Какую пользу приносит экономика людям окружающий мир

Две стороны экономики
С.80
1. Вопрос: какую пользу приносит экономика людям?
Ответ: благодаря развитию экономики жизнь людей становится лучше, комфортнее, облегчается труд на производстве, появляется возможность для более полного удовлетворения потребностей.
2. Вопрос: какой вред хозяйственная деятельность наносит природе и здоровью людей.
Ответ: определенный вред природе и здоровью человека наносит в основном промышленность, именно она является основным источником загрязнения воздуха и воды вредными веществами. Для ее нужд приходится жертвовать плодородными землями и лесными массивами, нарушая деятельность природных сообществ. Когда приходится людям принимать такие решения, они выбирают между тем вредом который могут нанести природе и необходимостью для нужд человека. Хорошо, когда последствия стараются уменьшить и восстановить разрушенную природу, но порой хозяйственная деятельность наносит природе и здоровью людей непоправимый вред. Тогда случается большая беда – экологическая катастрофа.
Что будет если…
Обсудим!
С.83
1. Вопрос: как связаны между собой экономика и экология?
Ответ: Экология и экономика все более переплетаются между собой, формируя сложный комплекс причин и следствий. Экологическая ситуация в мире сейчас характеризуется как состояние экологического кризиса. Одно из основных противоречий — столкновение между экономическим ростом (развитием промышленности) и необходимостью ограничения его природоемкости (растрат природных богатств).
Экологизация экономики – вот главная задача на сегодня для производителей.
2. Вопрос: какие меры должны принимать люди, чтобы экономика приносила меньше вреда окружающей среде?
Ответ: создание безотходных производств приведет к значительной экономии природных ресурсов, когда все взятое из природы будет перерабатываться в продукцию. Создание замкнутых производственных циклов, когда вода не будет сбрасываться в водоемы, а очищаться и снова возвращаться в производство. Установка очистных сооружений на трубы заводов, чтобы вредные вещества не попадали в воздух. Высаживать леса на месте вырубок, зарыблять водоемы рыбой вместо выловленной.
3. Вопрос: дайте экологические прогнозы и рекомендации для следующих случаев:
а) в одной стране решили уничтожить всех хищных зверей.
Ответ: истребление хищных зверей приведет к деградации природы. Хищники истребляют больных, старых ослабленных животных, давая возможность более сильным и молодым давать здоровое потомство, хищники регулируют численность грызунов которые наносят вред растительности, и тем самым уменьшают численность птиц и мелкого зверья живущего в нижних поясах лесов, недостаток пищи для больших животных приведет к их гибели.
б) на берегу озера было решено построить завод, в отходах которого содержится ртуть.
Ответ:
Ртутьсодержащие отходы относятся к самым опасным отходам производства! Нельзя строить завод на берегу озера!
Отходы могут попасть в воду, где с отходами происходят химические превращения увеличивая их вредное воздействие в сотни раз. В поверхностных водах ртуть мигрирует в двух основных фазовых состояниях – в растворе вод и в составе взвеси. Под влиянием микроорганизмов неорганическая ртуть превращается в органическую, которая и накапливается в водных обитателях. Даже малые концентрации ртути тормозят процессы самоочищения водоемов. Важнейшими аккумуляторами ртути являются взвесь и донные отложения водных объектов. Наиболее высокими концентрациями ртути характеризуется ил, активно накапливающийся в реках и водоемах, куда поступают сточные воды. Особенно интенсивно процессы метилирования протекают в верхнем слое богатых органическим веществом донных отложений водоемов, во взвешенном в воде веществе, а также в слизи, покрывающей рыбу. Метилртуть чрезвычайно активно накапливается всеми живыми организмами. Загрязнение водоемов ртутью вызывает отравления водных животных и крайне опасно для человека из-за накопления ее соединений в водных обитателях.
Проверь себя.
1. Вопрос: раскрой взаимосвязь между экономикой и экологией.
Ответ: экономика использует природные богатства и зависит от них, В то же время хозяйственная деятельность людей наносит вред окружающей среде.
2. Вопрос: какой вред окружающей среде наносит экономика? Дай общий ответ и приведи примеры.
Ответ: загрязнение воды, воздуха, почвы вредными веществами.
Примеры вредного воздействия: разливы нефтепродуктов по поверхности морей, и почвы, сброс в реки отработанной воды которая загрязнена ядовитыми веществами, выброс в воздух вредных газов от автомобилей.
3. Вопрос: как наука экология помогает делать экономику более безопасной?
Ответ: Экологи могут предсказать, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу, и предложить теоретические решения экологических проблем, а инженеры на основе рекомендаций экологов могут разработать новые природосберегающие технологии производств.
Окружающий мир, 3 класс
Урок 24. «Экономика. Основы экономики. Полезные ископаемые»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Что такое экономика
- Основы экономики
- Полезные ископаемые
- Роль природных богатств и труда людей в экономике
Глоссарий по теме
Экономика – совокупность производственных отношений, соответствующих определённой ступени развития производительных сил.
Воздух – смесь газов, составляющая атмосферу Земли.
Вода – прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода.
Полезные ископаемые – природные минеральные образования земной коры неорганического и органического происхождения, которые добывают, а затем используют в естественном либо переработанном виде в различных производствах или строительстве.
Почва – верхний слой земной коры.
Природные богатства – полезные ископаемые, естественные богатства.
Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей.
Капитал – созданные людьми средства производства.
Ключевые слова
Экономика, воздух, вода, полезные ископаемые, почва, природные богатства, труд, капитал.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2017. – С. 38 – 50.
- Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций в 2 ч. — М.: Просвещение, 2017. С. 23 – 28
- Атлас-определитель «От земли до неба» С. 6–17
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Экономика – это наука о том, как люди, имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей. Экономика бывает мировая, рыночная, производственная, плановая, смешанная. Но какой бы экономика ни была, она учит людей сберегать средства, правильно распределять их для удовлетворения собственных потребностей.
Чтобы человек имел все необходимое, и необходима экономика. При этом она обучает нас бережно относиться к природным ресурсам, с разумом применить их для ублажения собственных дел.
Природные богатства, не обращая внимания на все своё многообразие и значение, не в состоянии обеспечить население Земли необходимыми товарами и услугами.
Для этого необходима некая сила, которая смогла с умом использовать богатую сырьевую базу.
И подобной движущей силой считается человеческий труд.
Без него невозможно:
- добыча природных богатств;
- создание капитала;
- производство любых услуг и товаров.
В экономике нужен труд людей разных профессий, к примеру, труд архитектора, инженера, работника банка, учёного.
Успех труда во многом зависит от качества полученного образования, и здоровья людей. Тот, кто часто болеет, вряд ли сможет трудиться так же хорошо, как тот, кто болеет изредко. Хорошо, если человек с детских лет беспокоится о своём здоровье.
Природные богатства и труд людей – основа экономики. Экономика без природных богатств невозможна.
Товары – это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. К товарам относятся продукты питания, одежда, мебель, посуда, автомобили, дома и многое другое.
Услуги – это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей.
Экономика – это наука о том, как люди, имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей.
У любого человека есть потребности в воде и воздухе, в еде, в одежде и обуви, в жилье, в транспорте, в образовании и медицинском обслуживании и др.
Всё то, что нужно для удовлетворения потребностей даёт нам природа. Воздух, чистая вода из родника, тепло и свет солнца, красота цветущего луга и звёздного неба, радость встречи с птицей, зверьком или яркой бабочкой – всё это мы получаем именно от природы.
Достояние природы нужно использовать бережно, чтобы не разрушить наш природный дом.
Богатства природы можно разделить на три части:
- живые природные богатства;
- неживые природные богатства;
- силы природы.
Живые природные богатства – растения, животные.
Неживые природные богатства – воздух, вода, почва, полезные ископаемые
Силы природы – течение рек, ветер, солнечный свет.
Без почвы было бы невозможно сельское хозяйство, а значит, и производство продуктов питания.
Без воздуха не будет гореть топливо в двигателе автомобиля. Если вдруг исчезнет вода – остановятся заводы и фабрики, закроются столовые, прачечные и парикмахерские и весь водный транспорт. Без воды невозможна жизнь, невозможна и экономика.
Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
В мире существует много полезных ископаемых, большинство из них твёрдые.
Нефть – жидкое полезное ископаемое
Природный газ – это полезное ископаемое в газообразном состоянии.
Добывая полезные ископаемые, люди преследуют разные цели.
Для изготовления кирпича и бетона людям приходится добывать в природе песок, глину, известняк. Из глины делают кирпичи. Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из него получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка – мел. Мелом мы пишем на доске, из него делают побелку, зубной порошок.
Экономика не может обойтись без угля, природного газа, бензина.
Уголь и газ добывают в природе. А бензин получают из нефти, которую нам тоже даёт природа.
Полезные ископаемые (нефть, природный газ, каменный уголь и др.) потому и называются полезными, что используются в хозяйстве.
Вокруг нас много металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра. А станки на заводе, самолёты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Всё это из металлов! А металлы получены из руд, добытых в природе.
Железная руда представляет собой минеральное образование природного характера, которое имеет в своём составе соединения железа. Из неё выплавляют сталь.
Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями.
Изучают полезные ископаемые, отыскивают месторождения геологи. Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых. У геологов сейчас есть сложная аппаратура, вертолёты и вездеходы, радиосвязь и фотографии Земли, сделанные из космоса.
Полезные ископаемые добывают по-разному: одни – в открытых котлованах – карьерах, другие – в шахтах. К примеру, уголь добывают в шахтах.
Карьер – это открытый котлован с полезными ископаемыми.
Шахты – это глубокие колодцы, в которых добывают полезные ископаемые.
Для того чтобы извлечь из-под земли нефть и природный газ, люди строят буровые установки и бурят скважины. Нефть и газ добывают как на суше, так и в море.
Полезные ископаемые являются бесценным кладом нашей Земли. Очень важно их беречь и охранять. Ведь запасы полезных ископаемых на нашей планете не бесконечны. Нужно правильно и бережно их использовать.
Разбор типового тренировочного задания
Что может рассматриваться как товар?
Картинка 1
Картинка 2
Картинка 3
Картинка 4
Картинка 5
Картинка 6
Правильные варианты:
Картинка 1
Картинка 4
Картинка 5
Разбор типового контрольного задания
Заполните таблицу, сортируя товары и услуги по колонкам.
Картинка 1
Картинка 2
Картинка 3
Картинка 4
Картинка 5
Картинка 6
Картинка 7
Картинка 8
Правильный вариант ответа:
Товары | Услуги |
Картинка 1 | Картинка 2 |
Картинка 3 | Картинка 4 |
Картинка 6 | Картинка 5 |
Картинка 8 | Картинка 7 |
Учебник для 3 класса
Окружающий мир
Экологическая катастрофа
Потерпело аварию судно, которое везло нефть,— нефтеналивной танкер. Нефть вылилась в море, растеклась по поверхности воды, покрыла берега.
Рассмотри рисунок. Видишь, как пострадали птицы. Многие погибли. Погибли и некоторые рыбы, а другие уплыли подальше от опасного места. Вскоре погибнут водоросли, морские моллюски, крабы. Они задохнутся, потому что нефтяная плёнка не пропускает в воду кислород. Люди теперь не смогут отдыхать в этих местах, не смогут ловить рыбу.
Так нефть, попавшая в море, вызвала в природе настоящую катастрофу. Экологическую катастрофу!
Самые большие нефтеналивные танкеры вмещают столько нефти, сколько могут перевезти 10 тысяч железнодорожных цистерн! Представь, что вся эта нефть выльется в море. Неудивительно, что аварии на танкерах приводят к очень тяжёлым экологическим последствиям.
В разных районах мира, к сожалению, довольно часто случаются подобные катастрофы.
В 2010 году возник пожар на морской нефтедобывающей платформе у берегов США. Пожар был очень сильный, платформа затонула. В результате из подводной скважины нефть стала выливаться в море. На поверхности воды образовалось гигантское нефтяное пятно. Так произошёл крупнейший за всю историю нефтяного промысла разлив нефти.
Это примеры того, как экономика поворачивается к людям своей опасной стороной.
Две стороны экономики
- Используя знания, полученные на прошлых уроках, расскажи: 1) какую пользу приносит экономика людям; 2) какой вред хозяйственная деятельность наносит природе и здоровью людей.
У экономики две стороны. Одна — необходимая и полезная продукция, без которой ни человеку, ни всему обществу не прожить. А другая — вред, который наносится окружающей среде при производстве этой продукции.
Все отрасли экономики в той или иной мере вредят окружающей среде. Сельское хозяйство, к примеру, отравляет почву ядохимикатами. Транспорт загрязняет воздух выхлопными газами автомобилей.
Много вреда природе и здоровью людей наносит промышленность. Вот несколько примеров.
Для того чтобы получить одну тонну алюминия или меди, металлургам нужно несколько тонн руды. Остальное идёт в отходы.
Свою обратную сторону имеет электроэнергетика. Чтобы построить гидроэлектростанцию, реку перегораживают плотиной. Выше плотины река разливается и затапливает плодородные земли и леса. При постройке некоторых плотин под воду уходили деревни и города, из которых приходилось переселять всех жителей. Об одном из таких городов напоминает эта колокольня.
На тепловых электростанциях сжигают топливо, а ядовитый дым загрязняет воздух. На атомных электростанциях применяют атомное топливо, которое очень опасно для людей и всего живого. Если на такой электростанции произойдёт авария, могут погибнуть или тяжело заболеть очень многие люди.
Опасные отходы выбрасывают в окружающую среду предприятия химической промышленности. Да и сама их продукция не всегда только полезна. Стиральные порошки и моющие средства, попадая через канализацию в реки и озёра, загрязняют их.
Одна из важнейших задач общества в 21-м веке—сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.
Что будет, если…
Как ты знаешь, слово «прогноз» означает «научное предсказание». Нам уже знакомы прогнозы погоды. Но бывают и экологические прогнозы.
Учёные-экологи предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу. Например, что будет, если произойдёт авария нефтеналивного танкера, на реке построят плотину, в озеро сбросят ядовитые отходы производства.
Экологи помогают решить, будет ли безопасным для окружающей среды предприятие, которое предполагается построить, можно ли его строить в том или ином месте.
Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих необдуманных поступков, опасных и для природы, и для самого человека. Экология подсказывает, как лучше вести хозяйство, чтобы сохранить природу, не повредить человеку. В этом огромное значение науки экологии для экономики и нашей жизни.
Обсудим
- Как связаны между собой экономика и экология?
- Какие меры должны принимать люди, чтобы экономика приносила меньше вреда окружающей среде?
- Дайте свои экологические прогнозы и рекомендации для следующих случаев:
- а) в одной стране фермеры решили уничтожить всех хищных зверей;
б) на берегу озера было решено построить завод, в отходах которого содержится ртуть.
Проверь себя
- Раскрой взаимосвязь между экономикой и экологией.
- Какой вред окружающей среде наносит экономика? Дай общий ответ и приведи примеры.
- Как наука экология помогает делать экономику более безопасной?
Экономика и экология взаимосвязаны. Экономика использует природные богатства и зависит от них. В то же время хозяйственная деятельность людей наносит окружающей среде большой вред. Задача общества — сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.
Задания для домашней работы
- Запиши в словарик: танкер, экологическая катастрофа, экологический прогноз.
- Обрати внимание на сообщения телевидения, радио, газет, Интернета. Не было ли в последнее время аварий на нефтеналивных танкерах? Если были, к чему они привели? Какие меры потребовались, чтобы уменьшить вред, нанесённый природе?
- Узнай у взрослых или из местных газет, какой вред окружающей среде наносят промышленные предприятия вашего города.
- Из сообщений радио, телевидения, Интернета узнай о действиях МЧС по ликвидации последствий экологических катастроф в нашей стране и за рубежом.
Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 3класс
Тип урока: комбинированный
Цель
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Проблема: есть ли связь между экономикой и экологией?
Задачи: познакомить с двумя сторонами экономики-полезной и опасной
Предметные результаты
Научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам.
Универсально учебные действия (УУД)
Регулятивные:
понимать учебную задачу и стараться её выполнить.
Познавательные:
анализировать разные группы дорожных знаков, выполнять тесты, работать с терминологическим словарём.
Коммуникативные:
вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе
Личностные результаты
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Основные понятия и определения
Танкер, экологическая катастрофа, экологический прогноз
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем о двух сторонах экономики — полезной и опасной. Будем учиться обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить экологические прогнозы
Вспомни!
Что такое прогноз? С каким видом прогнозов вы познакомились во втором классе.
Потерпело аварию судно, которое везло нефть,— нефтеналивной танкер. Нефть вылилась в море, растеклась по поверхности воды, покрыла берега.
Рассмотри рисунок. Видишь, как пострадали птицы. Многие погибли. Погибли и некоторые рыбы, а другие уплыли подальше от опасного места. Вскоре погибнут водоросли, морские моллюски, крабы. Они задохнутся, потому что нефтяная плёнка не пропускает в воду кислород. Люди теперь не смогут отдыхать в этих местах, не смогут ловить рыбу.
Так нефть, попавшая в море, вызвала в природе настоящую катастрофу. Экологическую катастрофу!
Самые большие нефтеналивные танкеры вмещают столько нефти, сколько могут перевезти 10 тысяч железнодорожных цистерн! Представь, что вся эта нефть выльется в море. Неудивительно, что аварии на танкерах приводят к очень тяжёлым экологическим последствиям.
Изучение нового материала
Экономика и экология
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА
В разных районах мира, к сожалению, довольно часто случаются подобные катастрофы.
В 2010 году возник пожар на морской нефтедобывающей платформе у берегов США. Пожар был очень сильный, платформа затонула. В результате из подводной скважины нефть стала выливаться в море. На поверхности воды образовалось гигантское нефтяное пятно. Так произошёл крупнейший за всю историю нефтяного промысла разлив нефти.
Это примеры того, как экономика поворачивается к людям своей опасной стороной.
ДВЕ СТОРОНЫ ЭКОНОМИКИ
У экономики две стороны. Одна — необходимая и полезная продукция, без которой ни человеку, ни всему обществу не прожить. А другая — вред, который наносится окружающей среде при производстве этой продукции.
Все отрасли экономики в той или иной мере вредят окружающей среде. Сельское хозяйство, к примеру, отравляет почву ядохимикатами. Транспорт загрязняет воздух выхлопными газами автомобилей.
Много вреда природе и здоровью людей наносит промышленность. Вот несколько примеров.
Для того чтобы получить одну тонну алюминия или меди, металлургам нужно несколько тонн руды. Остальное идёт в отходы.
Свою обратную сторону имеет электроэнергетика. Чтобы построить гидроэлектростанцию, реку перегораживают плотиной. Выше плотины река разливается и затапливает плодородные земли и леса. При постройке некоторых плотин под воду уходили деревни и города, из которых приходилось переселять всех жителей. Об одном из таких городов напоминает эта колокольня.
На тепловых электростанциях сжигают топливо, а ядовитый дым загрязняет воздух. На атомных электростанциях применяют атомное топливо, которое очень опасно для людей и всего живого. Если на такой электростанции произойдёт авария, могут погибнуть или тяжело заболеть очень многие люди.
Опасные отходы выбрасывают в окружающую среду предприятия химической промышленности. Да и сама их продукция не всегда только полезна. Стиральные порошки и моющие средства, попадая через канализацию в реки и озёра, загрязняют их.
Одна из важнейших задач общества в 21-м веке сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы
ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ…
Как ты знаешь, слово «прогноз» означает «научное предсказание». Нам уже знакомы прогнозы погоды. Но бывают и экологические прогнозы.
Учёные-экологи предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу. Например, что будет, если произойдёт авария нефтеналивного танкера, на реке построят плотину, в озеро сбросят ядовитые отходы производства.
Экологи помогают решить, будет ли безопасным для окружающей среды предприятие, которое предполагается построить, можно ли его строить в том или ином месте.
Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих необдуманных поступков, опасных и для природы, и для самого человека. Экология подсказывает, как лучше вести хозяйство, чтобы сохранить природу, не повредить человеку. В этом огромное значение науки экологии для экономики и нашей жизни
Осмысление и понимание полученных знаний
Используя знания, полученные на прошлых уроках, расскажи: 1) какую пользу приносит экономика людям; 2) какой вред хозяйственная деятельность наносит природе и здоровью людей.
Обсудим!
1.Как связаны между собой экономика и экология?
2.Какие меры должны принимать люди, чтобы экономика приносила меньше вреда окружающей среде?
3.Дайте свои экологические прогнозы и рекомендации для следующих случаев:
а) в одной стране фермеры решили уничтожить всех хищных зверей
б) на берегу озера было решено построить завод, в отходах которого содержится ртуть
Вывод
Экономика и экология взаимосвязаны. Экономика использует природные богатства и зависит от них. В то же время хозяйственная деятельность людей наносит окружающей среде большой вред. Задача общества — сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.
Самостоятельное применение знаний
Проверь себя
1.Раскрой взаимосвязь между экономикой и экологией. 2. Какой вред окружающей среде наносит экономика? Дай общий ответ и приведи примеры. 3. Как наука экология помогает делать экономику более безопасной?
Задания для домашней работы
1.Запиши в словарик: танкер, экологическая катастрофа, экологический прогноз.
2.Обрати внимание на сообщения телевидения, радио, газет, Интернета. Не было ли в последнее время аварий на нефтеналивных танкерах? Если были, к чему они привели? Какие меры потребовались, чтобы уменьшить вред, нанесённый природе?
3.Узнай у взрослых или из местных газет, какой вред окружающей среде наносят промышленные предприятия вашего города
4.Из сообщений радио, телевидения, Интернета узнай о действиях МЧС по ликвидации последствий экологических катастроф в нашей стране и за рубежом.
Экологияиэкономика
Презентация экономика и экология
Экология и экономика [Норильский никель]
Осторожно: Норильский никель заботится об экологии!
САМЫЕСТРАШНЫЕЭКОЛОГИЧЕСКИЕКАТАСТРОФЫЗЕМЛИ
Крупнейшиеэкологическиекатастрофы
Экологическаякатастрофа 2016:
Экологическая катастрофа: дно Байкала зарастает водорослями
Экологическаякатастрофаподкраласьнезаметно
Мультикпроэкологию
МультикпроЭкологическуюкорову
Источники информации:
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадьОкружающий мир 3 класс Москва
«Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций окружающий мир
– https://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html