Найти в тексте поэмы двенадцать аргументы в пользу сатиры и в пользу славы

Найти в тексте поэмы двенадцать аргументы в пользу сатиры и в пользу славы thumbnail

«Двенадцать» – вещь пронзительная,
кажется, единственно значительная
из того, что появилось в области поэзии
за революцию.
С. Н. Булгаков

Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе 1918 года. Блок, неоднократно подчеркивающий, что его стихи рождаются из «духа музыки» , что писать он может тогда и только тогда, когда слышит «музыку» , услышал «звуки» времени, привел их в «гармонию» , дал им форму, и на свет появилась поэма. Поэма написана в исключительный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства. «Двенадцать» стала произведением поистине новаторским, единственным в своем роде, построенным по принципу монтажа. Помимо голоса автора-повествователя, звучат голоса героев и голоса города, господствует стихия фольклора. Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее интонационной структурой, но и непосредственным включением в текст фольклорных жанров или стилизованных под них фрагментов.
Композиционная особенность: она построена по принципу кольца. . В первых и последних главах – городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах. В первой главе можно услышать многоголосие:
«- Ох, Матушка-Заступница!
– Ох, большевики загонят в гроб!. .
– Предатели!
– Погибла Россия…
-Уж мы плакали, плакали… »
В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только «двенадцати» :
«- Кто еще там? Выходи!. .
– Кто в сугробе – выходи!. .
– Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!.. »
Последняя реплика обращена к «псу голодному» , который появился еще в первой главе. Интересно, что из всех героев первой главы – старушка, барыни в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга, – только он появляется в заключительной главе. Попробуем разобраться почему. После первой главы пес появится в девятой:
«Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес. »
Известно, что к «буржуа» Блок относился почти с физической ненавистью. «Я живу в квартире, а за тонкой перегородкой находится другая квартира, где живет буржуа с семейством… Он обстрижен ежиком, расторопен, пробыв всю жизнь важным чиновником; под глазами – мешки, под брюшком тоже, от него пахнет чистым мужским бельем, его дочь играет на рояле, его голос – теноришка – раздается за стеной и на лестнице, во дворе, у отхожего места, где он распоряжается, и пр. Везде он. . Господи Боже! Дай мне силу освободиться от ненависти к нему, которая мешает мне жить в квартире, душит злобой перебили мысли… » – это дневниковая запись февраля 1918 года. Спутником буржуа Блок делает пса, таким образом, можно сказать, что пес и буржуй – это своеобразные символы старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальная главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической.
Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой- «Черный вечер. Белый снег… » и антитезой завершается: «Позади- голодный пес… Впереди – Иисус Христос. » Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому.
Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав.
В этом, очевидно, и есть сатира атеиста.
https://www.litra.ru/composition/get/coid/00049201184864164195/woid/00098001184773068500/

Источник

«Двенадцать» – вещь пронзительная,
кажется, единственно значительная
из того, что появилось в области поэзии
за революцию.
С. Н. Булгаков

Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе 1918 года. Блок, неоднократно подчеркивающий, что его стихи рождаются из «духа музыки» , что писать он может тогда и только тогда, когда слышит «музыку» , услышал «звуки» времени, привел их в «гармонию» , дал им форму, и на свет появилась поэма. Поэма написана в исключительный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства. «Двенадцать» стала произведением поистине новаторским, единственным в своем роде, построенным по принципу монтажа. Помимо голоса автора-повествователя, звучат голоса героев и голоса города, господствует стихия фольклора. Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее интонационной структурой, но и непосредственным включением в текст фольклорных жанров или стилизованных под них фрагментов.
Композиционная особенность: она построена по принципу кольца. . В первых и последних главах – городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах. В первой главе можно услышать многоголосие:
«- Ох, Матушка-Заступница!
– Ох, большевики загонят в гроб!. .
– Предатели!
– Погибла Россия…
-Уж мы плакали, плакали… »
В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только «двенадцати» :
«- Кто еще там? Выходи!. .
– Кто в сугробе – выходи!. .
– Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!.. »
Последняя реплика обращена к «псу голодному» , который появился еще в первой главе. Интересно, что из всех героев первой главы – старушка, барыни в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга, – только он появляется в заключительной главе. Попробуем разобраться почему. После первой главы пес появится в девятой:
«Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес. »
Известно, что к «буржуа» Блок относился почти с физической ненавистью. «Я живу в квартире, а за тонкой перегородкой находится другая квартира, где живет буржуа с семейством… Он обстрижен ежиком, расторопен, пробыв всю жизнь важным чиновником; под глазами – мешки, под брюшком тоже, от него пахнет чистым мужским бельем, его дочь играет на рояле, его голос – теноришка – раздается за стеной и на лестнице, во дворе, у отхожего места, где он распоряжается, и пр. Везде он. . Господи Боже! Дай мне силу освободиться от ненависти к нему, которая мешает мне жить в квартире, душит злобой перебили мысли… » – это дневниковая запись февраля 1918 года. Спутником буржуа Блок делает пса, таким образом, можно сказать, что пес и буржуй – это своеобразные символы старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальная главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической.
Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой- «Черный вечер. Белый снег… » и антитезой завершается: «Позади- голодный пес… Впереди – Иисус Христос. » Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому.
Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав.
В этом, очевидно, и есть сатира атеиста.

Читайте также:  На пользу русской православной церкви

https://www.litra.ru/composition/get/coid/00049201184864164195/woid/00098001184773068500/

Источник

Инфоурок

Русский язык
›Презентации›Поэма А.Блока “Двенадцать”: слава революции или сатира на революцию?

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Урок-исследование по поэме А.А.Блока «Двенадцать»

Описание слайда:

Урок-исследование по поэме А.А.Блока «Двенадцать»

2 слайд

1) «…поэма направлена против революции в целом» (Ф. Рива) 2) «Поэма А.Блока «

Описание слайда:

1) «…поэма направлена против революции в целом» (Ф. Рива) 2) «Поэма А.Блока «Двенадцать» – это Октябрьская революция, отлитая в бронзу». (А.В. Луначарский) 3) «Блок написал глубоко реальную вещь. Этот Блок, уступивший свой голос большевикам-красногвардейцам, остается подлинным Блоком». (М. Горький)

3 слайд

Возникает вопрос: Поэма «Двенадцать»: слава революции или сатира на революцию?

Описание слайда:

Возникает вопрос: Поэма «Двенадцать»: слава революции или сатира на революцию?

4 слайд

«Мы живем по горло в крови и грязи, густые тучи отвратительной пошлости окру

Описание слайда:

«Мы живем по горло в крови и грязи, густые тучи отвратительной пошлости окружают нас…»; «Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлением против личности»; «Октябрьская революция – «безумная авантюра», «это взрыв зоологических инстинктов»; «Революция – эксперимент, за который русский народ заплатит озерами крови». М.Горький «Несвоевременные мысли» Революция – «заблудившийся трамвай» – не знает, куда несет! (Н.С. Гумилев) Революция – «окаянные дни» ( И.А.Бунин)

5 слайд

В анкете, предложенной писателям в 1918 году на вопрос: «Может ли интеллиген

Описание слайда:

В анкете, предложенной писателям в 1918 году на вопрос: «Может ли интеллигенция сотрудничать с большевиками?» Блок ответил: «Может и обязана».

6 слайд

«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию» Так воспринял

Описание слайда:

«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию» Так воспринял революцию человек, человек, ждущий преображение России. А как почувствовал ее художник?

7 слайд

Что мы видим и что слышим на улицах Петрограда?

Описание слайда:

Что мы видим и что слышим на улицах Петрограда?

8 слайд

Найдите портрет «двенадцати» в тексте: как он характеризует героев?   В зубах

Описание слайда:

Найдите портрет «двенадцати» в тексте: как он характеризует героев?   В зубах — цыгарка, примят картуз,      На спину б надо бубновый туз! Свобода, свобода,      Эх, эх, без креста!

9 слайд

Что Катька, рада? — Ни гу-гу...  Лежи ты, падаль, на снегу! Революцьонный дер

Описание слайда:

Что Катька, рада? — Ни гу-гу…  Лежи ты, падаль, на снегу! Революцьонный держите шаг!  Неугомонный не дремлет враг!

10 слайд

Так идут державным шагом —      Позади — голодный пес,      Впереди — с кров

Описание слайда:

Так идут державным шагом —      Позади — голодный пес,      Впереди — с кровавым флагом,      И за вьюгой невидим,      И от пули невредим,  Нежной поступью надвьюжной,  Снежной россыпью жемчужной,      В белом венчике из роз —      Впереди — Исус Христос.

Выберите книгу со скидкой:

Найти в тексте поэмы двенадцать аргументы в пользу сатиры и в пользу славы

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Найти в тексте поэмы двенадцать аргументы в пользу сатиры и в пользу славы

Курс повышения квалификации

Найти в тексте поэмы двенадцать аргументы в пользу сатиры и в пользу славы

Курс профессиональной переподготовки

Учитель русского языка и литературы

Найти в тексте поэмы двенадцать аргументы в пользу сатиры и в пользу славы

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-216423

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Подборка по базе: Биохимия крови и мочи Щербакова 246 группа (1).docx, Зиничева Ю.О. 565 группа тема1.docx, Татульян Анита 203 группа. Личная гигиена..docx, Мышечная дистрофия Эмери-Дрейфуса Смирнова О.А. 407 группа.docx, 07.04.2020. Кузьменко Анна. 323 группа.pptx, Практ. зад. Политические элиты и политическое лидерство 2 и 4 гр, Устюжанина Т.П. 118 группа.pptx, Пошивай Никита 3 курс 12 группа Бакалавриат Очное.docx, Маслов Никита Максимович 309 группа.Диагностика. Вариант 9!.docx, Пицца домашняя.docx
Воронов Кирилл 101 группа

Домашняя работа.
1) В. В. Маяковский написал: «Одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей». Что в поэме А. Блока «Двенадцать» прочитали современники? Найдите в тексте поэмы аргументы в пользу «сатиры» и в пользу «славы».
Эта поэма была написана по заказу Горького, который хотел помочь Блоку избежать расстрела или заключения. Современники от этой поэмы были просто в бешенстве. Нет в ней никакой сатиры, ни славы. Одно сплошное отчаяние. И Великая Трагедия! А с точки зрения литературы – не самое плохое творение Блока. А так.. . жаль его.. . Чисто по человечески.
2) Каким предстаёт «старый мир» в поэме? Аргументируйте свой ответ примерами из текста.
-Старый мир в поэме, несмотря на то, что отмирает, приносит людям, стремящимся к лучшей жизни, огромные страдания. И хотя эти люди пока ещё не видят, куда нужно стремиться, они осознают совершенно ясно, что сначала надо побороть старый мир. Эта идея борьбы нового со старым постоянно прослеживается в рефрене:    Революционный держите шаг!
    Неугомонный не дремлет враг!    Святая Русь – это образ отживающего свой век старого общества. Призывами борьбы с ним исполнены следующие строки:    Товарищ, винтовку держи, не трусь!
    Пальнём-ка пулей в Святую Русь – 
    В кондовую,
    В избяную, 
    В толстозадую!

3) Каков лексический строй поэмы? Аргументируйте свой ответ примерами из текста.
-Лексика поэмы разнообразна. Это и язык лозунгов и прокламаций и разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок, оторопел?»; и искажения слов: «етажи», «елекстрический»; и сниженная ругательная лексика: «холера», «жрала», «подлец» и высокий слог.

4) Как рисует Блок образы героев поэмы?
-Двенадцать красноармейцев, которые являются героями поэмы, смело маршируют под красным флагом сквозь снежный буран, не обращая на царящий вокруг хаос и непогоду никакого внимания. Им не мешает сметащий все ураганный ветер и снег, потому что они сами являются частью этого урагана. Они сами словно стихия. Они абсолютно уверены в своей правоте и победно вышагивают по улицам, потому что им поручено великое дело мировой революции и любые средства для ее победы хороши – жестокость, насилие, разрушения, смерть. Показателен среди них образ Петрухи, который из ревности убил девушку Катьку. На фоне происходящих событий смерть одного человека настолько малозначительна, а Петруха занят сейчас таким важным для всего миропорядка делом, что даже не считается преступником.
5) Какие образы-символы заметили в поэме?

-Прежде всего это цвета, которые противопоставляются между собой: черный, цвет хаоса и тьмы, красный, олицетворящий революцию, кровь и пожары и белый – символ будущей надежды и света. Еще один символ – ветер, означающий перемены, сильный, сметающий все на своем пути без разбора. Число 12 – количество революционеров, марширующих сквозь бурю. Часто их соотносят с двенадцатью апостолами из евангелия. Ярким образом является Христос во главе с кровавым флагом. Может показаться, что это символ одобрения Блоком революционных событий, но это спорный моент, есть мнение, что здесь Христос олицетворяет не одобрение, но понимание автором неизбежности проиходящих событий, невозможности вернуться к старому порядку, смирения перед неизбежностью.

  1. Как вы интерпретировали бы образ Христа в поэме «Двенадцать»?
Читайте также:  Польза работодателю от коллективного договора

-Образ Христа многозначен. Он может символизировать слепую веру «двенадцати» в то, что они делали. Более того, мы знаем, что социальной базой большевиков были крестьяне, которые в большинстве своем были верующими. Несмотря на то что большевики пытались бороться с религией и красногвардейцы, захваченные духом революции, нарушали десять заповедей, Христос всё ещё с ними, в их сердцах.

Источник

Цель урока: показать полемический характер
поэмы, ее художественные особенности.

Оборудование урока: иллюстрации к поэме, различные издания «Двенадцати».

Методические приемы: аналитическое чтение поэмы.

Ход урока.

I. Слово учителя

Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я — гений!» «Двенадцать» — какие бы они ни были — это лучшее, что я
написал. Потому что тогда я жил современностью», — утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает даже
недоумение, вызывает много вопросов.

— Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия?

Во-первых, поэма содержит двенадцать глав. Во-вторых, героями поэмы являются двенадцать красноармейцев. В-третьих, образ
Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы, вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами[2].

Возникает
следующий вопрос:
Почему Христос? Что этот образ в поэме? На этот вопрос попытаемся ответить в конце урока.

Вообще «Двенадцать» — парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть по горячим следам, через два
месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику очень сложно — «большое видится на расстоянье».
Поэма удивляла еще современников Блока. По утверждению В.Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию другие
— славу ей». Но если поэма о революции, почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции? Почему в центре
эпического повествования — погоня за «изменницей» Катькой (проституткой вообще-то) и ее убийство?

II. Аналитическая беседа.

Разберемся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции.

«Двенадцать» — эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна
другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху,
которая царила и на улицах, и в умах.

— Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?

(Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно: в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже,
в конце поэмы.
)

Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», — призывал Блок.
В поэме и звучит эта музыка.

— Как Блок передает «музыку революции»?

(Прежде всего, «музыка» у Блока — метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом,
лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с
нерифмованным стихом.)

— Какие ритмы вы услышали?

(В поэме звучат интонации марша:

В очи бьется
Красный флаг.
Раздается
Мерный шаг.
Вот — проснется
Лютый враг.
(гл.11)

Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, а дальше — пошел разгул:

Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового —
Гуляй, ребята, без вина!

Часто встречается частушечный мотив:

Запирайте етажи
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче голытьба!

Прямо процитирована революционная песня:

Вперед, вперед,
Рабочий народ!)

— Что, кроме музыки, мы слышим?

(Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!», доносятся обрывки разговоров:

…И у нас было собрание…
…Вот в этом здании…

Вся эта разноголосица, какофония, треск выстрелов («Трах-тарарах тах-тах-тах-тах!») сливаются в единое целое.)

— Каков лексический строй поэмы?

(Лексика поэмы разнообразна. Это и язык лозунгов и прокламаций и разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок,
оторопел?»; и искажения слов: «етажи», «елекстрический»; и сниженная ругательная лексика: «холера», «жрала»,
«подлец» и высокий слог:

Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.)

— Как рисует Блок образы героев поэмы?

(Герои обрисованы лаконично и выразительно. Это образное сравнение: «старушка, как курица, / кой-как перемотнулась
через сугроб»; речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия! / Должно быть, писатель — / Вития…»; хлесткий
эпитет и оксюморон: «А вон и долгополый —/ Сторонкой за сугроб… / Что нынче невеселый, / Товарищ поп?»
Двенадцать
героев составляют один отряд: В зубах — цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз! — коротко и ясно —
тюрьма по ним плачет» (ромб нашивали на одежду каторжан). Среди них — Петька, «бедный убийца», повеселевший при напоминании
товарищей: «Над собой держи контроль!»

Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «у ей керенки есть в чулке»,
«с офицерами блудила», и притягательное обаяние: «из-за удали бедовой / В огневых ее очах, / Из-за родинки пунцовой
/ Возле правого плеча…»).

— В чем особенности сюжета поэмы?

(Сюжет можно определить как двухслойный — внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц и внутренний: побуждения,
обоснование поступков двенадцати. Один из центров поэмы — конец 6-й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом
лозунгов революции:

Что, Катька, рада? — Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!)

— Проследите, где и как проявляется мотив ненависти?

(Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:

Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Черная злоба, святая злоба…

и как святотатство:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь —
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!)

— Какие еще мотивы вы увидели в поэме?

(Несколько раз встречается мотив бдительности: «Неугомонный не дремлет враг! Всеобщая ненависть, готовность биться
с врагом
, подстегивание бдительности, недоверчивости составляют революционное сознание отряда. В центре поэмы —
вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без креста». Второй центр поэмы — в 11-й главе:

…И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…

И дальше отряд идет «державным шагом», интонация меняется, становится торжественной.)

— Какие образы-символы заметили в поэме?

(Ветер, вьюга, снег — постоянные блоковские мотивы; символика цвета: «Черный вечер. / Белый снег», кровавый флаг; число
«двенадцать»
, «пес безродный», Христос.)

— Возвращаемся к первому вопросу — какое значение имеет образ Христа в поэме?

(Обсуждение.)

III. Заключительное слово учителя.

Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие — как кощунство. Появление Христа, может
быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый
— «в белом венчике из роз». «Двенадцать» стреляют в него, пусть «невидимого».

«Христос в поэме — антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, — самая светлая нота поэмы,
традиционный образ добра и справедливости» (Л. Долгополов).

«Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного, не замутненного церковью и государством представления о
бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры,
а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов).

«Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними — несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» — писал сам Блок.

IV. Задания по поэме А. А. Блока «Двенадцать».

1. Как вы считаете, почему А. А. Блок так высоко оценил собственное сочинение — поэму «Двенадцать» («Сегодня я — гений!»)?

2. В. В. Маяковский написал: «Одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие — славу ей». Что в поэме А. А. Блока
«Двенадцать» прочитали современники? Найдите в тексте поэмы аргументы в пользу «сатиры» и в пользу «славы».

3. Подберите в тексте поэмы доказательства тезиса исследователя творчества А. А. Блока Л. Долгополова: «Блок создал новую
форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи,
как ее понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати» в совершенно новой поэтической системе, которая нашла выражение в новых
ритмах, в новой стилистике, в лексике».

4. Выскажите свою точку зрения по поводу мнения исследователя творчества А. А. Блока Л. Горелова: «В разбеге поэмы, через
сшибку двух миров, через порожденную исторической коллизией драму красногвардейца Петрухи, забубенные головушки, коим подошел
бы на спину бубновый туз, превратились в «рабочий народ», в революционное звено народа».

5. О какой «спаянности» говорит исследователь творчества А. А. Блока Л. Горелов? («Поэма Блока состоит из массы мелких
деталей-зарисовок, картин быта, реплик, разговоров, частушек, угроз, восклицаний, жалоб. Но все они слиты воедино, прочно
спаяны единым ритмом, тем мощным и грозным смысловым подтекстом, который и есть главное в «Двенадцати».)

6. Как вы интерпретировали бы образ Христа в поэме А. А. Блока «Двенадцать»?

Дополнительный материал к уроку.

Анализ поэмы «Двенадцать»

…Смысл поэмы — метафизический. Незадолго до Октября поэт определил происходящее в России как «вихрь атомов космической
революции». Но в «Двенадцати», уже после Октября, Блок, все еще оправдывавший революцию, написал и об угрожающей силе
стихии. Еще летом веривший в мудрость и спокойствие революционного народа Блок в поэме рассказал и о стихиях, разыгравшихся
«на всем Божьем свете», и о стихиях мятежных страстей, о людях, для которых абсолютом свободы являлась, как для пушкинского
Алеко, воля для себя.

Стихия — символический образ поэмы. Она олицетворяет вселенские катаклизмы; двенадцать апостолов революционной идеи обещают
раздуть «мировой пожар», разыгрывается вьюга, «снег воронкой завился», в переулочках «пылит пурга». Разрастается и стихия
страстей. Городское бытие также обретает характер стихийности: лихач «несется вскачь», он «летит, вопит, орет», на лихаче
«Ванька с Катькою летит» и т. д.

Однако октябрьские события 1917 года уже не воспринимались только как воплощение вихрей, стихий. Параллельно с этим,
анархическим по сути, мотивом в «Двенадцати развивается и мотив воплощенной в образе Христа вселенской целесообразности,
разумности, высшего начала. В 1904—1905 гг. Блок, увлеченный борьбой со старым миром, желая «быть жестче», «много ненавидеть»,
уверял, что не пойдет «врачеваться к Христу», никогда не примет Его. В поэме он обозначил для героев иную перспективу —
грядущую веру в Христовы заповеди. 27 июля 1918 года Блок отметил в дневнике: «В народе говорят, что все про исходящее
— от падения религии…»

К Божьему началу обращаются и созерцатели революции, и ее апостолы — двенадцать бойцов. Так, старушка не понимает, в чем
целесообразность плаката «Вся власть Учредительному собранию!», она не понимает и большевиков («Ох, большевики загонят
в гроб!»), но она верит в Богородицу («Ох, Матушка-Заступница!»). Бойцы же проходят путь от свободы «без креста» к свободе
с Христом, и эта метаморфоза происходит помимо их воли, без их веры в Христа, как проявление высшего, метафизического порядка.

Свобода нарушать Христовы заповеди, а именно — убивать и блудить, трансформируется в стихию вседозволенности. В крови
двенадцати дозорных — «мировой пожар», безбожники готовы пролить кровь, будь то изменившая своему возлюбленному Катька или
буржуй.

Любовная интрига играет ключевую роль в раскрытии темы напрасной крови в период исторических возмездий, темы неприятия
насилия. Конфликт интимный перерастает в конфликт социальный. Дозорные воспринимают любовное вероломство Ваньки, его
гулянье «с девочкой чужой» как зло, направленное не только против Петрухи, но и против них: «Мою, попробуй, поцелуй!»
Убийство Катьки рассматривается ими как революционное возмездие.

Эпизод с убийством «дуры» и «холеры» Катьки идейно и «композиционно напрямую связан с появлением в финале поэмы образа
Христа как воплощения идеи прощения грешных то есть и убийц. Дозорные и Христос в поэме являются и антиподами, и теми,
кому суждено обрести друг друга. Иисус, «от пули невредим», — не с двенадцатью бойцами. Он — впереди них. Он, с кровавым,
красным флагом, олицетворяет не только веру Блока в святость задач революции, не только оправдание им «святой злобы»
революционного народа, но и идею искупления Христом очередного кровавого греха людей, и идею прощения, и надежду на то,
что переступившие через кровь все-таки придут к Его заветам, к идеалам любви, наконец, к вечным ценностям, в которые
поверили революционная Россия и сам поэт, — братства равенства и т. д. Дозорным словно предстоит пройти путь апостола
Павла.[3]

Христос и не со старым миром, который в поэме ассоциируется с безродным, голодным псом, что бредет позади двенадцати.
Блок воспринимал старую власть как безнравственную, не несущую ответственности перед народом.

Идея объединить в поэме Христа и красногвардейцев как попутчиков в гармонический мир не была случайной, она была Блоком
выстрадана. Он верил в сродство революционных и христианских истин. Он полагал, что если бы в России было истинное
духовенство, оно пришло бы к этой же мысли.

Источник