Деонтическая этика основана на понятии пользы
Теория утилитаризма.
Утилитарная этика – образ мысли и линия поведения, направленные на извлечение выгоды, достижение целей всеми средствами.
Утилитарная этика – это понимание добра как пользы.
Социальный субъект, руководствуясь интересами, стремится из всего извлечь пользу.
Полезным считается то, позволяет получить максимальный материальный эффект.
Успех обозначает достижение материальных результатов, близких к запланированным в качестве целей.
Эффективность обозначает достижение результатов с наименьшими затратами.
Любой объект считается полезным, если:
– отвечает чьим-то интересам;
– обеспечивает достижение поставленных целей;
– позволяет достичь результат, близкий поставленным целям;
– позволяет достичь результат с наименьшими затратами;
Польза отражает ценности и нормы, адекватные обособленным, отчужденным отношениям социальных субъектов.
Прагматик ставит перед собой достижимые цели, использует оптимальные средства, его успех покоится на опыте и расчете.
Развитие идей утилитаризма.
Польза трактуется благо и как моральное добро. Принятие полезности как правила поступков ведет к конфликту интересов социальных субъектов. В раках экономических вещных отношений полезность становится приоритетной ценностью, ключевым принципом деятельности. Логика полезности приводи к атомизации социальных субъектов (распаду любых отношений социальных субъектов). Атомизированное гражданское общество становится обществом, состоящим из безнравственных граждан, что порождает непрерывность и непримиримость конфликтов интересов. Взаимопользование дегуманизирует участников такого гражданского общества.
Деонтическая этика.
Другой подход к проблемам деловой жизни предлагает деонтическая этика, или этика долга. Центральным в этом подходе является понятие права. И с этим понятием приходится сталкиваться каждому бизнесмену. Термин “право” используется для описания нормированного отношения человека к чему-либо. Социальный субъект обладает правом, если правомочен действовать определенным образом или правомочен вступать с кем-либо в некоторые отношения.
Права являются мощным инструментом социальной регуляции, их назначение состоит в том, чтобы обеспечивать для социального субъекта возможность свободного выбора цели или рода деятельности, и в том, чтобы гарантировать этот выбор, защищая его. Наиболее важны среди различного рода прав так называемые моральные права (или права человека). Это права, которыми обладают все люди только потому, что они являются людьми.
Моральные права имеют три особенности.
1. Они тесно связаны с обязанностями. Если я имею моральное право делать что-то (или обладать чем-то, или стремиться к чему-либо), то другие люди имеют моральную обязанность не мешать мне делать это (а иногда – в лице государства – даже содействовать мне).
2. Они обеспечивают возможность индивидуального автономного и равноправного выбора цели. Никто не может заставить меня силой не поклоняться святыне только на том основании, что общество получит от моего отказа некоторую прибыль: каковы бы ни были цели других членов общества, они не могут оправдать вмешательство в планы или деятельность, защищенные моральным правом. Признать, что данное лицо обладает моральным правом – значит признать, что существует область, в которой это лицо не подчиняется моим желаниям и его интересы не подчиняются моим интересам, т.е. существует область, в которой отдельные лица действуют как равные и автономные.
3. Они образуют базу для оправдания образа действий одних лиц и для защиты и помощи другим лицам. Если я имею моральное право, то мои действия морально оправданны. Более того, если я имею моральное право делать что-либо, то это означает, что действия других лиц, направленные на то, чтобы мешать мне, не являются оправданными. Напротив, могут считаться оправданными действия других лиц, направленные на ограничение деятельности лиц, препятствующих в моем стремлении к реализации моего права.
Указанные характеристики, присущие моральным правам, дают возможность использовать последние для суждений, весьма существенно отличающихся от выводимых на базе стандартных норм утилитаризма.
Можно выделить два главных различия между утилитаристским подходом и подходом с позиции моральных прав.
1. Моральные права являются отражением требований морали, предъявляемых к отдельному индивиду, тогда как моральные нормы утилитаризма по своей сути коллективны.
2. Права образуют базу нормативов, используя которые, можно отвергнуть любые попытки апеллировать к таким критериям, как общественная полезность и количественные факторы.
Права – более совершенный инструмент, чем стандартные нормы утилитаризма, но они содержат элементы последнего: например, в войну ограничиваются некоторые моральные права в целях защиты интересов общества.
И все же теория утилитаризма оказывается малоэффективной и неадекватной в ситуациях, требующих анализа с позиций права. С по нятием права приходится сталкиваться каждому бизнесмену. Термин “право” используется для описания нормированного отношения чело века к чему-либо. Индивидуум обладает правом, если он правомочен действовать определенным образом или вступать с кем-либо в некие отношения.
Право является мощным инструментом социальной регуляции, и его назначение состоит в том, чтобы обеспечивать для индивида возмож ность свободного выбора цели или рода деятельности и гарантировать этот выбор, защищая его. Наиболее важным среди различного рода прав являются так называемые моральные права (или права человека). Это права, которыми обладают все люди только потому, что они являются людьми. Моральные права имеют три особенности.
- 1. Они тесно связаны с обязанностями. Если я имею моральное право делать что-то (или обладать чем-то, или стремиться к чему-либо), то другие люди имеют моральную обязанность не мешать мне делать это (а иногда — в лице государства — даже содействовать мне).
- 2. Моральные права обеспечивают возможность индивидуального автономного и равноправного выбора цели. Признать, что дан ное лицо обладает моральным правом, — значит признать, что существует область, в которой это лицо не подчиняется моим желаниям и его интересы не подчиняются моим интересам, т. е. существует область, в которой отдельные лица существуют как равные и автономные.
- 3. Моральные права образуют базу для оправдания образа действий одних лиц и для защиты и помощи другим лицам. Если я имею моральное право, то мои действия морально оправданны. Более того, если я имею моральное право делать что-либо, то это озна чает, что действия других лиц, направленные на то, чтобы ме шать мне, не являются оправданными. Напротив, могут считать ся оправданными действия других лиц, направленные на ограни чение деятельности лиц, препятствующих мне в моем стремлении к реализации моего права.
Указанные три характеристики, присущие моральным правам, дают возможность использовать последние для суждений, весьма существенно отличающихся от выводимых на базе стандартных норм утилитаризма. Можно выделить два главных различия между утилитаристским подходом и подходом с позиции моральных прав.
- 1. Моральные права являются отражением требований морали, предъявляемых к отдельному индивиду, тогда как моральные нормы утилитаризма по своей сути коллективны.
- 2. Права образуют базу нормативов, используя которые можно от вергнуть любые попытки апеллировать к таким критериям, как общественная полезность и количественные факторы.
Права являются более совершенным инструментом, чем стандарт ные нормы утилитаризма, но они содержат элементы последнего; на пример, в войну ограничиваются некоторые моральные права в целях защиты интересов общества.
Многие исследователи полагают, что категорический императив Канта является объяснением наличия у человека моральных прав. Имен но этика Канта привлекается специалистами этики бизнеса для иного подхода к проблемам деловой жизни. Вне всяких сомнений, наиболее влиятельным философом нравственности до настоящего времени оста ется Иммануил Кант (1724–1804). Его рационалистический подход к этике оказал существенное влияние на современную этическую мысль. Сущность этической теории Канта состоит в том, что действие, если оно направленно, способно стать всеобщим. Такая всеобщность не дает людям уклоняться от следования моральным правилам, и такое поведение заложено в самой структуре человеческой рациональности. Наиболее известная формулировка знаменитого категорического им ператива Канта звучит так: “…поступай только согласно такой макси ме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы
она стала всеобщим законом”.
По теории Канта, этическое правило, которое годится для одного, должно годиться для всех. Не существует какой-либо особой этики, которая служила бы одному человеку или отдельной группе людей в ущерб всем другим. Большинство людей интуитивно чувствует правиль ность этого. Скажем, когда вы были ребенком, ваша мать говорила вам наверняка что-то вроде: “Этого делать нельзя. Что было бы, если бы все решили так поступать?” Если мать приводила вам подобные доводы, то она действовала как теоретик кантианской этики, сама того не по дозревая!
Отметим два момента теории Канта. Во-первых, он строит свою этическую теорию на фундаменте человеческой рациональности (на том, что он называет практическим разумом), и это дает нам потенци альный общий знаменатель для построения универсальной этики. (Вспомните, что в традиции утилитаризма установить такой общий знаменатель было трудно, так как “пользу” люди понимают по-разно му.) Во-вторых, подход Канта заставляет нас думать о моральных пра вилах с точки зрения влияния индивидуального действия на целое.
В современной формулировке деонтический подход к оценке этич ности поступка звучит так: действие является морально оправданным для данного лица в том, и только в том случае, если причина, по кото рой осуществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в данной ситуации действовали бы так же.
В такой формулировке заключены два критерия корректности — в моральном плане — любого образа действия:
- * универсальность — личные мотивы должны быть универсальны ми (“А что, если бы все поступали так же?”);
- * обратимость — личные мотивы должны быть таковыми, чтобы лицо, их реализующее, могло желать, чтобы эти мотивы исполь зовались другими лицами (“А что, если бы я был на его месте?”, “А что, если бы с тобой поступили так же?”).
В отличие от утилитаризма кантианский подход сосредоточен на внутренних мотивах, а не на последствиях действий. В соответствии с этим лгать нельзя потому, что если это действие сделается всеобщим, то связи между людьми исказятся, люди потеряют доверие друг к другу и общество распадется. Можно, конечно, оспаривать выводы Канта на том основании, что ложь весьма распространена, а общества тем не менее не распадаются. Но все же стоит подумать о перспективе разви тия такого отношения. Ведь одна из основных проблем в этике бизнеса
— это то, что люди слишком легко придумывают самые невероятные обоснования дозволенности для них чего-то, что не дозволено другим. С точки зрения этики бизнеса, пожалуй, наиболее перспективной
является следующая формулировка категорического императива: “…пос
тупай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству”.
У человека всегда есть сильное искушение для воплощения каких- либо планов и достижения личных целей использовать других людей как средство. К сожалению, в бизнесе это особенно частое явление.
Как же определить, когда человек является средством, а когда це лью? Практически трудность анализа ситуации усугубляется тем, что в повседневной жизни мы привыкли смотреть на других, даже на самых близких нам людей, как на средство достижения наших целей. Но как правильно провести границу между “целью” и “средством”? Если бы 95% времени мы относились к какому-либо человеку как к средству, а 5% времени — как к цели, было бы это правильно с точки зрения нрав ственности? Кто решает, какое именно соотношение допустимо? На пример, в отличие от прошлых времен сегодня в России большинство людей относится к почтальону как к средству и мало кто — как к цели. Является ли это безнравственным? Большинство из нас скажет, что нет.
Однако если иметь в виду, что использование человека только в качестве средства ограничивается теми случаями, когда не происходит посягания на его автономию или возможность выбора, тогда в приве денной выше ситуации мы используем почтальона просто как сред ство, ибо наше отношение к нему не ведет к ущемлению его автоно мии или лишению его права выбора.
Конечно, несмотря на некоторые трудности применения кантиан ского подхода к конкретным ситуациям деловой жизни, значение эти ческой теории Канта для этики трудно переоценить. Кант далеко про двинул наше понимание закона нравственности тем, что связал процесс принятия этического решения с универсализацией правила, строя этику на общей для всех людей рациональности. Декларация ценности чело веческой автономии стала большим вкладом в развитие демократии и концепции прав человека.
1)Деонтическая этика. Теория утилитаризма оказывается малоэффективной и неадекватной в ситуациях, требующих анализа с позиций права. С понятием права приходится сталкиваться каждому бизнесмену. Термин «право» используется для описания нормированного отношения человека к чему-либо.
Право является мощным инструментом социальной регуляции, и его назначение состоит в том, чтобы обеспечивать для индивида возможность свободного выбора цели или рода деятельности и гарантировать этот выбор, защищая его. Наиболее важным среди различного рода прав являются так называемые моральные права (или права человека). Это права, которыми обладают все люди только потому, что они являются людьми. Моральные права имеют три особенности.
Они тесно связаны с обязанностями.
Моральные права обеспечивают возможность индивидуального автономного и равноправного выбора цели.
Моральные права образуют базу для оправдания образа действий одних лиц и для защиты и помощи другим лицам.
Можно выделить два главных различия между утилитаристским подходом и подходом с позиции моральных прав.
1. Моральные права являются отражением требований морали, предъявляемых к отдельному индивиду, тогда как моральные нормы утилитаризма по своей сути коллективны.
2. Права образуют базу нормативов, используя которые можно отвергнуть любые попытки апеллировать к таким критериям, как общественная полезность и количественные факторы.
В современной формулировке деонтический подход к оценке этичности поступка звучит так: действие является морально оправданным для данного лица в том, и только в том случае, если причина, по которой осуществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в данной ситуации действовали бы так же. («А что, если бы все поступали так же?», «А что, если бы я был на его месте?», «А что, если бы с тобой поступили так же?»).
2)Категори́ческий императи́в (нем. kategorischer Imperativ, от лат. imperativus — повелительный) — понятие, введённое Кантом в рамках его концепции автономной этики и призванное объединить идею о независимости нравственных принципов от внешней среды с идеей о единстве этих принципов. Понятие категорического императива было сформулировано И. Кантом в его труде «Основы метафизики нравственности» (1785).
Человек, по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла.
Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такой личности. Но почему же мы имеем представление о добре и зле? Это понятие нам дано свыше. Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала.[источник не указан 224 дня]
Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми.
В 1793 году в сочинении “Религия в пределах только разума”, касаясь вопроса об отношении морали и религии, Кант пишет:
Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнить. По крайней мере это вина самого человека, если в нем имеется такая потребность, и тогда ему уже нельзя помочь ничем другим; ведь то, что возникает не из него самого и его свободы, не может заменить ему отсутствия моральности. — Следовательно, для себя самой (и объективно, поскольку это касается ведения, и субъективно, поскольку это касается способности) мораль отнюдь не нуждается в религии; благодаря чистому практическому разуму она довлеет сама себе.
Формулировка
Распространенная ошибка заключается в отождествлении категорического императива с «золотым правилом нравственности»: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
У Канта категорический императив имеет следующие формулировки:
«… поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» и
«… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».
Категорическим императивом был бы такой, который представлял бы какой-нибудь поступок как объективно необходимый сам по себе, безотносительно к какой-либо другой цели.
Категорический императив является суждением из класса императивов.
Единый и безусловный закон долга, укорененный в чистом практическом разуме, Кант назвал категорическим императивом (категорическим требованием). В пересказе он гласит: поступай так, чтобы твои мотивы могли стать принципом всеобщего законодательства, т.е. моральны те побуждения, которые могли бы стать всеобщей нормой. Речь идет именно об универсальности мотивов, но не поступков, которые происходят в мире «вещей для нас». Таким образом, совершая нравственный выбор, мы выбираем этим и судьбу человечества.
Этика утилитаризма.
Утилитари́зм— направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Основателем теории традиционного утилитаризма считают Иеремию Бентама (1748—1832). В своих трудах Бентам разрабатывал методику поиска объективных критериев измерения ценностей, которая должна была обеспечить возможность простого и удовлетворительного с экономической точки зрения определения адекватности социальной политики и общественного законодательства. По его мнению, наиболее эффективными критериями могли служить степень соответствия образа действия и существующих законов и степень полезности и вредности деятельности (по данным оценки ее последствий). Какое-либо действие является правомерным с этической точки зрения в том, и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо действия первого.
Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 1095 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление