Добро и зло как польза и вред в медицине

Добро и Зло – эти обобщенные формы разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного – являются критериями любой поведенческой деятельности человека. Особое значение приобретают они в медицине, от которой во многом зависит не только сохранение, но и качество жизни людей. Врачи, медицинские сестры, фармацевтические работники уже в силу своей профессии нацелены на Добро. Не случайно во всех профессиональных кодексах и клятвах сформулированы основные нравственные принципы, определяющие идеалы, мотивы и действия врача: “Святость жизни”, “Благоговение перед жизнью”, “Не навреди”, “Не убий”, “Благодарность учителям”, “Взаимопомощь коллег”. Именно этими нормами добра должен, прежде всего, руководствоваться врач при определении стратегии и тактики лечения.
Безусловно, эти нормы сами по себе есть добро и нацелены на добро. Казалось бы, их соблюдение автоматически решает проблему Добра и Зла. Но в том-то и дело, что нравственные коллизии медицины здесь только начинаются. Действительно, “не навредить” – значит не сотворить зла. Но что есть Зло в каждом конкретном случае?
Хирургическое вмешательство, которое может спасти жизнь больному, но может и “навредить” (оказаться бессмысленным или неудачным, усугубить его страдания) – добро это или зло? И что тогда: ждать, пустить болезнь “на самотек”, опасаясь “навредить”, или, наоборот, спешить предпринять все необходимое, ибо “промедление смерти подобно”? Многое здесь зависит от темперамента, характера, решительности врача, его способности к риску, его моральных установок и мотиваций. Что, например, окажется сильнее: стремление помочь, облегчить страдания, “не навредить” именно этому больному, или здоровая любознательность исследователя, желание испробовать еще одну методику, чтобы спасти многих, даже попутно “навредив” одному? Обратите внимание, речь здесь идет о благородных мотивах, но даже они могут быть “добром” или “злом”. Что же говорить о таких низменных мотивах, как карьера, личное благополучие или спокойствие, которых часто добиваются, именно “навредив”.
Однако, как утверждал Сократ, никто сознательно зла не творит: его совершают по неведению. Но если навредил, сотворил зло, не желая того, не специально, по неведению, оправдывает ли это Зло? Смотря по тому, что это за неведение: неведение самой медицины (которая действительно сегодня еще многого не знает и не умеет), или собственное неведение врача?
Часто фразой “медицина здесь бессильна” некомпетентные, малопрофессиональные врачи прикрывают свое личное бессилие и творимое ими зло. Медицина уже знает, может, умеет, а он, врач, не слышал, не читал, не знает, по-прежнему остается на уровне устаревших учебников, да и их-то помнит довольно смутно.
А как сложно выполнение заповеди “Не навреди” в психиатрии! “Не навреди” кому? Больному? Окружающим? Но как часто, корректируя поведенческие реакции больного, приводя их “в норму”, медицина вторгается в область личностной автономии субъекта, творя что? Добро или Зло? Не случайно именно по этическим соображениям наложен мораторий на некоторые методики в области психиатрии.
А библейское, общечеловеческое “Не убий”? Что оно означает в медицине, когда, несмотря на действия врача или даже в их результате наступает смерть больного, – это “убийство”? И если да, то всегда ли это “убийство” – зло? А если это помощь больному в прекращении его страданий? Но имеет ли врач юридическое и моральное право на подобную “помощь”? Или другая традиционная медико-морально-христианская проблема: аборт – это убийство? Это нарушение заповеди “не убий”? И как решить здесь проблему добра и зла, особенно если речь идет о плоде с заранее известными аномалиями развития?…
Как видим, проблема Добра и Зла в медицинской этике не ограничивается простым постулированием: “что такое хорошо, и что такое плохо”. Она нацеливает на неоднозначные решения в конкретных ситуациях, которые будут рассмотрены далее. Решения эти облегчает или затрудняет то обстоятельство, что, как известно из общей этики, в реальной жизни нет абсолютного Добра и абсолютного Зла. Каждое явление и действие может в той или иной степени нести в себе и то, и другое. И задача врача – суметь выявить эту степень и минимизировать Зло, максимально творя Добро.
У К. Маркса есть интересное высказывание: “Человеческое тело от природы смертно. Болезни поэтому неизбежны. Почему, однако, человек обращается к врачу только тогда, когда заболевает, а не когда он здоров? Потому что не только болезнь, но и сам врач уже есть зло. Постоянная врачебная опека превратила бы жизнь в зло, а человеческое тело – в объект упражнений для медицинских коллегий. Разве не желательна смерть, нежели жизнь, состоящая только из мер предупреждений против смерти? Что такое болезнь, как не стесненная в своей свободе жизнь? Неотступный врач уже сам по себе был бы болезнью, при которой даже не было бы надежды умереть, а оставалось бы только жить. Пусть жизнь и умирает, но смерть не должна жить. Разве дух не имеет больше прав, чем тело?” Обратите внимание на парадоксальность приведенных рассуждений: Маркс не только болезнь, но и врача склонен рассматривать как зло. Как это следует понимать? Только ли как то, что образ врача всегда ассоциируется со страданием, болезнью, болью? Или связь здесь гораздо сложнее? Подумайте над этим.

В этике одним из самых сложных вопросов является вопрос о происхождении Добра и Зла.
Если говорить о проявлении Добра и Зла в медицинской практике, то следует заметить, что от врача требуется особое внимание, чуткость, деликатность к каждому больному, врач и больной должны принимать согласованные решения о стратегии и тактике лечения, доверять друг другу, объединяя усилия в преодолении болезни. А если это невозможно (при злокачественных опухолях или СПИДе), врач должен говорить горькую правду и принимать все меры, чтобы вместе с умирающим, но сохраняющим сознание больным нейтрализовать или же облегчить его физические боли и нравственные страдания.
Принципы биомедицинской этики:
1) принцип «не навреди». Этот принцип является старейшим в медицинской этике. Первый вопрос, возникающий в связи с этим принципом, — как определить, что именно понимается под «вредом» применительно к сфере биомедицины, главным образом — к деятельности врача, к его взаимоотношениям с пациентом. Можно различить такие формы «вреда»:
· вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи;
· вред, вызванный небрежностью либо злым умыслом;
· вред, вызванный неверными, необдуманными или неквалифицированными действиями;
· вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями.
2) принцип «делай благо». Этот принцип является продолжением предыдущего. Это норма, которая требует позитивных действий. Его смысл передается с помощью таких слов, как: «благодеяние», «благотворительность», «милосердие». Принцип «делай благо» понимается не как моральное обязательство, а как моральный идеал.
3) принцип уважения автономии пациента. Этот принцип становится одним из основополагающих в биоэтике лишь в последние десятилетия, именно тогда, когда ставится под сомнение безусловная и исключительная компетентность врача в определении блага пациента. Выбор, делаемый пациентом, как бы он ни расходился с позицией врача, должен определять дальнейшие действия последнего. Принцип автономии утверждает право личности на невмешательство в ее планы и поступки и, соответственно, обязанность других не ограничивать автономные действия. Типичный пример такой ситуации – информирование безнадежно больного пациента о диагнозе его заболевания, но в такой форме, чтобы сообщение правдивой информации не наносило ему психологический и моральный вред.
Следует отметить, что действие принципа уважения автономии ограничивается в отношении тех, кто не в состоянии действовать автономно – детей, пациентов с некоторыми психическими заболеваниями (признанных судом недееспособными), тех, кто находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
4) принцип справедливости. Принцип справедливости, как он понимается в биоэтике, можно сформулировать так: каждый должен получать то, что ему причитается. Этот принцип имеет не абсолютную, а лишь относительную силу. Например, если в ситуации с пересадкой донорского органа окажется, что пациент, занимающий более далекое место на листе ожидания, находится в критической ситуации, то врач может поступиться обязательствами, вытекающими из принципа справедливости, и руководствоваться принципом «не навреди».
2.3. Здоровье и болезнь: акценты и приоритеты. Страдание и сострадание: вред или польза?
В многовековой истории медицины прослеживается единая линия ее развития — непрерывное поступательное движение от самых общих взглядов о природе болезней человека, основывающихся на наблюдениях врачей за их клиническим течением, ко все более глубокому пониманию сущности патологических процессов.
Болезнь — это предмет медицины, который обнаруживает связь человеческого знания и человеческого страдания. Главная задача научного поиска — это лечение болезней. В связи с этим можно объяснить возникновение «науки о здоровье» — валеологии (впервые данное понятие было введено в 1997 г. по требованию ВОЗ).
В медицинской науке нет общепринятого определения «здоровье». В целом это означает отсутствие устойчивых факторов, обеспечивающих бесперебойную работу, которые приводили бы человека к здоровью. Однако исследования медиков свидетельствуют о зависимости здоровья и качества образа жизни человека. Поэтому здоровье — это системное единство духовного, душевного, телесного устроения. В свою очередь, болезнь — это сбой всех вышеупомянутых составляющих.
Личный опыт болезни — это уникальное доказательство значения милосердия и сострадания. Порой только тяжело болея, мы, в состоянии беспомощности и страдания, в полной мере начинаем ценить человеческое соучастие и заботу.
2.4. Моральная и юридическая свобода врача: право на риск и проблема ответственности. Сущность и виды риска в медицине
Среди множества профессий трудно найти такую, где бы, как в медицине, мастер столь часто терпел поражение. На руках у врача умирают чужие люди, волею судьбы ставшие для него близкими и дорогими. Он страдает и сострадает. Он тяжело переживает каждую свою неудачу в борьбе со смертью. Весьма тяжелы испытания для врача: видеть обращенные к нему с надеждой и страданием взоры умирающего и сознавать свое бессилие. Сколько надо сил и выдержки, чтобы не очерстветь душой среди этих мучительных хрипов и стонов! Врач и больной… Судьба соединила их незримой нитью. Врач — последняя надежда. От него ждут чуда. Однако врачи имеют свой предел. Предел выдержки и терпения, определяемый отношением к страданию и способностью к состраданию.
Страдание и сострадание — это конкретное проявление Добра и Зла в медицине.
Страдание — это эмоциональное состояние человека, вызванное трудностями, превышающими его физические, душевные и духовные возможности.
Не в состоянии преодолеть трудности самостоятельно, страдающий человек обращается к врачу, в котором он, прежде всего, видит человека, способного помочь освободиться от страдания. Врач должен помнить об этом и использовать свои знания, умения и навыки во благо больного. Основное предназначение врача — освобождать пациента от страдания. Поэтому каждый, кто встал на путь врачевания, не может смириться со страданиями и притерпеться к ним.
Сострадание — это умение страдать вместе с другим, сочувствовать, сопереживать, соболезновать. Можно утверждать, что для врача — это элемент его профессионализма.
Наиболее действенной, практической формой сострадания больному выступает милосердие врача. Милосердие — это проявление человеческого в человеке, сердолюбие, готовность делать добро, любовь на деле. Особенно велика роль милосердия в медицинской практике, где врачи, медсестры, фармацевты имеют дело с инвалидами, тяжелобольными, стариками.
Эмпатия — сопереживание, сочувствие, соучастие. Внимательно выслушивая больного, сочувствуя ему, врач дает ему возможность высказаться и тем самым облегчает его душевное состояние, берет боль пациента на себя. Однако следует помнить, если постоянно освобождать больного от преодоления трудностей, этим можно ввести его в роль страдальца – он не захочет из нее выходить.
2.5. Профессиональный долг врача: в чем его смысл?
Отношением к добру и злу определяется мера свободы в деятельности врача. Давая клятву нести людям Добро, врач практически уже сделал свободный выбор. Свобода врача обеспечена гуманистическими принципами, которым подчиняется его деятельность (рисунок 2).
Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 2296 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Нравственными
основаниями врачевания являются
общечеловеческие моральные ценности,
принципы и нормы. К высшим моральным
ценностям, которые задают предельно
общие ориентиры медицинской профессии
можно отнести – добро, сострадание,
милосердие, свободу, долг, совесть,
справедливость и др.
Добро
и зло являются центральными категориями
этического знания. Они выступают
критериями разграничения нравственного
и безнравственного в любой деятельности
человека, в том числе в медицине.
В
понятии добра отражаются наиболее
обобщенные и устойчивые представления
о благе и поступках человека, которые
предполагают духовное возвышение и
нравственное совершенство. В медицине
в самом общем виде добро направляет
врача на сохранение жизни и здоровья
человека. В реальной же жизни добро
реализуется в многообразии поступков
и явлений и проявляется через борьбу
со злом и пороком. В современной
медицинской практике часто встречаются
ситуации морального выбора между добром
и злом, «меньшим» и «большим» злом.
Осуществление морального выбора
невозможено вне нравственной свободы
– способности человека к самоопределению,
автономии и волеизъявлению. В медицине
нравственная свобода врача дает ему
возможность предпринимать решительные
действия, направленные на помощь
больному, открывать и применять новые
знания и методы в медицине, давать своим
действиям нравственную оценку и т.д.
Добровольность получения и конфиденциальность
медико-генетической информации,
доступность медико-генетической помощи,
запрет дискриминации и стигматизации
по генетическим признакам.
Деонтологические проблемы в психиатрии
и наркологии. Закон Республики Беларусь
«Об оказании психиатрической помощи».
Медицинская помощь пациентам, страдающим
хроническим алкоголизмом, наркоманией
и токсикоманией.
Биоэтика
в наркологии, как во всей медицине,
должна опираться на четыре основных
принципа (автономия, непричинение вреда,
благодеяние, справедливость), пять
этических норм (правдивость, приватность,
конфиденциальность, лояльность,
компетентность) и вытекающие из них
этические стандарты поведения врача
Шагом вперед в
этом отношении явился Закон РБ «О
психиатрической помощи и гарантиях
прав граждан при ее оказании», действующий
с 1999 г. Он предусматривает обширный
перечень прав психически больных,
соблюдение которых гарантировано правом
гражданина на обжалование действий по
оказанию ему такой помощи непосредственно
в суде и прокуратуре. И хотя в Законе не
говорится отдельно о наркологических
больных и наркологической помощи, а
закона о наркологической помощи не
существует, на больных наркологического
профиля распространяются все его
положения о правах больных с психическими
расстройствами, особенно в тех случаях,
когда это сопряжено с оказанием
стационарной помощи. И врачи-наркологи
должны с этим считаться.
Порядок
признания лица больным хроническим
алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией,
а также порядок и условия оказания ему
медицинской помощи определяются
Министерством здравоохранения Республики
Беларусь.
Принудительное
обследование в целях установления
диагноза хронического алкоголизма,
наркомании, токсикомании осуществляется
на основании постановления органов
внутренних дел, а принудительное
лечение – по решению суда в порядке,
установленном законодательством
Республики Беларусь.
прав у наркологических
больных по сравнению с другими больными
намного меньше, и эти права часто
ущемляются в пользу интересов общества,
например с помощью утверждения «алкоголизм
и наркомания – социально опасные
заболевания», что делает «жизненно
важным и необходимым» контроль общества
над пациентами с таким диагнозом.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
Добро и Зло: специфика проявления в медицинской практике Выполнил(а): студент(ка) з/о ИПП СД – 62 Андреева О. В.
Содержание Введение 1. Добро и Зло: специфика в медицинской практике 2. Страдание и сострадание: вред или польза 3. Биоэтическое измерение понятий «добро» и «зло» Заключение Список литературы
Добро и Зло – эти обобщенные формы разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного – являются критериями любой поведенческой деятельности человека.
В медицинской деятельности проблема «добра» и «зла» рассматривается в двух аспектах: психофизическом и моральном. n
Добро и Зло: специфика в медицинской практике n Врачи, медицинские сестры, фармацевтически е работники уже в силу своей профессии нацелены на Добро.
n Как утверждал Сократ, никто сознательно зла не творит: его совершают по неведению. Часто фразой «медицина здесь бессильна» некомпетентные, не достаточно профессиональные врачи прикрывают свое личное бессилие и творимое ими зло.
n Проблема Добра и Зла нацеливает на неоднозначные решения в конкретных ситуациях: каждое явление и действие может в той или иной степени нести в себе и то, и другое. Задача врача − суметь выявить эту степень и минимизировать Зло, максимально творя Добро.
Страдание и сострадание: вред или польза n Страдание и сострадание – это конкретное проявление Добра и Зла в медицине. Страдание бывает связано с личными установками человека, вызвано воспоминаниями или предвидением условий, при которых оно возникало или должно возникнуть.
n Будучи не в состоянии преодолеть трудности самостоятельно, страдающий человек нуждается в поддержке. Именно это заставляет его обратиться к врачу, в котором больной видит, прежде всего, человека, способного помочь ему освободиться от страдания.
Нравственный ориентир врачу в отношении к страданию больного дает сострадание, помогая ему находить «золотую середину» , проявлять необходимую гибкость, облегчая или сохраняя страдание. n
Формой сострадания больному со стороны медицинских работников выступает милосердие. В медицинской практике, где врачи, медсестры, фармацевтические работники часто имеют дело с инвалидами, тяжелобольными, немощными, стариками, роль милосердия особенно велика. n
n Русский врач-гуманист XIX в. Ф. И. Гааза, девиз его жизни: «Спешите делать добро» .
n Внимательно выслушивая больного, сочувствуя ему, врач, сестра дают ему возможность высказаться и тем самым облегчить его душевное состояние.
Биоэтическое измерение понятий «добро» и «зло» n Современная медицина продолжает реализовывать на практике установки рационализма, все глубже проникая в тайны природы, создавая при этом новые методы и средства для облегчения жизни людей.
Ценность науки познается в сравнении с ее противоположностью — невежеством. В свое время К. Маркс назвал невежество демонической силой, которая может привести к многим трагедиям.
n «Пациенты с рациональным типом мышления адекватно воспринимают информацию о состоянии своего здоровья, понимают всю меру ответственности и стараются достигнуть положительных результатов в процессе «терапевтического сотрудничества» с лечащим врачом.
n Пациенты с преобладающим мифологическим типом мышления, узнав о неблагоприятном диагнозе, как правило, паникуют и в процессе принятия решения стремятся переложить груз ответственности за состояние своего здоровья на чужие плечи.
Пытаясь найти чудодейственные пути исцеления, они игнорируют здравый смысл и проверенные медициной методы лечения. Таким образом, благодаря собственному невежеству, пациент может нанести вред своему здоровью. n
n «Злом» принято называть умышленное причинение вреда, обусловленное чувством мести. Однако, вред, причиненный психически больным индивидом — недееспособным человеком или находящимся в состоянии аффекта, — «злом» не является.
В Добре воплощается прогрессивная линия развития общества, Зло же является тупиковой ветвью, ведущей к регрессу. n
n В медицине мера соотношения «добра» и «зла» — величина изменчивая и во многом зависит от уровня взаимопонимания субъектов коммуникации и степени удовлетворенности интересов отдельных людей. В медицинской деятельности врачу приходится из двух зол выбирать меньшее, руководствуясь при этом интересами пациента и желанием принести ему пользу.
Понятие «некачественная услуга» применимо к медицинским услугам, повлекшим причинение вреда жизни или здоровью пациента. n
n Реалии современного мира обязывают медицинских работников в своей деятельности учитывать культурнорелигиозные особенности пациента.
Для мусульманских женщин существует табу на осмотр врачами-мужчинами их тела без присутствия близких им родственников.
Заключение n Наука и медицина не стоят на месте, а с каждым днем совершенствуются. Знания — продукт скоропортящийся, они способны устаревать и видоизменяться, поэтому каждому медицинскому работнику необходимо регулярно заниматься самообразованием.
Невежество может быть сущностной характеристикой, как ученого человека, так и обывателя, оно может привести к недопониманию во взаимоотношениях врача и пациента. n
n Преодоление невежества выражается в вечной борьбе Добра со Злом, воплощенной в этико-правовых и социокультурных трансформациях социума.
Здоровье индивида является одной из главных ценностей человеческого бытия. Все полезное для здоровья принято считать «добром» , все вредное именуют «злом» . n
Список литературы: n n 1. Агеева Н. А. Проблема невежества в биоэтическом аспекте медицинской деятельности // гуманитарные и социальноэкономические науки. – 2014. – № 1. – С. 28 -31. 2. Ерохин С. А. Деятельностный подход к социализации личности студента – медика // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 37. – С. 97 -101. 3. Введение в биоэтику: учебное пособие / Юдин Б. Г. , Тищенко П. Д. , Иванюшкин А. Я. , Игнатьев В. Н. , Коротких Р. В. , Силуянов И. В. – М. , 1998. – 384 с. 4. Биомедицинская этика – словарь – справочник. – Минск, БГЭУ, 2007. – 92 с.