Какая польза от музыкальной школы

Какая польза от музыкальной школы thumbnail

Символы музыкиПновыйсихологи утверждают, что музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, настолько оно полезно. Широко известно, что в младшей и средней школе Японии музыка – один из основных предметов. Причем занятия музыкой носят там очень серьезный характер. Детей учат игре на музыкальных инструментах, пению, знакомят с национальной и мировой музыкальной культурой.

Насколько прав самый умный народ в мире в своем подходе к обучению музыке?

Музыкальные инструменты и мелкая моторика

Все грамотные родители знают о необходимости развивать мелкую моторику ребенка. Делать это нужно уже с возраста восьми месяцев. Дело в том, что двигательный и речевой центры мозга человека тесно связаны друг с другом. Проекция кисти руки занимает 1/3 часть всей площади головного мозга, отвечающей за движение. Чем лучше ребенок владеет пальцами, тем лучше развивается его речевая способность.

Практически все музыкальные инструменты при игре на них задействуют пальцы рук. Никакая гимнастика не сможет тренировать пальчики так активно.

Самые сложные в этом отношении инструменты – фортепиано и аккордеон/баян. При игре на них активно задействованы пальцы обеих рук. Более того, если в начале обучения ребенок играет каждой рукой поочередно, то потом он учится играть двумя руками сразу, причем асинхронно (каждая рука движется по-разному).

Насколько это важно для общего умственного развития, можно понять, если задуматься, какие механизмы управляют таким сложным двигательным навыком.

У человека доминирует одно полушарие мозга. Поэтому одна из рук ведущая, а вторая «вспомогательная». Заставляя «слабую» руку работать наравне в «сильной», мы даем толчок к более активной работе соответствующего полушария мозга. Оно развивается не хуже «главного» (нейронные сигналы между полушариями распределяются равномерно). Тренированный таким образом мозг быстрее обрабатывает информацию, а значит, работает лучше.

При игре на скрипке и гитаре руки задействованы неравномерно. Если музыкант праворукий, левая (слабая по природе!) рука работает пальцами более активно. Особенно это касается скрипки, ведь правая здесь отвечает только за движение смычка. Переборы и удары о струны на гитаре гораздо проще в исполнении, чем движения левой руки.

При игре на разных духовых инструментах руки тоже могут действовать неравномерно, ведь некоторые инструменты используют пальцы только одной руки. Но малышей учат играть сначала на блокфлейте, где пальчики работают одинаково активно, а переходить на «взрослый» инструмент рекомендуют не раньше девятилетнего возраста.

Духовые инструменты обладают еще одним очень полезным свойством. Оно касается здоровья.

Музыка и здоровье ребенка

С первых минут занятий ребенка учат правильному дыханию; техника дыхания становится объектом тренировки на долгие годы.

Здесь используется так называемый грудобрюшной, или смешанный тип дыхания. Это значит, что диафрагма и легкие, в зависимости от исполнительской задачи (того, какой звук необходимо извлечь), работают поочередно. Игру на духовых инструментах врачи советуют детям, страдающим хроническим тонзиллитом и астмой. Известны случаи, когда астма отступала после нескольких лет занятий.

Не менее полезно при заболеваниях легких пение. Оно развивает дыхательную систему, улучшает дренаж легких. Заниматься пением тоже советуют астматикам.

В профессиональном плане различают академический и народный стиль пения (к нему близок эстрадный стиль). Академический стиль предполагает объемный, «округленный» звук, для извлечения которого в числе прочего необходимо дыхание с опорой на диафрагму. В народном стиле пения звук открытый, «плоский», близкий к разговорной речи. При постановке голоса здесь сохраняют естественный для каждого человека тип дыхания: нижне-реберный, грудной или смешанный. С точки зрения здоровья одинаково полезны обе манеры пения, но народная для ребенка более естественна.

Хоровое пение используют как средство лечения легких форм заикания у детей. Заикающийся ребенок обычно не может ровно произнести первый слог в слове. При пении слова «цепляются» друг за друга, и акцент на первом слоге сглаживается. Ребенок старается подстроиться под других детей, даже если он ошибется, этого не будет заметно. Так снимается психологический дискомфорт.

Как еще музыка влияет на здоровье:

  • Любой вид занятий музыкой благотворно действует на осанку. Положение корпуса, как при пении, так и при игре на инструментах всегда фиксировано. Стоят (или сидят) ровно, нельзя сутулиться, напрягать руки, шею и другие части тела. Учитель никогда не начнет занятий, пока не добьется, чтобы ученик принял правильное положение тела и расслабился. На протяжении урока он будет следить за осанкой. Урок в 45 минут превращается в отличную тренировку.
  • О том, как благотворно влияет музыка на психику человека, известно с древности, и современные исследования это подтверждают. Музыкотерапия – признанный психотерапевтический метод, который используется в лечении и реабилитации детей с соматическими и психическими расстройствами. Агрессивность или истощение нервной системы сейчас не редкость даже у обычных детей. Слушайте с таким ребенком музыку Моцарта, и вы удивитесь, насколько сильно изменится его поведение.

Интересные исследования проводились со слабослышащими детьми. Оказалось, что при развитии музыкального слуха (а это развитие тесно связано с памятью и мышлением) более тонким становится и физиологический слух. Занятия музыкой способствуют расширению реакции мозга на звук, поэтому обычный слух ребенка улучшается.

Музыка и речь

А вы знаете, что музыка очень похожа на речь? Прислушайтесь, ведь музыка не течет непрерывным потоком, а делится на части. В ней есть фразы, они могут быть утвердительными, вопросительными, восклицательными. Есть и предложения. А самая простая музыкальная форма – период – это не что иное, как элементарная форма выражения законченной мысли.

Внимательному слушателю легко обнаружить повторяющиеся фрагменты в музыкальном произведении. Эти повторы, во-первых, облегчают слушателю восприятие музыки, а во-вторых, усиливают ее выразительность, подчеркивают главную мысль произведения (так же как в речи).

Музыка и речь родственны, говорят даже, что музыка предшествовала появлению речи. И родство это глубинное.

Читайте также:  Массаж банками на спине польза

Интонация, один из компонентов речи, – основа музыки. В ней зерно всей выразительности мелодии. Интонация способна так окрасить речевую фразу, что ее смысл будет полностью противоречить словам.

Занимаясь музыкой, ребенок постигает эти ее свойства (сначала бессознательно). Его речь исподволь становится более грамотной, структурированной, выразительной. Ребенок не только учиться владеть своей речью, но и тоньше различает оттенки речи других людей, а значит, улучшаются его коммуникативные навыки.

Что обозначают ноты?

Парадокс: музыка сходна с речью и принципиально отлична от языка. Все верно, структурные связи те же, интонационная и ритмическая составляющие на месте, а вот слов в привычном понимании нет. И когда обычному человеку говорят, что пьеса Грига рассказывает о восходе солнца в горах, он разведет руками, потому что может не заметить ни гор, ни солнца.

Музыка отличается от языка тем, что она не объясняет какие-то предметы и явления, а помогает слушателю почувствовать их эмоциональное воздействие. Восторженное чувство полноты жизни разделит даже несведущий слушатель григовского «Утра», а прозрачный горный воздух, первые лучи солнца, пастушьи наигрыши, яркие и чистые гармонические сопоставления, оркестровые краски – это средства, помогающие понять смысл музыки.

Музыка способна не просто раскрыть содержание эмоции, она лучше, чем другие искусства воплощает настроение – самый беспредметный вид эмоции. Более того, она способна показать эмоции и настроения в развитии, в динамике.

Эта обращенность музыки к конкретно-чувственной сфере мышления бесценна. Восполнить недостаток эмоциональной составляющей в современной жизни, научить ребенка сопереживать, сделать его более чутким по отношению к другим людям, – все это может музыка.

Музыка и математика

И вместе с тем музыка – почти наука. Посмотрите на ноты, каждая из них точно обозначает не только отдельный звук и его свойства, но и связи между звуками. Все составляющие части музыки – мелодия, ритм, гармония, лад, – имеют четкую структурную организацию. В этом она схожа с математикой.

Музыка на самом деле развивает математические способности. Есть много понятий, общих для музыки и математики. К примеру:

  • Ритм. Ему подчиняются и числа. Например, понятие кратности ритмично: числа, кратные трем, укладываются в размер ¾.
  • Дроби. Длительности звуков основаны на дробях, их легко перевести в числа.
  • Пропорции. Вот одна из них: если длительности звуков увеличить вдвое, музыка станет звучать в два раза медленнее.
  • Вариации. Числа, как и музыкальную тему, можно записать/показать разными способами.
  • Параллель. В нотной записи пять линеек никогда не пересекаются, так же как «не пересекаются» и разные голоса в хоре, партии разных инструментов в оркестре.
  • Противоположности. Высокое и низкое, быстрое и медленное, многоголосие и одноголосие, — музыка построена на противоположностях, так же как и математика.

Поистине нет больше такой области человеческой деятельности, которая объединяла бы в себе столь противоречивые свойства: быть одновременно непереводимой и в высшей степени логичной и познаваемой!

Развитие ума

Эта парадоксальность музыки наилучшим способом воздействует на умственное развитие ребенка.

За рубежом проводилось много исследований по изучению влияния музыки на IQ. Широко известен так называемый «Эффект Моцарта» (так называется научно-популярная книга Дона Кэмпбелла, вышедшая в 1997 году). Согласно данным Кэмпбелла, в ходе одного эксперимента после 10-ти минутного пассивного слушания сонат Моцарта в группе студентов результат теста улучшился на 62%. Контрольной группе, сидевшей 10 минут в тишине, удалось улучшить результат только на 14%

Научная достоверность таких исследований может вызывать сомнения. Вместе с тем, педагоги и психологи сходятся во мнении, что занятия музыкой укрепляют структуру мозга и развивают интеллект.

  1. Занятия музыкой развивают пространственное мышление, ведь руки при игре выполняют разные функции.
  2. Структурное мышление необходимо для понимания закономерностей строения музыки.
  3. Каждый вид музыкального слуха связан с разными психическими процессами: абсолютный слух – с памятью, относительный – с мышлением, внутренний – с воображением. Развивая слух, мы улучшаем эти качества.
  4. Занятия музыкой задействуют все виды восприятия (слуховое, зрительное, чувственное) и все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную, ассоциативную, образную).
  5. Музыканты лучше других умеют выполнять несколько задач одновременно. При чтении нот с листа необходимо помнить о прошлом (то, что уже прозвучало), контролировать настоящее (то, что играешь сейчас), и думать о будущем (что сыграть дальше).
  6. Игра на музыкальном инструменте задействует одновременно аудиальную, моторную и визуальную зоны мозга; сочетание в музыке творческой и математической составляющей заставляет работать оба полушария мозга максимально активно.

Труд

Даже если ребенок учится музыке «для общего развития», обойтись без ежедневных занятий (в том числе и самостоятельных) не получится. Любое исполнение музыки (пение в том числе) требует навыка, а он формируется только многократными повторениями одного и того же действия.

Многие дети бросают занятия в музыкальной школе после нескольких лет обучения. Как это принято в младшей школе, новичкам домашних заданий задают немного, они не сложные. У ребенка высок познавательный интерес, и он легко преодолевает небольшие трудности.

Позже, когда исполнительский прогресс начинает прямо зависеть от вложенного труда, а в упражнениях зачастую мало нового и интересного, ребенок испытывает желание прекратить занятия.

Очень важно в этот момент понять мотивацию ребенка. Если такое желание связано с ленью, следует настоять на продолжении занятий. Привычка к ежедневному труду, не всегда увлекательному, но обязательному, нужна человеку, если он хочет добиться успеха в жизни. Музыка в этом отношении воспитывает характер и силу воли так же хорошо, как спорт.

Публичные выступления и уверенность в себе

Выступления на сцене требуют точности, порядка и ответственности, ведь концерт нельзя перенести или отменить, и надо быть к нему готовым.

Читайте также:  В чем польза драконьего глаза

В том числе и психологически. Не все люди от природы наделены любовью к сцене. Страх сцены, по оценкам психиатров, испытывают 95% людей. Он не обязательно связан с особенностями темперамента и характера.

Согласитесь, что владеть техникой публичного выступления полезно людям любой профессии. Маленькие музыканты участвуют в концертах несколько раз в год. Они учатся управлять эмоциями, направлять внимание на содержание музыки, которую исполняют, увлекать за собой слушателей.

Постоянная тренировка укрепит нервную систему, ребенок обретет уверенность в себе, научится быстро адаптироваться к любым жизненным ситуациям.

Гармония и воспитание вкуса

Сравнение гармоничного устройства мира (космоса) с устройством музыкального звукоряда известно нам со времен Пифагора. Выражение «гармония сфер» относится к взаимному расположению Земли, Солнца, планет и звездного неба. Платон развил учение Пифагора: светила занимают каждый свою сферу в космосе (самая высокая – звездоносный небесный круг, самая низкая – Луна), и, двигаясь в пределах этой сферы, издают один из тонов гаммы.

Эти семь звуков гаммы – основа мира, «мировая музыка». По преданию, сыграв их на струнах, человек открывает себе путь для возвращения на небо.

При всей наивности представлений древних греков, они правы в одном – по своему облагораживающему воздействию на человека музыка не сравнится ни с чем. Она воплощает само понятие красоты.

Музыка воспитывает  – Человека.

Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство.

В. А. Сухомлинский

Заниматься музыкой не просто полезно, но необходимо. Цель этих занятий состоит вовсе не том, чтобы воспитать музыканта. Она — в воспитании гармоничной человеческой личности.

Источник

Зачем нужна музыкальная школа
(мнение настройщика)

Музыкальное образование, это один из видов, так называемого, дополнительного образования. А дополнительное не является обязательным. Так зачем нагружать ребенка после, довольно непростой, современной общеобразовательной программы?

Зачем вообще необходимо дополнительное образование?

Дополнительное образование дает дополнительные возможности, увеличивает вероятность найти свои интересы, а благодаря этим интересам и занятие на всю жизнь. Занятие, которое принесет не только удовольствие, но и финансовое благополучие. Как говорится – самая лучшая работа, это высокооплачиваемое хобби.

Общие же знания ведут только по пути большинства, где и возможностей немного и конкуренция велика.

  • Иностранные языки
  • Обучение танцам
  • Обучение музыке
  • Спорт

А так же многие другие дисциплины важны для развития ребенка и практически каждая из них может дополнить другую.

И если спорт важен для поддержки здоровья, воспитание стойкости и уверенности в своих силах, то музыка важна для эмоционального развития, формирования хорошего вкуса, а так же коммуникации в обществе, где единственно верным считается полноценное образование.

К слову, дополнительным образованием эти дисциплины стали считаться сегодня. Раньше они входили в обязательную программу обучения ребенка (речь, разумеется, идет о высших сословиях, однако именно они являются примером лучшего образования для ребенка в те времена) и качество обучения зависело от методов и профессионализма преподавателя, но далеко не от количества дисциплин.

Существует заблуждение — отдавая ребенка, например, в музыкальную школу, родители воспитывают музыканта. И если даже в планах нет дальнейшей карьеры ребенка в музыке, родители считают, что цель занятий научиться играть на инструменте. Не более.

Зачем нужна музыкальная школа

Источник изображения — https://art-storona.ru/gitara/

Однако, возвращаясь, к примеру, высших сословий, единицы из воспитанников становились музыкантами, а музыкальное образование получали дети всех, кто был способен это образование оплатить. Разве это не пример необходимости?

То же касается и других дисциплин.

На самом деле, подобные уроки, это, прежде всего знания и опыт, получить которые легче всего именно в юном возрасте.
Практически любой опыт можно применить в разных областях, и чем больше его будет, тем разнообразнее сферы его применения и лучше результат.

Дополнительное образование тем и важно, что позволяет на более глубоком уровне интересоваться и применять знания, опыт из других областей, знакомиться и понимать людей из других сфер. Шире и полнее анализировать информацию, ситуации и многое другое.

И в итоге увеличивать свои шансы на выигрыш в жизненной лотерее.

При прочих равных условиях, вся жизнь человека, получившего в детстве максимум возможностей и опыта будет намного ярче, чем жизнь человека, не выходящего за рамки «Как у всех» и не стремящегося получить больше.

Что дает музыкальная школа, кроме уменья играть на инструменте?

Не будем говорить о тех, кому музыкальная школа дает путевку в жизнь. Родители талантливых, стремящихся к музыке детей, как правило, не задаются вопросом, зачем нужна музыкальная школа.

Что же может дать образование в музыкальной школе ребенку, проявляющему свой талант в других областях?

Прежде всего, это тренировка и развитие памяти во всех ее направлениях.
Это и память на слух (запоминание речи, музыки, иных звуков), что к слову, значительно облегчает изучение иностранных языков и избавляет от проблем с акцентом.

И зрительная память (запоминание и воспроизведение зрительных образов, знаков) – способность ассоциировать связанные с музыкой визуальные картины и воспроизводить большие объемы информации.

Пространственная память – только представьте себе, запомнить расположение 88 клавиш фортепиано на расстоянии более полутора метров, или в каком положении рук звучит та или иная нота гитары и без ошибок их использовать.

Музыкальная память включает в себя слуховую, тактильную, эмоциональную и двигательную память. Только занимаясь музыкой, можно тренировать и развить практически все виды памяти ребенка.

Кстати для тех, кто умеет играть на музыкальных инструментах, обучение десятипальцевому методу печатанья на клавиатуре компьютера дается очень легко. Их не пугают большие объемы текста, и общаться с такими людьми даже в социальных сетях намного приятнее. Они не ограничены общением через смайлики.

Читайте также:  Отказ от сахара польза вред

Знание законов построения музыки позволяет понимать ее. Хотите, чтобы в будущем ребенок развивал собственный вкус, а не копировал свои предпочтения со сверстников или знакомых, тогда музыкальное образование просто необходимо.

Развитие мозга, координация рук, ног, глаз, все это и многое другое дают занятия музыкой.
Зачем нужна музыкальная школаСобственно для каждого ребенка в отдельности преимущества занятий музыкой очень индивидуальны, полное их перечисление не имеет смысла просто из-за различий в талантах, особенностях ребенка, интересов родителей и множества других нюансов.

Важно другое.
Умение играть на инструменте (особенно на таких распространенных как гитара, фортепиано, скрипка, саксофон), это только дополнительное преимущество, позволяющее выделиться на фоне сверстников, а в будущем коллег и знакомых.

Человек, умеющий и любящий играть на музыкальном инструменте, намного реже остается в одиночестве. Внимание со стороны позволяет ему не искать общества, а выбирать свой круг общения.

Основная же польза от занятий проявляется совершенно в других областях. И области эти могут охватывать практически все сферы в жизни человека.

Когда музыкальная школа противопоказана

  1. Далеко не каждый ребенок имеет одинаковые способности в музыке. Музыкальный слух и чувство ритма конечно можно развить, но если изначально он значительно ниже, чем у большинства его одноклассников, ребенок будет всегда отстающим.
  2. Ребенок просто горит другим интересом, занятия музыкой тяготят его, он считает, что просто тратит время, играя на музыкальном инструменте.
  3. Даже имея хороший слух и/или голос ребенок, совершенно не интересуется музыкой. Он к ней равнодушен.
  4. Ребенок вообще не имеет музыкального слуха.

В первых двух случаях музыкальная школа противопоказана, в третьем — попробовать отдать его в школу можно, но если интерес не проявится, то лучше его оттуда забрать, в последнем лучше избавить его от мучений.

Вся польза от занятий в музыкальной школе для этих детей может превратиться во вред.

Вместо воспитания характера будут развиваться комплексы. Вместо терпения и стремления к результату – ненависть к музыкальному инструменту, к педагогам, а иногда и к родителям, заставляющим заниматься. Вместо положительного опыта выступлений перед большими аудиториями – их боязнь.

В итоге вместо применения знаний, полученных в музыкальной школе, он постарается забыть все то, что было связано с годами нервотрепки и разочарований (примеров этому множество, на любом форуме, где поднимается вопрос о необходимости музыкального образования можно встретить комментарии тех, кто получил такой, негативный опыт).

Как же быть, если музыкальное образование все-таки дать хочется?

И в первом и во втором и в третьем случае не подходит сам способ подачи материала в музыкальной школе.

В первом – сравнивая себя с другими детьми (а делать это придется, экзамены, выступления, успеваемость) ребенок скорее будет замечать свои неудачи, чем успехи.

Во втором музыкальное образование отнимет значительную часть времени (полное музыкальное образование включает в себя огромный пласт информации, а так же конкурсы, выступления, подготовку к ним), которое ребенок будет считать потерянным и вымученным.

В третьем – то же что и во втором, с единственным отличием, это скука.

Однако ставить крест на занятиях музыкой, тем более, если Вы сами считаете их необходимыми для полного образования, не стоит.
Хороший, хотя и более дорогой, выход в таких ситуациях – репетитор.

Зачем нужна музыкальная школаПрофессиональный репетитор, это, прежде всего, индивидуальная программа обучения для каждого ученика.

Для ребенка (как впрочем, для человека любого возраста) развивающего свои способности будет программа со своими достижениями, экзаменами, оценкой педагога, но не будет необходимости сравнивать свои успехи с другими. В будущем, уже развив свои способности, вполне можно и о музыкальной школе подумать, при большом желании.

Для того чьи интересы далеки от музыки будет программа с минимальной загрузкой по этой дисциплине, однако основы и азы получит и этот ребенок.

А те, кому занятия скучны, вполне возможно изменят свое мнение, занимаясь с педагогом, который подстраивается под интересы конкретного ребенка. Если нет, то продолжать вряд ли стоит.

В любом случае, репетитор по музыке, это не только хорошая возможность совершенствования уже усвоенных знаний, но и замечательный вариант получения начального, индивидуального, музыкального образования.

Что лучше? Музыкальная школа или репетитор?

Разумеется, если исходить из качества образования, лучше хорошей музыкальной школы быть не может. Это и отработанная годами методика и сразу несколько педагогов, индивидуально занимающихся с ребенком, те же концерты и конкурсы, где детям просто весело даже, несмотря на эмоциональную нагрузку.

Однако репетитор (особенно хороший репетитор, которого выбирали осознанно), это контроль со стороны родителей и более легкий способ заинтересовать ребенка музыкой. Возможность уделять занятиям музыкой намного меньшее время, не исключая ее из интересов ребенка.

Ответ на вопрос что лучше, музыкальная школа или репетитор вряд ли может быть категоричен, единственное в чем можно быть уверенным так это то, что музыкальное образование, как и любое другое дополнительное образование очень полезно для каждого ребенка, но «Не навреди» — главный принцип врача. Тем же принципом приходится руководствоваться родителю.
Выбирать каким образом ребенок получит его или не получит совсем именно им.

Что у Вас в детстве было с музыкой?

В заключение весьма любопытное выступление Михаила Семеновича Казиника. Вопрос к нобелевским лауреатам. Что у вас в детстве было с музыкой?

Эта статья, как и любая другая, в рубрике «Мысли настройщика», тоже результат не профессионального опыта, а наблюдений и размышлений. Так что любая иная точка зрения приветствуется. Уверен, Ваши комментарии, на этот счет, станут интересны и тем, кто будет читать эти страницы позже).

С уважением, Мазалов Сергей.

Источник