Красота и польза в единстве

Красота и польза в единстве thumbnail

Человек всегда пытался определить соотношение между понятиями красоты и пользы. Уже в древнейших цивилизациях были созданы памятники, в которых запечатлены эстетические представления древних народов. Так, шумерская цивилизация оставила текст «Лето и Зима, или Энлиль выбирает бога — покровителя земледельцев». Данный литературный памятник зафиксировал первый в истории человечества спор о взаимоотношении прекрасного с полезным. Бог воздуха Энлиль решил создать на земле изобилие и сотворил двух братьев: Эмшера (Лето) и Энтена (Зиму), между которыми возник спор о том, кто из них прекраснее. По решению Энлиля прекрасным оказался Энтен, которому «были поручены все воды», а значит, он приносил больше пользы. Выраженная здесь идея «чем полезнее, тем прекраснее» предвосхищает концепции классического периода в античной философии, рассматривающие соотношение категорий пользы и красоты, утилитарнопрактического и эстетического в их целостности.

В одном из диалогов Сократа рождается мысль о функциональной природе красоты: «Если они [предметы] сделаны хорошо для тех работ, ради которых мы их приобретаем, или если они по природе своей хороши для наших нужд, то они прекрасны»[1]. Рассмотрев функциональность красивой вещи, Сократ дает анализ красоты как пользы. Однако красота, по Сократу, состоит не только в функциональной целесообразности, но и в эстетической выразительности форм предметов. Так, любая греческая ваза или иной тип сосуда имели не только определенное назначение, но и отличались по форме, которая несла определенную смысловую нагрузку. Элементы формы создавались с учетом удобства использования вещи и в то же время были средством эстетической выразительности изделия. Таким образом, Сократ выявляет двойственность красоты вещи. С одной стороны, полезность, выражающая практический смысл вещи и выступающая как мера красоты предметного мира. С другой стороны, красота создается эстетической выразительностью качеств и свойств вещи. Чем более полно и многообразно в вещи соединяются польза и красота, тем вещь целесообразнее. Тем самым Сократ утверждает характерное для античности понятие красоты как гармонии внешнего и внутреннего мира.

Однако в эпоху средней классики существовали и другие мнения о соотношении красоты и пользы. Например, Платон, несмотря на свое частое отождествление красоты с благом, в конце концов благо резко противопоставляет красоте и даже ставит его выше всего прочего: благо по своей красоте превосходит красоту всех вещей, всей науки и даже самой истины. Аристотель также весьма четко разделяет красоту и благо. Сущность красоты у него сводится к математической структуре существующего. Именно математика и сами числа не выражают никакой вещественности и образуют собой неподвижную и созерцательно данную область в противоположность благу. Не случайно математики говорят, что истинная формула всегда лаконична и красива по начертанию.

Так как же соотносятся красота и польза — противоположные понятия или тесно связанные и обусловливающие друг друга? В природе, например, проявляется единство красоты и пользы: так, яркая окраска оперенья птиц привлекает особей противоположного пока, а внешняя броскость цветов растений служит для привлечения внимания насекомых. Такая приспособленность к среде и соответствие структуры и функции является естественной в мире неодушевленной и живой природы. Но человек по аналогии с собой переносит на природу представление о целесообразности и, соответственно, о красоте. Тем самым превращая природу в источник для формирования эстетических представлений и чувства красоты.

Осмысляя эффект такой «целесообразности» в природе, а также факт удовлетворения от полезности своих действий и их результатов, человек стремился выявить не только источник целесообразности, но и ее форму. Эта форма, или, как ее охарактеризовал И. Кант, целесообразность без цели, есть красота. Он четко зафиксировал отличие красоты от пользы и тем положил начало эстетике. По мнению Канта, красота в чистом виде существует в вещах природы, которые не имеют цели или идеи в самих себе, в человеке же красота связана с моралью. Суждения вкуса Кант определяет так: «Прекрасно то, что познается без посредства понятия как предмет необходимого удовольствия»[2]. Наряду с переживанием прекрасного немецкий мыслитель выражает возможность переживания возвышенного, их отличие заключается в том, что «прекрасное служит для изображения неопределенного понятия рассудка, возвышенное — для такого же понятия разума». Прекрасное философ ассоциирует с природой, а возвышенное — с искусством, утверждая, что последнее не применимо к природе, так как предмет природы «как бы заранее предназначается для нашей способности суждения», т.е. не требует «серьезной работы воображения», в отличие от предмета искусства, предстающего перед нами не в «завершенном виде». Таким образом, можно сделать вывод, что природа, как ее видит Кант, по сути своей целостна и завершенна и привносит эти качества в каждое отдельно взятое свое творение. В то время как произведение искусства требует построения такой завершенности и открытия смысла. Кроме того, И. Кант различал свободную и «связанную», «обусловленную» красоту. Свободной красота бывает лишь в «поле» эстетического созерцания (и творчества), но это «поле» неизбежно связано с реальной жизнедеятельностью. Поэтому красота никогда не теряет связи с различными видами целесообразной и полезной деятельности.

Читайте также:  Какая польза от горного воздуха до

Начиная с древности человек в трудовой деятельности не только создавал изделия, которые удовлетворяли насущные утилитарные потребности, но и творил их по законам красоты, в частности, украшая различными орнаментами. Однако красота вещи по-прежнему была тесно связана с полезностью и не существовала отдельно от пользы, так, например, орнамент на изделиях был не только украшением, но и был связан с религиозно-магическими обрядами и действами. Связь красоты с полезными предметами продолжала свое развитие и в народном декоративно-прикладном искусстве, в художественном ремесле и художественной промышленности. Так, народные мастера не делали вещей, предназначенных только лишь для любования ими, их изделия всегда имели определенное утилитарное назначение. Красота этих изделий всегда была связана с их непосредственной полезностью.

С развитием профессионального искусства деятельность художника и ремесленника все больше противопоставляется, а соответственно понятия красота и польза разделяются. Особенно это проявляется в эпоху Возрождения, когда утверждается понятие «высокого искусства», не связанного с утилитарностью, а статус художника, творца прекрасного, становится высоким как никогда раньше. Дальнейшее разделение красоты и пользы происходит с развитием капитализма и товарно-денежных отношений, искусство все больше отделяется от материального производства, которое, будучи основанным на ручном труде, постепенно уступает место

индустрии. Технический прогресс все больше входит в жизнь людей и все заметнее начинает влиять на их мировоззрение и эстетические представления. Появляется целый ряд изделий чисто утилитарного назначения, которым вообще отказано в праве быть красивыми, — это фабричные станки, рабочие инструменты, различное производственное оборудование. Первые образцы промышленных изделий были далеко не совершенными и уступали по качеству продукции ремесленного производства. Кроме того, обнаружилась эстетическая инородность в окружающей среде изготовленных машинным способом изделий, непривычность их форм и самой мысли о массовом тиражировании абсолютно идентичных изделий. Мыслители того времен высказывали опасения за судьбы человеческой культуры. Шиллер в своих «Письмах об эстетическом воспитании человека» писал, что одна из величайших задач культуры состоит в том, чтобы в физическом, материальном окружении людей форма была подчинена эстетическим законам, ибо только из эстетического, а не чисто утилитарного, может развиться «моральное состояние»[3]. И хотя некоторые изделия машинного производства, которые, как считалось, должны были быть красивыми и чрезмерно украшались — мебель, стулья, светильники, — истинной красоты в них не было, они представляли собой безвкусную массовую продукцию, рассчитанную на внешний эффект. Приглашенные на промышленные предприятия художники в целях повышения эстетических качеств изделий занимались стайлингом внешней формы, не понимая при этом сути индустриального формообразования. В большинстве случаев вследствие стереотипов мышления разработчиков и заказчиков такой стайлинг сводился к примитивному украшательству, имитации трудоемкого ручного труда.

Кризисная художественная ситуация в области формообразования предметного мира, сложившаяся в европейских странах в середине XIX в., стала причиной зарождения дизайна, который с точки зрения красоты и пользы осмысливает и оформляет предметы, учитывая особенности не только их внешнего вида, но и необходимое функциональное и композиционное единство. Таким образом, именно дизайн был призван решить проблему соотношения красоты и пользы и выполнить задачу не отождествления или противопоставления этих понятии друг другу, а гармоничного их сочетания.

Мысль о зависимости формы от функции, материала и технологии создания произведения впервые высказывается и аргументируется Г. Земпером в теоретическом труде «Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика», изданном в 1860—1863 гг.[4] Дальнейшее развитие идей функционализма связывают с чикагской архитектурной школой, значение которой состоит в том, что впервые в XIX в. был преодолен разрыв между конструкцией и формой. Одним из самых известных представителей чикагской школы был Луис Салливен. В своих архитектурных творениях при минимуме декора он стремился достичь гармонии с помощью пропорций основных объемов, ритма окон, совершенства отделки и деталей[5]. Считая критерием истинности творчества соотношения формы и функции, он формулирует закон природы: «Каждая вешь в природе имеет форму, иначе говоря — свою внешнюю особенность, указывающую нам, чем именно она является, в чем ее отличие от нас и других вещей… Всюду и всегда форма следует за функцией — таков закон. Там, где неизменна функция, неизменна и форма»[6]. Так возникла формула Салливена «Форма следует за функцией», ставшая лозунгом функционализма, направления, сложившегося в 20-е гг. XX в. и сыгравшего значительную роль в объединении в объектах предметного мира эстетичной формы и функционально-конструктивной основы, т.е. красоты и пользы. В своих изделиях дизайнеры-функционалисты утверждают новое понимание красоты визуальной формы предметов, которое базируется на основе соответствия внешнего вида изделия его функциональной направленности и утилитарной полезности. Хороший дизайн предполагает баланс между эстетической красотой, надежностью и безопасностью, практичностью, ценой и функциональными возможностями. Дизайн должен подсказывать, для чего предназначено устройство, как оно работает, что с ним можно сделать и — через обратную связь — что происходит с ним в определенный момент времени. Если человек в процессе зрительного восприятия объекта легко определяет его назначение и способ функционирования, понимает язык материала и технологии,

Читайте также:  Польза и противопоказания печеных яблок

у него возникает положительное эстетическое чувство, в результате чего он воспринимает форму данного объекта как красивую.

Любой предмет как продукт дизайна содержит в себе две составляющие: функциональную и формообразующую. Соотношение данных сторон в предмете может быть различным, поскольку невозможно найти единственно правильную наилучшую форму, максимально соответствующую функциональному назначению объекта. Форм всегда будет множество, это объясняется тем, что функция абстрактна, а форма всегда конкретна. Приступая к проектированию какого-либо объекта, дизайнер преобразовывает абстрактную функцию в конкретную форму. Результаты такого преобразования зависят от человека-творца, который и является критерием красоты и полезности изделия. Роль дизайнера в создании изделий разного плана не одинакова, так, например, сложные машины, станки, приборы в первую очередь должны соответствовать функциональным требованиям к их форме. В этом случае творческая свобода дизайнера ограничена, так как форма таких изделий тесно связана с их конструкцией, а значит, первостепенной задачей дизайнера является правильная организация функции во внешней форме изделия. Эстетическая выразительность изделий технического назначения достигается за счет обеспечения оптимального функционирования, применения прогрессивных материалов, конструкций и технологий, выявления в форме функциональных возможностей изделия.

Существует и другая группа изделий, функциональная составляющая которых подчиняется их эстетическому назначению, к ним, прежде всего, относятся предметы быта, интерьера, одежды. Область творческой свободы дизайнера таких изделий гораздо шире и разнообразнее, а их художественная выразительность достигается за счет совершенства композиционного решения, соответствие стилю, моде и образному решению, а также следования технологическим и конструктивным требованиям формообразования.

Основная задача дизайнера заключается в том, чтобы найти равновесие между декоративностью и функциональностью, так чтобы формы технических изделий не были перегружены чрезмерными декоративными элементами, а формы предметов, в которых художественно-образные качества должны быть первостепенны, не были эстетически бедны. Как излишняя технизация формы предмета, так и неуместный ее декоративизм не позволяют полу-

Красота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единствеКрасота и польза в единстве

А

S

D

Е

о

Н

J

К

L

А

#

к

command

к

command

Красота и польза в единстве

о

Magic Keyboard. 2015. Клавиатура от Apple имеет новый обтекаемый дизайн, встроенную аккумуляторную батарею и улучшенные ключевые характеристики

Рис. 1.1. Magic Keyboard. 2015. Клавиатура от Apple имеет новый обтекаемый дизайн, встроенную аккумуляторную батарею и улучшенные ключевые характеристики

чить объект с высокими эстетическими качествами, а значит, и достигнуть гармонии красоты и пользы.

В книге «Уроки дизайна от Apple» говорится: «Понятие “просто красиво” отражает приверженность компании Apple простоте и обещание, что каждый продукт будет прекрасен, но не поверхностно и без излишеств, а так, что эта красота выйдет за рамки внешнего вида, охватив и функциональность»[7]. В этом и заключается сущность современного дизайна, призванного привести соотношение красоты и пользы к равновесию.

Дизайн, красота, польза, функциональное, эстетическое, утилитарное, целесообразность, форма, стайлинг

  • 1. В чем заключается смысл принципа designo?
  • 2. Раскройте значения слова «дизайн».
  • 3. Охарактеризуйте представления о красоте и пользе в различные исторические эпохи.
  • 4. Раскройте смысл выражения «Форма следует за функцией».

Источник

Есть ли в красоте какая-то польза? Конечно, ведь красота радует взгляд, поднимает настроение, раскрывает ценность природы, жизненных явлений и др. Красивое всегда гармонично, ему присуще чувство меры. Не случайно даже математики говорят, что

истинная формула всегда лаконична и красива по начертанию. Если строго разграничить искусство и обыденную жизнь, то можно сказать, что красота — это привилегия искусства, а польза — привилегия обычной жизни. Но подобного разграничения не существует, так как искусство активно вторгается в нашу жизнь в виде оформления интерьеров, мебели, одежды, книг, архитектуры зданий, дизайна машин и бытовой техники, музыкальной среды, песенно-танцевальных ритмов и т. д. А обыденная жизнь становится содержанием художественных произведений.Такое взаимопроникновение обеспечивает гармонию красоты и пользы.

Читайте также:  Мытье волос содой вред или польза

Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней. Красота для древних народов не была самоцелью. Для них красивым было то, что в наибольшей степени способствовало выживанию и победе.

Красивое — это прежде всего быстрое, сильное, стремительное. Античный философ Сократ (V в. до н. э.) считал красивым то, что наилучшим образом соответствует своему назначению. На основании этого утверждения он, не отличаясь привлекательной внешностью, в шутку, но, тем не менее, очень убедительно доказывал, что необычайно красив. «Большие уши лучше улавливают звук, — говорил он, — поэтому они красивы». И в последующие эпохи люди по-разному воспринимали красоту и пользу окружающего мира. Например, фламандские художники XVII в. восхищались великолепием огромного количества снеди. Их грандиозные

полотна вмещали фрукты, овощи, дары моря. А голландские художники того же времени радовались тихому домашнему уюту. В эпоху барокко искусство отражало напряженную эмоциональную жизнь человека, его сложный и многообразный внутренний мир. В живописи, скульптуре, музыке получила воплощение борьба противоположных сил: света и тьмы, силы и слабости, грубой власти и нежной покорности. Это повлекло за собой замысловатые, причудливые и противоречивые формы искусства. В «Высокой мессе» И.-С. Баха драматургия основана на раскрытии контрастных образов: скорби, страдания и радости, света, которые пробуждают величие духа и устремленность к активному действию. Сцены заурядных или даже трагических событий, которые в обычной жизни далеки от представлений о прекрасном,

в художественном воплощении обретают высокий смысл и красоту. Их польза в том, что

они побуждают нас к размышлению, переживанию, состраданию, помогают открыть новые

грани окружающей действительности и своего внутреннего мира и тем самым приобщиться к

творчеству. Музыка сопровождает человека повсюду. Современная техника сделала ее доступной каждому. Сегодня можно говорить об омузыкаленном, озвученном быте. Легкая, развлекательная музыка стала основой музыкального рациона, так называемой потребительской музыкой. Она вызывает у слушателей все новую и новую потребность в себе самой. К такой музыке относится шлягер — модная песенка танцевального характера, в основе которой, как правило, лежит текст любовного содержания. Однокоренной глагол schlagen имеет значения «бить, колотить, вколачивать», что выражает сущностную черту самого действа: исполнение такой музыки опирается, как правило, на жесткую ритмическую фигуру, обычно повторяемую на значительном или даже на предельном уровне громкости. Отличительными чертами шлягера являются его вненациональный характер и использование определенного набора штампов. Музыка представляет все разнообразие Вселенной, воплощенное в бесконечных сочетаниях звуков. Каждый слушает ту музыку, которая ему нравится. Музыкальные пристрастия человека — это своеобразное зеркало, но отражается в нем не внешняя форма, а внутреннее содержание. В жизни происходит преувеличение утилитарной значимости музыки, ее прикладной функции, при которой эстетические, художественные качества отодвигаются на второй план. Именно с этим связано применение музыки как средства магического воздействия. Музыка используется и в медицинских и воспитательных целях, она способна лечить, психически оздоровлять человека. Издавна музыка понимается как средство управления поведением человека, организации его действий, усмирения его необузданности. Музыка объединяет в себе две крайности, которые легко делаются самостоятельными по отношению друг к другу: в ней царят глубочайшая задушевность и проникновенность и вместе с тем строжайшая рассудочность.

Шлягер (нем. Schlager) обозначает примерно то же, что имеется в виду в английском bestseller (ходкий, хорошо продающийся товар) — модная книга, или в английской метафоре hit (попа-

дание — гвоздь сезона, хорошо продающийся диск).

• Как называются жанры искусства, которые изображают повседневную жизнь? Какие художники работали в этих жанрах?

• Послушайте музыку, которая украшает наш быт и музыкальные сочинения, основой содержания которых является повседневная жизнь.

• Вспомните музыкальные сочинения и произведения изобразительного искусства, которые разрушают представление человека о красоте и гармонии. Как вы считаете, они приносят вред или пользу? В чем это проявляется?

• Поясните конкретными примерами смысл выражения поэта Д. Самойлова: «Музыка лечит… Музыка губит».

Источник