Космологический аргумент в пользу существования бога

Космологический аргумент в пользу существования бога thumbnail

Уильям Блейк. Великий архитектор / Wikimedia Commons

Уильям Блейк. Великий архитектор / Wikimedia Commons

Продолжаем серию материалов по аналитической философии религии. В прошлых статьях мы рассказывали о проблеме всемогущества и существования зла и проблеме всезнания и свободной воли. Теперь обратимся к проблеме самого существования Бога и рассмотрим аргументы, которыми оно обосновывалась. Начнем с космологического доказательства.

Космологический аргумент (доказательство) бытия Бога – это на самом деле целое семейство аргументов, призванных объяснить причину существования мира (космоса, вселенной) в целом. Эта причина обнаруживается за пределами мира и именно ее называют Богом. Космологический аргумент принято считать аргументом a posteriori, то есть таким, который опирается на эмпирические факты, факты «из мира», то есть те, которые получены из опыта.

Сейчас считается уже классическим делить все космологические аргументы на три большие подгруппы, каждая из которых в своем названии хранит «точку отсчета»: томистский, лейбницианский и калам. Таким образом, родоначальником первого вида аргумента является Фома Аквинский (1225–1274), второго – Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716), а название третьего вида прямо совпадает с названием исламского направления калам (VIII-XIII вв.), о котором аль-Иджи сказал, что это «наука, которая занимается установлением твердых религиозных убеждений путем представления доказательств и устранения сомнений», другими словами, калам – это мусульманская средневековая схоластика.

В наше время наибольшей популярностью пользуется последний вариант. Возможно потому, что его активный сторонник Уильям Лейн Крейг [William Lane Craig] жив и вот уже лет сорок как постоянно пишет и выступает в его защиту.

Рассмотрим каждую из версий аргумента.

Читайте также

Космологический аргумент в пользу существования бога

Загадка обнуления. Кажется, Путин так и не вернулся из самоизоляции

136%

19

92

7

Космологический аргумент в пользу существования бога

Куда исчезли серийные убийцы? Кто пришел им на смену и могут ли они вернуться

108%

9

61

0

Космологический аргумент в пользу существования бога

Конституция цвета маренго. Как Наполеону разрешили править пожизненно

85%

29

98

1

Космологический аргумент в пользу существования бога

Олег Кашин: Понятно, что уйдет Путин, умрет Путин, умрет и конституция

156%

16

24

5

Космологический аргумент в пользу существования бога

В бой идут одни старики. Навальный и борьба с ним на фоне эпидемии, голосования и разочарования

218%

21

158

4

Источник

Космологический аргумент в пользу существования бога

Вопрос: В чем заключается космологический аргумент в пользу существования Бога?

Ответ:


Космологический аргумент является попыткой доказать существование Бога при помощи наблюдения за окружающим нас миром (космосом). Он исходит из того, что наиболее очевидно в реальности: вещи существуют. Далее утверждается, что причиной существования вещей должно быть высшее существо или божество. Платон был родоначальником аргументов такого типа, и с того времени они использовались многими знаменитыми философами и богословами. Наука «догнала» богословов в ХХ веке, когда было доказано, что вселенная должна иметь начало. Таким образом, сегодня положения космологического аргумента стали весомыми даже для тех, кто не является философом. Аргумент содержит два основных направления – для простоты понимания назовем их вертикальным и горизонтальным. Эти направления указывают на то, что стало причиной создания. Согласно вертикальному варианту, все существующее имеет причину в данный момент (представьте себе стрелку, направленную вверх от вселенной к Богу). Горизонтальный же вариант заключается в том, что творение должно иметь начальную причину (представьте ту же стрелку, но нацеленную назад, к начальной точке во времени).

Горизонтальную версию немного легче понять, так как для этого не требуется глубоких философских размышлений. Основной ее позицией является то, что все, имеющее начало, должно иметь причину. Вселенная имела начало – значит она имела и причину. Этой причиной, находящейся вне вселенной, является Бог. Кто-то скажет, что некоторые вещи вызваны другими вещами, но это не решает основной вопрос. Все потому, что эти другие вещи также должны иметь причину, и так не может продолжаться бесконечно. Возьмем простой пример – деревья. Все деревья начали существовать в какой-то момент (так как они не всегда существовали). Каждое дерево берет начало из семени («причина» дерева). Но каждое семя берет начало («причину») от другого дерева. Данная цепочка (дерево – семя – дерево – семя) не может быть бесконечной, потому что нет бесконечных цепочек. Все цепи ограничены по определению. Нет такого понятия, как бесконечное число, потому что даже цепь чисел ограничена (даже хотя всегда можно добавить еще одно число, все равно мы имеем ограниченные числа). А если что-то имеет ограничение, значит оно не бесконечно. На самом деле все цепочки имеют два окончания – начало и конец (попробуйте представить себе палку с одним концом!). Но если бы не было первопричины, то цепь причин никогда бы не началась. Таким образом, существует, по крайней мере, первопричина, не имевшая начала, – Бог.

Вертикальную версию немного труднее понять, но она является более глубокой, потому что не только показывает, что Бог изначально должен был привести к возникновению «цепи причин», но что благодаря Ему все существует и в данный момент. Опять же, мы начали, отметив существование вещей. Далее, в то время как мы часто склонны думать о существовании как о свойстве, присущем вещам (как только что-то создается, существование просто становится его частью), но это не так. Рассмотрим треугольник. Мы можем дать определение треугольнику как «плоской фигуре, образованной соединением трех точек не по прямой линии, а отрезками прямых». Обратите внимание на то, что не является частью этого определения: его существование.

Это определение треугольника было бы верным, даже если бы такая фигура не существовала вообще. Таким образом, определение треугольника не гарантирует, что он существует (как единороги – мы о них знаем, но это не значит, что они на самом деле существуют). Так как существование не является частью природы треугольника, то он должен быть создан кем-то, кто уже существует (кто-то должен нарисовать его на листе бумаги). Появление треугольника должно быть вызвано чем-то еще, что также должно иметь причину существования. Это не может продолжаться бесконечно (нет бесконечных цепей). Таким образом, то, что не нужно создавать, должно существовать, чтобы дать существование всему остальному.

Теперь примените этот пример ко всей вселенной. Разве любая ее составляющая существует сама по себе? Нет. Поэтому вселенная не только должна иметь первопричину своего существования; нужно что-то, что позволяет ей существовать прямо сейчас. Единственным, кто не требует поддержки своего существования, является тот, в чьей природе заложено существование. Он сам является существованием. Это нечто, существующее всегда и без каких-либо причин, не имеющее ни начала, ни ограничений, находящееся вне времени и являющееся бесконечным. Это и есть Бог!

English
Вернуться на русскую стартовую страницу

В чем заключается космологический аргумент в пользу существования Бога?

Источник

    (Осипов
    А.И.)

    История
    философии и история богословия знает
    различные доказательства философов и
    педагогов

    в попытке ответить на вызов оппонента:
    чтобы поверить, что Бог существует,
    нужно доказать Его существование.
    Существует масса доказательств. По
    классификации
    доказательства
    бытия Бога

    относятся к
    четырем
    основным типам
    .
    Это
    космологическое доказательство,
    телеологическое, доказательство
    нравственное, онтологическое

    (онтология – это учение о бытии).

    1. Космологический аргумент.

    Космологический
    аргумент был высказан уже древнегреческими
    философами Платоном
    (†347 до н.э.), Аристотелем
    (†322 до н.э.) и другими древними мыслителями.
    Он основан на принятии причинности как
    всеобщего закона бытия. Исходя из этого
    закона, делается вывод, что должна быть
    первопричина и самого бытия, то есть
    всего существующего. Таковой причиной,
    естественно, может быть лишь сверхбытие,
    которое ничем не обусловлено и существует
    вечно (т.е. является “причиной” бытия
    самого себя). Это сверхбытие и есть Бог.

    Условность
    этого аргумента заключается в том, что
    само понятие причинности и объективная
    присущность ее всем явлениям жизни мира
    трактуются в истории философии очень
    различно. Английский философ Д. Юм
    (†1761) и немецкий И. Кант (†1804) отвергали,
    например, объективное существование
    причинности в мире. Современная физика
    также предлагает нам ряд явлений, где
    обычные причинно-следственные отношения,
    по-видимому, нарушаются. Н. Бор (†1962), В.
    Гейзенберг (†1976) и П. Дирак (†1984) —
    представители двух направлений в
    квантовой механике — утверждают, что
    причинность в области атомных и субатомных
    явлений потеряла свое безусловное
    значение, что в мире атомов господствуют
    статистические закономерности, но не
    причинные. Тем не менее, большинство
    ученых и мыслителей все же рассматривают
    причинность как универсальный закон
    мира.

    Однако
    научного решения вопроса о первопричине
    мира нет, и едва ли оно может быть.
    Большинство же мыслителей древних и
    современных этим “изначальным” Творцом
    и Перводвижителем (Аристотель)
    видят Бога. Хотя чисто теоретически
    нельзя, конечно, исключить и другие
    варианты понимания первопричины,
    например, мировую
    душу

    стоиков или бессознательное
    Гартмана
    (†1906),
    или вечно существующую материю и др.

    2. Телеологический аргумент.

    Телеологический
    аргумент — аргумент, основанный на
    разумности, совершенстве наблюдаемого
    мира. Он известен с глубокой древности
    и является одним из наиболее
    распространенных. Основная мысль его
    сводится к следующему. У: устройство
    мира поражает своей гармоничностью и
    закономерностью, свидетельствующими
    о сверхразумности и всемогуществе силы,
    его создавшей. Таковой может быть только
    Бог.

    Но
    вывод о разумном устройстве мира, с
    формально-логической точки зрения, не
    безусловен, поскольку закономерность
    устройства мира в
    целом

    и всех
    его частей не может быть доказана. Есть
    и другие соображения. Кант, например,
    исходя из своей системы, говорил о
    закономерности не мира, а рассудка:
    Рассудок
    не черпает свои законы (a priori) из природы,
    а предписывает их ей
    ”. Однако
    закономерность, наблюдаемая в мире,
    всегда поражала всех естествоиспытателей
    и мыслителей (в том числе и Канта), приводя
    большинство из них к признанию бытия
    Божественного Творца.

    Особенно
    когда были выявлены значения мировых
    констант (скорости света, заряда и массы
    электрона и др.), оказалось, что даже при
    самых ничтожных изменениях их величин,
    космос был бы совершенно иным и наши
    формы жизни, прежде всего человек, не
    смогли бы существовать. Известный
    американский ученый Ральф Эстлинг так
    прокомментировал этот принцип: “Абсолютно
    во всем мы обнаруживаем, что космос в
    целом, наше Солнце, в частности, и в
    особенности Земля настолько точно
    подогнаны к нам, что неизбежно напрашивается
    вопрос: а не Бог или кто-то еще с аналогичным
    именем создал все это, прежде всего имея
    в виду нас? Это слишком много для
    совпадения, даже для чуда, чтобы назвать
    это чистой случайностью”. 

    Ценность
    телеологического аргумента состоит,
    прежде всего, в том, что он ставит
    человеческое сознание перед альтернативой:
    признать ли Разум источником столь
    целесообразно устроенного мира, или же
    — “что-то пока неизвестное”? Первое
    открывает человеку высокий и святой
    смысл жизни. Второе оставляет его в
    полной внутренней растерянности и
    безысходности.

    Соседние файлы в папке 10-09-2015_19-09-46

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов в очередной видеотрансляции на странице «Фомы» в Facebook говорит в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы” наш постоянный автор Сергей Худиев. Следите за новостями, чтобы не пропустить очередной прямой эфир, во время которого вы сможете задать вопросы.

    В прошлый раз мы говорили о некой нематериальной, выходящей за границы нашей материальной вселенной первопричине. Наш оппонент-атеист может нам возразить:

    Я же исхожу из того, что эта первопричина материальна и имеет ту же природу, что и вся настоящая вселенная. Почему я так думаю? Потому что в нашем мире нет никаких проявлений сверхъестественного и мистического.

    Давайте начнем с определения материи. Материя – это та часть реальности, поведение которой полностью определяется законами природы. Нечто, обладающее массой, протяженностью и локализацией в пространстве. То есть материя для своего существования требует уже существующей вселенной, с пространством, законами природы и т.д. Нечто материальное не может быть причиной вселенной, потому что может существовать только в уже существующей вселенной. Фактически, сказать “у вселенной есть материальная причина” все равно что сказать, что “вселенная вечна”. Но это не так – у нас есть ряд причин полагать, что вселенная имеет начало во времени, о которых мы уже говорили.

    Есть ли в мире проявления сверхъестественного? Опять таки, напомним, что такое “сверхъестественное”. Это нечто, выходящее за рамки природы как замкнутой системы причинно-следственных связей, управляемых безличными и неизменными законами.

    Материалист, напомню, предполагает, что вся реальность сводится к такой системе, теист полагает, что, хотя материя, несомненно, существует, кроме нее существует и духовная реальность – Бог, ангелы, души людей.

    Человеческое сознание, свободная воля, субъективные переживания (так называемые “квалиа”) уже (как мы рассматривали ранее) не сводится к движению материи по неизменным законам природы. Наше собственное сознание – уже сверхъестественное явление.

    Это свойство человеческого сознания, у всего находя причину считать, что она должна быть всегда.

    В принципе можно отрицать причинность – но тогда нам придется отказаться от науки, которая как раз и представляет собой исследование причин (вернее, определенной категории причин). Думаю, многие сочтут это слишком высокой ценой за атеизм.

    Если у всего есть причина – как утверждает космологический аргумент – то причина должна быть и у Бога. В космологическом аргументе, выдвигающемся в пользу существования Бога, всё требует наличия причины. Но затем сторонники аргумента создают особый случай, полагая, что сам Бог не нуждается в причине существования, и не могут обосновать своё исключение.

    Космологической аргумент не утверждает, что у всего есть причина. Это часто возникающее недоразумение, поэтому на нем нужно остановиться. Люди часто строят свою критику Аргумента на тезисе “у всего есть причина”. Но – подчеркнем это – этот тезис не входит в космологический аргумент. Космологический аргумент, в формулировке, которую мы рассматриваем, говорит “у всего, что начало существовать есть причина”, ничто не может привести само себя из небытия в бытие. Или, как мы могли бы сформулировать иначе, “у любого события есть причина”. Бог не начинал существовать. Он пребывает всегда. Поэтому он не нуждается в причине.

    Но ведь вселенная бесконечна, как тогда она и во времени существования бесконечна?

    Современная наука говорит, что вселенная не бесконечна ни в пространстве, ни во времени. Ей около 13.72 миллиардов лет, ее размеры – около 93 миллиардов световых лет. Это невообразимо большие – но ограниченные числа.

    То, что пытается доказать Космологический Аргумент, в любом случае довольно далеко от Бога Библии, который активно вмешивается в ход истории, творит чудеса и т.д.

    Конечно, Космологический Аргумент еще не доказывает истинность Библии – Библией нам предстоит еще заниматься отдельно. Он пока еще только опровергает атеизм и указывает на Творца мира. А открылся ли этот Творец людям, вышел ли на связь – мы будем обсуждать отдельно.

    Разве возможно существование без породившей причины? Если это невозможно, то Бог невозможен. Если это возможно, то отпадает надобность в Боге как причине мира, поскольку мы с таким же правом можем сказать, что мир существует извечно, не имея причины вне себя, что Он сам и есть своя собственная причина.

    Еще раз обратим внимание на то, что космологический аргумент не утверждает (это важно подчеркнуть), что “все существующее имеет причину”. Он утверждает (в формулировке Аль-Газали), что “все, что начало существовать, имеет причину”. Иными словами, ничто не может привести себя из небытия в бытие, ничто не может быть причиной собственного возникновения, потому что для этого нужно одновременно существовать и не существовать, что было бы абсурдно.

    Бог не начинал существовать – и поэтому не требует причины.

    Таким образом было абсурдно говорить, что мир сам себя привел из небытия в бытие. Теоретически можно было бы сказать, что мир существовал всегда – но против этого предположения говорит однонаправленность времени, одним из проявлений которого является второе начало термодинамики. Например, водород в недрах звезды превращается в гелий в ходе термоядерной реакции, энергия излучается в пространство, но не происходит обратного процесса – фотоны не собираются в одной области, чтобы превратить гелий обратно в водород. Пока вы читаете этот текст, количество водорода во вселенной необратимо уменьшается. В бесконечно старой вселенной он бы выгорел уже бесконечно давно – и все звезды уже бы погасли.

    В наши дни ученые сходятся на том, что возраст вселенной ограничен и составляет примерно 13.7 миллиардов лет.

    Впрочем, существуют варианты космологического аргумента, которые вообще не требуют начала вселенной, и Аристотель как раз считал, что вселенная начала не имеет, а о Боге говорил как о Перводвигателе, а не первопричине, но мы используем здесь более простой вариант.

    Стивен Хокинг считает, что вселенная не нуждается в Создателе, потому что “Согласно закону всемирного тяготения, вселенная могла и должна была появиться из ничего”.

    Стивен Хокинг, несомненно, великий специалист – что, неизбежно, означает, специалист узкий. Чтобы быть великим специалистом в какой-то области, нужны годы учебы, напряженная работа, и опять и опять учеба, преданная сосредоточенность на одной области знания, и нет ничего удивительного в том, что за пределами своей области ученый (даже такой гениальный, как Хокинг) делает ошибку.

    Вернее, две ошибки. Во-первых, законы природы не могут быть причиной чего бы то ни было. Они носят описательный, а не предписательный характер. Они просто описывают поведение материи, а не являются его причиной. Во-вторых, законы применимы только по отношению к уже существующей вселенной и поэтому не могут иметь отношения к ее возникновению.

    Источник