Коменский о пользе точного наименования вещей

<…> Человеческий язык состоит из слов. Слова же относятся не к чему-то несуществующему, но к вещам, которые они обозначают; причем, обозначая их, они вместе с собой переносят их образ из ума говорящего в ум слушающего. Отсюда ясно, что ничего не значащие слова, например «болда, датит, фиту», которых, быть может, и нет ни в каком языке, бесполезны, точно так же, как и такие слова, которые хотя и имеют известное значение, но оно нам не известно, как, например, арабские слова: «абах, ибил, ха» и пр. Следовательно, речь тем лучше, чем более содержит она вещей и смысла, и тем непригоднее, чем менее заключает она вещей и понимания.

Точным же бывает наименование вещей, если оно: 1) полно, 2) параллельно вещам и 3) вполне продумано.

1) Наименование вещей полно, если оно для всего, что существует и имеет свою собственную, от других отличную, сущность, содержит также и собственное, от других отличное, название, так что среди вещей не существует ничего, для чего не было бы имени, ничего, что имело бы два имени, наконец, ничего, что имело бы общее имя с другой вещью. Этим мы избегаем как недостатка, так и излишка и неясности в речи и достигаем возможности все, о чем думаем, выражать удачно, ясно и отчетливо.

2) Это едва ли осуществимо, если не будет установлен параллелизм вещей и слов, т.е. когда мы перебираем вещи по их порядку, то каждая отдельная вещь должна облечься в свое особое название, и, наоборот, когда мы перебираем слова по их порядку, то каждое слово должно получить свой предмет.

3) Это точное приурочение вещей к словам и слов к вещам может быть установлено не иначе, как при помощи внимательной мысли, вникающей как в вещи, так и в слова. Она вникает в вещи, чтобы знать, что каждая из себя представляет, из каких частей состоит, что и каким образом она благодаря им исполняет, она вникает в слова, чтобы понимать, в чем заключается свойственное каждому слову особое значение и откуда происходит его смысл. Достигнув этого, мы в состоянии установить и точную номенклатуру вещей. <…>

…Мудрость заключается в обширном, истинном, ясном познании вещей, а не в словах, которые без понимания вещей суть нечто попугайское, звук без смысла. <…>

Однако изучение латинского языка без изучения вещей не только бесполезно, но даже прямо вредно, потому что понятия, не проверяемые вещами, становятся нетвердыми, шаткими, сомнительными, одно принимается за другое, откуда и возникают всякого рода заблуждения. Правильно в этом смысле пишет Платон: «Многие занимаются словами, не вникая в самые вещи, о которых говорят. От этого потом и возникает много бесполезных вопросов и споров, которые лишь запутывают разум». <…>

Печатается по изд.: Коменский Я.А.

Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1982. – Т.2. – С. 99-103.

Я.А.Коменский

МАТЕРИНСКАЯ ШКОЛА

Глава VIII

Каким образом нужно искусно

Упражнять детей в развитии речи

1. Две особенности решительно отличают человека от животных: разум и речь; разум нужен человеку для самого себя, а речь — для ближнего. Поэтому нужно прилагать одинаковую заботу к тому и другому, чтобы и ум, и язык были у человека как можно более развиты и усовершен­ствованы. Прибавим теперь кое-что относительно формирования речи, а именно какое начало нужно положить изучению грамматики, риторики и поэтики, когда и каким образом.

2. У некоторых детей азы грамматики начинают сказываться с шести месяцев, но обычно — в конце первого года, когда в их языке начинают формироваться некоторые звуки или даже слоги: а, е, и, ба, ма, та (в источнике — светлый, прямой) и пр. Но на следующий год это обыкновенно проявляется полнее, когда дети пытаются произносить целые слова. В это время обычно им предлагают произносить некоторые легкие слова: тетя, мама, папа (в источнике — прямой); так и необходимо поступать, ибо сама природа приказывает начинать с более легкого, так как детскому, впервые упражняющемуся, языку трудно произносить так, как произносим мы, взрослые: отец, мать, пища, питье и пр.

3. Однако, как только язык у детей начинает действовать лучше, вредно позволять им говорить картаво. Иначе, когда дело дойдет до изучения более важного, они вынуждены будут, наконец, говорить правильно и отучиваться от того, чему ранее научились неверно. Почему же мать, сестра, нянька не занимаются с детьми, которые уже свободно начинают говорить, и во время игр и развлечений не научат их произносить хорошо и отчетливо буквы, слоги и целые слова (однако сперва более короткие) или отдельные буквы или слоги? На этом году жизни им и нужна только такая грамматика. Эти упражнения могут продолжаться до третьего года; иногда, вследствие медленного развития некоторых детей, это необходимо и позже.

4. На четвертом, пятом, шестом году вместе с пониманием окружающего речь детей будет обогащаться; только не следует пренебрегать упражнениями, чтобы они привыкли называть своим именем все, что видят дома и чем занимаются. Поэтому нужно часто ставить вопросы: что это такое? что ты делаешь? как это называется? — при этом всегда нужно обращать внимание на то, чтобы они произносили слова отчетливо. Требовать большего здесь нет необходимости, разве только не мешало бы помогать, используя развлечения. Например, кто лучше и скорее произнесет какое-либо длинное слово, вроде Таратануара, Навуходоносор, константинопольцы и пр.

5. Риторика также начинается в первом году, и притом с последней своей части, с жестов. До тех пор пока разум этого юного возраста и язык скрываются в глубоких недрах, мы имеем обыкновение вводить детей в познание нас самих и в познание вещей известными жестами и внешними действиями, а именно: когда мы их поднимаем, кладем спать, показываем им что-нибудь или улыбаемся, то посредством всего этого мы показываем, чтобы они со своей стороны посмотрели на нас, засмеялись, протянули руки, взяли то, что мы им даем. Так и мы учимся понимать друг друга скорее при помощи жестов, чем при помощи речи; таким же образом нужно поступать и с глухими. Ребенок может, говорю я тотчас, на первом и на втором году, научиться настолько, чтобы понимать, что значит веселое и печальное лицо, что значит угроза пальцем, что значит утвердительный или отрицательный кивок головой. Это и есть основа риторического действия.

6. Приблизительно на третьем году дети начнут по жестам понимать фигуральные выражения и подражать, иногда спрашивая, иногда выражая удивление, иногда умалчивая, когда что-либо рассказывают. Из учения о тропах они могут понять немного, пока занимаются тем, чтобы понять собственное значение слов. Однако же, если на пятом или на шестом году они услышат что-либо, такое от своих сверстников или от нянек, они также это усвоят. Нечего беспокоиться о том, чтобы в этом возрасте они это поняли или знали, так как они будут иметь еще достаточно времени для этих высоких (украшающих) слов. Я стремлюсь только к тому, чтобы показать, что корни всех наук и искусств в любом и каждом ребенке (хотя бы мы обыкновенно этого не замечали) растут уже в нежном возрасте, и на этих основаниях строить все вполне возможно и нетрудно, лишь бы только с разумным существом мы обращались разумно.

7. Приблизительно то же самое и нужно сказать о поэзии, которая связывает речь рифмами и метрами, а именно что ее основы вытекают из начал речи: как только ребенок начинает понимать слова, то вместе с тем начинает любить также созвучие и ритм. Поэтому, когда ребенок, упав или где-нибудь ударившись, плачет, няньки утешают его примерно такими или подобными речитативами: «Мой мальчик, мой красавчик, где ты бегал? Что принес? Если бы дитя спокойно сидело, не вернулось бы с шишкой». Это до того нравится детям, что они не только легко умолкают, но даже смеются. Обыкновенно также, хлопая у них рука об руку, поют следующее или тому подобное: «О, мой ребе нок, мой мальчик, спи прекрасно, сомкни ясные твои глазки, ни о чем не заботься».

8. Было бы хорошо, если бы на третьем и на четвертом году количество такого рода ритмичных прибауток увеличилось.

Пусть няни, играя, напевают их детям не только для того, чтобы отвлечь их от плача, но также и для того, чтобы они сохранялись в их памяти и с течением времени могли быть полезными; например, на четвертом, пятом и шестом году дети расширяют знания поэзии, запоминая религиозные стихи. <…>

Хотя бы дети теперь и не понимали, что такое ритм или стих, однако они учатся на опыте замечать некоторое различие между размеренной речью и прозой. Мало того, когда в свое время то же самое будет разъясняться в школах, им будет приятно сознавать, что они ранее уже узнали нечто подобное и теперь понимают лучше. Итак, детская поэзия состоит в том, чтобы, зная несколько размеренных стоп или стишков, дети могли понять, что такое ритм, или поэзия, и что такое простая речь. Этого достаточно о развитии речи и о том, как далеко и по каким ступеням нужно развивать ее у детей до шестилетнего возраста.

Печатается по изд.: Коменский Я.А.

Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1982. – Т. 1. – С. 227-229.

Я.А.Коменский

Источник

Чем больше обсуждаются назревшие изменения в системе и подходах к организации образовательного процесса, тем чаще возникает желание обратиться к классикам педагогики. Начать я решила с Яна Амоса Коменского. И неспроста.

Он создал первую в мире целостную теорию воспитания и обучения. Большая часть его жизни пришлась на XVII век. В обществе причудливо переплетались устои средневековья и нового времени: громкие научные открытия и костры инквизиции.

Переходная эпоха порождала необходимость изменения самого уклада жизни и его организации. Начать он решил с воспитания молодого поколения. Ведь именно им предстояло вершить будущее. Ошибки в воспитании, полагал он, влекут за собой множество проблем в обществе. Коменский настаивал на развитии школ и предлагал сделать их “мастерскими людей”.

Именно Коменский впервые в истории разработал целостную педагогическую теорию и практическую модель новой организации школ. Более того, он стремился создавать школы, серьезно отличающиеся от существующих, разработал новые учебники, распространившиеся впоследствии по всему миру.

Одно из революционных новшеств – использование иллюстраций в качестве дидактического средства для качественного усвоения учебного материала. Труд назывался «Мир чувственных вещей в картинках». (Иллюстрации найдены в интернете).

Главный труд Я. А. Коменского носил длинное название: «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общи­нам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всяко­го, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким об­разом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни, КРАТКО, ПРИЯТНО, ОСНОВАТЕЛЬНО, где для всего, что предлагается, ОСНОВАНИЯ почерпаются из самой природы вещей; ИСТИННОСТЬ подтверждается параллельными примерами из области механических искусств; ПОРЯДОК распределяется по годам, месяцам, дням и часам; на­конец, указывается ЛЕГКИЙ И ВЕРНЫЙ ПУТЬ для удачного осуществления этого на практике» (См.: Коменский Я.А. Великая дидактика / Коменский Я.А. Избранные педагогические   сочинения:   В   2-х  т. Т.1. – М.: Педагогика, 1982. – с.242-476. – (Педагогическая библиотека).

Если кратко излагать положения книги, получится следующее:

1. Необходимо человека формировать, т.е. воспитывать и обучать его. “…кто усомнился бы в том, что воспитание необходимо людям тупым, чтобы освободить их от природной тупости? Но поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займётся бесполезным, пустым и пагубным“. Продолжал он: “В школы следует отдавать не только детей богатых или знатных, но и  всех  вообще: знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках,  селах и деревнях. … всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом впитав в себя знания, добродетель и религию, могли с пользой пройти настоящую жизнь и достойно подготовиться к будущей”. 

2. Формирование человека необходимо осуществлять в раннем возрасте: ” Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются форми­рованию. Мягкий воск можно лепить, придавая ему новую форму, но если он затвердеет, то его легче обратить в порошок. Молодое дерево можно сажать, пересаживать, подчищать, изгибать как угодно; но если оно выросло, это невозможно сделать. … Все это, очевидно, в такой же мере относится и к самому человеку”.

3. Школы необходимы для совместного формирования детей. Этот пункт, на мой взгляд, заслуживает отдельного внимания, особенно в свете последних публикаций, доказывающих пользу и приоритетность домашнего обучения. Напомним, рассматриваемый труд написан в XVII веке. Коменский писал: “При многообразии людей и их занятий редко встречаются такие родители, которые могли бы сами воспитывать своих детей или по роду своей деятельности рас­полагали бы необходимым для этого досугом. … Если бы даже и были родители, которые могли бы посвятить себя воспитанию своих детей, то все же более целесообразно образовывать юношей, собирая их вместе, так как больше получается пользы и удовольствия, когда работа одних служит примером и побуждением для других. Ведь совершенно естественно делать то, что на наших глазах делают другие, и идти туда, куда идут другие, следовать за теми, кто впереди, и опережать тех, кто следует за ними”.

4. Универсальное обучение детей в школах. Означало, что детей необходимо учить всему. Он настаивал: “чтобы всех, явившихся в мир не только в качестве зрителей, но также и в качестве будущих деятелей, научить рас­познавать основания, свойства и цели важнейшего из всего су­ществующего и происходящего, чтобы в этом мире не встретилось им ничего, о чем бы они не имели возможности составить хотя бы скромного суждения и чем они не могли бы воспользоваться для определенной цели разумно, без вредной ошибки”.

5. Важно преобразовывать школы к лучшему. Он отмечал, что важно, “…чтобы занятия велись наиболее лёгким методом, который не только не отвращал бы от наук, а к ним привлекал бы, точно какая-то приманка, и дети, как он говорит, должны испытывать не меньшее удовольствие от обучения, чем если бы они целые дни занимались игрой в орехи, в мяч или беготнёй”.

При этом сам Коменский отмечал, что в школах, современных ему, иное положение вещей: “… Это не место для приятных занятий, а толчея. … Далее, в обучении юношества большей частью применялся столь суровый метод, что школы превращались в пугало для детей и в места истязания для умов. Поэтому большая часть учеников проникалась отвращением к наукам и книгам, и предпочитала школам мастерские ремесленников или какие-нибудь другие житейские занятия…Нигде не учат всему, даже главному…. А тем, кто задерживается в школе (по воле ли родителей и покровителей, или привлекаемый надеждой достигнуть когда-нибудь посредством образования почётного положения, или по свободному природному влечению к научным занятиям), тем образование прививалось несерьёзно и недостаточно разумно, а извращённо и неправильно... Образование поддерживается скорее словесно, чем реально… Как я мог бы умолчать про такое положение дела, что едва ли где-нибудь умы питались зёрнами истинной сущности вещей? Большей частью они заполнялись шелухой слов, пустой попугайской болтовней, отбросами и чадом мнений…”.

6. В основе преобразования школ должен быть точный порядок во всем. Важно, чтобы процесс обучения был разумно организованным и целенаправленным.

7. Способ преобразований нужно заимствовать у природы. «Сделав наблюдение над про­цессами, которые то там, то здесь совершает природа, будем со­ветовать поступать подобным же образом».

Удивительно, но “Великая дидактика” Коменского охватывает практически все проблемы, которые являются пред­метом рассмотрения современной педагогики. Именно он предложил ступенчатую систему школ и изложил свои суждения по самым различным вопросам, связанным с организацией обучения.

Что хочется пожелать современным реформаторам и организаторам процесса обучения? Изучать опыт педагогов прошлого и формировать новые педагогические теории, опираясь на знания педагогики и психологии. А мы будем делиться с Вами некоторыми цитатами из трудов признанных классиков педагогики.

Не скупитесь на одобрение, заходите на наш сайт и подписывайтесь на канал.

Источник

Мы хотим, чтобы умам воплощено было всю

совокупность лучшего из всей области знания.

Я. А. Коменский

Ян Амос Коменский (1592-1670) принадлежит к выдающимся людей прошлого, имена которых с благодарностью и глубоким уважением хранит в памяти все прогрессивное человечество. Мыслитель и основатель новой прогрессивной педагогической системы Я. А. Коменский является славой и гордостью не только чешского народа, но и большой семьи славянских народов и всего человечества. Он жил в эпоху бурных исторических событий, когда созревал новый класс – буржуазия, занимал отчетливо демократическую позицию в сложных условиях классовой борьбы того времени, отстаивал прогрессивные идеи и всю свою жизнь боролся против социального и духовного рабства. Коменский высоко поднял традиции гуманистического движения, неисчерпаемого оптимизма и большой любви к человеку: “Человек есть не что иное, – писал он, – как гармония как относительно тела, так и по душе”. В своих произведениях Я. А. Коменский чрезвычайно отчетливо обозначил прогрессивные для своего времени требования в области образования и воспитания, изобразил идею народовластия и равенства.

Я.А.Коменский учился в братской, потом в латинской школах, в двух университетах, стал учителем в 22 года, кроме того, был проповедником, руководителем школы. В 1627 г.. Начал писать “Чешскую дидактике”, позже жил в Польше, преподавал в гимназии, там издал в 1633-1638 гг. “Великую дидактику». Кроме того, писал учебники, издал первую в истории книгу для родителей о семейном воспитании “Материнская школа”.

Новые идеи и практику обучения Я. А. Коменский гениально синтезировал, создав педагогическую систему, которая была новым, высшим этапом в развитии педагогической науки, итогом и теоретическим обоснованием всего положительного опыта своего времени.

Произведения великого чешского педагога до сих пор не утратили своего значения. Правильной является мнение о том, что Я. А. Коменский – не только история, а в значительной степени и современность прогрессивного человечества.

Его первый учебник “Открытые двери к языкам» – энциклопедия “элементарных реальных знаний был переведен на 20 европейских и 4 азиатские языки. В России в 1768 г.. Московский университет выпустил на латинском, немецком и французском языках произведение Я. А. Коменского” Видимый мир в рисунках “- первый учебник, построенный по принципу наглядности. Среди многочисленных произведений Я. А. Коменского, которые выдавались позднее, центральное место занимает” Великая дидактика “, что относится к первоклассных произведений мировой педагогической литературы. В этой работе великий педагог изложил новую систему обучения и воспитания, подвергнув сокрушительной критике схоластическую школу, оторванную от потребностей жизни.

“Великая дидактика” Коменского – прекрасное произведение педагогической мысли как по содержанию, так и по структуре, взаимосвязью ее различных частей:

§ в I разделе доказывается, что человек – это удивительное, прекрасное и совершенное творение;

§ во II-IV – что цель человека за пределами настоящей жизни, что современная жизнь является лишь призвание к будущему, что приготовления к нему имеет три степени: 1) научное образование, 2) добродетель, или нравственность и 3) религиозность, или благочестия;

§ в V-X – что человек от природы имеет хорошие зерна и корни этих трех стремлений, но, чтобы стать хорошим человеком, нужно получить воспитание воспитывать лучше всего в юношеские годы, для этого должны создаваться школы; в процессе воспитания нужно изучать все о человеке, обеспечить юношество мудростью, различными искусствами, доброчиннисгю и благочестием;

§ в XI-ХIХ разделах – сказано, что еще нет школ, которые бы соответствовали этим целям, форму и образец порядка в школе нужно позаимствовать у природы; дается указание, как поступать, чтобы хватало времени на обучение, излагаются правила содержательного, успешного обучения и воспитания и советы, как один учитель может учить сразу и с наименьшими затратами сил нескольких учеников;

§ в XX-XXV разделах – освещаются специальные методы обучения наукам, искусствам, языкам, нравственности, благочестию; излагается отношение Коменского к языческим книг;

§ в XXVI-XXXII разделах – говорится о том, какой должна быть школьная дисциплина, предлагается разделение школ на. четыре степени, в соответствии с возрастом детей; дается очерк “Материнской школы”, очерк школы родного языка, латинской школы, написано о академии и путешествия, о совершенной организации школы.

В последнем, XXXIII разделе говорится об условиях, необходимых для осуществления нового подхода к организации обучения и воспитания молодежи. “Великая дидактика” имеет три вступительные самостоятельные разделы: первый – обращение ко всем, кто стоит во главе школ, церквей, учреждений, к правителям, родителей, опекунов; второй – привет читателям; третий – о пользе дидактики. Свою педагогику Я.А.Коменский ставит на службу общественным заданием: “Если мы хотим, чтобы были хорошо оборудованы и процветали церкви, государства и хозяева, прежде всего давайте приведем в порядок школы, дадим им расцвести, чтобы они стали настоящими и живыми мастерскими людей и рассадниками для церквей, государств, хозяйств “. Руководящей основой своей дидактики он считал открытие такого метода, при котором учителя меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились, чтобы в школах было больше порядка и меньше одурманивание, напрасного труда, а больше досуга, радости, хороших успехов. Тогда и в государстве было бы меньше темноты, растерянности, расстройства, а больше света, порядка, мира и спокойствия.

Педагогические взгляды Я. А. Коменского

Наиболее интересным для современной педагогики является разработанный Я. А. Коменского принцип природосообразности. Этот принцип в его системе является методологическим. Необходимость учитывать в процессе воспитания на законы природы указывали еще философы древнего мира (Демокрит, Аристотель, Квинтилиан). Однако эта идея не получила развития вплоть до времен Возрождения. Я. А. Коменский предлагает новую школу, где обучение и воспитание будет согласовано с природой в целом и с возрастными особенностями детей в частности, где будут воспитываться новые люди, которые потом построят новую жизнь. Он не выделял человека из природы, а расценивал ее как часть природы, подчинял общим законам природы. В разделе “Семена образования, добродетели и благочестия заложено в нас от природы)” автор “Великой дидактики” заявляет, что человек создан добродетельной, и ей от природы свойственны стремление к знаниям, и поэтому задача воспитания – всячески способствовать развитию этих качеств. Я. А. Коменский утверждал, что образование человек с наибольшей пользой приобретает в раннем возрасте, особенно вредным он считал перегруженность детей школьными занятиями. “Детям следует заниматься только тем, что соответствует их возрасту и способностям”. “Обучение нельзя довести до основательности без чаще и особенно умело поставленных повторений и упражнений” – эта идея очень важна и занимает большое место в современной дидактике.

Я. А. Коменский на основе собственной педагогической практики пришел к выводам о необходимости обучать “всех всего”: “Всем, рожденным людьми, безусловно, необходимо воспитание для того, чтобы они были людьми, а не дикими животными, не неподвижными бревнами” (Т. И, с.80). Он остро критикует схоластический школу за то, что она удовлетворяет потребности лишь богатым. Я. А. Коменский предлагает единую систему школ. Эта демократическая идея единой школы имела большое историческое значение. Для достижения этой цели он берет 24 года и разделяет их на четыре периода: до 6 лет, от 6 до 12 от 12 до 18 и от 18 до 24 лет. Эта периодизация вызывает большое удивление и уважение к глубины мысли великого педагога.

Для каждого возрастного периода Коменский определил определенный тип единой школы: для детства – материнскую школу, для отрочества – элементарную школу родного языка, для юности – латинскую школу или гимназию, для зрелости – академию и путешествия. Материнскую школу и школу родного языка он определяет для всего юношества, а другие два типа школ – для юношей, в которых стремление выше.

Я. А. Коменский о содержании образования

Содержание образования в школах средневековья, по выражению Я. А. Коменского, был настоящим лабиринтом, в котором ученики блуждали в течение долгих лет, не имея надежды увидеть радостное сияние жизни. Семь свободных искусств (так назывались школьные предметы) не могли удовлетворить прогрессивных потребностей общества XVII в. Выработка новой системы и методов обучения наукам по сути было центральной идеей всей деятельности великого чешского педагога. Систему наук, которая дала общую картину мира, ученые и философы назвали Пансофия. Известно, что Коменский много работал над Пансофия, но почти все его работы по этой отрасли погибли. Содержание образования, связанный с науками, Я. А. Коменский изложил в таких произведениях: “Великая дидактика”, “Пансофическая школа”, “О пользе точного наименования вещей”, “Речь о номенклатуре вещей”, “Материнская школа”, ” Видимый мир в рисунках “,” Открытые двери к языкам “,” Открытые двери к вещам “и др. “Мы хотим, – говорил Коменский, – чтобы умам воплощено было всю совокупность лучшего из всех областей знаний”. Я. А. Коменский советует: до знаний надо присоединить подготовку к деятельности, чтобы

из школ выходили юноши деятельные, на все способны, ловкие, старательные; в процессе обучения нужно сочетать три элемента: Кстати, ум, язык; учебный материал располагать концентрически.

Я. А. Коменский является первым педагогом, подробно и реалистично разработал содержание образования и воспитания детей дошкольного возраста в специальном фундаментальном произведении “Материнская школа”. Интересные советы в этой области: дать знания по естествознанию, оптики, географии, арифметики, геометрии, музыки, языка; местом материнской школы есть семья, а воспитателем – мать; с детства следует ребенка приучать к труду; первый день в школе должен быть радостным и светлым событием в жизни ребенка. Второе звено школы – школу родного языка он считает важной, потому что она должна дать основы для любой дальнейшей деятельности юноши. Школу родного языка должны пройти все дети обоих полов. Ввести в школе родной язык как язык преподавания и воспитания – этот совет очень актуальна. Предлагая третье звено в системе образования – латинскую школу или гимназию, Коменский дает перечень предметов, указывает, что задача этой школы – исчерпать всю энциклопедию наук, до семи “свободных искусств” он добавляет физику, географию, историю, мораль, причем наполняет их новым содержанием .

Борьба Я. А. Коменского за научность содержания образования, его призыв ввести в школе реальное образование и особенно его идея о связи школьного обучения с жизнью – все это очень созвучно с нашей задачей по совершенствованию содержания образования в современной украинской школе.

Последнюю, высшее звено в единой системе школ Я.А.Коменский назвал академией – это большой учебное заведение типа университета, который должен готовить ученых мужей и руководителей народа. В академию Я.А.Коменский советует посылать “только избранных людей, цвет человечества”. Академия – это школа для аристократов и богачей, а высшее учебное заведение, где будут получать образование лучшие, самые талантливые юноши.

Дидактическая система Я. А. Коменского

Дидактическая система, изложенная в “Великой дидактике”, вошла в золотой фонд классической педагогической литературы. Это не только научно-педагогический произведение, но и оружие в борьбе за нового человека, новое, демократическое общество. Психологической науки тогда еще не было, Коменский действовал на основании собственных наблюдений над детьми, но его рассуждения по педагогического мышления, воли и других психических процессов представляют большой интерес и для современной науки.

Я. А. Коменский требует: учитель должен знать особенности детей, не подходить ко всем одинаково; нужно воспитывать интерес и внимание к обучению, возбуждение внимания к обучению – первейшая забота учителя; сама школа должна быть приятным местом; наибольшее значение в обучении имеют совершенные и рациональные методы обучения, они должны согласовываться с природой ребенка. Я.А.Коменский основательно разработал такие принципы обучения: наглядность, последовательность и систематичность, посильнисть, прочность, сознательное усвоение знаний. Все они приняты и в современной педагогике, даже с сохранением названий.

Я. А. Коменский большое внимание уделил определению новых организационных форм обучения. Основной формой обучения он считал классно-урочные занятия. Схоластическая школа не знала такой формы обучения, как урок. Средневековые занятия проходили в одной комнате одновременно со всеми учениками, несмотря на возраст и год обучения. Каждый ученик имел свой урок, который отдельно он отвечал учителю. Обучение в таких условиях было долгим и тяжелым для учеников и для учителей. Трудно переоценить большую историческую заслугу Я. А. Коменского как первого теоретика и практика классно-урочной организации обучения. Современная педагогическая наука эту теорию значительно продвинула вперед, но основа учения Коменского о классно-урочную систему осталась до сих пор. Его советы актуальны: оборудование школы должно отвечать учебным задачам; четкая регламентация времени; НЕ переобтяжування ребенка учебным материалом; точное соответствие домашних заданий том, о чем шла речь на уроке сколько классов, столько и учебных комнат; каждая комната должна иметь кафедру и достаточное количество рядов; серьезным занятием посвящается ежедневно только 4:00 и др. Итак, в дидактической системе великого чешского педагога Я. А. Коменского является значительное количество положений, которые при критическом подходе к ним, с учетом особенностей исторической эпохи, можно использовать в современной украинской школе.

Я. А. Коменский о нравственном воспитании

Вопросам нравственного воспитания посвящено произведение “Законы хорошо организованной школы”. Во взглядах Я. А. Коменского на нравственное воспитание ощущается вылил христианской этики, он часто обращается к “священного писания”, цитирует и пересказывает “святых отцов” церкви. Нравственные качества отчетливо изложены в его сочинении “Материнская школа”: умеренность в еде и питье, опрятность, уважение к старшим, почтительность, правдивость, справедливость, благотворительность, привычка к труду, сдержанность, терпение, деликатность, готовность служить старшим, изящество манер, достоинство , выдержанность, скромность – это кодекс гуманиста и поборника общечеловеческого братства и мирного труда. Дисциплину Коменский расценивает как метод, с помощью которого только и можно достичь результатов в воспитании детей. “Школа без дисциплины есть мельница без воды”, – писал Я. А. Коменский, в то же время выступая против жесткой дисциплины схоластической школы. Он предполагал телесные наказания не за неуспеваемость в учебе, а за плохое поведение ученика, за аморальные поступки, высокомерие, за упорную неповиновение, умышленно злобность, по недоброжелательность и лень – и этим он уступил средневековой школе.

Важную роль Я.А.Коменский отводит учителю, очень высоко оценивает его труд: “… они поставлены на высоко почетном месте …, им поручено прекрасную должность, выше которой ничего не может быть под солнцем”. Он ставит перед учителем следующие требования: учителя должны отмечаться своей нравственностью, захватывать учеников положительным примером, быть. приветливыми и ласковыми, не отталкивать детей от себя своим строгим поведением, относиться к ученикам с любовью.

Роль учителя Я.А.Коменский преподносит до уровня высоких патриотических задач освобождения своей родины и содействие расцвета чешского народа. “Может быть для вас, – обращается Я.А.Коменский к учителям, – что-нибудь приятнее, чем то, чтобы видеть обильные плоды вашего труда?

Пусть зажгутся ваши сердца, неотступно побуждая вас, а через вас и других, беспокоиться об этом до тех пор, пока огнем этого света не загорится и не будет счастливо озарена вся наша родина “.

Прошло более 370 лет со времени выхода в свет произведений Я. А. Коменского, но все они сохраняют свое огромное значение для педагогической науки. Я. Коменский – не только история, это и наша современность, потому что его идеи, критически переосмыслены, вошли в систему украинской педагогики, украинского национального воспитания. Украинские педагоги в наследии Я. А. Коменского находят бесценный клад для творческого труда в такое сложное и ответственное время.

Источник