Эссе о пользе и вреде телевизора

В древности центром семьи был очаг. Цицерон призывал римлян защищать самое святое – очаги, алтари и могилы предков. Затем центром семьи стал стол, за которым собирались родные после трудового дня. Там они не только трапезничали, но читали Священное Писание.

Теперь это место занял телевизор. Но он не соединяет, а разобщает членов семьи. Каждый зачарован голубым экраном.

Люди не общаются друг с другом.

Телевизор, вторгшись в нашу жизнь, по сути лишил нас домов, превратив их в театральные залы, в которых люди часами просиживают у сцены.

Представления идут без антрактов, без выбора пьес, информация льется с экрана беспрерывным неконтролируемым потоком. Мы, сами того не замечая, сделались рабами телевизора.

На его поломку мы часто реагируем скорее, чем на болезнь близкого человека.

Телевизор создал новый вид человека – человека с истощенной от непрерывного зрелища, как от непрерывного пьянства, нервной системой, человека в состоянии душевного распада, который не может установить границы и фильтр для внешней информации и усваивает ее, так сказать, в сыром виде – некритически, на уровне низшей, механической памяти. Смысловая память

притупилась, творческие силы ослаблены, человек стал рабом вещи, механизм из раба превратился в хозяина.

Телевизор расслабляет человеческий интеллект. Ум должен упражняться, искать, преодолевать препятствия, подобно тому, как атлет тренирует свои мышцы. Телевизор дает обильную рафинированную, легко усваиваемую пищу, от которой ум становится вялым, немощным, неспособным к самостоятельному мышлению.

Уже древние философы сказали: “Человек есть то, что он ест”, – имея в виду не вещественную, а духовную пищу: что читает, с кем общается, к чему стремится.

Телевизор предлагает одну и ту же пищу десяткам миллионов людей. Поэтому они и становятся похожими друг на друга, похожими не в единстве духовной любви, а в единстве однообразия, постепенно утрачивают интерес друг к другу.

Телевизор гипнотизирует. Потоки образов, ярких и насыщенных страстями, одновременно зрительных и слуховых, порабощают психику, сознание становится заторможенным, человек превращается в медиум телевизора, воспринимающий его внушения. За несколько часов он получает столько впечатлений, сколько прежде – за месяц.

Нервная система изнашивается, не вынося непосильного напряжения, она, как бы защищая себя, “уходит” в болезнь: возможности человеческой психики не безграничны.

У экрана люди учатся жестокости. Это касается не только “красочных” картин убийств и насилия, окруженных зачастую некоей “героической” атмосферой. Речь о более страшном: переживания человека у телевизора настолько интенсивны и остры, настолько эмоционально опустошают его, что в повседневной жизни он становится ко всему безучастным, холодным и отчужденным.

Любое зрелище требует сопереживания, мы включаемся в поле страстей, это поле индуктирует и заряжает наши страсти. А в каждом познании есть элемент симпатии, общности. И вид греха, сделавшись привычным, перестает быть отвратительным.

Телевизор – враг, с которым нельзя договориться, – его агрессия не имеет меры и предела. Если пустыня Сахара расширяется со скоростью до пяти километров в год, то телевизор победным маршем идет по всей планете, иссушая последние источники и родники живой жизни, загрязняя, затаптывая последние оазисы духовности.

Скоро человеку не надо будет посещать друзей, ездить на конференции, приходить в школы и институты для занятий, все это можно будет сделать, управляя телевизионной системой, оставаясь в собственном доме. Человек окажется в мире одинок – как в пустыне: мертвой и холодной ко всему, и чуждой для всех.

Loading…

О вреде телевизора

Источник

О вреде и пользе компьютера и телевизора.

Распространение телевидения, видеоигр для приставок, персональных компьютеров достигло апогея. В современной семье, живущей в мегаполисе, нередко есть несколько телевизоров и компьютеров. Компьютер действительно стал персональным, телевизоры присутствуют уже в ванных, кухнях, спальнях. Нередко в путешествие берут компактные DVD – проигрыватели. У многих они уже есть в автомобилях. Часто родители задают вопросы: «Сколько времени в день позволять ребёнку смотреть телевизор?», «Как долго можно разрешать играть в компьютер?» и т.д.

Разумеется, занятия на компьютере, просмотр телевизионных программ лучше свести к минимуму. Очень плохо и недопустимо, если ребёнок много времени просиживает за компьютером ночами или знает наизусть все передачи детского канала. Ролевые игры детей давно вышли за рамки «Я мама, ты дочка», и если ребёнок не знает, кто такой Лунтик или лев Симба, ему намного тяжелее дастся интеграция в детское сообщество. Дети всех возрастов ежедневно проводят по многу часов у телевизоров, компьютеров и за видеоиграми. Это, увы, факт. Теоретически телевизор и компьютер являются источниками стимуляции мозга через глаза. Проблема всей нашей цивилизации в том, что всё происходит «в первый раз» для каждого нового поколения.

Существует масса аргументов, свидетельствующих о вреде компьютера и телевизора. В первую очередь – это ухудшение зрения и нарушение осанки. Нарушение осанки может привести к самым плачевным последствиям, ведь позвоночник – это «подвеска для мозга». А зрение – функция первостепенной важности для развития и повседневной жизнедеятельности человека.

Как же уберечь своего ребёнка?

В первую очередь следить за удобством мебели и правильностью посадки ребёнка (без искривлений, опор на одну руку, не полулёжа и т.п.). Уместно посадить ребёнка на жёсткий стул со спинкой и контролировать его осанку. При просмотре ТВ ребёнок не должен сидеть близко от экрана, а также сидеть напротив, а не сбоку от него. При работе и игре на компьютере монитор следует располагать немного выше уровня глаз, рабочее место должно быть хорошо освещено, но свет не должен бить в глаза. Необходимо время от времени проводить гимнастику для глаз. Допустимо применение самых различных вариаций гимнастики, их достаточно много в специализированной литературе. И уже не плохо просто сказать ребёнку: «Отвернись ненадолго от экрана, зажмурь глазки, поморгай».

Но также глупо отрицать развивающий и обучающий потенциал телевизионных и компьютерных технологий. Даже обыкновенный просмотр телевизионных программ и мультфильмов может продвинуть ребёнка в развитии и приобретении социальных навыков. Обсуждение фильмов, различных игр является неотъемлемой и значительной частью детского социума. Недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей – время занятий должно быть определено вами сразу. Малышам до 6 лет лучше не сидеть за компьютером более 20 минут – и то, желательно, не каждый день. Детям в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день. А с 9-11 лет – не более часа-полутора.

На самом деле без персонального компьютера невозможно окончить школу, да и в современном мире не прожить. Но надо помнить, что во всём нужна мера.

Источник

О вреде и пользе телевизора для ребенка.

В каждом доме есть телевизор, и часто не один, а несколько. Его используют в семье как средство развлечения и получения информации. Но с появлением в доме ребенка многие родители задаются вопросами: как влияет телевизор на развитие и здоровье ребенка? В каком возрасте ребенку можно смотреть телевизор?

Отрицательное влияние телевизора на ребенка

Телевизор вреден для глаз.

Для того, чтобы получить цельную картину, человеческий глаз скачкообразно «сканирует» предмет/образ по кускам, останавливаясь на каждом фрагменте на 0,2-0,6 с (такие скачки называют саккадами). Чем больше саккад в единицу времени, тем больше тренируются и развиваются глазные мышцы. Причем этот процесс формируется и тренируется по мере роста и развития ребенка (движениями глаза управляет человеческий интерес, мы смотрим на образы по определенной схеме – например, при взгляде на картину автоматически фокусируемся на переднем плане, в портрете глаза фиксируем в первую очередь на лице и т.д.).

Картинка в ТВ не является цельной – это набор быстросменяющихся картинок со скоростью 25 кадров в секунду. В таких условиях глаз не может иметь картинку в качестве опоры – она постоянно сменяется, прежде чем глаз успевает ее зафиксировать. К тому же при просмотре исчезают аккомодационные движения глазных мышц для смены фокусировки (смена фокуса «ближнее-дальнее», как в объемной картине в жизни). В итоге глаза ленятся, возникает характерный «телевзгляд» – оцепеневшее выражение лица, неподвижные глаза, которые моргают реже обычного. Вспомните выражение лиц у детей, неподвижно застывших у экрана.

Эксперимент, проведенный в 79-м году в США, показал, что у людей перед экраном ТВ глаза сокращают свою двигательную активность в 10 и более раз (за минут в среднем 5-7 саккад против 40-100 в обычной жизни).

Телевизор вреден для мозга и умственного развития.

Когда мозг спит или глаза закрыты, он генерирует альфа-колебания (которые можно регистрировать ЭЭГ), когда активен и бодрствует – бета-волны. Так вот, экспериментально было установлено, что при переходе, например, от чтения к просмотру ТВ бета-волны практически исчезают, уступая свое место альфа-волнам. Т.е. мозг при просмотре ТВ как бы засыпает.

Больше ТВ – меньше знаний. Как ни парадоксально, но результаты исследования в Германии показали, что во всех сферах, кроме спорта, знаний у человека тем меньше, чем больше он смотрит телевизор

От просмотра телевизора страдает образное мышление, воображение. Исследования среди т.н. tv kids показали, что у детей, проводящих перед ТВ по 10 часов в день, «кора головного мозга подобна пустыне». Они страдают полной потерей воображения, некоторые не в состоянии воспроизвести на бумаге простые бытовые предметы, например, чашку. Мне также доводилось читать другие статьи, в которых говорилось, что сравнение рисунков и творчества детей показало, что фантазия детей, которые не смотрят ТВ или смотрят очень умеренно, развито лучше, чем у детей, которые смотрят ТВ регулярно и подолгу. Дети, получающие информацию в основном из ТВ, по просьбе изобразить некое сказочное существо просто воспроизводили готовый образ – героев мультиков. Телевизор превращает ребенка из творца в потребителя, неспособного создавать образы самостоятельно.

Заядлые телезрители хуже учатся в школе. Многочисленные исследования показывают, что, чем больше ребенок смотрит ТВ, тем хуже он справляется со сложными задачами, мыслит логически, рассуждает и анализирует. Так же обстоит дело и с чтением и усваиванием новой информации – дети, подсаженные на ТВ, хуже воспринимают печатный текст, не любят читать, особенно сложную литературу, неспособны читать активно, осмысливая и сопереживая.

Телевизор вреден для здоровья и физического развития.

В 1992 году американские исследователи задались вопросом, как просмотр ТВ влияет на обмен веществ в организме. Результаты исследования, проведенного среди 31 ребенка в возрасте 8-12 лет, оказались ошеломляющими: при просмотре ТВ организм расходует энергию на 14% меньше, чем в состоянии полного покоя.

Другое исследование показало, что зрители, смотревшие телевизор более 3 часов в день, страдали ожирением. Телевидение формирует вредные пищевые привычки у юных зрителей – начиная от рекламы всякой «дряни» (рекламируют же не брокколи и спаржу, а шоколадные батончики, чипсы, колу) и заканчивая формированием определенного образа жизни человека (люди в кино и сериалах показаны стройными и подтянутыми, несмотря на то, что едят по вечерам и т.д.)

Телевизор вреден для психики.

«Дефицит в полсекунды». В повседневных ситуациях у человека есть какое-то небольшое время, чтобы успеть среагировать на изменение ситуации (будь то звонок телефона, общение в магазине или поведение на дороге). В ТВ зачастую из-за мгновенной смены планов эта естественная реакция человека теряется, он возвращается в стадию младенчества, когда у него нет ни представлений об окружающем мире, ни опыта реакции на смену обстоятельств.

Телевизор как наркотик. Здесь уже речь пойдет о рекламе и «клиповой» манере съемки. Физиология человека предполагает, что при резкой смене обстановки, неожиданном появлении нового предмета в поле зрения происходит мобилизация ресурсов, в мозгу срабатывает сигнал возможной тревоги. Тело человека приходит в состояние готовности убежать, атаковать, как-то отреагировать на потенциальную опасность. Происходит выброс гормона кортизола в организм. Этот припасенный природой на экстренный случай выброс «допинга» происходит и при просмотре ТВ, когда идет резкая смена плана. Но постоянный выброс кортизола вызывает привыкание, и тогда организм выбрасывает все больше и больше кортизола, чтобы привести организм в состояние боеготовности, то наступает своего рода «интоксикация», которая выражается в раздражительности, неконтролируемой агрессии, неспособности управлять своими эмоциями, постоянному стрессу. Знакомая картина, не правда ли?

Прочие негативные факторы:

  • телевизор как способ манипулирования сознанием (в настоящее время – основной инструмент масс-медиа и способ зомбировать сознание населения);
  • подавление естественных коммуникативных навыков человека;
  • телевизор – пожиратель времени (люди, которые часто смотрят телевизор, более дезорганизованы и не умеют управлять своим временем);
  • подмена реального мира нереальным (смотрите каждый день новости – и будете жить в убеждении, что живете в мире, в котором на каждом шагу катастрофы, убийцы и маньяки).

Теперь поговорим об особенностях детского организма и влиянии телевизора на развитие ребенка.

Детское восприятие мира и телевидение.

Детское развитие можно условно разделить на три основные фазы: 0-3, 4-10 и 11-18 лет.

Первая фаза (0-3 года). В этот период ребенок получает основные, базовые представления об окружающем его мире. Он учится ползать, сидеть, стоять, ходить, бегать, прыгать, овладевает крупной и мелкой моторикой. Он учится смотреть, развивает пространственное восприятие (далеко-близко, высоко-низко, влево-вправо), учится слушать, различать образы, запахи, текстуры. В этот период формируются все основные нейронные связи в мозгу. Если на этом этапе ребенок имел ограниченный доступ ко всему диапазону возможных видов деятельности и опыта, то многие связи не образуются.

В этом возрасте ребенок, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающий его мир интегрально, всем своим существом. Мы, взрослые, можем только мечтать о такой целостности восприятия. Мы умеем разделять реальное и нереальное, двумерное и трехмерное, расчленять объект на его составляющие – например, в музее мы видим (нас мало заботят окружающие звуки, нам неинтересно, чем пахнет картина, мы не рвемся ее полизать или пощупать), на концерте слышим, а при просмотре телевизора соотносим увиденное на экране с нашей памятью и опытом восприятия и т.д. Но ребенок воспринимает все совсем по-другому. Ему важна кинестетика в опыте, он запоминает новую информацию через движение, осязание. А теперь мы берем и отрываем его от целостного восприятия мира и даем ему движущуюся картинку – у нее нет никаких основных атрибутов, на которые опирается ребенок при изучении окружающего мира! Даже пространство в ней не трех-, а двумерно. Мир его опыта, его понимания окружающей среды разрывается надвое – есть его реальный опыт, а есть виртуальная среда, которую он воспринимает так же, как и реальную. Телевизор лишает его «осязаемого опыта», который является основой развития ребенка.

Вторая фаза (4-10 лет). Если на первом этапе закладывался базис, то здесь все навыки и умения оттачиваются. Развивается мелкая моторика рук, координация, ловкость, развивается тонкая моторика, управляющая зрением (ребенок учится смотреть осмысленно, вычленять объекты интереса из картинки, выхватывать знакомые образы, фокусироваться на объекте и т.д.).

В этом возрасте также важно учитывать особенности детского восприятия. Ребенок постоянно стремится задавать вопросы или комментировать происходящее. Рядом с ребенком должен быть взрослый, который будет активным соучастником действия. ТВ-образы не должны подавлять ребенка – наоборот, ребенок должен овладеть ими, переосмысливая, творчески перерабатывая увиденное на экране телевизора. А для этого необходимо участие родителя. Дети не умеют критически переосмысливать увиденное на экране – напротив, они принимают все за чистую монету, стремятся вжиться в действо, слиться с ним в единое целое (это, кстати, справедливо не только для ТВ). Они по-прежнему не умеют отделять реальное от нереального – эта способность формируется постепенно и придет позже, ближе к третьему этапу. Они также не способны воспринимать сюжет как единый замысел, соединять в единую ткань разные сцены фильма или мультика – дети воспринимают увиденное на экране как совокупность отдельных образов.

Очевидно, отсюда следуют и рекомендации многих психологов о том, что просмотр ТВ, мультиков лучше начинать не ранее 3 лет.

Телевизор и речь ребенка.

Отдельно не могу не упомянуть о развитии речи. Так, например, такой феномен, как функциональная неграмотность – это уже массовое явление и проблема всей нации, и не в Африке, а в развитых странах Европы и США. А теперь давайте абстрагируемся от Германии и вспомним – а давно ли вы читали статью в интернете, в которой бы не было грамматических, а тем паче стилистических ошибок? А статьи или новости, написанные богатым, литературным русским языком, без злоупотребления жаргоном и американизмами? Я уже молчу о письменном языке большинства обывателей, обитателей интернета, которые не могут правильно писать элементарнейшие слова, не говоря уже о том, чтобы облечь эти слова в более-менее пристойную форму.

А вслед за литературным языком обескультуривается и речь, причем сначала у взрослых, а потом и у детей. Взрослые, под влиянием ТВ, говорят реже, более односложно, их речь становится более примитивной, словарь обедняется. А вслед за ними «немеют» и дети. Вслед за массовым проникновением ТВ обнаружились и такие проблемы, как увеличение количества детей с различными нарушениями речи, неспособность детей воспринимать речь на слух, у многих это проявляется в неспособности выполнять даже простые просьбы и инструкции. Ребенок устроен так, что и речь он может развивать только интегрально, через «живую» речь со взрослым, а не изолированно с экрана телевизора.

Правила обращения с ТВ- и видеоконтентом:

  • никакого ТВ, мультиков и прочего как минимум до 2 лет (здесь оговорюсь, что это означает не категоричный запрет, а то, что мы не показываем ничего целенаправленно и систематически. Ребенку доводилось уже пару смотреть по 5 минут футбол с папой и мультики на базе отдыха, но это исключения из правила. Еще одно исключение из правила – семейное видео с ребенком, недолго и только для оживления воспоминаний об интересных местах, поездках);
  • строгий отбор контента;
  • строгое дозирование по времени;
  • активный просмотр с родителями;
  • создание противовесов – заполнить жизнь ребенка прочими занятиями, которые окажутся интереснее, чем очередная передача по ТВ;
  • родительский пример.

Итак, до трех лет детям не рекомендуется смотреть телевизор. В возрасте 3-5 лет ребенку можно смотреть телевизор полчаса в день. В 5-8 лет можно смотреть телевизор по часу в день. В 8-12 лет по два часа в день. Взрослые должны следить за тем, чтобы ребенок смотрел телевизор столько времени, сколько не вредно для его возраста.

Источник