Какую пользу приносят животные почве 3 класс

Какую пользу приносят животные почве 3 класс thumbnail

МБОУ Николо- Березовская СОШ

Окружающий мир

Открытый урок в 3 классе

по теме

«Обитатели почвы»

Учитель начальных классов

Кнышова С.И.

х.Николовка

Окружающий мир 3 класс

Тема урока: ОБИТАТЕЛИ ПОЧВЫ

Цели:

сформировать знания о живущих в почве животных и значении почвы для них и растений;

сформировать представление о круговороте органических и минеральных веществ в почве;

развивать умение устанавливать взаимосвязь между живыми и неживыми объектами природы; развивать воображение и творческие способности; воспитывать бережное отношение к почве и ее обитателям.

Оборудование:

презентация «Обитатели почвы», кроссворд, карточки

Ход урока

I. Организационный момент.

– Сегодня у нас необычный урок. Урок-встреча. А вот с кем нам предстоит встретиться, узнаете по ходу уроку.

II. Проверка домашнего задания.

– Отгадайте загадку:

Зимой хоть бела, но черна,

Весной зелена, но черна,

Летом и осенью пестра, но все же черна.

(Почва.)

– Ответьте на вопросы:

1) Из чего образуется почва?

2) Что входит в состав почвы?

– Разгадайте кроссворд.

Кроссворд «Состав почвы».

hello_html_m51835a9a.png

По вертикали:

1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной.)

2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина.)

3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок.)

4. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода.)

5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)

6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы.)

7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли.)

– Назовите ключевое слово в выделенной строчке. (Плодородие.)

– Что такое плодородие?

Тест «Почва»

III. Постановка учебной задачи.

– Отгадайте загадку. Объясните, какая существует связь между этим животным и плодородием почвы.

Мой хвост не отличишь от головы,

Меня всегда в земле найдете вы.

(Дождевой червь)- картинка

– Дождевые черви рыхлят почву, пропускают через кишечник отмершие части растений, образуя перегной. Рассмотрите рисунок (с. 91). Предположите, о чем будем говорить на уроке.

IV. Объявление темы урока. Введение в тему.

Слайд №1.

– На уроке мы познакомимся с обитателями почвы, узнаем о значении почвы для них и растений.

– Послушайте сказку о дождевом черве по имени Кузя. Слушайте внимательно. Постарайтесь запомнить, какие обитатели почвы будут названы.

Дождевой червь Кузя приполз издалека. Его тело извивалось, проделывая новые и новые ходы в почве.

Дождевые черви, местные жители этого поля, были не очень гостеприимны. Они даже пытались прогнать Кузю, объясняя, что их и так здесь 100 000. Но Кузя не обращал внимания, он работал и пропускал через себя количество земли, равное массе его собственного тела.

Был у местных дождевых червей вождь по имени Аполлон. Он считал себя очень ученым, потому что знал о книге английского биолога Чарльза Дарвина, в которой говорится о большой пользе дождевых червей. Аполлон грозно сказал: «Я и 100 000 моих помощников можем за сутки перерыть 10 тонн земли. Уходи лучше отсюда поскорей, а не то мы и тебя перероем!»

Кузя хотел уже было испугаться, но тут раздалось чье-то угрюмое ворчание, и голос произнес: «Аполлон! Я хоть и плохо вижу, но не позволю тебе обижать одинокого беззащитного червяка». Это был голос старого крота. Он тоже жил здесь (картинка крота). «А ты, сынок, – продолжил крот, – ползи ко мне в мою кротовину, гостем будешь».

Слайд №2.

Кузя обрадовался приглашению и через полдня был уже в гостях у крота. Дом у крота был чудесный. Он находился глубоко под землей. Все его стены были покрыты мхом, сухой травой, мягкими корешками.

Крот усадил Кузю на почетное место на мягком корешке и стал у него выпытывать, откуда он пришел и почему не хочет уходить отсюда. Только Кузя хотел начать свой рассказ, как в кротовину ввалилась целая компания зеленых водорослей и плесневых грибов (показ иллюстраций). Они подняли страшный галдеж.

Слайды №3 и №4.

– Я так и знал, – только я думал побеседовать наедине со своим новым другом, как вы все тут как тут. Ну не ужас ли, когда в 1 грамме почвы содержится 50 000 плесневых грибов и на 1 гектаре обитает до 100 кг водорослей? Никогда не будешь одинок!

– Дядюшка, не сердитесь, – пропищала юная зеленая водоросль по имени Эстела, – мы тоже хотим узнать побольше о вашем новом друге.

Кузя начал свой рассказ.

– Я приполз издалека. Жил раньше в почве, в которой было достаточно влаги, воздуха, песка, глины. Много химических элементов, особенно кремния, железа. Правда, иногда не хватало калийных солей и фосфатов, но люди добавляли в такую почву удобрения. Тогда жизнь становилась лучше и веселее. Растения начинали расти быстрее. А здесь у вас жизнь совсем без проблем. Даже никаких удобрений добавлять не надо.

Здесь почва плодороднее, в ней больше темного слоя, из которого при горении выделяется неприятный запах. Я забыл, как он называется, – закончил свой рассказ Кузя. – И как, скажите, называется такая замечательная почва?

Крот сказал: «Кузя! Оставайся у нас, дождевой червь всегда и везде полезен для почвы, так как по твоим ходам в почву проникает вода и воздух, и всем от этого лучше. А ребята расскажут тебе о почве все, что они знают».

Читайте также:  Современные игрушки польза и вред

беседа после прослушивания сказки по вопросам:

– Как называется самая плодородная почва? (Чернозем.)

– Что за темный слой, из которого выделяется неприятный запах при горении? (Перегной.)

– Из чего состоит почва? (Пять главных компонентов.)

– Какие живые организмы живут в почве?

V. Изучение нового материала.

Работа с текстом (с. 91–92).

– Какие еще обитатели почвы не были названы при чтении сказки? (Многоножки, личинки, нити грибниц, бактерии, микробы.)

Слайды №5, №6, №7, №8, №9, №10.

– Выберите обитателей почвы. Расскажите, как эти организмы влияют на почву.

(Растения, микроорганизмы, медведи, дождевые черви, кроты, насекомые, личинки, землеройки, рыбы, мыши, змеи, грибы.)

– Почему почву называют многоэтажным домом?

(В разных слоях почвы своя жизнь. В почве обитают микроскопические грибы, бактерии, насекомые, черви, многоножки, мелкие грызуны и другие звери.)

– Каких почвенных животных наблюдали? Когда?

– Расскажите о правилах работы с почвой. (Тщательно мыть руки после работы с почвой, закрывать бинтом или пластырем ранки, через которые могут проникнуть бактерии.)

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки выпрямил, согнул,

И тихонько – раз – шагнул.

– Отгадайте загадку:

Нога одна, а рук много. (Дерево.)

– Как деревья «дружат» с почвой?

– Как дерево дает пищу живущим в почве организмам? (Учитель ставит стрелку.)

– Кто и как в почве перерабатывает растительные и животные остатки?

– Какую роль при этом играют насекомые? Бактерии?

– Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.

– Как можно назвать этот процесс? (Круговорот.)

Cлайд №11.

Главная часть почвы – перегной, он самый плодородный ее слой. Из него под действием микробов образуются соли, которые растворяются в воде. Их используют растения. Растениями питаются многие животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву, и под действием бактерий, а также благодаря работе почвенных животных превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения, а растения поедают животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, а с остатками растений и животных – снова в почву.

– Вообразите, что было бы на Земле без переработчиков останков растений и животных. (Не было бы почвы.)

Вывод: без почвы жизнь растений и человека на Земле невозможна.

Слайд №12.

VI. Закрепление и обобщение.

– За что Кузя из сказки про дождевого червя говорил человеку «спасибо»? (За внесение в почву удобрений.)

– А может внесение удобрений навредить почве? (Да, если вносить больше нормы, удобрения накапливаются и загрязняют почву. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы. Почва теряет плодородие.)

Работа по группам.

Учитель делит класс на группы для выполнения заданий на карточках.

Задание: исправить ошибки, допущенные в тексте, доказать правильность своего ответа.

Карточка 1

Из остатков растений и животных формируется главная часть почвы – перегной, который с водой всасывают корни растений; растениями питаются животные; затем из отмерших растений и животных вновь образуется перегной, круг замыкается.

(Перегной растения не всасывают, они питаются водой с растворенными в ней солями.)

Карточка 2

Из остатков растений и животных образуется перегной, под воздействием воды перегной превращается в соли, микробы, находящиеся в почве, помогают растениям всасывать эти соли (так растение питается), затем растениями питаются животные, которые, отмирая, вновь образуют перегной, и т. д.

(Все процессы в почве происходит постоянно и одновременно, а не последовательно.)

Карточка 3

Из остатков растений и животных образуется перегной, из которого под действием микробов образуются соли, растения корнями всасывают из почвы воду с растворенными в ней солями; растениями питаются животные; из отмерших растений и животных вновь образуется перегной, круг замыкается.

(Ошибок нет.)

Карточка 4

Вставить пропущенные слова.

Из остатков растений и _____ (животных) образуется ______ (перегной), из которого под действием ______ (микробов) образуются ______ (соли), растения корнями всасывают из почвы _______ (воду) с растворенными в ней _______ (солями), животные питаются _______ (растениями); из отмерших _______ (растений иживотных) вновь образуется _______ (перегной).

VII. Итог урока.

– Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую травинку выпалывали, выгребали и убирали опавшую хвою. С течением времени все елочки перестали расти, и постепенно лес погиб. Почему?

(Опавшая листва, хвоя, трава после гниения возвращают почве питательные вещества, взятые ранее. Удаление хвои и травы, из-под деревьев, означает полную потерю питательных веществ, а это приводит к снижению плодородия почвы.)

– Почему бактерии и грибы ученые называют восстановителями, или рекультиваторами земель?

(Они обогащают почву различными минеральными солями.)

– Какие почвенные организмы можно назвать невидимыми земледельцами, почему? (Почвенные бактерии. Они способны обеспечить растения необходимыми элементами питания.)

– Каких животных можно назвать архитекторами плодородия и почему? (Дождевых червей. Они создают зернистую структуру почвы.)

Читайте также:  Польза и вред здоровью от сушеных яблок

Домашнее задание:

Слайд №13.

рабочая тетрадь (задание 88).

Рассказ о том, какие изменения происходят в почве в разные времена года.

Учебник (с. 91–93), подобрать пословицы и поговорки о почве

Источник

Краевое государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение

«Барнаульский государственный педагогический колледж»

План-конспект урока по окружающему миру

Тема: «Обитатели почвы»

Выполнила студентка 174 группы

Шевцова Вера Сергеевна

Учитель: Батакова Ольга Дмитриевна______

Методист: Рахманова Ольга Борисовна______

Барнаул 2019

Тема: «Обитатели почвы»

Класс: 3 «б»

Тип урока: открытие нового знания

Цель: создать условия для знакомства обучающихся с обитателями почвы.

Задачи:

Образовательная:

  • формировать представления о круговороте органических и минеральных веществ в почве;

  • научить распознавать обитателей почвы, объяснять круговорот органических и минеральных веществ в почве;

  • продолжить формировать у учащихся умения работать с текстом.

Развивающая:

  • развивать психические процессы: память, внимание, воображение, восприятие и мышление;

  • развивать речь.

Воспитательная:

  • воспитывать бережное отношение к почве и её обитателям;

  • воспитывать интерес к предмету «Окружающий мир».

Оборудование: презентация, проектор, доска, учебник (УМК «Гармония», 3 класс, стр. 115-117), Тетрадь на Печатной Основе (УМК «Гармония», 3 класс, стр. 42-43).

Ход урока:

Здравствуйте, меня зовут Вера Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Садитесь.

Проверьте готовность к занятию. На парте должно быть: учебник, ТПО, рабочая тетрадь, пенал.

Садимся как ученики, спинки прямо.

Каким бы вы хотели видеть наш урок?

Какие качества нам нужны, чтобы наш урок получился таким?

Верно, я думаю вы обладаете этими качествами и у нас получится такой урок.

– Здравствуйте

-интересным, творческим

-активность, внимательность…

2. Актуализация знаний

Фронтальный опрос:

Какую тему вы проходили на прошлом уроке?

Проверим, хорошо ли вы поняли эту тему.

Что такое «почва»?

Что такое «гумус»?

Что можно сказать о толщине слоя почвы?

Назовите самую богатую перегноем почву?

Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной.

Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов.

Индивидуальная работа по кластеру:

Возьмите кластер, как вы думаете, что нужно сделать?

Задание: написать в места пропусков то, из чего состоит почва. Если вы затрудняетесь, то поднимите руку, я подойду.

hello_html_1565082a.png

Проверка на слайде.

Образование почвы на земле началось с появления живых существ. С тех пор в течении миллионов лет идёт непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 сантиметров.

– почва,

– верхний плодородный слой земли

– смесь сложных органических веществ (перегной)

– она бывает разной (на равнинах около полутора метров, а горные почвы могут составлять десятки сантиметров, на каменистых склонах гор почвенный слой может отсутствовать.

– чернозём

– микробы

– соли

– заполнить кластер

hello_html_mc81d5b6.png

3. Выход на тему. Целеполагание

Схема-опора «Кто участвует в образовании почвы» (растения, лишайники, микроорганизмы).
Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя.
Кто еще обитает в почве?

Скажите, а эти животные приносят пользу или вред почве? Свой ответ докажите.

У нас возникла проблемная ситуация. В чем она заключается?

Сегодня на уроке мы разрешим эту проблему.

Как по-другому мы можем назвать животных, которые обитают в почве?

Значит, какая тема урока будет?

Какую цель поставим?

Что или кто нам поможет в достижении этой цели?

– грызуны, насекомые, черви, многоножки, кроты

– затруднение

– не знаем, приносят ли пользу животные почве

при затруднении подскажу: обитатели почвы

– «Обитатели почвы»

– узнать, какие есть обитатели почвы, приносят ли они пользу почве.

– учитель, товарищ, учебник, ТПО, я.

4. Планирование

Что нам нужно составить, чтобы мы могли поэтапно достигать нашу цель?

Расположите план в правильной последовательности:

Оценить свою деятельность

Узнать, приносят они пользу или вред

Закрепить новые знания

Познакомиться с обитателями почвы.

– план

  1. Познакомиться с обитателями почвы.

  2. Узнать, приносят они пользу или вред

  3. Закрепить новые знания

  4. Оценить свою деятельность

5. Реализация плана

Приступим к выполнению первого пункта плана.

Вы уже называли некоторых обитателей почвы, но, чтобы узнать всех, нужно выполнить задание 47 в ТПО на странице 43.

Разгадывание кроссворда (ТПО страница 43, задание №47)

Как можно обнаружить, что в почве живут кроты и мыши?

Чем обитатели почвы отличаются от других животных?

Итак, поднимите руку, кто узнал обитателей почвы?

Значит, переходим ко второму пункту плана. Как он звучит?

Возьмите таблички в руки. Тут перечислены все обитатели почвы, сейчас мы будем узнавать, приносят они пользу или вред почве. Если из текста сказано, что обитатель почвы приносит пользу, то ставим в столбик «Польза» – «+», если вред, то в столбик «Вред» – «+»

Первое выполним вместе.

Польза

Вред

  1. Жук

  1. Ящерица

  1. Крот

  1. Растения

  1. Пчела

  1. Бактерии

  1. Паук

  1. Птицы

  1. Червь

  1. Муравей

  1. Мышь

Посмотрите на слайд.

Картинка, название и краткая характеристика обитателей почвы.

  1. Жук

Зимуют жуки в щелях построек, под опавшими листьями, в сухой траве и других местах. Рано весной, после перезимовки они выходят из своих убежищ, выползают на деревья и начинают поедать вредителей. В благоприятные годы жуки быстро размножаются и съедают не только тлей, но и других мелких вредителей.

Каких жуков вы знаете?

Итак, какой вывод можно сделать?

Читайте также:  Польза для груди от меда

Далее каждый заполняет табличку самостоятельно.

  1. Ящерица

По количеству истребляемых вредителей ящерицы приближаются к птицам. Польза от этих ящериц на даче в том, что они питаются различными слизнями, гусеницами, личинками.

С целью привлечения на приусадебный участок ящериц устраивают небольшие декоративные песочницы.

  1. Крот

Кроты питаются вредными для огорода насекомыми и их личинками. При передвижении под землей, кроты рыхлят почву. Благодаря этому, почва насыщается кислородом, улучшается ее состав. Но также, портится ландшафт, перемешивают нижние слои почвы (малоплодородные) с верхними (плодородными), что плохо сказывается на питательных свойствах почвы для растений. Они могут грызть корни растений и клубни, которые им мешают перемещаться.

  1. Растения

Красавец-люпин очарует каждого, и мало кто догадается, что это не просто украшение, но и серьезный работник дачи. Сначала люпин размягчает почву своими корешками, а потом и сам служит биологически ценным удобрением после перепахивания.

Фенхель обыкновенный или укроп

Привлекает полезных насекомых-хищников, которые в свою очередь уничтожают мелких личинок и гусениц.

  1. Пчела

Трудно переоценить заслуги этого насекомого. Они выполняют большую часть работы по опылению растений. Без этих маленьких трудолюбивых насекомых невозможно получить хороший урожай – без опыления большинство растений вообще не плодоносят! 

  1. Бактерии

Создавая необходимые условия для деятельности полезных микроорганизмов, земледелец существенно улучшает состояние растений и повышает их урожайность.

  1. Паук

Расставив сети, они не поджидают жертву, а активно разыскивают ее. И пищей им служат гусеницы и личинки различных насекомых. Поэтому пауков в саду следует всячески оберегать. Наблюдения показывают, что добычей паучьей сети паука-крестовика становится до 80% крылатой тли. Один паук-крестовик за год уничтожает около 2 кг насекомых.

  1. Птицы

Маленькие певчие птицы — соловьи, мухоловки, трясогузки, ласточки, стрижи, синицы и многие другие — весной и летом от зари до зари охотятся за насекомыми, уничтожают мириады (бесчисленное множество)шестиногих вредителей, причем нередко в таких местах, где человеку это бывает не под силу. 

  1. Червь

Посмотрите видео и определите приносит червь вред или пользу почве (просмотр видео 3 мин).

  1. Муравей

Муравьи – это санитары. Они строят себе дома в почве и над ней и приносят большую пользу. Многочисленные ходы муравьев делают почву более рыхлой, а это улучшает условия дыхания для корней растений.

  1. Мышь

Землеройка – только их название говорит о том, что это разновидность мышей, которые роют землю. Поскольку питаются землеройки исключительно насекомыми и их личинками, другими мелкими беспозвоночными и крайне редко – семенами растений, то приносят огромную пользу, имея практическое значение для сельского хозяйства. В день съедает столько насекомых, улиток и гусениц, сколько весит сама.

Ребята, сделайте вывод по таблице.

Вывод: Нам нужно привлечь этих помощников на наши участки, создав соответствующие условия для их жизни. Они же в свою очередь отблагодарят тем, что будут ежедневно и добровольно контролировать численность вредных насекомых.

В результате установится равновесие между вредителями и полезными животными на наших участках, и вся биосистема наших участков станет здоровой. Растения перестанут болеть и будут одаривать нас щедрым урожаем.

Итак, выполнили второй пункт плана?

Какой следующий?

Чтобы закрепить знания обратимся к учебнику, но перед этим проведем физминутку.

Сколько ящериц зеленых,
Столько сделаем наклонов.
Приседаем столько раз,
Сколько пауков у нас.
Выполним прыжки мы столько раз,
Сколько кротиков у нас.
И хлопнем столько раз,
Сколько пчел у нас!

Работа с учебником (страница 115-117).

Итак, пальчики поставили на начало, я начинаю читать, в любой момент останавливаюсь, и вы должны будете продолжить чтение.

В почве на разной глубине обитают грызуны, насекомые, черви, многоножки и другие животные. Одни из них живут постоянно в почве, другие только прячутся в ней от врагов и холода, третьи откладывают в почву яйца для размножения.

Далее читают дети.

Какова роль почвы в жизни растений и животных?

Как взаимодействуют растений и животные почвы?

Каких почвенных животных тебе приходилось наблюдать? Можно ли крота увидеть днём?

Как улучшают плодородие почвы разные живые существа?

Почему надо обязательно мыть руки после того, как поработал с почвой?

Какие животные живут на разных глубинах почвы?

Какие живые организмы, обитающие в почве, опасны для человека?

Какие правила безопасности нужно соблюдать, работая с почвой?

Какие животные рыхлят почву и помогают проникнуть в неё воздуху?

  1. Жук

  2. Ящерица

  3. Крот

  4. Растения

  5. Пчела

  6. Бактерии

  7. Паук

  8. Ласточка

  9. Червь

  10. Муравей

  11. Мышь

– узнать, приносят они пользу или вред почве

– Жуки приносят пользу

Польза

Вред

Жук

+

Ящерица

+

Крот

+

+

Растения

+

Пчела

+

Бактерии

+

Паук

+

Птицы

+

Червь

+

Муравей

+

Мышь

+

– большинство обитателей почвы приносят пользу.

– да

– закрепить знания

– Дерево дает пищу (отмирающие листья и веточки) живущим в почве организмам. Они, в свою очередь, перерабатывают растительные и животные остатки, создавая в почве перегной и минеральные вещества, а дерево вновь их забирает из почвы с помощью воды, в которой они растворяются.

– муравья можно увидеть.

– в почве есть микробы.

6. Подведение итогов

Наш урок подходит к концу. Какая проблема была в начале урока?

Разрешили ее?

Какую цель ставили?

Добились ее?

Все пункты плана выполнили?

– нет, не оценили свою работу на уроке.

7. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке смайликом.

Нарисуйте тот смайлик, который подходит вам.

hello_html_7ed21adf.png

Источник