Культурные ценности приносят практическую пользу

Мифы, легенды, эпос, песни и танцы. О каком типе культуры идёт речь?

1) о массовой культуре 3) об элитарной культуре

2) о народной культуре 4) о поп-культуре

Верны ли следующие суждения о культуре?

А. В широком смысле культурой можно назвать всё, что создано и создаётся человечеством

в процессе преобразования природы.

Б. В основе культуры — творческая деятельность человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения об элитарной культуре?

А. Элитарная культура является достоянием привилегированной части общества.

Б. К элитарной культуре можно отнести телесериал.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Культура развивается как за счёт новаторских достижений, так и за счёт сохранения тра-

диций.

Б. Культурные ценности всегда приносят практическую пользу.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения об особенностях духовной культуры?

А. К духовной культуре относятся средства производства и предметы труда.

Б. Духовная культура связана с формированием и распространением ценностей добра, кра-

соты.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено бук-

Вой.

А) В ходе социологического опроса было установлено, что 49 % опрошенных граждан раз-

ного возраста смотрят телесериалы. (Б) Популярные телесериалы — отличная тема для раз-

говоров с друзьями и знакомыми. (В) Телесериалы являются самым доступным, а иногда,

к сожалению, единственным развлечением для пожилых людей, домохозяек и людей с небла-

гополучным материальным положением.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

А Б В

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено бук-

Вой.

(А) Популярные телесериалы — отличная тема для разговоров с друзьями и знакомыми.

(Б) По данным социологического опроса в 74 % случаев телезрители смотрят сериалы не реже

чем два-три раза в неделю. (В) Настораживает, что для многих работающих людей просмотр

сериалов стал идеальным вариантом выходного дня после трудной недели.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

А Б В

Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(A) Человек обладает способностью сознательно преобразовывать самого себя и окружаю-

щий мир. (Б) Вряд ли мы найдём хотя бы одно, даже самое примитивное, общество, которое

не создало свою культуру. (В) Уровень развития культуры учёные рассматривают в качестве

одного из критериев общественного прогресса.

Определите, какие положения текста

1) отражают факт

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

А Б В

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Учитель объяснял учащимся тему «Духовная культура». Сравните две формы (обла-

Сти) духовной культуры: науку и искусство. Выберите и запишите в первую колонку табли-

Цы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия

1) способствует познанию мира

2) создаёт художественные образы

3) влияет на мировоззрение человека

4) стремится к объективности результатов

Черты сходства                    Черты отличия

Установите соответствие между признаками и областями (формами) духовной

Культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий

Элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

А) создание художественных образов

Б) логичность и доказательность выводов

В) критический анализ результатов познания

Г) эмоциональное воздействие на человека

Д) объективное отражение действительности

1) искусство

2) наука

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

3. Установите соответствие между признаками и областями (формами) культуры:

Источник

Жизненные ценности человека оказывают большое влияние на принятие всех жизненно важных решений, затрагивают все жизненные сферы.

Ценности человека, как маяки, привлекают внимание к одному и оставляют в тени всё остальное. Мы видим то, что представляет для нас ценность. Из всего многообразия обрушивающейся на нас информации мы выбираем лишь то, что представляет для нас хоть какую-то ценность.

Ценности начинают формироваться в детстве и определяются особенностями личности, системой воспитания. По мере взросления основные ценности формируются под воздействием накопленного жизненного опыта. Довольно большое влияние на ценности оказывают мода и социальные ожидания. В частности, сейчас становится модным быть здоровым и богатым одновременно.

фото с сайта ecwid.ru

ВИДЫ ЦЕННОСТЕЙ:

1. Идеологические ценности

К идеологическим ценностям можно отнести политические, религиозные, правовые и философские взгляды. Если у человека доминируют идеологические ценности, то он выглядит и поступает как адепт этой идеи. Вся его жизнь подчинена заповедям и ритуалам данной идеи. Чтобы понять поведение человека, надо знать довлеющую над ним идею. Чтобы предсказать его поведение в тех или иных обстоятельствах, надо знать её заповеди.

Читайте также:  Корм для котов польза и вред

2.  Эмоциональные ценности

Эмоциональные ценности включают в себя переживания любых чувств и эмоций: власть, дружелюбие, любовь, месть, комфорт и др.

3. Материальные ценности

К материальным ценностям относятся деньги и имущество. Деньги – универсальное мерило ценности. Иногда ценность денег способна затмить религиозные идеи, любовь, здоровье и т.д.

4. Витальные ценности

Витальные ценности – это прежде всего: свобода, пища, вода, жилище и всё, что относится к безопасности жизни и ее качеству. От них зависят физическое и психологическое здоровье, экология, отношения с другими людьми и т.п.

5. Нравственные ценности

К нравственным ценностям относятся: справедливость, честность, доброта, милосердие, сострадание, надежда, вера, любовь, благородство, порядочность, совесть и др. Именно эти ценности занимают главное место в жизни человека. Ведь именно ими мы руководствуемся при принятии решений, связанных с моральными нормами. А это в свою очередь говорит об уровне развития человека.

фото с сайта 900igr.net

Здесь указаны далеко не все ценности. На самом деле их огромное множество. Каждый человек сам расставляет приоритеты в отношении ценностей. У каждого своя система ценностей, зависящая от состояния сознания. Поэтому у каждого и своя жизнь, отличная от других. Как думаем – так и живем. Если внутри человека отсутствует система ценностей, то жизнь его хаотична. Его внутреннюю пустоту никто не сможет заполнить. Для гармоничной жизни важно иметь ценности во всех жизненных сферах и поддерживать их на должном уровне.

Иерархия ценностей

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ЦЕННОСТИ:

1. Любовь к партнеру, романтические и интимные отношения

Любовь – это самое ценное во Вселенной!
Если ты еще не встретил свою любовь, живи с мыслью, что любимый человек обязательно появится. Оставь в своей душе место для него, формируя в своем сознании определенные мысли. Не заполняй это место ничем и никем.

2. Дом и семейные отношения

Пространство, которое создает любящая пара – вторая значимая ценность.
Главное предназначение женщины – любить мужчину и любить себя! Если так будет, то мужчина сможет создать материальную базу для семьи. И женщина будет получать вознаграждение за свою любовь и за свой труд.

3. Потребность в детях и любовь к ним

Дети – это счастье. Но все-таки не надо забывать, что главной целью семьи является раскрытие личности при совместном проживании партнеров.

4. Любовь к родителям, родственникам

К родителям нельзя относиться негативно. Исключительно важно – перестать обижаться на родителей, обвинять их в чем-либо. Но и в другую крайность нельзя впадать – приносить себя в жертву родителям. Родовые связи играют немаловажную роль в развитии человека и его самореализации. Когда у человека прочные отношения со своим родом, он крепко стоит на ногах.

5. Профессиональная или общественная деятельность

Правильный выбор профессии позволяет человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, реализоваться, как специалист, решать социальные и материальные вопросы семьи.

6. Остальные ценности (друзья, различные интересы и увлечения, отдых, животные и т.д.)

Уважаемый читатель, задумайся – повышается ли качество твоей жизни, и приносит ли тебе счастье жизнь в соответствии с твоими ценностями?

Все трудности на жизненном пути дают возможность человеку проверить выбранные им ценности на прочность, убедиться в верности собственных убеждений, либо их опровергнуть.

Совесть подразумевает наличие ценностей, внутренней правды, и ты стараешься её не предавать. То есть живёшь в согласии с внутренним Богом, с тем, что ты считаешь правильным, честным, добрым.

Читайте далее:

УБЕЖДЕНИЯ, определяющие границы Реальности

Как разрешить внутренний конфликт?

P.S. Об истинных целях, о настоящей мотивации, о пробитии потолка и преодолении страха – 5-ти дневная трансформационная бесплатная онлайн-игра “ОСВОБОЖДЕНИЕ“:

Сделайте за неделю больше, чем делаете за месяц:

>>>>>Переходите по ссылке>>>>>

Дорогие читатели, если статья оказалась полезной, Вы можете поддержать канал с помощью комментариев, лайков или донатов. Буду рада встречам на моём канале «МУДРЫЕ СОВЕТЫ за чашкой кофе», где Вас ждёт много интересного и полезного!

>>>>>>>> ПОДПИСАТЬСЯ >>>>>>>>

Источник

Ценностные ориентации. Культура – совокупность ценностей и ценностных ориентаций, способов их создания и потребления. Поэтому неоценимую роль ценностей в культуре ни у кого из исследователей не вызывает сомнений. В культурологии трудно обойтись без понятия «ценность». Более того, чаще всего культуру как социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации. Авторы социологического исследования «Молодежь Германии и России» считают: «Ценностные ориентации – это относительно устойчивое социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ, культурных явлений, которые рассматриваются как предмет, цели и средства, служащие для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности». Каждый человек является носителем определенных ценностей, они образуют некую систему, от которой во много зависит поведения человека в той или иной ситуации.

Читайте также:  Вести с пользой вчерашний выпуск

Речь, поведение человека всегда опираются на ценности, которые осваиваются ею и становятся ценностными ориентациями, направляющими её сознание и поведение. Те ориентации, которые обуславливают человеческое поведение, называют ценностными. Они образуют ядро личностных убеждений. Например, таджик, признаваясь в любви, скажет своей возлюбленной: «Ты мой несравненный попугай», т.к. для него эта птица – символ экзотичности, разно перья, своего рода ценность. Назовет ли русский человек любимую попугаем? Конечно, нет. Попугай для него – это символ болтливости и глупости. Здесь мы видим зависимость культуры от видения мира, от индивидуальных или групповых установок, от той объективной шкалы, которая зависима от субъективных оценок. Поэтому существуют и так называемые национальные ценности – это ценности, значимые для конкретного народа, занимающие важнейшее место в его жизни (для русских – это Пушкин, Толстой, «Слово о полку Игореве», Эрмитаж, Третьяковская галерея и т.д., для грека – это Гомер, акрополь, демократия и т.д.).

Существуют и сословно-классовые, локально-групповые, утилитарные, этические, правовые, политические, религиозные ценности и т.д. в зависимости от критерия, положенного в основу их классификации.

Ценностью для человека является все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный характер. «Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способ оценки этой значимости, выражение в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях».

Культурные ценности – это объекты материальной и духовной деятельности человека, обладающие общественно – полезными свойствами и характеристиками, благодаря которым могут удовлетворяться разнообразные потребности людей. Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами, допускает полярность решений, что свидетельствует об амбивалентной, двойственной природе ценности. Ценности помогают человеку и обществу определить хорошее и плохое, красивое и безобразное, существенное и второстепенное. Приоритет тех или иных ценностей отражает степень духовности человека.

В мире человека можно обнаружить различные виды ценностей: предметные ценности, ценности – свойства вещей, ценности как специфический вид норм, императивов, традиций, ценности – идеалы, ценности – знания и др., либо их можно классифицировать таким образом: моральные ценности – добро, любовь, честь, благо; религиозные ценности – Бог, вера, благодать, спасение. Хотя и те, и другие ценности находятся во внутри сущностном единстве. В основании сложной структуры ценностей находятся фундаментальные высшие ценности, которые определяются социальной всеобщностью и необходимостью. Иногда возникает иллюзия, будто ценностные ориентации носят вечный, внеисторический характер. Однако это не так. В каждой культуре рождаются, расцветают свои ценностные ориентации. В каждой культуре обнаруживается её ценностная природа, т.е. наличие в ней стойких ценностных ориентаций.

Человеческие ценности предполагают, прежде всего, осмысление единства человеческого рода. Есть такие абсолюты, которые значимы для всего человеческого рода, без них единство человечества не было бы столь тотальным. Христианство совершило колоссальный переворот в осмыслении универсальных связей, провозгласив заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Отныне каждый человек сопричастен другому, между людьми укрепляется вселенская близость, основанная на единой принадлежности к человеческому роду.

Общечеловеческие ценности предполагают сохранение совокупного духовного опыта. К святыням человеческого рода относится, например, сократовское триединство Истины, Добра и Красоты. Эта триада является исторически сложившейся высшей ценностью. Данные абсолюты отражают достояния всего человеческого рода.

Нет культуры, где не оценивались бы негативно убийство, ложь, воровство, хотя существуют различия в представлениях о границах терпимости. Современная культура, объединяющая человечество, основана на общечеловеческих ценностях: движении защиты прав личности, ее уважении, признание ее достоинств, свободе, совести, гуманности, взаимообогащении национальных культур, научном знании и передовых технологий и экологическом отношении к жизни и окружающей среде. Общечеловеческая культура – это также наилучшие формы творческой деятельности людей.

Материальные ценности – это материальные блага, предназначенные для удовлетворения жизненно – необходимых потребностей. Материальные потребности, конечно, являются определяющими, но они, особенно в век научно-технического прогресса могут быть довольно скоро удовлетворены, если говорить о разумных потребностях. Но, как гласит народная мудрость, «не хлебом единым жив человек». Немаловажную роль в жизни человека, общества, в культуре имеют духовные ценности. Ими являются мысли, идеи, теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений, произведений архитектуры, живописи, музыки, кинофильмов, телевизионных передач, которые несут в себе высокие идеи, образы, чувства и представления. Хранителями и распространителями духовных ценностей являются музеи, библиотеки, школы, радио и т.д. Забота об умножении материальных и духовных ценностей общества, о культурном росте человека, сознании необходимых условий для приобщения его к этим ценностям – одна из закономерностей развития общества.

Ценности и смыслы, воплощенные в памятниках прошлого, несомненно, становятся важным фактором новой культуры. При этом они должны не только сохраняться, но и воспроизводиться, вновь и вновь раскрывая свой смысл для новых поколений. Непреходящие ценности запечатлены в египетских пирамидах. Михаил Эминеску писал: «А в немой дали застыли пирамиды фараонов, саркофаги древней были, величавые, как вечность, молчаливые, как смерть». Все на свете боится времени, а время боится пирамид. Они возвышаются среди горячих песков Ливийской пустыни и тянутся на десятки километров от современного Каира до Фаюмского канала. Пирамиды служили фараонам, согласно их религии, лестницей, по которой они восходили на небо. Поэтому самые древние пирамиды были ступенчатыми, имели форму лестниц, и только в более поздних стены гладкие. Почему? – до сих пор не выяснено. Археологи насчитали 80 пирамид. Не все они дошли до наших дней.

Читайте также:  Подошва качели эффект и польза

Исследователей, пытавшихся выяснить, каким образом древние строители смогли воздвигнуть такое грандиозное сооружение, да еще не просто воздвигнуть, а придать ему геометрически правильную форму пирамиды, все это ставило в тупик. Иногда даже высказывалось мнение, что пирамиды не мог построить народ, живший в бронзовом веке, и что в создании этих колоссальных сооружений принимала участие трансцендентальная сила. Но постепенно тайна возведения пирамид раскрылась. Выяснилось, что с инженерной точки зрения это примитивные постройки, горы, сложенные людьми. И, тем не менее, пирамиды – самые знаменитые архитектурные сооружения в мире. Цель древних была достигнута – пирамиды стали вечными монументами, пережив тысячелетия.

Итак, классифицируя ценности на материальные и духовные, нужно отметить, что различение между ними условно. Материальные объекты имеют, как правило, и духовно-культурную ценность и, наоборот, духовные ценности неразрывно связаны с материальными объектами или имеют материальную оболочку. Ценности – это основа и фундамент культуры, они в ней глубоко укоренены и выполняют роль ее важнейшего регулятора как на уровне культуры в целом, так и на уровне личности. Как отмечал Сорокин, «люди с глубоко укоренившейся системой ценностей мужественно перенесут любое бедствие». ценность потребность культура жизнь

Понятие культурной нормы. С понятием ценностей связано понятие нормы. Чтобы обращаться с другими людьми, человек должен придерживаться каких-то правил взаимоотношений, иметь представление о правильном и неправильном поведении, о том, как проявлять и сдерживать себя. При отсутствии подобных представлений нельзя добиться согласованных действий. Такие общие представления, регулирующие поведения людей, вырабатываются в той или иной культуре и называются культурными нормами.

Нормы (от лат. norma – правило, образец) – это системный порядок, признанный обязательным, установленная мера, система ожидаемых способов поведения, которым члены общества следует более или менее точно.

Существуют общественные нормы, принятые в любой культуре, в любом обществе, т.е. общекультурные нравственные нормы: «не укради», «не убей»… Они способствуют нравственно оздоровить общественную и личную жизнь граждан. Жить гуманно. Живя в социуме, человек должен стремиться не ущемить прав другого, а значит строить свое поведение так, чтобы оно соответствовало поведению той социальной группы, в которой он находится, живет, работает. При нарушении норм поведение человека становится антиобщественным, анти культурным. Живя в той или иной среде, человек должен овладеть ее духовными ценностями, признать их, освоить и использовать, иначе он окажется оторванным от данной культуры либо вступит в конфликт с ней.

Таким образом, культурные нормы – определенные правила поведения, регулирующие действия человека в наиболее важных аспектах социальной жизни, обеспечивая гарантии целостности, устойчивости общества. Поэтому в них в большей степени, чем в ценностях, присутствует приказной момент, требование поступить определенным образом. Следование нормам обеспечивается двояко: путем их интернализации (превращения внешних требований во внутреннюю потребность личности) и за счет институциализации (включения норм в структуру общества и социального контроля). Только таким образом можно сохранить в обществе его устойчивость и порядок. В обратном случае неизбежна аномия.

Термин «аномия», обозначающий нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был впервые введен Эмилем Дюркгеймом еще в 90-е годы XIX века. В то время аномия была вызвана ослаблением влияния религии и политики и повышением роли торгово-промышленных кругов. Это привело к тому, что обесценились прежние ценности, не выработались новые, тем самым нарушилось единство культуры. Обострение многих социальных проблем, порожденных как реформированием экономики, так и крушением целостной культурной системы, девальвация духовно-культурных ценностей, приводят к аномии. В культуре, в которой безусловные и основополагающие ценности отброшены и великие университеты духовных, нравственных, эстетических, религиозных исканий ничего не значат, имеет так же место аномия.

В современном мире нарастают негативные явления, что порождает опасность антропологического кризиса. Над обществом нависает угроза без духовности. Для достижения своих утилитарных целей человек зачастую пренебрегает честью и совестью. В связи с этим важную роль играет выработка целостной нормативной системы, которая способствует воспитанию культурной, гармонично развитой личности. Именно данная система выступает как невидимый каркас, скрепляющий общественный организм в единое целое.

Источник