Конфискация церковных земель в пользу государства
Секуляризация церковных земель – это процесс изъятия государством собственности, принадлежащей церкви. Изымали как движимое, так и недвижимое имущество.
Екатерининской реформе 1764 года предшествовало множество событий. На долгие столетия в российской истории растянулась борьба между духовной и светской властью. Победительницей вышла власть светская.
Историческая подоплека секуляризации
Почему государство желало изымать земли из рук церкви? Ответ прост: церковь являлась одним из крупнейших землевладельцев всей России. До отмены Юрьева дня крестьяне часто становились монастырскими, так как условия жизни там были значительно лучше, церквям оставляли богатые завещания, что увеличивало их богатство, которое не дробилось, в отличие от феодальных вотчин. Государству, естественно, не нравилось, что в стране существует еще один монополист на землю. Очень важно отметить то, что церковь не платила никаких налогов, наоборот, в ее пользу платилась десятина.
Накопление богатств, стяжательство противоречат сути всего христианского учения. Церковь находила выход из этого положения следующим диалектическим утверждением, был выработан такой компромисс: у монаха отсутствует личная собственность, и он не имеет на нее права, но ему разрешено использовать собственность монастыря. Византийский церковный устав Номоканон призывал обитателей монастыря тратить минимальные средства на собственное содержание. Византийский кодекс наставлял церковников так, чтобы они предоставляли средства на возведение церквей, их реконструкцию и украшение, образование (создание церковно-приходских школ) и помощь страждущим.
В годы правления Василия III начинается спор между иосифлянами и нестяжателями. Иосифляне, руководимые Иосифом Волоцким, признавали возможность церковного землевладения. Нестяжатели, лидером которых был Нил Сорский, подобный способ обогащения отвергали. Эту ситуацию можно рассмотреть как попытку секуляризации церковью собственных владений. Если бы победили нестяжатели, то они бы отказались от накопленного богатства и ушли бы жить в монашеские скиты. Но победили иосифляне, и церковное землевладение сохранилось.
Наступление на церковную вотчину началось при Иване Грозном. На Стоглавом соборе 1551 года он постановил, что новые землевладения будут присоединяться, если царь на это даст согласие. В XVII веке, в годы правления Алексея Михайловича (1645-1676 гг.), сложилось большинство предпосылок к петровскому абсолютизму. Соборное уложение Алексея Романова не только юридически закрепило крепостное право, но и наложило запрет на дальнейшее расширение владений церкви. Реформа патриарха Никона, закончившаяся его поражением и образованием старообрядческой церкви, помогла светской власти еще больше утвердиться над духовной.
Деятельный царь, а затем и император Петр I добился титанического напряжения сил государства ради того, чтобы сокрушить шведов в Северной войне. Петр достиг поставленной цели. Однако отношения его с церковью существенно осложнились. Многие христиане звали Петра Антихристом за то, что он переплавлял колокола в пушки. Император ударил по церкви, поставив во главе ее гражданского чиновника (обер-прокурор Святейшего Синода). При Петре окончательно оформилось главенство светской власти.
Екатерининская секуляризация
В истории существуют два понятия, которые стоит между собой различать: первое – “Манифест о секуляризации церковных земель”, а второе – реализованная секуляризационная реформа. Манифест был подписан Петром III, государем, властвовавшим всего лишь полгода. Эксцентричность императора озлобила дворянство, и элита общества возвела на престол жену Петра III Екатерину II. Петров манифест призывал изъять из церковных рук часть земель. Документ был подписан, но вследствие короткого правления императора не был реализован на практике.
Взойдя на престол, Екатерина сначала отменила указ бывшего мужа. Она пришла к власти из-за дворцового переворота, и ей нужно было лавировать между основными правящими группами, чтобы не повторить судьбу своего мужа. Не стоит забывать, что по происхождению Екатерина была немкой из небольшого княжества. Родившаяся в 1729 году, она перешла в православие лишь в 1744 году. Да и переход ее в другую веру был вызван не религиозным чувством, а желанием выгодно использовать политическую конъюнктуру. Она понимала, что нельзя править в России, исповедуя другую веру или попирая ценности православия. Неудачный пример Петра III это отлично подтвердил.
В 1764 году Екатерина все-таки подписывает секуляризационный манифест. Существовали объективные причины для изъятия церковных вотчин:
- Крупное церковное землевладение являлось архаическим пережитком, доставшимся Российской империи еще от времен первых русских князей. Сотни лет прошло с тех пор, а подобная форма владения землей крайне устарела.
- Церковь не являлась налогоплательщиком. Ее владения были огромные, а государство не получало от этого никакой экономической выгоды. У Екатерины были грандиозные планы, что вылилось в две русско-турецкие войны, поэтому деньги были нужны здесь и сейчас.
- Реформа была еще одним поводом для светской власти, чтобы приуменьшить влияние церкви. Духовная власть призвана решать морально-этические вопросы, а не вмешиваться в политику, как она неоднократно делала до этого. Отчасти с этой мыслью была затеяна реформа.
- Несоответствие жизни некоторых духовников учению Христа. Безусловно, нельзя судить все учение по людям, извращающим его смысл. Но такие отступники заставляют людей терять доверие, скептически относиться к учению. Христианство призывает к аскезе, а не к увеличению вотчинного землевладения, поэтому сам факт, что у церкви скопились богатства и земли, является не очень естественным и правильным.
Помимо лишения церкви большей части своих владений, реформа также создала новый класс крестьян, именуемый экономическим. Они были приписаны к коллегиям экономии, обладали личной свободой и должны были платить только оброк. Спустя несколько десятков лет эта категория крестьян была включена в состав государственных крестьян.
Государство стало владельцем бывших церковных имений, отстранило духовников от управления территориями, которые раньше принадлежали им, была юридически закреплена церковная иерархия: государство разделило епархии на три класса и каждому из них предоставило определенное материальное содержание. Монастырей в то время было действительно много, некоторые даже пустовали. Часть из них стала содержаться государством, а часть – должна была обеспечивать себе существование на добровольные пожертвования прихожан. Если к началу реформы было 954 монастыря на территории Российской империи, то к концу реформы осталось 387 монастырей на территории Великороссии.
Секуляризация церковных земель может оцениваться по-разному. Правительство обещало заниматься благотворительностью, но не смогло, ухудшились отношения между светской и духовной властью, вырос оброк, что отчасти повлекло к крестьянскому бунту Пугачева. Тем не менее, было и много хорошего. Была ликвидирована архаичная неприбыльная форма землевладения, экономические крестьяне получили землю и личную свободу, пока их не приписали к государственным, создались перспективы для более продуктивного развития капиталистических отношений.
Читайте также:
Переход на григорианский календарь в России – это хорошо или плохо
История Юга России: когда был основан город Екатеринодар
Причины секуляризационной реформы
Для Русской Православной Церкви XVIII век стал веком потери своего авторитета. Российские правители пытались всячески отлучить духовенство от решения государственных вопросов и снизить церковное землевладение. Секуляризация церкви стала одним из пунктов такой политики.
Екатерина II в этом вопросе не отличалась от своих ближайших предшественников. Почти сразу после своего воцарения она отменяет указ покойного Петра III об изъятии земель епархий, монастырей и храмов. До вступления на престол она обещала не посягать на церковные вотчины. Однако уже через три недели после отмены указа Петра правительница создает специальную комиссию для решения вопроса о церковных землевладениях.
Итак, можно выделить три основных причины:
- Необходимость увеличения поступления налогов в казну
- Повышение эффективности использования земель
- Желание ликвидировать способность церкви существовать автономно от государства
Дата подписания и суть церковной реформы
Итогом работы комиссии стал Манифест о секуляризации, подписанный 8 марта 1764 г. Секуляризация при Екатерине II означала, что почти 9 млн. га земли, принадлежавших Синоду и монастырям, теперь будут находиться в распоряжении Коллегии экономии. Крестьяне, обрабатывающие эти территории (их насчитывалось около 1 млн. душ только мужского пола), тоже переходили в руки государства и облагались подушным окладом в размере 1,5 рубля. Треть этих денег отпускалась на содержание церквей и монастырей, часть планировалось тратить на содержание госпиталей, остальное же уходило в казну.
К моменту подписания Манифеста в Империи насчитывалось 954 монастыря. По решению комиссии 567 из них следовало упразднить. Оставшиеся обители были разделены на 3 класса, в зависимости от которого определялось число послушников и их денежное содержание. Этих денег часто не хватало. Церковная реформа Екатерины II привела к тому, что многие монастыри обеднели и были заброшены. Церковь потеряла не только имущество, но и право управлять имениями и приходами.
Церковная реформа при Екатерине II проходила мирно и почти не встретила противостояния со стороны духовенства. Единственным членом Синода осмелившимся выступить против, после того как было объявлено о секуляризации церковных земель в пользу государства, стал митрополит Арсений Мациевич. Он не раз подавал в Синод протесты против изымания церковных вотчин, угрожал анафемой (отлучением от христианской церкви), отказался дать присягу о признании императрицы высшей судией. В результате чего он был объявлен преступником и до скончания своих дней был заключен в Ревельскую крепость.
Стоит отметить, что в Эпоху Просвещения усиление светской власти и снижения церковной диктатуры наблюдается не только в России. Эти процессы становятся общемировой тенденцией. В Европе буржуазные революции тоже вели к конфискации церковных владений и закрытию монашеских орденов. Параллельно с российской церковной реформой, секуляризация церковных земель осуществляется и в Римской империи.
Итоги и результаты церковной реформы Екатерины II
Подытожим:
- Упразднено 567 из 954 монастырей.
- 9 млн. га земли перестали быть монастырской и церковной собственностью и были переданы Коллегии экономии.
- Около 1 млн податных душ (здоровое мужское население, вместе с детьми и женщинами — около 2 млн.) больше не принадлежало монастырям и перешло под налогообложение государством в 1,5 рубля оклада — из этих денег и финансировалась церковь, напрямую государством.
- Ликвидирована способность церкви к самостоятельному существованию.
Церковная реформа Екатерины II поставила окончательную точку в многовековом споре русских патриархов и российских монархов. Последних заботило то, что огромные церковные угодья не облагались налогами и не могли быть использованы для нужд государства. Теперь, после проведения реформы, настоятели заботились о вопросах содержания храмов, а часть земель передавалась в руки крестьян, которые до этого на ней же и работали.
Loading…
Реформаторская деятельность Екатерины Великой затронула и церкви. По ее Указу, принятому в 1764 году, недвижимое имущество Синода перешло к Коллегии экономии.
Секуляризация церковных земель являлась частью реформаторской политики Екатерины II в отношении клира. Новый указ от 1764 года предусматривал регулирование имущественно-правового положения церкви в Российской империи. Все преобразования были связаны с налоговыми вопросами.
Причины и цели реформы
Главной причиной реформы по изъятию земельных владений стало излишнее распространение свободных от налога клерикальных участков. Это снижало доходы государства. Помимо этого, в империи было слишком много монастырей. В некоторых из них либо жило мало монахов, либо людей там не имелось вовсе. Так что мотив был понятен.
Также крайне остро стоял вопрос нестяжания. Согласно византийскому закону, монах не мог иметь собственность, но зато был вправе пользоваться имуществом монастыря.
Рис. 1 Недвижимая собственность
Касательно необходимости реформировать существующий строй говорила еще императрица Елизавета. На правах ее преемника царь Петр III подписал указ об отмене церковного землевладения в пользу Сената, а также о прекращении содержания монастырей, не способных прокормить себя самостоятельно.
Манифест
После свержения своего супруга Екатерина II издала собственный указ о секуляризации церковных земель. Были осуществлены следующие пункты:
- Все недвижимое имущество Синода переходило к Коллегии экономии.
- Отныне церковь не имела права управления имениями, монастырями и т. д.
- Все бывшие монастырские крестьяне также отходили Коллегии. Вместо барщины и натурального оброка им в обязанность вменялась подушная подать.
- Коллегия определяла размер монастырского содержания. Для этого все церковные учреждения делились на классы.
Это интересно. Иван Мелиссино, синодальный обер-прокурор, внес предложение по изменению церковного права. По его мнению, следовало отменить пост, упростить процедуру развода и ряд обрядов, а также разрешить вступать в брак в четвертый раз. Однако Екатерина Великая отклонила его идеи в силу чрезмерного новаторства.
Ход реформы
На момент издания указа церковь располагала около 950 монастырями. Из них упразднили 418. Право на государственные дотации получили 200 учреждений. 300 оставшихся находились на самосодержании. То есть предполагалось, что монахи будут существовать на добровольные пожертвования, а также обрабатывать огороды собственными силами.
Начало реформы включало только центральные регионы России. Но со временем ее ход распространился на Киевскую, Новгород-Северскую, Черниговскую, Екатеринославскую, Курскую, Воронежскую и Харьковскую губернии.
Упраздненные клерикальные учреждения
На момент секуляризации 1764 года были закрыты следующие монастыри:
- Александрова Чудова пустынь;
- Александровский;
- Аркажский;
- Благовещенский;
- Богородицкий;
- Борщевский Троицкий;
- Бречицкий Андроников;
- Важеозерский;
- Варлаамиев;
- Варсонофьевский;
- Воскресенский;
- Дивногорский Успенский;
- Дорогошанский Троицкий;
- Зарецкий;
- Кассианов Учемский;
- Киево-Братский;
- Клименецкий Свято-Троицкий;
- Котельничский Предтеченский;
- Куряжский Преображенский;
- Лисицкий;
- Макарьевская Хергозерская пустынь;
- Маровский;
- Крестовоздвиженский;
- Моисеевский;
- Живоносного источника;
- Николаевская пустынь;
- Николаевский Стародевичий;
- Никольский Адриано-Андрусовский;
- Нило-Сорская пустынь;
- Новосильский Свято-Духов;
- Печенгская Спасская пустынь;
- Рдейский Успенский;
- Рождественский;
- Святогорская лавра;
- Слободской;
- Церковь Спаса на Запрудне;
- Спасо-Каменный;
- Спасо-Преображенский;
- Сретенский Новодевичий;
- Троицкий Битюцкий;
- Успенский Кержебельмашский;
- Ущельский Иовский;
- Холковский;
- Чердынский Успенский;
- Череповецкий Воскресенский;
- Яранский.
Данный список не является исчерпывающим.
Церковная реакция
После изъятия значительной части средств к существованию церковь не смела критиковать власть в открытую. Разумеется, реформа не была встречена положительно. Более-менее ясно свою позицию несогласия отстаивал только митрополит Ярославля Арсений. Однако вскоре его лишили сана и заключили в тюрьму, где он умер.
Рис. 2 Несогласный клир
Это интересно. В каком ключе бы ни мыслили иерархи, возражать Екатерине II они не посмели. Однако когда за несколько лет до обозначенных событий решение о похожей реформе принял ее супруг, духовенство подало коллективную жалобу, обозначив, что с ними не посмел бы так обойтись и «басурманский правитель». Довольно ироничный для истории инцидент.
Последствия секуляризации и ее проблемы
Деление по классам на долгие годы определило имущественное положение клерикальных организаций. Кроме того, явление дотационных и не дотационных структур на корню перечеркивало смысл всех монастырских уставов.
Содержание монастырей первого ранга более чем в два раза превышало содержание третьеразрядников. На женские монастыри априори выделялись меньшие суммы, нежели на мужские.
На деле государство просто кормило клерикальное сословие, не заботясь о физическом состоянии недвижимого имущества. Связь с проведенными преобразованиями была очевидна. Монастыри ветшали, а их служители беднели, что увеличило число попрошаек в городах.
Результаты реализации документа имели не только положительное значение. Главная цель была достигнута. Безусловно, проблема пополнения бюджета решилась. Однако были порождены новые социальные и культурные вопросы.
09 мая 2019
Для Русской Православной Церкви XVIII век стал веком потери своего авторитета. Российские правители пытались всячески отлучить духовенство от решения государственных вопросов и снизить церковное землевладение. Секуляризация церкви стала одним из пунктов такой политики.
Кроме того, в наследие от XVI и XVII веков Российской империи досталось непомерное количество монастырей, многие из которых к середине XVIII века оказались с минимальным числом монашествующих или совсем обезлюдели.
Движению против монастырского землевладения способствовало, сверх того, несоответствие его обету нестяжания, явно сквозившее сквозь компромисс, выработанный византийским правом ещё до времени принятия Русью христианства и перенесённый в Россию вместе с Номоканоном. Нестяжание (произвольная нищета) — один из трёх монашеских обетов, которые даются при пострижении. Монах, уповающий на Царство Небесное, странник в этом мире, поэтому он отрицается не только земных богатств, но даже минимального имущества
Он состоял в том, что монах не может иметь личной собственности, но может пользоваться собственностью монастырской. На этом основании Номоканон признавал права монастырей, между прочим, и на земельную собственность, населённую арендаторами-крестьянами, отрицая безусловно только прямое церковное рабовладельчество. Для того, чтобы владение большими имениями не вредило аскетической строгости жизни, церковь установила принцип: «Церковное богатство — нищих богатство» и на основании него требовала, чтобы монахи не «вступались в села» и монастырское начальство тратило на продовольствие монахов минимальную долю доходов, а всё остальное употребляло бы на церковное строение и украшение, школьное дело и всяческую благотворительность.
О подготовке реформы распорядилась в 1757 году императрица Елизавета Петровна, а её преемник Пётр III потребовал ускорить подготовку манифеста. За три месяца до своего свержения и убийства он успел подписать указ, предусматривавший передачу недвижимых церковных имуществ вместе с Коллегией экономии в ведомство Сената, а также прекращение дотирования монастырей, не способных обеспечить себя самостоятельно. Этот указ предельно обострил отношения императора, вообще не особо уважительно относившегося к православию, с Русской церковью.
Обер-прокурор синода Мелиссино предлагал не ограничивать реформу одними хозяйственными вопросами, но распространить её и на сферу канонического права. «Пункты» Мелиссино (проект наказа законодательной комиссии 1767 года) предполагали своеобразную «реформацию» Русской церкви в соответствии с принципами Просвещения: уничтожение общеобязательных постов, облегчение разводов, разрешение четвёртого брака, упрощение ряда обрядов и т.д. После длительной переписки с Мелиссино императрица забраковала его проект. «Пункты» Мелиссино были изданы Бодянским в «Чтениях Общества Истории и древностей» (1871, кн. 3, смесь).
Екатерина II в этом вопросе не отличалась от своих ближайших предшественников.
2 копейки 1740-го года императора Иоанна Антоновича. Пробный выпуск.
На монете не детское, а взрослое изображение Иоанна Антоновича, украшенное бородой. Это означает, что была возобновлена чеканка его монет в ходе подготовки к его возврату на трон, то есть, уже после убийства Петра ІІІ. Коронации нового императора и его второго восшествия на трон не состоялось в связи захватом гвардейцами Петербурга и провозглашением Екатерины Алексеевны новой императорицей. Сам Иоанн Антонович был заколот Мировичем при попытке его освобождения из под стражи.
Указание на монете года, 1740-го, означает что в случае успешного проведения операции по смене правителя, коронация была бы объявлена задним числом,
Почти сразу после своего воцарения она отменяет указ покойного Петра III об изъятии земель епархий, монастырей и храмов. До вступления на престол она обещала не посягать на церковные вотчины. Однако уже через три недели после отмены указа Петра правительница создает специальную комиссию для решения вопроса о церковных землевладениях.
Итак, можно выделить три основных причины:
- Необходимость увеличения поступления налогов в казну
- Повышение эффективности использования земель
- Желание ликвидировать способность церкви существовать автономно от государства
Дата подписания и суть церковной реформы
Итогом работы комиссии стал Манифест о секуляризации, подписанный 8 марта 1764 г. Секуляризация при Екатерине II означала, что почти 9 млн. га земли, принадлежавших Синоду и монастырям, теперь будут находиться в распоряжении Коллегии экономии. Крестьяне, обрабатывающие эти территории (их насчитывалось около 1 млн. душ только мужского пола), тоже переходили в руки государства и облагались подушным окладом в размере 1,5 рубля. Треть этих денег отпускалась на содержание церквей и монастырей, часть планировалось тратить на содержание госпиталей, остальное же уходило в казну.
К моменту подписания Манифеста в Империи насчитывалось 954 монастыря. По решению комиссии 567 из них следовало упразднить. Оставшиеся обители были разделены на 3 класса, в зависимости от которого определялось число послушников и их денежное содержание. Этих денег часто не хватало. Церковная реформа Екатерины II привела к тому, что многие монастыри обеднели и были заброшены. Церковь потеряла не только имущество, но и право управлять имениями и приходами. Светская власть была обеспокоена тем, что огромные церковные угодья не облагались налогами и не могли быть использованы для нужд государства. Теперь, после проведения реформы, настоятели заботились о вопросах содержания храмов, а часть земель передавалась в руки крестьян, которые до этого на ней же и работали, то есть вопреки распространенному некоторыми историками мнению о роли Екатерины ІІ в установлении для крестьян кабалы и рабства, как мы видим, все происходило как раз наоборот, и благодаря реформам, проведенным этой правительницей, из церковно-монастырского рабства было выведено более 1 миллиона человек только мужского пола, которые, вместе с семьями это число можно было бы удесятерить, получили право жить и работать на освобожденной от церковного владения земле.
Церковная реформа при Екатерине II проходила мирно и почти не встретила противостояния со стороны духовенства. Единственным членом Синода осмелившимся выступить против, после того как было объявлено о секуляризации церковных земель в пользу государства, стал митрополит Арсений Мациевич. Он не раз подавал в Синод протесты против изымания церковных вотчин, угрожал анафемой (отлучением от христианской церкви), отказался дать присягу о признании императрицы высшей судией. В результате чего он был объявлен преступником и до скончания своих дней был заключен в Ревельскую крепость. С 2000 года почитается в чине священномученика.
Митрополит Арсений в узилище
Стоит отметить, что в Эпоху Просвещения усиление светской власти и снижения церковной диктатуры наблюдается не только в России. Эти процессы становятся общемировой тенденцией. В Европе буржуазные революции тоже вели к конфискации церковных владений и закрытию монашеских орденов. В Священной Римской империи сходную политику секуляризации и закрытия монастырей проводил в одно время с Екатериной император Иосиф ІІ.
Сама Екатерина ІІ была в целом далека от веры в Бога (или, скорее, от православия и христианства в целом (см. Куйчук-Кайнаджирский мирный договор и документ о передаче Османской империей суннитского мусульманского персидского титула Падишаха Екатерине ІІ)) хотя соблюдение православного ритуала считала для себя обязательным, никогда не забывая о том, что она – глава Русской православной церкви, хотя всегда нужно принимать во внимание, что несмотря на формальное земное церковное устройство и иерархию, сама Церковь признает своим главой только Иисуса Христа через таинство евхаристии и служит только Христу через приобщение к крови и плоти Его.
Подавив оппозицию в церковном управлении (дело Арсения Мациевича), Екатерина II перешла в решительное наступление. Ее речь, произнесенная перед Святейшим Синодом, была решительна и демагогична. Преклоняясь перед ученостью и высокой моралью иерархов, указующих пастве путь истины, и ссылаясь на известную цитату из Писания, она заявила:
«6.33. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». (С)
Вы – люди просвещенные, но отчего происходит, что вы равнодушно смотрите на бесчисленные богатства, которыми обладаете, и которые дают вам способы жить в преизбыточестве благ земных, что совершенно противно вашему званию? В преемники апостолов, которым повелел Бог внушать людям презрение к богатствам, и которые были очень бедны, Царство их было не от мира сего – вы меня понимаете?… У вас много подвластных. Вы просвещенны: вы не можете не видеть, что все сии имения похищены у государства, вы не можете владеть ими, не будучи несправедливы к нему.
Ход реформы
По донесению Святейшего Синода от 1 (12) января 1762 года во всех епархиях Российской Империи на тот момент насчитывалось 954 монастыря, в которых находилось 11 153 монашествующих. «Статистический временник Российской империи» писал в 1887 году о 953 монастырях, из которых 732 были мужскими и 221 — женскими. К 1762 году они владели вотчинами, к которым было приписано 769610 крепостных душ мужского пола. Правительство признало владение такими ресурсами не соответствующим назначению монашеских обителей. После секуляризационной реформы Синод постановил упразднить 418 монастырей. Из оставшихся монастырей 226 стали получать денежное содержание от государства. Оставшиеся 310 монастырей объявлялись выведенными за штат и должны были существовать на добровольные народные пожертвования.
По штатам 1764 года, штатные (получающие содержание от государства) монастыри, кроме лавр, были разделены на три класса «сообразно богатству и знатности»:
- 1 класс: 15 мужских, 4 женских
- 2 класс: 41 мужской, 18 женских
- 3 класс: 100 мужских, 45 женских
Через два года, 31 марта (11 апреля) 1764 года, вышло следующее дополнительное распоряжение: монастыри за штатом (заштатные) должны быть также разделены на 3 класса:
- 1 класс — 20 монастырей
- 2 класс — 56
- 3 класс — 85
Итого 161 монастырь с 1247 монашествующими. Остальные 149 монастырей упразднялись. Оставшиеся заштатные монастыри должны были существовать либо на добровольные приношения, либо за счёт расположенной около обителей земли, обрабатываемой монахами собственными силами. Таким образом, в Великороссии оставалось всего 387 монастырей.
Секуляризационная реформа была впоследствии распространена за пределы Великороссии. В 1786 году аналогичная ситуация установилась в Киевской, Черниговской и Новгород-Северской губерниях, а в 1788 году — в Курской, Екатеринославской, Харьковской и Воронежской губерниях.
Итоги и результаты церковной реформы Екатерины II
Упразднено 567 из 954 монастырей.
9 млн. га земли перестали быть монастырской и церковной собственностью и были переданы Коллегии экономии.
Около 1 млн податных душ (здоровое мужское население, вместе с детьми и женщинами — около 2 млн.) больше не принадлежало монастырям и перешло под налогообложение государством в 1,5 рубля оклада — из этих денег и финансировалась церковь, напрямую государством.
Ликвидирована способность церкви к самостоятельному существованию.
Церковная реформа Екатерины II поставила окончательную точку в многовековом споре русских патриархов и российских монархов, однако не положило конец православному царствованию в Российской империи. После смерти Екатерины Второй русская корона еще раз перешла к представителю рода церковных ставленников-иерархов — Павлу Первому. Происходжение Павла не разглашалось в свете канонического церковного таинства Христовой Церкви и из-за угрозы обвинений со стороны общества в злоупотреблении принципом Пресуществле́ния (транссубстанциация, лат.transsubstantiatio) — богословское понятие, используемое для объяснения смысла превращения в Таинстве Евхаристии хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.
Константинопольский патриарх Геннадий Схоларий излагает своё частное богословское мнение о пресуществлении в своих проповедях «О таинственном теле Господа нашего Иисуса Христа»:
Из числа же чудес, совершаемых и совершённых Свыше, это чудо, конечно, является наибольшим: потому что это Таинство, заключающее в себе известную перемену одного существа в другое, совершающееся в одно мгновенье, превосходит всякое изменение, совершающееся по законам природы, как и помимо законов природы…. Но я должен это чудо сравнить с иным чудом, именно, с тем чудом, что Бог человеческое естество сочетал с Божественным Лицом, не в том смысле, как тело сочетается с душою, когда каждое из них сохраняет своё собственное наименование, потому что ни душа не называется «телом», ни тело — «душою», но соединяет два естества по Лицу, то есть в одном Лице, так что Бог стал человеком, а человек стал Богом. Но и этого чуда Тайна Евхаристии чудеснее: потому что там (в Боговоплощении) ни одно из двух естеств не переходит одно в другое; здесь же сотворённое, то есть хлеб, пресуществляется в Тело Творца, и существо хлеба пресуществляется в Тело Божие, становится Телом Христовым. Итак, по этой причине большим всех Божиих чудес является Пресуществление хлеба во Владычнее Тело. |
Принцип Пресуществления отрицался гуситами, последователями Авраамитского Священного Писания без земного посредничества и платы за церковное таинство (Ян Гус (чеш. Jan Hus [ˈjan ˈɦus]; 1369, Гусинец, Богемия — 6 июля 1415, Констанц, Баден) — чешский проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Национальный герой чешского народа. Был священником и некоторое время ректором Пражского университета. 6 июля 1415 года в Констанце был сожжён вместе со своими трудами. Казнь Гуса вызвала гуситские войны (1419—1434)).
и последователями Джона Уитклифа — протестантами.
Джон Уиклиф, отстаивал мнение, что король — это наместник Бога и что епископы подвластны королю. После наступления Великого западного раскола в 1378 году, Уиклиф стал клеймить папу как антихриста и утверждать, что принятие Константинова дара сделало всех последующих пап отступниками.
Одним из ключевых пунктов его взглядов было отрицание таинства пресуществления: Уиклиф выступал против учения о действительном присутствии Христа в евхаристии, допуская только его духовное присутствие. Уиклиф учил, что каждый человек прямо связан с Богом без каких-либо посредников. Следовательно, церковь как промежуточное звено между человеком и Богом не нужна.
После поражения крестьянского восстания 1381 года придворные и дворянство отошли от Уиклифа. Под давлением Кентерберийского архиепископа Оксфордские богословы осудили 12 его тезисов, признав их еретическими. Уиклиф и его последователи были изгнаны из Оксфордского университета, а затем отлучены от церкви. После этого Уиклиф скрылся в Латтерворте, где занимался переводом Библии на английский язык и написал свой главный труд «Триалог», в котором изложил свои реформаторские мысли. 31 декабря 1384 года Джон Уиклиф умер от инсульта.
Взгляды Уиклифа были повторно осуждены на Римском соборе в 1412 году и на Констанцском соборе в 1415 году. Останки Уиклифа были сожжены согласно постановлению собора.
Из вышеизложенного видно, что проблема церковного землевладения и рабовладения, а также конфликт со светской властью, затронула не только Русское государство и православную церковь, что привело к секуляризации церковных владений, но и спровоцировала раскол церкви в Европе, что закончилось отделением от католической церкви протестантской реформаторской церкви. В данном конфликте нужно признать должную справедливость претензий основателей Христовой Церкви — апостолов, а также — самого Христа и его потомков, на право распоряжаться данной организацией и установленным ими обрядом, но, также следует признать право прихожан данной церкви, на главенство в которой претендует Сам ее Основатель, присутствующий в ней через таинство евхаристии, быть посвященными в процесс и принципы управления данной церковью, что поможет предотвратить нарушение канонов и связанные с этим гражданские протесты, подобные тем, которые мы уже наблюдали в истории, когда принцип присутствия плоти и крови Христа в церкви и миру воспринимался самым прямым образом и завершался созданием церковных династий, когда наследники главы церкви, Иисуса Христа, передавали функции главы церкви по наследству и принимали на себя функции светского правителя.
Процесс секуляризации в РИ не привел к ожидаемым результатам, хотя информация в среде высших церковных иерархов о проводимой ближайшими сторонниками и окружением оных подготовки к новому возведению на русский трон наследника Церкви, Павла І, и объясняла относительное спокойствие ее верхушки перед лицом секуляризационной реформы и обеспечило бескровный процесс огосударствления церковных землевладений и крепостных душ.
Павел I, Великий Магистр Мальтийского ордена,
в короне, далматике и знаках Мальтийского орден