрации мысли.

6 Благословения – на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.

7 Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.

Жизнь праведных и беззаконных – одна из основных тем Книги Притчей.

Соломон обращает внимание на то, насколько различна даже посмертная память праведника и беззаконника. Убеждения Соломона основываются на обетованиях Господа, предложивших своему народу выбрать благословение  или проклятие. (Втор.11;30).  

8 Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.

9 Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.

10 Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется.

11 Уста праведника – источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.

Трудно скрыть своё истинное нутро, глупого выдают его уста и глаза.

Источник жизни в устах Праведника, который с мудростью принял заповеди Господа в свое сердце.

12 Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.

Внутренние качества человека влияют на его поведение и поступки и формирует его чувства и отношение к окружающим. Нечестивый сеет вокруг ненависть, а праведный все покрывает любовью.

13 В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого – розга.

14 Мудрые сберегают знание, но уста глупого – близкая погибель.

15 Имущество богатого – крепкий город его, беда для бедных – скудость их.

16 Труды праведного – к жизни, успех нечестивого – ко греху.

Нерадивость зачастую приводит их к бедности, а нечестивые, стремясь к богатству, часто достигают цели, но их успех зиждется на грехе.

17 Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение – блуждает.

Стихи 13-17 хорошо иллюстрируют направленность второй части Книги Притч, демонстрируя краткость, противопоставления и частую смену тем. 

Святитель Иоанна Златоуста объединяет эти стихи общим богословским смыслом:

«А в иносказательном смысле (κατὰ διάνοιαν): ученики богатеющих в Бога – несокрушимы, а нечестивые, не имеющие ничего, достойного внимания, бывают бедны, поэтому и погибают. «Путями жизни» (Притч. 10:17) называет те, которые ведут к добродетели, «наказанием необличенным» (παιδείαν δὲ ἀωεξέλεγκτον) – худое расположение души, скрытно ведущее к заблуждению». (Свт. Иоанн Златоуст. Толкования на Притчи Соломона.)

18 Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.

19 При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен.

20 Отборное серебро – язык праведного, сердце же нечестивых – ничтожество.

21 Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.

Давид просил Господа: «Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!» (Пс.18:15).  

22 Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит.

23 Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость.

Забавы ради глупец губит не только себя, но и жизни окружающих. Но, несмотря на свою беспечность, он не может не страшиться воздаяния.

24 Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится.

25 Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник – на вечном основании.

Основание праведника – престол Господа:

«Правосудие и правота – основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицом Твоим». (Пс.88:15).

26 Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его.

Ленивый,  как и глупый, создаёт проблемы не только себе самому, но и окружающим.

27 Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся.

28 Ожидание праведников – радость, а надежда нечестивых погибнет.

29 Путь Господень – твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие.

30 Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле.

31 Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется.

32 Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых – развращенное.

«Праведник и ныне пьет воду живую и обильнее испиет ее впоследствии, когда будет вписан в гражданство во граде Божием». (Святитель Василий Великий. Беседы на Псалмы. Пс.45.)

Источник