Консультация для родителей о пользе спорта для детей

Консультация для родителей.
«О роли спорта для детей»
Каждый ребенок с самого рождения постоянно находится в движении – сучит ножками и ручками с радостью и наслаждением. Кто наблюдает за детьми, замечает, с какой особой радостью и весельем они скачут и прыгают, бегают за мячом, меряются силами с другими, как они этим гордятся и как они довольны, когда набегаются.
К сожалению, сегодня везде и всегда дети ощущают границы, сужающие поле их «деятельности». Им постоянно говорят взрослые (родители и воспитатели): «Перестань, нельзя это делать!» Прыгать, играть в мяч, в футбол в помещении нельзя. На улице играть – опасно (проезжая часть, машины и т.п.). На игровой площадке зачастую находятся разновозрастные дети, поэтому подвижные игры более-менее «взрослых» детей могут привести к травмам малышей. Так все больше детей становятся «ограниченными в своих движениях» против воли. Многим не хватает чувственных переживаний. Просто выйти на улицу, играть на свежем воздухе, перепрыгивать через скамеечки – теперь мало кто это делает. Только один-два раза в неделю они могут побегать по-настоящему, когда в детском саду урок физкультуры. «Один час физкультуры в неделю – слишком мало для нормального развития ребенка», говорят врачи-ортопеды и требуют один час физкультуры ежедневно. Но, к сожалению, такой возможности нет. Растущему организму нужны стимулы, чтобы правильно развивались мышцы, кости, органы. Если эти стимулы отсутствуют, дети менее самостоятельны, менее работоспособны, деятельны и выносливы. Следствие гиподинамии: педиатры отмечают нарушения осанки, кровообращения, слабость мышц, проблемы с координацией, избыточную массу тела, подверженность инфекциям, нарушения пищеварения и проблемы со сном.
Маленьким детям не нужны «дорогие курсы», эксклюзивные спортивные клубы, клубы проведения досуга. Сквер или игровая площадка с качалкой и качелями, с горкой, шведской стенкой – достаточно и этого. Здесь они могут ощутить силу тяжести, повторять, видоизменять и совершенствовать движения, тренировать свою способность координации движений, свою ловкость, свое чувство равновесия и свою силу. Врачи рекомендуют чаще в детских садах проводить разнообразные игры в мяч. Большинство детей быстро учатся уверенно и свободно обращаться с мячом. Так же пользуются успехом и другие виды спорта – прыжки, бег. Почти повсюду можно найти подходящие спортивные общества или подходящие площадки для игры в парке или на опушке леса.
В спортивных обществах дети не только развивают свои двигательные способности, они обучаются социальному поведению, учатся соблюдать правила, быть корректными, уважать права других людей, радоваться победе и признавать поражение. Здесь важно, что дети получают удовольствие от своей активности и не концентрируются исключительно на успехе, не находятся под постоянным давлением. Радость от движения существенно важнее.
Родители могут поощрять интерес к спорту, когда они:
• сами рады движению;
• принимают участие (например, во время прогулок балансируют на бревнах, при игре в футбол не отстают от других, включают музыку и танцуют, бегают наперегонки, выдерживают некоторое время игру в салки);
• не отступают сразу, потому что устали или когда это становится слишком трудно.
Детям необходима бурная активность – мчаться, носиться, прыгать и играть. Особенно большое удовольствие они получают, когда в игре участвуют взрослые и дети.
Примеры несложных игр с детьми:
Съедобное – несъедобное: среди участников выбираем одного ребенка-продавца. Остальные все выстраиваются в ряд. Продавец, бросая мяч, называет любое слово (рубашка, конфетка, книга, мороженое и т.п.). Если названный предмет можно «съесть», то игрок должен поймать мяч, если же нет – то мяч необходимо отбить.
Гусиный марш: чем больше игроков, тем лучше. Все выстраиваются в ряд. Кто стоит первым, показывает, что надо делать: прыгать на одной ноге, важно, как аист. Прыгать вприсядку, как лягушка. Мчаться, как газель. И т.д.
Цирк: один ребенок играет директора цирка, остальные представляют зверей. Директор цирка показывает, что должны делать другие: прыгает, как кенгуру, переваливается, как утка, скачет, как заяц, ползет на животе, как тюлень. После двух туров меняют директора цирка. И, таким образом, все детки смогут принять участие в игре.
Главным и самым необходимым условием укрепления здоровья является нахождение ребенка на свежем воздухе, желательно, в любую погоду.
Если на улице по-настоящему скверная погода, с туманом, дождем или снежной крупой, желание выходить с детьми на улицу бывает весьма умеренным: «Нет необходимости выходить!» Но это желательно. Детям-дошкольникам, по мнению педиатров, свежий воздух нужен ежедневно. При хорошей экипировке можно не бояться ни снега, ни ветра, ни дождя. Находиться на свежем воздухе – лучшая тренировка для здоровья: полезно для двигательного аппарата, полезно для кровообращения и для обмена веществ. Движение на свежем воздухе необходимо и для укрепления защитных сил ребенка. Сухой пыльный воздух в помещении, подогреваемый центральным отоплением, вреден для слизистых оболочек полости носа и зева. На свежем зимнем воздухе слизистые оболочки обретают влажность, восстанавливаются и после этого лучше защищаются от инфекций. А как обстоит дело при пасмурной туманной погоде, когда в городах между домами висит смрад выхлопных газов? Не следует ли детям лучше посидеть в группе? Нет, не следует, потому что спертый воздух в четырех стенах не лучше скверной туманной погоды на улице (осторожность показана лишь для особенно болезненных детей).
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что здоровье наших маленьких человечков полностью зависит от нас, от взрослых людей. Мы должны и обязаны создать все условия для здорового образа жизни наших детей.
- О пользе физкультуры и спорта для детей дошкольного возраста.
Физическая культура дошкольников — очень важный момент в развитии здорового, крепкого организма ребёнка. Ежедневные занятия физкультурой укрепляют организм, повышают сопротивляемость к различного рода заболеваниям. Вырастить крепкое, здоровое поколение — задача как родителей, так и воспитателей в детских садах. Зарядка для малышей должна длиться не более 30 минут. Чтобы у детей появился интерес к утренней зарядке, начните делать ее вместе с ними. А чтобы им было интереснее и веселее, нужно все упражнения выполнять под музыку. В комплексе должны быть разнообразные упражнения, в которых будут работать разные группы мышц. Обязательно должны быть задания на повороты шеи, вращения тазом, наклоны влево и вправо, приседания. У ребёнка, который ежедневно будет выполнять упражнения будет правильная осанка.
Для 3-4 летнего малыша все должно быть в форме игры: попросить ребёнка показать какой он большой, как скачет лягушка, как стоит цапля на одной ноге и так далее ( достаточно 5-6 упражнений ). Для 5-6 летних детей задания становятся сложнее, но все равно зарядка похожа на игру. Для 6-7 летних ребят нужно составить комплекс упражнений, который включает в себя прыжки, наклоны, повороты и приседания. В заключение утренней гимнастики дошкольников проводятся упражнения на восстановление дыхания. Важно научить малыша восстанавливаться после комплекса физических упражнений. Это можно сделать с помощью упражнений для правильного дыхания через рот, через нос, животом и грудью.
К школе каждый ребёнок должен быть физически подготовлен. Должен знать и уметь выполнять — ходьба на месте, приставные шаги, прыжки в длину и в высоту, бег, поднимая выше колени, ходьба на носочках и на пяточках. Кроме утренней зарядки нужно делать и гимнастические упражнения — бег, метание, прыжки, подъем по шведской стенке.
Предлагаем вам комплекс упражнений утренней зарядки для дошкольников:
1. Ходьба на месте, поднимая высоко колени ( 1 минута ).
2. Движения головой по часовой стрелке и против нее ( по 5 вращений в каждую сторону ).
3. Повороты туловища сначала вправо, потом влево ( по 5 поворотов в каждую сторону ).
4. Наклоны в сторону. Потянуться туловищем влево и затем вправо ( по 5 наклонов вправо и влево ).
5.Наклоны вперёд и потянуться руками к полу ( выполнить 10 наклонов ).
6. Приседания ( 10 раз).
7. Сидя на мате, ноги вместе и прямо: наклоны вперёд, стараясь достать пальцы ног пальцами рук ( 10 раз ).
8. Стоя на четвереньках на мате: изогнуть спину сначала вверх, затем вниз ( по 10 прогибов в каждую сторону ).
9. Прыгать сначала на левой ноге, потом на правой, потом на обеих ногах ( делать 1 минуту ).
10. Бег на месте, плавно переходящий в ходьбу ( делать 1 минуту ).
Кроме основных физических упражнений нужно научить ребёнка и спортивным навыкам. Летом — это катание на велосипеде, плавание, игры с мячом, зимой — катание на коньках, лыжах и санках. Хорошо бы купить спортивный уголок домой, чтобы ребёнок мог тренироваться залезать и спускаться по лестнице, канату, поднимать ноги, вися на перекладине…
Однако, каждый ребёнок — уникален, поэтому родителям или воспитателям лучше составить свой индивидуальный план утренней гимнастики. Родители должны помнить, что сидячий образ жизни, игры за компьютером приводят к недостатку движений, что плохо сказывается на здоровье ребёнка. Слово «зарядка» говорит само за себя. Она заряжает энергией и настроением на весь день.
Татьяна Фрибус
Консультация для родителей «О пользе спорта»
Часто молодые родители задумываются о роли спорта в жизни ребёнка довольно рано: стоит тому вступить в период активного освоения собственного тела и начать уверенно бегать, прыгать и с азартом гонять мяч. С одной стороны, хочется взять физическое развитие чада под особый контроль, с другой –одолевают мысли: а вдруг серьёзное погружение в спорт отнимет у него детство? Ведь новый образ жизни повлечёт за собой изменения в режиме дня, питании и даже мышлении малыша.
У раннего знакомства со спортом есть очевидные плюсы. «Подростка нелегко приучить делать утреннюю зарядку и соблюдать режим питания, но если ребёнок буквально с пелёнок вовлечён в спорт, то, взрослея, он не воспринимает физическую культуру и тесно связанный с ней здоровый образ жизни как досадную нагрузку. Такие дети в периоды возрастных кризисов менее подвержены вредным привычкам (коллектив друзей-спортсменов подобные «ценности» не одобряет, регулярные занятия учат преодолевать природную лень (если таковая имеется) и прививают серьёзное отношение к конкретному делу (в дальнейшем это совсем не обязательно может быть спорт). У совсем ещё маленького ребёнка вдруг проявляется недетская целеустремлённость, что непременно пригодится во взрослой жизни».
Тем не менее, несмотря на очевидную пользу спорта, существует ряд обывательских «страшилок» о вреде тренировок в раннем возрасте, которые могут отпугнуть родителей. В них упоминаются физические и эмоциональные перегрузки, однобокость развития, «профессиональные» болезни и травмы.Но не стоит забывать: для 3-6-летних ребят занятия в любой, даже профессиональной секции носят, в первую очередь, ознакомительный и игровой характер. Поэтому, принимая решение, нужны или нет малышу тренировки, следует не зацикливаться на мнении обывателей, а активно знакомить ребёнка с разными видами спорта. Даже если он не выберет, например, футбол делом всей своей жизни, занятия точно научат его общаться со сверстниками, придерживаться режима дня, быть ответственным.
Конечно, определиться, в какой спорт отдать дошкольника, у которого, по сути, ещё нет личных предпочтений, нелегко. «Не всегда физические способности ребёнка ярко выражены с первых лет жизни, но это не говорит об отсутствии потенциала, – поясняет Светлана Калистратова, мастер спорта, тренер по фигурному катанию. – Если родители приведут ребёнка в возрасте 2-3-х лет в спортивную школу, например, фигурного катания, то можно развить и гибкость, и пластику, и координацию. В дошкольном возрасте спорт –отличная форма для профилактики и коррекции некоторых заболеваний: то же катание на коньках рекомендуется детям с плоскостопием».
Возьмите в качестве главного ориентира для выбора – здоровье вашего малыша. Точно определить, какой вид спорта для ребёнка лучший в этом плане, может только педиатр или врач ЛФК (лечебной физической культуры). Так, плавание показано гиперактивным малышам – оно успокаивает психику. Кроме того, занятия в бассейне носят закаливающий характер и потому рекомендуются детям, страдающим частыми простудными заболеваниями. Гимнастика корректирует особенности фигуры как девочек, так и мальчиков, укрепляет мышцы и развивает координацию движений. Лыжи, как и все виды спорта, подразумевающие занятия на свежем воздухе, укрепляют иммунитет, бронхо-лёгочную и сердечно-сосудистую систему. Спортивные танцы полезны при лёгких формах сколиоза, избыточном весе. Каратэ и иные восточные боевые искусства подходят детям-астматикам, тренируют гибкость, скорость, быстроту реакции и закаляют выдержку. Командные игры (футбол, хоккей, баскетбол и т. п.) – в дошкольном возрасте очень полезны для психологического развития детей. Они подойдут как очень общительным, так и застенчивым детям, потому что учат дружить, отвечать за себя и при этом чувствовать соратников.
Однако нужно оценить особенности детского организма в комплексе, чтобы не попасть в положение «одно лечим, другое – калечим».
Из этой статьи вы узнали о пользе и вреде раннего вовлечения в спорт детей дошкольного возраста.
Подготовил: Инструктор по ФК Фрибус Т. А.
Консультация для родителей
«Здоровье через спорт»
Самая большая мечта всех родителей – это здоровые дети. Ведь на лечение детей уходит огромное количество энергии, нервов и денег. Но большинство пап и мам готовы тратить средства и время на поиски «чудо – таблетки» от всех болезней. А может быть, стоит заняться профилактикой? Ничего лучше закаливания и физических упражнений не найдено. Если у ребенка проблемы со здоровьем, можно выбрать подходящий вид спорта. В какую секцию записать?
Избавиться от плоскостопия (если оно запущено) помогут спортивная и художественная гимнастика, хоккей. Детям, которые часто простужаются, с ослабленным иммунитетом, можно порекомендовать плавание, хоккей, фигурное катание. Укрепить сердечнососудистую и дыхательную системы, развивать выносливость помогут занятия футболом, баскетболом, волейболом, хоккеем.
Кроме, того, командные виды спорта воспитывают волевые качества, развивают социальное мышление, умение быть в команде, вырабатывать стратегию и тактику. У детей повышается самооценка и улучшается адаптация в обществе. Такому ребенку гораздо легче найти общий язык со сверстниками и избежать конфликтных ситуаций. Хотите, чтобы у ребенка была красивая осанка, улучшилась работа опорно-двигательного аппарата? Запишите его в плавание, в секцию художественной гимнастики или фигурного катания, конноспортивную секцию или на волейбол. Для укрепления нервной системы можно порекомендовать плавание, лыжи, верховую езду, ушу. Развивать глазомер, выдержку, внимание поможет большой и настольный теннис. У ребенка, занимающегося настольным теннисом, совершенствуется мелкая моторика, и как следствие, почерк становится красивее. Еще один плюс этого вида спорта – улучшение работы органов дыхания. Если ребенка укачивает в транспорте, а посещение аттракционов в парке не становится для него праздником, значит, нужно улучшать вестибулярный аппарат. Для таких детишек полезны занятия футболом, фигурным катанием, лыжами, художественной гимнастикой, многими видами единоборств, например дзюдо или карате. Некоторые виды спорта оказывают поистине чудесное действие на весь организм в целом и могут быть рекомендованы как профилактики, так и для лечения целого спектра заболеваний. Общеукрепляющем и закаливающим действием обладает плавание. Его можно назвать самым здоровым видом спорта. При горизонтальном положении тела работа сердца облегчается, что дает возможность выдерживать длительные физические нагрузки.
Плавание также помогает правильному формированию костно-мышечной системы, улучшает дыхание и кровообращение. Особенно полезно плавание детям со сколиозом, деформацией грудной клетки (в воде происходит естественное вытяжение дисков позвоночника). Многие болезни, которые противопоказаны для занятий практически всем видам спорта, можно лечить и уменьшить их негативное воздействие на организм с помощью плавания. Этот близорукость, сахарный диабет, гастрит, ожирение, легка форма бронхиальной астмы. Заниматься плаванием могут малыши с 3 лет при наличии специального «лягушатника».Как правило, родители многих мальчиков стремятся записать их в секции, где они научились бы постоять за себя. Но не все виды борьбы полезны для малыша, у которого только формируется опорно-двигательный аппарат.
Например, в бокс желательно приводить детей не младше 12 лет. Некоторые виды борьбы повышают эту планку до 16 лет. Малышей можно записать в секцию ушу, айкидо, с 5 лет можно заняться дзюдо и карате. Очень эффективный общеукрепляющий вид борьбы – ушу. Важно, что этот вид спорта практически не имеет противопоказаний. Занятия ушу учат ловкости, координированности движений, развивают гибкость, скорость и быстроту реакций. Тренировки направлены на гармоничное физическое развитие малышей. Наряду с плаванием и зимними видами спорта ушу полезно для детей, которые страдают частыми лор-заболеваниями, с ослабленным иммунитетом, для малышей астматиков.
Кому нельзя? При приеме детишек в спортивные секции обязательно требуется медицинская справка от педиатра. Не считайте, что это просто формальность. Большое внимание уделяется безопасности для здоровья различных физических нагрузок. Как известно, главный принцип упражнений – не навредить. Если у малыша проблемы со здоровьем, то родители должны ответственно отнестись к выбору вида спорта. Чтоб не вышло, как в поговорке: «Одно лечим – другое калечим». Обязательно изучите противопоказания к занятиям и проконсультируйтесь с педиатром.
Развивая ребенка физически, мы укрепляем его здоровье. Спорт лечит не только физически, но и нравственно. Дети, которые занимаются спортом, часто опережают сверстников в решении задачек «для ума».
- О пользе физкультуры и спорта для детей дошкольного возраста.
Физическая культура дошкольников — очень важный момент в развитии здорового, крепкого организма ребёнка. Ежедневные занятия физкультурой укрепляют организм, повышают сопротивляемость к различного рода заболеваниям. Вырастить крепкое, здоровое поколение — задача как родителей, так и воспитателей в детских садах. Зарядка для малышей должна длиться не более 30 минут. Чтобы у детей появился интерес к утренней зарядке, начните делать ее вместе с ними. А чтобы им было интереснее и веселее, нужно все упражнения выполнять под музыку. В комплексе должны быть разнообразные упражнения, в которых будут работать разные группы мышц. Обязательно должны быть задания на повороты шеи, вращения тазом, наклоны влево и вправо, приседания. У ребёнка, который ежедневно будет выполнять упражнения будет правильная осанка.
Для 3-4 летнего малыша все должно быть в форме игры: попросить ребёнка показать какой он большой, как скачет лягушка, как стоит цапля на одной ноге и так далее ( достаточно 5-6 упражнений ). Для 5-6 летних детей задания становятся сложнее, но все равно зарядка похожа на игру. Для 6-7 летних ребят нужно составить комплекс упражнений, который включает в себя прыжки, наклоны, повороты и приседания. В заключение утренней гимнастики дошкольников проводятся упражнения на восстановление дыхания. Важно научить малыша восстанавливаться после комплекса физических упражнений. Это можно сделать с помощью упражнений для правильного дыхания через рот, через нос, животом и грудью.
К школе каждый ребёнок должен быть физически подготовлен. Должен знать и уметь выполнять — ходьба на месте, приставные шаги, прыжки в длину и в высоту, бег, поднимая выше колени, ходьба на носочках и на пяточках. Кроме утренней зарядки нужно делать и гимнастические упражнения — бег, метание, прыжки, подъем по шведской стенке.
Предлагаем вам комплекс упражнений утренней зарядки для дошкольников:
1. Ходьба на месте, поднимая высоко колени ( 1 минута ).
2. Движения головой по часовой стрелке и против нее ( по 5 вращений в каждую сторону ).
3. Повороты туловища сначала вправо, потом влево ( по 5 поворотов в каждую сторону ).
4. Наклоны в сторону. Потянуться туловищем влево и затем вправо ( по 5 наклонов вправо и влево ).
5.Наклоны вперёд и потянуться руками к полу ( выполнить 10 наклонов ).
6. Приседания ( 10 раз).
7. Сидя на мате, ноги вместе и прямо: наклоны вперёд, стараясь достать пальцы ног пальцами рук ( 10 раз ).
8. Стоя на четвереньках на мате: изогнуть спину сначала вверх, затем вниз ( по 10 прогибов в каждую сторону ).
9. Прыгать сначала на левой ноге, потом на правой, потом на обеих ногах ( делать 1 минуту ).
10. Бег на месте, плавно переходящий в ходьбу ( делать 1 минуту ).
Кроме основных физических упражнений нужно научить ребёнка и спортивным навыкам. Летом — это катание на велосипеде, плавание, игры с мячом, зимой — катание на коньках, лыжах и санках. Хорошо бы купить спортивный уголок домой, чтобы ребёнок мог тренироваться залезать и спускаться по лестнице, канату, поднимать ноги, вися на перекладине…
Однако, каждый ребёнок — уникален, поэтому родителям или воспитателям лучше составить свой индивидуальный план утренней гимнастики. Родители должны помнить, что сидячий образ жизни, игры за компьютером приводят к недостатку движений, что плохо сказывается на здоровье ребёнка. Слово «зарядка» говорит само за себя. Она заряжает энергией и настроением на весь день.