Между западным и восточным христианством в пользу второго

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 июня 2018;
проверки требуют 7 правок.

Восточное христианство — условный обобщающий термин, объединяющий Православные церкви византийской традиции, Древневосточные церкви и отделившиеся от них сообщества, которые в богослужении и обрядах сохранили традиции либо древневосточных церквей, либо византийского православия (как, например старообрядчество и восточнокатолические церкви).

Термин[править | править код]

Название связано с тем, что указанные направления христианства, сохраняющие свои древние литургические обряды и традиции, исторически возникли на территории Восточной Римской империи, в Восточной Европе или на Ближнем и Среднем Востоке (Церковь Востока, Армянская апостольская церковь, Грузинская православная церковь).

Как правило, сами представители этих конфессий себя «восточными христианами» не называют. Этот термин более употребим среди приверженцев западного христианства, а также религиоведов и специалистов, изучающих историю христианства. В своих официальных документах Западная и Восточная церкви именуют себя вселенскими[1].

Основные вопросы восточной ветви христианства[править | править код]

Ещё до официального церковного раскола 1054 года внутри последователей Христа единство начало постепенно разлагаться. Христиане западных и восточных территорий сталкивались со всё большим количеством противоречий в своих взглядах. Кроме того, внутри самой восточной церкви не наблюдалось единства. Так, важнейшим богословским вопросом стал спор о способе сочетания божественной и человеческой природы Христа. Одна часть восточных христиан утверждала, что, несмотря на очеловечивание, он всё равно являлся именно Божественной сущностью, то есть отвергалась идея полного вхождения Иисуса в мир людей, его человеческая составляющая умалялась. Оппоненты данной идеи утверждали, что в Христе в равной степени сочеталась и человеческая, и Божественная природа, т.к. это было необходимо для спасения человечества.[2]

Раскол церкви[править | править код]

Первой политической предпосылкой раскола был раздел в 395 году Римской империи на Восточную и Западную[1]. Процесс феодализации в разных частях бывшей Римской империи шёл по-разному, и это отразилось на западном и восточном христианстве. Феодализация восточных частей бывшей Римской империи шла значительно медленнее, что обусловило и консерватизм церковной жизни православия. Возвышению римского епископа способствовал целый ряд факторов, в частности, перенос столицы империи из Рима в Константинополь[источник не указан 861 день]. Постепенно западная церковь приобретала всё большее экономическое и политическое влияние, а по мере роста её влияния рос и авторитет главы церкви.

К моменту разделения Римской империи на Западе действовал только один крупный религиозный центр, а на Востоке их было несколько: во время Первого Никейского собора уже были епископы Рима, Александрии и Антиохии, вскоре звания патриархов получили также епископы Константинополя и Иерусалима. В отличие от римского епископа, у которого не было мощных конкурентов, восточные патриархи враждовали между собой, борясь за первенство и влияние. Христианская церковь Запада долгое время пользовалась относительной самостоятельностью и боролась за первенство над светской властью. Сильная императорская власть, дольше сохранившаяся в Византии, поставила восточное христианство в зависимость от светских государей.

Открытое противостояние церквей началось в 857 году, когда император Византии Михаил III низложил патриарха Игнатия и возвёл на патриарший престол угодного ему Фотия. Папа Николай I потребовал восстановить Игнатия, а заодно предъявил ряд территориальных претензий (в частности, по отношению к Болгарии). Византийский император не пошёл на уступки, и папа объявил Игнатия истинным патриархом, а Фотия — низложенным.

Формальные догматические разногласия заключались в следующих вопросах:

  • происхождение Святого Духа только от Бога-Отца (восточная церковь) либо от Бога-Отца и Бога-Сына (западная церковь);
  • каждая из церквей оспаривает легитимность Вселенских соборов, которые происходили на территории противника (например, Константинопольского собора 381 года).

В середине XI века папство вытеснило греков из южной Италии, а патриарх Михаил Керуларий закрыл латинские монастыри и перевёл богослужение в латинских церквях Константинополя на греческий образец.

Раскол сформировался окончательно в 1054 году, когда обе церкви предали друг друга анафеме (отменённой лишь в 1965 году).

Западная церковь получила название католической (лат. catholicismus от греч. καθολικός — вселенская), а восточная христианская церковь стала называться православной (то есть правильно славящей Бога, (калька с греч. ὀρθοδοξία[3] — буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление»[4]).

Различия между Восточным и Западным христианством[править | править код]

Главными догматическими расхождениями между православными и латинянами, которых принято называть по их самоназванию католиками (что не соответствует по сути верным наименованием с православной точки зрения), являются

  • различие в Символе веры — о происхождении Святого Духа (Филиокве)[5].
  • вера в безошибочность папы римского в вопросах веры и морали (ex cathedra), считая папу наместником Христа на земле. Источником вероучения католики считают не только Библию, но и решения всех соборов, называемых ими Вселенскими (а не только первых семи, признаваемых православными) и суждения пап, имеющие для них даже приоритет перед суждением соборов.

Есть и другие расхождения в догматике, восходящие к тому, что латиняне принимали новые догматы (или догматизировали какие-то мнения, бытовавшие ранее), с точки зрения православных, самочинно и произвольно, без соборного обсуждения с православными (полнотой Церкви), считая свои собственные, без участия православных, соборы за Вселенские и потому достаточные. К таким догматам, например, относится вера латинян в чистилище (в дополнение к раю и аду).

Духовенство в католицизме даёт обязательный обет безбрачия. Многочисленны также различия в таинствах и обрядах[5]. Одним из важных различий в прошлом, существовавших даже еще до разделения, было существенное различие в причащении клириков и мирян в римской традиции.

Кроме того, между восточной и западной моделями церкви можно провести разграничение и на основании их отношения к светской власти. Если церковные институты западной ветви действовали в период Средневековья согласно идее «двух мечей» власти, которые Бог передаёт в руки церкви, а та, в свою очередь, предоставляет один из них королю, что означает их равное существование и создаёт предпосылки для борьбы церкви за верховенство в управлении государством, то в восточной модели церковь отстраняется от политики, признаёт светскую власть императора и сохраняет своё влияние лишь в духовном, клерикальном аспекте.[6]

Иерархия[править | править код]

В отличие от западной церкви, у православия нет единого центра управления.

К православию относятся 15 самостоятельных православных церквей с общей численностью 150 млн. верующих. Из них самой крупной и влиятельной является Русская православная церковь.

Во главе каждой православной церкви стоит патриарх, избираемый поместным собором. Патриарх осуществляет межцерковные связи, контролирует деятельность епархиальных архиереев, награждает титулами и высшими церковными отличиями, осуществляет надзор за всеми учреждениями центрального церковного управления.

При патриархе учреждается священный синод, который состоит из постоянных и временных членов.

Православные церкви разделены на епархии, возглавляемые епархиальными архиереями. Епархии в свою очередь делятся на округа. Низшей организацией православной церкви является приход, возглавляемый избранным на общем собрании верующих церковным советом.

Основа православного вероучения[править | править код]

Символ веры утверждён на первых двух вселенских соборах 325 и 381 года. Он состоит из членов (параграфов), в которых сформулированы представления о Боге, его отношении к миру и человеку: понятие о триединстве Бога, Боговоплощение, искупление, воскресение из мёртвых, крещение, загробная жизнь и так далее[5][1].

Все основные догматы православной церкви объявляются истинными, вечными, сообщёнными человеку Богом, и непостижимыми разумом.

Основой познания символа веры является вера.

См. также[править | править код]

  • Западное христианство
  • Древние восточные церкви
  • Раскол христианской церкви (1054)
  • Восточнокатолические церкви

(XVI век)

(XI век)

Уния

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3
    www.nntu.ru Архивная копия от 9 октября 2016 на Wayback Machine ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ
    Учебное пособие
  2. Гонсалес Хусто Л. История христианства. Том I. От основания Церкви до эпохи Реформации..
  3. Аверинцев С. С. Православие // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  4. ↑ гл. ὀρθο-δοξεω — иметь правильное мнение, здраво судить (И. Х. Дворецкий. Древнегреческо-русский словарь, — М., 1958, — Т. II, С. 1190). В переводах Библии и богослужебных текстов слово «δόξα» чаще всего переводится как «слава», «хвала», однако в греческом языке античной эпохи его семантика была более многогранной: так, словарь И. Х. Дворецкого (М., 1958, — Т. I, С. 421) приводит следующие переводы слова δόξα: «мнение, представление; ожидание, чаяние, расчёт; плод воображения, видение, призрак; в философии — мнение, мнимое знание; намерение, решение, замысел; слава, имя, репутация; блеск, сияние, яркость»; словарь А. Д. Вейсмана (издание 5-е, 1899) в качестве основного значения слова «δόξα» даёт «мнение, представление, предположение».
  5. 1 2 3 « Эрудиция » Российская электронная библиотека Ветви христианства. Суть различий
  6. Н. Баранов. Религия и политика.

Источник

Ученые считают, что тип нашего мышления во многом зависит от принадлежности к одной из двух культур: восточной или западной. Узнав свой тип мышления, вы сможете не только лучше понимать окружающий мир, но и более эффективно работать над собой.

Географическое деление мира на Восток и Запад носит весьма размытый характер, поэтому не каждый из нас может однозначно ответить, восточный он или западный человек.

Мы расскажем о простом тесте, который поможет определить ваш тип мышления. А чтобы проще было разобраться, вначале мы расскажем о разнице между этими мирами.

Разница между западным и восточным мышлением

Разницей между восточным и западным мышлением интересовались многие великие умы, в том числе и Карл Густав Юнг. В своих трудах известный психиатр определил основной принцип: Восток — это интроверты, Запад — экстраверты.

Для западного типа мышления наибольшей ценностью обладает сам человек, его мнение, достоинство. Материальное благополучие, уважение молодости, стремление везде быть первым — все это тоже свойственно представителям этой культуры.

Для восточного человека мир изначально гармоничен, и если Запад стремится переделать его под себя (отсюда технический прогресс и инновации), то на Востоке меняют себя под окружающий мир, стремясь к единству с природой.

Основными ориентирами восточной цивилизации являются скромность, стремление к гармонии, уважение к старшим. Из-за признания своей малой роли перед природой и самим миром на Востоке, в противовес Западу, первостепенное значение имеет не индивидуализм, а коллективизм.

Большое внимание разнице между западным и восточным мышлением уделил Ричард Нисбетт. В одном из экспериментов он показывал американским и японским студентам одну и ту же картину и наблюдал с помощью приборов за движениями их глаз. Оказалось, что американцы концентрируются на ближней точке, упуская детали. Азиаты воспринимают вещи в контексте, придавая немалое значение фону.

Другие исследования позволили установить ученому, что люди с восточным типом мышления больше склонны к творчеству, с западным — к анализу. А чтобы узнать, какой тип мышления у вас, приступайте к вопросу ниже.

Вопрос: какой объект тут лишний — панда или морковь?

Ответ

  • Морковь. Если вы так ответили, скорее всего, у вас доминирует западный тип мышления. В этой культуре главную роль играют существительные, поэтому вы пришли к выводу, что кролика и панду объединяет тот факт, что они животные.
  • Панда. На Востоке первостепенное значение имеют глаголы. Поэтому человек с таким мышлением найдет прямое взаимодействие между кроликом и морковью (животное ест), а панда, как известно, питается бамбуком, поэтому она в этой компании лишняя.

Это пример триадного классического теста, который используется для определения типа мышления.

Что с этим делать?

По мнению Ричарда Нисбетта, наибольших успехов в XXI веке достигнут те, кто возьмет лучшее от обеих культур. При доминировании восточного типа мышления полезно развивать аналитические способности. Помочь в этом может игра в шахматы, решение головоломок, собирание пазлов. Тренирует способность к аналитике составление списков дел, расходов и доходов, целей.

Людям, у которых сильнее развито западное мышление, не помешает развивать творческие способности. В этом поможет чтение художественной литературы, освоение новых навыков, игры в ассоциации. Неожиданно, но ученые также отмечают, что креативность помогает развивать преобладание зеленого и голубого цвета в помещении, а также молчание.

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/suschestvuet-2-tipa-myshleniya-otvette-na-odin-vopros-i-my-skazhem-kakoj-u-vas-1731665/ © AdMe.ru

Источник

Некоторые из нас считают, что весь христианский мир связан как религиозный истеблишмент, однако он также имеет многочисленные разногласия и расколы, подобные церквям Западного и Восточного христианства.

Их официальное разделение произошло в 1054 году ввиду прогрессирования религиозного и философского контраста не только между латинским Западом и греческим Востоком, но также и в Римско-католической церкви и протестантах.

Восточное и западное христианство может быть на одной земле, но мы никогда не сможем отрицать их разногласия в той или иной форме. В этой статье будет дополнительно обсуждено, что они индивидуальны и как они отличаются друг от друга.

Что такое западное христианство?

Западное христианство включает в себя Католическую церковь и протестантскую церковь, Римско-католическая церковь имеет крупнейших последователей на планете с более чем 1,29 миллиарда человек. Хотя протестантская церковь состоит из многочисленных групп по всему миру и имеет свои основополагающие основы от католической церкви.

Лидером Римско-католической церкви является епископ, известный под именем Папа. Учения Церкви находятся в Никейском символе веры. Его координационный надзорный орган, который называется Святой Престол, находится в Ватикане, расположенном в Риме, Италия.

Эта Церковь необычайно повлияла на многие части рассуждений, науки, культуры и мастерства на Западе. Протестантская церковь, как бы то ни было, была известна как надежно защищающая первое христианское доверие, которое римско-католическая церковь отказалась.

Что такое восточное христианство?

Восточная православная церковь, именуемая Восточной православной церковью, представляет собой группу из 13 свободных национальных конгрегаций, расположенных в лучших местах в западном полушарии Европы. Эти часовенки схожи в учениях, святых обрядах и церковном правительстве; однако каждый из них выполняет свои собственные конкретные вопросы.

Ученые из Восточной Церкви считают католиков и протестантов богохульством. Как бы то ни было, подобно протестантам и католикам, ученики Восточной Церкви помещают в Священное Писание как Слово Бога, Троицу, Иисуса Христа как Бога-Сына и различные уроки, которые являются библейскими. Тем не менее, в принципе, они больше похожи на римских католиков, чем на протестантов.

Различия между западным христианством и восточным христианством

Среди отличия были вопросы происхождения Святого Духа, требование Римского папы в отношении юрисдикции и другой причины; а также вопрос о том, какой хлеб следует использовать в качестве части Вечери Господней.

Богословские различия в западном и восточном христианстве

Восточное и западное христианство принимают Троицу совершенно по-другому. Запад занял уроки Фомы Аквинского и Августина из Гиппонов, который видит, что народ Божества присоединился к божественной квинтэссенции.

С другой стороны, восточное христианство полагает, что Троица состоит из трех отличительных небесных людей. Для них Бог-Отец определенно уникален по отношению к индивидуальности Бога-Сына и индивидуальности Бога-Духа Святого.

Они верят, что в свете того факта, что Отец является создателем вечности Божества, Сын создан Отцом до основания мира; и Святой Дух произошел от Отца в свете того, что, как указано им. Бог-Отец – единственный источник небесного бытия.

Кроме того, Бог-Отец не порожден, а Бог-Сын происходит от Бога-Отца. Кроме того, Святой Дух, который является третьим лицом Бога, происходит от Отца.

Западное христианство, в другой руке, верит, что у Бога нет никакой квалификации между Его характером и веществом, и это является причиной того, что все черты одинаковы внутри небесной квинтэссенции.

Убеждение Восточной и Западной Церкви в предопределении также уникально. Восток стоит на своем убеждении, что всех людей предопределяют, чтобы их пощадили через воплощенного Сына Божьего. Хотя Запад считает, что избранники предопределены, но спасение может быть потеряно, если вас отлучили от церкви.

Литургические различия в западном и восточном христианстве

В то время как поклонение, Западная Церковь содействует достижению коленопреклонения в молитве, в то время как восточные православные места отправления культа обычно являются постоянными последователями. Опресноки (сделанные без дрожжей) используются как часть римских церковных обычаев, в то время как Православная Церковь использует квасное. Кроме того, Восточная церковь разрешает свадьбу в пасторате, а католические священнослужители на западе должны оставаться абстинентными.

Экклезиологические различия в западном и восточном христианстве

Восток полагает, что ранние папы не имели контроля над священниками. Для них Папа – это только министр с высокой позицией, авторитет которого должен расцениваться различными религиозными администраторами. В то время как Запад дает Папе поклонение и дает ему титул викария Христа, что означает «на месте Христа» здесь, на земле ..

Восток утверждает, что Папа не является администратором супер-епископа, который контролирует другие епархии. Как бы то ни было, Западно-Римская католическая церковь заявляет, что Папа является викарием Христа и должен быть удостоен звания, предназначенного только для Господа Иисуса Христа.У Запада есть аналог папы, который называется Патриархом, но эта позиция не имеет власти, подобной Папе.

Вопрос о Филиокене в западном и восточном христианстве

Восточная Церковь считает, что субстанция и качества Бога таинственны для всего творения. Они заявляют, что католики пропагандируют идею о том, что Святой Дух «исходит от Отца и Сына» (filioque). Следовательно, Восток полагает, что он отказывается от Предания Апостолов, которые, как они говорят, достоверно показывают, что Бог-Отец является Первым Источником Духа и Сына.

Таблица резюме: Различия в западном и восточном христианстве

Резюме западных стихов Восточное христианство

Несмотря на усилия католических пап и православных патриархов по исправлению перерыва, примирение по отношению к каждой организации было достигнуто. Одним из сдерживающих факторов является то, как православные и католики видят причину отряда.

Официальная католическая позиция заключается в том, что православные – диссиденты, предполагающие, что нет ничего неправильного в отношении их религиозной рациональности, просто их нежелание признать безупречность Папы, которая проявляется в католических принципах. Более того, католики говорят, что это в основном экклезиологическая проблема, а не философская.

Несмотря на это, с каждым из этих конфликтов все сводится к утверждению, что и Западная Римско-католическая, и Восточная Православная Церковь каким-то образом исказили подлинную библейскую веру, чтобы продвигать свои личные интересы.

Источник