Для чего мы читаем для удовольствия или ради пользы что мы хотим

Несколько лет назад ученые провели исследование, в котором выяснили, что лишь менее 20 процентов современной молодёжи ежедневно тратят своё время на чтение книг. А более 80 процентов молодых людей проводят досуг только в Интернете. Такие данные настораживают. Но есть ещё интересная статистика. ВЦИОМ опубликовал данные свидетельствующие о том, что книги в России читает каждый второй житель страны или 53 процента населения. При этом самой читающей аудиторией признана молодёжь (18-24 лет). В этом материале VideoGazeta попытается разобраться: читает ли всё-таки молодая аудитория литературные произведения, для чего это нужно и какой формат книг лучше (печатные или электронные)?

Книжная полка Артёма

Зачем читать?

Молодые ребята и девушки, которые редко берут в руки многостраничные труды, справедливо могут задать вопросы. А зачем вообще мне тратить на это время? Какая польза от книг? Эти вопросы не ставят нас в тупик. Список полезных свойств чтения достаточно широкий. Их больше, чем оправданий, которые сможет придумать себе человек.

Во-первых, книги увеличивают словарный запас. Интеллектуальный багаж книголюба является уникальным накоплением, который пригодится во всех сферах жизни. Если вы не хотите прослыть глупым и желаете грамотно и изящно общаться с окружающими, то книги – это первое, что вы должны взять с собой на необитаемый остров.

Во-вторых, книги улучшают концентрацию. Главная проблема современности – это расфокусировка внимания. В эпоху мобильного Интернета сосредоточиться на одном деле – практически нереально. Спасти каждого из нас может чтение. Оно помогает концентрироваться на сюжете и понимать, что имел в виду автор. Такой навык посодействует любому современному человеку на работе и в быту.

В-третьих, читать книги полезно для памяти. Многие из нас склонны забывать дома ключи или терять мобильный телефон, когда он находится в собственной руке. Это ещё одна проблема современности. Для того, чтобы дать ей серьёзный отпор – нужно как можно чаще брать в руки книжку. Погружаясь в произведение, вы запоминаете множество персонажей, их связи между собой и ход самого сюжета. Во время чтения наш мозг формирует большое количество нейронов, а чем их больше, тем быстрее работает наш бортовой компьютер, а мы в свою очередь становимся умнее.

Количество полезных эффектов от чтения можно перечислять и далее. Их ещё есть огромное количество. Но осознаёт ли современная молодёжь всю эту пользу от такого досуга?

Молодой парень читает в метро по пути домой

Чтение для молодёжи

Говорить за молодёжь в целом – нельзя. Есть люди, которые читают, а есть те, которые не любят это делать, как не заставляй. Но такими могут быть и взрослые люди. Молодые же могут любить Джоан Роулинг с ее Гарри Поттером, а могут «фанатеть» от Достоевского. И те, и те – читают, как ни крути.

Ко второй группе читающих можно отнести Филиппа Евстигнеева, выпускника 11 класса одной из орловских школ. Он активно начал читать книги год назад и уже успел почувствовать всю красоту классических произведений:

«Я читаю по 40 минут в день и получаю от этого большое удовольствие. Я люблю читать потому что меня очень привлекают раскрытые автором характеры героев и их переживания, таких подробностей в кино не бывает. Для себя я выделяю русскую классику. Мне очень нравятся Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь и их «Братья Карамазовы» и «Мёртвые души». Уверен, что каждый в этих романах найдёт что-то найдёт для себя, ведь они очень актуальны и сейчас. Если выбирать из электронной книги и печатной, то я выберу первое. В любое время каждый пользователь Интернета может скачать абсолютно любую книгу, не выходя из дома. Об этом несколько десятков лет назад могли только мечтать. Мне очень комфортно читать на электронной книге. Возможность регулировать подсветку и настраивать шрифт позволяет создать для себя идеальный вариант книги».

В «любви» школьников к Достоевскому и Толстому есть одна проблема. Многие, в юном возрасте, просто не понимают такие безусловно важные литературные произведения, как «Преступление и наказание» и «Война и Мир». Но школьная программа всё же настаивает на их прочтении. Вне всяких сомнений данные книги действительно могут понравятся юным читателям, но чаще всего они не подключают у ребят режим «чтение взахлёб». Такой подход, связанный с навязыванием произведений в школе, может напрочь отбить интерес от чтения. Ведь бывает такое, когда человек «созревает» для «Войны и Мира» лишь к 25 годам, а в свои 17 хочет почитать «Над пропастью во ржи». Но свободу выбора современное образование не предоставляет. Обязательная школьная программа непоколебима.

Студент Александр Косарёв один из тех молодых людей, которые не склонны тратить время на прочтение книг. Во время учёбы у него вообще нет свободного временного промежутка. А если он и появляется, то читать книжки – это последнее, о чем он думает, так как для него это совсем не отдых:

«В свободное время я учусь, гуляю, смотрю прямые эфиры в Интернете. Также люблю рыбалку и катание на велосипеде. Меня больше тянет полистать какие-то социальные сети и так далее, чем читать. Скорее всего читать книги – это не модно. Хотя раньше я читал биографии различных личностей и это для меня самое интересное из литературы, что может быть. Не нравятся от слова совсем классические книжки типа «Войны и Мира». Это невозможно читать… Читая всё это думаешь лишь о том, что ты теряешь время на осознание каких-то бессмысленных и устарелых рассказов. Если раньше возможно и нельзя было прожить без книг, то сейчас однозначно можно. Мне кажется я за день читаю всяких статей и мемов больше, чем читал бы книги. Но стоит заметить, что я учусь на программиста и, если бы моя специальность была около-гуманитарной, скорее всего я бы читал»

Технологии конечно же не стоят на месте, и вся молодёжь давно живёт в диджитал пространстве. Но неужели это настолько сильно мешает ребятам сесть и спокойно прочесть книжку? Адаптируется ли литература под «дивный новый мир»?

Одна из моделей электронных книг

Печатная или электронная?

С точки зрения эффективности восприятия, печатные версии книг выигрывают у электронных. Можно отслеживать прогресс своей читательской деятельности, просто

визуально оценив сколько уже прочитано, а сколько предстоит прочесть. Психологически, читая бумажную книгу, мы легче мотивируемся на то, чтобы закончить её прочтение. А у кого-то во главу угла становится тактильность (потрогать, полистать), без которой некоторые читатели не могут усваивать информацию.

Всё это не значит, что электронная книга ненужное изобретение. Благодаря ей все желающие могут найти абсолютно любое произведение в Интернете и в этот же час сесть за его прочтение. Электронную книга очень портативна. Тысячи литературных работ можно возить с собой в любую точку мира. Это важнейшие плюсы. Да и вообще, чтение на определённом информационном носителе – это дело привычки. Мозг спокойно может воспринимать и электронные буквы, если уже привык к этому. К тому же в электронной книге есть возможность подстроить режим чтения под запросы конкретного читателя.

Опрос же, проведённый нами, показал, что большинство читающей публики выбирает бумажные носители. Почти 39 процентов людей, которым был задан вопрос «читаете ли вы книги?», ответили, что читают и предпочитают это делать с печатной версией. И лишь 12 процентов выразили свою любовь к электронным книгам.

Данные опроса

Читать приятно

Не важно, как вы читаете, главное находить свободное время и, хотя бы изредка погружаться в удивительный книжный мир. Утверждение, что современная молодёжь не читает – это миф. Очень много ребят уделяют время литературе и получают от этого настоящее наслаждение. Читать – значит развивать своё мышление и становится лучшей версией самого себя. Молодёжь, одним вечером попробуйте вместо телефона взять в руки книжку. А вдруг понравится?

Если понравилась статья – ставьте лайк и обязательно подписывайтесь на наш канал

А также мы есть в VK и в Instagram!

Источник

Зачем читать книги

Всем привет! Сегодня хочу поделиться некоторыми мыслями о пользе чтения.

Причина, почему чтение книг так важно, в том, что читая, мы умнеем, растем эмоционально и психологически, узнаем новое и расширяем наш кругозор.

Итак, 10 причин в пользу чтения.

Читая мы становимся умнее

Благодаря чтению книг мы приобретаем жизненный опыт, мысли и переживания других людей, до которых, возможно, никогда бы не додумались сами. Мы узнаем что-то новое, пополняем словарный запас, переживаем эмоции и чувства, которые переживали другие люди.

Чтение расширяет кругозор

Читая, мы познаем окружающий мир вокруг себя и расширяем границы. За нашу короткую жизнь мы не в состоянии познать и пережить все на собственном опыте. Чтение книг — одно из величайших вещей, которое ускоряет процесс познания мира, и дает возможность приобрести знания и умения всех предыдущих поколений живших до нас.

Чтение развивает воображение

Читая, мы развиваем воображение и фантазию. Погружаясь в процесс чтения, наш мозг концентрируется на описываемых событиях, генерирует образы и картинки, создает собственную вселенную. Чтение приучает мозг удерживать внимание на одном предмете и жить в настоящем.

Чтение улучшает память

Следуя за повествованием наш мозг невольно запоминает сюжетную линию, имена, события и диалоги, для того чтобы не потерять мысленную нить происходящего. По мере усваивания информации, мозг начинает лучше запоминать вещи и в обычной жизни. Иначе говоря — читая, мы тренируем и развиваем память. А если мы читаем художественное произведение, то эмоции, переживаемые во время чтения, усиливают запоминание в десятки раз.

Если верить профессионалам мнемотехники, то запоминание информации связанное с визуальными образами и переживаниями, дает ошеломительный результат. Обычно, дольше всего остаются в памяти моменты, которые эмоционально нас задели, заставили прочувствовать происходящее, не так ли?

Чтение снимает стресс

Чтение книги — один из лучших способов расслабить мозг и снять напряжение. Согласно исследованию, проведенному Университетом Сассекса (Англия), чтение в течении всего 6 минут уменьшает уровень стресса на 68%! Психологи уверены что это происходит потому что мозг «погружаясь» в книгу, забывает о стрессовых ситуациях и проблемах, таким образом снимая напряжение в мышцах организма.

Чтение доставляет удовольствие

Одна из основных причин почему мы читаем — просто потому, что это приносит радость и удовольствие! Лично для меня, по глубине переживаний и вовлеченности в процесс, никакой фильм не сравнится с чтением книги. Только читая книгу, можно в полной мере, осознать, прочувствовать и осмыслить сюжет и происходящие события.

Книга помогает лучше узнать себя

Хорошая книга наводит нас на определенные размышления и чувства. Во время чтения, мы вольно или невольно, примеряем на себя события, эмоции и переживания героев книги. Это не только удерживает нас в напряжении, но и помогает увидеть со стороны, как бы мы реагировали, и что бы мы чувствовали в описанных ситуациях, хотя они и не произошли с нами в реальной жизни.

С каждой прочитанной книгой, мы можем открывать новые грани нашей личности, лучше понимать себя, свои желания и чувства.

Книга мотивирует

Жизнь изменчива. Бывают моменты когда мы чувствуем себя подавленными и разочарованными. Часто, мы теряем надежду и интерес к жизни и просто хотим сдаться. В такие моменты, иногда все что нам нужно — небольшая поддержка, мотивация, небольшой толчок в правильном направлении. Чтение хорошей вдохновляющей книги помогает отвлечься, сменить образ мышления, вселяет надежду и становится источником вдохновения.

Книга делает нас скромнее

Книги не только обогащают нас новыми знаниями но и дают понять как много мы еще не знаем. С каждой прочитанной книгой мы осознаем насколько ограничены и несовершенны наши познания о мире. Конечно же, это не значит что мы глупы или не образованы, просто этот факт помогает нам смириться с мыслью, что наши познания несовершенны и мы не можем знать всего на свете. И это здорово, потому что понимая это, мы также поймем сколько всего интересного и нового мы еще можем узнать!

Читайте, прокачивайте мозги, познавайте новое и совершенствуйтесь!

Хороших выходных, до новых встреч.

Источник

…что-то я совсем забегался и совсем позабыл о том, что «сериал» про мою систему чтения так и остался незавершенным ???? Итак, на чем мы остановились?  Напомню, что я различаю 2 типа книжного чтения: «для удовольствия» (чтение-цель) и «для пользы дела» (чтение-средство). (У вас эти типы могут быть совершенно другими, и их запросто может быть больше двух).

Чтение «для пользы дела», и используемые для повышения его результативности техники, я описал в предыдущих заметках в этом блоге (читать здесь).

Напомню, что главное отличие между чтением «для пользы дела» и чтением «для удовольствия» заключается в первую очередь в целевой установке (направленности) читателя. Если чтение — лишь вспомогательное средство для получения информации в контексте какой-то более значимой и актуальной деятельности — мы имеем дело с «чтением для пользы дела».

Если чтение само по себе является важной целью/задачей — то это и есть «чтение для удовольствия».

Максимально полное погружение в процесс чтения, наслаждение самим процессом чтения, наслаждение текстом, попадание в состояние «потока» (по М.Чиксентмихайи ;)) во время чтения — это и является желаемым «правильным» результатом «чтения для удовольствия».

Название «для удовольствия» тут не случайно в кавычках, т.к. к данному типу чтения относится не только чтение художественной литературы, но и чтение, например, серьезных текстов — философских, профессиональных и т.п. Также напомню, что в зависимости от сформулированной для себя самого «задачи на чтение», чтение одной и той же книги может быть и «чтением для пользы дела» и «чтением для удовольствия».

Предупреждаю наиболее нетерпеливых, что я собираюсь начать издалека ???? А именно — с прояснения вопроса, что такое «удовольствие», имеющее отношение к тексту? Чем оно является? Откуда берется в принципе?

Если подобные «глубины» вас не очень интересуют, можете смело пропустить эту часть «сериала прочтение»! Переходите к следующей (восьмой) части, и там найдёте кучу идей и рекомендаций, как это самое удовольствие от чтения можно получить и усилить (…звучит почти как «советы сексолога» :)))))).

Начнем с того, что мы читаем не книги ???? Книги — это всего лишь кусочек бумаги… Мы читаем тексты. Что такое тексты? Некие значения/смыслы, выраженные знаками.

А что такое «знак»? А, собственно, всё что угодно, что используется людьми в качестве средства для выражения смысла ????  Вся окружающая нас реальность — знаки, и черные закорючки не белом бумажном фоне — лишь частный случай таких знаков. Книги — частный случай знаковых объектов, созданных авторами.

А что такое «смысл»? Можно, конечно, открыть любой лингвистический словарь, и там подсмотреть, что понимается под «значением» и что — под «смыслом»… Не вдаваясь в определения, я хотел бы обратить внимание читателей на то, что смысл является динамическим феноменом. Создавая текст, автор «закладывает» в него смысл, конструирует его. Читатель в процессе чтения реконструирует смысл, как бы «добывает», «извлекает» его из текста.

Результатом читательской реконструкции является понимание — создание (нахождение, обретение) собственного смысла текста. Причем степень совпадения читательского смысла с первоначальным авторским смыслом может быть очень разной. Ибо «всякое понимание есть непонимание» ????

Итак, у нас потихоньку собираются вместе все элементы «формулы чтения» — тексты (знаки + смыслы), автор, читатель. Всё перечисленное можно понимать очень просто и буквально. А можно — понимать не просто ????  Давайте, я подброшу парочку идей для «сноса крыши» ;)))

1) Если знаком м.б. всё, что угодно, то весь окружающий нас мир = текст (совокупность текстов). «Вселенная — некоторые называют её Библиотекой…» (с) Х-Л.Борхес. Мы сами — текст, наша жизнь — текст.

Во всех мировых религиях присутствует некая небесная Книга, в которой содержится описание всего нашего мира, его прошлого, настоящего и будущего, судьбы всех тварных созданий. Не то, чтобы я предлагал безоговорочно уверовать в данное утверждение, я просто предлагаю оценить красоту метафоры ????

…можно зайти и с другой стороны ???? Знаковость — как способность создавать и понимать тексты — один из фундаментальных атрибутов Человека. Эта способность как бы навязана нам, аналогично способности воспринимать окружающий мир.

Разумеется, эта способность не идеальна — часто мы склонны видеть тексты и понимать их «смысл» там, где ни текстов ни смысла на самом деле нет ???? Но подобные «глюки» нашего сознания лишний раз подтверждают, насколько знаковость (способность человека воспринимать мир как совокупность текстов) важна для нас. Знаковость не просто развита у нас — она гипертрофированно развита, перекачана как мышцы культуриста ????

Наше сознание (во всяком случае в базовых его проявлениях) — на 99% является знаковой реальностью. Мы пропитаны знаками ???? И «выключить» знаковость практически невозможно — хотя именно к этому стремятся многие мистические практики (в классической йоге о выключении знаковости можно говорить лишь при достижении самадхи).

Впрочем, зачем нам, скромным читателям, нужно «выключать знаковость»? Вовсе незачем, надо просто дружить с ней ????

2) Если всё вокруг — текст, то где граница между текстами, которые на бумаге в книгах, и текстами, которые в поступках в жизни? «Есть книги для глаз, а есть книги в форме пистолета» (с) БГ. Я надеюсь, вы правильно понимаете эту цитату? ????

Речь о том, что есть книги, которые никак не затрагивают нас, а есть книги, которые могут перевернуть судьбу человека, подтолкнув его к определенным решениям, поступкам, жизненным изменениям.  (И не только человека… 70 лет жизни одной большой и всем известной страны определялись результатами прочтения группой инициативных товарищей парочки трактатов двух в то время мало популярных литераторов — К.Маркса и Ф.Энгельса).  Т.е. идёт постоянное взаимодействие и взаимопроникновение двух реальностей (или двух слоёв одного Текста ;)) : тексты становятся чьей-то жизнью, чья-то жизнь становится текстами.

Мы не «просто читаем» — тексты изменяют нашу жизнь (меняют текст нашей судьбы :)).  (В семиотике это скучно называется «прагматикой текста». Но, IMHO, всё гораздо сложнее и глубже :)).

3) Если смысл — динамическое образование, если он реконструируется читателем в процессе чтения, то это означает, что каждый читатель (хочет он этого, или нет) выступает в роли соавтора текста.

Это означает, что мы каждый раз можем читать один и тот же текст по-разному, извлекая из него разные смыслы. Скажу больше: мы ВСЕГДА читаем один и тот же текст по-разному, т.к. меняется культурный контекст чтения, меняется наш жизненный опыт, меняются наши знания, увеличивается багаж полученной информации — т.е. мы сами (как текст :)) становимся другими. И нельзя войти дважды в один и тот же семантический (смысловой) поток ???? . Т.е. каждый раз, кода мы заново читаем даже один и тот же текст — мы пересочиняем его заново.

Какие из этого следствия?

4) ЛЮБОЕ чтение — не пассивный процесс, а активный. Это процесс диалога, общения с текстом (и с автором, который как бы «прячется» за своим текстом). Точнее говоря, процесс пересочинения текста (см.п.3) происходит в форме живого (но внутреннего :)) диалога, возникающего во время чтения.

Но как же??? Ведь общаться можно только с кем то, кто подобен нам, т.е. с живым существом? Скажу по секрету, что Тексты (знаково-смысловая реальность, семиосфера и отдельные знаковые сущности, обитающие в ней :))) и есть живые существа ???? 

Вы думаете, их пишут авторы? Ничего подобного, они ПИШУТСЯ сами ???? Во всяком случае, все действительно великие и значимые тексты пишутся сами. Изучите биографии писателей и поэтов — все «великие» писали не ради денег (как ныне принято :)), а потому что не могли не писать. Истинное творчество — принудиловка похуже алкоголизма ????  У них просто не было сил сопротивляться Тексту, рвущемуся сквозь них в мир! 

Поэт О.Э.Мандельштам очень хорошо описал состояние чудовищного напряжения (которое он называл «погудкой»), когда он не мог ни есть, ни спать, ни думать о чем-либо постороннем, пока «погудка» не выплескивалась на бумагу в виде четко зарифмованных строф. При этом было полное ощущение, что он лишь записывал, фиксировал то, что приходило в мир само по себе, помимо его воли.

Также нет ничего более занимательного, чем взаимоотношения писателей со своими литературными героями. Особенно когда писатели пытаются данного персонажа поставить на строго ему отведенное место (в запланированных сюжетных ходах), а персонаж на это самое место становится не желает! Своевольничает, и в итоге, поступки данного персонажа внутри сюжетной линии удивляют даже самого писателя: «Как я вообще мог такое написать? Ведь не хотел же?!».  (В качестве примера рекомендую биографию А.Конан-Дойля и то, сколько раз он собирался угробить Холмса, и как Холмс этому доблестно сопротивлялся :)).

Подобных примеров «принудительности» текстов в писательском и поэтическом творчестве можно найти множество…

Зачем я так подробно об этом пишу? Только для того, чтобы у читателей было четкое понимание того, что чтение — это в буквальном смысле слова общение с личностью, с живым уникальным существом. С которым можно дружить, и с которым можно поругаться. С которым можно говорить о «высоких материях», либо о повседневных мелочах. Которое можно обидеть, и огрести в ответ негатива на всяких там энерго-информационных уровнях ???? Которому можно задать вопрос, и получить ответ. От которого можно получить энергию и поддержку.  И т.д. Ведь поводов и вариантов общения с живым существом может быть множество…

И как мы построим этот диалог, будет он удачным или нет — зависит только от нас! Ну, и немного от настроения самого текста, конечно ????

5) Впрочем, есть и иная, более сдержанная точка зрения. Мол, объявлять знаковые объекты живыми — это чересчур! Это просто мистика какая-то пополам с мифологией (хотя вот А.Ф.Лосев следом за П.Флоренским был абсолютно уверен, что любой миф = наделенная энергией (т.е. в каком-то смысле живая) личность; но сейчас не об этом :)).

Можно предположить, что в процессе чтения мы ведём не подлинный диалог с живым существом (текстом), а некий псевдо-диалог. Т.е. на самом деле мы (с помощью текста) общаемся не с ним, а сами с собой. Тест выступает не в качестве полноправного участника диалога, а всего лишь в качестве зеркала.

Разумеется, любой текст выступает в качестве кривого зеркала. Реконструкция смысла текста — это все равно, что пристальное разглядывание самого себя в этом кривом зеркале. Зеркало текста как бы выделяет некоторые наши душевные качества, акцентирует наше внимание на том, что ранее ускользало от нашего самосознания, добавляет к отражению некоторые детали (информацию).

Это кривое зеркало текста помогает нам увидеть себя с такой стороны, с которой мы о себе и о своей жизни не задумывались; позволяет открыть нам новую сторону нашего «Я» и новые грани нашего существования в мире. Читаете вы, например, книгу про стартапы, и никуда вам не деться от всплывающего где-то на заднем плане сознания вопроса: «А я так смог бы? Или не смог бы?» ????

Т.е. мы ВСЕГДА соотносим себя любимых с текстом, который читаем. И увиденное в зеркале текста отражение может стать не только ключом к пониманию себя, но и ресурсом для дальнейших жизненных изменений.

6) Чтение = Игра. Игра с большой буквы, потому что это открывая книгу, мы смотримся в Зеркало Мира, в омут, из которого при надлежащем умении и старании можно выудить все смыслы мира. Это Игра со смысловой бесконечностью. (Glasperlenspiel ;))))

Мы можем взаимодействовать с текстом (выстраивать диалог) множеством способов, мы можем «вытаскивать» из текста множество смыслов. Игра прекрасна ещё и тем, что мы сами можем устанавливать её правила. При этом текст, как живое существо может идти нам навстречу, поддаваться и раскрываться —  а может и ускользать от понимания, прятаться, сопротивляться, утаивать смысл.

Текст может победить нашу способность к пониманию, оставшись «тёмным», непрозрачным для нас. Мы вполне можем проиграть в этой игре ???? А может и наоборот —  буквально «взорваться» смыслами, освещая и наполняя новыми смыслами ранее тёмные и без-смысленные уголки нашей жизни. В данном случае выигрываем мы, хотя текст при этом не проигрывает ????

Чем больше мы читаем, тем больше мы погружаемся в один огромный Текст человеческой культуры. Мы начинаем понимать тонкие смысловые нити, тайные энерго-информационные каналы (помнится, с легкой руки Д.Андреева названные эргрегорами ???? ), связывающие и роднящие между собой совершенно разные тексты разных времен и народов.

Систематически играя с Текстом, мы постепенно начинаем понимать не просто смыслы, но смыслы смыслов ???? Мы начинаем понимать всё более разноплановые тексты. Мы начинаем понимать их точнее (избавляясь от гипертрофированной знаковости, о которой я писал выше).  Мы постепенно приобретаем умение видеть «тексты текстов» (или вторичные, скрытые тексты), читать их, понимать их смысл.

Выигрыш в Игре — умение читать всё более непрозрачные и тайные тексты, извлекая из них всё новые смыслы, всё шире и глубже понимая себя, мир, авторов, сами тексты. Выигрыш в Игре — способность воспринимать отдельные тексты как фрагмент в целостной мозаике мирового Текста, чётко понимая место и смысл данного фрагмента в мозаике.

Подобное понимание доставляет высшее для Человека удовольствие (т.к. связано с применением высшей для человека способности — познания и понимания мировой культуры) и действует как наркотик. Чем больше мы читаем, чем больше погружаемся в Текст, тем увлекательнее становится раскрытая перед нами Книга Мира — всё больше хочется дочитать её до конца и узнать разгадку всего ????  /Наверное, именно погружение на такую предельную глубину в семиотическую реальность древние и называли «прочтением сокрытого в Книге имени Бога»/.

Резюмирую. Максимальное удовольствие от текста можно получить, если:

1) Понимать, что всё окружающее нас — Текст. Та конкретная книга, которую мы читаем в настоящий момент — лишь маааленький фрагмент данного Текста.

2) Чем больше мы читаем, тем больше погружаемся в Текст и тем лучше понимаем смысл (смыслы), заложенные в конкретной книге. При определенной глубине понимания «скучных», «непонятных», «неинтересных» книг не бывает совсем ????

3) Мы сами — текст. То, что мы читаем становится частью нас; текст книги взаимодействует с нашим «внутренним текстом». Мы можем проглотить текст книги, но и текст книги может проглотить нас ???? 

Когда мы открываем новую, незнакомую книгу, мы подобны саперу, который начинает разминировать незнакомое взрывное устройство. Это — риск, это — азарт!

4) Чтение текста = активная реконструкция смысла. Мы выступаем прямыми соавторами текста. Т.е. степень получаемого при прочтении удовольствия напрямую зависит от того, насколько креативными, позитивными, вдохновленными, образованными, гениальными (и т.п.) соавторами мы будем!

Чем лучше соавтор-читатель, тем кайфнее текст! ????

5) Чтение текста = диалог, общение с живым существом. «Чтение для пользы дела» — это насилие над текстом, принудительное извлечение из него необходимой вам информации «для дела»; т.е. на 100% активны вы, а текст пассивен.

«Чтение для удовольствия» — равноправный обмен репликами ???? Позвольте тексту быть равноправным собеседником; дайте ему возможность «вести» вас сквозь хронотоп текста; не «выжимайте» из него смысл, а следуйте за его саморазвертыванием в тексте; поддайтесь его естественному очарованию ???? Позвольте тексту быть на 100% активным!

Помните, что диалог с текстом может принимать сколь угодно разнообразные формы, как и диалог с живым человеком. Эмоциональный тон этого диалога и качество достигнутого понимания — зависит от вас!

6) Воспринимайте любой текст как зеркало. Что в этом тексте про меня? Что в этом тексте важно для меня?

Если текст сразу доставляет удовольствие, легко «раскрывается» передо мной — в чем мы созвучны? Каким образом текст внешний и текст внутренний пересекаются? Что совпадает в оригинале и в отражении?

Если текст раздражает, мутен и непонятен — какие МОИ тёмные пятна попали в отражение? Почему текст «не мой», чего не хватает в моём внутреннем тексте, чтобы читать и понимать подобное легко?

Некоторые тексты настолько открывают нам глаза на самих себя, что вызывают эффект самого настоящего озарения / просветления ???? Причём не только в плане понимания «кем я являюсь», но и в плане понимания «кем я не являюсь»…

7) Играйте с текстом! Играйте с ним как с равным партнером в общей великой игре по постижению и осмыслению мира. Это игра в загадки и отгадки, в вопросы и ответы, в явное и скрытое (в прятки :)), в познанное и непознанное.

Получайте кайф от постижения текстовых глубин, нахождения скрытых смыслов, постижения смыслового родства различных текстов и т.п.

…продолжение следует… (Часть 8. Моя система чтения: методы «для удовольствия»)

Источник