Конспект о пользе чтения сказок

Беседа «О семейном чтении, его роли в воспитании ребёнка»

Здравствуйте, уважаемые воспитатели! Я очень рада встречи с вами. Каждого ребёнка можно осчастливить читающим детством, чтобы оно было умным, содержательным, весёлым и гарантировало каждодневную потребность в общении с книгой на всю жизнь. Ведь дошкольник ещё не читатель, а только слушатель книг, и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемым громким чтениям.

Цитатой к своему выступлению я взяла слова «Чтение – это привычка, которой не учат, а которой заражаются», и привычка эта должна появиться у ребенка в самом нежном возрасте, а «заразить» ею можем мы, взрослые, находящиеся рядом с детьми – родители, воспитатели, библиотекари.

Мы все хотим, чтобы наши дети выросли мудрыми, хорошими и счастливыми людьми. Достичь этого можно, читая детям вслух.

Чтение вслух детям

  • Помогает установить контакт между детьми и взрослыми;

  • Обеспечивает необходимое эмоциональное развитие;

  • Учит видеть красоту и понимать прекрасное;

  • Обогащает словарный запас, развивает память и воображение;

  • Учит думать, концентрирует внимание;

  • Способствует развитию самоуважения;

  • Расширяет знания;

  • Облегчает процесс учебы, улучшает успеваемость в школе;

  • Помогает воспитанию моральных ценностей;

  • Отвлекает от долгого сидения у телевизора или за компьютером;

  • Нейтрализует негативное влияние массовой культуры;

  • Нацеливает на получение новых знаний.

Читайте ребенку ежедневно не менее 20 минут!

  • Чтение малышам вслух стимулирует их умственное развитие;

  • Чтение вслух помогает детям познать мир и себя самих;

  • Совместное чтение с подростками помогает справиться с проблемами подросткового периода.

Теоретически все знают: чтобы воспитать в ребенке привычку к чтению и любовь к чтению, взрослому надо читать самому, читать ребенку вслух, читать по очереди. Тогда в один прекрасный день он согласится с героем знаменитой «Читалочки» Валентина Берестова:

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай еще страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

Семейное чтение – это не только чтение для детей и с детьми, но и сам круг чтения, составленный из произведений классических, любимых несколькими поколениями читателей, проверенных временем.

С художественным словом дети встречаются почти с самых первых дней жизни. Семейное чтение обычно начинается с живого общения с маленькими детьми. Забавляя малыша, родители вспоминают песенки и потешки, которые сохранились в их памяти с детства. Знакомство ребенка с литературой начинается с фольклора. Сначала песенки (в том числе колыбельные), потешки, потом сказки. Произведения устного народного творчества по-прежнему, как и много веков назад, передаются из уст в уста.

Первые стихи и сказки должны РАССКАЗЫВАТЬСЯ. Незаменимым окажется сборник «Ладушки» – классическое собрание фольклора для детей. Сила, меткость и емкость народного слова поможет малышу освоить родную речь, научиться говорить, двигаясь от звука к слову, от слова к фразе. Ребенок делает первые шаги на пути к пониманию красоты родного языка. В 2-х летнем возрасте дети слышат и первые сказки «Курочка- ряба», «Репка», «Теремок» и др. Постепенно от рассказывания нужно переходить к чтению. Книга становится постоянным спутником: ее рассматривают, читают вслух, по ней и учатся читать. Происходит это, конечно в семье.

Когда ребенок освоил буквы (3-4 года) – он пытается читать сам. Есть дети, которые сосредоточены на слове, есть и те, которые любят рассматривать картинки. Важно, чтобы книга стала для маленького читателя произведением искусства, т.е., чтобы воспринималась как единство текста и иллюстраций. С самых первых книг, рассматривая картинки вместе с ребенком, родители должны задавать ему простые вопросы, вроде: «Кто здесь нарисован?», «Что герои делают?», «Во что одеты герои?» и т.д. Это будет первым шагом к последующим обсуждениям книг, к пробуждению эмоционального отношения к прочитанному.

Возраст от 2-х до 5-ти лет – это период словотворчества. Пафосом этого возраста является удивление, которое возникает у ребенка, познающего мир. Ребенок, хоть еще и маленький, но нуждается в большом списке литературы для чтения. Сказки и стихи занимают в этом возрасте ведущее место.

Для детей от 3-х до 5-ти лет в наш список включены следующие книги:

Каждая из этих книг – классика, и в особом представлении не нуждается.

Но все-таки обратите внимание на книжку Геннадия Цыферова «Паровозик из Ромашково». Сказка, как и все творчество этого автора, отличается тонким лиризмом, подчеркнуто бережным отношением к маленькому существу, порой совершенно беззащитному. Добросердечие и душевную красоту надо постараться в детях воспитать и сохранить, а взрослым возродить в себе.

С 3-х лет можно читать короткие рассказы Н. Носова. Они состоят из простых предложений, обладают своеобразной ритмичностью и прекрасно запоминаются. Многие дети выучивают их наизусть. Носов остается среди любимых писателей и в старшем дошкольном, и в младшем школьном возрасте. Один из самых выдающихся юмористов в отечественной детской литературе.

Отдельные книги Бориса Заходера также можно порекомендовать самым маленьким читателям. Его забавные стихи, дают первое представление о сравнениях.

Большинство книг – книги веселые. Юмор – одно из непременных условий общения с детьми этого возраста! Но и с юмором, как и со всем остальным, не следует перегибать палку. Всему должно быть время и место.

Выбор книги для чтения зависит от времени суток и от времени года, от погоды, от настроения и самочувствия ребенка. Очень часто книга, что называется «не идет» только потому, что выбрано неудачное время, или место, или состояние.

Нельзя читать детям на ночь страшные сказки, к которым относится, например, «Колобок».

При чтении отмечайте, в каких местах ребенок смеялся, а где ему, может быть, было скучно (возможно потому, что кое-чего он не понял). Читать надо выразительно, подчеркивая важные слова, думая о том, что вы читаете, проникая в текст.

Брошюры составляют первую библиотечку начинающего читателя. Более тонкие книжки удобны для рассматривания, легкие, подходящего формата в них легко перелистывать страницы и находить любимые стихи или любимые картинки.

Когда ребенок прочитал тонкую книжку, он получает удовольствие еще и от эффекта законченного действия, он гордится собой: как же, ведь он прочитал целую книгу!

Читатели в возрасте от 5-ти до 7-ми лет – гораздо более активны. Дети помладше целиком подчинялись воле родителей, которые выбирали и книги, и время для их чтения. Теперь сами дети, уже научившиеся читать, могут выбрать в домашней библиотеке то, что им нравится. Но расширение круга чтения остается обязанностью родителей.

В этом возрасте дети наиболее активные слушатели. Вместо «расскажи сказку» они уже чаще просят: «почитай книжку». Книги становятся более сложными.

Никогда не читайте детям того, что вы не прочли сами или того, что вам не нравится!

В списке представлено разнообразие детской литературы, каждый автор – неповторим.

К лирической ветви относятся сборники стихов Якова Акима, Елены Благининой, Михаила Пляцковского, рассказы Валентины Осеевой. Игровая поэзия представлена книгами Андрея Усачева и Эдуарда Успенского, Тима Собакина и Михаила Яснова.

Среди авторов сказок – Г.Х. Андерсен, Р. Киплинг, А. Линдгрен, А. Пушкин… Не обойдите своим вниманием советскую классику: сказка «Дудочка и кувшинчик» Валентина Катаева написана стилистически безупречно, с таким пониманием детской психологии, что нисколько не устарела и не потеряла актуальности.

Не меньше радости принесет читателям – и детям, и взрослым – сборник рассказов Л. Пантелеева. Они написаны о взаимоотношениях детей и взрослых, обращены к самым маленьким читателям. Общение со взрослыми учит детей пониманию таких вещей, которому никакое прямое назидание не научит. Писатель учит терпению, снисходительности, вниманию к детям, умению увлечь их выдумкой, игрой.

  • При чтении больших по объему книг очень важно вовремя «затормозить», не поддаваясь на уговоры детей читать дальше, необходимо дать им возможность «переварить» ровно столько, сколько им по силам;

  • Продолжить чтение надо обязательно с «повторения пройденного», задавая вопрос: «На чем мы остановились в прошлый раз?»;

  • Эти правила относятся и к чтению больших по объему книг с детьми постарше. Отвечая на этот вопрос, дети пробуждают свою эмоциональную память, настраиваются на определенную, заданную авторами волну, учатся улавливать событийную логику произведения.

Философские, нравоучительные и поэтические истории Льва Толстого необходимы в чтении дошкольников, т.к. в доступной форме дают представление об основных этических нормах.

Также постепенно должна осваиваться классическая поэзия. Начните со стихов о природе. Читая лирические стихотворения Блока, Есенина, Майкова, Фета и др. великих поэтов, дети прекрасно улавливают тонкие оттенки чувств.

Нельзя обойти вниманием и познавательную литературу. Книг о природе и животных для детей этого возраста существует немало. Среди них произведения блестящих мастеров – Виталия Бианки, Георгия Скребицкого и Николая Сладкова. Сложные вещи эти писатели умеют объяснить детям простыми словами, их рассказы и сказки говорят о сущности жизни: о родстве всего живого, об извечных законах мира природы, об ответственности человека, иногда забывающего, что он – равный среди равных. А также – о доброте и любви, делающей людей людьми.

Конечно, нам порой не хватает элементарных знаний, умений и навыков по воспитанию юных читателей. Предлагаю вам несколько полезных советов по возрождению традиции семейного чтения.

Выделяйте время для чтения каждый день. Дети обожают регулярное чтение (а не от случая к случаю) чтение с родителями. Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться — перед сном или когда у вас перерыв в домашних хлопотах. Всё время обращайтесь к книге и чтению. Купите несколько книг домой, чтобы ваш малыш мог с ними возиться.

Выбирайте книги с осторожностью. Читая с ребёнком вместе постоянно, вы обязательно заметите: какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Вашего ребёнка просто может вдохновить пример других читающих детей.

Окружите ребёнка материалами для чтения. Не только книги из библиотеки должны быть у ребёнка. Должны быть обязательно и свои собственные. Помогайте своему малышу склеить, подписать или сшить свою собственную книжку, с рисунками, фотографиями и многими другими вещами. Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, ровно, как и чтение его «собственных» книг, всем членам семьи.

Читайте медленно и с удовольствием. Важно не только, что вы читаете, но как вы читаете. Когда читаете быстро и монотонно, ребёнок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, сами получая удовольствие от чтения. Будьте актёрами, пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему малышу это понравиться.

Читайте снова… снова. Как известно, дети любят слушать одни и те же истории. Они заставляют вас читать уже навязшие на зубах книги снова и снова. Не лишайте его этого. Ребёнок желает разобраться в книге глубже, процесс познания её происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Ведь идёт подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книг.

Читайте везде и всегда. Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поезде, ожидая приёма у врача. Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями, игрушками, обязательно лежит книга.

Не заставляйте ребёнка читать. Никогда не усаживайте за чтение (с родителями или самостоятельно), если малыш этого не хочет. Это один из девственных способов убить у него интерес к чтению и книге. Чтение из-под палки — путь к не чтению вообще. Старайтесь выбирать самые популярные в детской среде темы и книги (вам на помощь всегда придут библиотекари) и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов.

Все эти советы не сложны. И если вы последуете нашим советам, то не заметно для себя воспитаете Настоящего Читателя.

В заключение хотелось бы сказать, что совместное чтение детских книг помогает родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления, достойные примеры для подражания. У большинства детей проявляется устойчивый интерес к книге, дошкольники внимательно и заинтересованно слушают воспитателя и библиотекаря, проявляют бережное отношение к книге. Дети используют книгу в общении и игре, а главное, что малыши после посещения познавательных занятий и литературных мероприятий, взяв родителей за руку, с желанием идут в библиотеку и становятся постоянными читателями. Это наш общий успех взаимодействия: «ребенок – семья – детский сад – библиотека». Будем расти вместе!

Памятка для родителей.

1. Чаще читайте своим детям вслух. Не прекращайте чтения вслух даже когда ребёнок начинает читать сам. Помните, что чтение – это, прежде всего, общение с родителями.

2. Дарите ребёнку книги. Приучайте бережно относиться к книге.

3. Подбирайте в домашнюю библиотеку адекватные возрасту и содержательные книги, чтобы они были понятны и интересны ребёнку. Не спешите с приобретение новых книг, пока не исчерпано содержание тех, которые уже есть у ребёнка.

4. Разрешайте ребёнку самому выбирать из домашней библиотеки книгу для совместного чтения. Обсуждайте прочитанное.

5. Сделайте процесс начального приобщения к чтению занимательным, игровым. Сочиняйте с ребёнком собственные истории и сказки, мастерите по ним маленькие книжки с рисунками – иллюстрациями.

6. Выбирая между телевизором, компьютером и книгой отдавайте предпочтение книге.

7. Читайте сами, показывая ребёнку пример. Если вы любите читать, то возможно, однажды и ваш ребёнок возьмёт в руки книгу сам.

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

несколько книжных полок;

книжный шкаф;

стеллажи с книгами; другое.

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

да;

нет.

3. Часто ли вы читаете ребенку книги?

каждый день;

каждый вечер перед сном; когда попросит;

иногда.

4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка

__________________________________________________________________

5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений: __________________________________________________________________

6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

да;

нет;

иногда.

7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

да;

нет;

не знаю.

8. Фамилии, каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?____________________________________

9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

да;

нет;

не знаю.

10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?

_________________________________________________________________

11. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать? _____________________

12. Умеет ли читать (и понимать прочитанное) ваш ребенок?

да;

нет.

13. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?

да; нет.

Благодарим за сотрудничество!

Самарская детская библиотека.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ДОШКОЛЬНИКОВ.

Предлагаем выборочный список литературы . Материал расположен по возрастным группам.

Расширить список можно другими произведениями указанных авторов.

Подготовила

Зав. Самарской ДБ

И.П. Новак.

Самарское

2015

Детям от 0 до 3 лет

● Барто А. Стихи детям.

  • Бианки В. Лис и мышонок.

  • Короткие народные сказки в вариантах со счастливым финалом («Репка». «Курочка- Ряба», «Теремок» и др.)

● Ладушки – ладушки: Русские народные песенки, потешки, загадки, пословицы и скороговорки.

● Малышам: Сказки в картинках.

● Маршак С.Я. Тихая сказка.

● Пляцковский М. Умка хочет летать: Сказки.

● Потягушеньки, порастушеньки: Частушки, потешки, прибаутки, игровые и колыбельные песенки, сказки и присказки для малышей.

● Сутеев В.Г. Сказки в картинках…

● Цыферов Г.М. История про поросенка: Сказка.

  • Ушинский «Любимые сказки малышей»

● Чуковский К.И. Телефон: Стихи.

Дополнительные сборники:

  • Лучшие произведения для детей. 1-2 года.- М.: Изд-во Оникс, 2009.- 256 с.: ил. (Библиотека домашнего чтения).

  • Лучшие произведения для детей. 2- 3года.- М.: Изд-во Оникс, 2009.- 256 с.: ил. (Библиотека домашнего чтения).

Детям от 3 до 5 лет

● Аким Я. Песенка в лесу: Стихи.

● Берестов В. Кошкин щенок: Стихи.

● Благинина Е. Журавушка: Стихи.

● Веселая семейка: Сказки.

● Веселые истории: Сказки.

● Вместе весело шагать: Песни для детей.

● Иванов А.А. Как Хома звезды спасал: Сказка.

● Коваль Ю.И. Сказка про Зеленую Лошадь.

● Козлов С.И. Я на солнышке лежу: Песенки, стихи, сказки и

поэмы для детей.

● Мамин-Сибиряк Д.Н. Аленушкины сказки.

● Маршак С.Я. Про все на свете: Стихи.

● Медвежонок-невежа: Стихи.

● Михалков С. А что у вас?: Стихи.

  • Рус. нар. потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, колыбельные.

● Сутеев В. Мы ищем Кляксу: Сказка.

● Ушинский К.Д. Рассказы и сказки.

● Чарушин В. Что за зверь: Рассказы.

● Чуковский К.И. Путаница: Стихи, сказки.

Дополнительные сборники:

✦ Большая книга сказок и стихов в рисунках В. Сутеева. — М.:Планета детства, 2002. — 688 с.: ил.

✦ Хрестоматия для детского сада.

Детям от 5 до 7 лет

● Александрова Т.А. Кузька: Сказка.

● Барто А. Перед сном: Стихи.

● Драгунский В. Он живой и светится: Рассказы.

● Заходер Б. Кто ходит в гости по утрам: Стихи.

● Коваль Ю. Бабочки: Рассказы.

● Козлов С.Г. Ежик в тумане: Сказки.

● Кургузов О. Солнце на потолке: Стихи.

● Маршак С.Я. Дремота и Зевота: Стихи.

● Остер Г. Котенок по имени Гав: Сказки.

● Пляцковский М. Сказки.

● Пришвин М.М. Беличья память: Рассказы из жизни леса.

● Прокофьева С. Лоскутик и облако: Сказка.

● Соколов-Микитов И.С. В лесу: Рассказы о животных.

● Токмакова И. Стихи.

● Усачев А. Оранжевый верблюд: Сказки.

● Успенский Э. Вниз по Волшебной реке; Про Веру и Анфису; Поучительные рассказы про мальчика Яшу: Сказки.

● Хогарт Э. Мафин и его веселые друзья: Сказки.

● Цыферов Г.М. Разноцветный жираф: Сказки.

● Чарушин Е.И. Томкины сны: Рассказы. Чей хвост лучше: Сказки.

● Чуковский К.И. Телефон: Стихи.

Дополнительные сборники

✦ Все наоборот: Небылицы и нелепицы в стихах: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. Г. Кружков. — М.: Просвещение, 1992. — 190 с.

✦ Лучшая книга для чтения. — М.: РОСМЭН, 2000. — 271 с.: цв. ил.

✦ Нашим малышам: Произведения для детей 6—7 лет.

✦ Русская поэзия детям.

✦ Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста.

Источник

Польза сказок в жизни детей.

К моему большому сожалению в нашей жизни мало места для сказки. В современном обществе, молодые родители говорят… «Мы, такие цивилизованные, интеллектуальные и прагматичные, не привыкли тратить время на «глупости»: малыш может заснуть без сказки – и слава Богу». А папа-мама за это время какое-то полезное дело сделают. А то, гляди, еще разбалуешь: сказочку, песенку…

         Некоторые родители считают сказки обманом. А вот ученые доказали: чем дольше ребенок верит в волшебство и в Деда Мороза, тем оптимистичнее, жизнерадостнее остается настрой на всю жизнь.

И болеют оптимисты реже. Чем больше ребенок будет отождествлять себя с положительными героями, тем увереннее, смелее и решительнее научится противостоять злу в дальнейшей жизни. Наши «невежественные» бабушки, прабабушки были очень мудрыми. Жизнь сохранила вечные ценности и будет беречь их и впредь.

«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». В. А. Сухомлинский.

Сказки прошли испытания тысячелетиями. Это как театр, который не исчез с интернетом.   Сказки – это целый детский морально-этический кодекс, веками создаваемый народом. Они учат различать добро и зло, любить, сопереживать. 

«Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи, на свете правды больше станет”. Это слова замечательной песенки из «Домовенка Кузи». Помните? Мы все родом из детства .И вряд  ли среди нас найдется хоть один человек, который не слушал сказки. Все мы помним самые первые сказки про Репку, Теремок, Колобка и Курочку Рябу, помним сказки про Дюймовочку, Снежную Королеву и Кота в сапогах. Каждый из нас переживал за главного героя и мечтал о прекрасном принце или о золотой рыбке, волшебной палочке, исполняющей все желания. У каждого из нас была любимая сказка, которую мы просили прочесть 1000 раз, и каждый раз она открывалась для нас с новой стороны.

Что же такого полезного дают  волшебные истории? В первую очередь, психологи и педагоги считают, что благодаря сказкам малыши погружаются в свой волшебный мир, представляют себя в роли персонажа, и таким образом начинают учиться на поступках героев. Естественно, став добрым в сказке, ребенок уже понимает разницу между добром и злом. 

Если внимательно читать сказки, то можно заметить, что главный герой всегда проявляет активность, он храбр и всегда выходит победителем, он прилагает все усилия для разрешения проблемы. Сказки учат ребенка активно действовать, а не пасовать перед трудностями. Волшебные детские сказки учат ребенка, что добро всегда побеждает зло, и за черной полосой всегда будет белая. Она дарит ребенку новые ощущения и впечатления.

Еще один большой плюс в том, что чтение сказок – это момент, который укрепляет семью.

Детские психологи говорят о большой значимости сказки в детской жизни. При работе с детьми они часто используют приемы сказкотерапии, потому что сказка – это лучший инструмент для того, чтобы построить отношения с ребенком. Как для педагогов в детском саду, так и для родителей дома. Сказка может помочь малышам понять мир, а также избавиться от многих комплексов и страхов.

Психологи так же  отмечают, что сказки полезны и для родителей. Когда папа и мама не рассказывают сказок детям, это свидетельствует об их собственных комплексах. Например, они боятся показаться смешными, ведь это несерьезно – рассказывать сказки. Или мешает обычная лень. Помните: мама, читая сказку ребенку, сама релаксирует, происходит коррекция ее комплексов. Ведь мы с годами запрещаем себе мечтать, ждать чуда. Сказка дает это ощущение. Поэтому она, как батарейка, заряжает изнутри. 

Многие родители часто задают вопрос: с какого возраста лучше начинать читать сказки?
Ответ прост – можно с самого рождения. Конечно, ваш малыш еще не понимает смысла того, что вы ему рассказываете, но он уже чувствует эмоции и интонации, а ведь это так важно для грудничка. Очень понравится ребенку, если вы начнете читать сказку на ночь. Со временем юное создание привыкает к такому хорошему обычаю, и мирно будет засыпать под ваши слова.

Очень важно рассказывать детям правильные сказки и читать их правильно.

  • Прежде всего не делайте этого на ходу. Выделите отдельное время для совместного чтения сказок, чтение сказок перед сном поможет ребёнку успокоиться и расслабиться.
  • Если малыш просит почитать именно сейчас, то не отказывайте по возможности ему в этом. Ведь это желание может пропасть, и тогда родителям будет трудно прививать интерес к книге.
  • Чтение не должно быть неразборчивым, читать нужно медленно, негромко, четко проговаривая все слова. Еще будет лучше, если вы будете читать в лицах, меняя голос в соответствии с персонажем, нагнетая голосом особенные моменты…
  • Золотое правило – одна сказка за один раз – таким образом сказки не наскучат вашему ребёнку, да и вы не лишитесь своего голоса. Так ребенок сможет более глубоко понять ее смысл. Никогда не отказывайтесь читать любимую сказку ребенка, даже если это уже тысячный раз. Если ребенок постоянно просит перечитывать одну и туже сказку несколько дней, снова и снова – не отказывайтесь, значит ему это важно, значит в этой сказке он находит что-то невероятно ценное для себя. 
  • Обязательно задавайте вопросы после прочтения, помогите составить ребёнку правильное отношения к событиям из сказки – таким образом ваше чадо приобретает свой жизненный опыт, который в будущем может сыграть очень важную роль. Так же на следующий день можно нарисовать ,слепить героев, прочитанной сказки.

Итак, можно однозначно заключить, что польза сказок, несомненно,  велика . При помощи сказок, взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь, помогает им стать более уверенными и успешными людьми.

        Так что же нужно читать детям?

Первые сказки для ребенка должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова – простыми и понятными. Лучше всего, чтобы главными героями сказок были знакомые ребенку животные, дети или взрослые. Лучшим выбором сказок детям до 3 лет являются: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Зайкина избушка», «Лиса и Журавль», «Бычок – смоляной бочок». Эти сказки короткие, в них много повторений и за их сюжетом легко уследит даже малыш.

Ребенок взрослеет и на смену приходят более длинные и содержательные истории, например «Три поросёнка» , «Красная Шапочка», «Гуси-Лебеди», «Волк и семеро козлят» …

Стал постарше следует перейти на «Денискины рассказы» В. Драгунского, «Пеппи Длинный чулок» А. Линдгрен, «Мэри Поппинс» П. Трэверс …

Коллекция сказок очень велика:  русские народные сказки, шведские ,датские, английские …

Авторские сказки :А.С. Пушкин, В.И. Даль, Максим Горький, Аркадий Гайдар, Г.-Х. Андерсен, Ш. Перро, Братья Гримм, Астрид Линдгрен, Джанни Родари …

Так же чтение сказок помогает при возникновении различных страхов и эмоциональных проблем у детей.

Слишком активных деток успокоят сказки «Колобок» и «Теремок». Для   решения эмоциональных проблем нужны более сложные сказки – «Буратино», «Чиполлино»,«Карлсон». Детям, которые боятся прививок и уколов, прочтите «Отважный Флай» (Ворошнина Ю.), «Звездочет в поисках капризулей» (Ткач Л.), «Сказка о полезной прививке» ( Е.Казимирская ).

Если ребенок с появлением в семье братика (сестры) показывает свое негативное отношение к новому члену семьи ,то следует почитать «Гуси – лебеди».

Если боится темноты, поможет сказка о Питере Пене, «Краденое солнце»

Ребенок немного труслив, почитайте ему «Тараканище» К.И. Чуковский, если был уличен во лжи, подойдет произведение Л.Н.Толстого «Лгун» …

Намного интереснее придумывать сказки самим, вместе с ребенком – в зависимости от ситуации. Например, «Про Аню и ее вредную подружку», «Про Сашу и волшебника, раздающего подарки» и другие, которые покажутся Вам подходящими. Включите фантазию и у Вас все получится.

Нам, взрослым, нужно чаще вспоминать, что сказка и внутренний мир ребенка неотделимы, отвечать на его переживания сказкой, говорить с ним на языке фантазии и воображения.

Мораль важна, но еще важнее искренние эмоции, которые будет испытывать Ваш малыш. Не забывайте: сказка – это всегда волшебство. Самое страшное чудовище можно остановить добрым словом или поступком, можно просто пожалеть его, накормить и стать его другом – и все изменится! Не жалейте времени, вернитесь в детство, и Вы сами не заметите, что прошла усталость,  заботы и проблемы отойдут на задний план и не будут уже казаться такими тяжелыми и неразрешимыми.

Желаю Вам и Вашим детям самых умных, добрых и полезных сказок – как и чудесного времени, проведенного с самым дорогим существом на свете – Вашим ребенком!

Источник