Изъятие государством в пользу общества

Сущность налогов

изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости внутреннего продукта в виде обязательного взноса

¡ Взносы осуществляют:
работники, создающие своим трудом материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

¡ хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства

Налог –это обязательный, индивидуально-безвозмездный взнос, взимаемый центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающий в бюджеты различных уровней.

Налоги –это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, судов, непроизводственной сферы
НАЛОГИ:
с юридической точки зрения -налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а другой – субъект налогообложения

(юр.или физ. лицо).
с экономической точки зрения-
налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.

Виды налоговых платежей :

¡ налог (систематический взнос, который уплачивается без всякого встречного удовлетворения);

¡ сбор(плата государству за право пользования или право осуществления деятельности);

¡ пошлина (плата за совершение действий государственными органами);

¡ платеж (плата за использование ресурсов, направленных на компенсацию и восстановление нарушенного природного состояния).

Вопрос 2

Функция налога –это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога.

Выделяют следующие функции налогов:

¡ фискальная –способствует аккумуляции денежных средств для формирования доходной части бюджета;

¡ контрольная –оценивает эффективность налогового механизма, обеспечивающая контроль за движением финансовых ресурсов,

¡ регулирующая –выявляет необходимость внесения изменений в налоговую систему и дает возможность сопоставления налоговых поступлений с потребностями государства в финансовых ресурсах;

¡ распределительная –способствует распределению и перераспределению доходов;

¡ социальная –дает возможность формировать одинаковую налоговую нагрузку посредством льгот.

Субъект налогообложения – это юридическое или физическое лицо, являющееся плательщиком налога.

Объект налогообложения – доход (прибыль), имущество (материальные ресурсы), добавленная стоимость, на которые начисляется налог.

Налоговая база –представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая ставка (норма налогообложения) – это величина налога на единицу обложения (доход, имущество и т. п.).

Налоговый период – это период (календарные: месяц, квартал, год), по окончанию которого определяется налоговая база, и исчисляется сумма к уплате, применительно к определенному налогу.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Порядок исчисления налога– это определенные законом методические правила расчета величины налога. Обязанность по исчислению налога возлагается на налогоплательщика, налогового агента или налоговый орган.

Совокупность налоговых ставок и налоговых льгот составляет налоговый режим.

Налоговая льгота -полное или частичное освобождение от налога.

Виды Льгот:

v необлагаемый минимум объекта налога;

v изъятие из обложения определенных

элементов объекта;

v освобождение от уплаты налогов

отдельных лиц или категорий плательщиков;

v понижение налоговых ставок;

v целевые налоговые льготы, включая инвестиционный

налоговый кредит (отсрочки взимания налогов);

v прочие налоговые льготы.

Вопрос 3
ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНЯ ПО

Источник

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1. Сущность налога
— это:

б) изъятие государством в пользу
общества части стоимости валового внутреннего
продукта в виде обязательного платежа;

1.2. Налог — это:

в) обязательный, индивидуальный,
безвозмездный платеж, взимаемый с организаций
и физических лиц;

1.3. Сбор — это:

б) обязательный взнос, взимаемый
с организаций и физических лиц, уплата
которого является одним из условий совершения
в отношении плательщиков сборов государственными
органами юридически значимых действий;

1.4. Налогоплательщиками
или плательщиками сборов могут быть признаны:

б) организации и физические лица;

1.5. Субъект налогообложения
— это:

а) организации и физические лица,
на которых НК РФ возложена обязанность
уплачивать соответствующие налоги и
сборы;

1.6. Объектами
налогообложения могут являться:

а) любое обстоятельство, имеющее
стоимостную, количественную или физическую
характеристику, с наличием которой у
налогоплательщика возникает обязанность
по уплате налога;

1.7. Налоговая
ставка — это:

а) размер налога на единицу налогообложения;

1.8. Налоговый
период — это:

б) календарный год или иной период
времени применительно к отдельным налогам,
по окончании которого определяется налоговая
база;

1.9. Налоговая
база — это:

а) стоимостная, физическая или
иная характеристика объекта налогообложения;

1.10. Какое из следующих
положений является одним из принципов
построения налоговой системы, установленных
НК РФ:

в) налоги и сборы не могут иметь
дискриминационный характер;

1.11. Принципом
налогообложения, сформулированным Адамом
Смитом, является:

а) принцип справедливости;

1.12. Недоимка
— это:

в) сумма налога или сбора, не уплаченная
в установленный законодательством о
налогах и сборах срок;

1.13. Не признается
реализацией товаров, работ, услуг:

в) передача основных средств
при реорганизации юридического лица;

1.14. Пошлина —
это:

в) денежная плата за совершение
специально уполномоченными органами
отдельных действий в интересах физических
и юридических лиц;

1.15. Налоговыми
агентами признаются лица, на которых
возложена обязанность:

г) по исчислению и удержанию у
налогоплательщика и перечислению в соответствующий
бюджет налогов.

1.16. Доходом признается
экономическая выгода, выраженная:

б) в денежной или натуральной
форме, определяемая в соответствии с
положениями НК РФ;

1.17. Цена товаров
(работ, услуг) для целей налогообложения
принимается:

в) как цена, указанная сторонами
сделки, если иное не предусмотрено налоговым
законодательством;

1.18. Взаимозависимыми
лицами признаются:

г) физические лица и организации,
отношения между которыми могут оказать
влияние на условия или экономические
результаты деятельности.

1.19. Рыночной
ценой товаров (работ, услуг) признается:

г) цена, сложившаяся при взаимодействии
спроса и предложения на рынке идентичных
товаров в сопоставимых экономических
условиях.

1.20. При реализации
товаров (работ, услуг) по государственным
регулируемым ценам (тарифам) для целей
налогообложения принимаются:

б) указанные цены (тарифы);

  1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Только НК
РФ устанавливаются, изменяются или отменяются:

а) федеральные налоги и сборы;

2.2. Региональные
или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные
НК РФ:

б) не могут устанавливаться;

2.3. К региональным
налогам относятся:

в) налог на имущество организаций;

2.4. К федеральным
налогам относятся:

б) налог на прибыль организаций;

2.5. К местным
налогам относятся:

а) земельный налог;

2.6. К специальным
налоговым режимам относятся:

б) система налогообложения в
виде единого налога на вмененный доход
для отдельных видов деятельности;

2.7. Неустранимые
сомнения, противоречия и неясности актов
законодательства о налогах и сборах толкуются:

а) в пользу налогоплательщика
(плательщика сборов);

2.8. Местом нахождения
обособленного подразделения организации
признается:

а) место осуществления деятельности
обособленным подразделением;

2.9. При установлении
регионального налога законодательными
(представительными) органами субъектов
Российской Федерации налоговые льготы:

б) могут устанавливаться в пределах
установленных НК РФ;

2.10. Обязанность
по уплате налога (сбора) прекращается:

б) с уплатой налога (сбора);

2.11. Требование
об уплате налога должно быть направлено
налогоплательщику не позднее:

в) 3 месяцев со дня выявления недоимки;

2.12. Требование
об уплате налога должно быть исполнено:

г) срок не установлен.

2.13. Обязанность
по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов
ликвидируемой организации исполняют:

б) ликвидационная комиссия;

2.14. При обнаружении
ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся
к прошлым налоговым периодам, перерасчет
налоговых обязательств производится:

в) в периоде совершения ошибки;

2.15. Если организация
создана в период с 1 по 31 декабря, первым
налоговым периодом для нее является период:

в) со дня создания до конца календарного
года, следующего за годом создания;

2.16. Срок уплаты
налога может изменяться в форме:

б) инвестиционного налогового
кредита;

2.17. Налогоплательщики
организации и индивидуальные предприниматели
обязаны сообщать в налоговые органы об
открытии или закрытии счетов:

в) в течение 7 дней;

2.18. Инвестиционный
налоговый кредит может быть предоставлен:

а) по налогу на прибыль;

2.19. Процентная
ставка пени определяется как 1/300 ставки
рефинансирования Банка России, действующей:

б) за период существования недоимки;

2.20. Арест на все
имущество налогоплательщика-организации:

б) может быть наложен;

2.21. Исковое 
заявление в суд о возврате 
суммы излишне уплаченного налога 
может быть подано со дня 
уплаты указанной суммы:

в) в течение 3 лет;

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
    И СБОРЫ
    1. Налог на прибыль организаций

3.1.1. Налогоплательщиками
признаются:

а) российские и иностранные организации;

3.1.2. Не являются
плательщиками налога на прибыль:

в) организации, применяющие упрощенную
систему налогообложения;

3.1.3. Объектом
налогообложения признаются:

а) доходы, уменьшенные на сумму
расходов;

3.1.4. Доходами
от реализации признаются:

б) выручка от реализации товаров
(работ, услуг) как собственного производства,
так и ранее приобретенных;

3.1.5. В состав
прочих доходов для целей налогообложения
включаются:

б) прибыль прошлых лет, выявленная
в отчетном периоде;

3.1.6. В состав
прочих расходов включаются:

а)  расходы на услуги банков;

3.1.7. При определении
налоговой базы не учитываются:

в) имущество, полученное в форме
залога;

3.1.8. Пеня по хозяйственному
договору, причитающаяся к получению,
признается доходом:

в) на дату признания должником
или получения средств на счета в банках
либо в кассу в зависимости от выбранного
метода признания доходов и расходов;

3.1.9. Не подлежат
налогообложению доходы в виде:

б) имущества, полученного в рамках
целевого финансирования;

3.1.10. При осуществлении
различных видов деятельности общепроизводственные
и общехозяйственные расходы распределяются:

а) пропорционально размеру выручки,
полученной от каждого вида деятельности
в общей сумме выручки;

3.1.11. К посреднической
деятельности относится:

б) комиссионная деятельность;

3.1.12. Расходами
признаются:

а) обоснованные и документально
подтвержденные затраты, направленные
на получение дохода;

3.1.13. К расходам
на оплату труда не относятся:

в) выплаты за счет средств специального
назначения;

3.1.14. К амортизируемому
имуществу относится:

а) имущество со сроком полезного
использования более 12 месяцев и первоначальной
стоимостью более 40 000 руб.;

3.1.15. Представительские
расходы нормируются в размере:

а) 4% расходов на оплату труда;

3.1.16. В себестоимость
товаров (работ, услуг) для целей налогообложения
прибыли включаются:

а) транспортный налог;

3.1.17. В себестоимость
товаров (работ, услуг) для целей налогообложения
не включаются:

б) расходы на рекламу сверх предусмотренных
нормативов;

3.1.18. Проценты
по банковским кредитам для целей налогообложения:

а) включаются в себестоимость
товаров (работ, услуг)в пределах, установленных
положениями НК РФ;

3.1.19. Сумма резерва
по сомнительным долгам создается:

в) в зависимости от срока возникновения
задолженности по состоянию на последний
день отчетного периода, но не должна превышать
10% выручки;

3.1.20. Налогооблагаемая
прибыль организаций, получивших безвозмездно
от других организаций имущество:

в) увеличивается на рыночную
стоимость этого имущества с учетом ст.
40 НК РФ, но не ниже остаточной стоимости;

3.1.21. Организации,
имеющие обособленные подразделения,
уплачивают налог на прибыль по месту
нахождения этих подразделений:

в) пропорционально среднесписочной
численности (расходов на оплату труда)
и остаточной стоимости амортизируемого
имущества;

3.1.22. Признание
доходов и расходов по методу начисления
происходит:

а) в том отчетном (налоговом) периоде,
в котором они имели место;

3.1.23. По налогу
на прибыль установлены следующие ставки
в зависимости от вида дохода:

г) 20%, 15%, 10%, 9%, 0%.

3.1.24. Налоговым
периодом по налогу на прибыль признается:

в) календарный год;

3.1.25. Квартальные
авансовые платежи по налогу на прибыль
имеют право уплачивать:

г) все организации, у которых
за предыдущие четыре квартала доход от
реализации товаров (работ, услуг) не превысил
в среднем 10 млн. руб. за каждый квартал.

3.1.26. Сумму налога:

а) организация исчисляет самостоятельно
как произведение ставки налога и налоговой
базы;

3.1.27. Ежемесячные
авансовые платежи налога на прибыль уплачиваются
в бюджет:

в) не позднее 28-го числа каждого
месяца;

3.1.28. Не включаются
в доходы банка:

б) суммы положительной переоценки
средств в иностранной валюте, поступившие
в уплату уставного капитала;

3.1.29. Организации
ведут налоговый учет:

а) в обязательном порядке;

3.1.30. Подтверждением
данных налогового учета являются следующие
группы документов:

б) первичные учетные документы,
аналитические регистры налогового учета,
расчет налоговой базы;

3.2. Налог на добавленную стоимость

3.2.1. Плательщиками
НДС не признаются:

в) обособленные подразделения
организации;

3.2.2. Освобождение
от обязанностей налогоплательщика предоставляется,
если:

г) сумма выручки без учета НДС,
за три предшествующих последовательных
календарных месяца в совокупности не
превысила 2 млн руб.

3.2.3. Сумма налога,
подлежащая уплате в бюджет, исчисляется
как разница между суммой налога, исчисленной
от реализации товаров (работ, услуг), и
суммой:

в) налоговых вычетов;

3.2.4. К объектам
налогообложения относится реализация
товаров (работ, услуг):

а) на территории Российской Федерации,
в том числе на безвозмездной основе, выполнение
строительно-монтажных работ для собственного
потребления;

3.2.5. К оборотам,
облагаемым НДС, относятся:

а) услуги по предоставлению
напрокат аудио- и видеоносителей из фондов
учр

г) передача товаров для собственных
нужд.

3.2.6. При реализации
на безвозмездной основе товаров (работ,
услуг):

г) плательщиком НДС признается
передающая сторона.

Источник

Таурбаева А.А.

Теоретические основы налогообложения

–>

Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на экономику.

Сущность налогов проявляется в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. Экономическое содержание выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Вся история налогообложения показывает, что налоги — один из важнейших и постоянных источников финансового и материального обеспечения государства. Став выразителем интересов общества, государство формирует экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другую внешнюю и внутреннюю политику, которая в условиях гражданского общества превращается в направления его деятельности и соответственно, функциональные обязанности. Для осуществления своих функций государство должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определенный период. В современных условиях это право государства закреплено в конституциях многих стран. На основе этого разрабатываются и принимаются законы по конкретным видам налогов, в которых излагаются формы и методы исчисления и уплаты плательщиками налогов, сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды государства. [1]

Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Проявляется она в отношениях, складывающихся у государства с налогоплательщиками. Эти отношения характеризуются как денежные отношения, возникающие по поводу уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет.[2]

Под влиянием общественно-политических и исторических процессов, произошедших в обществе, государстве и экономике, изменился характер налоговых отношений. Эти изменения предопределили необходимость систематического исследования проблем налогообложения. Бурное развитие такого рода исследования получили начиная с XVII в., когда стали систематически заниматься исследованием в области налогообложения. В результате обоснования практики налогообложения возникли различные концептуальные модели налоговых систем, которые иначе называются налоговыми теориями. Каждая из них выдвигает свои принципы построения налоговой системы, определяет ее состав и структуру, роль, значение и функции налогов в экономике. Переход к капиталистическим началам ведения экономики, развитие товарно-денежных отношений, развитие торгового капитализма привели к необходимости осознанного выделения государственных доходов и расходов, ведения государственного хозяйства как отдельной отрасли финансового хозяйства общества.

Меркантилисты Д. Локк, Т. Гоббс и др. (XVII в.) заявляли о необходимости решения более конкретных проблем, связанных с налогообложением: превращение налогов из временного в постоянный источник доходов государства; определение наиболее предпочтительных налогов – прямых или косвенных; предложение наиболее благоприятных с точки зрения налогоплательщика и экономики объектов обложения (земля, имущество). Физиократы в XVIII в. Ф. Кенэ, О. Мирабо, А. Тюрго кроме объектов налогообложения рассматривали вопросы, связанные со справедливостью налогообложения, с переложением налогов, с источниками доходов и т.п. [3]

n А.Смит (1723-1790): «Налоги для тех, кто их выплачивает, – это признак рабства, признак свободы»

В своем сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» он отметил, что формирование налоговой системы происходит на достаточно высоком уровне развития государства и что налоговая система – это более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов в пользу государства. Но самым весомым в его учении являются выдвинутые им четыре принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобность и дешевизна. Как А. Смит, так и другие представители классической буржуазной политической экономии: У. Петти (1623-1687), Ж.Б. Сей (1767-1832) и Дж. Милль (1773—1836), также считали экономику устойчивой и саморегулируемой системой, в которой спрос рождает предложение, а при переизбытке любого из них происходит самоуравновешивание системы путем передвижения производителей в дефицитные отрасли хозяйства. Происходит саморегулирование экономики по принципу «невидимой руки». Государство при этом должно выполнять лишь возложенные на него функции: охрану права собственности и обеспечение развития свободного рынка. Налоги служили только в качестве источников покрытия затрат государства на эти цели. [4]

«Полемика же велась вокруг принципов справедливости их взимания (равномерного или прогрессивного) и части изъятия, обусловленной фискальной потребностью». Практически во всех исследованиях, связанных с природой налогов и налогообложением, проведенных с XVIII в. до 30-х годов XX в., под налогом понимали форму изъятия части средств, принадлежащих по праву собственности хозяйствам и гражданам, в государственную казну.

В XX в.  преобладало мнение о налоге как о принудительном, законодательно установленном взносе (сборе), взимаемом для покрытия государственных затрат.

К примеру, представитель новой исторической школы, профессор Берлинского университета А. Вагнер (1835—1917 гг.) определяет налоги «как принудительные взносы отдельных хозяйств или частных лиц для покрытия общих расходов государства или общественных союзов, которые взимаются в силу суверенитета государства или власти местных органов в форме и размере, односторонне определяемом ими как общее вознаграждение за все услуги государства и местных общественных союзов, по общим основаниям и масштабам». [5]

Исследуя существующие определения налога, русский профессор М.И. Фридман пришел к следующему заключению: «Налогами следует считать принудительные сборы, взимаемые в пользу государства или общины, поскольку эти сборы не являются уплатой за специальные услуги государства или общины».

Следующие экономисты ученные считали:

n Ф.Аквинский (1226-1274): «Налоги – дозволенная форма грабежа»

n Ш.Монтескье (1689-1755): «Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той которую оставляют им»

Кроме того, налоги в разное время носили самые различные названия в разных  странах:

n Duty (обязательство) – Англия

n Steure (поддержка) – Германия

n Tax (такса) – США

n Import (обязательный платеж) – Франция

n Подать (принудительный платеж) – в средневековой Руси

n Зякет (часть скота), ушур (часть урожая) – дореволюционный Казахстан

Еще одним из ученых экономистов явился  – Артур Лаффер – американский экономист, один из основателей теории предложения в экономике. Стал известен во время правления Рейгана. Знаменит благодаря открытию эффекта — закономерности влияния налоговых ставок на налоговые поступления, получившее его имя. Эффект Лаффера и его графическое выражение в виде кривой Лаффера показывает, что в определённых условиях уменьшение налоговых ставок может вызвать увеличение налоговых поступлений. [6]

Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума.

Основная идея кривой Лаффера заключается в том, что по мере увеличения налоговой ставки налоговые поступления будут увеличиваться до определенного максимального уровня, а затем будут понижаться, ибо высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, в результате чего сокращаются объем производства и доход. Сокращение налоговых ставок вызовет сокращение объема государственных доходов в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде снижение налоговых ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций и занятости, в результате чего увеличатся производство и доходы, подлежащие налогообложению, что увеличит налоговые поступления в государственный бюджет. Такой подход выдвигали сторонники теории «экономики предложения».

Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Он попытался теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом.

Если налоговая ставка превышает объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках. Однако на практике идеи Лаффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении “эффект Лаффера” не сработал в период президентства Рейгана: хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, но оно затруднило реализацию социальных программ. [7]

Однако, трудно рассчитывать, что на основе только теории можно построить идеальную шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологический фактор. Американцы, например, считают, что при такой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике. Вообще же считается, что высшая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70%.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Существование любого государства предопределяет необходимость наличия в его распоряжении материально-финансовой базы, средства которой могут направляться на покрытие расходов, неизбежно возникающих в процессе реализации государством своих функций. И одним из основных источников пополнения доходов любого современного государства выступают налоги.

В Конституции РК закреплено, что уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.[8]

Так, налоги представляют собой сложное, многогранное явление, являясь одновременно материальной, экономической и юридической категорией.

В материальном смысле налог – это определенная сумма денег, подлежащая передаче налогоплательщиком государству в обусловленные сроки и установленном порядке.

Как экономическая категория – это денежное отношение, опосредующее одностороннее движение стоимости от плательщика к государству в установленных размерах, в обусловленные сроки и определенном порядке.

В правовом смысле – это государственное установление, порождающее обязательство лица по передаче суммы денег в определенных размерах, в обусловленные сроки и в предписанном порядке.

В налоговом законодательстве РК закреплено следующее определение: 

Налоги – это законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные  платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

Налог – это экономическая категория, конкретная форма правовых взаимоотношений, закрепляемых в законодательском порядке при наполнении доходами казны государства (бюджета).

Сущность налогов проявляется в их функциях. 1. Исторически первой функцией является фискальная функция налогов, обеспечивающая поступление средств в государственный бюджет. По мере развития товарно-денежных отношений, производства эта функция определяет все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов. 2. Перераспределительная функция налогов состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия в этой функции определяются долей налогов в валовом внутреннем продукте. 3. Третья функция налогов – регулирующая – возникает с расширением экономической деятельности государства. Она целенаправленно воздействует на развитие национального хозяйства в соответствии с принимаемыми программами. При этом используются выбор форм налогов, изменение их ставок, способов взимания, льготы и скидки. Эти регуляторы влияют на структуры и пропорции общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления.

Налоги классифицируются по различным основаниям.

1) В зависимости от носителя налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными.

Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога (подоходный налог, налог на недвижимость) и прямо пропорциональны платежеспособности. Примером таких налогов, помимо налогов на доходы, выступают налоги на имущество.

Косвенные налоги – это налоги на определенные товары и услуги. Т.е. косвенный налог – налог, где субъект налогообложения перекладывает бремя налогообложения на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком (носителем налога). Примерами таких налогов выступают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины. «Критерием деления на прямые и косвенные, – пишет А. И. Кочетков, – является установление окончательного плательщика налога. Если окончательным плательщиком налога является владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода, то такой налог является прямым. Окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель, на которого налог перекладывается через надбавку».

Построение налоговой системы зависит от принципа ее организации. Принципы (от латинского principium – основа, первоначало) – это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начало чего-либо. Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в  налоговой сфере той или иной страны.

Список литературы:

1. Налоговый Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах  в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10 декабря 2011г.

2. Нурумов А.А. Налоги Республики Казахстан и развитых стран. Учебное пособие для ВУЗов. Алматы, Сөздік-словарь, 2005

3. Нурхалиева Д.М., Омирбаев С.М., Омарова Ш.А. Налоги и налогообложение в Республике Казахстан: Учебник для Вузов/- Астана: «Сарыарка», 2007.- 400с.

4. Худяков А.И. Бродский. Теория налогообложения. Учебное пособие. Алматы ТОО«ИЗДАТЕЛЬСТВО:Норма-К», 2002

5. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для Вузов – М.: МЦФЭР, 2003.- 336 стр.

6. Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане Учеб. пособ.- Алматы, 2002.- 160с.

7. Налоги. Учеб. пособ. Под ред.Д.Г.Черника.- М, 2002.-656с.

8. А.В. Толкушин. Налоги и налогообложение. Энциклопедический словарь.- М.: Юрист, 2001г.- 512 стр.

9. Д.Г. Черник. А.П. Починок, В.П.Морозов. Основы налоговой системы. Москва. Юнити. 2000.

Источник