Кто такая польза в стилягах
Фильм «Стиляги» вышел в 2008 году. В нём рассказывается об образе жизни зародившейся после смерти вождя Иосифа Сталина субкультуры поклонников западного образа жизни среди советской «золотой молодёжи».
По сюжету комсомолец и сын ветерана Великой Отечественной войны Мэлс Бирюков (играет Антон Шагин) после одной из облав на стиляг влюбляется в одну из них Полину (играет Оксана Акиньшина), которая среди «своих» известна как Польза. Далее он решает присоединиться к стилягам, их неформальный лидер Фрэд помогает ему освоиться в их среде. За это Мэлса изгоняют из комсомола, а позже он вместе с Полиной и сам становится жертвой комсомольской облавы, которой руководит Катя, влюблённая в Мэлса. Затем Полина беременеет, но… не от своего возлюбленного, и рожает чернокожего ребёнка. Она объясняет его появление довольно странно, дескать, встретила афроамериканца, в котором она увидела человека из другого мира. Мэлс ребёнка принимает, как и его отец. И в финальной сцене молодые идут по улице, где к ним символично присоединяются представители современных субкультур. В общем, этакий вариант Ромэо и Джульетты со счастливым концом.
Фильм имеет подчёркнуто антисоветскую направленность. Вся обстановка и одежды простых граждан показаны в неприглядном сером цвете, в то время, как стиляги и места их вечеринок – в ярких красках. На сайте санкт-петербургского отделения КПРФ, в связи с этим, была опубликована рецензия на эту кинокартину (https://cprfspb.ru/1026.html).
Однако рассмотрим некоторые детали фильма. Начинается он со сцены комсомольской облавы и встречи Мэлса с Пользой. А дальше показана история отца будущего «новообращенного» стиляги. Он – участник Великой Отечественной войны, имеет награды. Вернувшись в свою коммунальную квартиру, увидел двух своих сыновей, сидящих у окна. А в это время их мать и его жена совокупляется с любовником. Отец-солдат совершает единственно правильное в такой ситуации действие – вышвыривает обоих за дверь с вещами без лишних сантиментов. И далее воспитывает сыновей самостоятельно. Символично, что над ожидающими отца детьми висит портрет Сталина, то есть они тянутся к образу Вождя Народов и «друга всех советских детей», ограждая себя от блудной мамаши.
То есть мать Мэлса – обыкновенная шлюха. И скорее всего, в Пользе он увидел свою маму, по которой, видимо, тосковал. Эдипов комплекс. Кстати, и Пользой она зовётся неслучайно, так какв среде стиляг также является шлюхой. Правда, не простой, а элитной, что следует из рассказа Фрэда. Стиляг она к себе не подпускает. И Мэлсу удаётся завоевать её симпатии, только научившись играть на саксофоне, о чём ниже.
Но особенно ярко блудная сущность Пользы показана в её рассказе про то, как у неё родился чернокожий ребёнок. Морально подавленный Мэлс услышал фантастическую историю его появления: «Ну, представляешь, прилетел человек из другой планеты на несколько часов. И столько нужно спросить про них, столько рассказать про нас, а минуты тикают-тикают. И скоро обратная ракета. И мы оба знаем, что больше никогда не увидимся. (Лёгкая улыбочка от сладкого вкуса порока. Как тонко сыграла Акиньшина!) Ты это хотел услышать? Доволен?»
Действительно, Мэлс, а чего ты, собственно, ожидал от реинкарнации своей блудной мамочки? Честно говоря, более нелепого оправдания шлюхи я не слышал. А ведь могла честно признаться, что секс с чернокожим американцем поднял ей самооценку блудницы по образу жизни до космических высот. Ведь другим товаркам среди стиляжек такое и не снилось. И она стала чувствовать себя этакой королевой шлюх. Помните, была на закате СССР популярной песня со словами: «Америкэн бой, уеду с тобой! Москва, прощай!»? Под эту весёлую песню рушилась наша сверхдержава!
Но шлюха никогда не признается в том, кто она есть на самом деле. Себя будет воображать или жертвой или королевой, любовника – рыцарем на белом коне, а мужа, если таковой имеется, и собственного отца деспотом или ничтожеством. И заботливую мамочку из себя строит, когда Фрэд приезжает в гости, что Мэлс выразил словами: «Полина считает, что при равноправии мужчины и женщины я должен тоже кормить ребёнка грудью». Она и негритёнка своего назвала Иваном в честь погибшего отца! Вроде как оправдалась перед самой собой, что, дескать, память его чтит. Но учитывая историю появления её ребёнка на свет, это больше похоже на глумление. Даже изгнанную с работы и получившую по её вине «волчий билет» мать она уверяет, что та ей нужна, а она, в ответ, даже не взглянула на блудную дочь, потому что Польза не вняла её предупреждениям, предпочтя титул шлюхи-«королевы». А ведь Катя совершенно правильно назвала Пользу проституткой и стиляжьей подстилкой. Но Мэлс не захотел её слушать.
Саксофон в фильме, показан, как яркий символ западного образа жизни. Этот музыкальный инструмент и купить-то легально в то время было нереально. Но для Пользы саксофон имеет ещё большее и даже сакральное значение. Обратите внимание, что Мэлс, обучаясь игре на нём, воображает себе афроамериканца на фоне небоскрёбов Нью-Йорка. И Польза, видя играющего Мэлса на сцене, на самом деле, смотрела влюблёнными глазами вовсе не на него самого, а на саксофон, который напоминал ей того самого афроамериканца, которого ей удалось затащить в постель. Характерно, что Фред, увидев ребёнка Пользы, даже пошутил над Мэлсом, что тот «слишком часто слушал Чарли Паркера».
Да вот беда, никто из мужской части «золотой молодёжи» не пожелал бы себе такое «счастье», как нагулянного чернокожего ребёнка. Ибо карьера их родителей, да и их собственная, в советском государстве, где ещё не осуждён «культ личности» Сталина, могла оказаться под угрозой (что и случилось с матерью Пользы). А аборты были ещё запрещены. А вот простодушный, живущий в коммунальной квартире Мэлс как раз подходил в качестве приёмного отца. Вот и вся «любовь». И ради такой «любви» наш «герой» предал комсомольскую организацию, идеалы советского строя, своего отца, изгнавшего в своё время жену-блудницу, и даже вождя советского народа Иосифа Сталина. В среде стиляг он сокращает своё имя Мэлс (Маркс-Энгельс-Ленин-Сталин) до «Мэл» на американский манер, о чём в фильме ему говорит Катя, изгоняя нашего «героя» из комсомола. И в его глазах явно читается страх, когда он слышит имя Сталин. В итоге, остался с невестой-шлюхой и с чернокожим ребёнком. Красота! Логичный итог его недалёкости.
Интересно показаны родители главных героев. Мать Пользы – судя по всему, партийный работник, которая криком и истериками пытается поставить на место дочь, но натыкается на непреодолимое сопротивление. Отец, по сюжету, десять лет как умер. А вот отец Мэлса, воспитавший двух сыновей без матери, никак не препятствует увлечениям сына, даже несмотря на уговоры младшего брата. А ведь он дал ему имя Мэлс, то есть был убеждённым коммунистом и к тому же сталинским солдатом. Однако, отец, видимо, понял, что если попытаться увещеваниями или агрессией пытаться наставить сына на путь истинный, то он окончательно его предаст и будет держать в своём сердце связь с блудной мамашей, что самым роковым образом отразится на его жизни. А потому он занимает выжидательную позицию, ожидая, что сын научится на своих ошибках, как в своё время, научился он сам. Характерно, что он и «камасутру», подаренную Мэлсу Фрэдом, быстро находит, хотя тот строго-настрого запретил её кому-то показывать.
Правда, в фильме есть одна важная деталь, когда отец возвращается с фронта, в его комнате висит портрет Сталина, а когда его уже выросшие сыновья делают зарядку, портрета нет. То есть в том, что старший сын пошёл по кривой дорожке, частично есть вина и его отца. Позже, тезис о том, что в Великой Отечественной войне победил народ вопреки Сталину, вместе с прочими факторами склонил советских людей к предательству своего исторического пути, что привело к трагедии распада Советского Союза.
После того как Фрэд, которого его отец послал на стажировку в США, принёс Мэлсу-Мэлу страшное известие, что за океаном нет никаких стиляг, наш «герой» поступил как женщина-истеричка: отказался поверить и обрушил свой гнев на «гонца», принесшего плохие вести. Однако у него всё же есть возможность усвоить жестокий урок, полученный им от жизни, и отец-солдат, вероятно, ещё сыграет свою роль.
Стиляги – антисоветчики на агитках советского времени.
В 1950-е годы, когда СССР был отделён практически от всего мира «железным занавесом». В стране было запрещено практически всё, связанное с Западом: одежда, журналы, музыка и прочее. Именно в то время появился общественный феномен, – молодёжная субкультура, получившая название «стиляги».
Твист на картоне: бережем шузы.
Стиляги в отличались нарочитой аполитичностью, цинизмом в сужениях, безразличием к нормам советской морали, носили яркую, иногда нелепую одежду и проявляли особый интерес к западной музыке и танцам. Среди этих молодых людей было достаточно много детей партийных работников и чиновников различного ранга.
Трибуна танцам не помеха.
Название субкультура получила от слова “стильный”, и у них действительно был свой стиль. Юноши обычно носили узкие брюки, пиджаки с широкими плечами, гавайские рубашки, галстуки кричащих цветов и зонтики-трости. В обуви самым шиком считались ботинки на толстой каучуковой подошве.
Стильный вид – наше всё.
Девушки носили сильно приталеные платья в американском стиле, узкие юбки по колено и брючные костюмы.
Почти американские модницы.
Прически у стиляг также были необычные: парни делали прическу “кок”, взбивая волосы на голове, а девушки носили высокие прически или завивали пряди, укладывая их вокруг головы. Обязательным в макияже девушек была ярко-красная помада, что вызывало у сознательных представителей общественности резко негативную реакцию.
Сознательная советская молодёжь на параде.
Внешний вид, ценности и поведение стиляг находились в полном диссонансе с нормами советской морали, поэтому стиляги порой подвергали насмешкам и открытому негативу с стороны обычных людей.
… А не сознательная – на танцах.
И хотя субкультура стиляг шла вразрез с коммунистической идеологией, мотивы этих молодых людей, как правило, были далеки от политики. Это была скорее эскапистская субкультура, чем группа культурных протестующих: стиляги по сути создали собственный красочный мир в условиях эгалитарного режима с множеством ограничений.
Эти молодые люди не имели ничего общего со стилягами.
Поведение стиляг было не столько протесом, сколько способом самовыражения. Поколение послевоенной молодёжи уже не хотело бороться за коммунистические идеалы, молодые люди хотели свободы.
Пионерия в строю. Они пока ещё не стиляги.
Строй и общество при этом диктовали свои правила – «будь, как все», «делай, как все». Возможностей для проявления собственной индивидуальности практически не оставалось. Если ты, конечно, не собирался (или не мог) устанавливать трудовые рекорды.
Обложки западных журналов – предмета вожделения всех стиляг.
Поскольку стиляги были, как правило, представителями «золотой» молодёжи, о они имели свободный доступ к западным журналам, музыке и фильмам. И это понятно: высокопоставленные родители готовы были сделать для своих любимых чад все, даже приоткрыть запретный занавес.
Самые стильные парни Москвы.
Молодёжь не только слушала западную музыку и танцевала «запрещённые» танцы, молодые люди подражали западным музыкантам во всём. Например, многие парни-стиляги делали себе причёски в стиле Джонни Вайсмюллера, который снялся в серии фильмов о Тарзане.
Вот это брюки!
Ещё одна шишка стиляг – демонстративно жевать жевательную резинку, как делал это в своих фильмах Джеймс Кэгни. Поскольку достать жвачку было достаточно проблематично, её заменяли куском парафина.
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<
Вот к чему стремились стиляги.
Многие из стиляг были были довольно творческими личностями, и делали себе одежду и аксессуары сами. Некоторые собственными руками создавали музыкальные инструменты или переделывали для исполнения джаза акустические гитары в электрические. А пластинки с любимой музыкой они тоже записывали сами – на старых рентгеновских снимках.
Пластинки-малышки из рентген-снимков.
Кроме стиля одежды и причесок, в субкультуре стиляг была очень важной музыка. Стиляги в основном слушали джаз и свинг, но их любимой песней была “Чаттануга Чу-чу” из саундтрека к фильму “Серенада солнечной долины”.
Карикатуры из советских журналов: Асоциальный элемент.
Несмотря на то, что субкультура стиляг была крайне провокационной, эта необычная молодёжь не участвовала в каких-либо мероприятиях, которые были официально запрещены законом, а переодеваться и встречаться группами по интересам никто не запрещал. Чтобы решить эту проблему, власти начали пытаться выставить стиляг в качестве асоциальных, “чуждых человеческому обществу” элементов.
Карикатуры из советских журналов: стиляги – западные агенты.
Достаточно вспомнить массово растиражированный лозунг “Сегодня ты играешь джаз, а завтра – Родину продашь”. Выпускались и различные “разоблачительные” статьи и плакаты.
Разоблачительная статья в советской газете.
В шестидесятые годы (во времена “оттепели”), когда в Советском Союзе стала более толерантно относиться к различным субкультурам, стиляжничество постепенно исчезло. Многие бывшие стиляги даже стали успешными режиссерами, художниками и музыкантами.
Танцы-мансы победили!
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<
Советская пропаганда не знала границ и работала по всем фронтам. Мы собрали 34 агитационных плаката, по которым можно узнать историю СССР. Каждый из них – отдельная эпоха.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/280615/25065/
Москва 50-х. Насупленный Мэлс (Шагин), стопроцентное комсомольское буратино в сером, во время рейда на буржуазно веселящихся стиляг встречает Пользу (Акиньшина) – яркое и своевольное чудо в перьях. Сраженный наповал комсомолец идет за своим чувством, которое приводит его сначала на разгузку товарняков с целью заработка, потом – к подопольным портным и барыгам ради ярких шмоток, и, наконец, на “Брод” – “Бродвей”, улицу Горького или “Пешков-стрит”, как спустя лет двадцать пять ее начнут именовать уже советские хиппи. На Тверскую, проще говоря. Улица эта заведет его довольно далеко: к новым друзьям, новой жизни, танцам, саксофону и самому главному – быть может, дурацкой, иллюзорной, но такой молодой, такой яркой и такой опасной свободе.
Кадр из фильма “Стиляги”
Тут надо отметить, что все вышесказаное – в известном смысле условность, и чем скорее вы признаете для себя, что происходящее на экране имеет лишь косвенное отношение к СССР, стилягам, комсомольцам и прочей истории, тем большее удовольствие получите. “Стиляги” – один из самых важных для нового российского кино фильмов и заслуживает того, чтобы его смотрели без идеологических конвульсий.
Важность “Стиляг” состоит даже не столько в собственно кинематографических достоинствах – хотя сомнительный с искусствоведческой точки зрения жанр “фильм-праздник”, придуманный для продвижения картины, довольно точно отражает суть происходящего. Валерий Тодоровский всегда был “актерским” режиссером, умеющим добиться от своей группы максимума. Так что личное обаяние шумит с экрана прибоем – идет ли речь о Шагине или Гармаше, сыгравшем отца Мэлса, об Акиньшиной или строгой комсомолке Хиривской. Слово “мюзикл”, которого стараются избегать на афишах, означает на деле звонкие музыкальные номера с джазовыми каверами на русский рок от Цоя и “Колибри” до “Ноля” и Бутусова, слово “комедия” – изящное, ненатужное чувство юмора, а слово “драма” – умение резкими условными штрихами накидать перед героем выбор, от которого и вправду зависит судьба. Какое-то даже животное удовольствие от этого гарантировано.
Кадр из фильма “Стиляги”
Однако, Тодоровский – еще и один из самых умных отечественных режиссеров. Правда, после блистательного «Любовника» эта интеллектуальность дала опасный крен в совершенную умозрительность, от чего «Мой сводный брат Франкенштейн» (2004) вышел похожим на обличительную колонку в либеральном издании, а последовавшие затем «Тиски» (2007) – на тревожные размышления где-то в недрах министерства культуры о проблемах молодежи. Но, как ни странно, именно в “Стилягах” – легком вроде бы “фильме-празднике” эта режиссерская черта Тодоровского оказалась не только уместна, но необходима.
Потому что “Стиляги” проделали невероятно трудную и ювелирную работу по помещению нового российского кино в мировой киноконтекст. Так получилось, что у нас есть сугубо местное кино в сложном спектре от Балабанова, «Бумера» и «Дозоров» до, скажем, «Новой земли» и «Пыли». У нас есть довольно удачные клоны западных жанров – от «9 роты», которая не лучше и не хуже среднего американского фильма про Вьетнам, до недавнего «Непобедимого», который не хуже и не лучше среднего американского боевика. У нас есть вполне себе европейский арт-хаус, получающий фестивальные призы и даже американское инди-муви в лице Германики.
Кадр из фильма “Стиляги”
Не хватает самого важного звена – большого коммерческого кино, владеющего современным киноязыком, но укоренненого в местной почве. «Мулен Руж» /Moulin Rouge/ (2001), который поминают в связи со “Стилягами” – не сравнение, потому что ничего общего эти фильмы не имеют. Это скорее признание того, что Тодоровскому удалось вырваться из ностальгического плена “папиного кино”, не угодив в комфортные маргиналии отечественных кинематографических ниш.
Чем-то пришлось пожертвовать. Однако дело того определенно стоило – проведете врямя с пользой.
Стилягами называли молодежную субкультуру, возникшую в СССР в середине XX века. Модное движение просуществовало более 20 лет и оставило глубокий след в истории. Даже сегодня многие устраивают вечеринки в стиле стиляг и пытаются подражать молодежи того времени. Что же такого особенного было в данной субкультуре, которую многие пытались наследовать?
Первые стиляги
Стиляги впервые были замечены в 1940-х годах на просторах Советского Союза. Основой субкультуры стал протест против советских общественных устоев и стереотипов. Ее приверженцы отрицали многие нормы морали, имели на все свое мнение и держались подальше от политики. Внешне стиляги отличались от общей массы народа ярким и необычным в то время стилем одежды. Их образы дополняли аксессуары, украшения и обувь. В основном приверженцы движения носили вещи, привезенные из-за рубежа. Гардероб стиляг преимущественно состоял из одежды, которая давно вышла из моды за границей, но являлась диковинкой в СССР.
Само понятие «стиляга» закрепилось в народе после публикации очерка Беляева, вышедшего в издании «Крокодил» в 1949 году. Автор описывал школьный вечер, который посетил молодой человек, одетый на иностранный манер. Вел он себя довольно невежественно и тщеславно, хвастаясь ярким нарядом и умением необычно танцевать. Глядя на такого парня, у людей появлялась на лице улыбка. Они испытывали к молодому человеку брезгливую жалость и откровенно посмеивались с него. По другой версии, понятие «стиляга» пришло к нам из музыкального языка. Джазовые музыканты часто используют термин «стилять», что означает «копирование чужого стиля».
Читайте также: Бандитский Екатеринбург: как был убит глава «Центровых» Олег Вагин
Фишки гардероба
Узнать стиляг на улице в 1940-х годах можно было по мешковатым двубортным пиджакам ярких расцветок и шляпам с широкими полями. Носили они узкие брюки-дудочки, из-под которых выглядывали пестрые носки. В гардероб стиляг также входили рубашки гавайских расцветок и свитера, украшенные оленями. Подчеркивали модный образ галстуки с обезьянками, драконами или петухами. Обувь стиляги выбирали остроносую и на высокой платформе. Модники часто носили с собой зонтики-трости. Они также были первыми гражданами, которые завезли в СССР джинсы.
Ближе к 1960-м годам стиляги стали выглядеть более сдержанно. В их гардеробе появились плащи строгого кроя, пальто английского стиля, шерстяные костюмы и широкие пиджаки, в карманах которых обязательно находились платочки. Шляпы типа «стетсон» стиляги шили у портных под заказ. Вместо обуви с острыми носками они перешли на американские военные ботинки.
Женщины-стиляги своего уникального стиля не имели. Они в основном копировали образы из журналов мод. Девушки носили пышные юбки и пестрые блузы. На ножках у них были туфельки с удлиненными носками. Представители субкультуры обязательно носили с собой аксессуары, которые считались предметами роскоши. Это могли быть зажигалки, портсигары или авторучки, привезенные из-за границы.
Стильные прически и макияж
Неотъемлемой частью образа стиляги была прическа. Мужчины-модники начесывали волосы у лба или же укладывали их гелем. Подчеркивали мужской стиль узкие усики-«мерзавчики». Модной женской прической в 1950-х годах считалась «венчик мира». Для нее необходимо было завитые волосы уложить вокруг головы. После выхода фильма «Бабетта идет на войну», в котором главную роль сыграла Бриджит Бардо, в моду вошла прическа «начесанная бабетта». Именно ее предпочитала носить героиня картины.
Девушки-стиляги выделялись из толпы за счет броского макияжа. Они использовали намного больше косметики, чем обычные советские дамы. Модницы красили губы яркой помадой и густо подводили глаза.
Читайте также: Дислексия, проблемы в семье и конфликт с Эркюлем Пуаро: 7 интересных фактов из жизни Агаты Кристи
Особенные манеры
Выдавали стиляг на улице и особые манеры: свободная легкая походка, высоко поднятый подбородок, специфический сленг, любовь к джазу и танцам. Все движения модников были развязными. Вечерами стиляги любили гулять по центральным улицам городов, демонстрируя всем свои наряды. В речи они употребляли много английских слов, которые произносили на русский манер. Например, пиджак стиляги называли «джакеток» (от англ. слова « jacket»). На брюки они говорили «трузера» или «траузера», что напоминало слово «trousers». Частью модного сленга также были: «совпаршив» (одежда и обувь отечественного производства), «таек» (галстук), «тренчкот» (плащ), «хэток» (шляпа), «шузы» (ботинки), «соксы» (яркие носки).
Еще стиляги увлекались джазовой музыкой, зарубежными фильмами и танцами. Их поведение формировали такие картины, как «Тарзан», «Судьба солдата в Америке», «Девушка моей мечты» и другие. Неотъемлемым атрибутом стиляг считался саксофон.
Отношение общества к стилягам
Стиляги никак не вписывались в общепринятые нормы в Советском Союзе, в котором народ был просто серой массой. Поэтому они подвергались преследованиям. Их высмеивали журналисты в газетах и на ТВ, выставляли в нелицеприятном виде на комсомольских собраниях и даже арестовывали. На улицу стилягам порой опасно было выходить: им портили одежду и отрезали волосы. Единицы представителей субкультуры выдерживали подобные гонения. Поэтому движение стиляг то ослабевало, то вспыхивало с новой силой. Считается, что к 60-м годам молодежная субкультура практически исчезла. Но даже спустя десятилетия модников продолжают называть стилягами.
Читайте также: Евнухи, интимный пирсинг и ранние браки: 5 сексуальных практик из Древней Индии
——
СОК.медиа даёт выжимку самой интересной и важной информации!
Подпишись! Поделись!
Больше классных статей на нашем сайте: https://sok.media