Какую пользу может принести изучение криминологии

Криминология – многоадресная наука. Ее рекомендации могут иметь значение для различных субъектов: законодателя, президента страны, работ­ников правоохранительных органов, представителей средств массовой ин­формации, специалистов, занимающихся образованием и воспитанием, а также для отдельных граждан.

Значение криминологии можно рассматривать в трех аспектах:

– мировоззренческом;

– практическом;

– эрудиционном.

Мировоззренческий аспект выражается в выработке криминологического мышления. Криминология дает не только сумму практических рекомендаций деятельности в той или иной ситуации. Изучение криминологии изменяет стиль мышления человека.

Криминологическое мышление базируется на осознании человеком:

– сущности преступности как одной из форм зла и социальной патологии;

– возможностей общества, социальных групп и отдельного человека воз­действовать на это явление;

– уяснении сущности общей и частной превенции, а также места уголов­ной ответственности и уголовного наказания в системе мер предупреждения преступлений, разрушающего воздействия на преступность;

– осмыслении с этих позиций промежуточных и конечных целей профес­сиональной деятельности.

Практический аспект значения криминологии выражается в следующем:

1. Она вооружает специалиста суммой определенных знаний и умений, необходимых для эффективного воздействия на преступность в процессе вы­полнения профессиональных функций, связанных с:

– изучением личности преступника иди правонарушителя;

– выявлением причин и условий преступлений;

– криминологическим прогнозированием индивидуального преступного поведения и преступности в целом;

– разработкой и реализацией мер воздействия на преступность;

– анализом эффективности мер предупреждения преступлений.

2. Ключевой момент практической ценности криминологии для каждого человека заключается в том, что она помогает овладеть оптимальной страте­гией и тактикой поведения с тем, чтобы свести к минимуму личную вероят­ность оказаться жертвой преступления.

3. Не менее важной стороной практической ценности криминологии яв­ляется анализ феномена случайного преступника. Какой случай (кримино­генная ситуация-ловушка) может сделать человека преступником и как сле­дует себя вести, чтобы избежать такой драматической развязки, – ответ на этот вопрос может дать криминологическая теория.

4. Практически каждый, кто изучает криминологию, имеет или будет иметь детей. Как становится преступником ребенок или молодой человек, какие обстоятельства подталкивают его на криминальную стезю и какие упу­щения родителей и близких способствуют этому, что могут сделать родители для предотвращения столь плачевного финала личной педагогической прак­тики – эти проблемы также находятся в русле криминологического изучения.

5. Криминология позволяет специалисту увидеть, каким образом отдель­ные негативные стороны его деятельности могут оказаться причинами или условиями новых преступлений с тем, чтобы выполнение профессиональных функций оказывало разрушающее воздействие на преступность, а не проду­цировало новые общественно опасные деяния.

6. Преступность так или иначе затрагивает интересы каждого человека. Поэтому объективно каждый заинтересован в том, чтобы принять участие в разрушающем воздействии на нее. Однако далеко не каждый понимает это и соответственно не каждый заинтересован субъективно. Задача криминоло­гии – помочь людям уяснить эту нехитрую мудрость и научить, как отдель­ный человек в самых разных условиях может оказывать деструктивное воз­действие на криминальный феномен.

7. Знание основных положений криминологической теории позволит че­ловеку адекватно оценить ситуацию в стране, деятельность той или иной по­литической группы, значимость и социальную ценность отдельных полити­ческих деятелей, спрогнозировать наиболее вероятный вариант развития социальной ситуации. Это, в свою очередь, позволит принимать верные ре­шения в плане поддержки политиков либо отказа им в доверии, что в усло­виях демократического общества имеет немалую практическую значимость.

Эрудиционный аспект значения криминологии включает изучение кри­минологической характеристики преступности в нашей стране, зарубежных странах, анализ исторического и зарубежного опыта предупреждения пре­ступлений, ознакомление с зарубежными концепциями преступности и ее причин. Сущность эрудиционного аспекта значения криминологии – в по­знании целой области социального бытия (криминальной сферы), уяснении масштабов преступности (например, в нашей стране ежегодно регистрирует­ся порядка 2,5 млн преступлений, а в местах лишения свободы находится около 1 млн человек). Указанные познания «шлифуют» специалиста, разви­вают память и умение мыслить, позволяют увереннее чувствовать себя в про­цессе общения с разными людьми, аргументированно оспаривать неверные суждения.

Изучение криминологии позволяет прикоснуться к тайнам бытия, побуж­дает к размышлению над тем, что есть добро и зло, какова природа социаль­ных процессов, какими могут быть перспективы развития человечества.

Глава II. Преступность- многогранный объект исследования

Сложность проблемы преступности проявля­ется в отсутствии у ученых единства в определе­нии криминального феномена. Иллюстрируя многообразие подходов к пониманию преступно­сти, И.И. Карпец в книге «Преступность: иллю­зии и реальность» приводит десятки дефиниций:

Читайте также:  Польза черной рябины для здоровья отвар

«Преступность – совокупность деяний, за­прещенных законом под страхом наказания, ко­торые совершены на данной территории в данное время…»

«Преступление – показатель социальной па­тологии…»

«Преступность – способ достижения соци­альных благ и власти…»

«Преступность – побочный продукт цивили­зации…»

«Преступность и насилие – часть современ­ной культуры…»

«Преступность, как и грех, – нормальное яв­ление в обществе…»

«Преступность – разновидность душевных болезней…»

«Преступность – разновидность нравственно­го помешательства…»

«Преступность – массовое социальное явле­ние, приносящее вред…»

«Преступность – не совокупность единичных общественно опасных явлений, а социальный процесс, подчиненный общим законам развития социальных явлений…»

«Преступность – один из параметров общества, характеризующих состо­яние социального механизма, рассогласованность между его составными ча­стями…».*

* См.: Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992. С. 12-15

Все многообразие определений можно разбить на несколько групп в со­ответствии с разрабатываемыми их авторами подходами к анализу сущности преступности. К таким подходам относятся:

– правовой;

– социологический;

– антропологический;

– теологический.

Источник

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Такую деятельность мы также можем назвать практический аспект значения криминологии, который выражается в следующем:

1. Она вооружает специалиста суммой определенных знаний и умений, необходимых для эффективного воздействия на преступность в процессе выполнения профессиональных функций, связанных с изучением личности преступника или правонарушителя; выявлением причин и условий преступлений; криминологическим прогнозированием индивидуального преступного поведения и преступности в целом; разработкой и реализацией мер воздействия на преступность; анализом эффективности мер предупреждения преступлений.

2. Ключевой момент практической ценности криминологии для каждого человека заключается в том, что она помогает овладеть оптимальной стратегией и тактикой поведения с тем, чтобы свести к минимуму личную вероятность оказаться жертвой преступления.

3. Не менее важной стороной практической ценности криминологии является анализ феномена случайного преступника. Какой случай (криминогенная ситуация-ловушка) может сделать человека преступником и как следует себя вести, чтобы избежать такой драматической развязки, — ответ на этот вопрос может дать криминологическая теория.

4. Практически каждый, кто изучает криминологию, имеет или будет иметь детей. Как становится преступником ребенок или молодой человек, какие обстоятельства подталкивают его на криминальную стезю и какие упущения родителей и близких способствуют этому, что могут сделать родители для предотвращения столь плачевного финала личной педагогической практики — эти проблемы также находятся в русле криминологического изучения.

5. Криминология позволяет специалисту увидеть, каким образом отдельные негативные стороны его деятельности могут оказаться причинами или условиями новых преступлений, и использовать это понимание для того, чтобы выполнение профессиональных функций оказывало разрушающее воздействие на преступность, а не продуцировало новые общественно опасные деяния.

6. Преступность так или иначе затрагивает интересы каждого человека. Поэтому объективно каждый заинтересован в том, чтобы принять участие в разрушающем воздействии на нее. Однако далеко не каждый понимает это, и соответственно не каждый заинтересован субъективно. Задача криминологии —

Криминология как наука помочь людям уяснить эту нехитрую мудрость и научить, как отдельный человек в самых разных условиях может оказывать деструктивное воздействие на криминальный феномен.

7. Знание основных положений криминологической теории позволит человеку адекватно оценить ситуацию в стране, деятельность той или иной политической группы, значимость и социальную ценность отдельных политических деятелей, спрог-нозировать наиболее вероятный вариант развития социальной ситуации. Это в свою очередь позволит принимать верные решения в плане поддержки политиков либо отказа им в доверии, что в условиях демократического общества имеет немалую практическую значимость’.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Источник

Криминология — многоадресная наука. Ее рекомендации могут иметь значение для различных субъектов: законодателя, президента страны, работников правоохранительных органов, представителей средств массовой информации, специалистов, занимающихся образованием и воспитанием, а также для отдельных граждан. Поэтому и значение криминологии принято рассматривать в трех аспектах: мировоззренческом, практическом, эру-диционном.

Мировоззренческий аспект выражается в выработке криминологического мышления. Криминология дает не только сумму практических рекомендаций деятельности в той или иной ситуации. Изучение криминологии изменяет стиль мышления человека.

Читайте также:  Допель герц омега 3 польза

Криминологическое мышление базируется на осознании человеком сущности преступности как одной из форм зла и социальной патологии; возможностей общества, социальных групп и отдельного человека воздействовать на это явление; на уяснении сущности общей и частной превенции, а также места уголовной ответственности и уголовного наказания в системе мер предупреждения преступлений, разрушающего воздействия на преступность; на осмыслении с этих позиций промежуточных и конечных целей профессиональной деятельности’.

Практический аспект значения криминологии выражается в следующем:

1. Она вооружает специалиста суммой определенных знаний и умений, необходимых для эффективного воздействия на пре- ступность в процессе выполнения профессиональных функций, связанных с изучением личности преступника или правонарушителя; выявлением причин и условий преступлений; криминологическим прогнозированием индивидуального преступного поведения и преступности в целом; разработкой и реализацией мер воздействия на преступность; анализом эффективности мер предупреждения преступлений.

2.      2. Ключевой момент практической ценности криминологии для каждого человека заключается в том, что она помогает овладеть оптимальной стратегией и тактикой поведения с тем, чтобы свести к минимуму личную вероятность оказаться жертвой преступления.

3.      3. Не менее важной стороной практической ценности криминологии является анализ феномена случайного преступника. Какой случай (криминогенная ситуация-ловушка) может сделать человека преступником и как следует себя вести, чтобы избежать такой драматической развязки, — ответ на этот вопрос может дать криминологическая теория.

4.      4. Практически каждый, кто изучает криминологию, имеет или будет иметь детей. Как становится преступником ребенок или молодой человек, какие обстоятельства подталкивают его на криминальную стезю и какие упущения родителей и близких способствуют этому, что могут сделать родители для предотвращения столь плачевного финала личной педагогической практики — эти проблемы также находятся в русле криминологического изучения.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

5.      5. Криминология позволяет специалисту увидеть, каким образом отдельные негативные стороны его деятельности могут оказаться причинами или условиями новых преступлений, и использовать это понимание для того, чтобы выполнение профессиональных функций оказывало разрушающее воздействие на преступность, а не продуцировало новые общественно опасные деяния.

6.      6. Преступность так или иначе затрагивает интересы каждого человека. Поэтому объективно каждый заинтересован в том, чтобы принять участие в разрушающем воздействии на нее. Однако далеко не каждый понимает это, и соответственно не каждый заинтересован субъективно. Задача криминологии —

7.      помочь людям уяснить эту нехитрую мудрость и научить, как отдельный человек в самых разных условиях может оказывать деструктивное воздействие на криминальный феномен.

8.      7. Знание основных положений криминологической теории позволит человеку адекватно оценить ситуацию в стране, деятельность той или иной политической группы, значимость и социальную ценность отдельных политических деятелей, спрог-нозировать наиболее вероятный вариант развития социальной ситуации. Это в свою очередь позволит принимать верные решения в плане поддержки политиков либо отказа им в доверии, что в условиях демократического общества имеет немалую практическую значимость’.

9.      Эрудиционный аспект значения криминологии включает изучение криминологической характеристики преступности в нашей стране, в зарубежных странах, анализ исторического и зарубежного опыта предупреждения преступлений, ознакомление с зарубежными концепциями преступности и ее причин. Сущность эрудиционного аспекта значения криминологии — в познании целой области социального бытия (криминальной сферы), уяснении масштабов преступности (например: в нашей стране ежегодно регистрируется порядка 2,5 млн преступлений, а в местах лишения свободы находится около 1 млн человек). Указанные познания «шлифуют» специалиста, развивают память и умение мыслить, позволяют увереннее чувствовать себя в процессе общения с разными людьми, аргументирование оспаривать неверные суждения. Эрудиция — запас знаний, который накладывает существенный отпечаток на личность человека, делает его интеллигентом, помогает преодолеть плоское и примитивное восприятие бытия, в экстремальных условиях позволяет принимать правильные решения.

10.  Изучение криминологии позволяет прикоснуться к тайнам бытия, побуждает к размышлению над тем, что есть добро и зло, какова природа социальных процессов, какими могут быть перспективы развития человечества.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

§2. Значение криминологии

Читайте также:  Польза янтаря для женского здоровья

Криминология — многоадресная наука. Ее рекомендации могут иметь значение для различных субъектов: законодателя, президента страны, работников правоохранительных органов, представителей средств массовой информации, специалистов, занимающихся образованием и воспитанием, а также для отдельных граждан.
Значение криминологии можно рассматривать в трех аспектах:
— мировоззренческом;
— практическом;
— эрудиционном.
Мировоззренческий аспект выражается в выработке криминологического мышления. Криминология дает не только сумму практических рекомендаций деятельности в той или иной ситуации. Изучение криминологии изменяет стиль мышления человека.
Криминологическое мышление базируется на осознании человеком:
— сущности преступности как одной из форм зла и социальной патологии;
— возможностей общества, социальных групп и отдельного человека воздействовать на это явление;
— уяснении сущности общей и частной превенции, а также места уголовной ответственности и уголовного наказания в системе мер предупреждения преступлений, разрушающего воздействия на преступность;
— осмыслении с этих позиций промежуточных и конечных целей профессиональной деятельности.
Практический аспект значения криминологии выражается в следующем:
1. Она вооружает специалиста суммой определенных знаний и умений, необходимых для эффективного воздействия на преступность в процессе выполнения профессиональных функций, связанных с:
— изучением личности преступника иди правонарушителя;
— выявлением причин и условий преступлений;
— криминологическим прогнозированием индивидуального преступного поведения и преступности в целом;
— разработкой и реализацией мер воздействия на преступность;
— анализом эффективности мер предупреждения преступлений.
2. Ключевой момент практической ценности криминологии для каждого человека заключается в том, что она помогает овладеть оптимальной стратегией и тактикой поведения с тем, чтобы свести к минимуму личную вероятность оказаться жертвой преступления.
3. Не менее важной стороной практической ценности криминологии является анализ феномена случайного преступника. Какой случай (криминогенная ситуация-ловушка) может сделать человека преступником и как следует себя вести, чтобы избежать такой драматической развязки, — ответ на этот вопрос может дать криминологическая теория.
4. Практически каждый, кто изучает криминологию, имеет или будет иметь детей. Как становится преступником ребенок или молодой человек, какие обстоятельства подталкивают его на криминальную стезю и какие упущения родителей и близких способствуют этому, что могут сделать родители для предотвращения столь плачевного финала личной педагогической практики — эти проблемы также находятся в русле криминологического изучения.
5. Криминология позволяет специалисту увидеть, каким образом отдельные негативные стороны его деятельности могут оказаться причинами или условиями новых преступлений с тем, чтобы выполнение профессиональных функций оказывало разрушающее воздействие на преступность, а не продуцировало новые общественно опасные деяния.
6. Преступность так или иначе затрагивает интересы каждого человека. Поэтому объективно каждый заинтересован в том, чтобы принять участие в разрушающем воздействии на нее. Однако далеко не каждый понимает это и соответственно не каждый заинтересован субъективно. Задача криминологии — помочь людям уяснить эту нехитрую мудрость и научить, как отдельный человек в самых разных условиях может оказывать деструктивное воздействие на криминальный феномен.
7. Знание основных положений криминологической теории позволит человеку адекватно оценить ситуацию в стране, деятельность той или иной политической группы, значимость и социальную ценность отдельных политических деятелей, спрогнозировать наиболее вероятный вариант развития социальной ситуации. Это, в свою очередь, позволит принимать верные ре-шения в плане поддержки политиков либо отказа им в доверии, что в условиях демократического общества имеет немалую практическую значимость.
Эрудиционный аспект значения криминологии включает изучение криминологической характеристики преступности в нашей стране, зарубежных странах, анализ исторического и зарубежного опыта предупреждения преступлений, ознакомление с зарубежными концепциями преступности и ее причин. Сущность эрудиционного аспекта значения криминологии — в по-знании целой области социального бытия (криминальной сферы), уяснении масштабов преступности (например, в нашей стране ежегодно регистрируется порядка 2,5 млн преступлений, а в местах лишения свободы находится около 1 млн человек). Указанные познания «шлифуют» специалиста, развивают память и умение мыслить, позволяют увереннее чувствовать себя в процессе общения с разными людьми, аргументированно оспаривать неверные суждения.
Изучение криминологии позволяет прикоснуться к тайнам бытия, побуждает к размышлению над тем, что есть добро и зло, какова природа социальных процессов, какими могут быть перспективы развития человечества.

Вы можете следить за комментариями к этой публикации через RSS 2.0.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Источник