Конфискация автомобиля в пользу государства
Борьба с пьянством за рулём среди властей ведётся достаточно агрессивными темпами – лишение прав, уголовное преследование, штрафстоянка. Но этого мало, считают в правительстве – новый закон о возможности конфискации машины за езду в состоянии опьянения может стать реальностью, если соответствующий проект ФЗ примут в думе России, и у пьяниц смогут отнимать авто по суду.
Опьянение – какое наказание предусмотрено в 2020 году?
В действующем законодательстве в виде КоАП езда в состоянии опьянения карается санкцией в виде 3 ограничений прав и свобод автолюбителя:
- лишение прав на 1,5-2 года,
- штраф ГИБДД 30 000 рублей,
- эвакуация машины на штрафстоянку (не путать с конфискацией).
Первые 2 нормы предусматривает часть 1 статьи 12.8 КоАП. Последнюю как меру обеспечения – 27.13.
Но есть ещё наказания за повторное управление в пьяном виде. И оно гораздо жёстче. Его предусматривают сразу 2 различных статьи, и одна из них – уголовная.
Если пойманный в алкогольном или наркотическом опьянении водитель попадётся, будучи лишённым прав, то его ждёт:
- арест на 10-15 суток (12.8, часть 3 КоАП),
- временное изъятие авто на штрафстоянку.
А вот за повторность управления в состоянии опьянения – то есть если водитель попадётся в течение года после окончания срока лишения и/или оплаты штрафа, его ждёт наказание в виде одного из следующих:
- штраф 200-300 тысяч,
- штраф в виде суммарного дохода за срок от 1 до 2 лет,
- лишение свободы до 2 лет.
Это уже диктуется нормой статьи 264.1 УК РФ.
Но всё может измениться!
За повторную езду в опьянении у автолюбителей могут конфисковать автомобиль в пользу государства. Такое предложение выдвинул депутат Госдумы Максим Иванов от Единой России. Такая жёсткая мера, по его словам – вынужденная, так как действующие наказания никак не перевоспитывают любителей выпить за рулём.
Причём, конфискуют у вас автомобиль или нет, будет зависеть от того, в чьей машина собственности. Если вы попались за рулём не своего авто, то изъять его будут иметь права. Таково предложение депутата.
Корнем инициативы, по словам самого депутата, послужил позитивный опыт в этой области соседнего государства – Беларуси, где конфискация машины у пьяных водителей работает уже несколько лет. И вполне успешно. Причём, там такой новый закон работает ещё суровее – транспортное средство могут отнять, даже если водитель не его владелец. Таким образом, кто-то просто может очень жёстко подставить доверителя покататься на его ТС.
Когда новый закон о конфискации за опьянение вступит в силу?
Ещё очень не скоро. В отличие от большинства изменений и вновь появившихся законов и правил, которые мы публикуем, данный проект закона ещё формально не является даже проектом. Он не составлен в виде документа и не внесён на рассмотрение в думу России. Инициативой лишь поделился законодатель на своей странице в социальных сетях.
Далее для вступления в силу и возможности изымать машины у граждан в пьяном виде должно пройти достаточно много этапов продвижения законопроекта:
- проверка на законность
- регистрация в думе,
- внесение на общественное обсуждение,
- 1 чтение,
- 2 чтение,
- 3 чтение,
- принятие проекта
- подписание Президентом РФ,
- опубликование на официальных сайтах правовой информации,
- вступление в силу.
Как видим, целых 10 этапов для возможности конфискации авто за пьяную езду. То есть далеко не в 2020 году.
Много ли опасности представляют пьяные водители?
Для ответа на данный вопрос давайте заглянем в официальную статистику ГИБДД и сравним количество раненых и погибших в ДТП с пьяными водителями и с общим числом аварий на дорогах России в январе 2019 года.
Число ДТП с пьяными водителями
Общее число ДТП за январь 2019
В ДТП с пьяными автолюбителями:
- на общее количество происшествий с пьяными водителями пришлось 1,6 раненых,
- на все происшествия пришлось 0,14 погибших.
Среди общего числа аварий:
- на общее число – 1,38 раненых,
- на общее количество – 0,095 погибших.
Как видим, если человек пьян и попадает в дорожно-транспортное происшествие, то вероятность гибели или ранения людей (причём, и самого водителя тоже) хотя и не намного, но повышается. Только вот ключевое слово здесь должно быть не “намного”, а “существеннее”. Каждая жизнь бесценна, здоровье людей тоже. Этим вполне можно оправдать конфискацию автомобилей у пьяниц за рулём. Вот только насколько реальны корни нового закона в виде улучшения безопасности дорожного движения, а не простое обогащение бюджета и завязанных на нём деятелей, остаётся лишь догадываться и предполагать.
МВД России предложило конфисковать автомобили пьяных водителей. Соответствующий законопроект уже направлен в правительство. По данным “Ъ”, речь идет об автомобилистах, которые попались на повторном управлении машиной в нетрезвом виде и стали фигурантами уголовного дела, заведенного по ст. 264.1 УК. Конфискация транспорта ранее предлагалась депутатами, экспертами и ГИБДД, но до законопроекта дело ни разу не доходило. В парламенте инициативу полиции называют «преждевременной».
«В правительство РФ направлены предложения МВД России относительно законодательного закрепления возможности конфискации транспортных средств, которыми управляли водители в состоянии опьянения, а также усиления ответственности за совершение отдельных правонарушений в области безопасности дорожного движения»,— сообщает ТАСС со ссылкой на официальный ответ из МВД. По данным «РИА Новости», документ направлен в Белый дом еще в марте 2019 года. От ГИБДД каких-либо разъяснений пока не поступило.
По сведениям “Ъ”, речь идет о поправках в КоАП и УК. В КоАП будет прописана ответственность для владельцев автомобилей, которые допустили нетрезвого водителя за руль (изменения будут вноситься, предположительно, в 19 главу кодекса).
Если же выявлен случай повторного управления в нетрезвом виде, то здесь будет применяться уже новая редакция Уголовного кодекса: машина будет конфискована по решению суда (независимо от того, кто является собственником). Вернуть ее будет невозможно, поскольку она будет изыматься в пользу государства с последующей реализацией/продажей.
Механизм исключения возможности садиться за руль пьяным водителям и конфискации их автомобилей обсуждается давно. В Госдуму вносилось несколько законопроектов, но ни один до рассмотрения так и не дошел. В 2012 году конфискация авто предлагалась начальником ГИБДД России Виктором Ниловым. В 2016 году Минюст разработал альтернативный вариант: машина пьяного водителя задерживается на штрафстоянке до уплаты залога в 30 тыс. руб. Законопроект был принят Госдумой в первом чтении и с тех пор дорабатывается.
В 2015–2016 годах конфискация автомобиля у водителей, которые повторно садились за руль в пьяном виде (и были осуждены по ст. 264.1 УК), применялась, говорит источник “Ъ”. Но в мае 2016 года Верховный суд в своем пленуме разъяснил, что транспортное средство не может быть признано орудием совершения преступления, а значит, конфискацию применять нельзя. Поскольку нацпроектом «Безопасные и качественные автодороги» поставлена задача существенно снизить число жертв от ДТП к 2024 году, в начале 2019 года в МВД было принято решение разработать законопроект для введения новой обеспечительной меры, что и было сделано.
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков назвал идею МВД «преждевременной».
Он напомнил, что совсем недавно Госдума приняла закон, ужесточающий ответственность для водителей, сбегающих с места ДТП (как правило, они пьяные). Кроме того, напоминает господин Лысаков, готовится еще один пакет поправок в УК, предполагающий повышение максимального срока лишения свободы для нетрезвых водителей до 15 лет. «Это серьезное ужесточение. Надо посмотреть, как будут работать эти законы, потом делать следующие шаги»,— считает Вячеслав Лысаков. В целом, говорит депутат, инициатива вызывает «массу вопросов». «А если автомобиль принадлежит юрлицу или предприятию, почему оно должно страдать из-за действий водителя? — говорит он.— Кроме того, у нас уже сегодня за повторное пьяное вождение применяется штраф в 200–300 тыс. руб. Это соответствует цене половины всех легковых автомобилей в России. Выплачивая такой штраф, автовладелец уже сегодня в ряде случаев вынужден продать свою машину. По сути, это та же конфискация, только в другой форме».
«Изымать ТС, не принадлежащее водителю, неправильно,— считает адвокат движения “Свобода выбора” Сергей Радько.— По сути, это наказание того, кто нарушения не совершал. Кроме того, одним лишь усилением наказания проблему кардинально не решить, нужна какая-то программа борьбы с пьянством в целом. Поскольку если люди пьют — рано или поздно они садятся за руль, и наказание просто всего лишь возмездие, а не мера предупреждения»
Иван Буранов
МВД обнародовало подробный отчет обо всех ДТП в 2018 году
Научный центр безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД России опубликовал аналитический отчет о состоянии аварийности в России. Выявлен серьезный рост ДТП по причине неисправных грузовиков и нарушения правил мотоциклистами. Аварийность вследствие ям и выбоин на дорогах снижается, причем быстрее, чем в прошлые годы. Меньше становится аварий из-за неисправных автомобилей.
Читать далее
17.08.2020 в 12:29
Авто
36224
В новом КоАП появилась новая статья
Поводом для конфискации транспортного средства в пользу государства станет управление им нарушителем по доверенности.
Фото: pixabay.com
Такая статья появилась в новом КоАП. Текст проекта опубликован на интернет-портале проектов нормативных правовых актов.
Согласно документу, если водитель, пользующийся автомобилем по доверенности, два раза за год попадается за рулем пьяным, то на него заведут дело по статье 264.1 УК РФ. При этом собственник ТС лишится машины по новой статье 34.34 КоАП. Так, в Российской Федерации придумали, как наказать за управление автомобилем в нетрезвом виде и водителя, и собственника.
Что еще почитать
В Минске начался митинг учителей, приехала военная техника
32128
Нарисовался жуткий сценарий коронавируса: будет вечным
Фото
Видео
18447
Повторно заболевшая коронавирусом описала страшные симптомы
Видео
22786
СМИ: Тимошенко подключили к аппарату ИВЛ
28328
Кремль оценил немецкий вывод об отравлении Навального
15329
В регионах
Как проходит курортный сезон в Крыму: цены и фото из Феодосии-2020
Фото
Видео
31550
Крым
Красный разведчик: Штирлиц взбодрил французских читателей
Фото
16910
Крым
6 столетних юбилеев: Марий Эл празднует вместе с пятью регионами
Фото
12511
Йошкар-Ола
Курортный сезон-2020: всё об отдыхе и ценах в Севастополе
Фото
10190
Крым
Иркутский авиазавод получит контракт на 100 миллиардов вместо массовых увольнений
8453
Иркутск
«Люди готовы уже выйти и перекрыть движение по Большевистской»
Фото
6162
Новосибирск
По всей видимости, любителей выпить за рулем не останавливает ни уголовная ответственность, ни реальный риск оказаться за решеткой. Если общее количество выявленных в нетрезвом виде водителей снижается уже не первый год, то количество тех, кто попадается в таком состоянии более двух раз в год, только растет. По всей видимости, убирать с дорог таких маргиналов надо другими способами, пока они не убили кого-нибудь.
Судите сами: в прошлом году было выявлено 298 тысяч водителей в нетрезвом состоянии. Еще 169 тысяч отказались от медосвидетельствования. В 2018 году в руки инспекторам попались 335,5 тысячи нетрезвых водителей. Почти 185 тысяч отказались от поездки к наркологу.
Напомним, что за повторное управление автомобилем в нетрезвом виде или повторный отказ от медосвидетельствования водителю грозит уголовная ответственность по статье 264.1 Уголовного кодекса. Такое нарушение наказывается штрафом в размере от 200 тысяч до 300 тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
И все это с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Но похоже не всех любителей принять на грудь или тонизироваться иными препаратами это останавливает.
Как стало известно корреспонденту “РГ”, в прошлом году в России было выявлено более 100 человек, которые более пяти раз привлекались к ответственности за управление в нетрезвом виде.
Для сравнения: в сентябре прошлого года заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России Александр Быков сообщил, что за полтора года было выявлено 772 тысячи фактов управления с признаками опьянения. При этом только 43 водителя задерживались по четыре раза в подобном состоянии, и только один – шесть раз.
У собственника, который передал управление водителю, наказанному за управление в нетрезвом виде, отберут машину по новой статье 34.38 нового КоАП
Но 100 человек более пяти раз по итогам одного года – это уже перебор. И это при том, что уголовная статья работает.
О том, что уголовная статья работает, можно судить по статистике Судебного департамента при Верховном суде. В прошлом году за повторное управление в нетрезвом виде или отказ от медосвидетельствования осуждено более 59,5 тысячи человек. Годом ранее таких было более 66 тысяч.
По этим же данным можно сказать, что суды стали жестче относиться к таким нарушителям. Если в 2018 году реальные сроки получили почти 7 тысяч человек, то в прошлом году – уже более 8 тысяч. Впрочем, разница в эту тысячу может касаться тех самых маргиналов, которые, даже получив судимость, продолжают ездить за рулем подшофе.
Дело в том, что наш суд крайне гуманен. Абсолютное большинство таких нарушителей отделывается обязательными работами с лишением права управления. Что не ограничивает их от возможности повторить свой подвиг.
Пожалуй, единственной действенной мерой, чтобы убрать с дорог таких любителей покататься под воздействием противопоказанных напитков и препаратов, – это оставить их без машины.
И предложение о конфискации транспортного средства уже давно было внесено в Госдуму. Но проект так и не прошел. Все дело в том, что автомобиль может принадлежать совершенно другому лицу, а нетрезвый водитель пользуется машиной по доверенности.
Однако в проекте нового Кодекса об административных правонарушениях появилась статья, которая предусматривает возможность конфискации автомобиля в пользу государства в том случае, если нарушитель управляет им по доверенности.
Поясним: предполагается, что в статье 264.1 УК появится такая санкция, как конфискация автомобиля. И она будет действовать в отношении нарушителя – собственника автомобиля.
А у собственника, который передал управление водителю, наказанному за управление в нетрезвом виде, отберут машину по новой статье 34.34 нового КоАП за “непринятие собственником транспортного средства мер по исключению возможности совершения иным лицом преступления, предусмотренного статьей 264.1 УК, с использованием данного транспортного средства”.
Например, водитель попался нетрезвым за рулем чужого автомобиля. Его лишили прав, назначили штраф, а собственнику автомобиля отправили копию постановления. Если после этого нетрезвый водитель снова попадется за рулем этого же автомобиля, то его будут судить по статье 264.1 УК, а у собственника конфискуют машину по статье 34.34 КоАП.
Стоит напомнить, что водитель считается подвергнутым наказанию в течение года после его отбытия. То есть, если ему вернули права и он в течение года после этого снова попался нетрезвым за рулем, его будут судить по статье 264.1 УК как за повторное нарушение. А собственник машины, который доверил ему управление, останется без автомобиля по административной статье.
Это действительно будет действенной мерой против тех самых маргиналов, которые трезвыми за руль не садятся из принципа и которых не беспокоит уголовная ответственность за такое деяние. Нет машины – нет и преступления.
Кстати, по вине нетрезвых водителей за 7 месяцев этого года произошло 7584 ДТП. Это каждая десятая авария. В них погибло 1797 человек.
При этом именно ДТП с нетрезвыми водителями отличаются наиболее высокой тяжестью последствий. Если в среднем по стране у нас тяжесть последствий ДТП равна 7, то в случаях с нетрезвыми водителями – 17. Тяжесть последствий – это соотношение количества погибших к пострадавшим. Грубо говоря, в среднем ДТП из 100 пострадавших выживут 93 человека. А в аварии с нетрезвым водителем – 83 человека.
Если у нас повторное управление в нетрезвом виде – преступление, то почему бы не конфисковать орудие преступления?