Какая польза от мастер класса
Слово «мастер-класс» настолько сейчас на слуху, что польза и необходимость этого вида обучения не вызывает сомнений. Кто только не проводит теперь мастер-классы! Повара, парикмахеры, учителя, поэты, актёры театра кукол, садоводы и огородники… Вы не поверите, но однажды мне довелось присутствовать на мастер-классе девушки-телохранительницы. Она учила, как использовать для защиты подручные средства, например, сотовый телефон. Что же касается рукодельниц, то трудно среди них найти такую, которая ни разу не участвовала в подобном мероприятии как ученик или же как наставник.
И всё же прежде, чем говорить о каком-то предмете, надо дать ему как можно более точное определение, воспользоваться для этого хорошим словарём или, хотя бы, малюткой Википедией. Итак, текст Википедии:
Мастер–класс — оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности… Обращают на себя внимание два момента: «совершенствование» (значит, какое-то мастерство уже должно присутствовать) и «проводимое специалистом». Всегда ли у участников мастер-класса, причём, с обеих сторон, есть хоть какое-то мастерство? А может, это необязательно?
Ответ: не всегда! И дело тут вот в чём. Мастер-классы можно разделить условно на два вида:
1. Для новичков и профанов.
Эти занятия содержат минимум полезной информации. Обычно это несложный алгоритм решения элементарной задачи. Вас научат выполнять какой-то приём или даже делать конкретное изделие из определённого материала.
Как ни обидно звучит, но это ещё не творчество. Вам только дали возможность к нему прикоснуться. Подглядеть в щёлочку. Это младенческие забавы, которые могут возбудить интерес, и ничего более. Как правило, такие занятия бесплатны или стоят символических денег.
2. Для опытных и искушённых.
Вот тут действительно делается упор на совершенствование уже имеющегося мастерства. Вы говорите с мастером на одном языке, вам хочется углубить имеющиеся познания, отточить навыки, вы знаете, зачем пришли. И вы готовы за это платить. Возможно, дорого.
И если мастер не самозванец, оно того стоит!
Помню, как в детстве попалась мне на глаза баллада Стивенсона “Вересковый мёд”:
Из вереска напиток
Забыт давным-давно.
А был он слаще меда,
Пьянее, чем вино.
В котлах его варили
И пили всей семьей
Малютки-медовары
В пещерах под землей…
Дивные строки, сами собой ложились на память. Но особенно поразило меня вот что: неужели секреты мастерства так бесценны, что ради них самой жизни не жалко? И даже жизни дорогого человека? Конечно, речь шла о завоевателях, которых пикты ненавидели, но всё же…
— Правду сказал я, шотландцы,
От сына я ждал беды.
Не верил я в стойкость юных,
Не бреющих бороды.
А мне костер не страшен.
Пускай со мной умрет
Моя святая тайна —
Мой вересковый мед!
Со временем я поняла, что для средневекового человека ремесло было чем-то вроде священнодействия. Для настоящего мастера оно было его страстью, смыслом жизни. Люди тогда относились к своим знаниям и навыкам как к великим драгоценностям. И неудивительно, ведь приобретались эти знания и умения ценой многолетнего усиленного труда, а потом передавались как лучшее наследство детям и внукам. Шли годы, столетия, постепенно научно-технический прогресс всё больше вытеснял ремесло и обесценивал его. Но всё же качественная ручная работа не теряла своей ценности. Всё так же уважались хорошие повара, кузнецы, печники, портнихи, плотники…
Следующий урок отношения к ремеслу я получила от своего дедушки. Под старость он работал инженером в отделе снабжения, я застала его уже пенсионером с неплохой по советским меркам пенсией. Дед мог купить всё необходимое для жизни, пригласить мастера, например, из ЖЭКа. Но, благодаря многолетней крестьянской привычке к ручному труду, он продолжал всё в доме делать сам. И часто звал меня посмотреть, как работает. Это были первые в моей жизни мастер-классы. Как косить траву, как аккуратно и экономно покрасить дверь, как заменить прокладку на подтекающем кране…
Дед постоянно был в работе, с раннего утра и до позднего вечера. Он своими руками построил садовый домик, и одну из лучших комнат там занимала светлая мастерская с аккуратно развешанными инструментами. Вместе с сыном и зятем устроил бетонный колодец по новой в то время технологии, выстроил красивую беседку, сделал добротные качели и песочницу нам с братом… Дедушку знало всё садоводческое товарищество, и многие приходили подивиться на его творчество. А некоторые даже пытались расспрашивать, что и как. Но дед редко кому отвечал, больше только усмехался в ответ. Почему?
В понимании моего дедушки худшими грехами были лень, халатность, непрофессионализм, стремление всё сделать по-быстрому и кое-как. Людей с такими чертами он презрительно называл «чудаками».
— Чего с чудаками разговаривать? — отвечал он на мои вопросы, почему он секретами мастерства не делится. — Им всё равно не впрок.
Я тогда сердилась, не понимала его. Но ведь с нами-то, с детьми он говорил и терпеливо учил всему, что знал…
Как человек становится Мастером? Тут нужен особый талант, настойчивость, добросовестность, как будто плывёшь полноводной рекой … когда знание из мозга постепенно переходит в руки и закрепляется там в высочайшем умении. Отсюда это загадочное выражение, которое можно услышать из уст давно не работавшего мастера: руки помнят…
А потом и меня захватила страсть к ручной работе. Сначала долго и терпеливо училась рисунку, живописи. В начале каждого урока наша учительница в детской художественной школе сама делала десятиминутный этюд с натуры. А потом мы повторяли его. Если не получалось, то иногда и переписывали. Пять лет в художке, пять лет в институте, и только к концу работы над дипломом поняла, что такое живопись… Поэтому, когда я теперь читаю в соц. сетях: научим живописи за 4 дня, мне очень больно — за Великое искусство живописи.
Ведь в результате тысячи людей впадают в обольщение. Им кажется, что художником, мастером стать легко и просто. Но это ещё полбеды, когда невежда считает себя специалистом. Гораздо хуже, когда этот невежда, только вчера первый раз взявший в руки кисточку или иголку, начинает «обучать» других. Конечно, ведь надо «масштабировать» своё творчество. Проводить мастер-классы, которые дискредитируют мастерство как таковое, опошляют его. «Как сшить юбку за полчаса?», «Как легко и просто сделать интерьерную куклу?» «Как очень быстро сшить лоскутное одеяло?» Ребята, мы что, куда-то постоянно опаздываем? Зачем всё это делать быстро? Как будто, чтобы быстрее отделаться. У меня большая семья, и я научилась легко и быстро чистить картошку. Но легко и быстро печь Пасхальный кулич — зачем?
С другой стороны, люди видят брусочек сваренного с нуля мыла или ароматный имбирный пряник и думают: вот совсем простой предмет. Почему бы и не научиться делать его за два часа, как обещает этот добрый человек? Им невдомёк, что
1. за этой простотой стоят годы учёбы, опыта неудач и много-много труда,
2. не всякая покрытая глазурью печенька является настоящим имбирным пряником.
Людям сказали, что это легко и быстро, а ещё — это можно продать. Как продать? Ну, тут вам в помощь ещё целый килограмм бесплатных и платных мастер-классов, вебинаров, тренингов. Главное, чтобы времени и денег у вас хватило…Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Легкомысленное отношение к ремесленному труду или хендмейду — называйте как хотите, даёт свой горький результат: горы жалких поделок, никому не нужных, разочарование и опустошение. Мы сами обесцениваем ручную работу, а потом удивляемся, почему упал спрос, неразвитый потребитель гнушается нашим творчеством. Только вот творчество ли это?
Значение мастер-классов в развитии творческих
способностей детей
Наименование ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 33»
ФИО Имя автора: Насонова Татьяна Александровна
Должность: учитель технологии
Город: Дзержинск Нижегородской области
Перед школой сегодня, как никогда, остро встаёт важная задача развития творческого потенциала детей с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей.
Творчество – постоянный спутник детства. Сегодня ребенок – это личность, которая стремиться к познанию, к чему-то новому и интересному, им хочется пробовать себя в самых различных направлениях и хочется достигать высот уже сейчас. В результате творческой деятельности ребенка обогащается его внутренний мир, развиваются фантазия и воображение, творческий вкус. К тому же, детям необходимо общение со сверстниками. Они должны учиться играть в команде, слышать других и уметь проявлять себя.
Большую роль в развитии творческих способностей детей играют мастер классы.
В педагогической литературе существует немало определений понятия «Мастер – класс». Вот одно из них: «Мастер–класс» – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
Мастер-классы популярны и их популярность возрастает стремительными темпами потому, что мастер-классы – это сочетание увлеченности с пользой, командной работы и творчества, это возможность подарить ребенку самые яркие и положительные эмоции и при этом, это возможность получить какой-то новый опыт в жизни, получить новые навыки.
Говоря о мастер-классах для детей, хочется отметить все преимущества, которые касаются данного направления:
1. все мастер-классы – это многообразие, ведь у них тематика может быть самой разной и перечислить все просто невозможно. Выбирая тот или иной вид работы, нужно учесть возраст и увлечение вашего ребенка, ведь одному малышу нравится творческая направленность, кто-то любит готовить, поэтому будет рад всем мастер-классам, касающихся кулинарии и так далее.
2. Попадая на урок к умельцу, у ребенка появляется шанс приобрести свое хобби, которое впоследствии он сможет даже превратить в прибыльное дело, ведь всегда есть вероятность того, что вашему ребенку понравятся новые приобретенные навыки.
3. Мастер-классы помогают детям находить друзей, ведь любая командная работа, она способствует сплочению, к новым знакомствам
4. Именно профессиональные мастер-классы, возможно, помогут ребенку найти себя.
Занятие декоративно – прикладным творчеством является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей младшего и среднего школьного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» – утверждал В. А. Сухомлинский. Занимаясь творчеством, ребенок развивает себя как физически, так и умственно. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.
Сегодня просто необходимо наличие у педагогов нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. «Меньше обучать – больше взаимодействовать», «Учимся, делая и творя»- эти девизы способствуют созданию условий для развития творческих способностей детей, раскрепощению индивидуально-творческих сил ребенка.
Чем больше будет таких педагогов как в школе, так и в системе дополнительного образования, тем больше будет условий, возможностей для того, чтобы ребёнок творил, чтобы в это действие включалась вся его личность: способности, чувства, разум.
Как показывает практика, для интересного и качественного проведения мастер-класса, необходимо подготовить и иметь:
- положение о мастер-классе;
- памятка для педагога для проведения мастер-класса;
- информационная справка о мастер-классе;
- план-конспект мастер-класса;
- рекомендуемая литература о мастер-классе;
- список рекомендуемых Интернет-ресурсов;
- опрос-анкета для участника мастер-класса.
Каждый мастер-класс обладает яркими отличительными чертами. Объясняется этот феномен тем, что у каждого Мастера, проводящий мастер-класс, сложился свой собственный стиль творческой педагогической деятельности. Он представляет собственную систему работы, комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно ему. Действия его взаимосвязаны между собой, оригинальны и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач.
Положительный результат обучения в работе мастер-класса, состоит в том, что активный педагог использует механизм обучения, с помощью которого он анализирует свой педагогический опыт и находит способы обновления своей профессиональной потенции. Пассивный педагог, выполняя определенный алгоритм действий, включается в активную познавательную деятельность.
Активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса, как уже говорилось ранее, обеспечивается тем, что эта форма обучения является средством создания 3-х типов условий:
- обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
- стимулируется познавательный интерес, и отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
- осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживаются позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого ученика.
Мастер-класс это «Знаешь сам – научи другого». Он позволяет не только передавать и обмениваться опытом, но и дает возможность посредством активной деятельности участников, широкой наглядности, образности, быстрой смены учебной деятельности, тесного взаимодействия с участниками, получать немедленный результат, вызывает желание сделать так, как мастер, сделать лучше. Такая форма профессионального обучения являются жизненной необходимостью для педагога и учителя, который не стоит на месте.
Мастер-класс позволяет не только творчески подойти к анализу своей работы, но и спланировать дальнейшую работу.
Формула мастер-класса: «успешная технология + компетентный специалист + доступность для детей = мастер класс»
Список литературы:
1. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества/сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2013.
2. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. – М.: МГДД(Ю)Т, 2009
3. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003г.
4. Боровиков Л. И. Как творчески работающему педагогу дополнительного образования подготовить и провести мастер-класс // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. – 2004. – № 1.
советы молодоженам
беременная невеста
полезные статьи
светские мероприятия
репортаж интересных событий
фотосессия поздней осенью
особенность осеннней съемки
выпускной
фотограф на выпускной
заметки из моей жизни
свадебные тенденции
свадебная книга
места для фотосессии
творчество или рутина
как развиваться фотографу
фотоотчет
танец молодоженов
первый танец
фотосессия
фотоконтент
фото для инстаграм
фотосъёмка для официальной станицы
первый танец
артисты на праздник
фокусник новосибирск
позирование
опрос
сборы невесты
утро невесты
Какая польза в мастер-классах?
Когда речь заходит о мастер-классах для фотографов, зачастую повторяется одна и та же история: мы все, как бы, хотим сходить, но в глубине души есть мысль, что, раз уж я работаю как фотограф, то, может быть и не нужно идти. Как человек, который организует собственные мастер-классы, и посещает, по возможности, интересные мастер классы других мастеров, позволю себе высказаться по этому поводу.
Возможно, это прозвучит банально, но совершенства не существует. Фотохудожники, практикующие постоянно и ежедневно, знают это, наверное, лучше других. Но это не означает, что не нужно стремиться если не к совершенству, то, хотя бы, к росту мастерства.
Я сейчас не говорю о таких эфемерных и трудноизмеримых понятиях, как талант или вдохновение. Я говорю только о мастерстве фотографа. То есть о том, что позволяет в любом случае сделать фотографии определенного высокого уровня. И чем выше мастерство – тем выше гарантированное качество работ.
По-моему, одна из основных ценностей мастер-классов в том, что они дают возможность поднять вот этот гарантированный уровень качества, то есть, поднять мастерство, воспользовавшись знаниями преподавателей. И, как следствие, поднять и ценность фотографа в глазах заказчика, например. Выше ценность – выше гонорары, связь практически прямая.
Другая ценность мастер-классов для фотографов – это возможность быстрого обучения на практике, за счет сравнения и повторения. На примере моих мастер-классов могу сказать, что это получается очень полезно, когда группа фотографов работает совместно и может тут же сравнить и обсудить результаты работы. Казалось бы, одни и те же условия, одни и те же модели, свет, ландшафт и так далее. Но минимальные отличия в выборе ракурса, момента, настроек и обработок дают в итоге разные конечные результаты. И более наглядной демонстрации того, как на качество снимка влияет мастерство фотографа, просто трудно себе представить. Вместе с советами преподавателя результат получается заметный.
Стоит отметить, что не всегда на мастер-классы собираются только те, кто зарабатывает камерой или планирует сделать фотографию своей профессией. Нередко приходят люди, для которых фотография – это хобби ещё не переросшее в профессию. Благо, цифровые технологии дают каждому возможность попробовать себя в роли фотографа. И многие могут себе позволить вложиться в своё хобби не только средствами на хорошую камеру, но и оплатить мастер-классы для фотографов, чтобы повысить свой уровень.
Помимо перечисленного, мастер-классы – это ещё и обмен идеями, мыслями, наработками. И этот обмен почти никогда не идет только в одностороннем порядке, то есть, от ведущего мастер-класса к участникам. Это обоюдный процесс.
Нет, и не может быть момента, когда можно сказать себе: все, хватит, я знаю уже достаточно и мне не нужны мастер-классы. «Новичковые» школы работающему мастеру и правда, скорее всего, уже ничего нового не расскажут (или не изменят его привычек). Но всегда можно найти интересный мастер-класс для своего уровня. Несмотря на то, что я занимаюсь фотографией уже порядка 20 лет, мне тоже удается время от времени найти интересный мастер-класс для себя. И это позволяет не останавливаться, а двигаться и расти, не отставать от новых технологий и тенденций.
И это, кстати, ещё один резон для посещения мастер-классов. Техника развивается достаточно быстро, и осваивать её самостоятельно становится все труднее. Особенно, если ты не рос вместе с ней, а только начинаешь знакомиться с возможностями профессиональных камер. Можно проходить начальную стадию путем проб и ошибок, а можно воспользоваться чужим опытом и сэкономить своё время и нервы.
Я буду рад видеть вас на своих мастер-классах. Уверен, вы сможете вынести с них полезную информацию и опыт для себя.