Ибо что пользы человеку если он приобретет весь мир а душе своей повредит

Ибо что пользы человеку если он приобретет весь мир а душе своей повредит thumbnail

Свт. Иоанн Златоуст

какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою

См. Толкование на Мф. 16:25

Свт. Кирилл Александрийский

какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою

Поскольку ученики, еще не обретшие силу свыше (Лк. 24:49), вполне могли впасть как-нибудь в человеческие немощи и, поразмыслив, сказать нечто подобное: «как кто-нибудь отвергнется себя», или: «как, погубив свою душу, обретет ее?» и «почему претерпевшим это равная почесть?», – поэтому, чтобы отвлечь их от таких помыслов и словно бы выковать в них мужество, внушив им стремление к будущей славе, Он говорит: Есть некоторые из стоящих здесь и далее, намекая на Петра и сыновей Зеведеевых. Ибо они были взяты [на гору] при преображении, которое Господь называет Царствием, поскольку оно явило неизреченность власти и неизменность родства с Отцом. Этим Он обнаружил и достоинство второго пришествия, и приводящее в трепет его преддверие, показав, что оно – словно бы подтверждение того [пришествия]. Ибо Господь приидет во славе Бога и Отца, а не в подобной нам ничтожности.

Фрагменты.

Свт. Тихон Задонский

какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою

«Что пользы человеку приобрести весь мир», и прочее, – что это значит?

Ответ. Если бы кто давал тебе превеликое богатство и царство земное, но притом бы сказал тебе, что, получив это, тотчас умрешь, то какая бы тебе польза была из того (богатства)? Нужно ли мертвому богатство, слава, честь и все сокровища мира сего? Мертвый как не чувствует, так и не требует ничего; все здесь с миром оставляет и ничего с собой не берет. В смерти все, богатые и нищие, благородные и безродные равными делаются. Если же временная жизнь нам дороже всего, что всякий познает при случае смертном, то насколько более предпочитать должно всем сокровищам мира и самой жизни временной – вечную жизнь, которая, однажды найденная, никогда не потеряется, и однажды потерянная, никогда не отыщется. Временную жизнь, как ни береги и ни защищай, надо оставить, и с ней все, а вечная жизнь и ее блаженство вовеки, без конца пребывает, потому и все богатство, славу и честь, и саму жизнь эту ради вечной жизни должно оставить, когда нужно будет.

Оставим худое, земное, тленное, обманчивое, но приобретем лучшее, небесное, нетленное, истинное. В этом вера укрепляет нас, и надежда поощряет. Бог обещал нам, слово Его истинно есть: что обещал, то подаст без сомнения верующим. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр 2:10). Он в слове Своем верен пребывает, пребудем и мы верны, и получим. Будем говорить не только языком, но и сердцем: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века».

Письма келейные. Письмо 119.

Прп. Макарий Великий

Кая бо польза человеку, аще мир весь обрящет, душу же свою отщетит? или что даст человек измену за душу свою

И таким образом единая душа драгоценнее и славнее всего мира и царства и его денег и славы, не только по той причине, что Царство Небесное ценнее (всего этого), но и вследствие того, что Бог ни с одним из Своих творений не соблаговолил, действом Духа, соединить Свое естество и истощить его (то есть снизойти до уровня твари): ни с небом, ни с солнцем, ни с луной, ни со звездами, ни с морем, ни с землей, ни с какой иной из видимых тварей, — как только с человеком, любящим Его сверх всего.

Собрание рукописей типа I. Слово 60.

Прп. Иоанн Лествичник

Кая бо польза человеку, аще мир весь обрящет, душу же свою отщетит? или что даст человек измену за душу свою

Не повинуйся суетному тщеславию, получающему объявлять добродетели твои для пользы слышащих: кая польза человеку, если он принесет пользу всему миру, душу же свою отщетит. Ничто не может принести такой пользы ближним, как смиренный и непритворный нрав, смиренное и непритворное слово. Таким образом мы и других будем побуждать, чтобы они не возносились; а что может быть полезнее сего?

Слово 22. О многообразном тщеславии.

Блж. Иероним Стридонский

какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою

См. Толкование на Мф. 16:24

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 26-27 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его

Предположим, говорит, что ты приобрел весь мир, но какая польза от того, что тело благоденствует, если душа находится в худом состоянии? Это подобно тому, что госпожа дома носит разорванные рубища, а служанка блестящие одежды. Ибо и в будущей жизни никто не может дать выкупа за душу свою. Здесь можно дать слезы, стенания, милостыни, там нет. Там придет Судья неподкупный, ибо Он судит каждого по делам, но и страшный, так как Он идет во славе Своей и со ангелами, а не уничиженный.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Ориген

какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою

Первое выражение двусмысленно, ибо одним способом можно понять его так: если кто-то жизнелюбивый и думающий, что настоящая жизнь – это благо, обратит свою душу к плотской жизни, боясь умереть и со смертью потерять ее, то он, желая таким образом спасти душу, потеряет ее, помещая ее вне пределов блаженства. А если кто, презирая настоящую жизнь благодаря Моему слову, [говорит Господь], убедившему подвизаться до смерти за истину вечной жизни, потеряет душу, предав ее ради благочестия тому, что обычно называется смертью, он, потеряв из-за Меня душу, скорее спасет ее и сбережет. А другим способом мы можем понять сказанное так: если кто-нибудь, поняв, что такое спасение, хочет дать спасение своей душе, то он, расставшись с этой жизнью, отвергнувшись себя, взяв свой крест и следуя за Мной, [говорит Господь], пусть потеряет для мира свою душу, ибо, лишившись ее ради Меня и всего Моего учения, в результате этой потери обретет спасение.

Слова: или какой выкуп даст человек за душу свою? – видимо, сказаны как вопрос, содержащий ответ, для обозначения человека, который дает выкуп за душу свою: того, кто после грехов отдал все имущество, чтобы раздать бедным и этим спастись. И в утвердительном смысле, я думаю, они обозначают, что у человека нет ничего, что он мог бы отдать как выкуп за свою душу, одержимую властью смерти, и что избавило бы ее из рук смерти. Действительно, человек не мог бы дать никакого выкупа за душу свою, а Бог в качестве выкупа за души всех нас отдал драгоценную кровь (1 Пет. 1:19) Иисуса, так что мы куплены дорогою ценою (1 Кор. 6:20), не тленным серебром или золотом искупленные, но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца (1 Пет. 1:18-19).

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? или что даст человек измену за душу свою

кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит

Конечно, невозможно приобрести весь мир; но если бы это было возможно, не было бы никакой пользы от этого. В мире все смертно, а душа бессмертна; наслаждение всем этим – временное, а наказание души – вечное. Далее еще усиливает страх; этим обыкновенно Он исправляет слушателей.

или что даст человек измену за душу свою

Если весь мир не может сравняться по своей цене с разумною душою, то какой же выкуп можно дать, чтобы исторгнуть ее от вечного наказания? Конечно, никакого. Потому должно, оставив все, заботиться только о ней одной, вред которой причиняет смерть и за потерю которой нельзя дать выкупа. А чтобы показать нерадивым, что нерадение их не останется без наказания, и усердным, что усердие их не будет лишено награды, чтобы тех еще более устрашить, а этих ободрить, говорит: приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего со Ангелы Своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его (Мф. 16:27).

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою

(Мк. 8:36-37; Лк. 9:25). Слово “выкуп” (αντάλλαγμα) у LXX и в еврейском тексте обозначается разно (Руфь 4:7; 3 Цар. 21:2; Иов. 28:15; Иер. 15:13; Ам. 5:12; Сир. 6:15; 26:17). Смысл слов Христа понятен. Душа человеческая имеет такую ценность, что весь внешний мир ее не стоит. Если человек действительно, а не мнимо погубит душу свою или самого себя, то такое погубление для него невознаградимо ничем. Поэтому человек должен заботиться о том, чтобы спасти душу свою, а такое спасение находится в полной зависимости только от следования за Христом и подражания Ему.

Толковая Библия.

Троицкие листки

какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою

См. Толкование на Мф. 16:25

Источник

Ибо что пользы человеку если он приобретет весь мир а душе своей повредит

Как эту фразу понимают наши современники?

Ибо что пользы человеку если он приобретет весь мир а душе своей повредит

Ксения Туркова35 лет, журналист:

– Во многом, что нас окружает в обычной жизни, в быту, есть такие детали, без которых никак не обойтись. Если потерять заглушку от ванны, можно сколько угодно пытаться наполнить ее водой – ничего не получится. Потому что потеряно самое важное: то, что помогает эту воду удержать, сохранить. Мы можем стремиться приобрести многое (это не обязательно материальные блага, а признание, внимание, хорошую физическую форму и так далее), но все это утечет, как вода, в никуда, если будет потеряно главное. Захотим сберечь – и потеряем. Для меня эта цитата о временном и вечном, о том, что “душа обязана трудиться”, и о том, что в согласии с ней должно находиться все, что мы делаем.

Ибо что пользы человеку если он приобретет весь мир а душе своей повредит

Сергей Дудка, 39 лет, аудитор:

– Думаю, эти слова свидетельствуют нам о приоритете духовного над материальным. Христианин должен быть целостной личностью, развиваться полноценно, быть совершенным. Но если мы сравниваем, что важнее, то внутреннее важнее внешнего, духовное важнее материального, Царствие Небесное важнее мира сего.

Ибо что пользы человеку если он приобретет весь мир а душе своей повредит

Алла Тихонова, 45 лет, продавец книг:

– Да, никакой пользы! Очевидно же! Польза примерно такая же, как от туфель для безногого человека.

Ибо что пользы человеку если он приобретет весь мир а душе своей повредит

Дмитрий Авсинеев,  42 года, частный предприниматель:

– Вот так, как написано, так и понимаю. Я часто в своей жизни стремлюсь к каким-то приобретениям, будь то слава, будь то деньги или еще что-то. В этой суете я часто терял меру, чем больше я приобретал “от этого мира”, тем больше мне хотелось еще! И так меня в свое время это вовлекло, что когда я это потом потерял, все это нажитое непосильным трудом, я вдруг обнаружил, что у меня, кроме того, что я потерял ничего больше нет! Вернее есть, есть сводящая с ума пустота! Я понял, что я не то делал, не то я собирал! И душе своей я не уделял внимания, вот и остался “калекой”! И много усилий и слез я потом пролил! Слава Богу, что не было воли Господа, чтобы жизнь моя завершилась на этом! Иначе беда! Так вот и понимаю.

Ибо что пользы человеку если он приобретет весь мир а душе своей повредит

Александр Гаврилюк, 43 года, церковнослужитель:

– Что бы человек ни делал в своей жизни – главное душа. И надо все в жизни делать так, чтоб не повредить душе.

Ибо что пользы человеку если он приобретет весь мир а душе своей повредит

Эвелина Каравай38 лет, юрист:

– Словом можно ободрить, утешить, спасти от отчаяния, сохранить от самоубийства, вселить надежду, помочь обрести смысл жизни. И словом же можно убить, растоптать, посеять вражду, довести до самоубийства. Каждое слово, исходящее из уст или добро, или зло. Это ежесекундный выбор. Поэтому пустая праздная болтовня, сквернословие, сплетни, осуждение – грехи языка, это следствие болезней души и злобы сердечной, и за каждое слово, как и за поступок, мы дадим ответ на Страшном Суде.

Толкование Церкви:

Прп. Макарий Великий

И таким образом единая душа драгоценнее и славнее всего мира и царства и его денег и славы, не только по той причине, что Царство Небесное ценнее (всего этого), но и вследствие того, что Бог ни с одним из Своих творений не соблаговолил, действом Духа, соединить Свое естество и истощить его (то есть снизойти до уровня твари): ни с небом, ни с солнцем, ни с луной, ни со звездами, ни с морем, ни с землей, ни с какой иной из видимых тварей, — как только с человеком, любящим Его сверх всего.

Собрание рукописей типа I. Слово 60.

Прп. Иоанн Лествичник

Не повинуйся суетному тщеславию, получающему объявлять добродетели твои для пользы слышащих: кая польза человеку, если он принесет пользу всему миру,душу же свою отщетит. Ничто не может принести такой пользы ближним, как смиренный и непритворный нрав, смиренное и непритворное слово.

Лествица.

Источник

Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу  свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?

Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.

Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.

От Матфея 16:24-28

Толкование Евангелия  блаженного
Феофилакта Болгарского

Ибо что пользы человеку если он приобретет весь мир а душе своей повредитБлаженный Феофилакт Болгарский

Мф.16:24. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,

Тогда. Когда? Когда обличил Петра. Желая показать, что Петр, удерживая Его от страданий, погрешил, говорит: ты удерживаешь Меня, Я же говорю тебе, что не только то, что Я не пострадаю, вредно для тебя; но и ты не можешь спастись, если и сам не умрешь, как и всякий другой: мужчина или женщина, бедный или богатый. «Если кто хочет» – эти слова Господь сказал, чтобы показать, что добродетель есть дело свободного выбора, а не принуждения. Следует же за Иисусом не тот, кто только исповедует Его Сыном Божиим, но и проходит чрез все ужасы и переносит их. «Отвергнись себя» – сказал, означая предлогом «от» совершенное отречение. Например, пусть не имеет он ничего общего с телом, но презирает самого себя, как мы привыкли говорить: такой-то человек отказывается от такого-то, вместо – не имеет его ни другом, ни знакомым. Итак, каждый должен не иметь никакой любви к телу, чтобы взять крест, то есть избрать смерть и прилежно искать смерти, и смерти позорной. Ибо таковой смертью был крест у древних. Но говорит: «и следуй за Мною», – ибо многие разбойники и воры распинаются на кресте, но те не Мои ученики. Итак, пусть последует, то есть пусть покажет и всякую иную добродетель. Отвергается же самого себя тот, кто вчера был распутным, а сегодня сделался воздержным. Таков был Павел, отвергшийся самого себя по слову: «и уже не я живу, но живет во мне Христос». Он избирает крест, умерши и распяв самого себя для мира.

Мф.16:25. Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;

Увещевает нас к мученичеству. Кто отрицается Господа, тот приобретает душу для настоящего, то есть спасает, но он губит ее для будущего. Погубит душу ради Христа тот, кто пострадает ради Него; но он найдет ее в нетлении и жизни вечной.

Мф.16:26. какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
Мф.16:27. ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.

Предположим, говорит, что ты приобрел весь мир, но какая польза от того, что тело благоденствует, если душа находится в худом состоянии? Это подобно тому, что госпожа дома носит разорванные рубища, а служанка блестящие одежды. Ибо и в будущей жизни никто не может дать выкупа за душу свою. Здесь можно дать слезы, стенания, милостыни, там нет. Там придет Судья неподкупный, ибо Он судит каждого по делам, но и страшный, так как Он идет во славе Своей и со ангелами, а не уничиженный.

Мф.16:28. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.

Сказал, что придет Сын Человеческий во славе Своей, и чтобы они поверили, говорит, что некоторые из стоящих здесь увидят, насколько это возможно для них, в преображении славу второго пришествия. Вместе с тем показывает, в какой славе будут те, которые пострадают за Него. Как просияла тогда Его плоть, так по аналогии просветятся в то время и праведники. Разумеет здесь Петра, Иакова и Иоанна, которых Он взял на гору и показал им Царство Свое, то есть грядущее состояние, когда и Он придет, и праведники просветятся. Поэтому говорит: некоторые из стоящих здесь не умрут до тех пор, пока не увидят Меня преобразившимся. Обрати внимание, что те, которые стоят в добре и тверды, видят светлейшее преображение Иисуса и постоянно преуспевают в вере и заповедях.

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)0

Источник

Загрузка…

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им:  кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и […]

Ибо что пользы человеку если он приобретет весь мир а душе своей повредит

Просмотров публикации 1 489

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им:  кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

Или какой выкуп даст человек за душу свою?

Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

От Марка 8:34-38

Толкование Евангелия  блаженного
Феофилакта Болгарского

Ибо что пользы человеку если он приобретет весь мир а душе своей повредитБлаженный Феофилакт Болгарский

Мк.8:34. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Мк.8:35. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
Мк.8:36. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
Мк.8:37. Или какой выкуп даст человек за душу свою?

Поскольку Петр прекословил Христу, желавшему предать Себя на Распятие, то Христос призывает народ и вслух говорит, направляя речь главным образом против Петра: Ты не одобряешь того, что Я беру Крест, а Я говорю тебе, что ни ты, ни другой кто не спасетесь, если не умрете за добродетель и истину. Заметь, Господь не сказал: умри и тот, кто не хотел бы умирать, но «кто хочет». Я, – говорит, – никого не принуждаю. Призываю не на зло, а на добро, а потому, кто не хочет, тот и не достоин сего. Что значит отвергнуться себя? Это мы поймем, когда узнаем, что значит отвергнуться другого кого-либо. Кто отвергается другого кого-либо: отца ли, брата ли, или кого-либо из домашних, тот, хотя бы смотрел, как его бьют или убивают, не обращает внимания и не соболезнует, сделавшись чуждым ему. Так и нам повелевает Господь, чтоб и мы ради Его презирали свое тело и не щадили его, хотя бы били или порицали нас. «Возьми крест свой», сказано, то есть поносную смерть, ибо крест почитался тогда орудием поносной казни. А как многих распинали и разбойников, то присовокупляет, что с распятием должно иметь и другие добродетели, ибо это означают слова: «следуй за Мною». Поскольку же повеление предавать себя на смерть показалось бы тяжким и жестоким, то Господь говорит, что оно напротив весьма человеколюбиво; ибо кто погубит душу свою, но ради Меня, а не как разбойник казнимый или самоубийца (в сем случае смерть будет не ради Меня), тот, – говорит, – обретет душу свою, между тем как думающий приобрести душу, погубит ее, если во время мучения не устоит. Не говори Мне, что этот последний сбережет себе жизнь, ибо если бы он даже приобрел целый мир, все бесполезно. Спасение нельзя купить никаким богатством. Иначе, приобретший весь мир, но погубивший душу свою, отдал бы все тогда, когда будет гореть в пламени, и таким образом искупился бы. Но такой выкуп там невозможен. Здесь заграждаются уста и тех, которые вслед за Оригеном говорят, что состояние душ переменится на лучшее после того, как они накажутся соразмерно грехам своим. Да слышат они, что там никак нельзя дать выкупа за душу, и мучиться только в той мере, сколько нужно будто бы для удовлетворения за грехи.

Мк.8:38. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Не довольно одной внутренней веры: требуется и исповедание уст. Ибо как человек двойствен, то двоякое должно быть и освящение, то есть освящение души посредством веры и освящение тела посредством исповедания. Итак, кто «постыдится» исповедать Распятого Богом своим, того и Он «постыдится», признает недостойным рабом Своим, когда «приидет» уже не в смиренном виде, не в уничижении, в котором являлся здесь прежде и за которое некоторые стыдятся Его, но «в славе» и с воинством Ангельским.

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)0

Источник