На пользу себе и людям для 4 класса

На пользу себе и людям для 4 класса thumbnail

Классный час в 4 классе

«Воспитай себя, укрепи свое здоровье.»

Цель: формировать убеждения о здоровом образе жизни и о здоровье, как самой главной ценности;

 учить детей осознанию выбора между «хочу» и «надо», приобщать к общечеловеческим ценностям;

 развивать у детей умение вести дискуссию, аргументировать собственную точку зрения; формирование здорового образа жизни посредством правильного питания

 учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;

 развивать познавательные интересы, поисковую активность детей, творческие способности, речь; воспитывать любовь к себе, к людям, к жизни.

 Ход классного часа:

 1. Орг. момент.

 -Здравствуйте, друзья! Сегодня у нас интересный классный час. Тема нашего разговора – «Воспитай себя, укрепи свое здоровье». Как много включают в себя эти слова? Что за ними стоит? Попробуем обсудить эти вопросы, подискутировать и, может быть, к концу занятия каждый сделает для себя вывод.

 -Вы любите сказки?

 -Я вам предлагаю внимательно послушать одну сказку, и ответить на некоторые вопросы?

 1.Проблемная ситуация

                                                СКАЗКА.

     В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя – сыновья часто и подолгу болели.

 Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались………………

     Что сказали мудрецы мы узнаем попозже, а пока вы мне скажите:

 -Как вы думаете, почему люди болеют?(ответы детей)

 Что нужно сделать для того чтобы быть здоровым?

     Самый старый из них сказал: «Здоровье человека зависит от его образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях».

 Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для всех детей своей страны.

 – Как вы думаете, что было в этой школе здоровья?

 2.Модель «Здорового человека»

 Теперь мы с вами попробуем сами сделать модель здорового человека.

 У каждого на парте лежит силуэт человека, напишите: Какими физическими и нравственными качествами должен обладать здоровый человек?(у детей разрезанные листики с качествами , физическими и нравственными

 Вывод: здоровый человек имеет хорошее, крепкое физическое здоровье.

 МОЖНО ЛИ, НАЗВАТЬ ЧЕЛОВЕКА ЗДОРОВЫМ, ЕСЛИ У НЕГО НИЧЕГО НЕ БОЛИТ, НО ОН ОБИЖАЕТ ЛЮДЕЙ, ЖИВОТНЫХ?

 МЕШАЮТ ЛИ, ПЛОХИЕ МЫСЛИ ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА?

 -Каждый человек сам себя воспитывает, работает над собой.

 А что помогает ему работать над собой ? (сила воли)

 Н-р кто-то приходит утром не умытый, не причесанный, проснулся за 10 минут до звонка и т.д.

 У нас тема «Воспитай себя, укрепи свое здоровье.»

 Что значит « Укрепи свое здоровье?»

 О чем говорит данная фраза?

 3.Тест «Оцени себя сам»

 Объективно себя оцени.

 Как вы считаете?

 – у кого все 5.

 -у кого больше 4.

 -что нужно сделать, чтобы было больше 5.

 -кто утром делает зарядку?

 -кто соблюдает режим дня?

 – кто гуляет после уроков?

 -кто ходит в спортивные секции?

       Если ты что-нибудь из этого не умеешь ,поставь себе «4», но дай себе слово ,что обязательно научишься это делать.

   А самое главное, воспитай у себя силу воли! Начинай свой день с зарядки и душа, закончи его прогулкой, поиграй несколько часов на воздухе, и ты сразу почувствуешь, что стал бодрым, а учеба пошла успешнее.

 4.Укрепи свое здоровье.

 Ребята, “Здоровый образ жизни” включает в себя несколько компонентов. И один из них – очень важный – здоровое питание. Но вся ли пища, которую мы едим одинакова полезна? Какую еду нужно выбирать, чтобы сохранить свое здоровье на долгие годы?

 Ребята, на доске записана пословица, давайте ее прочтем. (“Мельница живет водою, а человек едою”.)

 – Как вы понимаете смысл этой пословицы?

 (Ответы детей).

 Еда необходима , чтобы поддерживать жизнедеятельность нашего организма.

 – А какой должна быть еда? (Вкусной, разнообразной)

 Вывод: Питание должно быть полноценным, т. е. разнообразным.

 Учитель: Дети вашего возраста должны питаться 4-5 раз в день в одно и тоже время.

 А еще питание должно быть умеренным.

 СЛАЙДЫ(нарисуйте свое любимое блюдо)

 Здоровое питание:)

 1. Разнообразное. 2. Регулярное. 3. Умеренное.

 5.Здоровье и вредные привычки.

 -Что мешает человеку быть здоровым?(экология, нездоровые привычки)

 -Что мы считаем вредной привычкой?

 Китайская пословица гласит: «Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их». Многие болезни у человека от вредных привычек. Перечислите их.

 Ответы (курение, алкоголь, наркотики, неправильное питание, пассивный образ жизни, лень… не грызть ногти, не ковырять в носу).

 С. Михалков «Пятерня! Пятерня!»

 Руки умные мои,

 Заменяют мне они:

Читайте также:  О вреде и пользе кабачков

 Носовой платок, расческу,

 Вилку и зубную щетку.

 И я очень рада,

 Их стирать и мыть не надо!

 Г. Остер «Нет приятнее занятия….»

 Для чего нужны нам пальцы?

 Чтоб в носу поковырять,

 Или вместо зубочистки

 мясо из зубов достать.

 Заменяют леденцы –

 Сосут пальцы сорванцы.

 Неприятно нам смотреть,

 Но куда ж нам пальцы деть?

 Игра «Выйти по одному»

     Как быстро вы вышли из-за парт, и ни кто не остался. Так же быстро курение, наркотики, алкоголь разрушает организм человека, и вызывают привыкание.

 1команда. Вам нужно нарисовать знак, запрещающий курить и обосновать его.

 2 команда. Рассмотрим ситуацию.

 Витя с Колей, два друга, возвращались из школы домой. Витя предложил: «Давай покурим? Мне брат дал сигарету, пойдем за магазин и попробуем!» Коля замялся. Курить ему не хотелось, но и отказать другу – он тоже не мог.

 – Как вы думаете, как поступит Коля?

 – Что можно сказать Вите, чтобы он понял, что здоровье- самое главное?

 (Ответы детей)

     Два друга Коля и Петя учились в одном классе. Коля в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девчонки обращают на него внимание. Но это очень вредно. А Толя не выглядит так модно. Но он всегда бодрый, весёлый и сильный. Он занимается спортом. Что же делать мне, их другу? Закурить, как Коля, или спортом заняться, как Толя?

   Ответы детей 1 команда и 2 команды (защита рисунка).

 Иногда ребята становятся курильщиками, потому что не умеют сказать «нет», отказаться от предложения взять в руки сигарету. Назовите возможные варианты отказа на предложение вам закурить. (ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ ВЫВОД ДЕТИ)

 • Спасибо, я не курю, это вредит моему здоровью.

 • Нет, это не возможно, это несовместимо с моим образом жизни.

 • Спасибо, но это вредно, так как я занимаюсь спортом.

 ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ ЭТОГО нужно иметь огромную силу воли, нужно заставлять себя, работать над собой. Когда человек работает над собой он становится лучше.

 7.Нравственное состояние человека

 Каждый человек когда родится он чистый, как белый лист бумаги. Начинает расти и жизнь оставляет свои отпечатки: черные и белые. У каждого человека есть свои недостатки и достоинства. Чаще всего мы видим недостатки у других людей, иногда говорим им об этом. Пытаемся их изменить, а над своими чаще всего не задумываемся.

 Вывод: человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее.

 Игра «Апельсин»- Подойдите ко мне 4 человека, выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш? (ведущий разрезает апельсин на части и спрашивает: «чей это апельсин»? Почему трудно определить?

 Вывод: внутри и снаружи все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Все снаружи одинаковые: но не внутри. Что бы узнать вкус этого апельсина нужно его попробовать. Также что бы узнать человека нужно с ним пообщаться и посмотреть на его поступки.

 Памятка здорового человека

 – вовремя ложиться спать,

 – ежедневно делать зарядку,

 – вовремя питаться,

 -планировать свой день,

 -следить за личной гигиеной,

 -быть чистым и опрятным,

 -хорошо говорить и думать о людях,

 – радоваться своим успехам и успехам

 других людей.

     В завершение, предлагаю поразмыслить. Почему Маленькому принцу из сказки А. де Сент Экзюпери так понравился Фонарщик и его планета?

 …Когда он зажигает свой фонарь, как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие.

 – Тяжёлое у меня ремесло. Когда-то это имело смысл. Я гасил фонарь по утрам, а вечером опять зажигал. У меня оставался ещё один день, чтобы отдохнуть, и ночь, чтобы выспаться…

 – А потом уговор переменился?

 – Уговор не менялся, — сказал Фонарщик. — В том-то и беда! Моя планета год от году вращается всё быстрее, а уговор остается прежний… Планета делает полный оборот за одну минуту, и у меня нет ни секунды передышки.

 Маленький принц смотрел на Фонарщика и ему всё больше нравился этот человек, который был так верен своему слову…

 – Какое главное качество есть у Фонарщика?

 Закрепление

 1. Продолжите фразу: Здоровье – величайшая…. (ценность).

 2. Утренняя процедура. (Зарядка)

 3. Необходимое качество характера человека. (Доброта)

 4. Жидкость, оказывающая отрицательное воздействие на все жизненно важные органы и системы. (Алкоголь.)

 5. «Ледяная вода полезна для тела и ума», – так говорил русский полководец… (Суворов.)

 6. Автор стихотворения «Как медведь трубку курил»? (Михалков)

 7. Фамилия француза, который завёз семена табака из Португалии? (Нико.)

 8. Необходимое условие экономии времени. (Режим.)

 9. Содержащийся в этом фрукте пектин удаляет из организма все вредное для него, содержит большое количество железа. (Яблоко.)

Читайте также:  Вареный сахар польза и вред

 Рефлексия. Предложено ребятам продолжить фразы: Сегодня на классном часе мне понравилось…….

 Запомнилось….

 Пригодится…..

Сегодня на занятии я понял, что……

 Релаксация.

 – Чувствую ваше напряжение, поэтому предлагаю вам расслабиться. Это принесет пользу всем. Воображение – хороший помощник для расслабления.

 Притворись, что ты снежная баба. Тебя вылепили дети, и теперь они ушли, оставив тебя одну. У тебя есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и ты стоишь на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и ты чувствуешь, что таешь. Сначала тает голова, потом одна рука, потом – другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Ты превращаешься в лужицу, растекшуюся по земле. Но вот дети возвращаются и снова начинают лепить снежную бабу. Готов один ком – это крепкие ноги, вылеплен второй – туловище, есть голова и две торчащие в стороны руки. Холодный ветер дует на тебя: “Ф-ф-у… Ф-ф-у… Ф-ф-у,” – и ты снова крепка.

Литература:

«Новые 135 уроков здоровья или Школа докторов природы» Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко Москва, «ВАКО» 2007

Источник

Классный час в 4 классе

Тема: «Мы в ответе за свои поступки»

Цель:  формирование у детей умений анализировать свои поступки, прогнозировать последствия своих действий.

Задачи:

– помочь учащимся понять, почему так важно уметь отвечать за свои поступки;

– воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки;

– способствовать развитию мышления, внимания, речи, культуры диалога.

Планируемые результаты:

Предметные: оценивать свои и чужие поступки.

Личностные: стимулировать способность иметь собственное мнение;

высказывать своё мнение.

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание; оценивать результаты своих действий и результаты работы одноклассников;

Коммуникативные: развитие умения вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; оценивать поступки.

Познавательные: анализировать поступки по отношению к самому себе, к людям, к окружающему миру.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в паре, в группах.

Ход классного часа

I. Организационный момент

Все встали. Давайте ребята поздороваемся с гостями.

Сегодня мы с вами проводим классный час. О чем будем говорить, вы мне сами должны сказать.

II. Актуализация знаний. Введение в тему ( слайд 1)

– Я буду читать предложения, а вы будете заканчивать, выбрав нужные выражения, которые записаны на слайде.

Вежливо разговаривает, защитил слабого, обидел друга, помог одеться братику, поссорился с мамой, уступил место в транспорте пожилому человеку, толкнул ногой щенка, разрушил птичье гнездо,   помог убрать посуду, делает уроки.

– Человек поступает хорошо, когда…….

– Человек поступает плохо, когда……

– Как вы думаете, о чём пойдет разговор? (О поступках) ( слайд 2)

Тема классного часа: «Мы в ответе за свои поступки».

– Чему мы будем сегодня учиться? (учиться отвечать за свои поступки)

III. Работа по теме классного часа.

1.Определение поступка.

– Как вы понимаете слово поступок? (Поступок-это какое-либо действие, совершенное человеком). Где можно узнать точное значение слова?

Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и посмотрим, какое определение слову «поступок» даётся в нем. ( слайд 3)

Поступок-это совершенное кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями;

– решительное активное действие в сложных обстоятельствах.

– Какие бывают поступки?

– По каким признакам можно определить поступок хороший или нет?

(Хороший поступок добрый, приносит пользу людям. Плохой поступок приносит неприятности, зло, обиду, боль, горе и огорчение людям) (слайд 4)

Какие поступки совершали ребята на этих рисунках? (плохие) Почему? (губят природу, несут зло) (слайд 5)

Плохие поступки по- другому еще говорят – проступки. (щелчок по слайду)

(Проступок – это поступок, нарушающий правила поведения, провинность)

Каждый человек совершает и поступки, и проступки. За хорошие поступки нас благодарят и любят, а что мы получаем за проступки? (наказывают, ругают)

– Для чего вас ругают и наказывают? (чтобы не совершали впредь таких поступков)

– Какой вывод сделаете? (мы в ответе за свои поступки)

-За плохие поступки нам приходится отвечать, то есть нести ответственность! (щелчок)

2. Ответственность.

Подберите однокоренные слова.

Ответ – отвечаю – ответственность.
А как вы понимаете, что такое ответственность? ( слайд 6 )

( Ответственность – это умение осознавать, что ты делаешь и как ты делаешь, что будет после твоего действия)

– Послушайте, какое толкование этого слова дается в словаре.

Из словаря С.И. Ожегова: ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках. ( слайд 7)

Посмотрите на экран и выберите, кто поступает ответственно и почему. 

  1. Петя очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.

  2. Вася складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.

Читайте также:  Клюква в сахарном сиропе польза

– Кто поступает ответственно? Как поступки мальчиков повлияют на них самих? на других людей?

– Перед кем вы несете ответственность? ( перед собой, перед родителями, перед товарищами).

– Какого человека можно назвать ответственным?

Наверное, вы уже успели совершить немало поступков, где проявили это важное качество.
– Приведите как можно больше примеров ответственного поведения.
( Хожу в школу, выполняю домашнее задание, помогаю по хозяйству ) и т.д.
– А теперь давайте обратимся к себе и вспомним такие случаи, когда вы были не очень ответственны.

– Почему вы иногда принимали безответственное решение?

( не хотели брать на себя ответственность за свои действия, из-за лени, легкомыслия, не думали, к чему может привести ваш поступок).

– Если человек безответственный, кому от этого плохо: тому, кто ведет себя так легкомысленно, или окружающим?

– Если вы не знаете, как поступить, то что нужно сделать, чтобы ваш поступок не был безответственным?

– Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.

I I I. Разбор ситуаций . Групповая работа.

Сейчас мы с вами рассмотрим ситуации. Возьмите карточки №1. Обсудите в группе и расскажете нам.

1.Твой одноклассник забыл дома ручку, ты ему одолжил. После уроков выяснилось, что ручка сломана. Как бы вы поступили?

3. После уроков Петя предложил Вите вместе побить Колю. Как бы вы поступили?

4.Ваши приятели позвали поиграть в чужом дворе. Как бы вы поступили?

5. Ваш товарищ не сделал задачу, так как не знает, как делать. Как бы вы поступили?

6. Мама попросила помыть посуду, но во дворе ребята играют в интересную игру. Очень хочется гулять. Как бы вы поступили?

Обсуждение ответов.

Мы обсудили различные ситуации.

Вывод: Каждый должен думать о том, как повлияет его поступок не только на его самого себя, но на окружающих его людей. Человек должен отвечать даже за слова, которые он произносит. Народная мудрость гласит: «Слово не воробей, вылетело – не поймаешь». Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе.

Чего не хочешь для себя – не делай другим. 

IV. Игра «Составь пословицу»

-Я предлагаю вам сыграть в игру под названием«Составь пословицу».(слайд 8)

Ваша задача, найти части пословиц и составить целое предложение.

Заварил кашу – расхлёбывай.

На добрый привет – добрый ответ.

За любой тобою сделанный поступок надо отвечать.

– Молодцы, хорошо справились с этим заданием.

Как вы понимаете пословицы?

-Ребята, ответьте мне на такой вопрос. К чему может привести безответственное решение врача? Пилота? Шофера?

– Какой вывод можно сделать из этого?(Ответ: безответственный поступок может обернуться для других людей неприятностью, бедой или несчастьем).

– Легко ли быть ответственным?

V. -А теперь давайте вместе составим правила ответственности . (слайд 9) Закончите предложения, подберите по смыслу недостающие слова.

За свои поступки надо …отвечать.

За добрые поступки добром …отплатят.

Прежде чем совершить поступок, …подумай!

Анализируйте свои …поступки.

Учитесь признавать свои …ошибки.

А теперь посмотрите на экран и выберите каждый для себя вывод.  (слайд 10)

1. Я отвечаю за всё.
2. Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю)
3. За все мои поступки отвечают родители.

– Кто хочет, может прочитать, что выбрал.

 VI. Рефлексия. (слайд 11)

Сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось  бы узнать, к какому выводу вы пришли?

Сегодня я понял..

Я бы хотел…

 VII. Итог классного часа.
– Что же необходимо каждому из вас, чтобы стать ответственным человеком? (Научиться отвечать за свои поступки).
Я желаю, чтобы вы научились в своей жизни всегда принимать на себя ответственность за свои поступки и умели управлять собой.

Надеюсь, что сегодняшний разговор не прошел даром, и вы сделаете для себя соответствующие выводы.

Спасибо за урок. (слайд 12)

Приложение

Карточка №1

Прочитайте ситуацию и обсудите в группе.

Твой одноклассник забыл дома ручку, ты ему одолжил. После урока выяснилось, что ручка сломана.

Как бы вы поступили в таком случае?

Карточка №1

Прочитайте ситуацию и обсудите в группе.

После уроков Петя предложил Вите вместе побить Колю.

Как бы вы поступили на месте Вити?

Карточка №1

Прочитайте ситуацию и обсудите в группе.

Ваши приятели позвали вас поиграть в чужом дворе.

Как бы вы поступили?

Карточка №1

Прочитайте ситуацию и обсудите в группе.

Ваш друг не сделал задачу, так как не знает, как ее делать.

Как бы вы поступили в данном случае?

Карточка №1

Прочитайте ситуацию и обсудите в группе.

Мама попросила помыть посуду, но во дворе ребята играют в интересную игру. Очень хочется гулять.

Как бы вы поступили?

Карточка №2

Составь пословицы

Заварил кашу – добрый ответ.

На добрый привет – надо отвечать.

За любой тобою сделанный поступок расхлёбывай.

Источник