Есть ли польза в наказании

Есть ли польза в наказании thumbnail

Телесные наказания в России были официально отменены в 1904 году. Сделано это было, как водится у нас, во многом под влиянием стран «цивилизованной Европы», вставших на этот путь гораздо ранее. Однако до сих пор происходят события, заставляющие нас задуматься: а не была ли их отмена одной из самых больших цивилизационных ошибок человечества?

Есть ли польза в наказании

Увы, как показывает практика, постоянно возникают ситуации, когда явно недостаточно административных или условных наказаний, но столь же очевидна чрезмерность реальных тюремных сроков. Обычно это как-то связано с преступлениями, совершенными детьми или подростками. И мы с вами были свидетелями множества таких преступлений: тут и разные живодерки, снимающие видео расчленения или потрошения животных, и школьницы, смертным боем избивающие своих более слабых подруг, и подростки, до смерти избивающие инвалида, и тому подобные случаи.

Понятно, что если речь зашла об убийстве, пусть даже и не умышленном, поркой уже не отделаться. Но в том-то и дело, что избиения, которое привело к смерти, могло бы вообще не быть, если бы упомянутые подростки понимали, что их может ожидать не выговор от учителей и не постановка на учет в детскую комнату милиции (или как оно сейчас называется?), а вполне конкретный экзекутор с толстым резиновым шлангом, который очень больно бьет по спине.

Увы, в силу некоторых особенностей детской и подростковой психики любой ребенок воспринимает тюрьму с её ужасами как какую-то странную абстракцию, которая его уж точно никогда не коснется. Поэтому важнейшего своего предназначения, а именно профилактического, такие наказания практически не выполняют.

И даже более того: тюрьма довольно часто воспринимается обществом как наказание, не соответствующее тяжести содеянного. Прежде всего потому, что люди понимают: тюремный срок — это не только наказание «здесь и сейчас», но и растянутые во времени последствия, которые обычно укладываются в два слова — сломанная судьба. А значит, суды склонны любой ценой снизить наказание даже за довольно серьезные преступления, совершенные «благополучными детьми», и малолетние преступники в массе своей получают либо «административку», либо условный срок, который никак не добавляет им ума, но зато прибавляет «крутости» в глазах сверстников.

Вероятно, телесные наказания могли бы занять эту промежуточную нишу, являясь, с одной стороны, вполне адекватной мерой наказания за многие виды преступлений, совершенных с применением насилия, а с другой стороны, будучи отличным профилактическим средством. Свою боль подростки чувствовать ещё не разучились, а значит, десять раз подумают прежде, чем что-то противоправное совершить.

Немаловажно и то, что такое наказание вряд ли сделает из подростка закоренелого преступника, живущего по «понятиям» и принципиально отказывающегося жить по закону. А значит, у судов не будет оснований для излишнего гуманизма – если уж заслужил, то и получишь, и нет особых надежд разжалобить кого-то несчастным видом или слезами.

Понятно, что не может быть и речи о свободном применении телесных наказаний. Это должно быть исключительно судебной прерогативой. Возвращать времена, когда учитель мог ударить ребенка линейкой по рукам, ни в коем случае не следует, и с этим, наверное, все согласятся. Требует отработки и вопрос физического осуществления наказания – чисто теоретически, при современном развитии техники для этой цели можно создать и робота, которого легко можно запрограммировать и на разную силу, и на разное количество ударов.

Суть именно в том, что, совместив телесные наказания с достижениями современной науки и судебной практики, мы можем получить действительно эффективный способ наказания, имеющий смысл и как инструмент восстановления справедливости, и как мощный профилактический ресурс.

Наверное, будет множество криков о том, что это негуманно. Я бы мог с этим поспорить, ибо гуманность по отношению к одному, от которой страдает гуманность для миллионов, выглядит как ловкий трюк дьявола, и не более того. А в данном случае именно так все и происходит. Когда советский «самый гуманный суд в мире» воспитал и закалил целые поколения уголовников, а потом эти уголовники, почуяв слабину власти, ворвались в нашу с вами реальность и сломали, без преувеличения, миллионы судеб, невольно возникает вопрос: а не лучше ли было отправлять на виселицы при втором умышленном рецидиве? Но это, конечно, очень сложный вопрос, и даже за попытку его обсуждения можно полной мерой хлебнуть лютой ненависти от записных «гуманистов».

Но я видел в сети обсуждения разного рода детских и подростковых преступлений. В частности, когда обсуждалось видео с выпотрошенным малолетними садистками котенком, доминировали такие комментарии: «В тюрьму вместе с родителями!», «Отрубить тварям руки!», «Посадить пожизненно, их уже не исправить!» и тому подобные. Причем все это были комментарии «очень добрых» людей, которым было жаль котеночка.

Поверьте, таких «гуманистов», готовых ради котенка отрубить детям руки, если не большинство, то по меньшей мере изрядная доля. И их совершенно не интересует, что эти «живодерки» стали продуктом нашего ТВ, нашей современной «культурки», наших соцсетей, где все громче звучат голоса таких вот «гуманистов», только и думающих, кому бы отрубить руки.

Поэтому рискну высказаться парадоксально: вероятно, возвращение телесных наказаний было бы самым гуманным, что только может придумать современная цивилизация. Но, конечно, если это возвращение будет цивилизованным.

А можно ли применять телесные наказания к взрослым? Что ж, вот вам хороший повод для размышления: футболисты Кокорин и Мамаев. Лично я не знаю, какие меры воздействия были бы сейчас для них самыми адекватными. Предлагают и пожизненно дисквалифицировать, и в тюрьму упечь года на два. Это, в общем, вполне справедливо, тем более что оба давно уже не детки.

Но не исключено, что хорошая порка может оказаться гораздо эффективнее. Тем более что оба, насколько можно судить, застывшие в подростковом возрасте инфантильные «мачо», для которых хорошая, крепкая раздача плетей будет гораздо понятнее, чем даже тюрьма.

Ведь даже своя рубашка ближе к телу. А уж своя кожа – тем более.

Источник

В наше время очень сложно найти родителей, которые не мечтали бы вырастить своего ребенка хорошим. Под этим словом многие люди подразумевают некую удобность. Кому не нужен «удобный» малыш: послушный, выполняющий любое требование или желание родителей, ответственный? И в то же время, робота, не имеющего души, но зато подчиняющегося беспрекословно и выполняющего все родительские требования, никто не хочет иметь.

Что же делать, чтобы ребенок был гармонично развит?

Часто проблемой всему служат положительные качества, которые родители желают воспитать и видеть в своем ребенке. Они-то и мешают полноценному общению между двумя поколениями, мешают воспитывать ребенка индивидуальностью, личностью.

Исходя из того, что родители ждут от своего крохи, появляется множество запретов, заключающих его в узкие рамки, или же, наоборот – ребенку дается полная свобода действий.

Психологи рекомендуют для гармоничного развития ребенка сбалансировать строгие ограничения и свободу действий. Но зачастую случается так, что ребенок нарушает даже самые разумные требования родителей. И ладно, если бы один раз, но одного раза всегда достаточно для того, чтобы вызвать систематичность. Отсюда появляются такие понятия, как поощрение и наказание. Действия, вызываемые ими, должны быть разумными, не нарушающими процесс гармоничного развития. Но поступать правильно не всем удается с первого раза. Но если применять поощрение и наказание неумело, то это не только не сможет дать положительных результатов, но и окажет отрицательное влияние на формирование и созревание личности маленького человека.

Наказание можно подразделить на несколько видов.

1. Словесное, которое включает в себя угрозы, порой даже и оскорбления.

Применение такого рода наказания провоцирует занижение самооценки, которая порождает замыкание ребенка в себе, агрессивность, чувство неполноценности. Все это мешает нормальному развитию ребенка. Но для того, чтобы наказания словом приносили какую-то пользу, психологи рекомендуют заменить второе лицо в своих высказываниях на первое.

Например, вместо: «Опять в твоем дневнике двойка! Сколько это будет продолжаться», можно сказать: «Я расстроена твоей плохой оценкой. А мы договаривались, что ты будешь стараться, ведь на самом деле ты можешь хорошо учиться. Я думаю, тебе необходимо сейчас выучить этот урок, а потом рассказать его мне».

2. Физическое наказание, при котором применяются подзатыльники, оплеухи, шлепки, порка ремнем или плеткой.

Оскорбленный и униженный ребенок начинает вымещать злую обиду на животных или младших детях. Малыш становится жестоким, агрессивным, замыкается в себе. По мнению психологов, если взрослые будут прибегать к наказаниям такого рода, они не достигнут желаемых результатов, а, наоборот, вызовут у ребенка чувство сопротивления и обиды.

3. Изоляция, когда ребенка ставят в угол, запирают в помещении или не разговаривают с ним какое-то время.

Такой метод наказания считается одним из оптимальных, так как он не приносит ребенку вреда, ни эмоционального, ни физического. Но слишком увлекаться не следует, потому что изоляция может привести к замкнутости, и даже стрессу. Следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. Например, если малыш боится замкнутого пространства, не стоит запирать его в комнате одного.

4. Наказания трудом опасны тем, что могут породить отрицательное отношение ребенка к труду, к учебе, помощи другим. Не следует заставлять ребенка, получившего очередную двойку, или не послушавшегося маму, пылесосить квартиру. Ребенок должен быть отзывчивым, приходить на помощь, когда видит, что это необходимо.

5. Наказания лишением – самый оптимальный вариант наказания, который не наносит никакого морального вреда детям.

Наказание проходит таким образом, что, когда ребенок ослушался, вы должны лишить его удовольствия: прогулки, катания на велосипеде, игры на компьютере.

При выборе определенного наказания контролируйте свои эмоции и свои действия. Не стоит наказывать ребенка учебой или трудом, что может вызвать отвращение к данным видам деятельности. Злоупотребление наказаниями приведет к плачевным результатам, а наказывать детей нужно, если ими совершен на самом деле серьезный проступок или нарушение, предварительно объяснив, что было не так и как это можно исправить или избежать в дальнейшем.

Поощрение, даже самое незначительное: улыбка, словесная похвала, премия или просто внимание, принесет намного больше пользы, чем любое наказание. Главное, рационально использовать эти два стимулирующих метода – и тогда ваша цель в гармоничном воспитании будет достигнута. Конечно, применение одних только поощрений большой пользы не принесет, а, наоборот, может сильно избаловать ребенка. Поощрение должно быть разумным, конкретным и по делу. Не стоит захваливать ребенка, ставя его выше всех остальных, в противном случае ребенок будет проявлять негативную реакцию на любые неудачу или неодобрение.

Помните, поощрение и наказание должны стать для вас не чем иным, как средствами морального воздействия на ребенка. Тогда в поощрениях ребенок без труда услышит и оценит внимание, одобрение, уважение к его личности, а из наказаний будет извлекать урок, понимая, что именно не одобряют и осуждают родители и почему.

Ирина Базан

Интересные статьи на сайте

Источник

Известный психолог А.Фромм
перечисляет некоторые опасности, которые всегда таятся там,
где применяются наказания:

  1.  Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его. Один поступок заменяется другим, по-прежнему остающимся неправильным, еще более вредным для психического здоровья ребенка.
  1.  Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отвергнутым и нередко начинает ревновать  к брату или сестре, а порой и к родителям.
  1.  У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям, а это породит в его сознании чудовищную дилемму. С одной стороны, родители – взрослые, против них восставать никак невозможно, с другой – он еще слишком зависит от них, чтобы извлекать пользу от своей вражды, не говоря уже о том, что он все-таки любит своих родителей. И едва в нем объединятся эти чувства – любовь и ненависть, – как сразу же возникнет конфликт.
  2.  Частые наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным. Обычно его наказывают за какую-нибудь ребяческую проделку. Например, за то, что он намочил или испачкал штаны, нашалил и, прежде всего, за недозволенное, чего делать нельзя. Но желание достичь запретного не пропадает, и ребенок решает, что, пожалуй, не стоит от него отказываться, если можно расплатиться всего лишь наказанием. То есть он может делать все, что захочет, а, рассердив родителей, терпит наказание, чтобы расплатиться, очистить совесть и продолжать в том же духе – и так до бесконечности.
  1.  Наказание может помочь ребенку привлечь к себе внимание родителей. Детям нужна, прежде всего, родительская любовь, но, не получая ее, они часто согласны на такую жалкую ее имитацию, как простое внимание. А привлечь внимание родителей порой гораздо легче, делая какие-нибудь глупости, чем оставаясь все время добрым и послушным.

Прежде чем воздействовать
на ребенка…

Возьмите себя в руки и не горячитесь, присядьте там, где Вам удобно, расслабьтесь и задумайтесь: какая цель очередного вашего воздействия, чего Вы хотите?

  • Побудьте «в шкуре» своего ребенка, он создает лишь те конфликты, свидетелем которых был сам.
  • Поймите, что мешает Вашему ребенку, что тяготит его и чем он озабочен.
  • Вспомните себя в детстве, когда главной потребностью была потребность в одобрении, любви.
  • Дайте все это своему ребенку, не пользуясь каким-то эмоциональным шантажом.
  • Не предпринимайте чего-либо в состоянии аффекта, какие бы чувства вы не испытывали. Иначе воздействие может быть неэффективным.
  • Образно представьте, чем «наполнен» Ваш ребенок: его стремления, поступки, чувства и мечты. Проанализируйте поведение ребенка и посмотрите на ситуацию с его стороны, его глазами.

Если ваш ребенок не слушается,
обратитесь к собственным чувствам!

Чтобы не провоцировать своего ребенка на еще большее непослушание, родителям необходимо воспитывать не только детей, но и самих себя.

Важно:

  • Быть терпеливыми. Это самая большая добродетель, какая может быть у родителей.
  • Уметь объяснять ребенку, ПОЧЕМУ его поведение неправильно, но при этом избегать занудства, быть предельно краткими.
  • Уметь отвлечь, предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется.
  • Не торопиться с наказаниями.
  • Уметь выражать благодарность ребенку за те хорошие поступки, которые он совершает. Награждайте его. Награды более эффективны, чем наказания. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание поступать так и дальше, чтобы еще раз услышать вашу похвалу, даже если понадобится больше времени. Таким образом  вы сможете изменить поведение своих детей совершенно безболезненно по сравнению с тем вредом, который принесет наказание.

Очень важно понять, что ребенок делает что-то не так, вредничает, капризничает не вам назло.

Его поступок вызван вескими причинами, разобраться в которых – задача взрослого.

  • если вы раздражены, то, скорее всего, непослушание вызвано борьбой за ваше внимание;
  • если переполнены гневом, то ребенок пытается противостоять вашей воле;
  • если поведение ребенка вас обижает, то скрытая причина – месть;
  • если вы находитесь во власти безнадежности и отчаяния, то ваш ребенок глубоко переживает свою  несостоятельность и неблагополучие.

Станьте таким родителем,
какого Вы мечтали иметь

в детстве.

Подготовила: Васильченко Т.В.

                             воспитатель

           МБДОУ «Детский сад №36 «Полянка»

Норильск, 2016

Источник

Согласно исследованиям, около 85 % детей так или иначе подвергались физическим наказаниям. Хоть многие родители считают эффективным только такой метод воспитания, все же польза «шлепанья» остается под сомнением. Кроме того, что это полное нарушение прав ребенка, это еще и обнаруживает слабость и несостоятельность родителя.

фото econet.ru

Почему родители прибегают к физическому наказанию

Конечно, взрослым, которых самих в детстве регулярно «шлепали» в воспитательных целях, очень трудно отойти от заведенной «традиции». Многие аргументируют это следующим: «меня били и ничего, вырос/-ла нормальным/-ой».

Чаще всего родители прибегают к помощи ремня под влиянием эмоций, сильного гнева. Это опасно не только самим по себе телесным наказанием, но и тем, что под влиянием чувств отец или мать могут просто не рассчитать силу удара и нанести ребенку вред.

Нужно учиться общаться с ребенком

Вместо этого психологи рекомендуют остыть, успокоиться, после этого – поговорить с ребенком, постараться объяснить, что именно он сделал плохо и почему так делать нельзя.

Вред физического наказания заключается еще и в том, что со временем ребенок начинает бояться не результатов своего поступка, а наказания. Взрослые благодаря наказаниям получают возможность управлять ребенком, но не перманентно, а лишь на короткий срок, пока ребенок боится. Послушание родителям достигается на почве выработанного страха, а не уважения и любви. Этот страх остается с ребенком и всю оставшуюся жизнь оказывает свое негативное влияние на развитие личности и коммуникации человека.

Также этот страх, который малыш испытывает перед родителями, самыми близкими и родными людьми, формирует в личности психологические травмы, в дальнейшем человек сталкивается с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, невозможностью строить отношения.

Применение такой методологии в воспитании формирует в ребенке ложные установки: «сильный прав», «чего-либо можно добиться силой». В детском возрасте это проявляется в стремлении причинить вред более слабым: животным, другим детям. В дальнейшем общество получает агрессивную, озлобленную личность.

Кроме того, оказывается влияние также на физического, психическое, речевое развитие. В подсознании у ребенка отложилось, что в любой момент его могут наказать, что может послужить причиной развития неврозов, а также попросту не дает ребенку расслабиться, учиться, мыслить.

Американские ученые советуют воздерживаться от «воспитательных» шлепков еще и потому, что это препятствуют формированию у ребенка совести и чувства вины. Складывается установка: проступок – наказание – проступок искуплен. Ребенок попросту не осмысливает тяжесть своего поведения, не делает соответствующие выводы из результатов. Например, если малыши подрались, нужно донести ребенку: бить детей нехорошо, им больно, они обижаются. Просто сказать «это плохо, иди за ремнем» – плохая тактика.

Нужно учиться разговаривать с ребенком, объяснять последствия любого поступка (и хорошего, и плохого). Так ребенок научится сам определять, какие из действий приемлемы и к чему могут привести те или иные его решения. Кроме того, таким образом продолжается и укрепляется замкнутый круг: родители бьют ребенка – вырастает взрослый, который в свою очередь также бьет своих детей.

Безусловно, бывают разные ситуации, и корректировать поведение подрастающего человека порой необходимо. Чтобы ущерб для психики свести к минимуму, нужно усвоить некоторые правила:

наказание должно соответствовать степени тяжести проступка;

при частых наказаниях ребенок привыкает и начинает относиться равнодушно;

после понесенного наказания не стоит снова и снова пробуждать в ребенке чувство вины. Тема закрыта, вина искуплена;

следует воздержаться от воспитательных мер, когда ребенок ест, играет, занимается, сразу после и перед сном, после травмы;

телесные наказания ни в коем случае нельзя проводить в период сильного гнева, раздражения;

важно учитывать причины, которые сподвигли ребенка на этот шаг: возможно, он хотел защитить более слабого (младшего ребенка, котенка) и из-за этого и ударил обидчика.

Да, родители руководствуются исключительно добрыми намерениями, шлепая в очередной раз своего любимого ребенка. Но лучше остыть, взять себя в руки и поговорить с ребенком. Беспроигрышный, но крайне сложный, вариант: воспитание себя в первую очередь, ведь ребенок бессознательно копирует поведение людей, которых он любит и уважает.

Спасибо что дочитали, если вам понравилась статья, ставьте like и подписывайтесь на канал!
Вы так же можете ознакомится с другими публикациями на канале:

Источник