Исследовательская работа польза дождевого червя
КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАРИНСКОГО РАЙОНА ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОЛУХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЗАРИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
районная ученическая научно-практическая конференция
«ИНТЕЛЛЕКТуал – 2016»
Направление «Юный исследователь»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ «Какая польза от дождевых червей»
выполнила Калинина Кристина,
ученица 1 класса
руководитель Дальгаймер Оксана Алексеевна,
учитель начальных классов
Ст. Голуха
2016
Оглавление:
- Введение………………………………………………………… . 3 стр.
- Актуальность темы……………………………………………3 стр.
- Объект исследования…………………………………………..3 стр.
- Предмет исследования…………………………………………4 стр.
- Цель исследования…………………………………………….4 стр.
- Задачи исследования…………………………………………..4 стр.
- Гипотеза исследования………………………………………..4 стр.
- Методы исследования………………………………………….4 стр.
- Актуальность темы исследования……………………………4 стр.
- Обоснование оригинальности исследования…………………4 стр.
- Основная часть……………………………………………………..5 стр.
- Описание дождевых червей…………..………………………5 стр.
- Жизнедеятельность дождевых червей……………………….5 стр.
- Вред, который приносят люди дождевым червям…………..5 стр.
- Практическая часть
3.1. Наблюдения за дождевыми червями…………………..……9 стр.
3.2. Результаты наблюдений……………………………………..9 стр.
- Заключение…………………………………………………………9 стр.
- Список используемой литературы………………………………..9 стр.
- Приложения……………………………………………………… 10 стр.
«Вряд ли найдутся другие животные, которые играли бы столь большую роль в истории мира, как дождевые черви» Чарльз Дарвин, натуралист
- Введение.
- Актуальность темы.
Летом, гуляя по улице с друзьями после дождя, мы увидели, что на асфальт вылезло много дождевых червей. Все стали их давить. Я стала останавливать ребят. А Ваня мне говорит: «Какая польза от твоих червей?!» Я очень расстроилась. А потом, когда у нас был урок окружающего мира, я вспомнила об этом случае и рассказала своей учительнице. «Дождевые, или земляные черви являются главными друзьями почвы– сказала мне Оксана Алексеевна, – Не переживай, мы докажем ребятам, что дождевые черви приносят огромную пользу и нуждаются в охране».
Я удивилась. Как же мы это докажем? Учительница предложила мне исследовать жизнь дождевых червей. Понаблюдать за ними. Мы решили выяснить, как черви влияют на состав почвы, на растения. Я призналась, что немного побаиваюсь дождевых червей. Но учительница меня успокоила, сказав, что я к ним привыкну и может быть даже полюблю.
Итак:
- Объект исследования.
Объектом моего исследования являются дождевые черви.
- Предмет исследования.
Предметом моего исследования жизнь дождевых червей.
- Цель исследования.
Цель моего исследования -доказать, что дождевые черви приносят пользу, поэтому нуждаются в охране.
- Задачи исследования:
- Изучить литературу о дождевых червях;
- Составить план исследования;
- Выяснить, как черви влияют на состав почвы;
- Выяснить, как нахождение червей в почве влияет на рост растений.
- Гипотеза исследования.
Дождевые черви перерабатывают органические вещества, находящиеся в почве, превращая их в питательные элементы, которые с легкостью впитываются растениями, растения лучше растут.
- Методы исследования.
Методы исследования, которыми я пользовалась:
-эмпирические: наблюдение, систематизация, описание.
- Актуальность темы исследования.
Оригинальность своего исследования я вижу в том, многие люди мало задумываются о гармонии в мире природы. Некоторые считают себя выше других существ на планете Земля. Маленькие дождевые черви кажутся им бесполезными животными. Но в природе, даже такое маленькое существо, как дождевой червь, играет огромную роль. Я хочу, чтобы люди задумались о сохранности нашей планеты Земля.
- Основная часть.
Для начала я решила найти информацию о дождевых червях в дополнительных источниках. Я была удивлена.
2.1. Описание дождевых червей.
Оказывается, что земляные или дождевые черви обитают на всех континентах кроме Антарктиды. Длина тела – от 2 см до 3 м. При передвижении дождевые черви опираются на короткие щетинки, расположенные на каждом сегменте кроме переднего.
- Жизнедеятельность дождевых червей.
На протяжении миллиарда лет, земляные или дождевые черви трудятся на благо земли, создавая плодородную почву. Польза червей велика! В лесах, на лугах постоянно накапливается много засохших, увядших растений, останков животных. дождевые черви поглощают все органические отходы (это сухие листья, корни, умершие животные), превращая их в бесценный гумус. Гумус доставляет растениям необходимые питательные вещества, обогащая почву, делая ее плодородной. Земляные черви роют ходы, рыхлят землю. По этим ходам к корням растений легко проходят вода и воздух. На такой земле лучше растут травы, деревья. Так что черви должны быть желанными гостями на наших огородах. Чем больше их будет, тем богаче станет почва на грядках, а от этого будет лучше урожай.
- Вред, который приносят дождевым червям люди.
К сожалению, дождевые черви сейчас находятся в большой опасности. Виной тому активное применение в сельском хозяйстве химических веществ. Обрабатывая поля различными ядохимикатами для борьбы с вредителями, люди уничтожают и таких полезных червей. Большой урон червям приносит перекапывание почвы. В этом случае земля пересыхает под палящим солнцем и черви, испытывая недостаток влаги, погибают. Весной на перекопанной земле, черви становятся легкой мишенью для птиц. Перекопав землю поздней осенью, люди разрушают норки червей, успевших устроиться зимовать.
- Практическая часть.
- Наблюдения за дождевыми червями.
Я подумала, что рассказать одноклассникам всё это будет недостаточно. И тогда я решила провести наблюдения за дождевыми червями в классе вместе с ребятами. Первое, что я хотела доказать – это пользу дождевых червей. Так как я побаивалась червей, то попросила знакомую девочку Наташу мне их накопать в огороде. Червей я поместила в два горшочка. Один с землёй, а в другой насыпала смесь глины, песка и неплодородной земли. Я решила понаблюдать, действительно ли дождевые черви могут переработать органические вещества и превращать их в гумус. Третий горшочек был просто с землёй, подобной той, которая была в горшочке с червями.
Так же я взяла два кашпо с одинаковыми растениями – цикломенами. Я решила пересадить через два месяца растения в землю, в которой находились черви, и в землю, где червей не было.
Наблюдая за ростом растений, я могла доказать, действительно ли почва, в которой жили черви, наиболее плодородна.
- Результаты наблюдений.
Свои опытные наблюдения я начала в сентябре 2015 года. Я не забывала увлажнять раз в неделю почву в горшочках. Так же в горшочки я положила для питания червям листья и корешки.
Свои первые открытия я сделала в конце ноября. Вместе с ребятами мы рассмотрели землю в горшочках и обнаружили в горшочке с землёй маленькие шарики. Как оказалось, это были личинки дождевых червей. Возможно они попали в горшочки вместе с землёй из сада, а может их отложили и те черви, которых я положила в горшок. Каково же было наше удивление, когда смесь песка, глины и земли стала наиболее рыхлой.
-Вот видите, -сказала я ребятам,- как изменилась земля. Она действительно становится лучше и плодороднее. Они согласились со мной.
Наблюдая за червями в декабре, я обнаружила, что они малоподвижны. Я испугалась, что они заболели. Но учительница сказала, что они впали в спячку. И до весны наши наблюдения за червями нужно отложить.
Поэтому я перешла к наблюдению за растениями.
Я осторожно вынула червей из горшочка и поместила их в ящичек с землёй. Ящик поместила в тёмное место до весны. В горшочек я пересадила один из цикломенов, которые приготовила с осени. Второй цикломен я пересадила в горшочек, в котором черви не жили. Я наблюдала за цветами до середины февраля.
Наблюдая за кашпо с цветами, я сделала следующие выводы:
-земля, где находились червяки, менее усела, чем в кашпо без червяков, следовательно, она менее плотная, в ней содержится больше воздуха;
-цикломен в кашпо с червяками в середине февраля набрал цвет и готов зацвести, а цветок в другом кашпо видимо зацветёт позже, следовательно, земля в кашпо с червяками более плодородна.
Я с уверенностью уже могу сказать, что моя гипотеза подтвердилась. Дождевые черви перерабатывают органические вещества, находящиеся в почве, превращая их в питательные элементы, которые с легкостью впитываются растениями.
Следовательно, обогащая почву, дождевые черви приносят пользу человеку, так как земля кормит человека. Поэтому дождевой червь нуждается в охране.
Мой одноклассник Ваня обещал больше никогда не обижать дождевых червей, а ребята решили, что во время дождя мы будем просто смотреть под ноги, чтоб не раздавить наших младших друзей – червей.
В приложении 1 к своей работе я разместила памятку «Как беречь дождевых червей на садовом участке», которую настоятельно рекомендую прочитать взрослым.
Приложение 1
Памятка «Как беречь дождевых червей на садовом участке»
Главный враг дождевых червей – неразумный человек. Неразумными действиями и ядохимикатами человек может погубить червей и разрушить плодородие почвы. Поступайте следующим образом:
- сведите к минимуму использование ядохимикатов, черви очень чувствительны к ним;
- используйте для перекопки не лопату, а вилы, так как разрубленные лопатой черви погибают;
- переуплотнение почвы губит червей, почва должна быть рыхлой;
- необходимо поддерживать достаточно высокую влажность почвы, черви не боятся затопления.
Валентина Фомина
Информационно-исследовательский проект «Зачем нужны дождевые черви?»
Введение
Однажды в садике воспитатель Валентина Вячеславовна прочитала сказку о дождевых червях.Нас заинтересовал вопрос: «Зачем нужны дождевые черви?». И мы заметили, что в сырую погоду, после дождя они появляются на поверхности земли, а в остальное время находятся в почве. Поэтому их и называют дождевыми? В сказке говорилось, что дождевые черви очень полезны. Так ли это на самом деле?
Главная цель проекта Зачем нужны дождевые черви?
– Выяснить значение дождевых червей.
Задачи:
– С помощью экспериментов проверить выдвинутую гипотезу.
– Получить представление о дождевых червях
– Научиться бережно относиться к дождевым червям.
Гипотеза:
1. Черви приносят пользу или черви наносят вред.
Программа практических действий в реализации темы:
1. Определение темы, цели, задач
2.Сбор материала: (научная литература; журналы, газеты, статьи; информация в Интернете; научно-документальный фильм)
3. Изучение собранной информации, опыт
4. Выводы из информации
5. Выступление перед воспитанниками и педагогами детского сада
6. Оформление работы
7. Защита проекта в детском саду
8. Распространение результатов
Чтобы найти ответ на вопрос: зачем нужны дождевые черви, мы занялись поиском информации в различных источниках. Несколько раз посетили детскую библиотеку, и нашли много интересной и полезной информации. Так же использовали сведения сети Интернет. И вот что мы узнали. Вместе с воспитателем, Фоминой Валентиной Вячеславовной, мы постарались найти ответы на все эти вопросы,а с результатом своего исследования мы хотим поделиться с вами:
1. Основная часть
Из энциклопедии и интернета узнали:
Дождевого червя называют «Ночной выползок». Оказывается, что на поверхность почвы черви выползают в сумерки и ночью, а днём – только после дождя.
Латинское название червей означает – vermes. Действительно. Черви очень похожи на вермишель. Поэтому науку о дождевых червях и назвали вермикология. Черви – это крупные беспозвоночные почвенные животные, которые питаются растительными остатками. Дождевые черви – это непрерывно работающие мини – фабрики по производству гумуса (органического вещества почвы).
Дождевой червь имеет вытянутое, длиной 1 – 2 см, в среднем 10 -16 см тело, но бывает и до 3-х метров. В отличие от круглых червей, всё тело дождевого червя поделено кольцевыми перетяжками на 100 – 180 члеников. На каждом членике маленькие щетинки. Этими щетинками червь цепляется при движении за неровности почвы.
Валентина Вячеславовна принесла в группу дождевых червей. Мы взяли червяка в руки, и обнаружили, что кожа его влажная, покрыта слизью. Эта слизь облегчает движение червя в почве. Кроме того, только через влажную кожу происходит проникновение в тело червя кислорода, необходимого для дыхания. Дождевые черви дышат не воздухом, а кожей. Клетки накапливают воздух, потом отдают его всем органам. Во время дождя вода заполняет проходы дождевых червей под землей. Чтобы не задохнуться, им приходится выползать на поверхность. Потому их так и называют – дождевые черви. Они выползают на асфальт потому, что там теплее, чем на поверхности земли. Птицы их не клюют на дороге.
В Интернете мы нашли очень интересный познавательный мультфильм «Путешествие дождевого червячка». Из него мы узнали о жизни дождевых червей, их питании и размножении.
В энциклопедии мы рассмотрели строение и внешний вид червей.
Такие невзрачные и маленькие животные имеют сложное внутреннее строение. Черви имеют сердце, кровеносные сосуды, желудок, кишку и другие внутренние органы.
Под кожей располагаются сросшиеся с ней мышцы. Кольцевые мышцы делают тело червя тонким и длинным, а продольные укорачивают и утолщают его. Благодаря попеременной работе этих мышц и происходит движение червя.
Эксперимент 1
Мы взяли прозрачный контейнер,наполнила его слоями: 1 слой – земля, 2 слой – песок, 3слой – земля. Просматривалась чёткая граница между слоями. Затем поместила туда червей. Землю периодически сбрызгивали водой. Через 1,5 месяца исчезла граница «песок – земля».
Получилась однородная масса.
Опираясь на данные эксперимента, можно сделать вывод, что пронизывая почву ходами, дождевые черви рыхлят её, способствуют аэрации и увлажнению на глубине, перемешивают почвенные слои и таким образом повышают плодородие почвы. Наш эксперимент проходил в зимнее время, поэтому мы кормили червей отходами чая, так как жухлую листву не нашли.
Гипотеза подтвердилась.
Эксперимент 2
Проанализировав состояние комнатных растений, мы с воспитателем выбрали поникшее растение нефролепис и поместили его в землю, полученную в результате 1 эксперимента. Через некоторое время мы заметили, что растение стало расти лучше. Ветви стали крепче, куст пышнее, окрас насыщенным.Вывод: дождевые черви улучшили структуру земли.
Гипотеза подтвердилась.
Эксперимент 3
Выясним, необходимы ли черви в горшках комнатных растений.
Мы с воспитателем поместили дождевых червей в горшок и посадили цветок. Через 2 недели заметили, что цветок начал увядать. Мы аккуратно вынули цветок из горшка и внимательно осмотрели корневую систему. Мы обнаружили, что черви объели корни цветка.
Вывод: Черви в горшках комнатных цветов не нужны.
Кстати, полезная информация: чтобы удалить червя из горшка, можно опустить горшок в воду и черви выползут на поверхность сами.
Гипотеза подтвердилась.
Вывод
Дождевые черви очень многочисленны в почве, и их деятельность имеет огромное значение в почвообразовательных процессах.
Роясь в земле, черви разрыхляют почву и этим открывают доступ воздуху и воде, необходимым для полного разложения органических веществ. Прелые листья и другие, растительные и животные остатки они затаскивают внутрь своих подземных ходов и этим способствуют обогащению почвы перегноем, а, роясь в глубине, пропускают землю через свой кишечник, перемешивают почву и увеличивают толщину её плодородного слоя. На разрыхлённой, перемешанной и обогащённой перегноем почве пышно развивается растительность. Но черви могут объедать корни растений. Поэтому комнатным растениям они не нужны, а можно использовать почву после переработки червями. Но предполагают, что в скором будущем черви станут одним из популярных кулинарных блюд.
В заключение хотим сделать вывод, что дождевые черви – это удивительные животные!
Мы рассказали и показали свой проект, в других группах, на родительском собрании и в своей группе. А еще мы хотим предложить познакомиться с нашим проектом комитет городского хозяйства, думаем что наш проект поможет улучшить в озеленении нашего города.
Список используемой литературы:
1. Зенкевич Л. А. Жизнь животных безпозвоночные ч I Москва 1968г;
2. Иогонин А. М. Дождевые черви Ковров 2002г;
3. htt://animalregister.net
4. https://sng-portal.ru/arhiv/podkormka-rasteniy/chem-polezny-dozhdevye-chervi/
5. https://atcm.pp.ua/foto-zemlyanoj-chervyak.html
6. https://knu.znate.ru/docs/index-568659.html
Приложение 1
Дождевой червяк
Жили-были брат и сестра – Володя и Наташа. Володя хоть и младше сестры, но смелей. А Наташа – такая трусиха!Всего боялась: мышей, лягушек, червяков и паука-крестовика, который плёл свою паутину на чердаке.
Летом дети играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, на землю сначала упали крупные тяжёлые капли, а потом хлынул проливной дождь.
Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам побежали пенистые ручьи, по лужам запрыгали большие воздушные пузыри, а мокрые листья стали ещё ярче и зеленее.
Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и сотни маленьких радуг заиграли в дождевых капельках.
Дети надели резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали по лужам, а когда задевали мокрые ветви деревьев, то обрушивали друг на друга целый водопад сверкающих струй.
В огороде сильно пахло укропом. На мягкий влажный чернозём выползли дождевые червяки. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало в них сыро и неуютно.
Володи поднял червяка, положил его на ладонь и стал рассматривать, а потом захотел показать червяка сестренке.Но та в страхе отшатнулась и закричала:
– Володька! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь брать червяков в руки, они такие противные – скользкие, холодные, мокрые.
Девочка расплакалась и убежала домой.
Володя вовсе не хотел обидеть или напугать сестру, он швырнул червяка на землю и побежал за Наташей.
Дождевому червяку по имени Верми стало больно и обидно.
«Какие глупенькие дети! – подумал Верми. – Они даже не догадываются, как много пользы мы приносим их огороду».
Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под большими ворсистыми листьями собирались поболтать дождевые червяки со всего огорода.
– Чем ты так взволнован, Верми? – заботливо спросили его друзья.
– Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься, рыхлишь землю – и никакой благодарности!
Верми рассказал о том, как Наташа назвала его противным и гадким.
– Какая неблагодарность! – возмутились дождевые червяки. – Ведь мы не только рыхлим и удобряем землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть.
– Давайте все вместе уползём в соседний сад. Там живёт настоящий садовод, дядя Паша, он знает нам цену и в обиду не даст!
Червяки прорыли подземные туннели и через них попали в соседний сад.
Сначала люди не заметили отсутствия червяков, а вот цветы на клумбе и овощи на грядках почувствовали беду сразу. Их корешки стали задыхаться без воздуха, а стебельки – вянуть без воды.
– Не пойму, что случилось с моим огородом? – вздыхала бабушка Поля. – Земля стала чересчур твёрдой, все растения сохнут.
В конце лета папа стал перекапывать огород и с удивлением заметил, что в комьях чернозёма нет ни одного дождевого червяка.
– Куда же делись наши подземные помощники? – огорчённо размышлял он – Может быть дождевые черви уползли к соседям?
– Папа, почему ты назвал червяков помощниками, разве они полезные? – удивилась Наташа.
– Конечно, полезные! Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам цветов и трав попадают воздух и вода. Они делают почву мягкой и плодородной!
Папа пошёл посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принёс от него большущий ком чернозёма, в котором жили дождевые черви. Верми и его друзья вернулись в огород бабушки Поли и принялись помогать ей выращивать растения. Наташа и Володя стали относиться к дождевым червям бережно и уважительно, а Верми и его товарищи забыли прошлые обиды.
Приложение 2 (призентация)