Какую пользу приносят животные жарких стран

Какую пользу приносят животные жарких стран thumbnail

альфира афтахова
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Животные жарких стран»

Цель: Обобщение и систематизация знаний о животных жарких стран и их особенностях.

Задачи:

Образовательные:

– уточнить представление детей о диких животных Африки, их внешнем виде, условиях проживания и питании;

– совершенствовать умение детей называть детенышей животных и их родителей (напр.: лев, львица, львенок, львята);

– закреплять правильное употребление окончаний имен существительных в косвенных падежах множественного числа (игра «Кто живет в Африке?»).

Развивающие:

развивать связную речь детей, мышление, обогащать словарный запас;

развивать умение составлять сравнительный рассказ о рыси и гепарде.

Воспитательные:

– воспитывать интерес к миру животных, доброжелательное отношение к ним.

Материалы и оборудование: глобус, набор карточек «Дикие животные и их детеныши», игрушечные наборы животных жарких стран,

мультимедийное оборудование, презентация «Дикие животные», песня Железновой «У жирафов»

Содержание организованной образовательной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель: – Дорогие ребята!Давайте в этот прекрасный день улыбнемся друг другу и скажем всем: «Доброе утро»!

2. Основная часть.

Воспитатель: – Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Да.)

Воспитатель:- Тогда отгадывайте:

Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями,

Листьями деревьев. (Жираф) (Слайд № 1—изображение жирафа)

Воспитатель: – А где живут жирафы? (Жирафы живут в Африке, в южных странах).

Воспитатель: – А что вы знаете про Африку? (Там жарко, всегда светит солнце, там не бывает зимы).

Воспитатель: – Ребята, мы сегодня отправимся в путешествие по Африке и увидим, какие животные там обитают. А поможет нам переместиться в Африку… (воспитатель показывает модель глобуса). Что это, кто знает? (Глобус).

Воспитатель: – Сейчас, мы найдем Африку на глобусе,отметим флажком и скажем волшебные слова: «Глобус я кручу, поскорее в Африку попасть хочу!»

Дети повторяют слова и кружатся вокруг себя на месте под музыку.

Воспитатель: – Вот мы и на месте. (Слайд № 2—изображение Африки и животных).

Воспитатель: – Какие птицы и звери вам встретились по пути? (Мне встретился павлин, слон, бегемот и т. д.).

Воспитатель: – Кто из них живет на земле? (На земле живет лев, тигр, зебры, и др.).

Воспитатель: – Кто обитает в воде? (В воде обитает крокодил, бегемот, фламинго).

Воспитатель: – Кто живет на дереве? (На деревьях живут обезьяны, лемуры и др.).

Воспитатель: – У кого тело покрыто панцирем? (Тело покрыто панцирем у черепахи, броненосца).

Воспитатель: – Для чего им нужен панцирь? (Черепахе и броненосцу панцирь нужен для защиты).

Воспитатель: – Назовите травоядных животных. (Обезьяна, жираф, верблюд и др.).

Воспитатель: – Каких животных считают хищниками, почему? (Хищники охотятся на других животных,это: тигр, лев, гепард, шакал и др.).

Воспитатель: – Кто из животных приносит пользу людям? (Людям помогают слоны, верблюды). (Слайд №3 – изображение слона)

Воспитатель: – Как они помогают человеку? (На слонах и верблюдах возят грузы, перемещаются люди.).

Воспитатель: – Оказывается, верблюд может не есть и не пить целую неделю, у него запас еды сохраняется в горбах. Верблюда называют «кораблем пустыни». Как вы думаете, почему? Да, верблюды – выносливые животные, даже в сильную жару они могут перевозить людей и грузы по пустыне. (Слайд №4 – изображение верблюда)

Игра «Море волнуется»

Воспитатель: – Я предлагаю вам сейчас перевоплотиться в животных Африки после слов:

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Фигура животного – замри!

Дети встают в круг, повторяют слова. Затем замирают в позе какого-нибудь животного, передавая характерные особенности. Ведущий угадывает животных и выбирает самый похожий образ.

Игра «Кто как передвигается»

Воспитатель раздает детям картинки с животным. Ребенок отвечает, как передвигается животное, изображенное у него на картинке.

Воспитатель: – Как передвигается жираф? (Жираф ходит или бегает).

Крокодил плавает.

Черепаха ползет.

Обезьяна прыгает с ветки на ветку.

Тигр крадется, бегает, ходит.

Игра «Назови семью»

Воспитатель: – Назовите семью животного, изображенного на вашей картинке. Например, лев, львица, львенок, львята.

Дети отвечают по предложенной схеме.

Игра «Кто живет в Африке»

У ребят те же картинки остаются, они отвечают на вопрос по своим картинкам с изображением животного.

Воспитатель: – В Африке живут… (львы, слоны).

Воспитатель: – Однажды животные заболели. Кто отправился их лечить? (Доктор Айболит лечил зверей). (Слайд №5 – изображение Айболита)

Воспитатель: – Кого лечил Айболит? (Львов, слонов).

Воспитатель: – Кого вылечил добрый доктор? (Львов, слонов).

Воспитатель: – Звери лечились охотно. Кем был доволен доктор? (Львами, слонами).

Воспитатель: – О ком вспоминал доктор Айболит дома? (О львах, слонах).

Физминутка «Звери в Африке»

В Африке жирафы делают вот так! (дети вытягивают шеи и встают на носочки).

Цветные попугайчики крыльями бяк-бяк-бяк! (дети машут руками).

А слонята ножками топ-топ-топ! (топают ногами).

И ушами хлопают хлоп-хлоп-хлоп! (хлопают в ладоши).

Воспитатель: – Ребята, назовите зверей, которые похожи на кошку. (Леопард, пантера, тигр, лев, пума и др.). (Слайд №6 – изображение представителей семейства кошачьих)

Воспитатель: – Чем они похожи?

Воспитатель: – Чем отличаются дикие кошки от домашних?

Воспитатель: – Все эти животные относятся к семейству кошачьих. Почему?

Воспитатель: – А теперь назовите зверя, похожего на кошку, который живет в нашей республике Башкортостан. (Это рысь). (Слайд №7 – изображение рыси)

Воспитатель: – Рысь тоже относится к семейству кошачьих. Почему? (Потому что она похожа на кошку: маленькая круглая голова, четыре лапы, есть когти, хвост, хищник, движения плавные, осторожные, ступают тихо).

Воспитатель: – А чем отличается рысь от кошки? (Рысь живет в лесу, у нее на ушах кисточки, короткий хвост и т. д.).

Читайте также:  Льняное масло польза от запора

Воспитатель: – Будем составлять предложения и сравнивать, чем отличается рысь от гепарда. (Слайд №8 – изображения гепарда и рыси).

Воспитатель: – Я буду начинать предложение, а вы – заканчивать.

Рысь живет в России, а (гепард живет в жарких странах).

У Рыси шкура сероватая с темными пятнами, а … (у гепарда желтая с темными пятнами).

Рысь охотится на зайцев, мышей, а … (гепард охотится на газелей, антилоп).

Воспитатель: – Вот и подошло наше путешествие в Африку к концу. Нам пора возвращаться в детский сад.

Глобус земной я кручу,

В детский сад попасть хочу.

Дети повторяют слова, кружатся на месте под музыку.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: – Ребята, где мы с вами побывали? Что вы нового узнали о животных Африки? Где в нашей стране можно встретить этих животных? (В зоопарке, в цирке). Почему они не живут у нас?

Воспитатель: – Молодцы, ребята. Сегодня вы научились рассказывать о животных жарких стран, узнали о повадках животных.

Источник

Жаркие регионы – это Африка, Южная Америка (северная ее часть), север Австралии, а также юг Евразии и Северной Америки. Климат тут может быть как влажным, так и сухим, но обязательно – жаркий. В Южной Америке зной нивелируется густыми джунглями, а вот в Африке такой спасительной зелени на много меньше, и животным приходится спасаться тем, что дает им природа. В этой статье вы можете узнать подробную информацию о фауне жарких районов нашей планеты.

Читайте также: Животный мир холодных районов мира.

Специфика фауны жарких регионов

Какую пользу приносят животные жарких стран

Природа защитила животных, обитающих в условиях повышенной жары. Так, у многих из них густая, но относительно короткая шерсть прекрасно защищает от солнечных лучей. Достаточно взглянуть на гепардов, жирафов, зебр и всех представителей обезьян.

Важно! Однако, в отличие от собратьев из северных регионов, они не имеют густого подшерстка, который сохраняет тепло.

Другие, например, бегемоты и верблюды, обладают большой жировой прослойкой, которая при необходимости преобразуется в воду и не дает наступить обезвоживанию.

Животные теплых регионов не впадают в спячку, так как им не нужно дожидаться теплого сезона. Им также не требуется миграция в жаркие страны.

Разнообразие животного мира жарких районов

В жарких экзотических странах высока популяция животных, которые обитают на деревьях, питаются их побегами и листвой, а также не против полакомиться фруктами и ягодами, растущими на них.

Окрас южных представителей более яркий, соответствующий местности: дикие кошки Африки имеют желто-песчаный окрас, а обезьяны и птицы нередко наделены разноцветными элементами, создающими идеальную маскировку.

Животные, обитающие в жарких странах

Фауна жарких регионов мира разнообразна, и животные там красивы, хотя формы и размеры некоторых кажутся не самыми привлекательными.

Разные виды обезьян

Какую пользу приносят животные жарких стран

Орангутанги, шимпанзе, гориллы и прочие представители обезьян – многочисленная группа, в которой есть и маленькие особи, и огромные, опасные звери-хищники с клыками в несколько сантиметров. Повадками, поведением и некоторыми другими аспектами эти животные сильно похожи на людей, а потому часто становятся предметом обожания.

Большинство обезьян имеет длинный хвост, который помогает им карабкаться по деревьям. Также у них длинные руки и ноги с 5 пальцами, с помощью которых они могут цепляться за лианы и ветки, срывать фрукты.

Приматы – крайне сообразительный вид, отличающийся умением прятаться, выжидать, жить в стае, ловко избавляться от хищников и добывать пищу. Тело большинства обезьян покрыто шерстью, но без подшерстка, а на части лица волосы отсутствуют.

Классический окрас – бурый, коричневый, серый или черный, а также рыжий, но встречаются и более экзотические виды. Мандрилы, например, отличаются мордой с красным и синим оттенком.

Лев – царь зверей

Какую пользу приносят животные жарких стран

Крупная дикая кошка, которая одним ударом может сломать хребет быку, антилопе или другому травоядному животному. Львы обладают самым громким рыком, если находиться рядом с ним, можно с легкостью оглохнуть на несколько минут. За счет этого кошка и получила гордый титул «Царь зверей».

Живут львы стаями, которые называются прайдами. В одной группе обычно один самец и несколько самок, но встречаются прайды, в которых главенствует 2-3 самца. У самцов – огромные, красивые гривы, а у самок они отсутствуют. На кончике хвоста у самца кисточка. Вожаки стаи, как правило, не выходят на охоту, оставляя это право львицам.

Слоны

Какую пользу приносят животные жарких стран

С виду спокойные, умные и послушные животные относятся к самым большим из тех, которые живут на суше. Слон – одно из немногих травоядных, способных противостоять львам и тиграм. Огромный хобот служит «рукой» для слона – им он общается, пьет воду, собирает фрукты и веточки с деревьев. У слонов очень толстая кожа, которая защищает их от хищников и палящего солнца.

Кенгуру

пара кенгуру, два кенгуру, животные

Эти животные обитают только в Австралии, относятся к инфраклассусумчатых. Кенгуру вырастают выше человека, но рождаются совсем крохотными, после чего сразу же перебираются в «сумку» матери и живут там несколько месяцев. Как только детенышу исполнится год, он покинет сумку.

У кенгуру очень мощный хвост и задние лапы, позволяющие им развивать огромную скорость и прыгать на дистанции в 7-10 м, а то и больше. Эти животные относятся к группе травоядных, а питаться входят в основном ночью.

В Австралии популяция кенгуру охраняется, так как одно время их активно истребляли ради мяса.

Верблюды

Какую пользу приносят животные жарких стран

Высокие травоядные животные с 1 или 2 горбами. Легко переносят засуху самых жарких мест планеты – Сахары и прочих пустынь. Отличаются колоссальной выносливостью. Они легко обходятся несколько недель без пищи и чуть меньшее количество времени – без воды.

Читайте также:  О пользе и вреде химического пилинга

Выживать им помогает почти полная всеядность – лишайники, сухая трава, колючки кактусов. Верблюд поглощает любую пищу. А при появлении опасности этот зверь способен неприятно плеваться.

Зебры

Какую пользу приносят животные жарких стран

Грациозные представители африканского континента обладают короткой торчащей гривой и хвостом, как у ослика, – с небольшой кисточкой. Их отличает оригинальная полосатая расцветка. Причем полосы очень четкие. Взрослые зебры питаются корой деревьев, травой, молодыми веточками. Нередко группы зебр пасутся вместе с жирафами, антилопами и даже страусами.

Это «общительное» животное может постоять за себя. В случае угрозы зебра начинает кусаться и бить врага ногами.

Жирафы

Какую пользу приносят животные жарких стран

Самый высокий представитель наземной фауны, отличающийся медлительностью. Узнать их можно по характерному пятнистому окрасу, голове с рожками и необычным телосложением. А еще у жирафов крайне острые копыта, которыми они могут убить врага. Отличаются отличным зрением и слухом.

Индийский дикобраз

Какую пользу приносят животные жарких стран

Обладает множеством длинных и острых иголок, которыми способен кидаться во врага. При встрече с недругом «раздувается», поднимая иглы, и пугает потенциальную жертву. Однако питаются дикобразы только растительной пищей.

Африканские страусы

Какую пользу приносят животные жарких стран

Самые крупные птицы в мире, способные достигать в высоту 1,7-2 м. Обладают длинными, мощными ногами, очень быстро бегают. Также у них длинная шея и маленькая голова. Как и курицы, страусы не могут летать.

Удивительная фауна тропических лесов завораживает, впечатляет оттенками и формами. В отличие от северных регионов, на юге животные обладают яркими, отчетливыми расцветками, у них нет подшерстка, но при этом присутствует густая шерсть. А еще многие из них ведут ночной образ жизни, спасаясь от жары.

Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Чердаклинский детский сад № 1 «Радуга»

Конспект организованной образовательной деятельности

 по познавательному развитию в подготовительной группе

на тему: «Животные жарких стран»

Воспитатель: Лазарева С. Н.

февраль 2019 года

Задачи:

Образовательные:

 Углубить и расширить знания детей о животных жарких стран, активизировать словарь по теме, уточнить название животных жарких стран;

 Учить сравнивать, обобщать, понимать зависимость строения тела животного, его внешнего вида от среды обитания, способа добывания пищи;

 Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие:

Развивать связную речь, зрительное внимание и восприятие, творческое воображение.

Воспитательные:

Воспитывать стремление изучать природу и живых обитателей Земли, бережное отношение к природе.

Методы и приемы: беседа, рассказ, показ, наблюдение, игровая ситуация.

Оборудование:

Глобус, магнитофон, картинки и плакат  с изображением животных жарких стран, наложенные контуры животных,  карточки с перепутанными буквами, коробка с крупами, фигурки животных, мяч.

Ход занятия

Дети садятся на стулья, здороваются с присутствующими, педагог обращает внимание детей на предмет, стоящий на столе.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Правильно, это глобус – модель Земли. Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите отправиться со мной в большое путешествие? Догадайтесь, куда мы с вами отправимся?

«Самый теплый материк живописен и велик.

Тут живёт среди саванн много львов и обезьян».

Дети: Африка.

Воспитатель: Правильно, мы отправимся с вами на очень жаркий континент. Африка – царство самого жгучего в мире солнца и горячего песка. Кто может показать Африку на глобусе?

Воспитатель: Запоминайте волшебные слова, повторяйте за мной:

Волшебный глобус я кручу,

Попасть я в Африку хочу!

(Дети поворачиваются вокруг себя под музыку)

Воспитатель: Вот мы и в Африке. Сейчас я загадаю вам загадку:

Царь зверей – большая кошка

Порычит со зла немножко,

Спит он в логове, поев

Носит гриву, грозный… (лев)

(показ иллюстрации)

Воспитатель: Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу)

Почему мы его не видим? (цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой сухой травы).

Кто ходит на охоту? Львы или львицы? Почему?

(На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится.)

А чем внешне отличаются львы от львицы? (у льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет).

На кого охотятся львицы? (их добычей становятся жирафы, антилопы, зебры).

Какую пользу приносят хищники?

(Львы не дают травоядным животным (антилопам, зебрам, жирафам) размножаться в больших количествах, спасая растительный мир от полного уничтожения, а также уничтожают больных животных).

Воспитатель: Следующая загадка:

Вот лошадки, все в полосках,

Может быть, они в матросках?

Нет, они такого цвета.

Угадайте, кто же это? (зебра)

(показ иллюстрации)

Зебра – это черная лошадка в белую полоску или белая лошадка в черную полоску?

(Каждая зебра покрыта полосками, и они не повторяются. По рисунку детеныш зебры узнает свою мать. А также их окрас позволяет им сбить с толку хищников, они не могут выделить одну зебру. Их много и они сливаются в одно большое полосатое пятно).

Воспитатель: Послушайте, о ком следующая загадка?

Такой длинной шеи

Не видывал люд:

Всех выше на свете

Пятнистый… (в рифму хочется сказать «верблюд», но это жираф)

 (показ иллюстрации)

Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, половина высоты приходится на шею.

Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья).

Рядом с жирафом пасутся зебры, антилопы, страусы, косули.

Чем привлекает их жираф? (высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что, не поворачивая головы, он видит все вокруг.)

Воспитатель: О ком же следующая загадка?

Носом – шлангом великан

Моется, как в душе.

Это житель жарких стран

Всех крупней на суше.

Какое самое большое животное в Африке? СЛОН

(показ иллюстрации)

Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится).

Читайте также:  Польза красного молотого перца острого

Самое удивительное у слона – хобот.

Что делает им слон?

 (С помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет. Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.)

Кто может принести вред слону?

(Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон не может ходить).

Воспитатель: Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя. Он целыми днями сидит в воде, чтобы догадаться, кто это, надо отгадать загадку.

В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,

В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,

Травку тоннами жуёт ненасытный… (бегемот)

 (показ иллюстрации)

У нашего большого бегемота есть маленький друг. Кто это? (Бегемот дружит с птицами).

Как они ему помогают?

(Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки).

Воспитатель: А каких еще животных Африки мы не назвали?

(Дети перечисляют: обезьяна, верблюд, носорог, антилопа и т. д.)

Воспитатель: Молодцы! Вы много интересного рассказали. А теперь давайте отдохнем.

 Физкультминутка «Веселый Сафари-парк»

Это лев. Он царь зверей.                                                  Дети идут по кругу.

В мире нет его сильней.               Идут размеренно, с гордо поднятой головой.

А смешные обезьяны

Раскачали все лианы.    Останавливаются, растопыривают пальцы рук – «пружинка»

А вот умный, добрый слон                             Пальцы рук прижимают к голове

Посылает всем поклон.                                        Наклоны вперед вправо, влево

Леопард так быстро скачет,                                             

Словно мой любимый мячик.                                         Легкие прыжки на месте

Зебра головой качает,

К себе в гости приглашает.       Раскачиваются в разные стороны, приподнимая ноги

Вот удав меня пугает

И к себе не подпускает.                       Волнообразные движения руками перед собой

Вот павлин, он чудо-птица

И всегда собой гордится.               Ходят по кругу, руки назад, пальцы расставлены

Пони бегает, резвится,

Хочет с нами подружиться.                                      Легкие подскоки по кругу

                                                                                                                 (По С. Маршаку)

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на плакат с животными. Давайте поиграем в игру «Есть – нет». Я начну, а вы по цепочке продолжите с животного, на котором я остановилась.

У слона есть хобот, а у носорога нет. У носорога есть рог, а у жирафа нет. У жирафа есть длинная шея, а у кенгуру нет. У кенгуру есть сумка, а у льва нет у льва есть грива, а у тигра нет. У тигра есть черные полоски, а у  обезьяны нет.  У обезьяны есть длинный хвост, а у бегемота нет. И т.д.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у нас здесь?

На столе стоит коробка, в которую насыпаны песок и крупы, а под ними спрятаны животные.  

Давайте посмотрим, что в ней.

Дети находят животных.

Воспитатель: Это же малыши. Они пошли гулять и потеряли своих мам. Ребята, давайте им поможем. Для этого нам надо назвать их маму.

Дети достают из песка по одному детенышу, называют его и маму и ставят их рядом.

Воспитатель: А сейчас давайте встанем в круг и  поиграем с мячом.

Я бросаю вам мяч и называю животное, вы ловите мяч и называете это животное так, чтобы в названии был суффикс –ищ-.

Страус – страусище

Лев – львище

Слон – слонище

Жираф – жирафище

Зебра – зебрище

Крокодил – крокодилище

Носорог – носорогище

Бегемот – бегемотище

Обезьяна – обезьянище

Верблюд – верблюдище.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Слышите, кто-то кричит. Что это за животное?

Включаю магнитофон, дети угадывают звуки животных жарких стран.

Воспитатель:Я подготовила для вас еще одно задание. На столе разложены буквы, вам нужно составить слово, обозначающее животное жарких стран.

Слова: кенгуру, слон, жираф, лев, антилопа, обезьяна, носорог, бегемот, верблюд, зебра.

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу.

Волшебный глобус я кручу,

Попасть обратно я хочу!

(музыка, дети поворачиваются вокруг своей оси)

Воспитатель: Ну что ж, вот мы и вернулись в детский сад. Где мы сегодня с вами побывали? (в Африке). Что вам запомнилось?

На память о нашем путешествии я дарю вам раскраски. Они тоже о животных Африки, раскрасить их вы сможете самостоятельно в группе.

Источник