Как извлечь пользу из образования

Как извлечь пользу из образования thumbnail

В мире бушует пандемия, в России тоже, школы переведены на дистанционное обучение, люди растеряны — мало кто оказался к этому готов. Но все поставлены перед фактом: хочешь не хочешь, а придется дистанционно учиться. Или учить. Или помогать учиться дистанционно своим детям. Это уже не вопрос выбора между обычной школьной учебой и онлайном. Сейчас вопрос стоит иначе: как извлечь из онлайн-обучения максимальную пользу. Причем не только для учебы как таковой, но и для души.

О чем речь

Тема
онлайн-образования, о которой сейчас все говорят, близка мне и как бывшему
школьному учителю (я преподавал математику в советское время и информатику в
90-е годы), и как педагогу, который в условиях эпидемии перенес свои занятия в
онлайн. А занимаюсь я с детьми литературным творчеством, веду несколько детских
литературных студий, а также провожу занятия по журналистике и фотоделу в
скаутском отряде. Мне хотелось бы поговорить, во-первых, о том, что такое
онлайн, во-вторых, какие опасения он вызывает у учителей и родителей, и,
в-третьих, о том, что в нем я вижу полезного не только в образовательном, но и
в человеческом отношении.

Естественно,
я не претендую на то, чтобы давать некие рецепты учителям. Мой опыт
онлайн-преподавания, во-первых, пока невелик, а во-вторых, я нахожусь в другой
ситуации — занимаюсь с заинтересованными, мотивированными детьми, их не слишком
много по сравнению с обычным школьным классом, для этих детей я обладаю авторитетом,
надо мной не висит дамоклов меч в виде многочисленных проверок, отчетов…
словом, живу в тепличных условиях. Тем не менее, надеюсь, что-то из моего опыта
может оказаться школьным учителям небезынтересным.

Более того,
не претендуя на полное раскрытие темы, я надеюсь, что школьные учителя и
вузовские преподаватели, имеющие гораздо больший опыт работы в формате онлайн,
поделятся с нашим журналом «Фома» своими переживаниями и опытом.

Что такое онлайн-обучение?

Итак, что
такое «онлайн»? Этот термин многие понимают неправильно, они считают, будто это
синоним дистанционного обучения. Но онлайн — лишь один из его способов. В
большинстве общеобразовательных школ пока он не применяется, там дело сводится
к получению от учителей-предметников заданий, самостоятельному их выполнению и
отправке того, что получилось, по электронной почте учителям. Учителя оценивают
детские работы и по электронной же почте возвращают с комментариями и
отметками. Иногда к этому добавляются учебные ролики на ютюбе или ссылки на
теоретический материал. И, конечно, онлайн и дистанционку не надо путать с
домашним обучением (когда ребенок занимается дома с родителями или
репетиторами, а в школу ходит сдавать экзамены и промежуточные аттестации).

Как извлечь пользу из образования

Онлайн — это
другое. Это общение между учителем и учениками в режиме реального времени — но
с использованием информационных технологий. Технологии могут быть разными,
формат общения может быть разным — например, только текстовый, то есть в чатах.
Или полноценный, когда участники и видят, и слышат друг друга, и могут обмениваться
текстами, файлами, изображениями, демонстрировать остальным свои экраны,
совместно что-то писать, рисовать, и так далее.

И этот формат
сейчас неизбежно приходится осваивать и учителям, и ученикам, и родителям (во
всяком случае, родителям младшеклассников). Перед людьми встает масса вопросов
— технологических, организационных, методических, и всё это нужно решать
срочно, что называется, «с колёс».

Какие проблемы онлайн может создать?

У людей,
которые только приступают к обучению в формате онлайн, возникают самые разные
опасения. Они в основном касаются технических, организационных и методических
вопросов, но главное опасение — что из этого процесса полностью выпадает
воспитание.

Речь вот о
чем: если совсем уж в двух словах, воспитание — это то, что остается у ученика
помимо знаний по предмету. Школьник приходит на урок математики и получает
навыки решения квадратных уравнений. Но только ли это он получает? Нет,
конечно. Любое межличностное общение влияет на его участников, как-то их меняет
— к лучшему или к худшему. Даже случайный разговор в трамвае может что-то
сдвинуть в душе. А уж тем более это касается общения педагога с ребенком. Даже
если педагог не читает моралей, не делится своим жизненным опытом, не делает
замечаний, а просто объясняет свой предмет и оценивает знания ученика — все
равно он как-то воздействует на детскую душу. Положительно или отрицательно.

Так вот:
изменится ли что-то в плане воспитания, если учеба перейдет в онлайн-формат?
Постараюсь перечислить основные опасения — которые, на мой взгляд, вовсе не
беспочвенны.

Первое.
Переход на онлайн разрушает живые, доверительные отношения между учеником и
учителем
. Такое общение, даже если видеть лица друг друга на экране — это
жалкая подмена подлинного, реального общения в живую.

Второе.
У ребят, вынужденных заниматься с учителями в режиме онлайн, срабатывают
стереотипы, навеянные компьютерными играми.
Мол, то, что видишь на экране —
оно не совсем настоящее, к нему незачем относиться всерьез. В конце концов,
если тебя что-то начало напрягать или стало скучно, всегда можно отключиться.
Как бы выйти из игры.

Как извлечь пользу из образования

Третье.
У подростков, проводящих много времени в соцсетях и мессенджерах, сложилась
определенная культура общения, совершенно чуждая взрослым людям
. Общаясь с
учителями в формате онлайн, ученики либо невольно станут эти шаблоны
воспроизводить, либо, боясь ляпнуть что-то не то, будут зажиматься.

Четвертое.
Глубокое, серьезное общение возможно лишь тогда, когда мы видим, как нас
слушает наш собеседник, чем он занят в момент разговора. А онлайн дает
возможность школьнику параллельно переписываться с кем-то в чате, гуглить
что-то, есть конфеты и даже в игрушки играть, делая временами вид, будто
слушает учителя.

Читайте также:  Улитка хелена польза или вред

Пятое.
Это проблема владения технологиями: современные подростки в массе своей
гораздо более продвинуты в них, чем пожилые учителя
. И за счет этого могут
испытывать к последним некоторое пренебрежение. «Что толкового мне может
сказать Мария Ивановна, если она не умеет сохранить в видеофайл показ экрана?»

Вот и
получается, что онлайн-образование — это обучение минус воспитание.

В чем может быть польза от онлайна?

Я не
собираюсь опровергать вышеперечисленные опасения. Более того, я уверен, что во
многих случаях именно так и будет. Но хочу лишь заметить, что может быть и
иначе.

По своему
опыту я вижу, что в онлайн-формате (более того, даже в только текстовом режиме
общения) вполне возможен полноценный личностный контакт. Мои юные собеседники
отнюдь не считают меня всего лишь картинкой на экране. Я не чувствую разницу в
том, как они общаются со мной и друг с другом в онлайне — и как в реале. Реал —
это, конечно, очень желательно, но и мировая, и отечественная история
свидетельствует о том, какие глубокие, искренние отношения завязывались у людей
в переписке. Невозможность видеть и слышать друг друга подчас становилась
фильтром, отсекающим все мелкое, наносное, и оставляющим лишь главное.

Более того,
технологические возможности, которые дает онлайн, тоже влияют на качество
педагогического общения. Попробую обозначить эти плюсы.

Как извлечь пользу из образования

Первое.
В обычном разговоре в реале могут случаться заминки из-за того, что
преподаватель забыл какие-то вещи (имена, названия) — а в онлайне это можно
мгновенно нагуглить. В обычном разговоре, особенно, когда возникает спор
учителя с учениками, учитель вынужден лишь кратко упомянуть какие-то аргументы,
а в онлайне можно тут же дать ученикам ссылки на источники, можно подкрепить
свои слова какими-то изображениями, фрагментами видео
. И от этого его
позиция будет выглядеть убедительнее.

И то же
самое, кстати, касается учеников. Онлайн им тоже дает возможность обосновывать
свою точку зрения, а это, в свою очередь, вынуждает их искать аргументы,
задумываться о достоверности найденных источников. То есть, попросту говоря,
воспитывает в них ответственность за свои слова, а также учит сдерживать свои
эмоции (потому что ученик видит: со стороны взрослого эмоциям
противопоставляются разумные аргументы).

 Второе. Насчет свободы ученика в любой момент отключиться. Даже не
говоря о том, что противники онлайна слишком преувеличивают такую возможность,
она сама по себе может из минуса превратиться в плюс. Когда школьник
понимает, что его тут не держат на привязи, что он свободен, что он тут на
равных со взрослым — это, наоборот, может быть (и бывает!) воспринято им как
доверие, как взрослый формат отношений
. Да, кто-то может злоупотреблять, но
не большинство. Большинство стало бы злоупотреблять лишь в одном-единственном
случае: если дети не мотивированы учиться и к тому же у них конфликт именно с
этим учителем. В условиях обычной школьной учебы они ведь тоже не паиньками бы
сидели на уроке, а всячески срывали его.

Третье.
Онлайн способствует тактичности. Например, застенчивый школьник может на
обычном уроке постесняться задать вопрос учителю — а вдруг его засмеют
одноклассники? Но в онлайне он это может сделать в приватном чате с учителем,
другие дети этого не увидят. Точно так же учитель может приватно обратиться к
ученику, выяснить, всё ли ему понятно, нет ли каких-то затруднений. Да и
замечания по дисциплине онлайн-формат тоже дает возможность делать приватно. А
для подростков это крайне важно — они, даже понимая свою неправоту, все равно
хорохорятся, чтобы не уронить свой авторитет у сверстников.

Четвертое.
Дисциплинарные моменты, которые на обычном уроке время от времени случаются
и грозят обернуться громким и долгим скандалом, средствами онлайна решаются
элементарно
: учитель может заблокировать ученику микрофон, веб-камеру,
возможность писать в общем чате. И при этом занять его индивидуальным заданием,
которое, конечно, нужно будет оперативно проверить. Замечу, что здесь я говорю
чисто теоретически — мне пока что не приходилось прибегать к каким-то санкциям,
у меня дети мотивированы заниматься.

Что дальше?

Конечно, те
плюсы, которые я описал — это лишь возможность, а не действительность. Ими еще
нужно воспользоваться, и тут, как и всегда, всё зависит от личности учителя.
Онлайн — не волшебная палочка, он не превратит педагога с маленькой буквы в
Педагога с большой. Он — всего лишь инструмент.

Как извлечь пользу из образования

Однако этот
инструмент неизбежно войдет в нашу жизнь и будет применяться всё шире и шире.
Эпидемия лишь ускорила процесс, который и без того шел. Эпидемия рано или
поздно кончится, мы вернемся к обычной жизни с прогулками, дружескими
посиделками, концертами, спортивными соревнованиями… и, естественно, к
обычному преподаванию в школьных классах и вузовских аудиториях. Но всё уже не
будет в точности, как раньше. Онлайн-преподавание продолжит существовать наряду
с обычным, иногда конкурируя с ним, а иногда органично дополняя его.

И вот чтобы
это дало полезные плоды в будущем, нужно уже сейчас, в настоящем, относиться к
онлайну правильно. Не как к свалившейся на нас беде, не как к панацее, а как к
интересному, мощному, полезному инструменту. Который замечательно будет
работать в руках живого, настоящего учителя. А без учителя — никак.

Источник

иллюстрация: Полина Гузеева

Вторая неделя официальной дистанционки подходит к концу. И если раньше люди далекие от образования, и не обремененные детьми, шутили над цитатами из родительских чатов, то теперь даже им при взрывном количестве постов с обезумевшими мамами и папами становится неловко. Учителя ухмыльнутся про себя: родители наконец-то поняли, что их лапочки-дочки и математика далеки друг от друга как две галактики, а мальчики-зайчики не могут переписать без ошибок и параграф. Время триумфа? Нет, время прислушаться к себе.

Читайте также:  Ягоды их польза и вред

94% школьников России занимаются дистанционно – бодро отрапортовало министерство просвещения на днях. Про качество говорить пока рано, но всплыли проблемы совершенно иного характера. Дети и родители, запертые в четырех стенах, у компьютера проводят часы, чтобы догнать ускакавшую галопом программу.

Повезло тем, у кого есть компьютер на каждого ребенка, кто не вынужден работать из дома, и может посвятить себя детской учебе в Zoom. Таких единицы, и мы искренне им завидуем. Но поговорим о других, менее счастливых случаях. Техники нет, ребенок разленился дома, уроки каждый день, невыполненное домашнее задание превратилось в огромный ком и готово подмять под себя семейное благополучие. Итог нарастающего стресса лучше всего виден в тех самых родительских чатах.

Позволим себе процитировать некоторые, ставшие мемами, цитаты из чатов. От некоторых сообщений уши сворачиваются в трубочку.

— Ребенок не умеет писать, ни буквы прописные, вообще ничего! У меня складывается ощущение, что вы занимаетесь только с теми, с кем вам удобно, чьи мамы ходят и улыбаются мило. А такие дети как наши, шалтай-болтай, привозные-увозные… вы с ними *(совсем) даже не занимаетесь!

— Давайте по видеозаписи, мы будем показывать на ноутбук, а вы будете показывать, куда что нажать, иначе я его убью!

— Она говорит, это нужно успеть за 40 минут. Кого *? 40 минут только я сижу слушаю! 40 минут думаю, как ему объяснить, еще 40 минут я ему начинаю показывать, и он психует. Глючит телефон, надо успеть почитать, что пишут дети, родители… Я вас заблокирую, и *** оно мне надо!

Из 442 звонков, поступивших в течение последних суток на горячую линию минпросвещения, почти половина посвящена увеличению объёмов домашних заданий по различным предметам.

— Так родители обращают внимание на то, что дети должны писать рефераты по изобразительному искусству и музыке, сочинения по биологии, присылать фотоотчёты по физической культуре. Их также волнует изучение иностранного языка: большие задания при минимальном объяснении нового материала, — сообщает пресс-служба министерства.

Накричав на телефон, родители выпустили пар. На другом конце от бессилия опускает руки учитель, которого уже трясет от всех гаджетов, и ему хочется лишь закрыть голову подушкой, чтобы не слышать никаких сигналов.

Но в таком случае прав? Отбросив эмоции, обратимся к закону. Определения позволят понять, в чем родители правы, а где их требования к учителям не относятся.

Общее образование по федеральному закону должно развивать личность и давать знания, умения и навыки для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

Педагогический работник выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

С этим все понятно. А что такое дистанционное обучение школьников? Кто кому что должен? В ответе ли учитель за ученика, который не включил компьютер и не отвечает на телефон? Пять дней назад Валентина Матвиенко заявила о том, что дистанционному образованию нужен правовой статус. А пока… Мамы и папы, уставшие на работе, напрочь забывшие математику и русский, вынуждены проходить тесты по физкультуре и помогать опьяненным свободой детям с рефератом по музыке.

Каникулы или хотя бы ясности ждут и родители, и учителя

Но снова обратимся к закону и напомним родителям, кто тут главный.

Согласно пока еще не измененной Конституции России, «родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования». Статья 44 федерального закона об образовании гласит: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Учитель не сможет и не должен заменять родителя, впихивая знания в непокорное чадо. Да, они стараются даже в таких невыносимых условиях работать и помогать, но перекладывать на них всю ответственность — нечестно.

Поэтому, следуя советам психологов, предложим следующие шаги.

  1. Если родители хотят вылить негатив от дистанционного образования, свою усталость и переживания о судьбе детей — не пишите проклятия учителю, а обратитесь в министерство просвещения России. Этот орган разрабатывает учебные планы, принимает решение о продолжении дистанционки, переносе ЕГЭ и других вопросах образования.
  2. Скажите спасибо вашему учителю. Поддержите морально, найдите силы, и он найдет в себе силы провести еще один урок и ответить на еще один вопрос, чтобы вашему ребенку тема стала понятнее.
  3. Заняться самоанализом. Что так выводит из себя на самом деле? Страх за будущее? Истерия по поводу вируса? Невозможность выйти без опаски из дома? Что вы можете изменить, чтобы вам стало комфортнее, чтобы меньше срываться? Быть сильным непросто, но жизненно необходимо.
  4. Сложно сделать, но, если получится, эффект будет стократен. Попробуйте извлечь пользу от общения с детьми, помогите им понять, что сейчас происходит — им ещё тяжелее, чем вам, ведь их поддержка и опора – родители — сами на пределе возможностей.

Вспомните, как утыкались в их пахнущие молоком макушки, когда укачивали сонными. Вспомните первую кривенькую пластилиновую поделку из детского сада к празднику. Посмотрите на своего колючего подростка другими глазами. Видите, как он устал и потерян. Забудьте об оценках и домашке на секунду, попейте вместе чай с печеньем. Обнимите его и поддержите. Вместе преодолеть это сложное время проще, чем порознь. Возможно, это время в четырех стенах после всего вы будете вспоминать как самые счастливые дни со своим повзрослевшим ребенком.

Читайте также:  Грецкие орехи и изюм польза и вред

Источник

Вопросы эффективного взаимодействия и обучения существуют во всех школах, во всех традициях, где присутствует принцип прямой передачи ученику знания или энергий, помогающих в его продвижении на Пути. Есть несколько основных моментов, способствующих созданию условий, – внешних и внутренних – для максимально эффективной работы и быстрого продвижения ученика по Пути преображения.

Дисциплина в группе

Я считаю, что внутренняя дисциплина ученика куда важнее подчинения внешним правилам, однако иногда необходимость внешней дисциплины – особенно во время занятий в группе – становится совершенно очевидной.

Чем выше осознанность ученика, тем меньше ему нужны ограничения, поскольку он и так ведёт себя так, как нужно. Остальным рекомендуется следовать нижеприведённым правилам:

  1. Не уклоняться от ответа на заданный вопрос.
  2. Прекращать говорить тогда, когда ему велят прекратить.
  3. Не вступать в споры с Мастером; если ученик с чем-то не согласен, он должен сформулировать вопрос и принять данный на него ответ.
  4. Стараться выполнять практики в группе с полной самоотдачей.
  5. Не демонстрировать своего негативного отношения к товарищам по группе или к тому, что они говорят или делают.
  6. Не указывать другим ученикам на необходимость соблюдения данных правил.
  7. Слушать Мастера так, чтобы слышать то, что он сказал.
  8. Быть внимательным даже к тем словам, которые, вроде бы, обращены не к тебе.

Отношение

Без правильного отношения к обучению не будет никакой дисциплины.

Отношение складывается из понимания и осознания того, какую важность эта работа имеет лично для вас. Для того чтобы выработать правильное отношение к обучению, ученику нужно усвоить и понять следующие вещи:

  1. Хотя Мастер тратит на ученика время и энергию, он вовсе не обязан этого делать. Это милость, и если ученик сумеет понять и принять данный факт, его отношение изменится.
  2. Ученик должен исходить из того, что все его суждения и оценки имеют своим источником обусловленность и иллюзии, и относиться к ним критически, без доверия.
  3. Ученик должен доверять своим ощущениям, не путая их с чувствами и суждениями.
  4. Ученик должен научиться не поддаваться чувствам в оценке слов или действий Мастера. Слова, обращённые к ученику, всегда имеют смысл, который тому нужно понять. Если он не в состоянии сам открыть этот смысл, можно обратиться за разъяснениями к Мастеру.
  5. Нужно понимать, что Мастер в отношении ученика ничего не говорит и не делает просто так. Если действия Мастера кажутся тому бессмысленными, значит уже вошло сопротивление и отупение, как реакция отказа от обучения. Если ученик бдителен, он сможет опознать эту реакцию и изменить своё отношение.
  6. Необходимо уважительное отношение к другим ученикам. Тот, кто не уважает себя и свой выбор, не умеет уважать других. Некоторым легче будет прийти к самоуважению через уважение к тем, кто находится в таком же поиске, как и он сам.
  7. Нужно понять, что каждая встреча или беседа с Мастером может стать прорывом в вашей работе и только ваше отношение и/или «отсутствующее» состояние порой становится препятствием к этому. Поэтому нужно приводить себя в максимально восприимчивое состояние перед каждой встречей и настраиваться перед каждой беседой.
  8. Ревность, зависть и желание сделать Мастера своей собственностью есть проявления чувств, помрачающих разум и восприятие. К ним следует относиться так же, как и к суждениям, – критически; осознавая, что каждое из этих чувств отдаляет вас от Мастера и, соответственно, от Работы. Многие религии узурпируют и путь к Богу, и самого Бога, теряя при этом с Ним всякую связь.
  9. Доверие вырастает из опыта, а пока его нет, ученик должен верить Мастеру куда больше, чем самому себе. Пока ученик не способен понять многих утверждений Мастера – в силу отсутствия необходимого для этого опыта – он должен верить им, и следовать полученным указаниям, не оставляя места для сомнений. Тогда опыт – а вслед за ним и понимание – вскоре придут.

Дисциплина в индивидуальной работе

  1. Если вы работаете под руководством, то нежелательно определять практики для самого себя, если на такое определение не получено разрешения. Есть практики, которые нельзя сочетать одновременно – в силу специфики их действия – и потому лучше советоваться с Мастером, что вы хотели бы делать и что вам делать можно и нужно.
  2. Нельзя менять последовательность выполнения стадий данной вам практики или изменять её по своему вкусу. В этом случае Мастер не может отвечать за тот результат, который вы от неё получите. К тому же, если вы сами знаете, что вам нужно, то у вас нет никакой необходимости в Мастере.
  3. Если вы не выполняете данное вам упражнение, то вам нужно серьёзно пересмотреть необходимость участия в данной работе. Возможно, вам нужно занять себя чем-то другим. Если же вам почему-то кажется, что данное упражнение вам не походит и не удовлетворяет вас, об этом следует поговорить с Мастером.
  4. Если Мастер рекомендует прекратить какую-то из выполняемых вами практик, то нужно сделать это беспрекословно. Так же следует поступать, если Мастер советует приступить к какой-нибудь практике.

Источник