Есть ли польза от бюрократии

Есть ли польза от бюрократии thumbnail

О бюрократии пишут в основном ругательно. Иногда скороговоркой произносят мантру о пользе бюрократии в некоторых случаях, а далее — опять ругательно. И не у кого не возникает желания проанализировать ту ползу обществу, которую приносит бюрократия, благодаря которой эта форма правления укрепилась во всех странах мира.

Кратко — в тезисах о преимуществах бюрократической форма правления, там где они очевидны:

— Только Бюрократия эффективна в тех отраслях экономики, где нет рынка. Например в производстве атомных субмарин, космической техники и т.д. (Т.е. самых науко-капиталоёмких отраслях).
— Только Бюрократия эффективна в тех отраслях экономики, которые нужны всему обществу и никому в отдельности. Например, пожарная охрана.
— Только Бюрократия эффективна в тех отраслях экономики, где условия максимально эффективности для экономики в целом, предполагается отсутствие прибыли в конкретной отрасли: дороги, линии связи, короче — инфраструктура. (По крайней мере на начальных этапах создания).
— Только Бюрократия работает в условиях, когда не работает никакая другая структура. Во время войны. Вы можете представить себе снабжение действующей дивизии боеприпасами на основе платёжеспособного спроса и предложения? (Риторический вопрос).
Потребительский рынок во время войны приобретает уродливые формы. Выход — в распределении товаров по карточкам, т.е. бюрократически.
— Бюрократия — самый патриотичный из классов именно в силу своего положения в государстве. Как сказал Маркс «Пролетариат не имеет отечества» (Пример — гастарбайтеры.) Буржуазия — тем более, особенно еврейская. У бюрократии же нет запасного государства, за счёт эксплуатации которого она могла бы кормиться. Приходится беречь своё. (Что-то я не знаю историй, когда чиновник, сбежавший в Америку, получил бы аналогичную должность в их государственной машине).
— Только Бюрократия способна объединить и управлять огромными пространствами с разнородными экономическими условиями. (Россия, Евросоюз, где сейчас ударными темпами формируется евробюрократия. Ранее — британская империя и.т.д.) Без которой эти гиганты непременно разваливаются.

Сила российской бюрократии выросла именно потому, что формировалась как единственно эффективный правящий класс в условиях огромной территории и бесконечных войн в её истории.

В начале девятнадцатого века в Росси действовал известный государственный деятель того времени Сперанский. Который был идеологом бюрократической революции целью которой было укреплении самодержавия путём передачи всей власти бюрократическому аппарату. (Что было большим прогрессом по сравнению со старой системой власти). Для этой цели он сформулировал и последовательно претворил в жизнь ряд принципов, которые актуальны до сих пор.

А именно (обобщённо и в осовремененной интерпретации):

— Занятие государственных должностей исключительно на основе бюрократическо-аппаратных процедур, не учитывающих ни знатность, ни родство (Например — закрытые конкурсы с неясными и постоянно меняющимися правилами). Чтобы чуждый элемент не смог внедриться.
— Формулировать законы таким образом, чтобы никто не смог воспользоваться самыми законными своими правами без бумажки, подписанной чиновником.
— Формулировать законы таким образом, чтобы их невозможно было выполнить все и полностью и после этого не попасть в психушку. Это для того, чтобы никто в империи не чувствовал себя невиновным перед законом и каждого можно было «привлечь». Поэтому, чтобы каждый, независимо от своего положения и заслуг, заходя в кабинет чиновника, трепетал.
— Периодически менять законы подзаконные акты, чтобы никто не мог изучить их настолько, чтобы воспользоваться ими в своих интересах в ущерб интересам бюрократии.
— Периодически менять формы документов, чтобы необходимо было периодически заново переоформлять свои законные права. (Далее смотри пункт второй сверху).
— Менять структуру и личный состав госаппарата так часто, чтобы никто не мог воспользоваться своими связями в аппарате и знаниями ходов-выходов в своих интересах в ущерб интересам бюрократии.

С тех пор и живём по заветам дедушки Сперанского и его сподвижников… (Хотя Сперанского потом таки съели, но его реформы продолжил царь Александр Первый).

Это был первый этап. В ходе которого бюрократия получила государственную власть. (Что благотворно сказалось на порядке в государстве. Про дворцовые заговоры и гвардейские мятежи окончательно забыли). Но власть бюрократии была неполной. Приходилось считаться с аристократией, а позже и с буржуазией.

Второй этап борьбы за власть наступил при Сталине. Власть бюрократии стала абсолютной. Но не было у неё личной безопасности. Чиновников сажали и убивали. Этакое перенесение методов гражданской войны на отношения внутри бюрократии.

Третий этап наступил при Хрущёве. Чиновников перестали убивать. Но не было у них гарантий сохранения своего социального статуса. Капризный генсек снимал их пачками.

Четвёртый этап наступил при Брежневе. Бюрократия добилась пожизненной несменяемости. (Могли, конечно, и выгнать из своего номенклатурного круга, но для этого надо было сильно нагадить своим товарищам по классу).

И наступил застой. Потому, что от добра добра не ищут. Лучшее — враг хорошего. Над тобой не каплет. Не лезь вперёд батьки в пекло.

Но счастье было не полным. Бюрократия не могла передать свой социальный статус по наследству.

Пятый этап наступил при Ельцине. Бюрократия добилась возможность передать свой социальный статус своим деткам в форме приватизируемой с использованием служебного положения госсобственности. Но появилось неприятное побочное явление у этого счастья. Откуда ни возьмись, появились олигархи и похватали самые лакомые куски.

Вначале олигархи, используя подконтрольную прессу, наклали на мозги бюрократов всякого дерьма, вроде священного права собственности. И бюрократы вначале колебались. «Ну, раскулачим мы олигарха, создадим прецедент. А потом ко мне придут. И всё, всё нажитое годами беспорочной службы на благо отечества…» — думал чиновник.

Но тут олигархи вконец обнаглели. Задумали страшное — захватить рычаги управления! Медлить было нельзя!

Синхронно с ними наши бледнолицые братья начали арестовывать наших бюрократов. Мало того, чтобы выманить министра, не погнушались использовать его невинное дитя!

И задумался бюрократ… «Нет-решил он — Это еврею с капиталом везде хорошо! А нам так не жить! Мало того, что капитал отберут, так ещё и самого посадят!!! Не-е-е-е-т! Надо держаться за своё!!! А заклятым друзьям, чтоб не распространяли своё внутреннее законодательство, куда не следует, пора, пора про боеголовки напомнить!»

И, как всегда, когда дело касалось их жизни и смерти, бюрократия без лишнего бюрократизма, жёстко и решительно раздавила олигархическую фронду. Совсем, правда, добивать не стали. Если совсем ликвидировать крупный капитал, то как тогда о своих внучатах позаботишься? Да и детей куда-то надо пристраивать. Не в совет же директоров пивного киоска им идти работать после гарвардов и сорбонн, в самом деле!!!

Читайте также:  Что такое жирные кислоты и в чем их польза для организма

Так начался шестой этап. Бюрократия решила: капитализму быть! Но только такому, чтобы не покушался на основы. Чтобы знал своё место и добровольно встроился в вертикаль власти. Но всё равно, счастье не стало полным. Тревожно как-то…

Надо решить вопрос в принципе! Надо создать коллективного Президента! Чтобы был вечным! (Это и будет седьмой этап).

А ещё лучше, с учётом новых технологий и нашей склонности к персонификации власти, создать виртуального Президента! Чтобы был как настоящий, только что бы не уставал от «власти» и не уходил в отставку не старился, не умирал!

Вот тогда и наступит всеобщее счастье! И можно будет, наконец, расслабиться и отдохнуть. А пока борьба продолжается!

Есть ли будущее у бюрократии и если есть, то какое?

Будущее у бюрократии, однозначно, есть! Какое? Если рассмотреть на примерах истории, то самый подходящий аналог современной России — Китай. На протяжении тысячелетий в Китае доминировала бюрократическая форма правления и государственная собственность — экономическая основа власти бюрократии. (И сейчас так). В развитии Китая прослеживаются исторические циклы длиной примерно лет триста. Китай воссоздавался, развивался , входил в фазу застоя, и разваливался под действием внешнего давления или из-за внутренней смуты. И далее опять по этому кругу.

И в Российской истории прослеживаются трёхсотлетние циклы. Причём синхронно с китайскими.

Если верна аналогия о трёхсотлетнем цикле, в ходе которого бюрократия достигает своих естественных пределов развития, то до следующей смуты у нас лет 200.

Источник

Сущность бюрократии

Определение 1

Бюрократия – это характеристика управления, являющаяся его неотъемлемой чертой, способной обеспечить нормальное функционирование административной системы и вывести ее на высокий уровень эффективности.

Изначально бюрократия обозначала власть чиновников и способность руководителей влиять на те или иные события, затем данным термином обозначали слой служащих в крупных управляемых системах, выполняющих функции управленческого аппарата. С течением времени бюрократия стала рассматриваться как положительная характеристика процесса управления, обеспечивающая его функционирование и эффективность.

Бюрократия характеризуется следующими чертами:

  • бюрократическая система отличается разделением труда и высоким уровнем специализации. Каждому чиновнику поручается определенный круг обязанностей в конкретной сфере деятельности, не дублирующий полномочия и обязанности других чиновников;
  • бюрократическая система строится по принципу вертикальной иерархии, схематично выражающейся в виде пирамиды, основание которой представляет собой наибольшую касту мелких чиновников, а вершина – высший уровень управления. В рамках такого построения предусмотрено подчинение чиновников более низких уровней управления чиновникам более высоких уровней управления;
  • наличие в бюрократической системе четких правил, инструкций, норм, которым в обязательном порядке должен следовать каждый чиновник при осуществлении своей профессиональной деятельности. В этих условиях обеспечивается реализация единого подхода к решению аналогичных проблем в рамках всей бюрократической системы разными чиновниками, занимающими одинаковые должности при любой степени удаленности их от центрального аппарата;
  • обезличенность бюрократической системы, выражающаяся в отсутствии значения эмоций, впечатлений, личного отношения как чиновников к гражданам, так и руководства к чиновникам.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Характеристика преимуществ бюрократии

Бюрократическая система организации власти основана на высоком уровне специализации функций, иерархии должностей и возможности карьеры, определяемой старшинством и заслугами каждого конкретного должностного лица в рамках этой системы.

Как неотъемлемый элемент управления бюрократия обладает определенными достоинствами, перечисление которых Вебер считает основным аргументом в пользу бюрократизации управления.

Характеризуя бюрократию, Вебер отмечают такое ее положительное качество как высокий уровень эффективности по сравнению с любыми иными формами организации управленческого процесса. По словам Вебера, по уровню своей эффективности бюрократический механизм по отношению к другим формам организации управления сопоставим с машиной в отношении немеханистических видов производства.

Также к числу преимуществ бюрократической формы управления можно отнести такие качества как:

  • точность, проявляющаяся в конкретных правилах и требованиях действий чиновников, позволяющих рассчитывать на получение ожидаемого результата;
  • постоянство, выражающееся в предсказуемости действий чиновников в тех или иных стандартных ситуациях за счет их следования правилам и инструкциям;
  • дисциплина, подразумевающая жесткий контроль соблюдения правил, инструкций, установленных для чиновников;
  • аккуратность, подразумевающая соблюдение единообразных требований к оформлению документации;
  • достоверность.

Эти преимущества бюрократии выступают в качестве противовеса ее зацикленности на самой себе. В бюрократической системе граждане существуют для бюрократии, но не наоборот. Бюрократическая система практически полностью утрачивает контакт с конечными потребителями. В качестве помех для бюрократической системы рассматриваются такие качества чиновников как гибкость, способность к творчеству, предприимчивость. Бюрократия направлена на решение своих внутренних проблем, а не на организацию взаимодействия бюрократической системы и внешних потребителей. Это обусловлено естественным стремлением бюрократии к власти, которая отрицает динамизм и способствует исчезновению предпосылок для рыночных сделок.

Замечание 1

Даже при наличии определенных недостатков бюрократическая система отличается высочайшим уровнем эффективности, который, по мнению современных специалистов в сфере менеджмента, до сих пор не имеет адекватных аналогов.

Бюрократическая система обеспечивает высокий стандарт оказания услуг за счет их сведения к определенным шаблоном действий. Обратной стороной этого преимущества является неспособность бюрократической системы к решению нестандартных проблемных ситуаций. Показывая высокую эффективность при решении стандартизированных проблем, бюрократическая система игнорирует специфику каждого конкретного дела, чем зачастую превращает его в неразрешимую проблему за счет затягивания времени решения и предъявления нелепых требований.

При этом бюрократическая система позволяет осуществить систематизацию организационной структуры согласно основным принципам управления, обеспечить ее надежность в качестве инструментария реализации тактических и стратегических решений, принимаемых руководством государства.

В настоящее время преобладание преимуществ бюрократии над ее недостатками является достаточно дискуссионным вопросом. Противники бюрократии отмечают неидеальность бюрократической структуры и наличие у нее таких недостатков как отсутствие гибкости. Нехватка гибкости бюрократической системы обусловлена жестким регламентом действий чиновников, ограниченных специальными правилами, нормами, инструкциями.

В период превознесения преимуществ бюрократической системы внешняя среда и ее функционирование отличалась низким уровнем динамичности, в современном мире в условиях постоянно меняющихся среды и экологической ситуации бюрократия не всегда отвечает требованиям времени.

Источник

Есть ли польза от бюрократии

Чиновничья власть, которая должна служить народу, начинает паразитировать на нем. Ведь сама по себе бюрократия ничего не производит, а лишь помогает распределять общественные блага. Но будучи обособленной, превращаясь в закрытую самодостаточную структуру, она чрезвычайно усложняет жизнь тем, кому эту жизнь должна облегчать, ради кого она создается.

Читайте также:  Какой вред или польза от ящерицы

0
5229
28 Ноября 2014 в 00:26

Автор публикации:
Марина Голомолзина, журналист

Бюрократизм и бюрократия — в чем разница?

Слово «бюрократия» вызывает негативную реакцию у большинства населения, которое периодически сталкивается с такими явлениями, как канцелярская волокита; ожидание в многочасовых очередях с целью получения необходимой формы и справки; безрезультатные попытки добиться решения какого-либо вопроса от органов власти и управления; обилие бумажной работы, заменяющей реальные необходимые действия по улучшению условий жизни общества. Однако само явление «бюрократия» не является чем-то негативным, скорее оно закономерно в обществе, где существует централизация власти.

По определению, «бюрократия» (от франц. bureau — канцелярия и греч. кратос — власть) — это система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом» (www.investments.academic.ru). Она возникает в любых странах, где все управление сосредоточивается в руках органов центральной правительственной власти.

Сейчас понятие «бюрократия» используют гораздо шире — при описании способа управления любой крупной фирмы или корпорации, в которых существует большой и разветвленный штат управляющих менеджеров. В этой связи возникли такие понятия, как «корпоративная бюрократия», «церковная бюрократия», «профсоюзная бюрократия» и другие.

Другое дело «бюрократизм», который является следствием неэффективной работы бюрократической системы и приводит к чрезмерному усложнению канцелярских процедур и большим затратам времени. Причины такого явления могут быть как объективными (сложность управления), так и субъективными (желание перестраховаться, скрытое вымогательство). В последнем случае чиновничья власть, которая должна служить народу, начинает паразитировать на нем. Ведь сама по себе бюрократия ничего не производит, а лишь помогает распределять общественные блага. Но будучи обособленной, превращаясь в закрытую самодостаточную структуру, она чрезвычайно усложняет жизнь тем, кому эту жизнь должна облегчать, ради кого она создается.

Бюрократизм и бюрократия. Системный анализ

Системный взгляд на проблему бюрократии и бюрократизма позволяет увидеть, что это явление полностью обусловлено существованием в обществе кожной меры. Еще в начале 1900-х годов немецким социологом Максом Вебером была сформулирована концепция рациональной бюрократии, которая стала одной из самых полезных идей в сфере общественных наук. Он предлагал скорее модель бюрократии, основные элементы которой полностью базировались (с точки зрения системно-векторной психологии) на ценностях кожной меры, которая, собственно, и организует всю систему управления в обществе, создает четкую структуру власти, природно поддерживая с помощью этой структуры уретрального вождя (харизматическую личность, способную сплачивать вокруг себя человеческую стаю).

Есть ли польза от бюрократии

Прежде всего, согласно Максу Веберу, работа каждого члена бюрократической системы должна базироваться на четких правилах, которые призваны сделать весь процесс управления наиболее эффективным и рациональным, защитить клиентов от произвола чиновников, то есть бюрократизма. Здесь проявляются такие ценности кожного вектора, как регламентация, эффективность, рационализация любого процесса.

Второй элемент бюрократической модели Макса Вебера — это обезличенность взаимоотношений, как между членами бюрократической структуры, так и при ее внешних взаимодействиях. Согласно этому принципу, подбор чиновников и управленцев должен осуществляться не на основании личных привязанностей и симпатий, а только исходя из профессионализма и компетентности кандидата. Кожный вектор всегда сохраняет дистанцию в отношениях, не позволяя основываться на чувствах, а только на принципе наибольшей пользы и выгоды для дела. «Бизнес, и ничего личного» — любимая поговорка кожного управленца.

Специализация и разделение труда в бюрократической системе, когда для каждого сотрудника четко определены обязанности и сфера деятельности, тоже влияние кожного вектора. Индивидуализм, разделение труда, стандартизация — принципы организации любого процесса кожной мерой.

И наконец, четкая вертикальная иерархия, свойственная любой бюрократической компании и описанная Максом Вебером, отражает природную иерархию, которая существует в животной стае и до сих пор определяет жизнь человеческого общества. Она представляет собой пирамиду, в основании которой находится большинство, управляемое меньшинством, находящимся на более высоких ступенях иерархической лестницы. Как уже говорилось, на самом верху этой пирамиды находится уретральный вождь, а более низкие по отношению к нему позиции в управлении занимают кожные командиры, лидеры среднего звена, которые и составляют основу бюрократической системы. Именно для них справедливы все описанные выше принципы.

Бюрократизм — что это? Человеческий фактор

Такова в идеале модель эффективной бюрократической системы. Но почему в действительности она не всегда оказывается столь эффективной? Усложнение общества, процессов его управления, развитие экономики приводят к еще большему усилению влияния бюрократической системы. Чем больше структура, которой требуется управлять, тем больше требуется штат управленцев и количество правил, согласно которым она работает. К тому же основным негативным фактором, делающим бюрократическую систему сложной, неповоротливой, пронизанной коррупцией, является, как всегда, человеческий. Давайте рассмотрим подробнее почему.

Ученые-социологи описывают три главные проблемы, которые возникают вследствие существования бюрократической формы управления. Это отчуждение от человека, ритуализм и инерция. Добавим к этому, конечно же, проблему коррупции, которая в умах людей уже прочно связывается с должностью государственного чиновника, хотя это не всегда так. Конечно, насколько эффективно и четко работает система управления, даже самая лучшая, зависит от людей, их векторов и степени их развитости.

Причины бюрократизма. Неразвитая кожа

Проблема отчуждения системы управления от человека — это шаблонный подход к человеку, без учета его индивидуальных потребностей, отношение к нему, как к очередному «делу». Конечно же, это следствие влияния обезличенности и стандартного подхода человека с не очень развитым кожным вектором, склонного экономить на любом своем действии. Проще взять давно проверенную инструкцию и следовать ей, чем попытаться вникнуть в суть проблемы.

Проблема коррупции, использование служебного положения в корыстных целях с целью получения взяток, вымогательство — также «кожная» проблема. Развитый кожник никогда не нарушит закон. Неразвитый, оставшийся в архетипе (на уровне развития первобытного человека), норовит стянуть все, что плохо лежит. «Теплое» местечко в системе распределения материальных благ — предел мечтаний такого архетипичного кожника, где он сможет легко обогатиться.

Поскольку в России кожная мера во все времена не могла развиваться рядом с противоположным ей по ценностям уретральным менталитетом, то проблема коррупции бюрократической власти среди чиновников стоит очень остро. Архетипичная кожа является причиной того, что в умах россиян должность чиновника, бюрократа прочно связалась с понятием «коррупционер».

Читайте также:  Польза горячего и холодного чая каркаде

Причины бюрократизма. Анальный ступор

Бюрократия — довольно громоздкая система, имеющая много уровней, которая, конечно же, не обойдется без исполнителей, которые бы выполняли довольно рутинную бумажную и канцелярскую работу, требующую внимательности, точности, усидчивости, скрупулезности. Для такой работы лучше всего подходят представители анального вектора. Именно они занимаются делопроизводством, документооборотом, составлением отчетов. И именно в их свойствах находятся причины таких проблем, как ритуализм и инерция бюрократической системы.

Склонные к накоплению прошлого опыта, следованию традициям, сопротивляющиеся нововведениям, они привыкают к определенной системе ведения дел, налаженной годами, и очень трудно перестраиваются на новые рельсы. Стремление любой ценой сохранить заведенный в учреждении порядок, усложненность, детализация, прохождение многочисленных инстанций и делают бюрократическую систему такой инерционной, с трудом реагирующей на быстрые перемены в обществе, особенно в нынешней стремительной кожной фазе развития человечества. Существует даже специальный термин — «бюрократический ритуализм», поглощенность правилами и установлениями в ущерб достижению цели, ради которой затевалось дело.

Напористые кожные командиры требуют от своих исполнителей быстрой реакции, мгновенной перестройки, но неповоротливые анальники в такой ситуации впадают в стресс, который выражается ступором, потерей способности мыслить. Это приводит к многочисленным ошибкам, переделкам и чувству глубокой неудовлетворенности у анальных профессионалов, которые привыкли все делать совершенно.

Бюрократизм и бюрократия в России

Несмотря на распространенное мнение, что Россия — это страна бюрократов, количество чиновников у нас гораздо ниже, чем в развитых странах Европы. По сообщению РИА «Новости», «слухи о высоком уровне бюрократизации в России сильно преувеличены» (www.ria.ru). Согласно исследованию экспертов Центра экономических исследований «РИА-Аналитика», самый низкий уровень бюрократизации наблюдается, как ни странно, в Москве и Санкт-Петербурге, где на 10 тысяч населения приходится соответственно 44 и 50 гражданских и муниципальных служащих. Это при среднероссийском показателе в 67 чиновников. Не правда ли, удивительное открытие?

Есть ли польза от бюрократии

Сравнивая с западными странами, мы имеем на те же 10 тысяч населения в Румынии примерно 250 госслужащих, в Германии и Норвегии — около 300, в США — порядка 350, во Франции — около 400 человек, занятых в госслужбе (то есть чиновников во Франции в 6 раз больше, чем в России, относительно населения, конечно).

Кроме того, что в некоторых районах нашей страны действительно не хватает работников госслужб, у нас в стране существует и проблема неэффективной работы бюрократической системы, бюрократизма. С чем это связано? Опять же с тем, что по своей сути бюрократия — это порождение кожной меры, противоположной нашему уретральному менталитету. Мы не ограничены ментально и не любим подчиняться закону. Четкое следование правилам, которое подразумевается в бюрократической системе, нам чуждо. Вот почему бюрократия в России всегда отличалась от западной.

В 1920–1930-е годы в СССР сформировался новый тип чиновничества, отличающийся от европейский бюрократии, — номенклатура, — который тем не менее вобрал в себя все качества бюрократии российской. Во время правления обонятельного Сталина карьера чиновника зависела не от деловых качеств, а от политической лояльности чиновника, его приверженности партии. А во времена его преемников — от личных связей, что, конечно же, не способствовало качеству управления.

Русским свойственно создавать неформальные отношения, даже во власти. Базой для российского кумовства является комплементарность уретрального менталитета анальным ценностям семьи и дружбы. Вот почему, принимая на работу в аппарат власти, в России чаще всего смотрят не на профессионализм, а на наличие связей. О причинах российской коррупции мы уже говорили.

Российский бюрократизм и общество потребления

В настоящее время в России предпринимаются попытки сделать бюрократическую систему более эффективной. Для этой цели широко применяются информационные технологии, которые предполагают облегчение доступа населения к госуслугам, уменьшение бумажной волокиты.

Однако на деле, при все увеличивающейся компьютеризации процесса управления, почему-то происходит рост числа чиновников, а вал отчетности, бумажной работы только возрастает. Это особенно хорошо наблюдается в сферах образования и здравоохранения, где новые методы управления настолько уже формализовали процесс общения с клиентом, что страдает качество обслуживания. Например, на прием пациента выделяется 15 минут, в течение которых врач должен успеть внести все его данные в электронную карту, так что на осмотр времени уже не остается. Контроль каждого шага, необходимость заполнения огромного количества отчетных документов делают из специалистов бюрократов. Бюрократизм проникает в профессиональные области, качество услуг в которых очень от этого страдает.

Конечно, подобные побочные эффекты бюрократии наблюдаются и на Западе, но у нас они вызывают особое неприятие. Ментально нам ближе, когда в центре наших устремлений находится человек, его нужды и потребности. Для нас общее важнее личного, а все эти нормативные проволочки вызывают лишь раздражение.

Вот почему, когда мы берем на вооружение новейшие западные технологии управления, они у нас не работают. Тотальный контроль за качественным выполнением работ, наказание рублем не вызывают у нас желание следовать закону. На русского человека можно воздействовать, лишь пробуждая в нем ответственность за других. Только это находит отклик в его сердце и желание действовать на благо общества.

Есть ли польза от бюрократии

Поэтому усилия по достижению эффективного управления надо прикладывать не в сфере применения новейших западных технологий управления, а в психологической сфере, раскрывая нашему народу правду о его менталитете и огромном потенциале, заложенном в его психическом.

В поздние советские времена, когда архетипичная бюрократическая номенклатура разлагалась, народ продолжал жить жизнью общества, делая свою работу на совесть, на благо целого, без всяких западных технологий эффективного управления. Правильно выстроенная идеология, оказавшаяся созвучной нашему менталитету, помогла нам создать сильное и экономически развитое государство при слабой и неэффективной бюрократической системе. Это уроки прошлого, к которым мы могли бы обратиться сейчас.

Но гораздо важнее для нас сегодня, основываясь на новом системно-векторном понимании себя и своего места в историческом процессе, выйти из затяжного стресса следования чужому западному пути и обрести наконец точку опоры для уретрального рывка «за флажки» — в общество будущего… Вместе со всем миром.

Корректор: Наталья Коновалова

Автор публикации:
Марина Голомолзина, журналист

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник