Физический труд и его польза

Физический труд и его польза thumbnail

Автор Екатерина Самарцева На чтение 5 мин. Просмотров 886 Опубликовано 11.09.2013

Без трудовой деятельности немыслимо представить себе развитие и совершенствование всех способностей человека, функций организма, немыслимо здоровье и счастье человека, радость его жизни. Труд, как писал Энгельс, является «высшим из известных нам наслаждений». Трудовая деятельность — естественное условие человеческой жизни.

Труд, здоровье и старость

Одно время существовало мнение, что труд старит человека. Сейчас ни один ученый так не считает.  Никому не придет в голову ставить знак равенства между работающим организмом и работающим механизмом. В первом случае работа служит стимулом жизнедеятельности и развития, естественным условием жизни, во втором — механизм постепенно изнашивается.

Старение организма происходит не от работы, а вызывается закономерностями, заложенными в природе самой жизни. Вне труда человеческий организм теряет способность к продолжительной жизни.

«Ничего не делать — это несчастье стариков», — писал 82-летний Виктор Гюго.

Истории не известны долгожители-бездельники. Вот почему врачи рекомендуют вышедшим на пенсию заняться каким-либо видом общественно-полезной деятельности: воспитанием молодежи, участием в благоустройстве жилой местности, помощью в работе общественных советов. Следовательно, чело.веку в любом возрасте важно не избегать труда, ошибочно полагая, что ничегонеделание сохранит здоровье, а стремиться к соблюдению во время труда установленных требований гигиены.

Здесь, очевидно, уместно вспомнить слова И. П. Павлова, который считал, что люди наносят себе вред, переутомляются и заболевают вследствие того, что, будучи не знакомы с законами высшей нервной деятельности, допускают нарушения нормального течения физиологических процессов в нервной системе.

Проблема утомления человека

Проблема утомления выходит далеко за пределы физиологии и медицины. Она является важной социальной проблемой, так как без рациональной организации труда утомление переходит в хроническое переутомление, влечет за собой потерю трудоспособности, способствует возникновению заболеваний.

Все виды труда, как установили гигиенисты, оказывают положительное воздействие на организм человека при условии, если труд будет соответствовать возрасту, правильно организован, разумно сочетаться с отдыхом и, конечно, с двигательной активностью. При всем этом, однако, определенное предпочтение все-таки остается за трудом, связанным с физическими нагрузками. Особо подчеркнем: посильными, соответственно общему развитию организма, опять-таки возрасту и, конечно, они не должны быть чрезмерными.

Неправильно думать, что для достижения долголетия нужно обязательно заниматься только физическим трудом. Да это практически и нереально. Различные виды труда существуют как общественно-экономическая необходимость. Поэтому гигиенистами найдены достаточно надежные способы устранения отрицательного влияния на организм человека, занятого только одним видом труда, например умственным.

Утомляемость и профессии

Так, представителям профессий, не связанных с физической активностью, рекомендованы различные двигательные упражнения и особенно производственная гимнастика.

Затрачивают на нее считанные минуты, а эффект при этом достигается вполне, ощутимый — она оказывает благотворное влияние на протяжении многих часов труда, повышая работоспособность, улучшая деятельность центральной нервной системы, кровообращения, дыхания.

Полезен ли физический труд? Исследования специалистов

Больше того, исследования специалистов подтверждают, что с возрастом эффективность производственной гимнастики не только не снижается, а, наоборот, резко повышается. У людей пожилого возраста гимнастика стимулирует деятельность внутренних органов, улучшает процессы обмена веществ.

Многочисленными наблюдениями за большими контингентами работников производственных предприятий неопровержимо доказан и такой важный факт: постоянно занимающиеся физическим трудом в два-три раза реже представителей умственного труда страдают атеросклерозом, гипертонической болезнью, коронарной недостаточностью.

Об этом же говорят и результаты изучения жизни людей старше 80 лет, проведенные учеными-медиками в течение длительного времени в различных городах и республиках нашей страны. При этом была четко прослежена важная закономерность: практически все долгожители постоянно, всю жизнь занимались трудовой деятельностью. Перешагнув 80-летний рубеж, они продолжали посильно работать, много двигаться, не прерывать своих связей с обществом.

Исторические примеры

Известно много исторических примеров долголетней деятельной жизни. Это — выдающиеся ученые, писатели, изобретатели, обогатившие культуру и науку бесценными плодами своего творчества. Как правило, они были людьми неустанного и регулярного труда, всю свою долгую жизнь, иногда до последнего дня продолжали работать. Так, И. В. Мичурин прожил 80 лет, Л. Н. Толстой — 82, Вольтер — 84, Т. Эдисон — 84, И. П. Павлов — 86, древнегреческий врач Гиппократ — 104, выдающийся советский химик Н. Д. Зелинский — 92, народный поэт Казахстана Д. Джамбул — 99 лет.

Да что исторические примеры. Наверное, каждый, оглянувшись вокруг себя, может найти тому многочисленные подтверждения.

Интересно сказал немецкий врач XVIII века X. Гу-феланд: «Нет ни одного примера, чтобы какой-нибудь лентяй дожил до преклонного возраста». Это очень точная мысль. Ведь труд приучает человека к дисциплине, порядку, вносит в его жизнь определенную организованность. В свою очередь, эти качества положительно влияют на сам процесс труда, повышают его эффективность. Недаром трудовому воспитанию в нашей стране придается исключительное значение. Это нашло свое отражение, в частности, в постановлениях партии и правительства по коренной перестройке школы и дальнейшему развитию системы народного образования.

Вообще идея трудового воспитания возникла давно. Еще выдающийся английский мыслитель-гуманист Томас Мор высказал пожелание, чтобы молодое поколение воспитывалось в процессе труда. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что труд полезен для здоровья и долголетия.

Это интересно:

Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки – нажмите CTRL+D

Источник

Труд — первое и основное условие человеческого существования. Это фундаментальная форма деятельности человека, созидающая всю совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения его потребностей.

И он не только доставляет нам необходимые средства существования, но и создал человека. Происходя от человекоподобных обезьян, человек благодаря труду выделился из всего остального животного мира.

Действуя на внешнюю природу, человек изменяет как её, так и самого себя. Изменяя природу, человек осуществляет свою сознательную цель, приспосабливает предметы природы к человеческим потребностям.

Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой — К. Маркс

Разделение труда

Общественное разделение труда, обусловлено принципиальными различиями в предметах труда, образует сферы трудовой деятельности: умственный труд и физический, промышленность, сельское хозяйство, науку, культуру, обслуживание и многие другие.

Умственный и физический труд — две взаимосвязанные стороны человеческой деятельности; социальная форма разделения труда в зависимости от способа воздействия на предмет труда.

Умственный труд — аналитико-синтетическая мыслительная деятельность, продуктом которой является определенным образом оформленная информация (текст, расчет, чертеж, сообщение, распоряжение и др.)

Физический труд — вид трудовой деятельности, связанный с приложением мускульных усилий человека и направленный на изменение материально-вещественной среды.

Любой вид деятельности в определенных пропорциях сочетает элементы умственного и физического труда. В умственном труде физические функции выступают средством получения, оформления информации, в физическом умственные направлены на выбор, планирование, контролирование соответствующего физического усилия.

На ранних этапов общественного развития труд осуществлялся как нераздельный процесс. Человек выполнял все существующие виды работ. Разделение умственного и физического труда являет сложной, противоречивой формой общественного разделения труда. Превращение умственного труда в самостоятельный вид деятельности обусловило специализацию индивида в сфере интеллектуальной деятельности, что привело к резкому ускорению духовного и материального развития общества.

Закрепление за индивидом определенной профессии, набора требований, диктуемых извне разделением труда, часто мешает ему проявлять себя как личность, он выступает как носитель определенной заданной функции. Вместе с тем разделение труда позволяет индивиду осуществить профессиональный выбор в соответствии со своими интересами, склонностями и виде деятельности.

Научно-технический прогресс, все более полная передача технических средствам рутинных физических и умственных функций человека процессе механизации, автоматизации, роботизации производства, техническое усложнение орудий труда вызывают изменение пропорций умственного и физического труда в некоторых видах трудовой деятельности, увеличивая удельный вес элементов умственного труда.

Кадр из фильма “Страховщик”

Современные принцип развития производства создают объективные условия для интеграции умственного и физического труда, при этом повышается значение таких факторов, как сложность труда, наличие творческих элементов, отсутствие монотонных, предписанных действий и др.

Качественные сдвиги в социальной сфере невозможны без глубоких преобразований в содержании труда.

Литература:

— Краткий словарь по социологии; Политиздат, 1988

— Краткий философский словарь, 1952

Источник

ß èñïûòàë è óìñòâåííûé, è ôèçè÷åñêèé òðóä; è çà âñå äåíüãè Âñåëåííîé íå ñîãëàñèëñÿ áû ÿ òðèäöàòü äíåé ðàáîòàòü çàñòóïîì; à ëþáûì óìñòâåííûì òðóäîì, äàæå ñàìûì òÿæåëûì, ÿ çàéìóñü ïî÷òè äàðîì – è áóäó äîâîëåí.
Ìàðê Òâåí

Â÷åðà ÿ ðàçìåñòèë ìàòåðèàë ïðî ñâîåãî çíàêîìîãî: https://pikabu.ru/story/ulyimka_6827522
 òåìå ïîÿâèëèñü ëþäè, êîòîðûå ñêàçàëè: êàê òû çàåáàë, Àëåêñåè÷. Äà òû âîîáùå íèõóÿ íè÷åãî íå çíàåøü ïðî óìñòâåííóþ ðàáîòó, òû íå çíàåøü, êàê â îôèñå èçìàòûâàåøüñÿ. Äà õóéíÿ ýòà âàõòà, íè îäèí âàõòîâèê íå æàëîâàëñÿ, ÷òî óñòàë. Ôèçè÷åñêè ÷òî, ïîðàáîòàë è îòäûõàé, à òóò òÿæåëî, íàïðÿãàåøüñÿ è òîëêîì íå îòäîõíåøü
. Òû âîîáùå íèõóÿ íå çíàåøü, êàê òÿæåëî îáùàòüñÿ ñ ëþäüìè, òóò â ìàãàçèíå êîíñóëüòàíòîì ðàáîòàåøü, äâà ÷àñà – è âîîáùå, ðàçáèò òàê, ÷òî êóøàòü íå ìîãó. Äâà ÷àñà âåæëèâîãî îáùåíèÿ è òû óñòàë òàê, êàê íå óñòàë âåñü äåíü, ðàáîòàÿ ôèçè÷åñêè. È âñå â òàêîì ðîäå.

Ìíå ñòàëî ãðóñòíî è çàáàâíî îäíîâðåìåííî. Òàêîå îùóùåíèå, ÷òî ýòè ãîñïîäà ñ÷èòàþò, ÷òî ÿ ÷óòü ëè íå îëèãîôðåí, êîòîðûé â ñèëó íåäîðàçâèòèÿ ìîçãà íå èìååò èçâèëèí è ìîè òðóäîâûå äîñòèæåíèÿ – ýòî êîïàòü çåìëþ. È èçâèëèíà ó ìåíÿ òîëüêî îäíà, îò êàñêè. Îòêóäà ìíå ïîíÿòü èõ, ðàáîòíèêîâ óìñòâåííîãî òðóäà. Íåïîíÿòíî òîëüêî êàêèì áîêîì ïðîäàâöû-êîíñóëüòàíòû ñòàëè ðàáîòíèêàìè óìñòâåííîãî òðóäà, íî ýòî ìåëî÷è. È òåì áîëåå íåïîíÿòíî, êåì òðóäèëèñü ýòè óâàæàåìûå ãîñïîäà, ÷òî çíàþò ïðî ôèçè÷åñêèé òðóä è óìñòâåííûé. ÕÇ, ìîæåò îíè êàêèìè îïåðàòîðàìè ðàáîòàëè è íà êíîïêè íàæèìàëè. Èëè øòàáåëåðîì ðàçâîçèëè òîâàðû è ñ÷èòàþò, ÷òî îíè âêàëûâàëè ôèçè÷åñêè. ÕÇ, íî ìíå êàæåòñÿ, ÷òî âñå îíè ëèáî, ïàðäîí, òÿæåëåå õóÿ â ðóêàõ íè÷åãî íå äåðæàëè, ëèáî çàíèìàëèñü òî÷íî íå òÿæåëûì ôèçè÷åñêèì òðóäîì, ïðèòîì ïðîôåññèîíàëüíî, ëèáî ïðîñòî ëóêàâÿò.

Ïîýòîìó ÿ ðåøèë íàïèñàòü ñâîþ èñòîðèþ è ïîäåëèòüñÿ ñâîèìè ìûñëÿìè ïî ýòîìó ïîâîäó.
Ïîñëå îêîí÷àíèÿ ïåðâîãî ÂÓÇà ÿ âîëåþ ñóäüáû ïîïàë â øêîëó. Õîòÿ áûëî õèìè÷åñêîå îáðàçîâàíèå, äà åùå êðàñíûé äèïëîì â ïðèäà÷ó. Ïîðàáîòàâ â ñåëå òðè ãîäà ÿ ðàçî÷àðîâàëñÿ â ñåëüñêèõ æèòåëÿõ è ïîíÿë, ÷òî íàøè ñëàâÿíîôèëû, êîòîðûå ÷òî-òî ïèñàëè ïðî íàðîä-áîãîíîñåö, îñîáóþ äóõîâíîñòü ñåëÿí è òä. è òï. Ïðîñòî áûëè âîçäóøíûìè èíòåëëèãåíòàìè, êîòîðûå æèëè â îòðûâå îò ïðîñòûõ ëþäåé. Ëèáî íàðîä áûë äðóãîé. Õîòÿ ìíå êàæåòñÿ, ÷òî âåðíûé ïåðâûé âàðèàíò.

Ïîòîì ÿ ðàçî÷àðîâàëñÿ â íàøåé èíòåëëèãåíöèè. Íî âñå ðàâíî, íå ñìîòðÿ, ÷òî öâåò íàöèè îñíîâàòåëüíî óâÿë, ÿ åå ñ÷èòàþ ëó÷øåé ÷àñòüþ íàøåãî íàðîäà. À äðóãîé ó íàñ è íåò, âåäü àðèñòîêðàòèÿ, êîòîðàÿ íå ñáåæàëà è êîòîðóþ íå äîðåçàëè áîëüøåâèêè êàê-òî îïðîñòèëàñü. Âïðî÷åì, òåìà íå ïðî ýòî.

Ïðîðàáîòàë ÿ â øêîëå áîëüøå äåñÿòè ëåò. ×òî ìîãó ñêàçàòü ïðî òðóä ó÷èòåëÿ. Òÿæåê ýòîò òðóä. Âñå âðåìÿ íàäî ãîòîâèòñÿ, áûòü â íàïðÿæåíèè, ðàáîòàòü ÷àñòî ñ î÷åíü òÿæåëûìè äåòüìè, ðîäèòåëÿìè, ó÷àñòâîâàòü âî âñÿêèõ êîíêóðñàõ, ïîâûøàòü êâàëèôèêàöèþ. Óñòàâàë ëè ÿ? Äà, êîíå÷íî. Ñïðîñè ìåíÿ òîãäà êòî-íèáóäü, êàêîé òðóä ñàìûé òÿæåëûé – ñêàçàë áû, ÷òî ó÷èòåëÿ. Î, êàê ÿ îøèáàëñÿ.

À ïîòîì íå ñòàëî íàãðóçêè, íå ñòàëî íîðìàëüíîé çàðïëàòû, è ÿ óøåë ñî øêîëû. Íî íå â äðóãóþ øêîëó, âîîáùå íå ïî ñïåöèàëüíîñòè ïîøåë ðàáîòàòü, âîîáùå íå çàíèìàòüñÿ ïðèâû÷íûì óìñòâåííûì òðóäîì, à ïîøåë ÿ ðàáîòàòü ïðîñòûì ïîìîùíèêîì áóðèëüùèêà ÊÐÑ.

ß íå çíàþ, òðóä øàõòåðîâ. Íå çíàþ òðóä ìåòàëëóðãîâ ãîðÿ÷åãî öåõà. Íå çíàþ, êàê òðóäÿòñÿ ìåòðîñòðîèòåëè, ëåñîðóáû, ðûáàêè. Äóìàþ, ÷òî èõ òðóä òÿæåëåå òðóäà ïîìáóðà. Íî è ïîìáóðû íàõîäÿòñÿ ãäå-òî ðÿäîì ñ ýòèì òðóäîì. È âîò òîãäà ÿ ïîíÿë, ÷òî òàêîå íàñòîÿùàÿ óñòàëîñòü, íàñòîÿùèé òÿæåëûé òðóä. È ïðè âñåì óâàæåíèè ê ó÷èòåëÿì îòâåòñòâåííî çàÿâëÿþ, ÷òî âàø òðóä ïðè âñåé òÿæåñòè âñå æå ÿâíî íå íà îäíîé ñòóïåíè ñ íàñòîÿùèì òÿæåëûì ôèçè÷åñêèì òðóäîì, êîòîðûì çàíèìàåøüñÿ ïîñòîÿííî è ïðîôåññèîíàëüíî.

Äà, øåñòü óðîêîâ øåñòü äíåé â íåäåëþ âûìàòûâàþò. À ó ìåíÿ òàêîå áûëî. Íî ýòî ïðîñòî öâåòî÷êè â ñðàâíåíèè ñ ñïóñêî-ïîäúåìíûìè îïåðàöèÿìè. Ëåã÷å ðàáîòàòü òîëüêî ñ êëàññàìè êîððåêöèÿìè, ÷åì ëèêâèäèðîâàòü àâàðèþ. Íà ïîðÿäîê ïðîùå ðàñïèñàòü ðàçîì âñå ïëàíû ïîóðî÷íûå íà íåäåëþ, ïåðñïåêòèâíî-òåìàòè÷åñêèå è âîñïèòàòåëüíîé ðàáîòû, ÷åì îäèí ïåðååçä áðèãàäû. Âîò ãäå æîïà, ãîñïîäà, è ëó÷øå âàì ïðî ýòó æîïó íå çíàòü. È óæ òåì áîëåå íå ãîâîðèòü ïðî íåïîäúåìíûé îôèñíûé òðóä, íå ãíåâèòü Áîãà. Ýòî ðàáîòà íà óëèöå 12 ÷àñîâ ïîäðÿä ïðè ëþáûõ ïîãîäíûõ óñëîâèÿõ, ðàáîòà ñ òÿæåñòÿìè, â ãðÿçè, â ïîñòîÿííîì äâèæåíèè. Îñîáåííî êîãäà íè÷åãî òîëêîì íå ðàáîòàåò, à ñ öåõà çâîíÿò è ãîâîðÿò: «Àãà, áóðèëè è äàëè ñèëüíóþ íàãðóçêó íà îñü. Íå ðàáîòàåò ãèäðîðàñêðåïèòåëü. Äà õóéíÿ, åáàíèòå ïî ìóôòå êóâàëäîé ñòî ðàç, îíà îò ðóêè ïîéäåò». È åáàíåøü. Ïðåäëàãàþ âñåì, êòî íåïîìåðíî óñòàåò îò ðàáîòû â îôèñå ïîïàñòü íà ëèêâèäàöèþ õîòÿ áû îäíîé àâàðèè. Âåäü îíè óòâåðæäàþò, ÷òî ìîçã òðàòèò êóäà áîëüøå ýíåðãèè è âîññòàíîâëåíèå ïðîèñõîäèò êóäà òÿæåëåå ïîñëå ðàáîòû ãîëîâîé. Íà êóðîðò ïîïàäóò, ìîçã îòäûõàåò, ðóêè ðàáîòàþò, âñå òåëî ðàáîòàåò, à ìîçã îòäûõàåò. Ïîñïàë è âîññòàíîâèëñÿ))).

Ïðîðàáîòàâ òðè ãîäà ïîìáóðîì è äâà áóðèëüùèêîì, ÿ ñòàë ìàñòåðîì ÊÐÑ. Âîò ñàìàÿ åáàíóòàÿ ðàáîòà è ñîñòîÿíèå, ýäàêèé óíòåð-îôèöåð, ïðàïîðùèê íà ïðîèçâîäñòâå. Òû íàõîäèøüñÿ ìåæäó ðàáî÷èìè è ðóêîâîäñòâîì. È äëÿ âñåõ òû ïëîõîé. Äëÿ ðàáîòÿã òû ïîäõàëèì, êîòîðûé ëèæåò æîïó íà÷àëüñòâó. Äëÿ íà÷àëüñòâà òû ìèíäàëüíè÷àåøü ñ ðàáî÷èìè è íå ìîæåøü îðãàíèçîâàòü òðóä.

Òîãäà ÿ îêîí÷àòåëüíî ðàçî÷àðîâàëñÿ â ðàáî÷èõ. È ïîíÿë, ÷òî Èëüè÷ áûë ñðîäíè ñëàâÿíîôèëàì, îòîðâàííûé îò çåìëè òåîðåòèê-èíòåëëèãåíò. Ïåðåäîâîé êëàññ, ãåãåìîí, áëÿ. Åìó íå Ìàðêñà íàäî áûëî ÷èòàòü, à ïîéòè íà Ïóòèëîâñêèé çàâîä ðàáî÷èì. ×òîáû ïîñìîòðåòü, ÷òî ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ãåãåìîí. Íå âñå, íî î÷åíü ìíîãèå. Íàâåðíî è ðåâîëþöèþ áû íå çàòåâàë. Âåäü êàê ÿ äóìàë, ðàáîòàÿ â øêîëå, íåò òÿæåëåå ëðóäà, ÷åì ðàáîòà ñ òðóäíûìè ïîäðîñòêàìè. Ý íåò, ãîñïîäà, ýòè òðóäíûå ïîäðîñòêè âûðàñòàþò è ñòàíîâÿòñÿ êóäà áîëåå òðóäíûìè âçðîñëûìè.

Äà õîòÿ è ðóêîâîäñòâî íåäàëåêî óøëî. Êòî ñâÿçàí ñ íåôòÿíêîé íàâåðíÿêà ñëûøàëè ïî çàïèñè îäíîãî èç íà÷àëüíèêîâ ÑÍÏÕ. Åãî ðå÷è íà ñåëåêòîðå. Öâåò íàöèè, èíæåíåð, à îðåò êàê áûäëîãîïíèê èç ïîäâîðîòíè. Ñëîâ íåò. Âïðî÷åì, ÿ îïÿòü îòâëåêñÿ.

Íî ÿ íàïèñàë, ÷òî ìàñòåðîì áûòü – ýòî åáàíóòàÿ ðàáîòà. Èìåííî åáàíóòàÿ. Òû íå äîñûïàåøü, òåáå âûíîñÿò ìîçã, òû ìå÷åøüñÿ êàê óãîðåëûé, ïîñòîÿííî íà òåëåôîíå, ê òåáå ïðèåçæàþò ïðîâåðÿþùèå, ïèøóò ïðåäïèñàíèÿ è ïð. Íî íå ñìîòðÿ íà ýòî ÿ îòäûõàë. Äà, ïðè âñåõ íàïðÿãàõ, êàê òàì ïèñàëè ðàáîòå ñ ëþäüìè, ðàñ÷åòàõ, ñâîäêàõ, ðóãàíè ýòî ãîðàçäî ëåã÷å, ÷åì âêàëûâàòü íà óñòüå.

Õîòÿ íå ðàç ñëûøàë îò ìàñòåðîâ, ÷òî, ìîë, êàê îíè çàâèäóþò ïîìáóðàì. Ìîë îíè îòðàáîòàëè äâåíàäöàòü ÷àñîâ, ñêèíóëè ïåð÷àòêè è ñïàòü. À òû íå ñïèøü, ïèøåøü, åçäèøü, îáùàåøüñÿ, ñäàåøü ñâîäêè. Êîëëåãè, âû ýòè ñêàçêè ðàññêàçûâàåòå ïîìáóðàì, ÷òîáû îíè íå øëè â ìàñòåðà è íå ñîçäàâàëè êîíêóðåíöèþ? Äðóãîé ïðè÷èíû òàêîãî ëþòîãî ïèçäåæà ÿ íå âèæó. Âåäü ïîéòè â ïîìáóðû ïðîùå ïðîñòîãî, íî âû íå èäåòå))). Äà ïîòîìó ÷òî ðàáîòàòü ôèçè÷åñêè òàê êóäà ñëîæíåå, ÷åì ñèäåòü â âàãîíå, ñìîòðåòü íà óñòüå è ëàïøó âåøàòü ïðî íåïîñèëüíûé òðóä.

Ðàáîòàÿ ìàñòåðîì ÿ ïîâèäàë íåìàëî íàðîäà. Êòî òîëüêî íå ïðèõîäèë: è áûâøèå ïðîäàâöû-êîíñóëüòàíòû, è ìåäáðàòüÿ, è ó÷èòåëÿ, þðèñòîâ è ýêîíîìèñòîâ âîîáùå áûëî ïîëíî. Äàæå áûëè ýêçîòè÷åñêèå äëÿ Îðåíáóðæüÿ ðûáîèíñïåêòîð è ëåñíèê. Áûëè ñèäåëüöû, îñîáåííî çàïîìíèëñÿ ðàñïèñàííûé ïîä õîõëîìó Òîëèê ñ Îðñêà. Öåðêâè, êóïîëà, Áîãîìàòåðü, ñîëíöå ñ ëó÷àìè – âñå â íàëè÷èè. Íî âïîëíå àäåêâàòíûé.  ñâîáîäíîå âðåìÿ ðóêè çà ñïèíó çàêëàäûâàë è ïî áåãîâîé õîäèë âçàä-âïåðåä, âçàä-âïåðåä. Ïðèâû÷êà.

È áîëüøèíñòâî î÷åíü áûñòðî ñäóâàëèñü. Êîãî õâàòàëî íà âàõòó, êîãî íà ïàðó ìåñÿöåâ, à íåêîòîðûõ íà äåíü-äâà. Åñëè åñòü òàêèå â òåìå, ïóñòü íàïèøóò, êàê èì ðàáîòàëîñü òàì è ñåé÷àñ, âèäèìî ñåé÷àñ òðóäÿòñÿ è óñòàþò íåïîìåðíî, à òîãäà êàê íà êóðîðòå îòäûõàëè.è Íî íèêîãäà íå âèäåë íè îäíîãî ÷åëîâåêà, êîòîðûé áû ñêàçàë, ÷òî åìó áûëî â îôèñå òðóäíåå. Âåäü ðàáîòàòü ðåàëüíî ýòî íå îäíî è òîæå, ÷òî â èíòåðíåòå ðàññêàçûâàòü ïðî àööêèé îôèñíûé òðóä.

Ïîòîì ÿ áûë ìàñòåðîì ÏÍÏ, à çàòåì ïîëåâûì èíæåíåðîì-òåõíîëîãîì. Äà, íå âñåãäà îôèñ, íî òðóä óìñòâåííûé. Ïîñòîÿííî â ðàçúåçäàõ, è äíåì, è íî÷üþ, ïî âûçîâàì. Èíîãäà ñóòêè ñèäèøü, äâîå-òðîå.  ìàøèíå, â ñóøèëêå. Êîãäà â îôèñå. Íî êàêîé æå ýòî êàéô â ñðàâíåíèè ñ àäñêèì ôèçè÷åñêèì òðóäîì. Äàæå â ñðàâíåíèè ñ ìàñòåðîì. Õåõ, êñòàòè ýòîò ìîé áûâøèé ðàáîòîäàòåëü íûí÷å èçâåñòåí íà âñþ ñòðàíó. Íàâåðíÿêà âñå ÷èòàëè, êàê êàññèðøà óâåëà ó òþìåíñêîãî áèçíåñìåíà 41 ìèëëèîí. Ýòîò áèçíåñìåí è åñòü ìîé ïðåäïîñëåäíèé ãåíåðàëüíûé äèðåêòîð

Ïîòîì íà÷àëüñòâî ÂÍÅÇÀÏÍÎ ñäåëàëî îòêðûòèå, ÷òî ó ìåíÿ ïåðâîå îáðàçîâàíèå âûñøåå õèìè÷åñêîå è íàïðàâèëî â ëàáîðàòîðèþ. ÕÇ, âèäèìî äèðåêòîð ïåðåáèðàë ëè÷íûå äåëà è ïðîñìîòðåë äîêóìåíòû îá îáðàçîâàíèè. Ïðîðàáîòàë ÿ òàì íåìíîãî, âñåãî äåñÿòü ìåñÿöåâ. Öåëü íàøà áûëà ïîäîáðàòü êèñëîòíûå ñîñòàâû äëÿ êîíêðåòíûõ ìåñòîðîæäåíèé è ðàçðàáîòàòü òåõíîëîãèþ «òâåðäîé ïåíû» äëÿ ãëóøåíèÿ ñêâàæèí ñ àíîìàëüíî íèçêèì ïëàñòîâûì äàâëåíèåì. Ðàçðàáîòàëè, ìîé áûâøèé äèðåêòîð äàæå èìååò íà ýòó òåõíîëîãèþ ïàòåíò ñîâìåñòíî ñ ñîòðóäíèêàìè Õèìåêî-ÃÀÍÃ. Âîîáùå íåïîíÿòíî, îòêóäà âçÿëèñü ýòè òîâàðèùè, íè ðàçó íèêòî èç Ìîñêâû íå ïðèåçæàë, íî ôàêò åñòü ôàêò, õå-õå.

×òî ñêàçàòü ïðî ðàáîòó ýòó. Ýòî óæ íàñòîÿùèé óìñòâåííûé òðóä, ðàñ÷åòû, ýêñïåðèìåíòû, èñïûòàíèÿ. È íå íàïðÿãàëñÿ ÿ, áîëåå òîãî, â óäîâîëüñòâèå áûëà ðàáîòà. Õîòÿ ìíå âñå æå õîòåëîñü íà ïðîìûñåë, âèäèìî ìíå òàêàÿ ðàáîòà ïî äóøå. Õîòÿ â ëàáîðàòîðèè âñÿêîå áûâàëî, è äîïîçäíà ñèäåëè, è ïñèõîâàëè, ò. ê. íå ïîëó÷àëîñü òî, ÷òî õîòåëè, è ìîçãîâûå øòóðìû. Íî ÷òîáû îïÿòü íà óñòüå, äà íà áóðèëêó, äà çà êëþ÷, çà ïàëêó – äà íó íàõ. Ýòè ñêàçêè ïðî òî, ÷òî ìîçã íå ñîçäàí äëÿ òàêîãî òðóäà, ÷òî âîññòàíîâëåíèå ïðîèñõîäèò êóäà ñëîæíåå, ÷åì ïðè ôèçè÷åñêîé ðàáîòå, ïîòîìó ÷òî òàê ÷åëîâåê ñîçäàí – ýòî è åñòü ñêàçêè. È âåðèòü â íèõ ìîæåò òîëüêî òîò, äëÿ êîãî ôèçè÷åñêèé òðóä – ýòî ïðîïîëîòü ãðÿäêè â îõîòêó, à ïîòîì ïîæàðèòü øàøëûêè.

È âîò ñåé÷àñ ÿ äîøåë äî âåäóùåãî èíæåíåðà. Ðàáîòà â îôèñå, õîòÿ äîâîëüíî ÷àñòî áûâàþò âûåçäû íà ñêâàæèííûå ðàáîòû, îñîáåííî íà ýêñïåðèìåíòàëüíûå ðàáîòû. Ñåãîäíÿ ïîåäåì íà ìîçàè÷íóþ ÑÊÎ. Ðàáîòà îôèñíàÿ è åå õâàòàåò. Ñâîäêè, ðàñ÷åòû, ñîãëàñîâàíèÿ. Áûâàåò è ðóãàíü, è ìàòû, è ëèçîáëþäñòâî. Âñåãî õâàòàåò. È çàäåðæåê, è íåíîðìèðîâàííîãî òðóäà.

Íî íå ñìîòðÿ íà âñå ýòî ÿ ïîëíîñòüþ ñîãëàñåí ñ Ìàðêîì Òâåíîì, ñëîâî â ñëîâî. È êàê ÷åëîâåê, çàíèìàâøèéñÿ è ôèçè÷åñêèì, è óìñòâåííûì òðóäîì çàÿâëÿþ: åñëè ðàáîòàòü, òî âñåãäà òÿæåëî. È ôèçè÷åñêè, è óìñòâåííî. Íî âñå æå ðàáîòà ôèçè÷åñêàÿ êóäà òÿæåëåå äàæå ñàìîé òÿæåëîé óìñòâåííîé

Источник