Какую пользу приносят муниципальные выборы
Мы все ходим на местные выборы. Или не ходим. Но однозначно вынуждены часто читать или слушать рекламу кандидата в депутаты.
Так зачем они нужны? Какой прок бабе Зине из соседнего подъезда от того, кто станет депутатом в ее городе или округе?
Давайте разбираться.
Для этого необходимо открыть закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Ст. 2 дает нам определение слова «депутат» – член представительного органа населенного пункта.
Разбираемся с представительным органом. Ч. 1 ст. 35 того же закона гласит: «Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения». Сказочная понятность. Ч. 3 той же статьи дает отсылку на Устав муниципального района или поселения. И надо помнить, что наши депутаты не относятся к органам государственной власти. Поэтому когда старушки кричат депутату: «Ну ты же власть!», они не более чем льстят ему. Однако нормативные акты, принятые органом местного самоуправления, имеют силу. Правда в том случае, если не противоречат государственным нормативным актам.
Представительный орган самоуправления формируется только тогда, когда количество избирателей составляет более 100 человек.
Случай из практики
Поскольку полномочия все равно определяет Устав населенного пункта, давайте посмотрим на представительный орган через призму Устава городского округа Мытищи, Московской области.
Границы этого округа установлены законом Московской области от 16.12.2015 г. № 227/2015-ОЗ «О границе городского округа Мытищи».
Органы местного самоуправления перечислены в ч. 1 ст. 24 Устава и практически полностью повторяют закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. Зато ч. 4 ст. 24 вносит ясность: представительный орган есть Совет депутатов городского округа.
Если ваш вопрос достаточно серьезен, то необходимо помнить, что заседания совета депутатов должны проводиться раз в 3 месяца. Поэтому есть шанс, что ваш суперглобальный вопрос будет рассмотрен в течение 3 месяцев. Но в соответствии с действующим законодательством ответ депутаты должны дать в течение 30 дней, иначе их может поджидать административная кара в виде штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.
Итак, зачем же стоит идти к депутату?
Честно говоря, я не нашла законных оснований для соседки с нашего двора идти за помощью к депутату. Их полномочия не касаются решения мелких проблем народа. Мытищинские депутаты занимаются уставом городского округа, его бюджетом, местными налогами, занимаются программами муниципального развития и контролируют другие органы местного самоуправления, чтобы они работали, а не пили чай вместе с депутатами. Депутаты могут снять главу городского округа. Конечно, если глава им надоест (и, если основания найдутся), а не по воле вашей вредной соседки.
Это не все полномочия депутатов. Но поверьте, остальные полномочия не менее глобальны и кажутся совершенно бесполезными для решения мелких проблем рядовых жителей.
Вы можете обратиться к депутату, если освещение на вашей улице оставляет желать лучшего, если вы хотите новый сквер или если ваш округ безумно нуждается в новой поликлинике. Не сразу, но толк будет.
Если у вас есть желание отменить какой-нибудь местный налог, то, скорее всего, депутаты этого делать не будут. Потому что вам бы деньги сэкономить, а им надо собрать деньги, чтобы сквер новый и строительство поликлиники оплатить.
Помните, что каждый гражданин имеет право на обращение к депутатам. Все обращения должны быть зарегистрированы и рассмотрены в течение 30 дней. Если же депутаты не знают, что ответить на ваш запрос, то они могут взять тайм-аут на размышление, но не более 30 дней и обязательно обязаны отписать вам, что ваше письмо будет рассматриваться чуть дольше. Нарушение сроков и порядка рассмотрения ваших обращений являются административным правонарушением и караются штрафом в размере от 5000 до 10 000 руб. (ст. 5.59 КоАП).
Выводы
Итак, попробуем подвести итог.
Цель настоящей статьи была следующая: познакомиться с полномочиями депутата и рассмотреть вопрос, с какими вопросами есть смысл приходить на прием к депутату.
Если у вас есть глобальные предложения по улучшению жизни в вашем населенном пункте, а особенно, если они принесут деньги городу и славу депутату, то ваши предложения будут приняты и даже осуществлены.
Если же вы хотите попросить угомонить соседку и надеетесь оградить себя от ее агрессивного поведения, то надежд на депутатов нет. Ждите, пока соседка нанесет вам телесные повреждения, тогда есть шанс, что ответственность она понесет после вмешательства полиции.
Просьбы заасфальтировать вашу улицу могут найти отклик, но, как показывает практика, не всегда и нечасто, лучше всего с просьбами о детских площадках и асфальте (то есть о том, что денег не приносит, но наглядно демонстрирует заботу о вашем населенном пункте) приходить к депутатам перед выборами. Сроки надо выбирать в зависимости от глобальности задачи. С асфальтом приходите за год до выборов (принятие решения, торги, выделение денег, работы потребуют времени, а ведь к выборам отчитаться надо). С новым сквером приходите весной или летом, чтобы успели спланировать и организовать всенародную осеннюю посадку деревьев с песнями, плясками и солдатской кашей. И вам праздник, и сквер будет, и деньги сэкономят на оплате работ по посадке деревьев.
Постскриптум
Пересмотрев множество постановлений совета депутатов Мытищинского городского округа, лично я пришла к выводу, что нам, простым гражданам, все же стоит обращать внимание на их работу. Существует множество полезных и добрых постановлений, о которых граждане просто не знают, поэтому и не пользуются возможностями, которые предоставляет команда депутатов. А депутаты почему-то не рекламируют свои инициативы во славу простых жителей. Поэтому помните пословицу про спасение утопающих. И не ждите, пока прилетит добрый волшебник и спасет вас от бытовых городских бед. Идите к волшебникам сами, и тогда есть шанс, что жизнь будет улучшаться быстрее, чем это происходит сейчас.
Тут в блогах на «эхе» разгорелась некая дискуссия по поводу того, какую практическую пользу могут принести россиянам выборы. Скептики говорят – все равно выберут бездельников и казнокрадов, ничего лучше не будет, практической пользы от выборов нам не видать еще лет 100.
Я просто на некоторых цифрах и фактах хотел объяснить, для чего нам – со вполне практической точки зрения – выборы необходимы просто как воздух. Безо всяких соплей и ненужных личных полемик, а просто на конкретных примерах.
Надо ли повторяться, что выборы – единственный механизм, дисциплинирующий власть, стимулирующий ее хоть к какой-то ответственности перед обществом. Страх потерять власть в результате поражения на выборах – единственное, что может заставить чиновника работать эффективно. Лучше способа не то что не придумали – его просто не существует.
И это не пустые слова. Вот вам несколько простых примеров того, что в странах, где есть политические и гражданские свободы и функционирует краеугольный камень современного свободного общества – свободные выборы власти, люди живут намного лучше, чем в странах несвободных, где власть неподотчетна людям, и никаких свободных выборов нет.
Например, взглянем на индекс человеческого развития ООН – интегральный показатель уровня человеческого прогресса, учитывающий продолжительность жизни, грамотность населения, а также уровень экономического развития – ВВП на душу населения.
Среди 50 стран с наивысшим уровнем человеческого развития лишь 4 по классификации Freedom House относятся к категории «полностью несвободных», и еще 3 – «частично несвободных». Остальные 43 из 50 – полностью свободные страны. Ключевой критерий отнесения стран к числу «свободных» — избираемость власти на свободных выборах.
В первой двадцатке стран с наивысшим уровнем человеческого развития – только полностью свободные страны.
Среди 50 стран с самой высокой продолжительностью жизни – лишь 3 несвободных. В первой тридцатке по продолжительности жизни – ни одной несвободной.
Наоборот, в первой двадцатке стран с самым высоким уровнем смертности (где есть, увы, и Россия) – лишь две полностью свободных страны (ЮАР и Украина), в первой десятке – ни одной.
В мировом рейтинге восприятия коррупции Transparency International среди 50 наименее коррумпированных стран – лишь 6 полностью несвободных, и то в третьем-пятом десятках. Все несвободные страны собрались внизу турнирной таблицы. Наименее коррумпированные страны = наиболее свободные.
В числе 50 самых конкурентоспособных экономик мира по рейтингу Всемирного экономического форума – лишь 9 полностью несвободных стран, в первой двадцатке – ни одной.
Вывод: в свободных странах, где действует один из ключевых институтов современного образа жизни – свободные выборы – люди живут лучше и дольше, умирают реже, власти там менее коррумпированы, а экономики — конкурентоспособнее.
Еще раз – для тех, кто не понял – институт свободных выборов имеет самую что ни на есть практическую ценность. Нет другого такого инструмента, который так дисциплинирует власть, как необходимость регулярно отчитываться перед населением на выборах, с риском потерять свои кресла, если свою работу власть выполняла плохо.
Скажут – «но ведь у нас в России все хорошее, даже выборы, превращается в…»
Это не так. У недавней истории выборов в России есть свои позитивные страницы. Вспомните выборы региональных губернаторов. Те десять лет, когда они еще избирались, принесли немало примеров, когда народ делал несомненно лучший выбор, давал пинка засидевшимся бездельникам и коррупционерам в пользу более перспективных и эффективных управленцев. Вспомните победу Трутнева над Игумновым в Перми в 2000 году. Победу Хлопонина в Красноярске над ставленником Дерипаски в 2002 году. Собянина над Рокецким в Тюмени в 2001 году. Зеленина над Платовым в Твери в 2003 году.
Я ни в коей мере не хочу рекламировать конкретных политиков, которых я назвал. Но правда в том, что для каждого из этих регионов подобные истории оказывались несомненным шагом вперед.
Выборы помогали отправлять в отставку вконец надоевших людям региональных начальников – подмосковного губернатора Тяжлова, новосибирского Муху, алтайского Сурикова, уральского Страхова, да много еще кого. Собчака в Питере в 1996 году, наконец – вместе со всей его вороватой командой.
Пусть преемники терявших свои посты губернаторов не всегда были на высоте – но не будь выборов, нерадивые чиновники до сих пор сидели бы на своих местах.
Это правда, далеко не каждый регион в России может похвастаться такими историями. Много где региональные чиновничьи кланы правили по два десятилетия. Но это – аргумент как раз в пользу, а не против свободных выборов. Во всех этих регионах, от Башкирии до Омска и Калмыкии, правителям удавалось сидеть в своих креслах прежде всего благодаря выстроенной машине насилия над свободой выборов, благодаря фальсификациям, административному ресурсу.
Да, выборы в России были трудным опытом, часто ими манипулировали. Но не только и не всегда. Был опыт и позитивный. Его и надо было развивать, а не душить.
Мы же пошли по пути отсталых азиатских и африканских стран, самозваные лидеры которых иронизируют над институтом свободных выборов в тех же словах и выражениях, что и Леонид Радзиховский на сайте «Эха Москвы».
Подтверждением тезиса о практической пользе выборов является, как ни парадоксально, и ситуация в Москве. Сторонники Юрия Лужкова часто приводят в его защиту один главный аргумент – в Москве действует эффективная система социальных гарантий, надбавки к пенсиям, более высокие по сравнению с остальной Россией зарплаты бюджетников и т.п.
А вы не догадываетесь, почему эти социальные гарантии действуют в Москве?
А представьте себе – сохранились бы они, если Лужкову не надо было в 1996-2003 годах ходить на перевыборы?
Собственно, жизнь уже поставила над москвичами подобный эксперимент. После того, как выборы мэра в Москве отменили, москвичи получили целый букет «подарков» от Лужкова – отмену пенсионных надбавок для работающих пенсионеров, отмену городских дотаций на оплату комиссий Сбербанка по коммунальным платежам, фактическое замораживание роста зарплат бюджетников вот уже второй год подряд.
Вот вам и хваленые «социальные гарантии». Нету больше выборов – нет и гарантий.
Вот вам реальные факты и доказательства. Это вам не сопли лить по поводу того «отсутствия практической ценности выборов» в России.
P.S. И по поводу неизменного «если будут выборы, то победит Лужков» — да вовсе это не так, вот здесь четко видно, что еще в 2003 году число москвичей, оценивавших деятельность Лужкова «хорошо или очень хорошо», составляло свыше 60% (что было сопоставимо с теми цифрами поддержки, которую Лужков тогда получал на выборах), но с тех пор рейтинг одобрения Лужкова неуклонно падал, к началу 2010 года достигнув рекордно низкой отметки – всего 34%.
В то же время, число людей, резко отрицательно относящихся к Юрию Лужкову, выросло до максимального за все время значения, и в 2010 году достигло 19%. Если бы Лужков сегодня выставил свою кандидатуру на свободных выборах, победа была бы ему вовсе не гарантирована, так что не надо попусту языками чесать.
Рассказываем, кто такие муниципальные депутаты, и как независимые кандидаты, избравшиеся в 2017 году в Москве, помогают горожанам экономить на капремонте, благоустраивать дворы и защищать интересы жителей.
Все в России знают о депутатах Госдумы: их всего 450, мы каждый день видим их в телевизоре, они принимают законы, по которым живет вся страна. Однако большинство вопросов, непосредственно касающихся качества повседневной жизни вокруг решают совсем не они – а муниципальные депутаты.
Кто такие муниципальные депутаты?
Это депутат от самого маленького территориального деления – муниципалитета: в России их всего 22 327. Муниципалитет – это район в мегаполисе, небольшой город в провинции, или целое сельское поселение. В каждом из этих районов каждые несколько лет проходят выборы муниципальных депутатов – людей, которые занимаются вопросами комфортной жизни россиян на самом локальном уровне.
В России около 70 тысяч муниципальных депутатов
Где обитают муниципальные депутаты?
Муниципальные депутаты обязаны проводить собрания не реже одного раза в месяц. Прийти на заседание со своей проблемой может любой желающий: кроме того, у всех мундепов установлены даты и время личного приема. Узнать об этом можно на сайте местной администрации – города, поселка или района – в разделе «местное самоуправление».
В июле 2018 года независимый депутат московского района Раменки Николай Бобринский разбирался с документами по дому на Мосфильмовской улице – накануне прошел ливень, и из-за неисправности водостока водой затопило три квартиры. Обнаружилась странность: по бумагам, дом буквально девять месяцев назад капитально отремонтировали, включая водосточную трубу. Проверяя документы о проведенном капитальном ремонте, он обнаружил под актами, вместе с компанией-подрядчиком и управляющей компанией поддельную собственную подпись. Тогда депутат решил проверить все остальные акты о капитальном ремонте – и обнаружил 12 фальшивых документов о якобы проведенном «капитальном ремонте» на деньги жителей на общую сумму 36 млн рублей.
Муниципальные депутаты занимаются приемкой капитального ремонта многоквартирных домов, который оплачивается из денег жителей, ежегодно собирающихся через платежки ЖКУ. Если работы выполнены с нарушениями или фиктивно, а деньги просто украдены, то независимый депутат не будет подписывать акт, а будет добиваться выполнения всех работ, заявленных в акте и качественного ремонта.
Какие полномочия у муниципальных депутатов?
В каждом регионе полномочия муниципальных депутатов различны. В основном, это:
- вопросы капитального ремонта домов, теплоснабжения, комплексного развития района или города
- распределения местного бюджета, в том числе на благоустройство, комплексное развитие территорий, в некоторых регионах они допущены к формированию местных налогов и сборов.
- опеки и попечительства, проведение различных мероприятий, в том числе призыва на военную службу
- проведение референдумов по вопросам местного значения.
Но главная их роль – это общественный контроль. Муниципальный депутат имеет доступ к документам, а также право подавать депутатские запросы в органы власти на специальном бланке – на которые исполнительные власти обязаны ответить по существу в течение 30 дней.
Получают ли они зарплату?
Нет. Это волонтерская работа – во многих регионах она компенсируется рядом льгот, например, бесплатным проездом в общественном транспорте. В Москве депутаты муниципалитета имеют право выписать себе скромные премии по итогам работы за квартал. При этом 10% от состава депутатов имеют право получать зарплату – но при этом занимаются организационными вопросами: помимо своих прямых обязанностей, готовят бумаги и протоколы, заведуют корреспонденцией, работая на полный рабочий день.
В ноябре 2018 года врачи, работающие в роддоме №10 московского района Зюзино, придя утром на работу, увидели опечатанные двери: по распоряжению Депздрава медучреждение решили «оптимизировать», просоединив к женской консультации в поликлинике №84. Над двумя сотнями медработников нависла угроза сокращения, а над жителями – лишиться единственного роддома на 126 тысяч жителей. После вмешательства независимых муниципальных депутатов Константина Янкаускаса и Александра Замятина, сбора 4 тысяч подписей за сохранение роддома и нескольких митингов, произошли значительные подвижки: власти перестали говорить о «ликвидации» роддома, были выделены деньги на реконструкцию здания, врачей пообещали перевести в другие медучреждения и компенсировать зарплату за время простоя, а не уволить, медики смогли элементарно попасть в здание и забрать свои личные вещи с рабочих мест.
Почему важно голосовать за независимых муниципальных депутатов?
Муниципальный уровень за счет своей локальности позволяет жителям избрать «своего» кандидата – а не навязанного извне, и строить реально работающее местное самоуправление: чтобы был диалог с властью, а проблемы жителей решались. В Москве 146 муниципалитетов и 1502 муниципальных депутата: фактически, каждый депутат представляет жителей десяти многоквартирных домов. Это уникальная ситуация, при которой жители могут выбрать кандидата «из своего двора», которого знают лично. Например, соседа-активиста, которому доверяют жители и который точно будет представлять их интересы – в органах власти, при спорах с местной администрацией, коммунальщиками, отправлять запросы для решения волнующих их проблем на городском и федеральном уровне.
>10 нападений на муниципальных депутатов произошло за последние пять лет в Москве
Как проголосовать за независимых муниципальных депутатов?
Важно еще до даты выборов изучить кандидатов – и сделать взвешенный выбор в пользу того, кого вы знаете лично, кто зарекомендовал себя в активистской деятельности и кто будет помогать вам и вашим соседям в решении возникающих проблем. Независимый кандидат – не обязательно самовыдвиженец: а тот, кого вы знаете по реальным делам и можете лично поручиться за его порядочность. Во время предвыборной кампании кандидаты обычно проводят встречи с жителями – если сомневаетесь, можно пообщаться с каждым из претендентов. А если заслуживающего доверия кандидата нет, то выдвинуться можно и самому.
Кто может стать муниципальным депутатом? Муниципальным депутатом может быть избран любой гражданин России, достигший 18 лет – не имеющий вида на жительство за рубежом или двойного гражданства.
Как стать муниципальным депутатом? Для этого необходимо после объявления предвыборной кампании подать в местный избирком пакет документов: как правило, это заявление о согласии на выдвижение, документы об образовании, паспортные данные, справки с работы и сведения о доходах за последний год и имуществе. Выдвигаться можно от партий – если они представлены в парламенте, это освобождает от сбора подписей, но для этого партия должна принять решение на своем съезде. Либо идти самовыдвиженцем: для этого придется собрать 0,5% подписей от числа избирателей, поделенное на количество мандатов в округе.
Голосовать на муниципальных выборах может любой человек, достигший 18 лет и имеющий постоянную прописку в районе. Как правило, выборы проводятся одновременно с региональными или федеральными в единый день голосования – в марте или сентябре. Сроки полномочий различны в разных регионах – выборы проводятся с промежутком в 2-5 лет. Ближайшие муниципальные выборы в России пройдут в Санкт-Петербурге 8 сентября 2019 года.