Исследовательская работа польза дождевого червя

КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАРИНСКОГО РАЙОНА ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОЛУХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЗАРИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

районная ученическая научно-практическая конференция

 «ИНТЕЛЛЕКТуал – 2016»

Направление «Юный исследователь»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ «Какая польза от дождевых червей»

выполнила Калинина Кристина,

ученица 1 класса

руководитель Дальгаймер Оксана Алексеевна,

учитель начальных классов

Ст. Голуха

2016

Оглавление:

  1. Введение………………………………………………………… .  3 стр.
  1. Актуальность темы……………………………………………3 стр.
  2. Объект исследования…………………………………………..3 стр.
  3. Предмет исследования…………………………………………4 стр.
  4. Цель исследования…………………………………………….4 стр.
  5. Задачи исследования…………………………………………..4 стр.
  6. Гипотеза исследования………………………………………..4 стр.
  7. Методы исследования………………………………………….4 стр.
  8. Актуальность темы исследования……………………………4 стр.
  9. Обоснование оригинальности исследования…………………4 стр.
  1. Основная часть……………………………………………………..5 стр.
  1. Описание  дождевых червей…………..………………………5 стр.
  2. Жизнедеятельность дождевых червей……………………….5 стр.
  3. Вред, который приносят люди дождевым червям…………..5 стр.
  1. Практическая часть

3.1. Наблюдения за дождевыми червями…………………..……9 стр.

3.2. Результаты наблюдений……………………………………..9 стр.

  1. Заключение…………………………………………………………9 стр.
  1. Список используемой литературы………………………………..9 стр.
  1. Приложения……………………………………………………… 10 стр.

«Вряд ли найдутся другие животные, которые играли бы столь большую роль в истории мира, как дождевые черви» Чарльз Дарвин, натуралист

  1. Введение.        
  1.  Актуальность темы.

Летом, гуляя по улице с друзьями после дождя, мы увидели, что на асфальт вылезло много дождевых червей. Все стали их давить. Я стала останавливать ребят. А Ваня мне говорит: «Какая польза от твоих червей?!» Я очень расстроилась.  А потом, когда у нас был урок окружающего мира, я вспомнила об этом случае и рассказала своей учительнице. «Дождевые, или земляные черви являются главными друзьями почвы– сказала мне Оксана Алексеевна, –  Не переживай, мы докажем ребятам, что дождевые черви приносят огромную пользу и нуждаются в охране».

Я удивилась. Как же мы это докажем? Учительница предложила мне исследовать жизнь дождевых червей. Понаблюдать за ними. Мы решили выяснить, как черви влияют на состав почвы, на растения. Я призналась, что немного побаиваюсь дождевых червей. Но учительница меня успокоила, сказав, что я к ним привыкну и может быть даже полюблю.

 Итак:

  1. Объект исследования.

Объектом моего исследования являются дождевые черви.

  1. Предмет исследования.

Предметом моего исследования жизнь дождевых червей.

  1.  Цель исследования.

Цель моего исследования -доказать, что дождевые черви приносят пользу, поэтому нуждаются в охране.

  1. Задачи исследования:
  • Изучить литературу о дождевых червях;
  • Составить план исследования;
  • Выяснить, как черви влияют на состав почвы;
  • Выяснить, как нахождение червей в почве влияет на рост растений.
  1. Гипотеза исследования.

Дождевые черви перерабатывают органические вещества, находящиеся в почве, превращая их в питательные элементы, которые с легкостью впитываются растениями, растения лучше растут.

  1. Методы исследования.

Методы исследования, которыми я пользовалась: 

-эмпирические: наблюдение, систематизация, описание.

  1. Актуальность темы исследования.

Оригинальность своего исследования я вижу в том, многие люди мало задумываются о гармонии в мире природы. Некоторые считают себя выше других существ на планете Земля. Маленькие дождевые черви кажутся им бесполезными животными. Но в природе, даже такое маленькое существо, как дождевой червь, играет огромную роль. Я хочу, чтобы люди задумались о сохранности нашей планеты Земля.

  1. Основная часть. 

Для начала я решила найти информацию о дождевых червях в дополнительных источниках. Я была удивлена.

2.1. Описание дождевых червей.

Оказывается, что земляные или дождевые черви обитают на всех континентах кроме Антарктиды. Длина тела – от 2 см до 3 м. При передвижении дождевые черви опираются на короткие щетинки, расположенные на каждом сегменте кроме переднего.

  1. Жизнедеятельность дождевых червей.

На протяжении миллиарда лет, земляные или дождевые черви трудятся на благо земли, создавая плодородную почву. Польза червей велика! В лесах, на лугах постоянно накапливается много засохших, увядших растений, останков животных. дождевые черви поглощают все органические отходы (это сухие листья, корни, умершие животные), превращая их в бесценный гумус. Гумус доставляет растениям необходимые питательные вещества, обогащая почву, делая ее плодородной. Земляные черви роют ходы, рыхлят землю. По этим ходам к корням растений легко проходят вода и воздух. На такой земле лучше растут травы, деревья. Так что черви должны быть желанными гостями на наших огородах. Чем больше их будет, тем богаче станет почва на грядках, а от этого будет лучше урожай.

  1. Вред, который приносят дождевым червям люди.

К сожалению, дождевые черви сейчас находятся в большой опасности. Виной тому активное применение в сельском хозяйстве химических веществ. Обрабатывая поля различными ядохимикатами для борьбы с вредителями, люди уничтожают и таких полезных червей. Большой урон червям приносит перекапывание почвы. В этом случае земля пересыхает под палящим солнцем и черви, испытывая недостаток влаги, погибают. Весной на перекопанной земле, черви становятся легкой мишенью для птиц. Перекопав землю поздней осенью, люди разрушают норки червей, успевших устроиться зимовать.

  1. Практическая часть.
  1. Наблюдения за дождевыми червями.

Я подумала, что рассказать одноклассникам всё это будет недостаточно. И тогда я решила провести наблюдения за дождевыми червями в классе вместе с ребятами.  Первое, что я хотела доказать – это пользу дождевых червей. Так как я побаивалась червей, то попросила знакомую девочку Наташу мне их накопать в огороде. Червей я поместила в два горшочка. Один с землёй, а в другой насыпала смесь глины, песка и неплодородной земли. Я решила понаблюдать, действительно ли дождевые черви могут переработать органические вещества и превращать их в гумус. Третий горшочек был просто с землёй, подобной той, которая была в горшочке с червями.

Читайте также:  Какая польза от грейпфрута во время диеты

Так же я взяла два кашпо с одинаковыми растениями – цикломенами. Я решила пересадить через два месяца растения в землю, в которой находились черви, и в землю, где червей не было.

Наблюдая за ростом растений, я могла доказать, действительно ли почва, в которой жили черви, наиболее плодородна.

  1. Результаты наблюдений.

Свои опытные наблюдения я начала в сентябре 2015 года. Я не забывала увлажнять раз в неделю почву в горшочках. Так же в горшочки я положила для питания червям листья и корешки.

 Свои первые открытия я сделала в конце ноября. Вместе с ребятами мы рассмотрели землю в горшочках и обнаружили в горшочке с землёй маленькие шарики. Как оказалось, это были личинки дождевых червей. Возможно они попали в горшочки вместе с землёй из сада, а может их отложили и те черви, которых я положила в горшок. Каково же было наше удивление, когда смесь песка, глины и земли стала наиболее рыхлой.

-Вот видите, -сказала я ребятам,- как изменилась земля. Она действительно становится лучше и плодороднее. Они согласились со мной.

Наблюдая за червями в декабре, я обнаружила, что они малоподвижны. Я испугалась, что они заболели. Но учительница сказала, что они впали в спячку. И до весны наши наблюдения за червями нужно отложить.

Поэтому я перешла к наблюдению за растениями.

Я осторожно вынула червей из горшочка и поместила их в ящичек с землёй. Ящик поместила в тёмное место до весны. В горшочек я пересадила один из цикломенов, которые приготовила с осени. Второй цикломен я пересадила в горшочек, в котором черви не жили. Я наблюдала за цветами до середины февраля.

Наблюдая за кашпо с цветами, я сделала следующие выводы:

-земля, где находились червяки, менее усела, чем в кашпо без червяков, следовательно, она менее плотная, в ней содержится больше воздуха;

-цикломен в кашпо с червяками в середине февраля набрал цвет и готов зацвести, а цветок в другом кашпо видимо зацветёт позже, следовательно, земля в кашпо с червяками более плодородна.

Я с уверенностью уже могу сказать, что моя гипотеза подтвердилась. Дождевые черви перерабатывают органические вещества, находящиеся в почве, превращая их в питательные элементы, которые с легкостью впитываются растениями.

Следовательно, обогащая почву, дождевые черви приносят пользу человеку, так как земля кормит человека. Поэтому дождевой червь нуждается в охране.

Мой одноклассник Ваня обещал больше никогда не обижать дождевых червей, а ребята решили, что во время дождя мы будем просто смотреть под ноги, чтоб не раздавить наших младших друзей – червей.

В приложении 1 к своей работе я разместила памятку «Как беречь дождевых червей на садовом участке», которую настоятельно рекомендую прочитать взрослым.

Приложение 1

Памятка «Как беречь дождевых червей на садовом участке»

Главный враг дождевых червей – неразумный человек. Неразумными действиями и ядохимикатами человек может погубить червей и разрушить плодородие почвы. Поступайте следующим образом:

  • сведите к минимуму использование ядохимикатов, черви очень чувствительны к ним;
  • используйте для перекопки не лопату, а вилы, так как разрубленные лопатой черви погибают;
  • переуплотнение почвы губит червей, почва должна быть рыхлой;
  • необходимо поддерживать достаточно высокую влажность почвы, черви не боятся затопления.

Источник

Валентина Фомина
Информационно-исследовательский проект «Зачем нужны дождевые черви?»

Введение

Однажды в садике воспитатель Валентина Вячеславовна прочитала сказку о дождевых червях.Нас заинтересовал вопрос: «Зачем нужны дождевые черви. И мы заметили, что в сырую погоду, после дождя они появляются на поверхности земли, а в остальное время находятся в почве. Поэтому их и называют дождевыми? В сказке говорилось, что дождевые черви очень полезны. Так ли это на самом деле?

Главная цель проекта Зачем нужны дождевые черви?

– Выяснить значение дождевых червей.

Задачи:

– С помощью экспериментов проверить выдвинутую гипотезу.

– Получить представление о дождевых червях

– Научиться бережно относиться к дождевым червям.

Гипотеза:

1. Черви приносят пользу или черви наносят вред.

Программа практических действий в реализации темы:

1. Определение темы, цели, задач

Читайте также:  Лимонный сок и его польза и вред

2.Сбор материала: (научная литература; журналы, газеты, статьи; информация в Интернете; научно-документальный фильм)

3. Изучение собранной информации, опыт

4. Выводы из информации

5. Выступление перед воспитанниками и педагогами детского сада

6. Оформление работы

7. Защита проекта в детском саду

8. Распространение результатов

Чтобы найти ответ на вопрос: зачем нужны дождевые черви, мы занялись поиском информации в различных источниках. Несколько раз посетили детскую библиотеку, и нашли много интересной и полезной информации. Так же использовали сведения сети Интернет. И вот что мы узнали. Вместе с воспитателем, Фоминой Валентиной Вячеславовной, мы постарались найти ответы на все эти вопросы,а с результатом своего исследования мы хотим поделиться с вами:

1. Основная часть

Из энциклопедии и интернета узнали:

Дождевого червя называют «Ночной выползок». Оказывается, что на поверхность почвы черви выползают в сумерки и ночью, а днём – только после дождя.

Латинское название червей означает – vermes. Действительно. Черви очень похожи на вермишель. Поэтому науку о дождевых червях и назвали вермикология. Черви – это крупные беспозвоночные почвенные животные, которые питаются растительными остатками. Дождевые черви – это непрерывно работающие мини – фабрики по производству гумуса (органического вещества почвы).

Дождевой червь имеет вытянутое, длиной 1 – 2 см, в среднем 10 -16 см тело, но бывает и до 3-х метров. В отличие от круглых червей, всё тело дождевого червя поделено кольцевыми перетяжками на 100 – 180 члеников. На каждом членике маленькие щетинки. Этими щетинками червь цепляется при движении за неровности почвы.

Валентина Вячеславовна принесла в группу дождевых червей. Мы взяли червяка в руки, и обнаружили, что кожа его влажная, покрыта слизью. Эта слизь облегчает движение червя в почве. Кроме того, только через влажную кожу происходит проникновение в тело червя кислорода, необходимого для дыхания. Дождевые черви дышат не воздухом, а кожей. Клетки накапливают воздух, потом отдают его всем органам. Во время дождя вода заполняет проходы дождевых червей под землей. Чтобы не задохнуться, им приходится выползать на поверхность. Потому их так и называют – дождевые черви. Они выползают на асфальт потому, что там теплее, чем на поверхности земли. Птицы их не клюют на дороге.

В Интернете мы нашли очень интересный познавательный мультфильм «Путешествие дождевого червячка». Из него мы узнали о жизни дождевых червей, их питании и размножении.

В энциклопедии мы рассмотрели строение и внешний вид червей.

Такие невзрачные и маленькие животные имеют сложное внутреннее строение. Черви имеют сердце, кровеносные сосуды, желудок, кишку и другие внутренние органы.

Под кожей располагаются сросшиеся с ней мышцы. Кольцевые мышцы делают тело червя тонким и длинным, а продольные укорачивают и утолщают его. Благодаря попеременной работе этих мышц и происходит движение червя.

Эксперимент 1

Мы взяли прозрачный контейнер,наполнила его слоями: 1 слой – земля, 2 слой – песок, 3слой – земля. Просматривалась чёткая граница между слоями. Затем поместила туда червей. Землю периодически сбрызгивали водой. Через 1,5 месяца исчезла граница «песок – земля».

Получилась однородная масса.

Опираясь на данные эксперимента, можно сделать вывод, что пронизывая почву ходами, дождевые черви рыхлят её, способствуют аэрации и увлажнению на глубине, перемешивают почвенные слои и таким образом повышают плодородие почвы. Наш эксперимент проходил в зимнее время, поэтому мы кормили червей отходами чая, так как жухлую листву не нашли.

Гипотеза подтвердилась.

Эксперимент 2

Проанализировав состояние комнатных растений, мы с воспитателем выбрали поникшее растение нефролепис и поместили его в землю, полученную в результате 1 эксперимента. Через некоторое время мы заметили, что растение стало расти лучше. Ветви стали крепче, куст пышнее, окрас насыщенным.Вывод: дождевые черви улучшили структуру земли.

Гипотеза подтвердилась.

Эксперимент 3

Выясним, необходимы ли черви в горшках комнатных растений.

Мы с воспитателем поместили дождевых червей в горшок и посадили цветок. Через 2 недели заметили, что цветок начал увядать. Мы аккуратно вынули цветок из горшка и внимательно осмотрели корневую систему. Мы обнаружили, что черви объели корни цветка.

Вывод: Черви в горшках комнатных цветов не нужны.

Кстати, полезная информация: чтобы удалить червя из горшка, можно опустить горшок в воду и черви выползут на поверхность сами.

Гипотеза подтвердилась.

Вывод

Дождевые черви очень многочисленны в почве, и их деятельность имеет огромное значение в почвообразовательных процессах.

Роясь в земле, черви разрыхляют почву и этим открывают доступ воздуху и воде, необходимым для полного разложения органических веществ. Прелые листья и другие, растительные и животные остатки они затаскивают внутрь своих подземных ходов и этим способствуют обогащению почвы перегноем, а, роясь в глубине, пропускают землю через свой кишечник, перемешивают почву и увеличивают толщину её плодородного слоя. На разрыхлённой, перемешанной и обогащённой перегноем почве пышно развивается растительность. Но черви могут объедать корни растений. Поэтому комнатным растениям они не нужны, а можно использовать почву после переработки червями. Но предполагают, что в скором будущем черви станут одним из популярных кулинарных блюд.

Читайте также:  Чай каркаде польза и вред видео

В заключение хотим сделать вывод, что дождевые черви – это удивительные животные!

Мы рассказали и показали свой проект, в других группах, на родительском собрании и в своей группе. А еще мы хотим предложить познакомиться с нашим проектом комитет городского хозяйства, думаем что наш проект поможет улучшить в озеленении нашего города.

Список используемой литературы:

1. Зенкевич Л. А. Жизнь животных безпозвоночные ч I Москва 1968г;

2. Иогонин А. М. Дождевые черви Ковров 2002г;

3. htt://animalregister.net

4. https://sng-portal.ru/arhiv/podkormka-rasteniy/chem-polezny-dozhdevye-chervi/

5. https://atcm.pp.ua/foto-zemlyanoj-chervyak.html

6. https://knu.znate.ru/docs/index-568659.html

Приложение 1

Дождевой червяк

Жили-были брат и сестра – Володя и Наташа. Володя хоть и младше сестры, но смелей. А Наташа – такая трусиха!Всего боялась: мышей, лягушек, червяков и паука-крестовика, который плёл свою паутину на чердаке.

Летом дети играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, на землю сначала упали крупные тяжёлые капли, а потом хлынул проливной дождь.

Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам побежали пенистые ручьи, по лужам запрыгали большие воздушные пузыри, а мокрые листья стали ещё ярче и зеленее.

Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и сотни маленьких радуг заиграли в дождевых капельках.

Дети надели резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали по лужам, а когда задевали мокрые ветви деревьев, то обрушивали друг на друга целый водопад сверкающих струй.

В огороде сильно пахло укропом. На мягкий влажный чернозём выползли дождевые червяки. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало в них сыро и неуютно.

Володи поднял червяка, положил его на ладонь и стал рассматривать, а потом захотел показать червяка сестренке.Но та в страхе отшатнулась и закричала:

– Володька! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь брать червяков в руки, они такие противные – скользкие, холодные, мокрые.

Девочка расплакалась и убежала домой.

Володя вовсе не хотел обидеть или напугать сестру, он швырнул червяка на землю и побежал за Наташей.

Дождевому червяку по имени Верми стало больно и обидно.

«Какие глупенькие дети! – подумал Верми. – Они даже не догадываются, как много пользы мы приносим их огороду».

Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под большими ворсистыми листьями собирались поболтать дождевые червяки со всего огорода.

– Чем ты так взволнован, Верми? – заботливо спросили его друзья.

– Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься, рыхлишь землю – и никакой благодарности!

Верми рассказал о том, как Наташа назвала его противным и гадким.

– Какая неблагодарность! – возмутились дождевые червяки. – Ведь мы не только рыхлим и удобряем землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть.

– Давайте все вместе уползём в соседний сад. Там живёт настоящий садовод, дядя Паша, он знает нам цену и в обиду не даст!

Червяки прорыли подземные туннели и через них попали в соседний сад.

Сначала люди не заметили отсутствия червяков, а вот цветы на клумбе и овощи на грядках почувствовали беду сразу. Их корешки стали задыхаться без воздуха, а стебельки – вянуть без воды.

– Не пойму, что случилось с моим огородом? – вздыхала бабушка Поля. – Земля стала чересчур твёрдой, все растения сохнут.

В конце лета папа стал перекапывать огород и с удивлением заметил, что в комьях чернозёма нет ни одного дождевого червяка.

– Куда же делись наши подземные помощники? – огорчённо размышлял он – Может быть дождевые черви уползли к соседям?

– Папа, почему ты назвал червяков помощниками, разве они полезные? – удивилась Наташа.

– Конечно, полезные! Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам цветов и трав попадают воздух и вода. Они делают почву мягкой и плодородной!

Папа пошёл посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принёс от него большущий ком чернозёма, в котором жили дождевые черви. Верми и его друзья вернулись в огород бабушки Поли и принялись помогать ей выращивать растения. Наташа и Володя стали относиться к дождевым червям бережно и уважительно, а Верми и его товарищи забыли прошлые обиды.

Приложение 2 (призентация)

Источник