Физика 7 класс вред и польза

Слайд 1

Трение – полезное или вредное явление?

Слайд 2

Методическая разработка презентации, рассчитанная для детей с ограниченными возможностями. Она позволяет повысить интерес у учащихся к изучению предмета. Курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, дискутировать. Поэтому выбрал именно такую презентацию после изучения темы «сила трения», которая позволяет научить высказывать своё мнение и обосновать его. Кроме того ученику даю возможность самостоятельно найти доводы из ресурсов Интернета, что повышает эффективность образования. Основной целью этой презентации должно явиться удовлетворение личностно-значимых образовательных потребностей. Технология основана на реализации индивидуальных маршрутов обучаемых, создаваемых с учетом их образовательных потребностей и индивидуальных особенностей.

Слайд 3

Методическая разработка дистанционного урока , рассчитанная для детей с ограниченными возможностями. Этот урок позволяет повысить интерес у учащихся к изучению предмета. Курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, дискутировать. Поэтому выбрал именно такой урок после изучения темы «сила трения», который позволяет научить высказывать своё мнение и обосновать его. Кроме того ученику даю возможность самостоятельно найти доводы из ресурсов Интернета, что повышает эффективность образования. Основной целью дистанционного урока должно явиться удовлетворение личностно-значимых образовательных потребностей. Технология дистанционного урока основана на реализации индивидуальных маршрутов обучаемых, создаваемых с учетом их образовательных потребностей и индивидуальных особенностей.

Слайд 4

Цель урока: – вовлечь в непринуждённый, живой разговор учеников и этим помочь избежать формализма в знаниях. -научить высказывать своё мнение и обосновать его. -приучить к диалогу, т.е. обучить вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения искать и приводить контр доводы.

Слайд 5

Вопросы для повторения : Какую силу называют силой трения? В чём заключается причины трения? Какие виды трения вы знаете? Как можно измерить силу трения? Как обозначают силу трения и в каких единицах измеряют? Причины возникновения силы трения. Способы уменьшения силы трения.

Слайд 6

В природе и технике трение имеет большое значение. Трение может быть полезным и вредным . Когда оно полезно , его стараются увеличить, вредно – уменьшить. Например, без трения покоя ни люди, ни животные не могли бы ходить по Земле. Когда трение между подошвой обуви и землёй мало, например, в гололедицу, то отталкиваться от земли очень трудно, ноги при этом скользят. Чтобы ноги не скользили, тротуары посыпают песком. Это увеличивает силу трения между подошвой обуви и льдом. Нельзя было бы сделать ботинки, так как нитки в швах не держались бы, гвоздики выскакивали бы из кожи. Новые ботинки были бы как старые. Да и узел бы не держался бы. Он ведь удерживается только трением одной части веревки не было бы -она растепалась бы на отдельные волоконца. Трение полезно! Так как если бы трения не было, то не смогли бы не только зашить одежду, но даже удержать бы в руке иглу.

Слайд 7

Трение вредное явление. Из -за трения нагреваются и изнашиваются движущиеся части. Для уменьшения трения соприкасающиеся поверхности делают гладкими, между ними вводят смазку. Также из-за трения протерается одежда на локтях. Трение вредно! Так как ,почти вся механическая энергия, вырабатываемая двигателями всех видов транспорта-автомашинами,мотоциклами, тепловозами, расходуется на преодоление разных видов трения. Если педставить,сколько в мире машин и сколько они потребляют топлива! И все это, оказывается, расходуется зря!

Слайд 8

Осенью у трамвайных путей, идущих под уклон вблизи деревьев, вывешивается табличка «Листопад. Берегись юза!». Что же такое юз? Юзом называется скольжение уже заторможенного, невращающегося колеса. Попавшие под колеса свежие листья при раздавливании дают влагу, уменьшающую трение. Уже при yгле наклона в 6 градусов паровоз способен тянуть вместо трех всего два вагона. Вот почему минимально возможный уклон полотна железной дороги стал с caмoгo начала необходимым требованием при прокладке железных дорог.

Слайд 9

Среди живых организмов распространены приспособления (шерсть, щетина, чешуйки, шипы, расположенные наклонно к поверхности ), благодаря которым трение получается малым при движении в одном направлении и большим – при движении в противоположном направлении. На этом принципе основано движение дождевого червя. Щетинки, направленные назад, свободно пропускают тело червя вперед, но тормозят обратное движение. При удлинении тела головная часть продвигается вперед, а хвостовая остается на месте, при сокращении головная часть задерживается, а хвостовая подтягивается к ней. Без трения покоя ни люди, ни животные не могли бы ходить по земле, так как при ходьбе мы отталкиваемся ногами от земли. Не будь трения, предметы выскальзывали бы из рук. У многих растений и животных имеются различные органы, служащие для хватания (усики растений, хобот слона, цепкие хвосты лазающих животных). Все они имеют шероховатую поверхность для увеличения силы трения. Трение в жизни растений и животных.

Слайд 10

Как выглядел бы мир без трения? А представьте себе… что пол в вашей комнате стал ещё более скользким, чем каток; вот в этом случае вы и получите отдалённое представление о ходьбе в мире без трения – она в таком мире почти невозможна. Люди поминутно падали бы и не могли подняться. Ведь толькотрение(точнее: трение покоя) позволяет нам отталкиваться ногами, шагая вдоль по ровной дороге. На столе ничего не лежало бы: при малейшем -наклоне всё съезжало бы на пол, скользило и катилось по нему, стараясь добраться до самого низкого места. В самом деле, ведь только сила трения покоя удерживает предметы на слегка наклонном гладком столе и полу и не даёт им съезжать под действием силы тяжести. Все узлы немедленно развязывались бы; ведь узлы держатся только благодаря трению одних частей верёвки, шнурка или бечёвки о другие. Все ткани расползались бы по ниткам, а нитки – в мельчайшие волокна. Но не только ходить в мире без трения было бы невозможно. Каким образом, например, мог бы шофёр остановить свою машину? Ведь автомобиль тормозят тем, что прижимают к специальным барабанам, вращающимся вместе с колёсами, тормозные колодки (или ленты).Повернуть машину в мире без трения тоже не удалось бы. Вспомните, что в гололедицу автомобиль не только «идёт юзом», но и не слушается руля. Без трения автомобиль не только нельзя остановить или повернуть, его вообще нельзя заставить катиться. Мотор приводит во вращение задние ведущие колёса автомобиля. Но в мире без трения вращающиеся ведущие колёса автомобиля будут «буксовать», как это часто бывает в зимнее время на обледеневшей дороге. Чтобы колёса катились, необходимо трение их о дорогу.

Слайд 11

Вопросы для закрепления. 1. Лошадь везет телегу. Где здесь сила трения полезна, а где вредна? СКАЗКА «РЕПКА» Кошка за Жучку Жучка за внучку Внучка за бабку Бабка за дедку Дедка за репку Тянут – потянут, вытянуть не могут. 2.Маленькую или большую репку вытягивать легче? 3.Из какого грунта – глинистого, песчаного или чернозема – труднее вытягивать репку? 4.Может быть, стоило тянуть репку вверх вертикально? 5.Если бы прошел сильный дождь или дед хорошо бы полил участок, смог бы он один вытащить репку? 6.Не легче ли было вытягивать репку иного сорта – с очень гладкой поверхностью? 7.Одинаково ли трудно вытягивать равные по массе репку и морковь?

Слайд 12

Пословицы и поговорки связанные с трением. 1.Не подмажешь- не поедешь; 2.Пошло дело как по маслу; 3.Угря в руках не удержишь; 4.Что кругло легко катиться; 5.Лыжи скользять по погоде; 6.Коси коса пока роса; роса долой и мы домой; 7.Колодезная веревка сруб перетирает; 8. Ржавый плуг только на пахоте очищается.

Слайд 13

Заполни таблицу. Трение полезно. Трение вредно.

Слайд 14

Пройди тест

Слайд 16

Итог урока. Трение – нам друг или враг? Что такое трение? Трение – явление. Враг оно нам или друг? Это знают все вокруг. Если б трение пропало, Что со всеми нами стало? Мы ходить бы не смогли, Оттолкнувшись от Земли. Если б взяли что – то вдруг. Оно выпало б из рук. Помогает трение Начинать движение Всем машинам, тракторам, Мотоциклам, поездам. Ну а так же тормозить И их всех остановить ! Очень нужно трение нам. Всем растениям и зверям! . . . Но притом приносит вред и не мало разных бед. В станках, приборах трутся части, И это – главное несчастье. Ну и все автомашины Быстро снашивают шины! И поэтому вопрос Не настолько уж и прост: Трение – друг нам или враг? Ответ двоякий: так и так!

Слайд 17

Продолжи фразу: Сегодня на уроке открыл для себя… Мне понравилось на уроке то, что… . На уроке меня порадовало…. Я удовлетворен своей работой, потому что… . Мне хотелось бы порекомендовать… . Если бы я был учителем, то ….

Слайд 18

Список литературы Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2001. Физика и астрономия: Проб. учеб. для 7 кл. сред.шк./ А.А. Пинский, В.Г. Разумовский, Ю.И. Дик и др. – М.: Просвещение, 1993. Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика: Учеб. для 9 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1990. Перельман Я.И. Занимательная физика. В двух книгах. Книга 2 – М.: Наука, 1979. Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей. Сост. Э.М. Браверман; Под ред. В.Г. Разумовского – М.: Просвещение, 1993, стр. 123. Перышкин А.В. и др. Преподавание физики в 6 – 7 классах средней школы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

Источник

Название проекта                         Трение – вред или польза?

Предмет, класс                               Физика, 7 класс

 Краткая аннотация проекта

При выполнении проекта ученики изучат силу трения. Использовать проект можно в качестве учебного при изучении темы “Взаимодействие тел”. Работая над проектом, учащиеся развивают специальные и общеучебные умения.

 Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

 Как найти истину?

Проблемные вопросы

Почему все полы не зеркальные?

Почему ржавый плуг только на пахоте очищается?

Почему колесо круглое?

Как сдвинуть с места тяжелый шкаф?

Учебные вопросы

Что называется силой трения?

В чем причина трения?

Какие виды трения известны?

Какие способы уменьшения или увеличения трения?

Как измерить силу трения?

От чего зависит сила трения?

Где и как в жизни надо учитывать трение?

 Публикация учителя  https://ru.calameo.com/read/000993823defbfb8d8c03

 Визитная карточка проекта  https://ru.calameo.com/read/0009938232976f65b2f52

 План проекта и его реализации https://ru.calameo.com/read/000993823261d7e6e13b2

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

 Первое установочное занятие (ответственный: руководитель проекта).

Учитель с помощью презентации организует обсуждение (фронтально и по группам) актуальных проблем в рамках учебной темы. По технологии «Мозгового штурма» учитель совместно с учащимися формулирует проблемы исследования, уточняет план работы класса по проекту и план отдельных групп, время выполнения заданий. В ходе работы используется: вводная презентация учителя, составленный план работа по проекту.

Работа с таблицей «Знаю – Интересуюсь – Умею».

ЭТАП ПЛАНИРОВАНИЯ  

Второе занятие (ответственный: руководитель проекта)

Определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; вопросы защиты авторских прав; инструктаж по ТБ; планирование итогового продукта (формы представления результата); обсуждение критериев оценки и самооценки. Используемый материал: критерии оценки продукта проекта; критерии самооценки деятельности по проекту; лист продвижения групп по проекту; памятки для учащихся.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП 3-ье – 4-ое занятия (участники проекта, учитель информатики, лаборант или заведующий кабинетом физики)

Сбор информации, решение промежуточных задач, выполнение экспериментов, корректировка плана и содержания проекта по мере обработки собранной информации.

Для визуализации информации заполняется лист продвижения групп по проекту. Для организации работы на этом этапе используются памятки, инструкции для учащихся, дополнительные материалы для учащихся.

ИТОГОВО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП.

 5-ое занятие(ответственный: руководитель проекта, участники проекта, учитель информатики)

При подготовке к итоговой конференции обсуждаются результаты работы с использованием критериев самооценки; критериев оценки конечного продукта проекта

6-ое занятие (ответственный: руководитель проекта, учащиеся) На конференции организуется презентация работы учащихся, могут при этом так же использоваться буклеты, составленные по результатам исследования. При рефлексии  деятельности  по проекту ученики пытаются ответить на проблемные и основополагающий вопрос проекта. Это позволяет осмыслить полученные результаты, аргументировано доказать свою точку зрения, тем самым формировать мышление высокого уровня.

 Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся https://ru.calameo.com/read/000993823893a953c51be

Примеры продукта проектной деятельности учащихся

Презентация https://ru.calameo.com/read/0009938232fa07807f552

Вики – статья https://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B4_%D0%B8%D0%BB%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%B0%3F

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Оценивание продукта проекта https://ru.calameo.com/read/000993823f08e2fe6bc86

Самооценка деятельности по проекту https://ru.calameo.com/read/0009938235e0978472b9b

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Лист продвижения группы в работе по проекту https://docs.google.com/document/d/1kegCE7lKV6uKyx61OnE3sTyR2wO8RZn–SK-taLQ0DI/edit?hl=en_US&pli=1

Памятки для учащихся

 https://ru.calameo.com/read/0009938233614f2ad1055

https://ru.calameo.com/read/000993823db8dcccf64bf

Инструкции для учащихся

Материалы для учеников по поиску информации

https://ru.wikipedia.org/wiki/Колесо

https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3b19dfa9-7bdf-441a-89e4-fdbf8383e844/110291

https://class-fizika.narod.ru/7_tren.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki/Трение

https://ru.wikipedia.org/wiki/Сила_трения_скольжения

Безопасность работы в интернете

https://www.oszone.net/6213/

Авторское право в интернете https://download.teo.apnet.ru/education/common/en/resources/eo/course_resources/Copyright/Copyright_Activity/Activity_Resources/copyright.ppt

Источник

Слайд 1

Учебный проект: «Её величество – Сила трения» Проект подготовили учащиеся 7 класса: Асеева Екатерина Нетепина Дарья Учитель: Н.И.Конончук

Слайд 2

Цели проекта 1. Исследовать зависимость силы трения от силы, придавливающей тело к поверхности, рода вещества, площади соприкасающихся поверхностей. 2. Исследовать, чего больше приносит трение: пользы или вреда?

Слайд 3

Актуальность Машина едет, мы шагаем, Все механически, мы не вникаем, А ведь причина этого явления- Неисчезающая сила трения. Актуальность нашего исследования заключается в том, что полученные знания и умения можно применять для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности .

Слайд 4

Сила , возникающая при соприкосновении поверхностей тел и препятствующая их перемещению относительно друг друга , называется силой трения . ПРИЧИНЫ ТРЕНИЯ: Неровности поверхностей 2. Взаимные притяжения молекул

Слайд 5

Виды трения скольжения качения покоя

Слайд 6

Трение скольжения Возникает при скольжении одного тела вдоль поверхности другого; сила трения направлена в сторону, противоположную этому движению.

Слайд 7

Трение качения Возникает при качении одного тела по поверхности другого. Обусловлено в частности, деформациями при соприкосновении тел.

Слайд 8

Трение покоя. Сила трения покоя возникает при попытке сдвинуть одно тело вдоль поверхности другого и препятствует возможному движению.

Слайд 9

Силу трения можно измерить На брусок в горизонтальном направлении действуют две силы: сила упругости пружины и сила трения. Брусок движется равномерно значит, равнодействующая этих двух сил равна нулю. Измеряя силу, с которой динамометр действует на тело при его равномерном движении, мы измеряем силу трения.

Слайд 10

Исследование зависимости силы трения от силы, придавливающей тело к поверхности

Слайд 11

Вывод: Сила трения прямо пропорционально зависит от силы, придавливающей тело к поверхности

Слайд 12

Исследование зависимости силы трения от рода поверхностей

Слайд 13

Вывод: Сила трения зависит от рода вещества, из которого изготовлены тела

Слайд 14

Исследование зависимости силы трения от площади поверхностей соприкасающихся тел.

Слайд 15

Вывод: Сила трения не зависит от площади поверхностей соприкасающихся тел

Слайд 16

Польза и вред силы трения Конечно же, это фантазия, и она полна лирических упрощений. В жизни все немного по-другому. Но, по сути, несмотря на то, что есть очевидные минусы силы трения, которые создают для нас ряд сложностей в жизни, очевидно, что без существования сил трения, проблем было бы куда как побольше. Так что нужно говорить, как о вреде сил трения, так и о пользе все тех же сил трения. Трение Вредное Полезное

Слайд 17

Примерами полезных сторон сил трения можно назвать то, что трение помогает человеку и животным ходить по земле. Наша одежда не разваливается, так как нитки в ткани удерживаются благодаря все тем же силам трения. Если бы между телами не было трения, мы ничего не смогли бы взять в руки. Подошвы обуви делают из рифленой резины, чтобы увеличить её трение о землю. Трение используется во многих механизмах. На поверхность шины наносится своего рода «узор». Он улучшает сцепление резины с дорогой. Для увеличения трения на обледеневшую дорогу посыпают песок, улучшая сцепление с дорогой, дабы избежать аварии, и многое другое.

Слайд 18

Наблюдения Во время гололёда люди идут очень медленно и осторожно, некоторые падают. В тех местах где дорога посыпана песком идти гораздо легче Трение нужно увеличивать

Слайд 19

Вредом силы трения является проблема перемещения больших грузов, проблема изнашивания трущихся поверхностей, а также невозможность создания вечного двигателя, так как из-за трения любое движение рано или поздно останавливается, требуя постоянного стороннего воздействия. Трение тормозит движение, на преодоление трения всех видов расходуется громадное количество ценного топлива. Для уменьшения трения используют смазку или трение скольжения заменяют трением качения. Рыбы и птицы имеют обтекаемую форму тела, что также уменьшает трение. Автомобилям, самолетам и ракетам также придают обтекаемую форму.

Слайд 20

Исследование Потёрли ластиком поверхность стола На столе остались частицы ластика При трении изнашиваются трущиеся поверхности Для того, чтобы избежать поломки деталей трение нужно уменьшить

Слайд 21

Вывод: Таким образом, трение является неотъемлемой частью нашей жизни, и существование без него невозможно. Люди научились приспосабливаться и уменьшать либо увеличивать силы трения , в зависимости от необходимости. Это и колеса, и смазка, и заточка, и многое другое. Примеров масса, и очевидно, что нельзя однозначно сказать: трение – это хорошо или плохо . Но оно есть, и наша задача – научиться использовать его на пользу человека.

Слайд 22

Спасибо за внимание

Источник