Добро и зло как польза и вред в медицине

Добро и зло как польза и вред в медицине thumbnail

Добро и Зло – эти обобщенные формы разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного – являются критериями любой поведенческой деятельности человека. Особое значение приобретают они в медицине, от которой во многом зависит не только сохранение, но и качество жизни людей. Врачи, медицинские сестры, фармацевтические работники уже в силу своей профессии нацелены на Добро. Не случайно во всех профессиональных кодексах и клятвах сформулированы основные нравственные принципы, определяющие идеалы, мотивы и действия врача: “Святость жизни”, “Благоговение перед жизнью”, “Не навреди”, “Не убий”, “Благодарность учителям”, “Взаимопомощь коллег”. Именно этими нормами добра должен, прежде всего, руководствоваться врач при определении стратегии и тактики лечения.

Безусловно, эти нормы сами по себе есть добро и нацелены на добро. Казалось бы, их соблюдение автоматически решает проблему Добра и Зла. Но в том-то и дело, что нравственные коллизии медицины здесь только начинаются. Действительно, “не навредить” – значит не сотворить зла. Но что есть Зло в каждом конкретном случае?

Хирургическое вмешательство, которое может спасти жизнь больному, но может и “навредить” (оказаться бессмысленным или неудачным, усугубить его страдания) – добро это или зло? И что тогда: ждать, пустить болезнь “на самотек”, опасаясь “навредить”, или, наоборот, спешить предпринять все необходимое, ибо “промедление смерти подобно”? Многое здесь зависит от темперамента, характера, решительности врача, его способности к риску, его моральных установок и мотиваций. Что, например, окажется сильнее: стремление помочь, облегчить страдания, “не навредить” именно этому больному, или здоровая любознательность исследователя, желание испробовать еще одну методику, чтобы спасти многих, даже попутно “навредив” одному? Обратите внимание, речь здесь идет о благородных мотивах, но даже они могут быть “добром” или “злом”. Что же говорить о таких низменных мотивах, как карьера, личное благополучие или спокойствие, которых часто добиваются, именно “навредив”.

Однако, как утверждал Сократ, никто сознательно зла не творит: его совершают по неведению. Но если навредил, сотворил зло, не желая того, не специально, по неведению, оправдывает ли это Зло? Смотря по тому, что это за неведение: неведение самой медицины (которая действительно сегодня еще многого не знает и не умеет), или собственное неведение врача?

Часто фразой “медицина здесь бессильна” некомпетентные, малопрофессиональные врачи прикрывают свое личное бессилие и творимое ими зло. Медицина уже знает, может, умеет, а он, врач, не слышал, не читал, не знает, по-прежнему остается на уровне устаревших учебников, да и их-то помнит довольно смутно.

А как сложно выполнение заповеди “Не навреди” в психиатрии! “Не навреди” кому? Больному? Окружающим? Но как часто, корректируя поведенческие реакции больного, приводя их “в норму”, медицина вторгается в область личностной автономии субъекта, творя что? Добро или Зло? Не случайно именно по этическим соображениям наложен мораторий на некоторые методики в области психиатрии.

А библейское, общечеловеческое “Не убий”? Что оно означает в медицине, когда, несмотря на действия врача или даже в их результате наступает смерть больного, – это “убийство”? И если да, то всегда ли это “убийство” – зло? А если это помощь больному в прекращении его страданий? Но имеет ли врач юридическое и моральное право на подобную “помощь”? Или другая традиционная медико-морально-христианская проблема: аборт – это убийство? Это нарушение заповеди “не убий”? И как решить здесь проблему добра и зла, особенно если речь идет о плоде с заранее известными аномалиями развития?…

Как видим, проблема Добра и Зла в медицинской этике не ограничивается простым постулированием: “что такое хорошо, и что такое плохо”. Она нацеливает на неоднозначные решения в конкретных ситуациях, которые будут рассмотрены далее. Решения эти облегчает или затрудняет то обстоятельство, что, как известно из общей этики, в реальной жизни нет абсолютного Добра и абсолютного Зла. Каждое явление и действие может в той или иной степени нести в себе и то, и другое. И задача врача – суметь выявить эту степень и минимизировать Зло, максимально творя Добро.

У К. Маркса есть интересное высказывание: “Человеческое тело от природы смертно. Болезни поэтому неизбежны. Почему, однако, человек обращается к врачу только тогда, когда заболевает, а не когда он здоров? Потому что не только болезнь, но и сам врач уже есть зло. Постоянная врачебная опека превратила бы жизнь в зло, а человеческое тело – в объект упражнений для медицинских коллегий. Разве не желательна смерть, нежели жизнь, состоящая только из мер предупреждений против смерти? Что такое болезнь, как не стесненная в своей свободе жизнь? Неотступный врач уже сам по себе был бы болезнью, при которой даже не было бы надежды умереть, а оставалось бы только жить. Пусть жизнь и умирает, но смерть не должна жить. Разве дух не имеет больше прав, чем тело?” Обратите внимание на парадоксальность приведенных рассуждений: Маркс не только болезнь, но и врача склонен рассматривать как зло. Как это следует понимать? Только ли как то, что образ врача всегда ассоциируется со страданием, болезнью, болью? Или связь здесь гораздо сложнее? Подумайте над этим.

Источник

Лекции.Орг

В этике одним из самых сложных вопросов является вопрос о происхождении Добра и Зла.

Если говорить о проявлении Добра и Зла в медицинской практике, то следует заметить, что от врача требуется особое внимание, чуткость, деликатность к каждому больному, врач и больной должны принимать согласованные решения о стратегии и тактике лечения, доверять друг другу, объединяя усилия в преодолении болезни. А если это невозможно (при злокачественных опухолях или СПИДе), врач должен говорить горькую правду и принимать все меры, чтобы вместе с умирающим, но сохраняющим сознание больным нейтрализовать или же облегчить его физические боли и нравственные страдания.

Принципы биомедицинской этики:

1) принцип «не навреди». Этот принцип является старейшим в медицинской этике. Первый вопрос, возникающий в связи с этим принципом, — как определить, что именно понимается под «вредом» применительно к сфере биомедицины, главным образом — к деятельности врача, к его взаимоотношениям с пациентом. Можно различить такие формы «вреда»:

· вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи;

· вред, вызванный небрежностью либо злым умыслом;

· вред, вызванный неверными, необдуманными или неквалифицированными действиями;

· вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями.

2) принцип «делай благо». Этот принцип является продолжением предыдущего. Это норма, которая требует позитивных действий. Его смысл передается с помощью таких слов, как: «благодеяние», «благотворительность», «милосердие». Принцип «делай благо» понимается не как моральное обязательство, а как моральный идеал.

3) принцип уважения автономии пациента. Этот принцип становится одним из основополагающих в биоэтике лишь в последние десятилетия, именно тогда, когда ставится под сомнение безусловная и исключительная компетентность врача в определении блага пациента. Выбор, делаемый пациентом, как бы он ни расходился с позицией врача, должен определять дальнейшие действия последнего. Принцип автономии утверждает право личности на невмешательство в ее планы и поступки и, соответственно, обязанность других не ограничивать автономные действия. Типичный пример такой ситуации – информирование безнадежно больного пациента о диагнозе его заболевания, но в такой форме, чтобы сообщение правдивой информации не наносило ему психологический и моральный вред.

Следует отметить, что действие принципа уважения автономии ограничивается в отношении тех, кто не в состоянии действовать автономно – детей, пациентов с некоторыми психическими заболеваниями (признанных судом недееспособными), тех, кто находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

4) принцип справедливости. Принцип справедливости, как он понимается в биоэтике, можно сформулировать так: каждый должен получать то, что ему причитается. Этот принцип имеет не абсолютную, а лишь относительную силу. Например, если в ситуации с пересадкой донорского органа окажется, что пациент, занимающий более далекое место на листе ожидания, находится в критической ситуации, то врач может поступиться обязательствами, вытекающими из принципа справедливости, и руководствоваться принципом «не навреди».

2.3. Здоровье и болезнь: акценты и приоритеты. Страдание и сострадание: вред или польза?

В многовековой истории медицины прослеживается единая линия ее развития — непрерывное поступательное движение от самых общих взглядов о природе болезней человека, основывающихся на наблюдениях врачей за их клиническим течением, ко все более глубокому пониманию сущности патологических процессов.

Болезнь — это предмет медицины, который обнаруживает связь человеческого знания и человеческого страдания. Главная задача научного поиска — это лечение болезней. В связи с этим можно объяснить возникновение «науки о здоровье» валеологии (впервые данное понятие было введено в 1997 г. по требованию ВОЗ).

В медицинской науке нет общепринятого определения «здоровье». В целом это означает отсутствие устойчивых факторов, обеспечивающих бесперебойную работу, которые приводили бы человека к здоровью. Однако исследования медиков свидетельствуют о зависимости здоровья и качества образа жизни человека. Поэтому здоровье — это системное единство духовного, душевного, телесного устроения. В свою очередь, болезнь — это сбой всех вышеупомянутых составляющих.

Личный опыт болезни — это уникальное доказательство значения милосердия и сострадания. Порой только тяжело болея, мы, в состоянии беспомощности и страдания, в полной мере начинаем ценить человеческое соучастие и заботу.

2.4. Моральная и юридическая свобода врача: право на риск и проблема ответственности. Сущность и виды риска в медицине

Среди множества профессий трудно найти такую, где бы, как в медицине, мастер столь часто терпел поражение. На руках у врача умирают чужие люди, волею судьбы ставшие для него близкими и дорогими. Он страдает и сострадает. Он тяжело переживает каждую свою неудачу в борьбе со смертью. Весьма тяжелы испытания для врача: видеть обращенные к нему с надеждой и страданием взоры умирающего и сознавать свое бессилие. Сколько надо сил и выдержки, чтобы не очерстветь душой среди этих мучительных хрипов и стонов! Врач и больной… Судьба соединила их незримой нитью. Врач — последняя надежда. От него ждут чуда. Однако врачи имеют свой предел. Предел выдержки и терпения, определяемый отношением к страданию и способностью к состраданию.

Страдание и сострадание — это конкретное проявление Добра и Зла в медицине.

Страдание — это эмоциональное состояние человека, вызванное трудностями, превышающими его физические, душевные и духовные возможности.

Не в состоянии преодолеть трудности самостоятельно, страдающий человек обращается к врачу, в котором он, прежде всего, видит человека, способного помочь освободиться от страдания. Врач должен помнить об этом и использовать свои знания, умения и навыки во благо больного. Основное предназначение врача — освобождать пациента от страдания. Поэтому каждый, кто встал на путь врачевания, не может смириться со страданиями и притерпеться к ним.

Сострадание — это умение страдать вместе с другим, сочувствовать, сопереживать, соболезновать. Можно утверждать, что для врача — это элемент его профессионализма.

Наиболее действенной, практической формой сострадания больному выступает милосердие врача. Милосердие — это проявление человеческого в человеке, сердолюбие, готовность делать добро, любовь на деле. Особенно велика роль милосердия в медицинской практике, где врачи, медсестры, фармацевты имеют дело с инвалидами, тяжелобольными, стариками.

Эмпатия — сопереживание, сочувствие, соучастие. Внимательно выслушивая больного, сочувствуя ему, врач дает ему возможность высказаться и тем самым облегчает его душевное состояние, берет боль пациента на себя. Однако следует помнить, если постоянно освобождать больного от преодоления трудностей, этим можно ввести его в роль страдальца – он не захочет из нее выходить.

2.5. Профессиональный долг врача: в чем его смысл?

Отношением к добру и злу определяется мера свободы в деятельности врача. Давая клятву нести людям Добро, врач практически уже сделал свободный выбор. Свобода врача обеспечена гуманистическими принципами, которым подчиняется его деятельность (рисунок 2).

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 2296 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Нравственными
основаниями врачевания являются
общечеловеческие моральные ценности,
принципы и нормы. К высшим моральным
ценностям, которые задают предельно
общие ориентиры медицинской профессии
можно отнести – добро, сострадание,
милосердие, свободу, долг, совесть,
справедливость и др.

Добро
и зло являются центральными категориями
этического знания. Они выступают
критериями разграничения нравственного
и безнравственного в любой деятельности
человека, в том числе в медицине.

В
понятии добра отражаются наиболее
обобщенные и устойчивые представления
о благе и поступках человека, которые
предполагают духовное возвышение и
нравственное совершенство. В медицине
в самом общем виде добро направляет
врача на сохранение жизни и здоровья
человека. В реальной же жизни добро
реализуется в многообразии поступков
и явлений и проявляется через борьбу
со злом и пороком. В современной
медицинской практике часто встречаются
ситуации морального выбора между добром
и злом, «меньшим» и «большим» злом.
Осуществление морального выбора
невозможено вне нравственной свободы
– способности человека к самоопределению,
автономии и волеизъявлению. В медицине
нравственная свобода врача дает ему
возможность предпринимать решительные
действия, направленные на помощь
больному, открывать и применять новые
знания и методы в медицине, давать своим
действиям нравственную оценку и т.д.

Добровольность получения и конфиденциальность
медико-генетической информации,
доступность медико-генетической помощи,
запрет дискриминации и стигматизации
по генетическим признакам.

Деонтологические проблемы в психиатрии
и наркологии. Закон Республики Беларусь
«Об оказании психиатрической помощи».
Медицинская помощь пациентам, страдающим
хроническим алкоголизмом, наркоманией
и токсикоманией.

Биоэтика
в наркологии, как во всей медицине,
должна опираться на четыре основных
принципа (автономия, непричинение вреда,
благодеяние, справедливость), пять
этических норм (правдивость, приватность,
конфиденциальность, лояльность,
компетентность) и вытекающие из них
этические стандарты поведения врача

Шагом вперед в
этом отношении явился Закон РБ «О
психиатрической помощи и гарантиях
прав граждан при ее оказании», действующий
с 1999 г. Он предусматривает обширный
перечень прав психически больных,
соблюдение которых гарантировано правом
гражданина на обжалование действий по
оказанию ему такой помощи непосредственно
в суде и прокуратуре. И хотя в Законе не
говорится отдельно о наркологических
больных и наркологической помощи, а
закона о наркологической помощи не
существует, на больных наркологического
профиля распространяются все его
положения о правах больных с психическими
расстройствами, особенно в тех случаях,
когда это сопряжено с оказанием
стационарной помощи. И врачи-наркологи
должны с этим считаться.

Порядок
признания лица больным хроническим
алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией,
а также порядок и условия оказания ему
медицинской помощи определяются
Министерством здравоохранения Республики
Беларусь.

Принудительное
обследование в целях установления
диагноза хронического алкоголизма,
наркомании, токсикомании осуществляется
на основании постановления органов
внутренних дел, а принудительное
лечение – по решению суда в порядке,
установленном законодательством
Республики Беларусь.

прав у наркологических
больных по сравнению с другими больными
намного меньше, и эти права часто
ущемляются в пользу интересов общества,
например с помощью утверждения «алкоголизм
и наркомания – социально опасные
заболевания», что делает «жизненно
важным и необходимым» контроль общества
над пациентами с таким диагнозом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Добро и Зло: специфика проявления в медицинской практике Выполнил(а): студент(ка) з/о ИПП СД –

Добро и Зло: специфика проявления в медицинской практике Выполнил(а): студент(ка) з/о ИПП СД – 62 Андреева О. В.

Содержание Введение 1. Добро и Зло: специфика в медицинской практике 2. Страдание и сострадание:

Содержание Введение 1. Добро и Зло: специфика в медицинской практике 2. Страдание и сострадание: вред или польза 3. Биоэтическое измерение понятий «добро» и «зло» Заключение Список литературы

Добро и Зло – эти обобщенные формы разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного –

Добро и Зло – эти обобщенные формы разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного – являются критериями любой поведенческой деятельности человека.

В медицинской деятельности проблема «добра» и «зла» рассматривается в двух аспектах: психофизическом и моральном.

В медицинской деятельности проблема «добра» и «зла» рассматривается в двух аспектах: психофизическом и моральном. n

Добро и Зло: специфика в медицинской практике n Врачи, медицинские сестры, фармацевтически е работники

Добро и Зло: специфика в медицинской практике n Врачи, медицинские сестры, фармацевтически е работники уже в силу своей профессии нацелены на Добро.

n Как утверждал Сократ, никто сознательно зла не творит: его совершают по неведению. Часто

n Как утверждал Сократ, никто сознательно зла не творит: его совершают по неведению. Часто фразой «медицина здесь бессильна» некомпетентные, не достаточно профессиональные врачи прикрывают свое личное бессилие и творимое ими зло.

n Проблема Добра и Зла нацеливает на неоднозначные решения в конкретных ситуациях: каждое явление

n Проблема Добра и Зла нацеливает на неоднозначные решения в конкретных ситуациях: каждое явление и действие может в той или иной степени нести в себе и то, и другое. Задача врача − суметь выявить эту степень и минимизировать Зло, максимально творя Добро.

Страдание и сострадание: вред или польза n Страдание и сострадание – это конкретное проявление

Страдание и сострадание: вред или польза n Страдание и сострадание – это конкретное проявление Добра и Зла в медицине. Страдание бывает связано с личными установками человека, вызвано воспоминаниями или предвидением условий, при которых оно возникало или должно возникнуть.

n Будучи не в состоянии преодолеть трудности самостоятельно, страдающий человек нуждается в поддержке. Именно

n Будучи не в состоянии преодолеть трудности самостоятельно, страдающий человек нуждается в поддержке. Именно это заставляет его обратиться к врачу, в котором больной видит, прежде всего, человека, способного помочь ему освободиться от страдания.

Нравственный ориентир врачу в отношении к страданию больного дает сострадание, помогая ему находить «золотую

Нравственный ориентир врачу в отношении к страданию больного дает сострадание, помогая ему находить «золотую середину» , проявлять необходимую гибкость, облегчая или сохраняя страдание. n

Формой сострадания больному со стороны медицинских работников выступает милосердие. В медицинской практике, где врачи,

Формой сострадания больному со стороны медицинских работников выступает милосердие. В медицинской практике, где врачи, медсестры, фармацевтические работники часто имеют дело с инвалидами, тяжелобольными, немощными, стариками, роль милосердия особенно велика. n

n Русский врач-гуманист XIX в. Ф. И. Гааза, девиз его жизни: «Спешите делать добро»

n Русский врач-гуманист XIX в. Ф. И. Гааза, девиз его жизни: «Спешите делать добро» .

n Внимательно выслушивая больного, сочувствуя ему, врач, сестра дают ему возможность высказаться и тем

n Внимательно выслушивая больного, сочувствуя ему, врач, сестра дают ему возможность высказаться и тем самым облегчить его душевное состояние.

Биоэтическое измерение понятий «добро» и «зло» n Современная медицина продолжает реализовывать на практике установки

Биоэтическое измерение понятий «добро» и «зло» n Современная медицина продолжает реализовывать на практике установки рационализма, все глубже проникая в тайны природы, создавая при этом новые методы и средства для облегчения жизни людей.

Ценность науки познается в сравнении с ее противоположностью — невежеством. В свое время К.

Ценность науки познается в сравнении с ее противоположностью — невежеством. В свое время К. Маркс назвал невежество демонической силой, которая может привести к многим трагедиям.

n «Пациенты с рациональным типом мышления адекватно воспринимают информацию о состоянии своего здоровья, понимают

n «Пациенты с рациональным типом мышления адекватно воспринимают информацию о состоянии своего здоровья, понимают всю меру ответственности и стараются достигнуть положительных результатов в процессе «терапевтического сотрудничества» с лечащим врачом.

n Пациенты с преобладающим мифологическим типом мышления, узнав о неблагоприятном диагнозе, как правило, паникуют

n Пациенты с преобладающим мифологическим типом мышления, узнав о неблагоприятном диагнозе, как правило, паникуют и в процессе принятия решения стремятся переложить груз ответственности за состояние своего здоровья на чужие плечи.

Пытаясь найти чудодейственные пути исцеления, они игнорируют здравый смысл и проверенные медициной методы лечения.

Пытаясь найти чудодейственные пути исцеления, они игнорируют здравый смысл и проверенные медициной методы лечения. Таким образом, благодаря собственному невежеству, пациент может нанести вред своему здоровью. n

n «Злом» принято называть умышленное причинение вреда, обусловленное чувством мести. Однако, вред, причиненный психически

n «Злом» принято называть умышленное причинение вреда, обусловленное чувством мести. Однако, вред, причиненный психически больным индивидом — недееспособным человеком или находящимся в состоянии аффекта, — «злом» не является.

В Добре воплощается прогрессивная линия развития общества, Зло же является тупиковой ветвью, ведущей к

В Добре воплощается прогрессивная линия развития общества, Зло же является тупиковой ветвью, ведущей к регрессу. n

n В медицине мера соотношения «добра» и «зла» — величина изменчивая и во многом

n В медицине мера соотношения «добра» и «зла» — величина изменчивая и во многом зависит от уровня взаимопонимания субъектов коммуникации и степени удовлетворенности интересов отдельных людей. В медицинской деятельности врачу приходится из двух зол выбирать меньшее, руководствуясь при этом интересами пациента и желанием принести ему пользу.

Понятие «некачественная услуга» применимо к медицинским услугам, повлекшим причинение вреда жизни или здоровью пациента.

Понятие «некачественная услуга» применимо к медицинским услугам, повлекшим причинение вреда жизни или здоровью пациента. n

n Реалии современного мира обязывают медицинских работников в своей деятельности учитывать культурнорелигиозные особенности пациента.

n Реалии современного мира обязывают медицинских работников в своей деятельности учитывать культурнорелигиозные особенности пациента.

 Для мусульманских женщин существует табу на осмотр врачами-мужчинами их тела без присутствия близких

Для мусульманских женщин существует табу на осмотр врачами-мужчинами их тела без присутствия близких им родственников.

Заключение n Наука и медицина не стоят на месте, а с каждым днем совершенствуются.

Заключение n Наука и медицина не стоят на месте, а с каждым днем совершенствуются. Знания — продукт скоропортящийся, они способны устаревать и видоизменяться, поэтому каждому медицинскому работнику необходимо регулярно заниматься самообразованием.

Невежество может быть сущностной характеристикой, как ученого человека, так и обывателя, оно может привести

Невежество может быть сущностной характеристикой, как ученого человека, так и обывателя, оно может привести к недопониманию во взаимоотношениях врача и пациента. n

n Преодоление невежества выражается в вечной борьбе Добра со Злом, воплощенной в этико-правовых и

n Преодоление невежества выражается в вечной борьбе Добра со Злом, воплощенной в этико-правовых и социокультурных трансформациях социума.

Здоровье индивида является одной из главных ценностей человеческого бытия. Все полезное для здоровья принято

Здоровье индивида является одной из главных ценностей человеческого бытия. Все полезное для здоровья принято считать «добром» , все вредное именуют «злом» . n

Список литературы: n n 1. Агеева Н. А. Проблема невежества в биоэтическом аспекте медицинской

Список литературы: n n 1. Агеева Н. А. Проблема невежества в биоэтическом аспекте медицинской деятельности // гуманитарные и социальноэкономические науки. – 2014. – № 1. – С. 28 -31. 2. Ерохин С. А. Деятельностный подход к социализации личности студента – медика // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 37. – С. 97 -101. 3. Введение в биоэтику: учебное пособие / Юдин Б. Г. , Тищенко П. Д. , Иванюшкин А. Я. , Игнатьев В. Н. , Коротких Р. В. , Силуянов И. В. – М. , 1998. – 384 с. 4. Биомедицинская этика – словарь – справочник. – Минск, БГЭУ, 2007. – 92 с.

Источник