Главным критерием истины является польза это

Главным критерием истины является польза это thumbnail

Истина — это соответствие знаний, полученных субъектом познания, содержанию объекта познания.

Существуют различные трактовки понятия «истина»:

  • соответствие знаний действительности;

  • то, что подтверждено опытом;

  • некое соглашение, конвенция;

  • свойство самосогласованности знаний;

  • полезность полученного знания для практики.                                                                  

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе, знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определённым местом, временем, обстоятельствами.

Пример: изменение представлений о положении Солнца и Земли относительно друг друга — от геоцентрической системы Птолемея до гелиоцентрической системы Коперника и т. п.

Субъективная истина — та, которая зависит от сознания субъекта познания.

Возможные критерии истины:

  1. Соответствие законам логики.

  2. Соответствие ранее открытым законам той или иной науки.

  3. Соответствие фундаментальным законам.

  4. Простота, экономичность формы.

  5. Практика.

Практика играет роль главного критерия при определении истинности знаний.

Практика (от греч. praktikos — активный, деятельный) — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. 

Характерные черты практики:

  • Источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.

  • Основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его → происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.

  • Цель познания: человек для того и познаёт окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.

  • Критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением).

ВОПРОСЫ: 

1. Ниже приведен перечень терминов. Все из них, за исключением двух, относятся к понятию «истина»: 

1) отражение действительности; 2) знание; 3) конкретность; 4) субъективность; 5) процесс; 6) абстрактность; 7) логичность.

2. Раскройте на трёх примерах роль практики в процессе познания. 

В качестве функций практики, которые она выполняет в процессе познания, и иллюстрирующих их примеров следует назвать: 

  1. Практика как основа познания (пример: потребность земледелия и мореплавания стимулировала развитие геометрии и астрономии, производство создает необходимую аппаратуру для научных исследований, существенно раздвигающих границы наших знаний, и др.). 

  2. Практика как цель познания (пример: ученые-физики настойчиво изучают синтез ядер тяжелого водорода (дейтерия) в ядро атома гелия, чтобы можно было использовать термоядерную энергию в экономике, и др.).

  3. Практика как критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно остаётся всего лишь предположением (гипотезой) (пример: открытие закона Архимеда с успехом было подтверждено практикой кораблестроения и др.).

Темы для эссе:

«Истина сияет собственным светом, и не подобает просвещать умы пламенем костров».

Юстиниан I

«Река истины протекает через каналы заблуждений».

                                                                                         Р. Тагор

«Истина выше людей и не должна бояться их».                                                                                                                                                                        В. Белинский

Источник

Ïîíÿòèå èñòèíû. Èñòèíà è ïðàâäà.

Ïîíÿòèå èñòèíû – ñëîæíî è ïðîòèâîðå÷èâî. Ó ðàçíûõ ôèëîñîôîâ, â ðàçíûõ ðåëèãèÿõ îíî ñâîå. Ïåðâîå îïðåäåëåíèå èñòèíû äàë Àðèñòîòåëü, è îíî ñòàëî îáùåïðèíÿòûì: èñòèíà – ýòî åäèíñòâî ìûøëåíèÿ è áûòèÿ. Ðàñøèôðóþ: åñëè òû î ÷åì-òî äóìàåøü, è òâîè ìûñëè ñîîòâåòñòâóþò äåéñòâèòåëüíîñòè, òî ýòî èñòèíà.

 ïîâñåäíåâíîé æèçíè èñòèíà – ýòî ñèíîíèì ïðàâäû. «Èñòèíà â âèíå», – ãîâîðèë Ïëèíèé Ñòàðøèé, ïîäðàçóìåâàÿ, ÷òî ïîä âëèÿíèåì îïðåäåëåííîãî êîëè÷åñòâà âèíà ÷åëîâåê íà÷èíàåò ãîâîðèòü ïðàâäó. Íà ñàìîì äåëå ýòè ïîíÿòèÿ íåñêîëüêî ðàçëè÷àþòñÿ. Èñòèíà è ïðàâäà – îáå îòðàæàþò ðåàëüíîñòü, íî èñòèíà – ýòî áîëüøå ëîãè÷åñêîå ïîíÿòèå, à ïðàâäà – ÷óâñòâåííîå. Ñåé÷àñ íàñòóïàåò ìîìåíò ãîðäîñòè çà íàø ðîäíîé ðóññêèé ÿçûê.  áîëüøèíñòâå åâðîïåéñêèõ ñòðàí ýòè äâà ïîíÿòèÿ íå ðàçëè÷àþò, ó íèõ ýòî îäíî ñëîâî («truth», «vérité», «wahrheit»). Îòêðîåì Òîëêîâûé ñëîâàðü æèâîãî âåëèêîðóññêîãî ÿçûêà Â. Äàëÿ: «Èñòèíà – … âñå, ÷òî âåðíî, ïîäëèííî, òî÷íî, ñïðàâåäëèâî, ÷òî åñòü; … ïðàâäà: ïðàâäèâîñòü, ñïðàâåäëèâîñòü, ïðàâîñóäèå, ïðàâîòà». Èòàê, ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî ïðàâäà – ýòî íðàâñòâåííî öåííàÿ èñòèíà («Ìû ïîáåäèì, ñ íàìè ïðàâäà»).

Òåîðèè èñòèíû.

Êàê óæå ãîâîðèëîñü, òåîðèé ìíîæåñòâî, â çàâèñèìîñòè îò ôèëîñîôñêèõ øêîë è ðåëèãèé. Ðàññìîòðèì îñíîâíûå òåîðèè èñòèíû:

  1. Ýìïèðè÷åñêàÿ: èñòèíà – ýòî âñå çíàíèå, îñíîâàííîå íà íàêîïëåííîì îïûòå ÷åëîâå÷åñòâà. Àâòîð – Ôðåíñèñ Áýêîí.
  2. Ñåíñóàëèñòè÷åñêàÿ (Þì): èñòèíó ìîæíî ïîçíàòü òîëüêî ñåíñèòèâíî, îùóùåíèåì, âîñïðèÿòèåì, ñîçåðöàíèåì.
  3. Ðàöèîíàëèñòè÷åñêàÿ (Äåêàðò): âñÿ èñòèíà óæå çàêëþ÷åíà â ðàçóìå ÷åëîâåêà, îòêóäà åå íàäî èçâëåêàòü.
  4. Àãíîñòè÷åñêàÿ (Êàíò): èñòèíà íåîïîçíàâàåìà ñàìà ïî ñåáå («âåùü â ñåáå»).
  5. Ñêåïòè÷åñêàÿ (Ìîíòåíü): íè÷òî íå èñòèííî, ÷åëîâåê íå ñïîñîáåí íà ïîëó÷åíèå ñêîëüêî-íèáóäü äîñòîâåðíûõ çíàíèé î ìèðå.

Êðèòåðèè èñòèíû.

Êðèòåðèè èñòèíû – ýòî òå ïàðàìåòðû, êîòîðûå ïîìîãàþò îòëè÷èòü èñòèíó îò ëæè èëè çàáëóæäåíèÿ.

  1. Ñîîòâåòñòâèå ëîãè÷åñêèì çàêîíàì.
  2. Ñîîòâåòñòâèå ðàíåå îòêðûòûì è äîêàçàííûì çàêîíàì è òåîðåìàì íàóê.
  3. Ïðîñòîòà, îáùåäîñòóïíîñòü ôîðìóëèðîâêè.
  4. Ñîîòâåòñòâèå ôóíäàìåíòàëüíûì çàêîíàì è àêñèîìàì.
  5. Ïàðàäîêñàëüíîñòü.
  6. Ïðàêòèêà.

 ñîâðåìåííîì ìèðå ïðàêòèêà (êàê ñîâîêóïíîñòü íàêîïëåííîãî ïîêîëåíèÿìè îïûòà, ðåçóëüòàòû ðàçëè÷íûõ ýêñïåðèìåíòîâ è ðåçóëüòàòû ìàòåðèàëüíîãî ïðîèçâîäñòâà) – ïåðâûé ïî çíà÷èìîñòè êðèòåðèé èñòèíû.

Âèäû èñòèíû.

Âèäû èñòèíû – êëàññèôèêàöèÿ, èçîáðåòåííàÿ íåêîòîðûìè àâòîðàìè øêîëüíûõ ó÷åáíèêîâ ïî ôèëîñîôèè, îñíîâàííàÿ íà èõ æåëàíèè âñå êëàññèôèöèðîâàòü, ðàçëîæèòü ïî ïîëî÷êàì è ñäåëàòü îáùåäîñòóïíûì. Ýòî ìîå ëè÷íîå, ñóáúåêòèâíîå ìíåíèå, ïîÿâèâøååñÿ ïîñëå èçó÷åíèÿ ìíîæåñòâà èñòî÷íèêîâ. Èñòèíà îäíà. Ðàçáèâàòü íà âèäû åå – ãëóïî, è ïðîòèâîðå÷èò òåîðèè ëþáîé ôèëîñîôñêîé øêîëû èëè ðåëèãèîçíîãî ó÷åíèÿ.  Îäíàêî ó èñòèíû åñòü ðàçíûå àñïåêòû (òî, ÷òî íåêîòîðûå ðàññìàòðèâàþò êàê «âèäû»). Âîò èõ è ðàññìîòðèì.

Читайте также:  Какая корица настоящая польза и вред

Àñïåêòû èñòèíû.

Îòêðûâàåì ïðàêòè÷åñêè ëþáîé ñàéò-øïàðãàëêó, ñîçäàííûé äëÿ ïîìîùè ñäà÷è ÅÃÝ ïî ôèëîñîôèè, îáùåñòâîçíàíèþ â ðàçäåëå «Èñòèíà», è ÷òî ìû óâèäèì? Âûäåëÿòñÿ òðè îñíîâíûõ àñïåêòà èñòèíû: îáúåêòèâíàÿ (òà, ÷òî íå çàâèñèò îò ÷åëîâåêà), àáñîëþòíàÿ (äîêàçàííàÿ íàóêîé, ëèáî àêñèîìà) è îòíîñèòåëüíàÿ (èñòèíà òîëüêî ñ îäíîé êàêîé-ëèáî ñòîðîíû). Îïðåäåëåíèÿ âåðíû, íî ðàññìîòðåíèå ýòèõ àñïåêòîâ – êðàéíå ïîâåðõíîñòíîå. Åñëè íå ñêàçàòü – äèëåòàíòñêîå.

ß áû âûäåëèë (îñíîâûâàÿñü íà èäåÿõ Êàíòà è Äåêàðòà, ôèëîñîôèè è ðåëèãèè è ò.ä.) ÷åòûðå àñïåêòà. Ýòè àñïåêòû ñëåäóåò ðàçäåëèòü ïî äâóì êàòåãîðèÿì, íå ñáðàñûâàòü âñå â îäíó êó÷ó. Èòàê:

  1. Êðèòåðèè ñóáúåêòèâíîñòè-îáúåêòèâíîñòè.

Îáúåêòèâíàÿ èñòèíà îáúåêòèâíà ïî ñâîåé ñóòè è íå çàâèñèò îò ÷åëîâåêà: Ëóíà âðàùàåòñÿ âîêðóã Çåìëè, è íà ýòîò ôàêò ìû íå ìîæåì ïîâëèÿòü, íî ìîæåì ñäåëàòü îáúåêòîì èññëåäîâàíèÿ.

Ñóáúåêòèâíàÿ èñòèíà çàâèñèò îò ñóáúåêòà, òî åñòü ìû èññëåäóåì Ëóíó è ÿâëÿåìñÿ ñóáúåêòîì, íî åñëè áû íàñ íå áûëî, òî íå áûëî áû íè ñóáúåêòèâíîé èñòèíû, íè îáúåêòèâíîé. Ýòà èñòèíà, íàïðÿìóþ çàâèñÿùàÿ îò îáúåêòèâíîé.

Ñóáúåêò è îáúåêò èñòèíû âçàèìîñâÿçàíû. Âûõîäèò, ÷òî ñóáúåêòèâíîñòü è îáúåêòèâíîñòü – ýòî ãðàíè îäíîé è òîé æå èñòèíû.

  1. Êðèòåðèè àáñîëþòíîñòè-îòíîñèòåëüíîñòè.

Àáñîëþòíàÿ èñòèíà – èñòèíà, äîêàçàííàÿ íàóêîé è íåïîäëåæàùàÿ ñîìíåíèþ. Íàïðèìåð, ìîëåêóëà ñîñòîèò èç àòîìîâ.

Îòíîñèòåëüíàÿ èñòèíà – òî, ÷òî ÿâëÿåòñÿ èñòèíîé â îïðåäåëåííûé ïåðèîä èñòîðèè èëè ñ îïðåäåëåííîé òî÷êè çðåíèÿ. Äî êîíöà XIX âåêà àòîì ñ÷èòàëñÿ íàèìåíüøåé íåäåëèìîé ÷àñòüþ âåùåñòâà, è ýòî áûëî èñòèíîé, ïîêà ó÷åíûå íå îòêðûëè ïðîòîíû, íåéòðîíû è ýëåêòðîíû. È â ýòîò ìîìåíò èñòèíà èçìåíèëàñü. À ïîòîì ó÷åíûå îòêðûëè, ÷òî ïðîòîíû è íåéòðîíû ñîñòîÿò èç êâàðêîâ. Äàëåå, äóìàþ, ìîæíî íå ïðîäîëæàòü. Ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî îòíîñèòåëüíàÿ èñòèíà êàêîé-òî ïåðèîä âðåìåíè áûëà àáñîëþòíîé. Êàê óáåäèëè íàñ ñîçäàòåëè «Ñåêðåòíûõ ìàòåðèàëîâ», Èñòèíà ãäå-òî ðÿäîì. È âñå æå ãäå?

Ïðèâåäó åùå îäèí ïðèìåð. Óâèäåâ ôîòîãðàôèþ ïèðàìèäû Õåîïñà ñî ñïóòíèêà ïîä îïðåäåëåííûì óãëîì, ìîæíî óòâåðæäàòü, ÷òî ýòî êâàäðàò. À ôîòî ñäåëàííîå ïîä îïðåäåëåííûì óãëîì ñ ïîâåðõíîñòè Çåìëè, óáåäèò, ÷òî ýòî òðåóãîëüíèê. Íà ñàìîì æå äåëå – ýòî ïèðàìèäà. Íî ñ òî÷êè çðåíèÿ äâóìåðíîé ãåîìåòðèè (ïëàíèìåòðèè), ïåðâûå äâà óòâåðæäåíèÿ – èñòèíà.

Òàêèì îáðàçîì, ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî àáñîëþòíàÿ è îòíîñèòåëüíàÿ èñòèíà òàê æå âçàèìîñâÿçàíû, êàê è ñóáúåêòèâíàÿ-îáúåêòèâíàÿ. Íàêîíåö-òî, ìû ìîæåì ñäåëàòü âûâîä. Ó èñòèíû íåò âèäîâ, îíà îäíà, íî ó íåå åñòü àñïåêòû, òî åñòü òî, ÷òî ÿâëÿåòñÿ èñòèíîé ïîä ðàçíûìè óãëàìè ðàññìîòðåíèÿ.

Èñòèíà – ñëîæíîå ïîíÿòèå, êîòîðîå ïðè ýòîì îñòàåòñÿ åäèíûì è íåäåëèìûì. È èçó÷åíèå, è îñìûñëåíèå ýòîãî òåðìèíà íà äàííîì ýòàïå ÷åëîâåêîì åùå íå çàâåðøåíî.

Источник

Видеоурок: 

Лекция: 

Главным критерием истины является польза этоИстина объективная и субъективная

Из предыдущего урока вы узнали, что знания об окружающем мире можно получить путём познавательной деятельности с помощью органов чувств и мышления. Согласитесь, человек, интересующийся теми или иными предметами и явлениями, хочет получить о них достоверные сведения. Нам важна правда, то есть истина, которая является общечеловеческой ценностью. Что же такое истина, каковы её виды и как отличить истину от лжи разберём на данном уроке. 

Основной термин урока:

Истина – это знания, соответствующие объективной действительности.

Что это означает? Предметы и явления окружающего мира существуют сами по себе и не зависят от человеческого сознания, поэтому

предметы познания объективны

. Когда же человек (субъект) хочет что-то изучить, исследовать, он пропускает предмет познания через сознание и выводит соответствующие собственному мировоззрению знания. А мировоззрение, как известно, у каждого человека своё. Значит, два человека, изучающие один и тот же предмет, по-разному опишут его. Поэтому

знания о предмете познания всегда субъективны

. Те субъективные знания, которые соответствуют объективному предмету познания и являются истинными. 

Исходя из сказанного можно выделить объективную и субъективную истину.

Объективной истиной

называются знания о предметах и явлениях, описывающие их такими, какие они есть на самом деле, без преувеличения и преуменьшения. К примеру, MacCoffee – это кофе, золото – это металл.

Субъективной истиной

, напротив, называются знания о предметах и явлениях, зависящие от мнений и оценок субъекта познания. Утверждение “MacCoffee – самый лучший кофе в мире” субъективно, потому что это я так считаю, а кому-то MacCoffee не нравится. Распространенными примерами субъективной истины являются приметы, которые невозможно доказать. 

Главным критерием истины является польза этоИстина абсолютная и относительная

Истина также подразделяется на абсолютную и относительную.

Виды

Характеристика

Пример

Абсолютная истина

  • Это полное, исчерпывающее, единственно верное знание о предмете или явлении, которое не может быть опровергнуто
  • Земля вращается вокруг своей оси
  • 2+2=4 
  • В полночь темнее, чем в полдень

Относительная истина

  • Это неполное, ограниченно верное знание о предмете или явлении, которое впоследствии может измениться и восполнится другими научными знаниями
  • При t +12оС бывает холодно

Главным критерием истины является польза этоКаждый ученый стремится максимально приблизиться к абсолютной истине. Однако зачастую в связи с недостаточностью способов и форм познания ученому удается установить лишь относительную истину. Которая с развитием науки подтверждается и становится абсолютной, либо опровергается и превращается в заблуждение. Например, знание средневековья о том, что Земля плоская с развитием науки было опровергнуто и стало считаться заблуждением.

Абсолютных истин очень мало, гораздо больше относительных. Почему? Потому что мир изменчив. Например, биолог изучает численность отряда животных, занесенных в Красную Книгу. Пока он проводит это исследование, численность изменяется. Поэтому подсчитать точное число будет очень сложно. 

!!! Ошибочно говорить, что абсолютная и объективная истина одно и то же. Это не так. Объективной может быть и абсолютная, и относительная истина, при условии, что субъект познания не подогнал результаты исследования под свои личные убеждения.

Главным критерием истины является польза этоКритерии истины

Как отличить истину от заблуждения? Для этого существуют специальные средства проверки знаний, которые называются критериями истины. Рассмотрим их:

  • Самый главный критерий – практика это активная предметная деятельность, направленная на познание и преобразование окружающего мира. Формами практики являются материальное производство (к примеру, труд), социальные действия (к примеру, реформы, революции), научный эксперимент. Истинным считается только практически полезное знание. К примеру, на основе определенных знаний правительство проводит экономические реформы. Если они дадут ожидаемые результаты, значит знания истинны. На основе знаний врач лечит больного, если он исцелился, то знания истинны. Практика как основной критерий истины является частью познания и выполняет функции: 1) практика является источником познания, потому что именно она толкает людей на изучение тех или иных явлений и процессов; 2) практика является основой познания, потому что от начала и до конца пронизывает познавательную деятельность; 3) практика является целью познания, потому что познание мира необходимо для последующего применения знаний в реальной действительности; 4) практика, как уже было сказано, является критерием истины, необходимым для различения истины от заблуждения и лжи. 

  • Соответствие законам логики. Знание, полученное путем доказывания, не должно быть запутанным и внутренне противоречивым. Также оно должно логически согласовываться с хорошо проверенными и достоверными теориями. Например, если кто-то выдвинет теорию наследственности, которая принципиально не совместима с современной генетикой, можно предполагать, что она не является истинной.

  • Соответствие фундаментальным научным законам. Новые знания должны соответствовать Вечным законам. Многие из которых вы изучаете на уроках математики, физики, химии, обществознания и др. Это такие, как Закон всемирного тяготения, Закон сохранения энергии, Периодический закон Менделеева Д.И., Закон спроса и предложения и другие. К примеру, знание о том, что Земля удерживается на орбите вокруг Солнца, соответствует Закону всемирного тяготения И. Ньютона. Другой пример, если цена на ткань из льна повышается, то спрос на эту ткань падает, что соответствует Закону спроса и предложения.
Читайте также:  Молоко польза и вред комаровский

  • Соответствие ранее открытым законам. Пример: Первый закон Ньютона (закон инерции) соответствует ранее открытому Г.Галилеем закону, согласно которому тело остаётся в покое либо двигается равномерно и прямолинейно до тех пор, пока на него оказывают воздействие силы, понуждающие тело изменить своё состояние. Но Ньютон в отличие от Галилея рассмотрел движение более глубоко, со всех точек. 

Для наибольшей надежности проверки знаний на истинность лучше всего пользоваться несколькими критериями. Утверждения, не соответствующие критериям истины, являются заблуждением или ложью. Чем они отличаются друг от друга? Заблуждением являются знания, которые на самом деле не соответствуют действительности, но субъект познания до определенного момента не знает об этом и принимает их за истину. А ложь – это сознательное и намеренное искажение знаний, когда субъект познания хочет кого-либо обмануть.

Задание: Напишите в комментариях свои примеры истины: объективной и субъективной, абсолютной и относительной. Чем больше примеров вы приведёте, тем большую помощь окажете выпускникам! Ведь именно нехватка конкретных примеров затрудняет правильное и полное решение заданий второй части КИМ.

Дополнительные материалы:
???? Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме “Истина, её критерии”
Интеллект-карта по обществознанию №4
Главным критерием истины является польза это

Источник

Под истиной понимается адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта. Неадекватное отражение действительности есть заблуждение.

Критерии истины — то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения:

  • соответствие законам логики;
  • соответствие ранее открытым законам науки;
  • соответствие фундаментальным законам;
  • простота, экономичность формулы;
  • парадоксальность идеи и практика.

Истина в философии

Истина и ее критерии

Главная цель познания — достижение научной истины.

Применительно к философии истина является не только целью познания, но и предметом исследования. Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки.

Что же такое истина?

Истоки так называемой классической философской концепции истины восходят к эпохе античности. Например, Платон считал, что “тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, — лжет”. Долгое время классическая концепция истины доминировала в теории познания. В главном она исходила из положения: что утверждается мыслью, действительно имеет место. И в этом смысле понятие соответствия мыслей действительности совпадает с понятием “адекватность”. Иными словами, истина — это свойство субъекта, состоящее в согласии мышления с самим собой, с его априорными (доопытными) формами. Так, в частности, полагал И. Кант. Впоследствии под истиной стали подразумевать свойство самих идеальных объектов, безотносительных к человеческому познанию, и особый вид духовных ценностей. Августин развивал учение о врожденности истинных идей. Не только философы, но и представители частных наук сталкиваются с вопросом, что понимать под действительностью, как воспринимать реальность или реальный мир? Материалисты и идеалисты понятие действительности, реальности отождествляют с понятием объективного мира, т.е. с тем, что существует вне и независимо от человека и человечества. Однако и сам человек — часть объективного мира. Поэтому, не учитывая этого обстоятельства, прояснить вопрос об истине просто невозможно.

С учетом имеющихся в философии направлений, принимая во внимание своеобразие индивидуальных высказываний, выражающих субъективное мнение того или иного ученого, истину можно определить как адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и независимо от сознания. Следовательно, истина входит в объективное содержание человеческого знания. Но коль скоро мы убедились, что процесс познания не прерывается, то возникает вопрос и о характере истины.

Истина — адекватное отражение объекта познающим субъектом; воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, независимо от сознания человека; объективное содержание чувственного эмпирического опыта. Также под истиной понимают знание, соответствующее объекту познания, совпадающее с ним.

Ведь если человек воспринимает объективный мир чувственным образом и представления о нем формирует в процессе индивидуального познания и своей мыслительной деятельности, то естественен вопрос — каким образом он может удостовериться в соответствии его утверждений самому объективному миру? Таким образом, речь идет о критерии истины, выявление которого составляет одну из главнейших задач философии. И в данном вопросе среди философов согласие отсутствует. Крайняя точка зрения сводится к полному отрицанию критерия истины, ибо, по мнению ее сторонников, истина либо отсутствует вообще, или же она свойственна, кратко говоря, всему и вся.

Идеалисты — сторонники рационализма — в качестве критерия истины полагали само мышление, поскольку оно обладает способностью ясно и отчетливо представить предмет. Такие философы, как Декарт, Лейбниц исходили из представления о самоочевидности первоначальных истин, постигаемых с помощью интеллектуальной интуиции. Их доводы опирались на возможности математики объективно и беспристрастно в своих формулах отображать многообразие реального мира. Правда, при этом возникал другой вопрос: как, в свою очередь, убедиться в достоверности их ясности и отчетливости? На помощь здесь должна была прийти логика с ее строгостью доказательства и его неопровержимостью.

Так, И. Кант допускал только формально-логический критерий истины, в соответствии с которым познание должно согласовываться со всеобщими формальными законами рассудка и разума. Но и опора на логику не избавила от трудностей в поисках критерия истины. Оказалось не так-то просто преодолеть внутреннюю непротиворечивость самого мышления, выяснилось, что порой невозможно добиться и формально-логической согласованности суждений, выработанных наукой, с исходными или вновь вводимыми утверждениями (конвенциализм).

Даже стремительное развитие логики, ее математизация и разделение на множество специальных направлений, а также попытки семантического (смыслового) и семиотического (знакового) объяснения природы истины не устранили противоречий в ее критерии.

Субъективные идеалисты — сторонники сенсуализма — усматривали критерий истины в непосредственной очевидности самих ощущений, в согласованности научных понятий с чувственными данными. Впоследствии был введен принцип верифицируемости, получивший свое название от понятия верификация высказывания (проверка его истинности). В соответствии с этим принципом всякое высказывание (научное утверждение) только тогда является осмысленным или имеющим значение, если возможна его проверка. Главный упор при этом делается именно на логическую возможность уточнения, а не на фактическую. К примеру, в силу неразвитости науки и техники мы не можем наблюдать физические процессы, идущие в центре Земли. Но посредством предположений, опирающихся на законы логики, можно выдвинуть соответствующую гипотезу. И если ее положения окажутся логически непротиворечивы, то ее следует признать истинной. Нельзя не принять во внимание и другие попытки выявить критерий истины с помощью логики, характерные в особенности для философского направления, именуемого логическим позитивизмом.

Сторонники ведущей роли активности человека в познании пытались преодолеть ограниченность логических методов в установлении критерия истины. Была обоснована прагматическая концепция истины, согласно которой сущность истины следует усматривать не в соответствии ее с реальностью, а в соответствии с так называемым “конечным критерием”. Его же предназначение — в установлении полезности истины для практических поступков и действий человека. Важно отметить, что с точки зрения прагматизма сама по себе полезность не является критерием истины, понимаемой как соответствие знаний действительности. Иными словами, реальность внешнего мира недоступна человеку, поскольку человек непосредственно имеет дело именно с результатами своей деятельности. Вот почему единственное, что он способен установить — не соответствие знаний действительности, а эффективность и практическая польза знаний. Именно последняя, выступая в качестве основной ценности человеческих знаний, достойна именоваться истиной. И все же философия, преодолевая крайности и избегая абсолютизации, приблизилась к более или менее верному пониманию критерия истины. Иначе и быть не могло: окажись человечество перед необходимостью поставить под сомнение не только последствия сиюминутной деятельности того или иного человека (в отдельных, и нередких, случаях весьма далеких от истины), но и отрицать собственную многовековую историю, жизнь невозможно было бы воспринимать иначе, как абсурд. Только понятие объективной истины, опирающееся на понятие объективной реальности, позволяет успешно развивать философскую концепцию истины. Подчеркнем еще раз, что объективный или реальный мир существует не просто сам по себе, но только когда речь идет о его познании.

Читайте также:  Морковь при сахарном диабете 2 типа польза и вред

Объективность и субъективность истины

Объективность истины обусловлена реальным существованием познаваемого объекта. Та информация о реальном объекте, которая стала достоянием сознания и придает знанию объективный характер. Вместе с тем, отражаясь в сознании, информация неизбежно принимает формы абстрактного мышления, пройдя через «фильтры» органов чувств. Тем самым знание неизбежно имеет и субъективную составляющую. Объективно существующие объекты — «студент», «дом», «колледж» — в сознании человека могут приобретать различные оттенки. Они также могут быть отражены разными понятиями: «учащийся среднего специального или высшего учебного заведения», «архитектурное сооружение для проживания или размещения каких-либо организаций», «среднее специальное учебное заведение»; в конце концов, эти понятия могут на разных языках быть совершенно не похожими но звучанию.

Таким образом, истина объективна по содержанию и субъективна по форме.

Относительная и абсолютная истины

Ограниченность практических возможностей человека выступает одной из причин и ограниченности его знаний, т.е. речь идет об относительном характере истины.

Относительная истина — это знание, воспроизводящее объективный мир приближенно, неполно. Поэтому признаками или чертами относительной истины выступают приближенность и неполнота, которые связаны между собой. Действительно, мир представляет собой систему взаимосвязанных элементов, любое неполное знание о нем как целом всегда будет неточным, огрубленным, фрагментарным.

Вместе с тем в философии используется и понятие абсолютная истина. С его помощью характеризуется важная сторона развития процесса познания. Отметим, что понятие абсолютной истины в философии разработано недостаточно (за исключением метафизической, идеалистической ее ветви, где абсолютная истина, как правило, соотносится с представлением о Боге как исходной творящей и созидающей силе). Понятие абсолютной истины употребляется для характеристики того или иного специфического аспекта всякого истинного знания и в этом смысле оно аналогично понятиям “объективная истина” и “относительная истина”. Понятие “абсолютной истины” следует рассматривать в неразрывной связи с самим процессом познания. Этот же процесс представляет собой как бы движение по ступеням, означающим переход от менее совершенных научных представлений к более совершенным, однако при этом старое знание не отбрасывается, а хотя бы частично включается в систему нового знания. Вот это-то включение, отражающее преемственность (в историческом смысле), внутреннюю и внешнюю целостность знания и представляющее истину как процесс, составляет содержание понятия абсолютной истины. Еще раз напомним, что прежде всего материальная деятельность человека оказывает воздействие на материальный мир. Но когда речь заходит о научном познании, то имеется в виду, что из всего многообразия свойств, присущих объективному миру, выделяются лишь те, что составляют исторически обусловленный предмет познания. Вот почему практика, впитавшая в себя знания, является формой непосредственного их соединения с объективными предметами и вещами. В этом и проявляется функция практики как критерия истины.

Конкретность истины

Конкретность истины заключается в том, что она возникает в процессе познания конкретных объектов и выражает представление о конкретных объектах.

Абстрактной истина является в силу того, что она формируется в рамках абстрактного мышления и является неким обобщением (например, «лебеди — белые или черные»; «весной в северном полушарии температура воздуха начинает постепенно повышаться»).

Истина и ее критерии

Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины (от греч. kriterion — мерило для оценки).

Основные концепции истины

Концепция истины

Определение истины

Критерий истины

Классическая

Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности

Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость

Когерентная

Истина есть согласованность знаний

Согласованность с общей системой знаний

Прагматическая

Истина есть практически полезное знание

Эффективность, практика

Конвенциональная

Истина есть соглашение

Всеобщее согласие

Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного:

  • Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.
  • Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.
  • Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний.
  • Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.
  • В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.
  • Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

Некоторые критерии (согласованность, эффективность, согласие) выходят за пределы классического понимания истины, поэтому говорят о неклассической (соответственно когерентной, прагматической и конвенциональной) трактовке истины. Марксистский принцип практики пытается соединить воедино прагматизм и классическое понимание истины.

Поскольку у каждого критерия истины имеются свои недостатки, все критерии можно рассматривать и как взаимодополняющие. В таком случае истиной однозначно можно назвать только то, что удовлетворяет всем критериям.

Имеются и альтернативные трактовки истинности. Так, в религии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание. Многие современные течения (например, постмодернизм) вообще отрицают существование какой-либо объективной истины.

Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины.


Источник