Как назывался на руси налог в пользу церкви

Как назывался на руси налог в пользу церкви thumbnail

Церковный налог — налог на прибыль физических лиц для финансирования через государство той религиозной конфессии, членом которой является налогоплательщик (относит себя данный налогоплательщик)[1]. Действует в странах: Германия, Австрия, Хорватия, Швеция, Дания, Финляндия, Исландия, Италия, и в некоторых кантонах Швейцарии. Размер церковного налога колеблется от 0,004 % (в Хорватии) до 2 % (в Финляндии) от налогооблагаемого дохода налогоплательщика.

Примеры церковного налога по странам[править | править код]

  • В Германии церковный налог высчитывается не как % от налогооблагаемого дохода, а как % (8 или 9 % в зависимости от коммуны) от суммы самого подоходного налога[2]. Собираться он может как церковью, так и налоговой службой страны. В 2010 году было собрано приблизительно €9,2 миллиардов. Налог был прописан ещё в статье 137 Веймарской конституции 1919 и в статье 140 немецкого Основного закона 1949. 20 апреля 2016 года депутат бундестага Александр Радван (от ХСС) неожиданно (в интервью газете) предложил взимать с мусульман Германии специальный налог на совершение религиозных обрядов [3], чтобы таким образом заменить финансирование мечетей из-за рубежа (запретить заграничное финансирование мечетей предложено генеральным секретарем этой же партии в апреле 2016 [4]).
  • В Австрии любая признанная религиозная группа может собирать церковный налог по ставке 1,1 %, хотя в настоящее время только католическая церковь использует ту возможность и собирает налог сама (на сбор налога уходит 15 % его поступлений). Церковный налог обязателен для католиков в Австрии — он был введен Гитлером ещё в 1939. После войны его оставили, так как сочли способствующим независимости церкви от государства.
  • В Дании размер церковного налога устанавливается коммунами (эквиваленты районов в РФ) индивидуально и составляет от 0,42 % до 1,48 % (в среднем 0,88 %) от налогооблагаемого дохода. Распределением налога занимается министерство церкви (дат. Kirkeministeriet) [5]. В 2013 году было собрано примерно 6,3 миллиардов датских крон, 5,2 миллиарда крон были выданы местным церквям, а 1,1 миллиарда крон центральным органам церкви [6].
  • В Швеции вера налогоплательщика влияет на то, какая конфессия/церковь получит церковный налог (швед. Kyrkoavgift) размером в 1 % от налогооблагаемого дохода. Но проблема в том, что многие жители Швеции не знают про этот выбор или не делают его. По умолчанию, любой житель Швеции, не указавший своё вероисповедание, платит церковный налог (вместе с остальными налогами он автоматически вычитается из зарплаты) именно в Церковь Швеции (Шведскую церковь). Чтобы перевести свой налог в другую конфессию, налогоплательщик должен заявить о своем выборе в налоговой декларации или заявлением о членстве в конкретной религиозной общине (которая сама подаст декларацию со списком прихожан в налоговую службу с требованием перечислить налог данных лиц в свою пользу).[7]. Так как неверующих этот налог обычно не интересует, то часто они “по умолчанию” остаются “членами” Шведской церкви согласно налоговой статистике. Кроме того, привыкшие к порядку шведы, часто рассматривают крещение и венчание в церкви как традицию и обязанность, символ принадлежности к государству (частью которого до 2000 года и была Церковь Швеции), а не к церкви.[8] Из-за этого Церковь Швеции часто называют “церковью неверующих” — только 15 % её членов верят в Иисуса Христа [9].

Церковный налог с неверующих, отказ от церковного налога[править | править код]

В некоторых странах налог с неопределившихся по поводу конфессии налогоплательщиков берут в пользу государства (на культурные, гуманитарные программы или на содержание памятников культуры и кладбищ) или в пользу основной (государственной) религии или распределяют между всеми конфессиями пропорционально доле определившихся с конфессией налогоплательщиков. В некоторых странах можно сменить конфессию или отказаться платить налог в связи с своим неверием или отсутствием своей конфессии в списке действующих (которым государство перечисляет налог).

  • В Германии с осени 2012 года действует и обратное правило: все кто официально отказались платить церковный налог будут отлучены от немецкой католической церкви[10]. Существует мнение, что данная реакция вызвана тем, что многие германцы стали[11] заполнять заявления (в ЗАГСах и судах) о выходе из лона церкви именно с целью избежать налога. В 2010 году католическую церковь покинуло более 100 тысяч человек, а евангелическую — более 145 тысяч, что сильно сказалось на доходах этих конфессий.
  • В Финляндии в 2012 году число таких “отказников” составило около 20 тысяч[12]. Выход из церкви оформляется очень просто: надо заполнить и отослать авторизованную форму на сайте www.eroakirkosta.fi (пример страницы отказа на шведском языке: https://www.eroakirkosta.fi/dynamic/index.php/svenska).
  • В Швейцарии церковный налог тоже постепенно перестает быть надежным доходом как католической, так и протестантской церкви. Кроме того, в ряде кантонов церковным налогом до сих пор облагаются и юридические лица. Такой “пережиток феодализма” раздражает некоторые партии, собирающиеся законодательно отменить церковный налог с юридических лиц, но Федеральный суд в Лозанне, как высшая юридическая инстанция, неоднократно выносил решения о соответствии такого рода налогов конституции страны. Поэтому партиям остается более сложный путь отмены — через референдум [13].

Примечания[править | править код]

См. также[править | править код]

  • Церковный налог в Германии
  • Десятина

Источник

Что
в Древней Руси называлось
полюдьем:

+ сбор князем дани
с подвластных ему земель

      собрание 
княжеской дружины

      ополчение,
состоящее из всех мужчин племени 

      княжеский
суд над общинниками

Какое
из событий произошло
позже всех остальных:

      крещение 
Руси

      походы 
князя Олега на Византию

+ начало кодификации
древнерусских законов

      призвание
варягов

В
Древней Руси налог
в пользу церкви назывался:

+ десятина

      урок

      подушная 
подать

      пожилое

Свод
законов Древней Руси
назывался:

+ Русская Правда

      Соборное
уложение

      Стоглав

      Судебник

Крещение
Руси состоялось в:

      XI
в.

+ X в.

      XIII
в.

      VIII
в.

«Уроки»
и «погосты» для сбора
дани с племен были учреждены:
                                                                   

      князем 
Игорем

      князем 
Святополком

      князем 
Олегом

+ княгиней Ольгой

Формирование
Древнерусского государства
относится к:

+ IX – X вв.

      VIII
– IX вв.

      XI
– XII вв.

      XIII
– XIV вв.

Новгород
и Киев объединил князь:

      Рюрик

      Синеус

      Аскольд

+ Вещий Олег

Согласно
норманнской теории,
в образовании Киевской
Руси главную роль сыграли:

+ Варяги

      Немцы

      Хазары 

      Греки

Древнерусское
государство образовалось
в:

      622
г.

+ 882 г.

      713
г.

      1015
г.

Русь
окончательно распадается
на отдельные княжества
после смерти:

+ Мстислава Великого

      Владимира
Мономаха

      Святополка 
Изяславича

      Юрия 
Долгорукого 

Древнее
русское государство
распалось на…феодальных
центров:

      17

      20

      13

+ 15

Период
феодальной раздробленности
на Руси это:

Читайте также:  Укроп свойства польза и вред

      IX 
– XI века

      X
– XIII века

+ XII – XIIIвека

      XII
– XV века

Период
феодальной раздробленности
был для русских земель
временем:

+ экономического
и культурного подъема

      экономического 
подъема и культурного упадка

      экономического 
упадка и культурного подъема 

      экономического 
и культурного упадка

Церковное
землевладение начинает
складываться в:

      X
веке

      начале 
XIII века

+ середине XII века

      начале 
XI века

Первое
упоминание о Москве
относится к:

      IX
веку

+ XII веку

      X
веку

      XIV
веку

Не
имел своей княжеской
династии город:

      Владимир

      Чернигов

+ Новгород

      Переславль

Условное
держание земли феодалом
называлось:

+ поместье

      вотчина

      дача

      ополье

Родовые
владения бояр на Руси
назывались:

+ вотчины

      посады

      поместья

      станы

На
смену Киевской Руси
пришла форма политического
устройства, называемая:

      Централизованное 
государство

      Феодальная 
республика

+ Феодальная 
раздробленность

      Московская 
Русь

Какое
из событий произошло
раньше всех остальных:

      Куликовская
битва

      Ледовое
побоище 

      битва
на реке Воже

+ Невская битва

Представители
ханов Золотой Орды
на Руси назывались:

+ баскаки

      наместники 

      опричники

      посадники

Период
монголо-татарского
ига на Руси (годы):

      1237
– 1380

      1240
–1580

      1243
– 1480

+ 1240 – 1480

Право
на княжение давал полученный
в Орде:

+ Ярлык

      Пайцза 

      Тамга

      Бакшиш 

Государство
монголо-татар, установившее
иго над русскими землями,
называлось:

      Государство 
Хулагундов

+ Золотая Орда

      Государство 
Юань

      Улус 

Битва
на реке Калке завершилась:

+ поражением русского
войска

      отступлением 
монгольского  войска

      победой
русского войска

      соглашением
между русскими князьями и монголами

Ежегодная
дань, установленная
для русских земель
Золотой Ордой, называлась:

      ясак

      баскак

+ выход

      нойон

Итогом
похода хана Батыя на
Русь в 1237 – 1238 гг. стало:

      разорение
Великого Новгорода

      разгром
Киева

+ разорение значительной
части северо-восточных земель

      разгром
городов Галицко-Волынского княжества

«Ледовое
побоище» состоялось
в:

      XI
веке

+ XIII веке

      XV
веке

      XVI
веке

1223
г. – это год:

+ битвы на реке Калке

      Ледового 
побоища

      Невской
битвы

      «стояния 
на реке Угре»

Идея
политики деспотической
централизации принадлежала:

      Семену 
Гордому 

      Ивану
Красному

+ Ивану Калите

      Дмитрию
Донскому

Феодальная
война происходила в
период княжения:

      Василия
I

+ Василия II

      Василия
III

      Ивана
III

Право
московских великих
князей передавать великое
Владимирское княжение
по наследству было
признано Золотой Ордой
за:

      Василием 
II

      Иваном 
Калитой 

+ Дмитрием Донским

      Иваном 
III

Какое
количество этапов выделяют
в объединении русских
земель в XIV – начале
XVI века:

+ 3

      5

      2

      4

Москва
стала церковным центром
русских земель при
князе:

      Данииле

      Иване
Красном

      Дмитрии
Донском

+ Иване Калите

Политическое
объединение русских
земель вокруг Москвы
завершается в:

      1462

      1478

      1521

+ 1533

Куликовская
битва произошла в:

      1223
году

      1240
году

+ 1380 году

      1480
году

Основателем
московской княжеской
династии является:

      Иван 
Калита

+ Даниил Александрович

      Дмитрий
Донской

      Юрий 
Данилович

Главным
соперником Москвы в
борьбе за Владимирское
великое княжение в
первой половине XIV в.
было:

      Суздальско-Нижегородское 
княжество

      Рязанское
княжество

+ Тверское княжество

      Великое
княжество Литовское

В 1382
году Москву захватил
монгольский хан:

      Батый

      Мамай

+ Тохтамыш

      Ахмат

Местничеством
называлась система:

      управления
вотчиной

+ назначения на
государственные должности

      наделения
князем дворян землей

      управления 
административно-территориальными единицами 
государства

Присоединение
Новгорода к Московскому
княжеству произошло
при:

+ Иване III

      Василии
III

      Иване
IV

      Василии
II

Системе
приказов появилась
в России при:

      Иване
Калите

      Василии
I

      Иване
IV

+ Иване III

«Стояние
на реке Угре» в 1480 году,
завершилось:

      разорением 
г. Москвы

      победой
хана Ахмата

+ отступлением ордынских
войск

      разорением 
г. Владимира

Концепцию
«Москва – третий Рим»
выдвинул:

      патриарх 
Никон

      Иосиф
Волоцкий

      протопоп 
Аввакум

+ инок Филофей

«Юрьев
день» был установлен
в:

+ Судебнике 1497 года

      Судебнике
1550 года

      Указе
1581 года

      Указе
1607 года

Двуглавый
орел стал русским гербом
в:

+ 1472 г. при Иване
III

      1521
г. при Василии III

      1547
г. при Иване IV

      1649
г. при Алексее Михайловиче

Новое
наименование Московского
государства – Россия
наряду с термином Русь
стало использоваться:

Источник

Что
в Древней Руси называлось
полюдьем:

+ сбор князем дани
с подвластных ему земель

      собрание 
княжеской дружины

      ополчение,
состоящее из всех мужчин племени 

      княжеский
суд над общинниками

Какое
из событий произошло
позже всех остальных:

      крещение 
Руси

      походы 
князя Олега на Византию

+ начало кодификации
древнерусских законов

      призвание
варягов

В
Древней Руси налог
в пользу церкви назывался:

+ десятина

      урок

      подушная 
подать

      пожилое

Свод
законов Древней Руси
назывался:

+ Русская Правда

      Соборное
уложение

      Стоглав

      Судебник

Крещение
Руси состоялось в:

      XI
в.

+ X в.

      XIII
в.

      VIII
в.

«Уроки»
и «погосты» для сбора
дани с племен были учреждены:
                                                                   

      князем 
Игорем

      князем 
Святополком

      князем 
Олегом

+ княгиней Ольгой

Формирование
Древнерусского государства
относится к:

+ IX – X вв.

      VIII
– IX вв.

      XI
– XII вв.

      XIII
– XIV вв.

Новгород
и Киев объединил князь:

      Рюрик

      Синеус

      Аскольд

+ Вещий Олег

Согласно
норманнской теории,
в образовании Киевской
Руси главную роль сыграли:

+ Варяги

      Немцы

      Хазары 

      Греки

Древнерусское
государство образовалось
в:

      622
г.

+ 882 г.

      713
г.

      1015
г.

Русь
окончательно распадается
на отдельные княжества
после смерти:

+ Мстислава Великого

      Владимира
Мономаха

      Святополка 
Изяславича

      Юрия 
Долгорукого 

Древнее
русское государство
распалось на…феодальных
центров:

      17

      20

      13

+ 15

Период
феодальной раздробленности
на Руси это:

      IX 
– XI века

      X
– XIII века

+ XII – XIIIвека

      XII
– XV века

Период
феодальной раздробленности
был для русских земель
временем:

+ экономического
и культурного подъема

      экономического 
подъема и культурного упадка

      экономического 
упадка и культурного подъема 

      экономического 
и культурного упадка

Церковное
землевладение начинает
складываться в:

      X
веке

      начале 
XIII века

+ середине XII века

      начале 
XI века

Первое
упоминание о Москве
относится к:

      IX
веку

+ XII веку

      X
веку

      XIV
веку

Не
имел своей княжеской
династии город:

      Владимир

      Чернигов

+ Новгород

      Переславль

Условное
держание земли феодалом
называлось:

+ поместье

      вотчина

      дача

      ополье

Родовые
владения бояр на Руси
назывались:

+ вотчины

      посады

      поместья

      станы

На
смену Киевской Руси
пришла форма политического
устройства, называемая:

      Централизованное 
государство

      Феодальная 
республика

+ Феодальная 
раздробленность

      Московская 
Русь

Какое
из событий произошло
раньше всех остальных:

      Куликовская
битва

      Ледовое
побоище 

      битва
на реке Воже

+ Невская битва

Представители
ханов Золотой Орды
на Руси назывались:

+ баскаки

      наместники 

      опричники

      посадники

Период
монголо-татарского
ига на Руси (годы):

      1237
– 1380

Читайте также:  Вся польза от танца живота

      1240
–1580

      1243
– 1480

+ 1240 – 1480

Право
на княжение давал полученный
в Орде:

+ Ярлык

      Пайцза 

      Тамга

      Бакшиш 

Государство
монголо-татар, установившее
иго над русскими землями,
называлось:

      Государство 
Хулагундов

+ Золотая Орда

      Государство 
Юань

      Улус 

Битва
на реке Калке завершилась:

+ поражением русского
войска

      отступлением 
монгольского  войска

      победой
русского войска

      соглашением
между русскими князьями и монголами

Ежегодная
дань, установленная
для русских земель
Золотой Ордой, называлась:

      ясак

      баскак

+ выход

      нойон

Итогом
похода хана Батыя на
Русь в 1237 – 1238 гг. стало:

      разорение
Великого Новгорода

      разгром
Киева

+ разорение значительной
части северо-восточных земель

      разгром
городов Галицко-Волынского княжества

«Ледовое
побоище» состоялось
в:

      XI
веке

+ XIII веке

      XV
веке

      XVI
веке

1223
г. – это год:

+ битвы на реке Калке

      Ледового 
побоища

      Невской
битвы

      «стояния 
на реке Угре»

Идея
политики деспотической
централизации принадлежала:

      Семену 
Гордому 

      Ивану
Красному

+ Ивану Калите

      Дмитрию
Донскому

Феодальная
война происходила в
период княжения:

      Василия
I

+ Василия II

      Василия
III

      Ивана
III

Право
московских великих
князей передавать великое
Владимирское княжение
по наследству было
признано Золотой Ордой
за:

      Василием 
II

      Иваном 
Калитой 

+ Дмитрием Донским

      Иваном 
III

Какое
количество этапов выделяют
в объединении русских
земель в XIV – начале
XVI века:

+ 3

      5

      2

      4

Москва
стала церковным центром
русских земель при
князе:

      Данииле

      Иване
Красном

      Дмитрии
Донском

+ Иване Калите

Политическое
объединение русских
земель вокруг Москвы
завершается в:

      1462

      1478

      1521

+ 1533

Куликовская
битва произошла в:

      1223
году

      1240
году

+ 1380 году

      1480
году

Основателем
московской княжеской
династии является:

      Иван 
Калита

+ Даниил Александрович

      Дмитрий
Донской

      Юрий 
Данилович

Главным
соперником Москвы в
борьбе за Владимирское
великое княжение в
первой половине XIV в.
было:

      Суздальско-Нижегородское 
княжество

      Рязанское
княжество

+ Тверское княжество

      Великое
княжество Литовское

В 1382
году Москву захватил
монгольский хан:

      Батый

      Мамай

+ Тохтамыш

      Ахмат

Местничеством
называлась система:

      управления
вотчиной

+ назначения на
государственные должности

      наделения
князем дворян землей

      управления 
административно-территориальными единицами 
государства

Присоединение
Новгорода к Московскому
княжеству произошло
при:

+ Иване III

      Василии
III

      Иване
IV

      Василии
II

Системе
приказов появилась
в России при:

      Иване
Калите

      Василии
I

      Иване
IV

+ Иване III

«Стояние
на реке Угре» в 1480 году,
завершилось:

      разорением 
г. Москвы

      победой
хана Ахмата

+ отступлением ордынских
войск

      разорением 
г. Владимира

Концепцию
«Москва – третий Рим»
выдвинул:

      патриарх 
Никон

      Иосиф
Волоцкий

      протопоп 
Аввакум

+ инок Филофей

«Юрьев
день» был установлен
в:

+ Судебнике 1497 года

      Судебнике
1550 года

      Указе
1581 года

      Указе
1607 года

Двуглавый
орел стал русским гербом
в:

+ 1472 г. при Иване
III

      1521
г. при Василии III

      1547
г. при Иване IV

      1649
г. при Алексее Михайловиче

Новое
наименование Московского
государства – Россия
наряду с термином Русь
стало использоваться:

Источник

По мере того, как зарождалось и крепло наше Отечество, увеличивались различные подати. В этом непростом деле всегда было много острых вопросов и категоричных ответов. Власти всегда стремились взять больше, а люди, соответственно, отдать поменьше. Первые вводили новые подати, вторые искали способы их обойти.

Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов

Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться. Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.

С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.

Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.

Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках. Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.

Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).

Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы. В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника». Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.

Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя. По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем. Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.

Читайте также:  Отвар лука польза и вред

Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей. Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.

С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения. В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.

К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев. Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.

Не платишь своим, будешь платить чужим

Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.

Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской. Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные. Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.

Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы. Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений. Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани. После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.

Платить будем, а по головам считать не дадим

Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды. Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги. Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.

Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.

С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт». Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.

Выход собирали, а про себя не забывали

Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.

Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.

В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях. Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.

Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного. Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.

***

Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских. Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.

Читайте также:

История налогов. Часть 2: кто оплатил расширение Московии до империи

История налогов. Часть 3: зигзаги Российской империи

История налогов. Часть 4: скинуться на советскую власть

Литература:

Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX – начало ХХ в. М., 2006.

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

Источник