Какая польза от поучений будды и конфуция
Приветствуем вас, уважаемые читатели. Сегодня речь пойдет о религиях, которые составляют суть традиционной азиатской культуры – буддизме и конфуцианстве. У них есть как общие черты, так и различия, которые будут рассмотрены в этом материале.
Содержание
Происхождение
Школы
Философия
Принципы конфуцианства
Принципы буддизма
Сравнение учений
Заключение
Рассматривая буддизм и конфуцианство в сравнении, стоит сразу отметить, что в большей степени религией можно назвать только одну из традиций — буддизм, тогда как конфуцианство представляет собой свод этических и философских правил.
Происхождение
Буддизм родился в Индии примерно в VI в. до н.э. Считается, что своим возникновением он обязан человеку благородного происхождения, Сиддхартхе Гаутаме. В возрасте 29 лет он оставил мирскую жизнь и отправился в духовное путешествие. Достичь просветления Гаутаме удалось с помощью медитации.
Основная идея разработанного им учения заключалась в том, что человеческая жизнь наполнена страданиями (дукха). Высшая цель поиска – это духовное освобождение от них.
Человек, который отправляется в долгое путешествие, чтобы отбросить прочь страдания, а затем научить этому других, называется бодхисаттвой. Тот, кто открывает этот путь, следует ему до конца и проповедует его в мире, это Будда.
Отсюда и название религии. Будды не возрождаются после того, как умирают, но входят в состояние без страданий, называемое нирваной. Только они открывают путь к освобождению (мокша). Но Будды появляются очень редко, и это считается важным событием в истории вселенной.
Основателя конфуцианства звали Конфуций. Он родился в V в. до н.э. в Китае в состоятельной семье, но в результате трагических событий обеднел и стал путешествующим философом. Его повсюду сопровождали ученики и впитывали его мудрость. Конфуций провел всю оставшуюся жизнь, пытаясь своими сочинениями и учениями обратить нечестивцев в свою философию правды и справедливости.
Конфуций – не религиозный лидер. Он преподавал этическое учение, основные идеи которого заключаются в глубоком уважении к родителям, в том числе поклонении предкам, лояльности государству и его лидерам. Он также пришел к выводу, что хорошую жизнь помогут вести пять добродетелей: сострадание, порядочность, хорошие манеры, проницательность и верность.
Школы
В странах южной Азии, где исповедуют буддизм, никогда не возникало серьезных различий по его основам. Шри-Ланка, Камбоджа, Лаос, Бирма, Таиланд приняли принципы учения Тхеравады, и любые расхождения между школами ограничиваются незначительными вопросами.
Самые ранние учения Будды написаны на языке пали и принадлежат традиции сиравадинов. Эта школа признает человеческие особенности просветлённого и характеризуется психологическим пониманием природы человека. При этом подчеркивается медитативный подход к трансформации сознания.
Своеобразную «головную организацию» представляет собой Махаяна. Она включает разные школы, от традиции Тантры, хорошо представленной в Тибете и Непале, до секты Чистой земли в Японии, Китае и Корее, последователи которой верят, что спасение достигается только через абсолютное доверие к спасительной силе Амитабхи. Чань и дзен-буддизм – это медитационные школы Китая и Японии.
Другое основное направление – ваджраяна. Если рассматривать, какие народы стали последователями этой школы, стоит отметить жителей Тибета, Непала, Бутана, Монголии. Она известна как Ваджраяна из-за ритуального использования ваджры – символа нетленного алмаза, грома и молнии.
Школы последователей учения Конфуция:
- Нео-конфуцианство
- Современное нео-конфуцианство
- Корейское конфуцианство
- Японское конфуцианство
- Сингапурское конфуцианство
Философия
Основа буддизма – это «три драгоценных камня»: нравственные убеждения, концентрация и мудрость. Последователи конфуцианства исповедуют аналогичные ценности. Для них важны обучение, мораль и гуманизм.
Основой буддизма служат «Четыре благородных истины»:
- жизнь связана со страданием;
- страдание рождается из-за стремления (желания) к временным вещам;
- страдания можно прекратить, отказавшись от желаний;
- к освобождению от желаний ведет Восьмеричный путь.
Сходство с конфуцианством заключается в том, что последнее основано на «Четверокнижии». Это «Аналекты Конфуция» (Лунь Юй), «Учение о середине» (Чжун Юнь), «Великое учение» (Да Сюэ) и «Мэн-цзы».
Принципы конфуцианства
Для последователей этого учения проблема человека – это дисгармония. Она возникает, когда элементы общества или вселенной находятся вне равновесия. Решить эту проблему можно с помощью ритуального соблюдения обязательств, прикрепленных к положению в обществе.
Люди могут быть в гармонии с ритмами Вселенной только тогда, когда знают свое место (ребенок, родитель, гражданин). Они должны развивать характер и жертвовать собой ради блага всего общества. Цель – это братство всех людей. Достичь этого помогут следующие принципы:
- Ли – Ритуалы, Процветание, Этикет
- Сяо – Любовь в семье
- И – Праведность
- Синь – Честность и надежность
- Рэн – доброжелательность и человечность по отношению к другим
- Чжун – лояльность государству
Принципы буддизма
Эта религия выступает за безусловное сострадание, которое превосходит пространство и время для всех живых существ. Сущностью является вселенная. Цель буддиста – избавиться от страданий и добиться этого можно, отказавшись от того, что раньше казалось желанным, и просвещаясь с помощью Восьмеричного пути. Последователь религии в своей жизни руководствуется следующими принципами:
- не причинять вред живым существам;
- не брать ничего, что не дано по доброй воле;
- не злоупотреблять чувственными удовольствиями;
- не говорить ложно или оскорбительно;
- не принимать опьяняющие напитки или наркотики.
Сравнение учений
Хотя временами конфуцианство и буддизм схожи в определенных аспектах, они различаются своими убеждениями, идеями, базой. Если кратко, то оба учения обходятся без такого понятия, как «бог», первое – более светское, тогда как последнее – духовное по своей природе. Они также расходятся в фундаментальных убеждениях.
Конфуцианцы посвящают свое время улучшению отношений с обществом и его нормами. Буддисты же сосредоточивают свою энергию на достижении «нирваны» или выхода за пределы круга жизни, а отношения с обществом улучшаются естественным образом в ходе этого процесса (имеется в виду в большей степени направление махаяна).
Буддийская карма учит осознавать причину и следствие своих поступков. Аналогично конфуцианство предполагает, что счастье основано на добрых делах. Кроме того, оба философских течения разделяют основную концепцию, согласно которой поощряется отказ от личного интереса ради других.
В обеих традициях центральную роль играет почитание старших. Уважение и преданность родителям и наставникам рассматриваются как первостепенные задачи для содействия миру во всем мире.
Будда и Конфуций озадачивались похожими вопросами. Вот только решения проблем были разными. Так, Конфуций считал, что ответ кроется в упорядоченном обществе, в то время как Будда полагал, что его можно найти с помощью личных усилий.
Образование в обоих учениях считается важнейшей частью жизни. Оно необходимо для правильного понимания, видения и просвещения человека. Обогащая себя знаниями, он осознает значение и ценность своей жизни.
Заключение
Дорогие читатели, на этом пора попрощаться. Теперь вы знаете, что общего есть у буддизма и конфуцианства, и чем различаются эти философско-этические учения. Не забудьте поделиться этой статьей в соцсетях. Помогите просветиться и другим!
Европейцы, которые посещали страны Дальнего Востока в XVIII-XIX веках, всегда удивлялись той обстановке религиозной терпимости, которая царила в этом обширном регионе. Друг с другом мирно сосуществовали конфуцианство, буддизм, местные религиозные культы. Никаких серьезных конфликтов, а уж тем более — религиозных войн, не происходило, да и власти более или менее спокойно относились к представителям всех религиозных учений. При более тщательном рассмотрении ситуации, европейские наблюдатели обнаружили еще более странную для них картину. Оказалось, что среднестатистический китаец, японец или кореец не просто терпимо относятся к другим верованиям — он попросту исповедует несколько религий одновременно.
Не имело ни малейшего смысла интересоваться, буддистом, конфуцианцем, или сторонником местных культов является тот или иной житель региона — он, как правило, был и тем, и другим, и третьим. С точки зрения жителей Европы и Ближнего Востока такая ситуация была совершенно дикой — попробуйте себе представить русского, араба или поляка, который одновременно верует в Христа, Аллаха, и, скажем, Перуна. Однако именно такая ситуация испокон веков существовала в Восточной Азии. Только проникновение христианства, которое принесло с собой европейско-ближневосточные традиции нетерпимости к другим религиям, привело в последние 100-150 лет к некоторым изменениям — довольно заметным в Корее и Вьетнаме, весьма небольшим — в Китае и Японии.
Итак, Восточная Азия — это регион гармоничного сосуществования и взаимопроникновения нескольких религиозных систем? Регион, не ведающий религиозных конфликтов? Если сравнивать Восточную Азию с Европой и Ближним Востоком, то это, в целом, действительно так. Однако при более детальном рассмотрении обнаруживается, что трения между различными религиями существовали и здесь. До Варфоломеевских ночей дело не доходило, и вообще к прямому насилию стороны прибегали крайне редко, но конфликтные ситуации все-таки возникали.
Одно из таких противостояний — это соперничество буддизма и конфуцианства в правление династии Ли (1392-1910), которое в целом закончилось поражением буддизма. По сути, корейский буддизм и поныне не совсем еще оправился от этой своей неудачи.
До конца XIV века, в правление династии Корё, Корея была буддистской страной. Буддизм пользовался безусловной поддержкой власти, короли и сановники делали щедрые пожертвования в пользу монастырей, а временами — и сами принимали монашеский сан. Издание религиозной литературы и деятельность проповедников щедро финансировались государством. Однако ситуация изменилась в конце XIV века, когда к власти в стране пришла новая династия Ли. С самого начала короли этой династии опирались на корейских “младореформаторов” – убежденных сторонников неоконфуцианства. Реформаторы хотели построить новое государство “правильно”, то есть в соответствии с предписаниями единственно верной теории общественного устройства. Таковой теорией было для них учение Конфуция в интерпретации Чжу Си (то самое “неоконфуцианство”). И именно с позиций этого учения они и стали подходить к буддизму.
Поначалу, на рубеже XIV и XV веков, наибольшее недовольство властей и тесно с ними связанной конфуцианской интеллигенции вызывало церковное землевладение. Монастырям тогда принадлежали огромные по корейским масштабам земельные владения, на которых работали крепостные и арендаторы. Налогов монастыри, как правило, не платили. С точки зрения реформаторов, радеющих об интересах государства и доходах казны, монастырские земли были просто украдены у страны. Поэтому среди первых акций новой власти было и решение о конфискации церковных земель. Отныне церковь не могла владеть земельной собственностью, и это ограничение просуществовало все время правления династии, вплоть до конца XIX века.
Однако и после того, как буддийские монастыри лишились былых богатств, отношение к ним у идеологов власти не улучшилось. Главные претензии носили политический или, скорее, политико-экономический характер. Монахи в буддизме должны жить в нищете, не работая, исключительно за счет подаяния. С точки зрения государства это означало, что подданный, становясь монахом, переставал быть работником и налогоплательщиком. Вдобавок, монаха нельзя было забрать в армию.
Наконец, монах не имел детей, а забота о приумножении населения считалась одной из важнейших задач конфуцианского государства. Итак, монах был бесполезен и даже хуже того — вреден, так как, ничего не производя и не выполняя никаких полезных государству функций, он, тем не менее, ел и пил, во что-то одевался и где-то жил, потребляя, таким образом, ресурсы страны. С особой четкостью такое отношение к монашеству проявилось в начале XV века, когда на заседании Государственного совета один из сановников заявил: “Монахи ничем не помогают стране, как же можно считать их подданными Кореи?” Это заявление вызвало протесты самого короля, но в поддержку сановника один за другим выступило большинство министров: “Монахи — не подданные, и их проблемы не должны волновать государство!” Примерно такой же точки зрения со временем стало придерживаться большинство корейских интеллигентов — в том числе и те, кто сам не слишком жаловал неоконфуцианскую доктрину. А от интеллигентов ирония по отношению к монахам распространилась и среди населения в целом.
Монахов называли “те, кто никогда не потеет” (имея в виду то, что им никогда не приходится заниматься физическим трудом), или “большими червяками”, а монах с монашкой стали любимыми персонажами непристойных анекдотов (как, кстати, и поп с попадьей в русской деревне XIX века). Постепенно в фольклоре сложился образ монаха — хитрого, ленивого, блудливого бездельника. Сейчас уже трудно сказать, до какой степени эта картина соответствовала реальности, а до какой — была сформирована тогдашними правительственными идеологами и прочими мастерами пиара. Однако бесспорно, что большинство простых корейцев стали со временем смотреть на монахов именно с этой стороны.
Помимо социально-экономических, против буддизма выдвигались и иные обвинения. Как чаще всего и бывает с систематически притесняемыми религиями, буддизм с течением времени потерял свой былой интеллектуальный потенциал. По-настоящему образованные люди все реже шли в монастыри, и среди монахов было все меньше людей, способных читать философские тексты и всерьез рассуждать о высоких материях. Буддизм медленно превращался в некое подобие народной религии, среди поклонников которой большинство составляли женщины. Они приходили в храм отнюдь не для философских размышлений о судьбах сущего. Их волновали собственные повседневные дела — отсутствие сыновей, сложности в отношениях с мужем или свекровью, болезни родителей, и они хотели заручиться поддержкой Будды в решении именно этих проблем. Разумеется, это не увеличивало популярности буддизма среди власть предержащих и интеллигенции. Элита относилась к буддизму с иронией и презрением, как к учению простонародья и женщин — то есть людей, слишком примитивных для того, чтобы осознать мудрость великого и всепобеждающего учения Конфуция.
В то же самое время, гонения на буддизм в Корее XV-XIX веков носили достаточно мягкий характер. Никто не запрещал распространения религиозной литературы, никто не бросал монахов в тюрьмы, никому не возбранялось посещать монастыри — хотя получить разрешение на основание нового монастыря было очень сложно, а многие старые монастыри были закрыты властями. Иногда даже представители конфуцианской интеллигенции сами посещали монастыри и участвовали в обрядах — это воспринималось как вполне терпимое чудачество. Давление на буддизм было косвенным, и ситуация отчасти напоминала ту, что существовала вокруг Русской православной церкви в годы правления Брежнева — со стороны правительства церковь сталкивалась не с прямым запретом на свою деятельность, а с неодобрением и всяческими ограничениями, причем эти ограничения временами носили подчеркнуто унизительный характер.
По законодательству династии Ли все монахи относились к сословию “чхонмин” – “подлых людишек”, в которое также входили крепостные, палачи и проститутки. Понятно, что редкий дворянин и вообще образованный человек был готов добровольно принять такой низкий статус, и поэтому люди с образованием редко шли в монахи. Иногда действовали и более суровые запреты. Например, в XV веке монах, зашедший (просто зашедший!) без сопровождения в дом вдовы, считался виновным в попытке прелюбодеяния и как развратник подлежал наказанию палками. В середине XV века действовал запрет на посещение монахами Сеула — монастыри к тому времени были выведены за пределы столицы. Женщинам было запрещено отправляться в паломничество в монастыри (исключительно в целях охраны морали — ведь монахи считались воплощением разврата) — хотя со временем на нарушение этого запрета стали смотреть сквозь пальцы. Наконец, монахов часто мобилизовывали на строительные работы, отправляя возводить то горные крепости, то королевские дворцы, а во время войны их, вопреки всем запретам, забирали в армию (впрочем в периоды внешних вторжений многие монахи уходили в армию добровольно).
Интенсивность давления на буддизм в разные эпохи была разной: некоторые правители династии Ли относились к буддизму с особой нетерпимостью, некоторые же, наоборот, ему отчасти симпатизировали. Вдобавок, отношение властей к буддизму несколько смягчилось после Имчжинской войны 1592-1598 гг., когда монастыри были важными центрами сопротивления японскому вторжению. Однако в целом политика вытеснения буддизма из общественной жизни оказалась успешной, и к концу правления династии Ли эта религиозная система в Корее оказалась в глубоком упадке. Только XX век принес корейскому буддизму возрождение — впрочем, далеко не полное. В новых условиях ему пришлось конкурировать с христианством, но это уже — совсем другая история.
Андрей Ланьков, “Сеульский вестник”.
Буддизм и конфуцианство в сравнении
[autor_bq]
Приветствуем вас, уважаемые читатели. Сегодня речь пойдет о религиях, которые составляют суть традиционной азиатской культуры – буддизме и конфуцианстве. У них есть как общие черты, так и различия, которые будут рассмотрены в этом материале.
Рассматривая буддизм и конфуцианство в сравнении, стоит сразу отметить, что в большей степени религией можно назвать только одну из традиций — буддизм, тогда как конфуцианство представляет собой свод этических и философских правил.
Что такое буддизм?
Буддизм предлагает методы, которые помогают раскрыть наш человеческий потенциал благодаря пониманию подлинной природы реальности.
Буддизм был основан 2500 лет назад в Индии Сиддхартхой Гаутамой, более известным как Будда. Его учение распространилось по Азии, а в наши дни является четвёртой по величине мировой религией.
Большую часть жизни Будда обучал своим методам просветления, помогая другим также стать просветлёнными буддами. Он понял, что, с одной стороны, все мы равны в своей способности достичь состояния будды. И в то же время предпочтения, интересы и таланты людей различны. Исходя из этого, он обучал широкому спектру методов, которые помогают преодолеть ограничения и полностью раскрыть свой потенциал.
В каждой культуре, принявшей буддизм, подчёркивались разные аспекты. Но несмотря на то, что в мире есть множество форм буддизма, основы учения везде общие.
Происхождение
Буддизм родился в Индии примерно в VI в. до н.э. Считается, что своим возникновением он обязан человеку благородного происхождения, Сиддхартхе Гаутаме. В возрасте 29 лет он оставил мирскую жизнь и отправился в духовное путешествие. Достичь просветления Гаутаме удалось с помощью медитации.
Основная идея разработанного им учения заключалась в том, что человеческая жизнь наполнена страданиями (дукха). Высшая цель поиска – это духовное освобождение от них.
Человек, который отправляется в долгое путешествие, чтобы отбросить прочь страдания, а затем научить этому других, называется бодхисаттвой. Тот, кто открывает этот путь, следует ему до конца и проповедует его в мире, это Будда.
Отсюда и название религии. Будды не возрождаются после того, как умирают, но входят в состояние без страданий, называемое нирваной. Только они открывают путь к освобождению (мокша). Но Будды появляются очень редко, и это считается важным событием в истории вселенной.
Основателя конфуцианства звали Конфуций. Он родился в V в. до н.э. в Китае в состоятельной семье, но в результате трагических событий обеднел и стал путешествующим философом. Его повсюду сопровождали ученики и впитывали его мудрость. Конфуций провел всю оставшуюся жизнь, пытаясь своими сочинениями и учениями обратить нечестивцев в свою философию правды и справедливости.
Конфуций – не религиозный лидер. Он преподавал этическое учение, основные идеи которого заключаются в глубоком уважении к родителям, в том числе поклонении предкам, лояльности государству и его лидерам. Он также пришел к выводу, что хорошую жизнь помогут вести пять добродетелей: сострадание, порядочность, хорошие манеры, проницательность и верность.
Базовое буддийское учение – четыре благородных истины
Самое базовое учение Будды известно как четыре благородных истины. Это четыре факта, истинность которых видят существа с высокой реализацией.
Хотя в жизни много радостей, каждое существо, будь то крошечное насекомое, бездомный или миллиардер, сталкивается с проблемами. От рождения до самой смерти мы стареем, болеем и теряем близких. Мы испытываем разочарование и неудовлетворённость, не получаем желаемого и сталкиваемся с тем, чего не хотим.
Школы
В странах южной Азии, где исповедуют буддизм, никогда не возникало серьезных различий по его основам. Шри-Ланка, Камбоджа, Лаос, Бирма, Таиланд приняли принципы учения Тхеравады, и любые расхождения между школами ограничиваются незначительными вопросами.
Самые ранние учения Будды написаны на языке пали и принадлежат традиции сиравадинов. Эта школа признает человеческие особенности просветлённого и характеризуется психологическим пониманием природы человека. При этом подчеркивается медитативный подход к трансформации сознания.
Своеобразную «головную организацию» представляет собой Махаяна. Она включает разные школы, от традиции Тантры, хорошо представленной в Тибете и Непале, до секты Чистой земли в Японии, Китае и Корее, последователи которой верят, что спасение достигается только через абсолютное доверие к спасительной силе Амитабхи. Чань и дзен-буддизм – это медитационные школы Китая и Японии.
Другое основное направление – ваджраяна. Если рассматривать, какие народы стали последователями этой школы, стоит отметить жителей Тибета, Непала, Бутана, Монголии. Она известна как Ваджраяна из-за ритуального использования ваджры – символа нетленного алмаза, грома и молнии.
Школы последователей учения Конфуция:
- Нео-конфуцианство
- Современное нео-конфуцианство
- Корейское конфуцианство
- Японское конфуцианство
- Сингапурское конфуцианство
Философия
Основа буддизма – это «три драгоценных камня»: нравственные убеждения, концентрация и мудрость. Последователи конфуцианства исповедуют аналогичные ценности. Для них важны обучение, мораль и гуманизм.
Основой буддизма служат «Четыре благородных истины»:
- жизнь связана со страданием;
- страдание рождается из-за стремления (желания) к временным вещам;
- страдания можно прекратить, отказавшись от желаний;
- к освобождению от желаний ведет Восьмеричный путь.
Сходство с конфуцианством заключается в том, что последнее основано на «Четверокнижии». Это «Аналекты Конфуция» (Лунь Юй), «Учение о середине» (Чжун Юнь), «Великое учение» (Да Сюэ) и «Мэн-цзы».
Принципы конфуцианства
Для последователей этого учения проблема человека – это дисгармония. Она возникает, когда элементы общества или вселенной находятся вне равновесия. Решить эту проблему можно с помощью ритуального соблюдения обязательств, прикрепленных к положению в обществе.
Люди могут быть в гармонии с ритмами Вселенной только тогда, когда знают свое место (ребенок, родитель, гражданин). Они должны развивать характер и жертвовать собой ради блага всего общества. Цель – это братство всех людей. Достичь этого помогут следующие принципы:
- Ли – Ритуалы, Процветание, Этикет
- Сяо – Любовь в семье
- И – Праведность
- Синь – Честность и надежность
- Рэн – доброжелательность и человечность по отношению к другим
- Чжун – лояльность государству
Принципы буддизма
Эта религия выступает за безусловное сострадание, которое превосходит пространство и время для всех живых существ. Сущностью является вселенная. Цель буддиста – избавиться от страданий и добиться этого можно, отказавшись от того, что раньше казалось желанным, и просвещаясь с помощью Восьмеричного пути. Последователь религии в своей жизни руководствуется следующими принципами:
- не причинять вред живым существам;
- не брать ничего, что не дано по доброй воле;
- не злоупотреблять чувственными удовольствиями;
- не говорить ложно или оскорбительно;
- не принимать опьяняющие напитки или наркотики.
Сравнение учений
Хотя временами конфуцианство и буддизм схожи в определенных аспектах, они различаются своими убеждениями, идеями, базой. Если кратко, то оба учения обходятся без такого понятия, как «бог», первое – более светское, тогда как последнее – духовное по своей природе. Они также расходятся в фундаментальных убеждениях.
Конфуцианцы посвящают свое время улучшению отношений с обществом и его нормами. Буддисты же сосредоточивают свою энергию на достижении «нирваны» или выхода за пределы круга жизни, а отношения с обществом улучшаются естественным образом в ходе этого процесса (имеется в виду в большей степени направление махаяна).
Буддийская карма учит осознавать причину и следствие своих поступков. Аналогично конфуцианство предполагает, что счастье основано на добрых делах. Кроме того, оба философских течения разделяют основную концепцию, согласно которой поощряется отказ от личного интереса ради других.
В обеих традициях центральную роль играет почитание старших. Уважение и преданность родителям и наставникам рассматриваются как первостепенные задачи для содействия миру во всем мире.
Будда и Конфуций озадачивались похожими вопросами. Вот только решения проблем были разными. Так, Конфуций считал, что ответ кроется в упорядоченном обществе, в то время как Будда полагал, что его можно найти с помощью личных усилий.
Образование в обоих учениях считается важнейшей частью жизни. Оно необходимо для правильного понимания, видения и просвещения человека. Обогащая себя знаниями, он осознает значение и ценность своей жизни.
Наши проблемы возникают из сложного комплекса причин и следствий. Но Будда сказал, что конечная причина страданий – наше собственное неведение относительно реальности. Оно заключается в том, что наш ум проецирует то, что невозможно, на нас самих, на всех и всё вокруг.
Будда увидел, что от всех проблем можно избавиться, устранив их причину – наше неведение, и больше никогда не сталкиваться с ними снова.
Проблемы прекращаются, когда мы устраняем неведение с помощью правильного понимания реальности. Для этого нужно в полной мере осознать, что все мы взаимосвязаны и зависим друг от друга. На основе этого мы развиваем равную любовь ко всем живым существам. Устранив заблуждения о том, как существуем мы сами и другие, мы способны приносить пользу и себе, и другим.
Уровни учения Будды
Далай-лама говорит о трёх уровнях буддизма:
- Буддийская наука об уме: как восприятие, мысли и эмоции работают с точки зрения личного опыта.
- Буддийская философия: этика, логика и буддийское понимание реальности.
- Буддийская религия: карма, ритуалы, молитвы, вера в прошлые и будущие жизни.
Буддийская наука дополняет современную нейробиологию, предоставляя обширную карту разнообразных когнитивных функций ума: от чувственного восприятия, концентрации, внимания, осознанности и памяти до позитивных и негативных эмоций. Укрепляя позитивные нейронные сети, мы можем усилить положительные способности своего ума.
В буддизме мы в первую очередь полагаемся на исследование, а не на веру. Поэтому научные открытия очень полезны для буддизма.
— 14-й Далай-лама
На физическом уровне буддийская наука включает сложные медицинские системы, которые предлагают эффективные схемы лечения множества болезней. Что касается окружающего мира, буддизм предоставляет подробный анализ материи и энергии, который во многом совпадает с положениями квантовой физики. Кроме этого, он освещает такие вопросы, как происхождение, существование и разрушение вселенной, утверждая, что нынешней вселенной предшествовали бесчисленные вселенные без начальной точки отсчёта.
Буддийская философия рассматривает взаимозависимость, относительность и причинно-следственную связь. Она предоставляет подробную логическую систему, основанную на теории множеств и дебатах, и помогает понять, что наш ум создаёт ложные проекции.
Буддийская этика основана на правильном распознавании того, что полезно, а что вредно – как для нас, так и для окружающих.
Верующие мы или агностики, верим мы в Бога или в карму, принципам этики может следовать каждый.
— 14-й Далай-лама
Буддийская этика подразумевает признание и поддержание основополагающих человеческих ценностей – любви, сострадания, мудрости, доброты, честности, щедрости, спокойствия, в сочетании с твёрдым намерением не вредить другим.
Буддийская религия рассматривает такие темы, как карма, прошлые и будущие жизни, механизм перерождения и освобождение от него, а также достижение просветления. Она включает практики прочтения текстов вслух, медитации и молитв. В буддизме нет единственной священной книги: в каждой традиции есть свои тексты, основанные на исходных учениях. Многие из текстов тибетской традиции вы найдёте в разделе «Классические тексты».
Молиться можно везде и в любое время, хотя многие предпочитают молиться в храме или перед алтарём у себя дома. Конечная цель молитвы – не исполнение желаний, а пробуждение своей внутренней силы, мудрости и сострадания.
Также в буддизме нет правил относительно пищи. Но многие учителя советуют ученикам по мере сил практиковать вегетарианство, а Будда учил своих последователей не пить алкоголь и не употреблять наркотики. Буддийская практика направлена на развитие осознанности и самодисциплины, которые мы теряем, когда напиваемся или ловим кайф.
В буддизме есть богатая монашеская традиция. Монахи и монахини держат сотни обетов, включая полный целибат. Они бреют головы, носят особые одежды и живут в монашеских обителях, посвящая жизнь обучению, медитации, молитве и совершению ритуалов для мирского сообщества буддистов. В наши дни многие миряне изучают буддизм и практикуют в буддийских центрах.
Видео Буддизм и наркотики
Рейтинг статьи: (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка…
Источники: o-buddizme.ru www.narkotiki.ru studybuddhism.com