Изъятие транспортного средства в пользу армии

Изъятие транспортного средства в пользу армии thumbnail

Минобороны РФ опубликовало проект изменения в приказ министра обороны от 2014 года, к который предполагает постановку на учет и мобилизацию в случае войны легковых автомобилей (категория М1) вместо квадроциклов (категория L6). По информации «Известий», сейчас проект приказа Минобороны находится на межведомственных согласованиях, а также проходит антикоррупционную экспертизу. При этом сейчас предполагается, что на воинский учет ставятся только внедорожники.

Вместе с тем Минобороны уже уточнило, что речь об изымании легковых автомобилей у транспорта не планируется, поскольку у российской армии достаточно штатного автотранспорта, передает ТАСС.

«Никакого изъятия либо иных способов отчуждения транспортных и технических средств у граждан и организаций вносимые изменения не предусматривают.

Проект приказа уточняет лишь порядок учета в перечень транспортных средств, который ведется в военных комиссариатах», — пояснили в ведомстве. Ставить на учет предлагается все легковые машины, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие не более восьми мест для сидения. Все эти машины ведомство планирует в случае введения военного положения изымать у граждан для нужд армии. При этом эксперты отмечают, что обычные легковушки вряд ли понадобятся военным.

В первую очередь Минобороны планирует отбирать у граждан отечественные внедорожники, в частности, УАЗ. Иномарки будут изымать в последнюю очередь, так как запчасти для них стоят намного дороже.

Законодательство о мобилизации предусматривает так называемую военно-транспортную обязанность всех организаций и даже частных автовладельцев. Включенные в определяемый самим оборонным ведомством перечень транспортные средства должны регистрироваться в военном комиссариате. Для проведения учений и тренировок по мобилизационному развертыванию они могут временно изыматься у собственников.

Что изменилось

В настоящее время на воинский учет должны ставиться принадлежащие юридическим лицам грузовики и автобусы, прицепы, тракторы и тягачи, квадроциклы, подъемно-транспортные, дорожно-строительные и иные специальные машины (в том числе инкассаторские, медицинские, пожарные, рефрижераторы и так далее), а также джипы (автомобили повышенной проходимости категории G). Информацию о них в военное ведомство в автоматическом режиме передает ГИБДД.

Перечень подлежащих мобилизации транспортных средств частных лиц пока не определен.

Подготовленный Минобороны проект предусматривает постановку на воинский учет в том числе находящихся в корпоративной собственности всех легковых автомобилей, компрессорных станций, агрегатов электропитания и электростанций. Кроме ГИБДД, сведения о транспортных средствах должны будут предоставляться налоговой службой.

До 2014 года требования о мобилизации распространялись на принадлежащие организациям автомобили всех типов и марок, а также тяжелые мотоциклы с коляской, тракторы, спецтехнику и другие транспортные средства. Кроме того, в категорию «призывников» были включены лошади, верблюды, ездовые олени, ослы (ишаки), повозки, нарты и сани.

В настоящее время системы учета всех транспортных средств граждан и изъятия их в случае военных действий для нужд армии существуют во многих странах мира. Поэтому подготовленные Минобороны России инициативы не являются чем-то исключительным в мировой практике.

Россиян в этой ситуации больше всего волнует только один вопрос: когда и при каких обстоятельствах у них изымут любимое транспортное средство. Для начала напомним, какие разновидности мобилизации в нашей стране могут быть.

Мобилизация может быть общей и частичной, она объявляется указами законодательных органов или проводится скрытно, в распорядительном порядке.

Очевидно, что изъятие автомобилей у граждан может произойти только в случае общей мобилизации, которая будет осуществлять в рамках перевода страны и Вооруженных сил на военное время. В случае частичной мобилизации военные, скорее всего, обойдутся своими силами, то есть автомобильной техникой, уже имеющейся в распоряжении военного ведомства.

Гипотетически подобное развитие событий возможно только при развязывании широкомасштабных военных действий на Западе или Востоке с применением только конвенциональных (неядерных) средств поражения.

В целом, война по образцу и подобию Второй Мировой в настоящее время с Китаем попросту нереальна. Такое государство, в условиях его абсолютного превосходства в живой силе и технике, можно удержать от развязывания военных действий только одним — угрозой широкомасштабного применения ядерного оружия. А в условиях ракетно-ядерной войны изъятие автомобилей, находящихся в частной собственности российских граждан, для нужд Вооруженных сил вряд ли потребуется.

Что касается ведения военных действий на Западе, то гипотетический вооруженный конфликт, при котором России потребуется общая мобилизация, может произойти только с НАТО. Однако реальность такой войны со странами Североатлантического альянса представляется более чем сомнительной.

Все остальные типы вооруженных конфликтов (локальные низкой напряженности) не потребуют от России ни общей, ни даже частичной мобилизации.

Это вовсе не означает, что завтра следует в полном объеме отказаться от системы учета всех транспортных средств граждан и изъятия их в случае военных действий для нужд армии. Дело в другом — обладателям внедорожников все-таки сегодня следует расслабиться. Ни сегодня, ни завтра, ни в исторически обозримый срок их автомобили на военную службу не призовут. А систему учета авто повышенной проходимости привести в порядок в соответствии с нуждами обороны страны все же, видимо, следует.

Источник

Многие соцсети и разные новостные издания пестрят информацией о якобы грядущих конфигурациях в законы, связанные с военными действиями. Ходит масса слухов, что абсолютно все автомобили граждан страны, не имеющих отношения к воинскому учету, нужно будет обязательно зарегистрировать в военкомате, а уж в случае начавшихся военных действий практически все автомобили, не исключая легковые, можно будет чуть ли не конфисковать на законных основаниях у любого гражданина в военных целях. Разберемся, где вымысел, а где правда.

1. Что за новый закон, действует ли он сейчас.

Скорее всего, слухи начались с обсуждения проекта изменений в ныне действующий Приказ Министра обороны РФ от 14.03.2014 N 151, которым утверждается перечень и порядок учета транспортных средств, передаваемых обычными гражданами военным Российской Федерации.

(https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70606938/)

То есть речь идет всего лишь о проекте изменений, не более того. А что такое проект? Проект это текст закона, который предлагается для принятия и подписания. Каждый день их предлагают большое количество, и только единицы принимают форму закона.

Таким образом, сегодня нового закона нет, согласно которому у людей в Российской Федерации отнимут все транспортные средства в случае войны или которым обяжут срочно поставить транспортные средства на учет. У законодателей возникла лишь очередная идея внести изменения, которые так и не были внесены. Стоит отметить, что приказы Минобороны вообще не относятся к категории именно законов, а являются подзаконными актами, которые лишь конкретизируют и детализируют предписания законов.

Даже в случае, если появляются новые проекты, а их может быть несколько разных вариантов одновременно, то совершенно не обязательно, что его примут и подпишут в установленном законом порядке.

Подытожим, на август 2019 года нового закона (приказа, постановления, указа и прочего), которым на граждан возлагалась бы обязанность передать в обязательном порядке свои легковые транспортные средства в случае военных действий государству или обязательно поставить на военный учет указанные, нет.

2. Какие же правила действуют сегодня?

Итак, с 1998 года действует Указ Президента России с последними изменениями в октябре 2015 года), которым утверждается положение о военно-транспортной обязанности граждан страны (https://base.garant.ru/179480/). Согласно указу, военно-транспортная обязанность устанавливается для своевременного, качественного обеспечения транспортными средствами военных в Российской Федерации именно в период мобилизации и в военное время.

В перечень транспортных средств входят: железнодорожный, морской, внутренний водный, воздушный, трубопроводный транспорт, специальные суда, суда рыбопромыслового флота, автомототранспортные средства, тракторы, дорожно-строительные, подъемно-транспортные и другие машины и механизмы. Под предоставлением транспортных средств по закону понимается их поставка, передача и использование в интересах войск, формирований и органов.

Военно-транспортная обязанность действует уже с почти как 20 лет, заключается в том, что в военное время граждане и организации должны предоставить войскам, формированиям и органам те транспортные средств, которые применяются в этих формированиях и войсках. При этом гражданам выдаются документы, которые подтверждают предоставление ими транспортных средств. Перечни транспортных средств, подлежащих предоставлению гражданами войскам, формированиям и органам, устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации. В эти перечни входят:

L6– квадроциклы и квадрициклы,

M2 и M3– автобусы весом до 5 тонн и более,

N– все грузовые машины,

O– все прицепы к грузовым автомобилям, автобусам и мототранспортным средствам,

G– машины повышенной проходимости,

Спецтехника (автокраны, бульдозеры, тракторы, лесовозы, скорая помощь и другие).

Исходя из изложенного выше, сделаем вывод, что правила, по которым граждане Российской Федерации обязаны передать транспортные средства в военное время войскам формирований существуют уже много-много лет. Категории M1, то есть легковые машины, граждан, в данном перечне нет. То есть, закон этот вовсе не новый, а давно существующий, о котором вдруг решили вспомнить под какую-то «горячую» тему средства массовой информации. В отношении грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники всегда существовала такая практика в случае военных действий и при военном положении.

Обращает на себя в указанном перечне категория G. Согласно действующим правилам, к транспортным средствам повышенной проходимости (категории G) могут быть отнесены транспортные средства категорий M (в том числе и М 1) и N, если они удовлетворяют таким требованиям, что в них имеется, к примеру хотя бы одна передняя и одна задняя ось, конструкция которых обеспечивает их одновременный привод, включая и транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться, хотя бы один механизм блокировки дифференциала или один мехахнизм аналогичного действия, если они могут преодолевать подъем 30%, угол въезда должен быть не менее 25°, угол съезда должен быть не менее 20° и прочее.

(https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125114/)

3. Смогут ли у Вас изъять автомобиль, относящийся к категории легкового.

По действующему закону, нет Легковой автомобиль изъять не имеют права и в случае военных действий. Однако все проекты изменений на данную тему касаются именно автомобилей с высоким клиренсом и полным приводом, то есть внедорожников и кроссоверов. Понятие «изъятие» не корректно с точки зрения юриспруденции, так как само по себе изъятие является мерой административно-правового воздействия, выражающейся в принудительном лишении лица права пользоваться и распоряжаться своей вещью. В данном случае, имеется в виду все же временное пользование вещью, а именно автомобилем.

Вряд ли стоит беспокоиться владельцам малолитражек и «легковушек» с передним приводом. Опять же, повторимся, на данный момент, нет принятых и вступивших в силу новых изменений по поводу обязательного изъятия у граждан или организаций легковых автомобилей в случае военных формирований и военных действий.

4. В чем был смысл проекта изменений с идеей «передать легковой автомобиль военным».

Легковые автомобили граждан и организаций категории M1 не должны направляться в места, где идет война и активные боевые действия, предлагали те, у кого возникла идея дополнить список, указанный выше транспортных средств категорией M1.

Якобы обязанности предоставить для военных свой автомобиль должна возникнуть только в случае недостатка собственной техники или пока такая техника транспортируется к месту боевых действий. После этого автомобили обязательно будут возвращены их собственникам и владельцам, а в случае причинения ущерба транспортным средствам в результате военных действий, ущерб обязательно будет компенсироваться владельцам. Однако, не понятно, из каких именно источников и каким образом. Видимо, подразумевалось, что будет разработаны еще и правила оценки ущерба владельцу транспортного средства в случае использования указанно при военных действиях, так как методом оценки ущерба достаточно много.

5. Подведем итог.

Изменений в ныне действующие правила и законы нет. Обязанность по передаче транспортных средств определенных категорий вооруженным силам в случае военных действий существует очень давно. Легковые автомобили никуда не передаются в случае военных действий. Все проекты изменений, а их невероятное количество, пока не имеющих статус в установленном законом порядке принятых и подписанных, не стоят пристального внимания и не должны вызывать беспокойство. Однако, следить за законотворчеством все же следует.

Источник

В июле 2018 года социальные сети и новостные издания начали кишеть информацией о якобы изменениях в законе о военном времени. Согласно нововведениям, абсолютно все автомобили обычных граждан нужно будет обязательно зарегистрировать в военкомате на учёте, а в случае начала войны (в рамках мобилизации) даже легковые машины смогут отобрать в военных целях.

Это правда и когда вступит в силу?

Правда только отчасти. Речь идёт о новом проекте закона, который вносит изменения в Приказ Минобороны №151 “О перечне средств для предоставления вооружённым силам РФ“. Это только проект, и он находится на стадии разработки.

Это значит, что если в новостях Вы читаете “жёлтый” заголовок “У россиян отнимут легковые автомобили в случае войны” или “Граждан обяжут ставить свои машины на воинский учёт в военкомат и отнимут их“, то это неправда. Правда в том, что, действительно, есть такой законопроект, который вносит изменения в вышеуказанный приказ, но далеко не факт, что:

  • этот проект, который заставит собственников регистрировать автомобили в военкомате и даст право отбирать машины, будет принят правительством вообще,
  • изменения не будут доработаны, в результате чего вовсе будут исключены легковые машины как средство изъятия в случае войны.

Но и сейчас речь идёт не совсем об изъятии и не столько о легковых автомобилях. А вот о чём!

Новый закон 2020 года о воинском учёте и изъятии легковых автомобилей граждан России

Что за новый закон?

Итак, новый проект изменений вносит поправки в Приказ о перечне ТС для постановки на учёт в военкоматы. Если ранее там значились не самые массовые виды и классы транспортных средств, то после изменений в список попадают легковые автомобили.

На 06 Июля 2020 года, согласно этому Приказу, в перечень попадают автомобили следующих категорий:

  • L6 – квадроциклы и квадрициклы,
  • M2 и M3 – автобусы весом до 5 тонн и более, соответственно,
  • N – все грузовые машины,
  • O – все прицепы к грузовым автомобилям, автобусам и мототранспортным средствам,
  • G – машины повышенной проходимости,
  • Спецтехника (автокраны, бульдозеры, тракторы, лесовозы, скорая помощь и другие).

Соответствующие изменения в список автомобилей, которые необходимо ставить на воинский учёт, добавят категорию M1 – все легковые автомобили, имеющие не более 8 мест и с максимальной массой не более 3,5 тонны.

Как видим, закон этот вовсе не новый, а хорошо забытый старый, о котором вспомнили многочисленные СМИ, благодаря изменениям с включением сюда легковых автомобилей. В отношении грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники всегда существовала такая практика при военном положении. А около 20 лет назад полноприводные российские внедорожники необходимо было ставить на специальный учёт в военном комиссариате и без этого их было не зарегистрировать в ГАИ.

Смогут ли отнять легковой автомобиль?

По букве текста проекта изменений да. Но, пожалуй, лишение своей машины – это меньшее, о чём необходимо будет беспокоиться в случае введения военного положения в России.

С другой стороны, самая массовая часть автопрома нашей страны – легковушки с клиренсом 14-17 см – будут наименее интересны для военных при соответствующем положении. Прежде всего, нововведение прорабатывается в целях использования полноприводных автомобилей с повышенных клиренсом – внедорожников и кроссоверов. Об этом прямо говорит и депутат-инициатор изменений.

Легковой автомобиль на учёте в военкомате РФ

Изъятием также эту процедуру назвать нельзя. Изъятие предусматривается действующим на 2020 год законодательством в различных делопроизводствах. В административном праве, к примеру, предусмотрено изъятие вещей и документов, но никак не автомобиля. И происходит это для обеспечения доказательств по делу, но не для использования в нуждах государства.

Как это будет работать?

Согласно проекту новшеств, транспортные средства категории M1 – то есть легковые машины граждан – не будут направляться в горячие точки, где ведутся активные боевые действия. Даже логически толка от них будет очень мало. Но при предоставлении вооружённым силам внедорожников и кроссоверов не исключается такая возможность. Как говорят сами законодатели-инициаторы, речь идёт о таких марках, как УАЗ и Нива.

Но и здесь отбирание “предоставление” военным гражданских авто будет произведено в рамках недостатка собственной техники или пока такая техника транспортируется к месту боевых действий. После этого автомобили будут возвращены их законным владельцам, а, если им будет в результате военных действий причинён ущерб, он также будет компенсироваться. Правда, не уточняется, как именно будет производиться расчёт компенсации. Если речь идёт о калькуляции по единой методике расчёта ущерба в страховании, то, очевидно, средств к восстановлению может не хватить.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Учёт в военкомате

В целом же, в мирное время гражданские легковые автомобили будут стоять просто на воинском учёте по госномерам. Подчеркнём ещё раз – если только изменения вступят в силу, иначе всё останется как прежде; либо если проект изменений не будет серьёзно доработан.

Будут ли отбирать автомобили у людей?

К каждому такому авто в комиссариате должны будут завести собственную карточку, где будет указываться его текущее техническое состояние, отражающее возможность использования машины государством в военных целях. Эта информация будет обновляться по результатам прохождения техосмотра и получения собственником диагностической карты. Учитывая, что последние многие владельцы попросту покупают, достоверность данных ставится под сомнение.

Но самим собственникам не нужно предпринимать никаких действий для постановки автомобиля на учёт в военкомат. Такой обязанности не содержится ни в одном нормативном акте для граждан. Комиссариаты самостоятельно запрашивают данные из ГИБДД и других служб и ведут учёт пригодных для военных нужд автомобилей.

Как не попасть на учёт военкомата?

Согласно Приказу №151, его пункту 8, снятие с учёта перечня автомобилей, подходящих под военные нужды, возможно только в 3 случаях:

  • изменение региона адреса регистрации собственника (тогда машина просто ставится на учёт в военкомате в другом регионе),
  • снятие машины с учёта ГИБДД,
  • если в список автомобилей, которые могут отнять для войны, будут внесены изменения, в результате чего будут исключены определённые категории ТС.

То есть если Вы захотите самостоятельно удалиться из перечня насовсем, боясь того, что у Вас отберут машину, то выход только один – снимать машину с учёта в ГИБДД, в результате чего на ней нельзя будет ездить по дорогам России вообще.

Источник