Какая польза от компьютера для ребенка
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 1-3 года
- 3-7 лет
- 7-12 лет
- компьютерные игры
Информационный прогресс не обошел стороной и детей, и на сегодняшний день большинство малышей и школьников не могут представить свою жизнь без компьютера. Некоторые родители наоборот радуются тому, что компьютер так увлекает их чадо, поскольку у них самих отпадает необходимость думать, чем развлечь ребенка и появляется свободное время, которое можно потратить на домашние дела. Однако так ли полезны компьютеры для детей или все-таки вреда от них больше, чем пользы? Давайте разберемся.
Польза компьютера для детей
Несмотря на то, что большинство мам и пап пользуются старыми известными методами для развития ребенка (кубики с буквами, настольные обучающие игры, книги, карточки с картинками, вырезанные из картона цифры), тем не менее находится и немало сторонников более современных способов обучения малыша – с помощью развивающих компьютерных игр.
Развивающие компьютерные игры действительно имеют ряд преимуществ: их легко можно найти в интернете или купить на дисках, для их хранения не нужно много свободного места, а их разнообразие позволяет удовлетворить нужды любого родителя. Существуют компьютерные игры, развивающие память и внимание ребенка, обучающие его логическому и образному мышлению, способствующие формированию творческих навыков.
Действительно, обучающие игры помогают малышу знакомиться с окружающим миром, узнавать новое, получать знания в интересной игровой форме и весело проводить время. Детские психологи утверждают, что особые категории игр работают над улучшением таких навыков, как развитие чувства стиля – в этом помогают специальные игры для девочек, в которых им предлагается подбирать наряды, прически и косметику для кукол. А игры, в которых ребенку предлагается сочинять собственные мелодии или рисовать с помощью компьютерной мыши, помогают малышу найти свое призвание в каком-либо виде творчества.
Компьютер сейчас повсеместно используется и во время школьных занятий, поэтому наличие его дома помогает ребенку получать новые знания, искать информацию для выполнения домашних заданий, а также быть в курсе мировых событий, благодаря интернету. К тому же игра на компьютере помогает ребенку отвлечься, снять стресс и даже перебороть боль, ведь всем известно, что стоит только увлечься чем-то интересным, как мы тут же забываем, что у нас что-то болит.
Вред компьютера для детей
Несмотря на большое количество плюсов, постоянное нахождение у компьютера может и навредить малышу. Дело в том, что в первые годы жизни, когда идет активное развитие ребенка, для него оказываются особенно важными тактильные ощущения. Он познает окружающий мир, беря в руки предметы, ощупывая их, знакомясь с их свойствами. Вот почему до трех лет строго не рекомендуется показывать малышу компьютер, лучше всего начинать постепенное знакомство с ним тогда, когда ребенку уже исполнится 4-5 лет.
Также постоянное сидение у компьютера отрицательно сказывается на физическом здоровье малыша. От долгой работы за монитором у ребенка может возникнуть головная боль, ухудшение зрения и даже остеохондроз. Длительное времяпрепровождение за компьютерными играми делает малыша раздражительным и капризным, особенно если у него что-то не получается. А развлекательные игры в стиле ужастиков, содержащие в себе элементы жестокости и насилия, негативно влияют на психику ребенка – это давно доказано специалистами в области детской психологии.
Как родители могут понять, что их ребенок живет в виртуальном мире, почему ему это интереснее, в чем заключается опасность такой ситуации и как решить проблему, рассказывает психолог Римма Теперик.
Школьники, чрезмерно увлекающиеся компьютерными играми и социальными сетями, теряют интерес к окружающей их реальности, не хотят выходить на улицу, общаться со своими сверстниками, не увлекаются активным образом жизни и спортивными соревнованиями, с трудом садятся за домашние задания и практически не читают книг. Они попадают в сети компьютерной зависимости — готовы целыми днями сидеть дома, постепенно утрачивая связь с реальностью, и порой, чтобы вывести их из этого состояния, требуется помощь психолога.
Правила компьютерной безопасности
Чтобы уберечь малыша от вредного воздействия компьютера, родителям необходимо не только контролировать его нахождение у монитора, но и правильно оборудовать его рабочее место. Нельзя сажать малыша на стул, предназначенный для взрослого. Необходимо купить специальную мебель, подходящую ребенку по росту, чтобы ему было удобно проводить время за компьютером. Особое внимание следует обратить на посадку малыша: если ноги у него болтаются, нужно подставить под стул маленькую скамеечку, и следить, чтобы ребенок держал спину ровно.
Мышь и клавиатура должны располагаться не на столе, а немного его ниже – хорошо, если это будет выдвигающаяся подставка. Лучше не экономить на мониторе и купить для ребенка современный, с отличной цветопередачей и хорошими углами обзора. Можно установить на компьютер специальную программу, которая меняет цветовую температуру экрана в зависимости от освещения и времени суток, обеспечивая максимально комфортные для глаза цвета.
До пяти лет ребенок не должен проводить у компьютера более 10 минут в день, постепенно можно немного увеличивать это время, добавляя по 3-4 минуты, и доведя его до 20-25 минут на тот момент, когда малышу исполнится 6-7 лет. К 9-10 годам можно увеличить время работы за компьютером до часа-полутора, однако, при этом через каждые 15 минут необходимо делать перерывы в работе.
Виктория Грицук
Родителям следует с осторожностью знакомить ребенка с сетью Интренет. Какие там таятся опасности для вашего малыша и как их избежать, рассказывает директор фонда «Дружественный рунет» Евгений Беспалов.
Информационный прогресс не обошел стороной и детей, и на сегодняшний день большинство детей не могут представить свою жизнь без компьютера. Некоторые родители наоборот радуются тому, что компьютер так увлекает их чадо, поскольку у них самих отпадает необходимость думать, чем развлечь ребенка и появляется свободное время, которое можно потратить на домашние дела. Однако так ли полезны компьютеры для детей или все-таки вреда от них больше, чем пользы? Давайте разбираться:
Польза компьютера для детей
Несмотря на то, что большинство мам и пап пользуются старыми известными методами для развития ребенка (кубики с буквами, настольные обучающие игры, книги, карточки с картинками, вырезанные из картона цифры и т.д.), тем не менее находится и немало сторонников более современных способов обучения малыша – с помощью развивающих компьютерных игр.
Развивающие компьютерные игры действительно имеют ряд преимуществ: их легко можно найти в интернете или купить на дисках, для их хранения не нужно много свободного места, а их разнообразие позволяет удовлетворить нужды любого родителя. Существуют компьютерные игры, развивающие память и внимание ребенка, обучающие его логическому и образному мышлению, способствующие формированию творческих навыков.
Действительно, обучающие игры помогают малышу знакомиться с окружающим миром, узнавать новое, получать знания в интересной игровой форме и весело проводить время. Детские психологи утверждают, что особые категории игр работают над улучшением таких навыков, как развитие чувства стиля – в этом помогают специальные игры для девочек, в которых им предлагается подбирать наряды, прически и косметику для кукол. А игры, в которых ребенку предлагается сочинять собственные мелодии или рисовать с помощью компьютерной мыши, помогают малышу найти свое призвание в каком-либо виде творчества.
Компьютер сейчас повсеместно используется и во время школьных занятий, поэтому наличие его дома помогает ребенку получать новые знания, искать информацию для выполнения домашних заданий, а также быть в курсе мировых событий, благодаря интернету. К тому же игра на компьютере помогает ребенку отвлечься, снять стресс и даже перебороть боль, ведь всем известно, что стоит только увлечься чем-то интересным, как мы тут же забываем, что у нас что-то болит.
Вред компьютера для детей
Несмотря на большое количество плюсов, постоянное нахождение у компьютера может и навредить малышу. Дело в том, что в первые годы жизни, когда идет активное развитие ребенка, для него оказываются особенно важными тактильные ощущения. Он познает окружающий мир, беря в руки предметы, ощупывая их, знакомясь с их свойствами. Вот почему до трех лет строго не рекомендуется показывать ребенку компьютер, лучше всего начинать постепенное знакомство с ним тогда, когда ребенку уже исполнится 4-5 лет.
Также постоянное сидение у компьютера отрицательно сказывается на физическом здоровье вашего ребенка. От долгой работы за монитором может возникнуть головная боль, ухудшение зрения и даже остеохондроз. Длительное времяпрепровождение за компьютерными играми делает ребенка раздражительным и капризным, особенно если у него что-то не получается. А развлекательные игры в стиле ужастиков, содержащие в себе элементы жестокости и насилия, негативно влияют на психику – это давно доказано специалистами в области детской психологии.
Школьники, чрезмерно увлекающиеся компьютерными играми и социальными сетями, теряют интерес к окружающей их реальности, не хотят выходить на улицу, общаться со своими сверстниками, не увлекаются активным образом жизни и спортивными соревнованиями, с трудом садятся за домашние задания и практически не читают книг. Они попадают в компьютерную зависимость и готовы целыми днями сидеть дома, постепенно утрачивая связь с реальностью, и порой, чтобы вывести их из этого состояния, требуется помощь психолога.
Простые правила компьютерной безопасности
Чтобы уберечь ребенка от вредного воздействия компьютера, родителям необходимо не только контролировать его нахождение у монитора, но и правильно оборудовать его рабочее место. Нельзя сажать ребенка на стул, предназначенный для взрослого. Необходимо купить специальную мебель, подходящую ребенку по росту, чтобы ему было удобно проводить время за компьютером. Особое внимание следует обратить на посадку вашего ребенка: если ноги у него болтаются, нужно подставить под стул маленькую скамеечку, и следить, чтобы держал спину ровно.
Мышь и клавиатура должны располагаться не на столе, а немного его ниже – хорошо, если это будет выдвигающаяся подставка. Лучше не экономить на мониторе и купить для ребенка современный, с отличной цветопередачей и хорошими углами обзора. Можно установить на компьютер специальную программу, которая меняет цветовую температуру экрана в зависимости от освещения и времени суток, обеспечивая максимально комфортные для глаза цвета.
До пяти лет ребенок не должен проводить у компьютера более 10 минут в день, постепенно можно немного увеличивать это время, добавляя по 3-4 минуты, и доведя его до 20-25 минут на тот момент, когда ребенку исполнится 6-7 лет. К 9-10 годам можно увеличить время работы за компьютером до часа-полутора, однако, при этом через каждые 15 минут необходимо делать перерывы в работе.
Берегите себя и ваших детей!
Информационный прогресс не обошел стороной и детей, и на сегодняшний день большинство малышей и школьников не могут представить свою жизнь без компьютера. Некоторые родители наоборот радуются тому, что компьютер так увлекает их чадо, поскольку у них самих отпадает необходимость думать, чем развлечь ребенка и появляется свободное время, которое можно потратить на домашние дела. Однако так ли полезны компьютеры для детей или все-таки вреда от них больше, чем пользы? Давайте разберемся.
С одной стороны, компьютер для ребенка – помощник, учебное пособие. Развивающие компьютерные игры действительно имеют ряд преимуществ: их легко можно найти в интернете или купить на дисках, для их хранения не нужно много свободного места, а их разнообразие позволяет удовлетворить нужды любого родителя. Существуют компьютерные игры, развивающие память и внимание ребенка, обучающие его логическому и образному мышлению, способствующие формированию творческих навыков.
С другой стороны, компьютерная техника – повод для беспокойства родителей о здоровье ребенка:
· ухудшение зрения из-за постоянного напряжения глазных мышц в результате большого количества времени, проведенного ребенком перед монитором;
· влияние электромагнитного излучения (которым обладает компьютер) до конца не изучено;
· нарушение осанки из-за неправильного сидения за компьютером;
· выделения от компьютера аэрозольных заряженных частиц, приводящие к заболеваниям органов дыхания, дерматитам;
· влияние компьютера на психику ребенка.
Школьники, чрезмерно увлекающиеся компьютерными играми и социальными сетями, теряют интерес к окружающей их реальности, не хотят выходить на улицу, общаться со своими сверстниками, не увлекаются активным образом жизни и спортивными соревнованиями, с трудом садятся за домашние задания и практически не читают книг. Они попадают в сети компьютерной зависимости — готовы целыми днями сидеть дома, постепенно утрачивая связь с реальностью, и порой, чтобы вывести их из этого состояния, требуется помощь психолога.
Во избежание данных опасностей при использовании компьютера стоит придерживаться некоторых правил:
1. Рабочее место должно быть правильно организовано: хорошее освещение, но без попадания на него прямых солнечных лучей. Стол и стул необходимо выбирать по росту (желательно иметь специальный компьютерный стол и стул с регулируемой высотой, компьютер следует разместить вдоль стены так, чтобы естественный свет падал на монитор слева). Компьютер необходимо располагать на 60–70 см. от лица ребенка;
2. Комнату, в которой стоит компьютер, нужно часто проветривать. Работающая техника способна влиять на температуру и влажность помещения, поэтому рекомендуется использовать увлажнитель воздуха. Рабочее место школьника необходимо ежедневно подвергать влажной уборке;
3. Строгое соблюдение времени, отведенного ребенку на занятия с компьютером. Детям до 3 лет нет особой нужды в компьютере, хотя многие родители допускают малышей к гаджетам поиграть. Период детского садика без компьютера пережить немного сложнее: в этом возрасте перед монитором проводить больше 10–15 минут дошколятам нельзя. Продолжительность непрерывного использования компьютера для учеников 1-2-х классов — не более 20 минут, 3-4-х классов — не более 25 минут, 5-6-х классов — не более 30 минут, для учащихся 7-11-х классов — не более 35 минут. Время компьютерных игр не должно превышать 10 минут для учащихся 2-5-х классов и 15 минут для более старших школьников.
Хотелось бы напомнить детям и родителям, что длительное нахождение у компьютера вызывает у ребенка утомление и истощение нервных ресурсов. Особенно опасны компьютерные игры, ведь играя, ребенок испытывает своеобразный эмоциональный стресс. Само ожидание игры сопровождается значительным увеличением содержания гормонов коры надпочечников в крови, что ведет к повышению артериального давления.
Более двух с половиной тысяч лет назад великий философ Сократ говорил, что письменность вредна, поскольку мешает глубокому внутреннему усвоению знаний, делает их внешними. Сейчас письменностью никого не удивишь и не возмутишь. Зато появились компьютеры. Интересно, что сказал бы Сократ про них?..
Чем полезен компьютер?
Вред компьютера почти никто не ставит под сомнение. Особенно, если речь идет о детях. Больше всего родителей пугает, что ребенок уходит в виртуальный мир и не хочет оттуда возвращаться. Всем известны такие понятия как «компьютерная зависимость» или «игровая зависимость». И это – не миф, а реальное заболевание, от которого долго и сложно приходится лечиться. В результате, многими компьютер воспринимается как «безусловное зло» и некий «наркотик», которой проще всего запретить. Родители не подпускают ребенка к монитору. Отбирают все гаджеты и смартфон. Дают в руки книжку. И…. едут в свой офис, где проводят весь день за компьютером.
Главная задача воспитания заключается в том, чтобы подготовить человека ко взрослой жизни. Как часто в современном мире нам необходимы информационные технологии? Практически всегда! С их помощью покупают и продают, ведут документооборот, совершают банковские операции, вызывают такси, узнают прогноз погоды, получают и отправляют письма, делают фотографии, общаются и даже читают книги.
Компьютер – очень важная часть нашей жизни. И даже маленькие дети безошибочно это чувствуют. Именно поэтому родителям не приходится специально обучать их обращению с компьютером, гаджетами или смартфоном. Дети сами этому учатся, и очень быстро. Так уж устроен наш мозг – он легко усваивает все, что важно и интересно.
Компьютер значительно расширяет возможности человека. Однако именно это и увеличивает определенные риски. Например, если в реальном мире шанс столкнуться с маньяком невелик, то в сети, где возможности общения значительно расширены, этот риск становится существенно выше. Но если ребенок в курсе, что не нужно откровенничать с посторонними людьми, он легко справится с этой ситуацией. В конце концов, в реальности нет кнопки «отправить в черный список», а в компьютере – есть.
Вредно? Да!
Главный вред компьютера для детей заключается в том, что молодые люди не всегда умеют «фильтровать информацию», поскольку у них пока плохо развито критическое мышление. А сеть – это океан информации самого разного качества, и с непривычки в нем можно легко «утонуть». Впрочем, реальный окружающий мир – это тоже океан информации. Правда, не такой глубокий.
Поэтому одна из важных задач родителей – помочь ребенку разобраться: что хорошо и что плохо. Согласитесь — то же правило работает и в реальной жизни. Ведь и в сети, и в реальности иногда можно встретить такой контент, что даже у видавшего виды взрослого зашевелятся волосы на голове. Однако столкнуться с подобным мусором в сети гораздо проще.
Еще одна серьезная проблема – пристрастие к играм. Тут надо понимать, что игромания и простое увлечение играми – это совсем не одно и то же. Игровая зависимость – вполне конкретный диагноз, который ставится психиатром. Далеко не каждый геймер – игроман. Так же, как далеко не каждый карьерист – трудоголик. Если, помимо игр, ребенок увлекается и другим вещами – значит, скорее всего, с ним все в порядке.
Вред компьютера для здоровья человека можно свести к следующему: нагрузка на глаза и психику, излучение и малоподвижный образ жизни. Все это действительно не лучшим образом сказывается на самочувствии.
Что делать?
Как бы ни хотелось некоторым родителям решить все вопросы простым изъятием шнура от или батарейки от компьютера, вряд ли у них это получится. А если безобразие нельзя предотвратить – значит, его нужно возглавить. В любом случае, польза от компьютера значительно перекрывает все возможные риски. А их можно минимизировать.
Чтобы уберечь ребенка от неблагоприятного контента, необходимо взять под контроль его пребывание за сети. К счастью, это вполне можно сделать. Существуют программы родительского контроля, которые позволяют ограничить время, проводимое в интернете, закрыть доступ к «недетским» сайтам и получать информацию о том, что ребенок делал, с кем общался, куда заходил.
Запрещать ли игры? Некоторые из них, возможно, и стоит запретить. Но, скорее всего, это только усилит желание играть. Запрещая что-то, необходимо предлагать достойную замену. И эта замена должна быть не менее интересной. Игры могут приносить ребенку пользу и помогать ему развиваться. Главное – правильно их подобрать.
Чтобы снизить вред компьютера для здоровья, необходимо грамотно организовать время труда и отдыха. Малоподвижный образ жизни – это общая проблема всех современных горожан. Из-за него случаются многие неприятности, начиная от лишнего веса и заканчивая депрессией. Лучший способ этого избежать – регулярные перерывы с разминкой или прогулкой на свежем воздухе. Обычно детям нравится бегать и играть в подвижные игры. Если не превращать компьютер в очень сладкий запретный плод, ребенок без проблем оставит его ради других занятий. Это же поможет снизить нагрузку на зрение и психику.
Что касается излучения, то это – в большей степени «страшилка», чем реальная опасность. Если у вас дома не стоит «Агат» 1984 года выпуска, скорее всего, никакого излучения ваш компьютер не производит. А если стоит – отнесите его в музей))). Современные мониторы соответствуют самым строгим требованиям безопасности. Они не производят ни гамма-лучей, ни нейтронов.
Читайте другие полезные статьи о воспитании и развитии детей на официальном сайте +Мама