Этическая позиция толстого может быть охарактеризована как этика пользы

Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) изложил свои этические идеи в публицистических и художественных произведениях: “Исповедь”, “В чем моя вера”, “Не могу молчать”, “Отец Сергий” и др. В результате духовной работы и изучения христианства Толстой сделал вывод:
• церковь исказила учение Христа;
• Иисус являлся не Богом, а реформатором общества;
• основой учения Христа является заповедь непротивления злу.
Толстой рассматривал вопрос о смысле жизни, который включает понятия Бога, свободы и добра.
Для решения этого вопроса необходимо определить содержание жизни, которое бессмертно, не кончается вместе с жизнью человека. Толстой утверждал, что смыслом жизни не может быть ни достижение эгоистических целей, ни служение всему человечеству (так как все это конечно).
Жизнь человека получает смысл только в сочетании с Богом, который является:
• абсолютным, бессмертным началом (Богом);
• пределом человеческого разума (люди знают, что Он есть, но не могут объяснить, что Он есть такое). Свобода человека является стремлением к Богу как к истине.
Формулой любви и добра Толстой считал формулу отношения человека к Богу: “…не моя воля, но Твоя да будет”. Любовь к Господу является нравственным императивом и реализуется через:
• отношение человека к себе:
• осознание своего несоответствия божественному идеалу;
• стремление спасти душу (божественное начало в человеке);
• отношение к другим людям:
• братское отношение;
• осознание равенства всех людей перед Творцом. Учение Иисуса Христа является этикой любви.
Л.Н. Толстой утверждал, что важнейшей заповедью в учении Христа является “Не противься злому”, которая есть:
• абсолютный запрет насилия;
• формула закона любви.
Толстой определял насилие следующим образом:
• физическое насилие (убийство, угроза убийства);
• воздействие извне;
• узурпация свободной воли человека.
Насилие является противоположностью любви и тождественно злу. Индивидуальный отказ от насилия является важнейшим этапом в борьбе со злом и обязательным элементом самосовершенствования личности. Ненасилие позволит достичь спасения души человека и единения людей.
Непротивление злу, в понимании Толстого, означает непротивление физической силой. Ненасильственное сопротивление злу возможно через духовное влияние (убеждение, дискуссию, протест и т. п.). Целью ненасилия является достижение мира в человеческом сообществе.
Толстой утверждал, что нет случая насилия, которое можно нравственно оправдать. Нельзя оправдать насилие даже ради предотвращения большего насилия (казнь преступников и т. п.).
Свойством насилия является его воспроизведение в еще больших масштабах: “Вы 1000 лет пытались уничтожить зло злом и не уничтожили его, а увеличили его” (Иисус Христос).
Толстой считал, что не существует права на убийство. Оно противоречит:
• общечеловеческой морали;
• христианским идеалам, идее равенства людей перед Богом;
• законам разума и логики.
5. Русская этическая мысль XIX – XX вв.Революционные демократы
Революционные демократы (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, НА. Добролюбов и др.) не создали целостной этической концепции. Они развивали идеи французских материалистов XVIII в. и придерживались материалистического понимания нравственности.
Свою этическую позицию революционер-демократы называли “разумным эгоизмом”. Она заключалась в добровольном, бескорыстном подчинении личных интересов общему делу (освобождения крестьянства). Революционные демократы выдвинули идеи:
• осуждения всех форм эксплуатации человека человеком;
• утверждения значимости мотива поступка при его моральной оценке;
• утверждения долга как потребности человека и др.
Идеалистическое течение российской философско-этической мысли. Его направления: философия “всеединства” и экзистенциальная философия. Особенностями идеалистической философии являются:
• иррационализм (принцип изучения морали, отрицающий ведущую роль разума в ее исследовании);
• панэтизм (представление о всеобъемлющем характере морали и первостепенной значимости этики, которая должна охватывать все мировоззрение). ,
В условиях кризиса российского общества тех лет возникли сомнения в возможности рационального познания мира, вследствие чего начался поиск иррациональных способов познания бытия. Он происходил в формах.
• умеренного иррационализма (“всеединство”);
• антирационализма;
• религиозно-мистического иррационализма (утверждение безусловной значимости религии).
Идеалистической философии был свойствен панэтизм – утверждение приоритета этической проблематики в философии. Он возник в связи с попытками решить экономические и социальные проблемы России средствами идеологии (в первую очередь нравственности). Философы-идеалисты считали главной целью своей деятельности нравственное обновление общества.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) – русский философ и публицист. Его труды: “Кризис западной философии против позитивистов”, “Чтение о богочеловеке” и др.
Соловьев писал: “Построение философской этики как высшего судилища всех человеческих стремлений и деяний есть… важнейшая задача современной мысли”. Он пытался создать концепцию практического идеализма, в рамках которой обосновал принцип “положительного всеединства”.
На этом принципе основано цельное знание – синтез веры, интуиции и творчества. Результатом реализации этого знания является теософия. Главной составляющей теософии является этика. Предмет теософии – синтез абсолютного начала с человеком (субъективная этика) и с человечеством (объективная этика). Огромное значение Соловьев придавал исследованию нравственной деятельности, которая может рассматриваться как с внутренней стороны (деятельность реализуется в богочеловеке – совершенной личности), так и с внешней (деятельность реализуется в богочеловечестве – совершенном обществе).
Основным вопросом этики является вопрос о смысле жизни человека. Соловьев выделял три основы морали: стыд, жалость и благоговение. Последователи Соловьева главное внимание уделяли религиозной детерминации морали.
Экзистенциализм. Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948), философ и публицист, свои этические мысли изложил в работах “Борьба за идеализм”, “Критика исторического материализма”, “О новом русском идеализме” и др.
Он выделял “философию трагедии” (отражающую сущность морали) и “философию обыденности” (поверхностный обзор жизни людей). Бердяев считал, что предметом этики является противопоставление должного и сущего.
Бердяев противопоставлял нравственность подлинную и неподлинную, социальную; утверждал индивидуальные нравственные ценности и отрицал общезначимость, общеобязательность морали. Н. Бердяев писал: “Постигнуть смысл жизни, ощутить связь с этим объективным смыслом есть… единственно важное дело”.
Все философы-идеалисты разделяли эту точку зрения. Им были свойственны пессимистическое отношение к действительности и оптимизм, связанный с утверждением высшего идеала, который должен преодолеть зло и придать смысл жизни –
Лев Шестов – писатель. Его работы: “Апофеоз беспочвенности. Опыт адогматичного мышления”, “Достоевский и Ницше”, “На весах Иова” и др.
Шестов отвергал все общезначимые ценности: свобода, разум, мораль и др.). Он утверждал: “Всем можно пожертвовать, чтобы найти Бога”.
Евгений Николаевич Трубецкой – писатель и политический деятель. В работе “Смысл жизни” он писал: “Бог как жизненная полнота… и есть то, ради чего стоит жить и без чего жизнь не имела бы цены”.
Смысл жизни – высшая ценность, которая:
• может быть познана с помощью мистической интуиции;
• должна быть свободно принята человеком и воплощена в его деятельности.
Нравственную свободу российские философы понимали как деятельность личности, нравственная установка которой – добровольный отказ от своеволия.

Этическое учение Толстого базируется на идеях самосовершенствования, любви и всепрощения. Чтобы спасти себя, свою душу, человек должен обратиться к добру, творить добро, отвратиться от зла. По мнению Толстого, суть нравственного идеала наиболее полно выражена в учении Иисуса Христа, этике любви. Центральной заповедью Иисуса Христа Толстой считал заповедь «Не противься злому». («Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» – Мф. 5:39).
На добро надо отвечать добром, но и на насилие надо отвечать добром. Насилие совпадает со злом и прямо противоположно любви. Человек может заниматься внутренним нравственным самосовершенствованием, обязан бороться со злом в самом себе, но человеку не дано судить другого. Толстой был убежден, что единственный способ противостоять насилию – это использовать духовное влияние, позитивную силу любви и правды, а также такие формы сопротивления, как убеждение, спор, апелляция к совести, протест, которые призваны отделить человека, совершающего зло, от самого зла.
ТЕМА 1.2 МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И НРАВСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
План: | 1.2.1 | Понятие морали |
1.2.2 | Происхождение морали | |
1.2.3 1.2.4 | Специфика и сущность морали Функции морали |
ПОНЯТИЕ МОРАЛИ
В истории человеческой культуры можно встретить великое множество точек зрения на природу морали, её происхождение и сущность.
Одни определяли мораль как «опыт житейской мудрости», другие – как «наикратчайший путь к обретению счастья», третьи – как «исполнение божественных заветов, которые обеспечивают бессмертие личности». На протяжении истории мораль трактовали как «школу воспитания человека», «успокоительную иллюзию», помогающую человеку влачить своё бесцельное существование», некоторые считали мораль «инструментом сохранения порядка в обществе», «инструментом, который обуздывает животные инстинкты человека».
Мораль и нравственность – одна из самых удивительных сфер духовной жизни общества.
Мораль – это совокупность норм и принципов поведения людей по отношению друг к другу, к окружающим, к обществу, человечеству, санкционированных личным убеждением, общественным мнением и традициями.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРАЛИ
Натуралистическая концепция выводит мораль из природы человека и из предшествующей эволюции животного мира. Натуральная концепция морали восходит к Чарльзу Дарвину и Герберту Спенсеру, которые сформулировали так называемый эволюционный подход к этике, а затем в ХХ в. породили многочисленные биологизаторские представления о морали. Эволюционные идеи сводились к следующему: человек как социальное животное живет в обществе себе подобных, опираясь на механизмы биологической регуляции и социальные инстинкты; с течением времени биологически обусловленные социальные инстинкты развивают душевные способности человека и становятся нравственностью; привычка укрепляет нравственность и постепенно в общественном мнении складываются и формируются правила общежития.
Сторонники эволюционной теории нравственности считали, что целый ряд чувств человека (память, внимание, любопытство, любовь) можно обнаружить у животных. Биологическую теорию происхождения морали поддерживают и в наше время.
Однако подобный натуралистический подход к морали, на наш взгляд, весьма уязвим, так как не учитывает, что человек, в отличие от животного, обладает способностью осознавать свои намерения, осуществлять контроль своих поступков, давать им оценку и оценивать поведение других, человек обладает способностью и потребностью в духовном наполнении своей жизни и своих помыслов.
С древнейших времен существует религиозная трактовка происхождения морали, в соответствии с которой правила и нормы общения установили для людей высшие существа, боги. Высшие силы поощряли добродетель и наказывали пороки и приучали людей к нравственности. Теория божественного происхождения морали имеет многочисленных сторонников. Суть ее такова. Человек получает мораль в виде «естественного нравственного закона» (внутренний закон) и в виде богооткровенного закона (внешний закон). Это очень легко доказать, говорят сторонники религиозной трактовки морали. Во-первых, нравственность, нравственные нормы не могут быть созданы грешным во своей природе человеком; во-вторых, нравственный закон указывает, как надо и как не надо себя вести безотносительно к тому, что на самом деле делает и как в действительности ведет себя человек в земной жизни; в–третьих, природа человека не является источником морали, ибо человеческие естественные влечения часто противоречат велениям нравственности. И если бы человек был творцом своей морали, он, конечно же, установил бы такие правила, которые можно было бы легко и без принуждения выполнять. Но в действительности мы видим, что быть моральным очень не просто, добродетельное поведение требует значительных усилий и самопожертвования, нравственный человек, чтобы оставаться таковым, постоянно вынужден подавлять свои естественные влечения и побуждения.
Трудно не согласиться с тем, что религиозная концепция морали обладает целым рядом достоинств, которые и обеспечили ей существование в течение многих столетий и даже тысячелетий в истории. Религиозное учение, обращаясь к эмоционально-образным, чувственным компонентам человеческой натуры, формирует духовность, культивируя чувства любви, сострадания, милосердия, в которых так нуждается и к которым столь трепетно относится человек во все времена. Религиозная доктрина свободна от сухого рационализма, она возвышает нравственные искания человека до высот нравственного духа, помогает человеку обрести смысл жизни, обрести душевный покой, преодолеть и пережить превратности судьбы, болезни, потерю близких, несчастную любовь, предательство друга, разочарование профессией, одиночество и страх смерти. Кроме того, и это уместно здесь заметить, религиозная трактовка подчеркивает универсальный, общечеловеческий характер морали; перед моралью, как перед Богом, все равны. Такая демократичность религиозной морали обеспечивает ей симпатии многочисленных мирян во все мире.
Однако и религиозная трактовка происхождения морали не является абсолютно приемлемой, она вызывает сомнения у тех, кто колеблется в вопросах признания веры, у скептиков, атеистов. Ведь в давние времена, когда и религии-то еще не было, моральные нормы, правила поведения уже существовали. А как быть с атеистами: сегодня, к примеру, из шести миллиардов, населяющих землю, почти половина неверующих.
Если же Бог сам, по собственному волеизъявлению определяет для нас моральные принципы, правила поведения, то моральные заповеди являются результатом произвола, пусть и божественного.
Серьезные сомнения в справедливости божественной теории происхождения морали связаны также и с представлениями о том, что религиозная мораль явно занижает, недооценивает роль самого человека в процессе становления морального сознания. Религиозная мораль требует от человека пассивного принятия ее норм как аксиомы, без права на сомнение, без раздумий, воспринимает человека как «тварь дрожащую», раба, лежащего у ног Господина.
Развитие демократических идей в XIX в. сделало популярной теорию социальной природы морали. Эта концепция восходит к Аристотелю, который в свое время указывал, что человек – это «политическое животное». В XIX в. теорию социальной природы морали развивают и поддерживают К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер. Действительно, особенность морали состоит в том, что она порождается и существует там, где «человек-коллектив-общество».
Нравственность определяется в конечном счете тем образом жизни, который ведут люди и который зависит от совокупности всех общественных отношений. Общество предъявляет ряд требований к поведению человека, эти требования могут совпадать с интересами человека, а могут и не совпадать. Иными словами, мораль есть отражение взаимосвязи между личными и общественными интересами людей, между личностью и обществом. Основой морали выступает чувство человеческой солидарности, которая объединяет людей, побуждая заботиться о другом, себе подобном.
Однако понимание морали как социального явления, выведение морали из особенностей исторического бытия людей таит опасность сведения всех свойств человека к его общественным характеристикам, что и стало характерной особенностью коммунистической морали, в которой социальное было абсолютизировано и принесено в жертву и духовному, и биологическому началам в человеке. На самом деле личность не поглощается обществом, человек как личность сохраняет известную самостоятельность по отношению к социальному целому – к обществу. Развиваясь как общественное существо, человек в то же время приобретает индивидуальные черты. Это и порождает возможность несовпадения его интересов с интересами других людей или общества в целом.
Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 5015 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
4. Русская этическая мысль XIX – XX вв. Л. Н. Толстой
Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) изложил свои этические идеи в публицистических и художественных произведениях: “Исповедь”, “В чем моя вера”, “Не могу молчать”, “Отец Сергий” и др. В результате духовной работы и изучения христианства Толстой сделал вывод:
• церковь исказила учение Христа;
• Иисус являлся не Богом, а реформатором общества;
• основой учения Христа является заповедь непротивления злу.
Толстой рассматривал вопрос о смысле жизни, который включает понятия Бога, свободы и добра.
Для решения этого вопроса необходимо определить содержание жизни, которое бессмертно, не кончается вместе с жизнью человека. Толстой утверждал, что смыслом жизни не может быть ни достижение эгоистических целей, ни служение всему человечеству (так как все это конечно).
Жизнь человека получает смысл только в сочетании с Богом, который является:
• абсолютным, бессмертным началом (Богом);
• пределом человеческого разума (люди знают, что Он есть, но не могут объяснить, что Он есть такое). Свобода человека является стремлением к Богу как к истине.
Формулой любви и добра Толстой считал формулу отношения человека к Богу: “…не моя воля, но Твоя да будет”. Любовь к Господу является нравственным императивом и реализуется через:
• отношение человека к себе:
• осознание своего несоответствия божественному идеалу;
• стремление спасти душу (божественное начало в человеке);
• отношение к другим людям:
• братское отношение;
• осознание равенства всех людей перед Творцом. Учение Иисуса Христа является этикой любви.
Л.Н. Толстой утверждал, что важнейшей заповедью в учении Христа является “Не противься злому”, которая есть:
• абсолютный запрет насилия;
• формула закона любви.
Толстой определял насилие следующим образом:
• физическое насилие (убийство, угроза убийства);
• воздействие извне;
• узурпация свободной воли человека.
Насилие является противоположностью любви и тождественно злу. Индивидуальный отказ от насилия является важнейшим этапом в борьбе со злом и обязательным элементом самосовершенствования личности. Ненасилие позволит достичь спасения души человека и единения людей.
Непротивление злу, в понимании Толстого, означает непротивление физической силой. Ненасильственное сопротивление злу возможно через духовное влияние (убеждение, дискуссию, протест и т. п.). Целью ненасилия является достижение мира в человеческом сообществе.
Толстой утверждал, что нет случая насилия, которое можно нравственно оправдать. Нельзя оправдать насилие даже ради предотвращения большего насилия (казнь преступников и т. п.).
Свойством насилия является его воспроизведение в еще больших масштабах: “Вы 1000 лет пытались уничтожить зло злом и не уничтожили его, а увеличили его” (Иисус Христос).
Толстой считал, что не существует права на убийство. Оно противоречит:
• общечеловеческой морали;
• христианским идеалам, идее равенства людей перед Богом;
• законам разума и логики.
5. Русская этическая мысль XIX – XX вв. Революционные демократы
Революционные демократы (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, НА. Добролюбов и др.) не создали целостной этической концепции. Они развивали идеи французских материалистов XVIII в. и придерживались материалистического понимания нравственности.
Свою этическую позицию революционер-демократы называли “разумным эгоизмом”. Она заключалась в добровольном, бескорыстном подчинении личных интересов общему делу (освобождения крестьянства). Революционные демократы выдвинули идеи:
• осуждения всех форм эксплуатации человека человеком;
• утверждения значимости мотива поступка при его моральной оценке;
• утверждения долга как потребности человека и др.
Идеалистическое течение российской философско-этической мысли. Его направления: философия “всеединства” и экзистенциальная философия. Особенностями идеалистической философии являются:
• иррационализм (принцип изучения морали, отрицающий ведущую роль разума в ее исследовании);
• панэтизм (представление о всеобъемлющем характере морали и первостепенной значимости этики, которая должна охватывать все мировоззрение). ,
В условиях кризиса российского общества тех лет возникли сомнения в возможности рационального познания мира, вследствие чего начался поиск иррациональных способов познания бытия. Он происходил в формах.
• умеренного иррационализма (“всеединство”);
• антирационализма;
• религиозно-мистического иррационализма (утверждение безусловной значимости религии).
Идеалистической философии был свойствен панэтизм – утверждение приоритета этической проблематики в философии. Он возник в связи с попытками решить экономические и социальные проблемы России средствами идеологии (в первую очередь нравственности). Философы-идеалисты считали главной целью своей деятельности нравственное обновление общества.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) – русский философ и публицист. Его труды: “Кризис западной философии против позитивистов”, “Чтение о богочеловеке” и др.
Соловьев писал: “Построение философской этики как высшего судилища всех человеческих стремлений и деяний есть… важнейшая задача современной мысли”. Он пытался создать концепцию практического идеализма, в рамках которой обосновал принцип “положительного всеединства”.
На этом принципе основано цельное знание – синтез веры, интуиции и творчества. Результатом реализации этого знания является теософия. Главной составляющей теософии является этика. Предмет теософии – синтез абсолютного начала с человеком (субъективная этика) и с человечеством (объективная этика). Огромное значение Соловьев придавал исследованию нравственной деятельности, которая может рассматриваться как с внутренней стороны (деятельность реализуется в богочеловеке – совершенной личности), так и с внешней (деятельность реализуется в богочеловечестве – совершенном обществе).
Основным вопросом этики является вопрос о смысле жизни человека. Соловьев выделял три основы морали: стыд, жалость и благоговение. Последователи Соловьева главное внимание уделяли религиозной детерминации морали.
Экзистенциализм. Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948), философ и публицист, свои этические мысли изложил в работах “Борьба за идеализм”, “Критика исторического материализма”, “О новом русском идеализме” и др.
Он выделял “философию трагедии” (отражающую сущность морали) и “философию обыденности” (поверхностный обзор жизни людей). Бердяев считал, что предметом этики является противопоставление должного и сущего.
Бердяев противопоставлял нравственность подлинную и неподлинную, социальную; утверждал индивидуальные нравственные ценности и отрицал общезначимость, общеобязательность морали. Н. Бердяев писал: “Постигнуть смысл жизни, ощутить связь с этим объективным смыслом есть… единственно важное дело”.
Все философы-идеалисты разделяли эту точку зрения. Им были свойственны пессимистическое отношение к действительности и оптимизм, связанный с утверждением высшего идеала, который должен преодолеть зло и придать смысл жизни –
Лев Шестов – писатель. Его работы: “Апофеоз беспочвенности. Опыт адогматичного мышления”, “Достоевский и Ницше”, “На весах Иова” и др.
Шестов отвергал все общезначимые ценности: свобода, разум, мораль и др.). Он утверждал: “Всем можно пожертвовать, чтобы найти Бога”.
Евгений Николаевич Трубецкой – писатель и политический деятель. В работе “Смысл жизни” он писал: “Бог как жизненная полнота… и есть то, ради чего стоит жить и без чего жизнь не имела бы цены”.
Смысл жизни – высшая ценность, которая:
• может быть познана с помощью мистической интуиции;
• должна быть свободно принята человеком и воплощена в его деятельности.
Нравственную свободу российские философы понимали как деятельность личности, нравственная установка которой – добровольный отказ от своеволия.
Раздел: Этика
Количество знаков с пробелами: 29095
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0
еобразие этической мысли Нового времени, изучить некоторые этические аспекты рационализма Б.Спинозы. 1.Этическая мысль Нового времени Термин «Новое время» чаще всего употребляют для обозначения периода развития Европы в ХVII–XVIII веках. Реже к «нововременному» периоду относят и XIX век. Век ХХ обычно рассматривают отдельно, определяя весь его, а иногда и вторую половину ( …
… и семьи. Когда Диогена посетил знаменитый Александр Македонский и спросил, что он желает, то лишь ответил: “Не заслоняй солнца”. 5. НЕОПЛАТОНИЗМ. Последней крупной и по-своему эпохальной школой эллинизма является неоплатонизм. Основоположника неоплатонизма – Плотин (204/205 – 270 гг.). Философия неоплатонизма возникает в III н. э. и развивается вплоть до начала VII в. Неоплатонизм связан, …
… о негреховности плоти сочетается и принципиальное отсутствие в исламе института монашества. Коран расценивает монашество как человеческое нововведение, а не установление божественного Закона . 6.Этические учения эпохи Возрождения и нового времени Основополагающей и центральной тенденцией философии Нового времени, и в частности, моральной философии было возвеличивание достоинства человека и …
… , Кальвин), ориентированной на индивидуальное иррациональное богопознание и трудовую активность в обыденной жизни. В XIV-XV вв. этической проблематикой начали заниматься не только служители церкви, но и представители светской культуры – художники, ученые, политики. От вопросов теологии они постепенно обратились к изучению проблемы человека, поэтому их часто называют гуманистами. В их творчестве, …