Девиз лицея для общей пользы

Девиз лицея для общей пользы thumbnail

Девиз лицея для общей пользы

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует Лицей!

А.С.Пушкин. 19 октября. 1825

«Для Общей Пользы» – девиз Лицея

200 лет Императорскому Царскосельскому лицею в 2011 году:

• Что почитать?

• Статьи

• Сценарии к Дню Лицея

• Электронные ресурсы

Императорский Царскосельский Лицей открылся 19 октября 1811 года. В его стенах выросли Александр Пушкин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Александр Горчаков, Яков Грот, Михаил Салтыков-Щедрин и многие другие выдающиеся деятели России.

В воспитании молодого поколения важную роль всегда играли великие примеры.

День 19 октября вошел в нашу историю как день, знаменующий великие традиции русского Просвещения, русского Воспитания – воспитания свободной творческой личности, высокого общественного служения, бескорыстной самоотверженной дружбы – всего того, что символизирует поэтическое представление о легендарном Пушкинском лицее.

Лицей был учрежден Императором Александром I, о котором Пушкин сказал в памятном стихотворении «19 октября»:

«Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей».

Указ об основании Лицея был подписан в августе 1810 г., а первый набор состоялся в 1811 году.

Легендарное образовательное учреждение в дворцово-парковом пригороде Санкт-Петербурга выпустило блестящую плеяду ученых, писателей, дипломатов, военачальников, составивших славу Отечества. В их ряду выделяется имя Александра Пушкина, воспевшего в стихах «Лицея день заветный», посвятившего многие проникновенные строки друзьям отрочества и юности.

Жить и трудиться «для общей пользы» учили воспитанников лучшие профессора и преподаватели столицы во главе с директорами Василием Федоровичем Малиновским и Егором Антоновичем Энгельгардтом.

В стихотворении «19 октября» 1825 года А.С.Пушкин обращается к своим лицейским друзьям, он благословляет день открытия Лицея, он отдает дань уважения и своим лицейским наставникам:

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

А вот пушкинские строки, посвященные Александру Петровичу Куницыну, которого Пушкин ценил более всех преподавателей:

Вы помните: когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.

строки из стихотворения из «Была пора…»(1836)

Строки признания его заслуг:

Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…

О лекциях Куницына Пушкин «вспоминал всегда с восхищением и лично к нему до смерти сохранил неизменное уважение».

А на экземпляре книги «История пугачевского бунта», подаренном учителю, поэт сделал надпись: «Александру Петровичу Куницыну от автора в знак глубокого уважения и благодарности».

У каждого лицеиста, безусловно, были свои любимые преподаватели, в зависимости от личной предрасположенности к тому или иному предмету, но были и всеобщие любимцы. Секрет их популярности кроется в любви к своим подопечным, в атмосфере дружбы и доброжелательности, царившей на их уроках. Именно эти качества более других ценил Энгельгардт и в учениках, и в воспитателях. Он называл это «чувством Сердца», не уставая напоминать всем, что именно «в Сердце заключается все достоинство Человека: оно святилище, хранитель всех наших добродетелей, которых холодная, расчетливая голова знает только по имени и по теории».

Феномен Лицея объясним: образовательный процесс в нем был направлен не на получение знаний, не на «натаскивание» специалистов в какой-либо узкой области, а на воспитание честного и благородного человека, достойного члена общества, ценящего добро и справедливость выше карьерного роста и личной славы.

Прощаясь с первыми лицейским выпуском, Энгельгардт подвел итог шестилетнего обучения такими словами: «Идите, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас…» Спустя год родился ответ — знаменитые строки Пушкина:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Многие лицейские традиции появились благодаря второму директору Лицея Е.А.Энгельгардту.

Одна из самых известных — после выпускных экзаменов разбивать лицейский колокол, тот самый, который в течение шести лет собирал учеников на занятия. Каждый выпускник брал себе на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом.

Для самого первого выпуска из осколков колокола Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца с надписью. Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом.

Прощальный гимн лицеистов, написанный 18-летним Антоном Дельвигом!

Прощальная песнь воспитанников Царскосельского лицея (финал)

Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о друзья, храните
Ту ж дружбу с тою же душой,
То ж к славе сильное стремленье,
То ж правде – да,
неправде – нет.
В несчастье – гордое терпенье.
И в счастье –
всем равно привет!
Шесть лет промчалось,
как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Прощайтесь, братья,
руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может,
здесь сроднила нас!

Антон Дельвиг,

первые числа июня 1817 года

Лицеисты первого выпуска, конечно, запомнили все стихотворение наизусть, и каждая строка из него звучала для них как пароль. Пушкин в дальнейшем несколько раз пользовался этим стихотворением Дельвига именно как паролем, позволяющим несколькими словами восстановить в сознании лицейских друзей атмосферу их юности.

Дерево узнается по плодам. Даже если бы не было Пушкина (а он был!), Царскосельский Лицей остался бы блестящей страницей русской истории. Канцлер Российской империи Александр Горчаков, известный мореплаватель Федор Матюшкин, декабристы Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Вольховский, поэт Антон Дельвиг, композитор Михаил Яковлев — это только первый, пушкинский выпуск. Всего же за время существования Лицея в Царском Селе (1811–1844) он дал 12 членов Государственного Совета, или министров, 19 сенаторов, 3 почетных опекуна, 5 дипломатов, более 13 уездных и губернских предводителей дворянства — и это не считая тех, кто оставил значительный след в русской науке или искусстве. И при этом Лицей всегда — с самого первого выпуска — был под бдительным надзором властей, считаясь заведением опасным, распространявшим вольнодумство. В 1844 году, в разгар николаевской реакции, он был переведен в Санкт-Петербург и стал называться Александровским, просуществовав под этим именем до 1917 года.

Девиз лицея для общей пользы

Девиз лицея для общей пользы

«Для общей пользы» было написано на медали, которая вручалась каждому воспитаннику Царскосельского лицея.

Для награждения отличившихся лицеистов по эскизам Энгельгардта были отлиты золотые и серебряные медали. Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея. Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к Поэзии. Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: «Для Общей Пользы».

Еще первые лицеисты говорили, что Лицей – это не стены, принципы обучения и близость к царским покоям. Лицей – это дух.

Идеалы, которые олицетворял Лицей, – служение Отечеству, честь и достоинство, бескорыстный труд , любовь к Пушкину и русской словесности, верность долгу, – все эти ценности продолжали жить. Живут они и сегодня – пусть и в немногих сердцах.

А ведь только идеалистами, этими “лицеистами без Лицея”, мы все и живы. Что будет, если они уйдут? Вот тогда, очевидно, Лицей как явление русской жизни закроется навсегда, и будущие поколения будут лишь гадать о “тайне Лицея”, им уже неподвластной…

Так в чем же загадка Царскосельского лицея?

В том, что там учились только дети дворян, уже получившие достаточное образование для учебы в этом учреждении? Или в том, что лицей был расположен в красивейшем предместье Петербурга и сама природа благотворно влияла на детские и юношеские души? Или в том, что их наставниками были умные и добрые люди, обладающие к тому же педагогическими талантами? Или в том, что мальчики были оторваны от дома, шумный класс заменил им тихую семью? А может, секрет «лицейского духа» крылся в том подъеме, который испытала русская нация после разгрома Наполеона? Или звали к служению Отечеству памятники, установленные в честь русской боевой доблести?

А может все это вместе и стало той загадкой, сподвигнувшей юного Пушкина на пронзительные искренние слова:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен…

Нынче лицеев в России не счесть. А останутся ли в памяти выпускников их лицейские годы, как остались они в памяти гениального поэта и его товарищей? Будут ли они столь трепетно и нежно вспоминать свои лицейские дни ? Пронесут ли дружбу через всю жизнь и столь же честно и безоглядно послужат Отечеству ?

Ежегодно в этот день, 19 октября, в гости к бронзовому лицеисту, сидящему на скамейке в Лицейском саду, приходят школьники, артисты, поэты, музыканты. Звучат стихи о золотой осенней поре, дружбе, верности, братстве и преданности идеалам юности.

Какая царская нынче осень в Царском Селе!
Какие красные листья тянутся к черной земле,
Какое синее небо и золотая трава,
Какие высокопарные хочется крикнуть слова.

Б.Окуджава

Девиз лицея для общей пользы
«Пушкин-лицеист».
Памятник установлен в Лицейском садике
в 1900 году. Скульптор Р.Р.Бах.

Герб Лицея

Девиз лицея для общей пользы

Девиз лицея для общей пользы

Герб Александровского Лицея на обложке одного из юбилейных изданий, выпущенных к 100-летию со дня основания этого учебного заведения.

https://clubs.ya.ru/4611686018427410136/replies.xml?item_no=222663

Герб Лицея на доме директора Лицея в Царском Селе.

https://kayrosblog.ru/post189361238/

Источник

Альма-матер для мальчиков из родовитых семей. Первый лицей в России готовил к «важным частям службы государственной». Открыт был по императорскому указу, приравнивался к университету. В здании дворцового флигеля Екатерининского дворца витал особый дух — «лицейской республики». Вспомним историю и традиции дворянской высшей школы вместе с Натальей Летниковой.

Карл Шульц. Вид на Лицей и Придворную церковь с Садовой улицы. Литография. 1850-е

Александр Пушкин. Царскосельский лицей. Рисунок в черновике VII главы «Евгения Онегина». 1831

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

«Для общей пользы» — девиз объединил наставников и питомцев. Учили, «не затемняя ума детей пространными изъяснениями, а возбуждая собственное его действие». Умы кипели — и на занятиях, и в «кельях». Запрет телесных наказаний — особый пункт устава. Выгодно отличал статусное учебное заведение от частных пансионов и военных школ.

Что постигали. По программе самого Михаила Сперанского — реформатора и законотворца. Изучалась словесность русская и иностранная, науки исторические и математические, нравственные дисциплины, изящные искусства и гимнастика. Шестилетняя программа готовила гуманитариев к дальнейшей службе — будь то военной или гражданской.

Единица — «за счастье». За отличные успехи ставилась оценка «1», и по нарастающей до четверки — за успехи «посредственные». А вот «выражение отсутствия всякого знания» грозило нулем. За каждый предмет лицеист получал три отметки, первые две менялись, но первая оставалась неизменна во время всего обучения: за способности или за талант.

№ 14. Комнаты, или кельи, как называл спальни для студентов Александр Пушкин. Нехитрая обстановка: комод, конторка, железная кровать, зеркало и стол для умывания. В этих узких комнатках студенты жили весь год. Каникулы выпадали на месяц. № 14 — «келья» Пушкина. «№ 14» — так подписывал поэт письма к друзьям-лицеистам даже после его окончания.

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Литературные игры. Стихи и проза, политика и критика. Упражнения в словесности юных лицеистов, невзирая на недовольство педагогов, становились периодическими изданиями. «Для удовольствия и пользы», «Неопытное перо», «Юные пловцы» и, наконец, «Лицейский мудрец». Журнал, который лицеисты издавали целых три года. Прародитель школьных стенгазет.

Экзамен — как первый поэтический успех. Переводные испытания в лицее были публичными. Когда экзамен держал Пушкин, в числе гостей находился первый поэт ХVIII века — Гавриил Державин. Ода «Воспоминания в Царском Селе» прозвучала «с необыкновенным оживлением». Державин был растроган и захотел обнять пылкого лицеиста. Под печатным текстом «Воспоминаний» Пушкин впервые поставил свою полную подпись.

Поэты в поэтической среде. Не только учебные классы, но и тенистые аллеи роскошных парков. В лицее стихи писали все кому не лень, страдая метроманией. Не лень было Дельвигу, Кюхельбекеру, Пущину, Илличевскому, Корсакову и, конечно, Пушкину. «На рифмах вдруг заговорю…» — молодой поэт написал в лицее более 120 стихотворений.

Проказы и забавы. С момента торжественного открытия дух лицея взял верх — закончился званый обед… игрой в снежки. Украсть яблоко из императорского сада или сбежать в Петербург. Что за годы лицейские без невинных шалостей и прозвищ: Француз — Пушкин, Франт — Горчаков, Жанно — Пущин, Кюхля — Кюхельбекер, Тося — Дельвиг. Что за дружба без ссор и дуэлей — на пистолетах, заряженных клюквой.

Илья Репин. Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года. 1911

Ирина Витман. Пушкин-лицеист в Царском Селе. 1954

Илья Репин. А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года. Эскиз. 1910

«Чугунники». Так стали именовать себя лицеисты первого, пушкинского выпуска. После окончания альма-матер на прощание директор Егор Энгельгардт подарил воспитанникам чугунные кольца — символ крепкой, как металл, дружбы. Сделаны были кольца в виде сплетенных рук из осколков разбитого колокола лицейской церкви. По традиции после выпускных колокол, собиравший на занятия во время всего обучения, разбивали.

Клятве остались верны. Друзья-лицеисты на прощальном балу решили встречаться каждый год в день основания лицея. В 1825-м Пушкин написал стихотворное послание из ссылки в Михайловском. «Друзья мои, прекрасен наш союз!», мысленно находясь с теми, кто в этот день пировал на берегах Невы, вспоминая тех, кто оказался вдали или ушел из жизни. Последним клятву исполнил канцлер Российской империи Александр Горчаков, переживший товарищей. «И последний лицеист будет праздновать 19 октября»…

Источник

Психология > 

Педагогика

Дмитрий Зубов

Царскосельская статуя >>
Осень в Царском Селе >>

Когда несколько лет назад скромные прежде «институты» стали величать себя «Академиями» и «Университетами», а вместо привычных «школ» кругом выросли «гимназии» и «лицеи», показалось, что еще немного, и Россия будет осчастливлена появлением новых пушкиных, дельвигов, ломоносовых… Но время идет, а чуда так и не происходит — похоже, дело все же не в названиях и не в количестве нулей в счетах за обучение. А в чем?
Однажды русская педагогика попыталась ответить на этот вопрос — и сегодня, спустя 190 лет, это по-прежнему самый яркий из ответов…

Начало

Вы помните: когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…

19 октября 1811 года. Искрящийся на солнце белый снег, голубая громада Екатерининского дворца перекликается с таким же голубым небом. Мундиры, ленты, ордена… И тридцать пар взволнованных глаз, жадно впитывающих события столь долгожданного дня. Позади безмятежное детство под родительским кровом, теперь начинается новая жизнь. Отныне они — «лицейские»…

Флигель Екатерининского дворца в Царском селе, отданный Александром I под лицей

Появление Лицея ждали. С самого начала нового столетия все общество не расставалось с надеждами на скорые перемены. Дух свободы, вера в торжество справедливости, упования на скорое возрождение отечества рождали в сердцах многих людей мечты о том недалеком времени, когда миру предстанет новая Россия, свободная от рабства, невежества и тирании. И — о чудо! — проект Сперанского, в кратчайший срок преодолев все бюрократические препоны, явил России учебное заведение нового образца. И хотя, по словам Ивана Пущина, «не все тогда имели понятие о колоннадах и ротондах в афинских садах, где греческие философы научно беседовали со своими учениками», название «Лицей» быстро прижилось и стало синонимом самого лучшего российского образования.

Название Лицея
Имя нового учебного заведения — Лицей — произошло от слова Lykeion. Это название одной из частей древнего города Афины, где располагался знаменитый храм Аполлона, солнечного божества, проводника принципов красоты и гармонии, покровителя поэтов и художников. Прекрасный сад возле храма облюбовали для своих бесед афинские философы, а Аристотель под сенью ликейских дерев создал свои знаменитые «гимнасии», где щедро делился знаниями с учениками. И вот многие столетия спустя в великолепном парке Царскосельского дворца родилось новое учебное заведение, призванное стать храмом мудрости, воспринявшим педагогические традиции античных философов.
А «Царское Село» — на самом деле Сарское — происходит от финского названия находившейся на этом месте деревни Саари Мойс, «Верхняя Мыза».

Программа

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Елисея,
А Цицерона проклинал,
В те дни как я поэме редкой
Не предпочел бы мячик меткой,
Считал схоластику за вздор
И прыгал в сад через забор…

Все обучение лицеистов разделялось на две части. В «Начальном курсе» сообщались сведения по грамматике, физике, математике, истории, русской словесности, немецкому и французскому языкам. В «Курсе окончательном» больше времени уделялось «наукам нравственным»: правоведению, философии, истории религии, политэкономии, логике. При этом каждый лицеист к концу обучения в совершенстве должен был овладеть искусством сочинительства на французском, немецком, а в особенности на русском языке, что было немаловажно для времени всеобщей галломании.

Василий Федорович Малиновский (1765–1814)

Первый директор Царскосельского Лицея родился и вырос в семье известного историка, архивиста, переводчика Алексея Малиновского. Царивший в доме отца дух свободолюбия и служения отечеству во многом определил его судьбу. Закончив в 1781 году философский факультет Московского университета, Малиновский многие годы проработал на дипломатическом поприще, одновременно занимаясь литературной деятельностью. Его работы «Записки о освобождении крестьян», «Рассуждения о войне и мире» снискали ему славу человека прогрессивных взглядов. Необычайно эрудированный ученый, говорящий и пишущий на многих языках литератор, тонкий и проницательный педагог, Малиновский за очень короткий срок своего директорства сумел создать в Лицее неповторимую атмосферу свободы, творчества, дружбы, которую потом называли «лицейским духом». Среди первых учеников Лицея был и его сын Иван. Скоропостижная смерть первого директора стала трагедией для всех лицеистов. Над его могилой Александр Пушкин и Иван Малиновский поклялись друг другу в вечной дружбе.

Большое внимание в Лицее уделялось физическому воспитанию детей. Кроме обязательных по программе гимнастических упражнений, подвижных игр, танцев, верховой езды, фехтования и плавания, ежедневно несколько часов лицеисты гуляли в парке, причем прогулки проходили при любой погоде. И дело тут не только в закаливании. Преодоление лицеистами трудностей такого спартанского воспитания, должно было служить целям их нравственного совершенствования и способствовать развитию цельного независимого характера. Наставники хорошо понимали тонкую связь между успехами физического воспитания и формированием таких качеств личности, как воля, самообладание, смелость, достоинство. Неслучайно, быть может, лицеист Пушкин более всего преуспел в словесности и фехтовании, ведь обе эти дисциплины требуют от человека одного: легкости, изящества и точности. А в качестве учителей танцев в Лицей был приглашены знаменитые Гюар и Эбергардт, учившие «по старинке», то есть подолгу державшие учеников на менуэте — танце внешне неброском, но учившем человека грациозности, благородству и гармонии.

Практичность

Меж нами все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И тайны гроба роковые.

Простым, но очень действенным принципом лицейской педагогики было правило: «не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие». Преподаватели всячески поощряли творческое свободомыслие, совместное отыскание истины в спорах и диспутах. Такие понятия, как «идея», «слово», «поступок» в лицейской педагогике были связаны неразрывной нитью. Наставники не допускали у своих учеников пустословия, ведь «Постановление о Лицее» требовало «никогда не терпеть, чтобы они употребляли слова без всяких идей». Точно так же любому поступку должно было предшествовать тщательное обдумывание последствий и понимание смысла совершаемого действия. И наоборот, любая мечта, любая мысль требовала своего конкретного воплощения. Вообще, обучение в Лицее отличалось конкретностью и практичностью. Каждый педагог ставил целью не просто сообщить необходимый ученику запас знаний по предмету, а непременно добиться ощутимых практических результатов. Преподаватель «российской словесности» Кошанский не только растолковывал ученикам правила грамматики, но и регулярно давал самостоятельные творческие задания, например, по написанию стихов на заданную тему. Такие «пробы пера» не прошли даром — обилие рукописных литературных журналов, издаваемых лицеистами: «Лицейский мудрец», «Неопытное перо», «Вестник», — говорит само за себя.

Комната лицеиста Пушкина

Расписание жизни лицеистов

6 утра — подъем по звонку
С 7 до 9 часов — класс (учебные занятия)
В 9 часов — чай с белой булкой (никаких завтраков!)
С 9 до 10 часов — первая прогулка (хорошо гулялось летом, когда Царское Село становилось «Петербургом в миниатюре», осенью же «все разъедется в столицу или куда хочет, а чем убить такое скучное время? Вот тут-то поневоле призовешь к себе науки»)
С 10 до 12 часов — класс
С 12 до 1 часу — вторая прогулка
В 1 час — обед из трех блюд
С 2 до 3 часов — чистописание или рисование
С 3 до 5 — класс
В 5 часов — чай
С 5 до 6 часов — прогулка
С 6 до половины 9-го — повторение уроков или дополнительные занятия для отстающих
В половине 9-го — ужин
После ужина до 10 часов — отдых, развлечения
В 10 часов — сон

Занятия в Лицее начинались 1 августа и проходили до 1 июля, но и июль, единственный месяц «вакаций» (каникул), лицеисты должны были проводить в Царском Селе. Таким образом, все шесть лет обучения (2060 «лицейских дней») воспитанники были оторваны от родных и дома, составляя единую лицейскую семью.

Лицейское начальство не жалело денег на приобретение самых современных научных приборов для физического кабинета. Специальная машина для демонстрации законов магнетизма и электричества обошлась Лицею в огромную по тем временам сумму в 1750 рублей.

А учитель рисования С.Г. Чириков устраивал у себя на квартире литературные собрания для воспитанников, всячески побуждая их к творчеству. Он научил рисовать каждого своего питомца независимо от способностей. Иллюстрации Пушкина (кстати, не самого выдающегося его ученика) к собственным произведениям — лучший тому пример.

«Главное правило состоит в том, чтобы воспитанники никогда не были праздны» — гласит «Постановление о Лицее». Каждую минуту пребывания детей в стенах заведения наставники стремились сделать интересной и полезной. Первый директор Лицея В.Ф. Малиновский самолично подбирал отрывки из книг для упражнения лицеистов в чтении и переводе таким образом, чтобы давать урок, например, «к неустрашимости и твердости духа». А прогулки между занятиями, по его мысли, должны были стать примером того, «как отдых после труда приятен».

Традиции Лицея

Судьба на вечную разлуку,
Быть может, породнила нас.

Е. А. Эндельгардт

Многие лицейские традиции появились благодаря второму директору Лицея Е.А. Энгельгардту.

Одна из самых известных — после выпускных экзаменов разбивать лицейский колокол, тот самый, который в течение шести лет собирал учеников на занятия. Каждый выпускник брал себе на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом.

Для самого первого выпуска из осколков колокола Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца с надписью. Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом.

Наставники

Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подняв признательную чашу,
Не помня зля, во благо воздадим.

Не только к ученикам, но и к преподавателям в Лицее предъявлялись высочайшие требования. Малиновский, вступая в должность, специальным пунктом оговорил свое право набирать и утверждать профессоров. Это были большей частью молодые люди, энергичные, преданные своему делу, не боявшиеся экспериментировать. И Малиновский, и сменивший его на этом посту Е.А. Энгельгардт всеми силами стремились добиться, чтобы лицейские преподаватели не просто проповедовали истины с высоты своей кафедры, а стали каждому лицеисту настоящим другом, стремились учить детей собственным примером. У каждого лицеиста, безусловно, были свои любимые преподаватели, в зависимости от личной предрасположенности к тому или иному предмету, но были и всеобщие любимцы: учитель «нравственных наук» И.К. Кайданов, словесники Кошанский, Галич, француз де Будри. Секрет их поулярности кроется в любви к своим подопечным, в атмосфере дружбы и доброжелательности, царившей на их уроках. Именно эти качества более других ценил Энгельгардт и в учениках, и в воспитателях. Он называл это «чувством Сердца», не уставая напоминать всем, что именно «в Сердце заключается все достоинство Человека: оно святилище, хранитель всех наших добродетелей, которых холодная, расчетливая голова знает только по имени и по теории».

В Лицее строго-настрого запрещались телесные наказания, но сохранялись другие виды взысканий: занесение имени на черную доску, особый стол в классе для провинившегося, уединенное заключение в карцере. Но, как отмечали многие, самым страшным наказанием для лицеистов было лишиться дружеского расположения и любви учителя. Чуть более суровый взгляд, чуть более холодное отношение наставника действовали гораздо сильней и заставляли нашалившего воспитанника исправляться значительно скорее, чем карцер и «черные списки».

Воспитанники

Дерево узнается по плодам. Даже если бы не было Пушкина (а он был!), Царскосельский Лицей остался бы блестящей страницей русской истории. Канцлер Российской империи Александр Горчаков, известный мореплаватель Федор Матюшкин, декабристы Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Вольховский, поэт Антон Дельвиг, композитор Михаил Яковлев — это только первый, пушкинский выпуск. Всего же за время существования Лицея в Царском Селе (1811–1844) он дал 12 членов Государственного Совета, или министров, 19 сенаторов, 3 почетных опекуна, 5 дипломатов, более 13 уездных и губернских предводителей дворянства — и это не считая тех, кто оставил значительный след в русской науке или искусстве. И при этом Лицей всегда — с самого первого выпуска — был под бдительным надзором властей, считаясь заведением опасным, распространявшим вольнодумство. В 1844 году, в разгар николаевской реакции, он был переведен в Санкт-Петербург, на Каменноостровский проспект, и стал называться Александровским, просуществовав под этим именем до 1917 года.

Герб и девиз Лицея

Для награждения отличившихся лицеистов по эскизам Энгельгардта были отлиты золотые и серебряные медали. Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея. Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к Поэзии. Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: «Для Общей Пользы».

Феномен Лицея объясним: образовательный процесс в нем был направлен не на получение знаний, не на «натаскивание» специалистов в какой-либо узкой области, а на воспитание честного и благородного человека, достойного члена общества, ценящего добро и справедливость выше карьерного роста и личной славы.

Прощаясь с первыми лицейским выпуском, Энгельгардт подвел итог шестилетнего обучения такими словами: «Идите, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас…» Спустя год родился ответ — знаменитые строки Пушкина:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Обсудить статью в сообществе читателей журнала “Человек без границ”

Подписаться на журнал “Человек без границ”

Источник