Есть польза от миротворцев оон

Есть польза от миротворцев оон thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 декабря 2018;
проверки требуют 10 правок.

Миротво́рческие си́лы ООН (миротво́рческий континге́нт ООН) (фр. Les casques bleus, нем. Blauhelme) — вооружённые контингенты стран — членов ООН, выделенные согласно Уставу ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий (военная демонстрация, военная блокада и т. д.), если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными.

Решения о создании, составе, использовании и финансировании миротворческих сил ООН принимаются Советом Безопасности ООН. Стратегическое руководство осуществляется Военно-штабным комитетом.

В 1988 году миротворческим силам ООН была присуждена Нобелевская премия мира.

Генеральная Ассамблея ООН учредила праздник — Международный день миротворцев Организации Объединённых Наций.

Миротворческие операции ООН[править | править код]

За время существования Организации Объединённых Наций была проведена 71 операция по поддержанию мира[1].

Первоначально операции по поддержанию мира представляли собой в основном операции по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня и разъединении враждующих сторон после межгосударственных войн.

Окончание «холодной войны» привело к радикальному изменению характера операций ООН по поддержанию мира. Совет Безопасности ООН стал учреждать более крупные и сложные миссии ООН по поддержанию мира, зачастую предназначенные для оказания помощи в выполнении всеобъемлющих мирных соглашений между участниками внутригосударственных конфликтов. Кроме того, операции по поддержанию мира стали включать в себя все больше невоенных элементов. Для координации таких операций в 1992 году был создан Департамент операций по поддержанию мира ООН (ДОПМ).

Совет Безопасности начал направлять миротворцев и в такие зоны конфликтов, где не было достигнуто прекращение огня и не было получено согласие всех сторон в конфликте на присутствие миротворческих войск (например, миротворческая операция в Сомали и операция в Боснии). Некоторые задачи, порученные этим миротворческим миссиям, оказалось невозможно выполнить с теми ресурсами и персоналом, которые у них имелись. Эти неудачи, самыми болезненными из которых стали массовые убийства в Сребренице (Босния) в 1995 году и геноцид в Руанде в 1994 году, вынудили ООН тщательно проанализировать концепцию операций по поддержанию мира.

ДОПМ укрепил подразделения, обеспечивающие миссии военными и полицейскими советниками. Он создал новое подразделение — Группу по передовой практике миротворческой деятельности, которая должна анализировать накапливаемый опыт и предоставлять миссиям рекомендации по гендерным вопросам; принимать меры по улучшению поведения миротворцев; планировать программы разоружения, демобилизации и реинтеграции; и разрабатывать методы охраны правопорядка и решения других задач. Для обеспечения наличия бюджетных средств у каждой новой миссии с момента её учреждения был создан механизм финансирования на предмандатном этапе, а база материально-технического снабжения ДОПМ в Бриндизи (Италия) получила финансовые средства для закупки стратегических запасов, необходимых для развертывания миссий. Была укреплена система непрерывного обучения дополнительного персонала на случай быстрого развертывания. ДОПМ реорганизовал систему резервных соглашений ООН (ЮНСАС), которая включает реестр конкретных ресурсов государств — членов, в том числе военных и гражданских специалистов, материалы и имущество, предоставляемые для нужд операций ООН. Обновлённая ЮНСАС ныне предусматривает предоставление сил в течение первых 30-90 дней с момента учреждения новой операции.

В мае 2006 года ДОПМ ООН руководил 18 операциями в пользу мира в самых разных уголках планеты, в которых участвовали в общей сложности почти 89 000 военнослужащих, полицейских и гражданских сотрудников. По состоянию на 31 октября 2006 года в первую десятку стран, предоставляющих больше всего войск для операций ООН по поддержанию мира, входили Бангладеш, Пакистан, Индия, Иордания, Непал, Эфиопия, Уругвай, Гана, Нигерия и Южная Африка, на которые в общей сложности приходилось более 60 процентов всего военного и полицейского персонала ООН.

С 1948 года более 130 стран предоставляли свой военный и полицейский персонал и гражданских сотрудников для проведения миротворческих операций ООН. За время, прошедшее после учреждения первой операции по поддержанию мира, под флагом ООН служило более миллиона военнослужащих, полицейских и гражданских лиц.

Военнослужащие, проходящие службу в составе операций ООН по поддержанию мира, получают денежное довольствие от правительств своих стран. При этом эти страны получают компенсацию от ООН. Все государства-члены ООН обязаны выплачивать свои доли расходов на операции по поддержанию мира в соответствии с формулой, которую они сами установили. Несмотря на это, по состоянию на 31 января 2006 года задолженность государств-членов по просроченным и причитающимся взносам на операции по поддержанию мира составила примерно 2,66 млрд долларов США.

Начиная с 90-х годов XX века миротворческая деятельность ООН все больше осуществляется во взаимодействии с региональными организациями. Первой операцией ООН, развернутой в том же месте, где проводилась операция региональных сил по поддержанию мира, стала миссия в Либерии в 1993 году. Региональные силы были направлены туда Экономическим сообществом западноафриканских государств (ЭКОВАС). В 1994 году миссия ООН в Грузии начала сотрудничать с миротворческими силами СНГ. Во второй половине 1990-х годов миротворческие операции, в Боснии и Герцеговине и Косово проводились ООН совместно с НАТО, ЕС и ОБСЕ. В Афганистане возглавляемые НАТО Международные силы содействия безопасности для Афганистана тесно взаимодействуют с миссией ООН по оказанию политической поддержки[2].

Подбор персонала для миротворческих операций[править | править код]

По мнению ряда исследователей, долгое время подбор персонала для миротворческих операций носил явно выраженный дискриминационный и политически обусловленный характер[3]. Подбирались в основном кадровые или резервные офицеры армий западных стран, которые имели прямой или опосредованный государственный интерес в зонах конфликтов, таким образом, о беспристрастности и нейтралитете при выполнении миссий ООН в тех или иных развивающихся странах в то время речи не шло. До сер. 1970-х гг., в практике ООН социалистические страны (помимо участия Югославии в группе военных наблюдателей в Йемене в 1963—1964 гг. и миротворческой миссии в Египте в 1950-е гг.) не участвовали в миротворческих операциях и миссиях военных наблюдателей. В то же время, американские офицеры выступали в качестве наблюдателей ООН в ходе проведения операций ООН в Греции, Палестине, Пакистане, Кашмире, Ливане, Западном Ириане[4]. Значительное количество наблюдателей было выделено союзниками США по военным блокам НАТО, СЕНТО, ЛАГ, АСЕАН и т. д.[3]

С сер. 1970-х гг. ситуация начинает меняться: соцстраны начинают всё больше участвовать в миротворческих миссиях: Польша в ЮНИФИЛ с 1982 г. и СССР[5] в группах военных наблюдателей в Египте, Намибии, Кувейте, Западной Сахаре и Кампучии.

Россия в миротворческих операциях[править | править код]

  • 8 марта 1992 года по решению Верховного совета России 900 российских миротворцев были направлены в состав сил ООН в бывшей Югославии. В 1996 году контингент достиг максимальной численности в 1600 человек (из них — 1340 в Боснии и Герцеговине). Вывод российских миротворцев из Боснии завершился 14 июня 2003 года. За время операций в Хорватии и Боснии погибли 22 российских военнослужащих[6].
  • 25 июня 1999 по решению Совета Федерации РФ в Косово было направлено 3600 миротворцев. К тому времени там уже находилось 400 российских военных из числа контингента в Боснии и Герцеговине, которые совершили марш-бросок в Приштину и вошли туда 12 июня 1999 года Миссия продлилась до 24 июля 2003 года. За время пребывания в Косово погибло 12 российских миротворцев[7].
  • 7 июня 2000 года Совет Федерации РФ принял решение об отправке в Сьерра-Леоне 114 военных лётчиков для участия в миротворческой операции под эгидой ООН. В составе международного контингента полицейских сил в операции участвовало четыре сотрудника МВД РФ. Операция продлилась с августа 2000 по сентябрь 2005 года.
  • 10 декабря 2003 года Совет Федерации РФ одобрил отправку 40 сотрудников МВД в Либерию (фактически максимальное число не превышало 22 человек), 30 июня 2004 — 40 человек в Бурунди. Миротворческие операции продолжаются до сих пор.
  • 27 декабря 2005 года 133 сотрудника МВД были направлены в Судан. В марте 2012 года в связи с выполнением поставленных перед ними задач, российский миротворческий контингент был выведен в полном составе с территории разделённого Судана.
  • 1 сентября 2008 года Президент России Дмитрий Медведев подписал «Указ О направлении воинского формирования Вооружённых сил РФ для участия в операции Европейского союза в поддержку присутствия ООН в Республике Чад и ЦАР». Речь шла о направлении в район её проведения четырёх российских транспортных вертолётов Ми-8МТ и до 200 военнослужащих[8]. На 10 марта 2009 года в миротворческой операции в Республике Чад и ЦАР участвовало 100 российских военнослужащих и 4 вертолёта Ми-8МТ[9]. В декабре 2010 года российские войска, согласно указу президента, покинули территорию Чада и ЦАР.
  • Кроме российских воинских формирований, в миссиях ООН постоянно принимают участие офицеры — военные наблюдатели, которые не имеют никакого оружия и пользуются дипломатическим статусом и неприкосновенностью. Первая группа советских военных наблюдателей ООН, состоявшая из 36 офицеров, была направлена на Ближний Восток для включения в состав Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП) после окончания октябрьской арабо-израильской войны 1973 года.

В культуре[править | править код]

Музыка

  • Группа Sabaton посвятила миротворцам песню «Light in the Black»[10].

Книги

  • Деклан Пауэр[en] The Siege at Jadotville: The Irish Army’s Forgotten Battle (2005)[11]

Фильмы

  • Осада Жадовиля, 2016[12] — фильм о сражении роты ирландского контингента ООН с превосходящими силами Фронта национального освобождения Конго (1961 г.)

См. также[править | править код]

  • Список миротворческих миссий и операций ООН
  • UN Peacemaker
  • Департамент операций по поддержанию мира
  • Международный день миротворцев Организации Объединённых Наций
  • Гуманитарная интервенция
  • Принуждение к миру
  • Осада Жадовиля

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Операции ООН по поддержанию мира (рус.) (англ.)
  • Устав ООН, глава 5, СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ
  • Устав ООН, глава 6, МИРНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
  • Устав ООН, глава 7, ДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ УГРОЗЫ МИРУ…
  • Музей миротворческих операций России (рус.) (англ.)
  • ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СОВРЕМЕННОГО МИРОТВОРЧЕСТВА И ПРИНУЖДЕНИЯ К МИРУ
  • Секс, геноцид и миротворчество: Почему в мире недовольны «голубыми касками» ООН

Источник

29 мая отмечается международный день миротворцев ООН*. Эту дату в 2002 году приняла Генеральная Ассамблея ООН своей Резолюцией № A/RES/57/129).  Праздник призван воздать должное самопожертвованию и преданности миротворцев, несущих службу по всему миру. Она знаменует собой то, что было сделано ООН в различных странах для облегчения страданий и примирения враждующих сторон.

О том, какие у миротворцев есть права, обязанности и задачи, рассказывает АиФ.ru.

Есть польза от миротворцев оон

Миротворцы ООН. Фото: www.globallookpress.com

Права и обязанности миротворцев

Главная обязанность миротворцев — примирить противоборствующие стороны. С этой целью они выполняют следующие задачи:

  • Следить за соблюдением международных договорённостей участников конфликта;
  • не допускать вооруженных столкновений между участниками конфликта;
  • не допускать снабжения внешними силами участников конфликта вооружением;
  • регулировать спорные вопросы и не допускать провокаций;
  • обеспечивать охрану различных делегаций;
  • помогать мирному населению.

О правах и обязанностях миротворцев АиФ.ru рассказал генерал-майор запаса, заместитель начальника инженерных войск РФ в 1990- е годы, профессор Высшей Школы Экономики Адам Нижаловский:

«Я принимал участие в миротворческой операции в Абхазии в 1994-1998 годах. Нашей главной задачей и обязанностью было не допустить вооружённого столкновения между враждующими сторонами. Мы следили за их действиями. Также мы проводили там такие операции, как разминирование территории. Это было необходимо, ведь в те годы там была настоящая «минная война», были многочисленные случаи подрыва местных жителей, постов милиции, миротворческого контингента…. Эта задача была решена успешно, – рассказал Нижаловский. – Помимо этого, мы всячески помогали местным жителям, оповещали их об опасностях по радио и телевидению. Активно взаимодействовали с главой Гальского района. Решали вопросы по пропуску местного населения на мост через реку Ингури, который мы, кстати, восстановили.  И, конечно, мы выполняли дипломатическую миссию: принимали участие во встречах контактной группы. В общем, задач и обязанностей у нас было много.  Что касается запретов, то мы, как и все миротворцы, действовали строго в соответствии с нашим статусом. Мы не имели права, например, заходить в чужие дома, пользоваться имуществом местных жителей, задерживать их. Фактически, миротворец – это человек, который приезжает в зону конфликта исключительно ради выполнения поставленных задач, и любое отклонение от этого недопустимо. Вообще, я считаю, что миротворческий контингент в зонах конфликтов нужен. Эта благородная миссия, которая помогает уладить (возможно, хотя бы временно) военный конфликт».

Есть ли у миротворцев право на использование оружия?

Существуют два вида миротворческих операций ООН, которые имеют разные права на использование оружия:

  • миссии наблюдателей – безоружны,  имеют дипломатический статус и неприкосновенность.
  • операции с участием миротворческих сил – оснащены лёгким вооружением, которое они могут применять исключительно в целях самообороны и защиты местного населения.

В то время, пока миротворцы обеспечивают мир на местах, посредники из ООН встречаются с руководством воюющих сторон или стран и пытаются найти мирное решение.

При этом миротворцам запрещено использовать оружие в отношении гражданских лиц и принимать какую-либо сторону конфликта.

Какие существуют виды миротворческих операций ООН?

Миротворческие операции подразделяются на два вида:

  1. операции по поддержанию мира – проводятся с согласия всех основных конфликтующих сторон и направлены на контроль и выполнение уже достигнутых соглашений о прекращении огня;
  2. операции по принуждению к миру –  проводятся с целью создания обстановки для перемирия или прекращения огня. Они могут включать операции по восстановлению порядка, насильственное разведение воюющих сторон, установление запретных зон и контроль за их соблюдением

Кто принимает решение об отправке миротворцев?

По мере развития конфликта, ООН проводит серию консультаций, в которых обычно принимают участие следующие стороны:

  • все заинтересованные стороны ООН;
  • правительство принимающей страны;
  • государства-члены, в том числе государства, которые могли бы предоставить воинский и полицейский контингент для операции по поддержанию мира;
  • региональные и другие межправительственные организации (Лига арабских государств, европейская конференция гражданской авиации, латиноамериканская комиссия гражданской авиации и др.).

Затем Секретариат направляет миссию по технической оценке в страну, где предполагается развёртывание операции ООН. Она проводит оценку безопасности, политической, военной и гуманитарной ситуации. На основании выводов и рекомендаций этой миссии Генеральный секретарь ООН делает доклад, в котором предлагает варианты для развёртывания операции. В него включается информация о финансовых последствиях и предварительная смета затрат.

После этого Совет Безопасности официально санкционирует проведение операции путём принятия резолюции. В резолюции определяются мандат и масштабы операции и подробно излагаются задачи, которые должна выполнить операция.

* Миротворческие силы ООН  — это вооружённые контингенты стран – членов  ООН, выделенные по решению Совета безопасности ООН в связи с вооруженным конфликтом между  двумя и более субъектами международного права, если меры экономического и политического характера  (санкции, экономическая изоляция) окажутся или оказались недостаточными. Представляют собой многонациональные формирования. Такие войска на протяжении многих лет участвуют в миротворческих операциях в Африке, Азии, Европе, Центральной Америке, на Ближнем Востоке.  Миротворцев ООН легко узнать по эмблеме ООН и голубым беретам, которые они носят, находясь на службе. Голубые каски, ставшие символом миротворцев ООН, надеваются во время любых операций, когда существует опасность. Миротворцы носят военную форму своих стран.

Оставить
комментарий (0)

Источник

29 мая отмечается Международный день миротворцев ООН. По мере того как мир сталкивается с новыми вызовами, идет поступательное развитие миротворческой деятельности ООН. Как же формируются миротворческие операции? Из кого они состоят? Кто их финансирует? Участвуют ли в этом региональные организации? Какова роль России? Какие перспективы у миротворчества?

29 мая отмечается Международный день миротворцев ООН. Этот день служит двум целям: почтить память миротворцев ООН, погибших во имя дела мира, и отдать дань уважения всем мужчинам и женщинам, которые служили или служат в миротворческих контингентах ООН, проявляя высокий профессионализм, самоотверженность и мужество. По мере того как мир сталкивается с новыми вызовами, идет поступательное развитие миротворческой деятельности ООН. Как же формируются миротворческие операции? Из кого они состоят? Кто их финансирует? Участвуют ли в этом региональные организации? Какова роль России? Какие перспективы у миротворчества?

Механизмы принятия решений ООН в области миротворчества

Что такое деятельность по поддержанию мира?

Организация Объединенных Наций начала свою миротворческую деятельность в 1948 г. с учреждения Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия на Ближнем Востоке. С тех пор в общей сложности было проведено 69 операций по поддержанию мира (ОПМ). За это время в них приняли участие сотни тысяч военнослужащих, десятки тысяч полицейских и другой гражданский персонал ООН из более 120 стран мира. Более 3200 миротворцев погибли при исполнении служебных обязанностей под флагом ООН.

Миротворческий компонент обладает гибкостью, и в конце XX – начале XXI веков развертывание миротворческих сил происходило в рамках различных конфигураций. По состоянию на 10 апреля 2014 г. в мире развернуты 16 миротворческих операций (в Индии, Пакистане, Гаити, Абьей, Дарфуре, Конго, Западной Сахаре, Кот-д’Ивуаре, Либерии, Южном Судане, Голанах, Ливане, Кипре, Косово, Мали, Центральноафриканской Республике, на Ближнем Востоке) и одна специальная политическая миссия (в Афганистане).

Деятельность по поддержанию мира – один из наиболее эффективных инструментов, имеющихся в распоряжении ООН для оказания помощи принимающим странам, которые переживают сложный период выхода из конфликтной ситуации. В своей деятельности по поддержанию мира ООН руководствуется тремя основными принципами: согласие сторон, беспристрастность, неприменение силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата.

Правовые основы и роль Совета Безопасности ООН

Хотя деятельность по поддержанию мира четко не оговорена в Уставе ООН (далее Устав), ОПМ традиционно опирались на него. В соответствии с Уставом Совет Безопасности (СБ) несет главную ответственность за поддержание мира и безопасности. Согласно статье 25 Устава все государства-члены ООН соглашаются подчиняться решениям СБ и обязаны их выполнять. Из этого следует и признается большинством государств, что решения о создании, проведении, изменении, расширении, продлении, завершении, времени и месте развертывания ОПМ входят в полномочия СБ. Совет имеет право не ссылаться на конкретную главу Устава при принятии резолюции, санкционирующей развертывание ОПМ. В последние годы при принятии резолюций, санкционирующих развертывание операции в сложных условиях постконфликтных ситуаций в тех случаях, когда государство не способно обеспечить безопасность и общественный порядок, СБ делает ссылки на главу VII Устава. В этой главе предусмотрены «действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии».

Решение о новой операции принимается после осуществления ряда необходимых мер. По мере развития и углубления конфликта или процесса урегулирования ООН, как правило, проводит серию первоначальных консультаций, чтобы выбрать наиболее эффективные меры реагирования со стороны международного сообщества. В консультациях обычно принимают участие все заинтересованные стороны ООН, правительство потенциальной принимающей страны и участники на местах, государства-члены, в том числе государства, которые могли бы предоставить воинский и полицейский контингент для ОПМ, региональные и иные межправительственные организации, а также другие ключевые внешние партнеры…

Источник: ООН

Совет принимает меры в связи с кризисными ситуациями, рассматривая каждый случай отдельно. При вынесении решения о развертывании ОПМ учитываются следующие основные факторы:

  • выполняется ли соглашение о прекращении огня и готовы ли стороны добиваться политического урегулирования в рамках мирного процесса;
  • поставлена ли ясная политическая цель и может ли она быть отражена в мандате;
  • имеется ли возможность сформировать четкий мандат ОПМ;
  • можно ли в разумных пределах обеспечить безопасность персонала ООН, в частности, получить гарантии от основных сторон или группировок в отношении обеспечения безопасности персонала ООН.

Если Совет приходит к заключению, что развертывание ОПМ – наиболее адекватная мера, он официально санкционирует ее проведение путем принятия резолюции, в которой определяются мандат, масштабы и задачи операции. Затем Генеральная Ассамблея (ГА) утверждает бюджет и ресурсы ОПМ.

На основании статьи 17 Устава финансирование ОПМ является коллективной обязанностью всех государств-членов ООН, в соответствии с которой они делают взнос на миротворческую деятельность. ГА распределяет расходы на операции по поддержанию мира на основе специальной ставки взносов, которая исчисляется по сложной формуле, установленной государствами-членами. Эта формула учитывает, в том числе, относительное экономическое положение государства-члена, при этом на постоянных членов СБ возлагается бóльшая часть расходов в силу их особой ответственности за поддержание международного мира и безопасности.

Утвержденный бюджет ОПМ на финансовый год с 1 июля 2013 г. по 30 июня 2014 г. составляет около 7,83 млрд долл. Это менее 0,5% от военных расходов во всем мире (в 2013 г. – около 1747 млрд долл.). В то же время регулярный бюджет ООН на 2012–2013 гг. составляет около 5,57 млрд долл.

Источник: ООН

На протяжении нескольких лет из-за постоянной недоплаты и просрочки платежей многими государствами-членами регулярный бюджет ООН пополнялся, в том числе, заимствованиями из средств бюджета ОПМ. Ведущими странами по размеру взносов на финансирование ОПМ в 2013 г. стали США (28,38%), Япония (10,83%), Франция (7,22%), Германия (7,14%), Соединенное Королевство (6,68%), Китай (6,64%), Италия (4,45%), Россия (3,15%), Канада (2,98%) и Испания (2,97%).

В определенных ситуациях ГА может принимать решения по вопросам мира и безопасности, несмотря на положение об ограничении ее полномочий, предусмотренное Уставом. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 377 (V) «Единство в пользу мира» от 3 ноября 1950 г. предусматривает право ГА рассматривать вопросы в том случае, если СБ не в состоянии выполнить свои обязанности вследствие разногласий постоянных членов, обладающих правом вето. Это положение касается всех случаев, когда имеются основания усматривать угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии. ГА может рассматривать этот вопрос, чтобы вынести рекомендации членам относительно принятия коллективных мер в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Таким образом, была предпринята попытка обойти санкцию СБ на проведение ОПМ. За всю историю миротворческой деятельности ООН ссылка на данную резолюцию была сделана всего один раз, когда в 1956 г. по решению ГА были созданы Первые чрезвычайные вооруженные силы ООН на Ближнем Востоке.

Назначение старших должностных лиц

Генеральный секретарь ООН, как правило, назначает главу миссии (обычно это специальный представитель) для руководства ОПМ. Глава миссии подотчетен заместителю Генерального секретаря по ОПМ в центральных учреждениях ООН. Генеральный секретарь также назначает командующего силами ОПМ, комиссара полиции и старший гражданский персонал. На Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ) и Департамент полевой поддержки (ДПП) возлагаются обязанности по кадровому комплектованию гражданских компонентов ОПМ.

Под руководством главы миссии, ДОПМ и ДПП осуществляется планирование политического, военного, оперативного аспектов и поддержки ОПМ.

Источник: ООН

Кто предоставляет миротворцев?

ООН не имеет собственных вооруженных сил и полицейских формирований, поэтому по ее просьбе необходимый для каждой операции военный и полицейский персонал предоставляют государства-члены. Миротворцы носят военную форму своих стран, и об их принадлежности к миротворческому контингенту ООН свидетельствуют только голубая каска (или берет) и опознавательный значок. Гражданский персонал ОПМ – это международные гражданские служащие, набор и развертывание которых осуществляет Секретариат ООН. Развертывание операции осуществляется в максимально сжатые сроки с учетом условий безопасности и политической ситуации на местах.

Источник: ООН

По состоянию на 10 апреля 2014 г. общая численность персонала, задействованного в 16 ОПМ, управлением и поддержкой которых занимается ДОПМ, составляла 118111 человек, в том числе: военный и полицейский персонал – 97518, включая 83571 военнослужащих, 12094 сотрудников полиции, 1853 военных наблюдателей; гражданский – 16979 (по состоянию на 31 марта 2014 г.), включая 5256 международных и 11723 местных гражданских лиц, а также 2020 добровольцев ООН и 11517 служащих. Военный и полицейский персонал предоставлен 122 странами. Всего в текущих ОПМ погибли 1445 человек. На 30 апреля 2014 г. в топ-10 стран-поставщиков контингентов для ОПМ вошли: Индия (8132), Бангладеш (8034), Пакистан (8027), Эфиопия (6628), Руанда (4709), Нигерия (4614), Непал (4612), Гана (2992), Сенегал (2967) и Иордания (2729).

На всех этапах становления и развития института ОПМ с использованием военных наблюдателей и вооруженных сил ООН Советский Союз, а затем Россия как постоянный член СБ активно участвовали в определении основных принципов их комплектования, планирования, задействования, командной структуры, материально-технического обеспечения, функционирования и финансирования.

Участие России в практической миротворческой деятельности ООН следует признать в меру активным. По состоянию на 30 апреля 2014 г. Россия представлена в 8 из 17 ОПМ (в Западной Сахаре, Гаити, Конго, Косово, Либерии, Южном Судане, Кот-д’Ивуаре, на Ближнем Востоке) и занимает 64-е место среди 122 стран-поставщиков контингентов. Российский контингент насчитывает 112 человек, включая 41 сотрудника полиции, 67 военных экспертов ООН и 4 военнослужащих.

Деятельность ООН и региональных организаций в области миротворчества

В Главе VIII Устава (в частности, в статье 52) отмечается, что ООН «ни в коей мере не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Организации… Члены Организации, заключившие такие соглашения или составляющие такие органы, должны приложить все свои усилия для достижения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов до передачи этих споров в Совет Безопасности». Вместе с тем в заявлении председателя СБ на заседании Совета 16 сентября 1998 г. была обозначена первостепенная роль ООН в установлении общих стандартов миротворчества и указано на «необходимость полностью информировать его [Совет] о мероприятиях по поддержанию мира, осуществляемых или планируемых региональными или субрегиональными организациями». Кроме того, в заявлении от 30 ноября 1998 г. председатель СБ подтвердил, что деятельность, предпринимаемая в рамках региональных соглашений или региональными органами, включая принудительные меры, должна осуществляться в соответствии со статьями 52, 53 и 54 Устава. Он также подчеркнул, что «санкционирование Советом действий региональных или субрегиональных организаций либо государств-членов или коалиций государств может быть одним из эффективных способов реагирования на конфликтные ситуации».

Таким образом, региональные организации не должны нарушать Устав и осуществлять миротворческую деятельность в обход санкций СБ, как это было в случае с односторонним применением силы против Белграда со стороны НАТО. Кроме того, не должен иметь место выход за рамки предоставленного СБ мандата (пример такого нарушения – операция НАТО в Ливии).

В целом в последнее десятилетие обозначилась тенденция к усилению роли региональных организаций в миротворчестве, в том числе в проведении операций по поддержанию мира, как самостоятельных, так и в сотрудничестве с ООН. Некоторые организации (НАТО, ЕС, Западноевропейский союз, АСЕАН, ОБСЕ, ОАГ, ОАЕ, СНГ, Африканский союз) сформировали собственные концепции миротворчества, а большинство из них осуществили их на практике. В качестве примера можно привести смешанную операцию Африканского союза и ООН в Дарфуре (ЮНАМИД). На сегодня это крупнейшая миротворческая миссия в мире.

Перспективы миротворческой деятельности

Современным конфликтам присущи высокая интенсивность и затяжной либо вялотекущий характер боевых действий (примеры – Босния и Герцеговина, Сомали, Абхазия, Приднестровье и т.д.), большие потери среди мирного населения. Поэтому в обозримом будущем миротворческая деятельность в различных форматах будет пользоваться спросом.

Миротворческие операции более всего преуспели в предотвращении эскалации конфликтов, в то время как решение задач по осуществлению совокупности мандата и ограничению числа жертв следует признать успешным лишь отчасти [1]. В любом случае миротворчество – это, безусловно, не панацея, а всего лишь комплекс усилий по содействию урегулированию конфликтов, так как окончательное решение является в первую очередь ответственностью противоборствующих сторон. За всю историю практики миротворчества успехи такой деятельности безоговорочно подтверждают необходимость ее продолжения, хотя и указывают на целесообразность шагов по повышению ее эффективности. В частности, не проработанным остается вопрос о контртеррористической составляющей миротворческих операций [2].

Нынешние реалии диктуют необходимость соответствия новым требованиям в миротворческой деятельности.

Во-первых, все миротворческие операции должны иметь возможности заметно менять жизнь людей в районе действия миссии на относительно раннем этапе ее деятельности. В частности, руководитель миссии должен иметь право использовать небольшую часть фондов для реализации проектов, способных дать быструю отдачу в плане реального улучшения качества жизни, что позволит завоевать доверие населения к новой миссии.

Во-вторых, «свободные и справедливые» выборы должны рассматриваться как часть более широких усилий по укреплению органов управления.

В-третьих, использование ресурсов, предоставленных государствами-членами ООН, должно осуществляться с максимальной финансовой эффективностью.

В-четвертых, связанный с правами человека компонент любой миротворческой операции крайне важен для эффективного миростроительства.

В-пятых, разоружение, демобилизация, реинтеграция бывших комбатантов и оказание помощи в возвращении внутренне перемещенных лиц и беженцев – важнейшие средства, способствующие установлению постконфликтной стабильности и уменьшению опасности возобновления конфликта.

В-шестых, путь к полной нормализации жизни в пережившем конфликт обществе лежит исключительно через осуществление мер по национальному примирению, которые должны охватывать всех бывших участников конфликта.

1. Bratt D. Assessing the Success of UN Peacekeeping Operations // International Peacekeeping. 1996 (Winter). Vol. 3. № 4. P. 64–81.

2. Заемский В.Ф. ООН и миротворчество. Курс лекций. 2-е изд., испр. и доп. М.: Международные отношения, 2012.

Источник