День без автомобиля его польза

День без автомобиля его польза thumbnail

Уже в четвертый раз в этот день (22 сентября) власти города и эксперты надеялись увидеть меньшее число автомобилей на дорогах, но их надежды опять не оправдались. Как это ни парадоксально, но в этот день отмечалась еще большая заторенность дорог и магистралей, и «День без автомобиля» превратился в «День автомобиля».

Сильные мира сего пересели на общественный транспорт

Власти Москвы и чиновничий аппарат заявили о своей готовности поддержать акцию и доехать до работы на общественном транспорте, дабы показать гражданам личный пример. Например, градоначальник Сергей Собянин решил проделать долгий путь от дома до работы на электричке. Во время своего пути-следования мэр пообщался с железнодорожниками. Некоторые заместители мэра также воспользовались услугами общественного транспорта и отправились на работу на автобусах, троллейбусах и маршрутных такси.

Николай Лямов, по собственному заявлению, в этот день отказался от транспорта совсем и совершил пешую прогулку. Многие чиновники выражали большую готовность поддержать акцию, но, как оказалось, это была лишь PR-акция. Журналисты, дежурившие в этот день возле зданий Госдумы и столичной мэрии, зафиксировали приезд большинства высокопоставленных лиц на дорогих черных иномарках.

День без автомобиля его польза

День без автомобиля

На время проведения акции на дороги города было выведено дополнительное количество единиц общественного транспорта: 400 автобусов, 150 троллейбусов и 70 трамваев. Более того, при условии покупки билета в киоске для большей эффективности стоимость проезда была снижена наполовину.

Идею акции поддержали и другие крупные города России: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Тула, Тверь, Тамбов, Курск, Волгодонск, Самара, Уфа, Йошкар-Ола и Кемерово. Это большой прогресс по сравнению с прошлыми годами, когда акцию поддерживали лишь несколько городов. Подведение итогов показало, что активность жителей столицы в этом году оказалась больше. Так, за 3 дня было продано порядка 205 тысяч дешевых билетов на общественный транспорт. Однако экологи, в свою очередь, никаких улучшений не заметили.

День без автомобиля его польза

Реальные факты проведенной акции оказались шокирующими. Вопреки ожиданиям плотность и протяженность пробок заметно увеличились. Относительно свободный трафик в столице наблюдался лишь до 8:30. Но уже ближе к 9 часам утра пробки стали расти, и эта тенденция сохранилась вплоть до позднего вечера. Аналитики оценили заторенность дорог столицы в 8 из 10 баллов. Хотя до дня проведения акции загруженность дорог была на уровне 6-7 баллов.

Самая большая пробка, насчитывавшая несколько десятков километров, была отмечена на внутренней стороне МКАД от Щелковского шоссе до Ленинского проспекта. На остальных крупных магистралях столицы также сохранялась высокая заторенность, а к вечеру она еще более сгустилась, особенно по направлению в область. В то же время на выделенных полосах под общественный транспорт проезжали полупустые автобусы, троллейбусы и маршрутные такси.

Несмотря на очередной провал акции, директор «Мосгортранса» не падает духом. Он отметил, что это только начало, поэтому результаты работы пока не видны, но уже в скором времени эта акция принесет свои плоды. С ним в корне не согласен один из руководителей экспертной группы, занимающейся транспортными проблемами в рамках обновления «Стратегии 2020» Михаил Блинкин. Эксперт уверен, что подобные акции не могут изменить транспортную ситуацию в столице. Для борьбы с пробками и экологическими проблемами нужно действовать жестко: сделать въезд в центр города дорогостоящим, создать большое количество парковочных мест, сделать общественный транспорт более престижным.

День без автомобиля его польза

Еще одной причиной провала акции Михаил Блинкин назвал низкое самосознание граждан. В той же Европе, в которой «День без автомобиля» проводится на протяжении многих лет, результаты оправдывают все ожидания. И европейский успех, считает эксперт, во многом предопределен более высоким культурным уровнем граждан. Так, отмечает он, многие европейцы, занимающие высокие должности, не считают зазорным добраться до работы на велосипеде. К тому же, в Европе на автомобилях ездят дольше, чем в России, поэтому для них подобные акции являются своего рода развлечением.

Акция «День без автомобиля» родилась в Европе, в испанском городе Толедо в 1994 году. Суть акции заключалась в том, чтобы поддержать экологическую составляющую и уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу. Позже к Испании присоединились и другие страны: Исландия, Франция, Великобритания и Австрия. На сегодняшний день эта однодневная акция переросла в целое недельное мероприятие и охватывает 43 страны. В 2008 году к этой акции присоединилась и Россия, но пока безуспешно.

День без автомобиля его польза

Есть ли реальная польза от «Дня без автомобиля»?

По оценкам экспертов, о пользе мероприятия говорить пока рано. Как отметил Михаил Блинкин, Москва находится на заре процесса транспортного самообучения. Как говорится, все приходит с опытом, а опыта у столицы в таких акциях пока еще маловато. Эксперты и экологи очень надеются, что подобные мероприятия в конечном итоге приведут к желаемым результатам, если будут проводиться дольше и чаще.

По оценкам экологов отказ жителей столицы на один день от пользования личным авто избавит атмосферу от 2,7 тысяч тонн вредных веществ. На данный момент в Москве зафиксировано 4,3 миллиона автомобилей, несложно представить, какой вред наносится окружающей среде ежегодно. В экономическом плане отказ от пользования автомобилем на день позволит сэкономить 407 миллионов рублей, которые ежедневно тратятся на покупку бензина.

Читайте также:  Мясо дикого кабана его польза

День без автомобиля его польза

Но даже эти цифры и доводы не оказывают своего положительного влияния на сознание людей. Все дело в том, что большинство автовладельцев считает, что не стоит тратить час времени на проезд в общественном транспорте, когда за полчаса можно добраться до работы на личном авто. И их не пугают длительные простои в пробках, которые отнимают, порой, больше времени, чем общественный транспорт. Такова логика российского автомобилиста.

Но, может быть, дело не только в автовладельцах, но и в самом общественном транспорте: качестве предоставляемых услуг, вежливости водителей, кондукторов и самих пассажиров, времени ожидания. За долгие годы у значительной части населения выработалось презрение к общественному транспорту. Конечно, нельзя винить в этом какую-либо одну сторону. Проблему нужно решать сообща, без этого толку от проводимых мероприятий и акций в пользу отказа от автомобилей не будет.

День без автомобиля его польза

Так считают и сами автовладельцы. Они говорят о том, что долгие годы роскошные автомобили были советскому, а потом и российскому гражданину просто не по карману. Сейчас же, когда время и ситуация в стране изменились, население стало более платежеспособно и теперь может позволить себе дорогие игрушки. Для них это больше средство роскоши, чем передвижения. Пока сознание людей не изменится, не поменяется и ситуация в стране.

Еще одной проблемой неэффективности данного мероприятия является плохая информированность граждан. Пассажиры общественного транспорта говорят о том, что реклама о приближающейся акции развешана преимущественно в метро и автобусах, в местах, где автовладельцы бывают реже всего. Для того, чтобы увеличить активность граждан, нужно развешивать рекламные баннеры на крупных магистралях, возле торговых центров и пускать в ротацию на радио и телевидение.

День без автомобиля его польза

Однако, по мнению большинства, даже такие меры вряд ли помогут. Логика многих водителей такова: если в день акции большинство пересядет на общественный транспорт, то я смогу без труда проехать на своем автомобиле. И так считает большинство. Вот и получается, что в «день без автомобиля» количество пробок только возрастает.

Сергей Василенков

Источник

День без автомобиля: экономно, выгодно или проблематично?

Фото: Pavel Yuryev/Rusmediabank.ru

Ты обладательница симпатичного, с «женским» внешним видом Nissan Micra или любишь совершать шопинг на своем миниатюрном Chevrolet Spark, а может, с удовольствием ездишь в фитнес-центр на шикарном Peugeut 107, спешишь отвезти детей в садик (школу) на безопасном Citroen C3? В любом случае, почему бы не попробовать один день провести без автомобиля?

22 сентября по всему миру проходит ежегодная акция под названием «День без автомобиля». Впервые решили отказаться от машин хотя бы на один денек швейцарцы. Это событие произошло в 1974 году, когда в стране наблюдался кризис с топливом, и власти призвали граждан «сэкономить на легковушках». Это благородное дело подхватили другие страны – Великобритания, Франция, а к 2002 году оно набрало обороты в тысячах городах мира под эгидой Еврокомиссии: теперь каждый год проводится «Европейская неделя мобильности», которую завершает «День без автомобиля».

Если ты живешь в мегаполисе, то наверняка не раз сталкивалась с ненавистными пробками, которые буквально взрывают всю твою нервную систему. И, конечно же, провести день без стресса на дороге было бы очень даже полезно для здоровья.

Что делать без машины: 3 способа обойтись без личного транспорта

Первый способ: пересесть на общественный транспорт

А почему бы и нет? Тем более что в этот акционный день многие городские власти в два раза снижают цену на проезд в общественном транспорте. Так что тебя не будут беспокоить «ядовитые кондукторши», которых красочно описал в своем рассказе «Трамвай» Михаил Зощенко, со словами: «Что ж вы думаете: я даром вас повезу? Платите, короче говоря, деньги или сойдите с моего вагона».

Кстати, день без своей машины значительно повлияет, по мнению экологов, не только на воздух, которым мы же и дышим, но и на наше здоровье. Хотя бы сутки без выхлопных газов (а это около 300 достаточно токсичных веществ, включая оксид азота, свинец, опасный канцероген сажу и пр.!) снизит риск заболеваний дыхательных путей и нервной системы. У многих перестанет болеть голова из-за вдыхания угарного газа и беспокоить аллергия. Ты только представь, что только в одной Москве на 15 миллионов жителей зарегистрировано около 4 миллионов единиц легкового транспорта! А ведь человек может прожить месяц без пищи, до семи дней без воды, а без воздуха не протянет и пяти минут! Мгновенно наступает кислородное голодание и смерть! Разве это не повод на время забыть о поездке на автомобиле?

Второй способ: прокатиться на велосипеде

Очень даже хороший вид транспорта: с его помощью можно не только благополучно добраться из пункта «А» в пункт «В», но и осуществить мечту под названием «обязательно сделаю завтра», то есть, похудеть: за час обычной поездки сжигается в среднем около 250 ккалорий. Наверняка, тебе даже больше понравится этот двухколесный вид транспорта, чем самая навороченная модель автомобиля и, ты также, как Лэнс Армстронг скажешь: ««На велосипеде меня удерживают не гоночные рекорды, а ощущение счастья». А может быть, сделаешь для себя полезный вывод, как знаменитый актер Робин Уильям: «Я катаюсь на велосипеде. Для меня это как передвижная медитация».

Читайте также:  Прыгать скакалка польза и вред

Всё хорошо, когда всё хорошо, но на самом деле в твоем городе могут отсутствовать специальные дорожки для езды на велосипеде (не исключение и Москва). Или в «День без автомобиля» желание поучаствовать в акции и велосипедное настроение испортит проливной дождь и уже не по-летнему прохладная погода.

Третий способ: «символично» согласиться с акцией

А можно провести «День без автомобиля» на автомобиле, но в знак своего уважения к этой полезной акции украсить свою машину какой-нибудь эко-символикой, например, повязать на антеннку зеленую ленточку. Только не жди свободного проезда, так как многие тоже будут с зелеными ленточками, как ты, и ни одного велосипедиста… В общем, выбирай сама свой путь и как по нему следовать.


Утопические мысли

А что, если бы большинство сознательных граждан действительно в этот день отказались от личного транспорта? Сколько бы можно было сделать на «сэкономленную сумму»?
По средним подсчетам, в сутки потребление топлива легковыми машинами в городе приблизительно составляет 11 тонн. Если умножить это количество на среднюю розничную цену 35,5 тыс. рублей за тонну, то получаем 390 млн. рублей!

Можно:
• внести вклад в спасение хотя бы одного вида вымирающих животных;
• построить несколько детских площадок, школу, спортивный комплекс;
• снять шедевральный фильм;
• оказать медицинскую и материальную помощь инвалидам и нуждающимся.

А что бы сделала ты с этими деньгами для прекрасного будущего всей планеты? Может быть, и у тебя есть интересные предложения, как можно с пользой для себя и экологии провести «День без автомобиля»?

Источник

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в этом году стало инициатором проведения Дня без автомобиля. На что рассчитывают природоохранники 22 сентября, велик ли вклад автомобилей в общее загрязнение воздуха в Беларуси и каковы пути решения экологическо-транспортных проблем, – об этом для ET CETERA.Авто рассуждал начальник специальной инспекции государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, озонового слоя и климата Сергей Завьялов.

– С вашей точки зрения, чем вызвана необходимость проведения Дня без автомобиля?


– Беларусь и, в частности, столица не могла обойти стороной такую акцию. Ежегодно она проводится в двух тысячах городов. Необходимость проведения такой акции связана с тем, что во всем мире транспорт занимает первое место по объему выбросов загрязняющих веществ. В нашей стране из общего объема выбросов 72% приходится на транспорт. А в отдельных белорусских городах эта цифра доходит до 85% от общих выбросов загрязняющих веществ. Сегодня в республике зарегистрировано 3 276 000 автотранспортных средств. Причем 85% машин находится в личной собственности автовладельцев, а 15% принадлежит организациям. Ежегодно наши граждане приобретают все больше и больше автомобилей. Например, в прошлом году физическими лицами было ввезено более 217 тыс. автомобилей.

Есть и еще одна проблема: белорусы стремятся купить достаточно дешевые автомобили. Нас очень огорчает, что в прошлом году возраст более 60% ввезенных в страну машин составлял семь лет и старше. Учеными было доказано, что после семи лет эксплуатации автомобиль становится экологически небезопасным. Данные российского института НАМИ показали, что выбросы загрязняющих веществ после семи лет эксплуатации автомобиля начинают расти по всем показателям.

Средний пробег автомобиля за год составляет пятнадцать тысяч километров. За это время автомобиль потребляет около двух тонн топлива. Не забывайте, что при этом поглощается тридцать тонн кислорода! А две тонны топлива в результате дают нам порядка 700 килограммов угарного газа, 430 килограммов окислов азота и 230 килограммов всевозможных углеводородов. Поэтому мы не могли обойти этот день стороной.

– Акция “День без автомобиля” рассчитана в основном на крупные города. Можно ли говорить о том, что в Беларуси это в первую очередь акция для столицы?

– Неправильно говорить, что эта акция актуальна в первую очередь для столицы. На наше предложение откликнулось семнадцать органов государственного управления, которые на местах осуществляют эту акцию. Мы не говорим о ее больших масштабах, потому что участвуем в Дне без автомобиля всего лишь второй год. А в зарубежных странах более чем двенадцатилетний опыт проведения. Мы прекрасно понимаем, что за несколько лет очень сложно изменить психологию белорусов. Я думаю, что постепенно люди поймут необходимость проведения подобных мероприятий и начнут активно в них участвовать. Люди должны понять, что транспорт – это не только благо, но и проблема.

Наблюдения за качеством атмосферного воздуха идут более чем на 60 постах по всей республике. Данные этих замеров указывают на города, в которых ситуация требует улучшения. В 2008 году в столице и в отдельных городах Беларуси было зарегистрировано большое превышение уровня фенола в воздухе. Определенные проблемы есть в городе Речице, в Могилеве и в других уголках Беларуси.

Читайте также:  Наследник первой очереди может отказаться в пользу наследника второй

Эта система наблюдения помогает и в управлении качеством воздуха. В новом законе “Об охране атмосферного воздуха” предусматривается возможность серьезного вмешательства в тех местах, где это необходимо. Вопросы транспорта требуют отдельного серьезного решения Министерства природы.

Важно и то, что для эксплуатации транспорта с высокими экологическими характеристиками нужно соответствующее топливо. А мы сегодня можем гордиться, что выпускаемое в стране топливо соответствует стандартам “Евро-4” и “Евро-5”. Мы единственные на постсоветском пространстве, кто выпускает дизельное топливо с такими характеристиками. Правительством страны принят технический регламент на бензин и дизельное топливо. С 2011 года выпускаемый в стране бензин и дизельное топливо будет соответствовать всем европейским нормам.

– На ваш взгляд, насколько эффективным могло быть принятие в Беларуси запрета на ввоз автомобилей старше 7-10 лет?

– Мы понимаем, что запреты ни к чему хорошему не приводят. На мой взгляд, важно применять методы экономического стимулирования. Введенная в свое время норма ввозной пошлины для автомобилей старше 14 лет привела к определенным результатам. В страну перестал поступать хлам, который здесь никому не нужен. Я периодически бываю в областных центрах и вижу старые транспортные средства, которые приобретены для других нужд. Из 3 276 000 автомобилей сегодня еще достаточно высок объем транспортных средств производства стран СНГ или республик СССР. В Беларуси на учете стоит более 110 тысяч “Запорожцев”. Радует, что по сравнению с 2008 годом таких автомобилей стало на 6% меньше.

– Каким образом Министерство природы и охраны окружающей среды участвует в контроле над вредными выхлопами транспортных средств?

– Сейчас вся контрольная деятельность в стране будет подчиняться требованиям, которые изложены в указе президента страны. До недавнего времени все предприятия, которые эксплуатируют транспортные средства, были разделены на соответствующие категории в зависимости от количества транспортных средств. Кроме того, были определены требования, при каком количестве автомобилей транспортная организация должна иметь специальный прибор контроля.

Сегодня контролируется соответствие фактического выброса норме, заявленной заводом-изготовителем. Например, в нашем стандарте для автомобиля “Жигули” норма выбросов составляла не более 1,5%, а для Volkswagen эта норма не должна превышать 0,5%.

Наше министерство совместно с ГАИ МВД проводит операцию “Чистый воздух”. Основной задачей акции является снижение загрязнения атмосферного воздуха вредными выбросами, содержащимися в выхлопных газах транспортных средств.

– Куда обращаться, чтобы утилизировать свое транспортное средство или какие-то его части?

– Этот вопрос является одним их самых проблемных. Сегодня в стране есть несколько технологий, связанных с утилизацией шин и старых покрышек.

Первое направление – это использование бытовых отходов и покрышек в качестве топлива для цементных печей. Сегодня линии такого типа установлены на двух белорусских заводах. Здесь появляются жесткие экологические требования, которые мы предъявили цементным заводам. Уже сегодня мы потребовали организовать действенный контроль над вредоносными выбросами в атмосферу. Самое главное – появился документ, который обязывает такие предприятия установить систему автоматического контроля над выбросами. Второе направление – это переработка шин в соответствующую крошку и в ряд других продуктов.

– Насколько Беларусь готова сегодня к активному внедрению автомобилей с гибридными двигателями в общий автомобильный поток?

– Сегодня выбросы транспорта составляют порядка 10% выбросов парниковых газов. Давно известно, что самым вредным парниковым газом являются пары воды. Ряд крупных ученых даже ставит под сомнение водородный двигатель. Если CO2 используется растениями, то в процессе сжигания водородного топлива потребляется кислород и выбрасываются пары воды. Пока глобальные масштабы воздействия трудно оценить. Сегодня в Национальной академии наук ведутся разработки по эффективной технологии получения водорода для различных нужд. К сожалению, я не могу с полной достоверностью сказать, насколько запланирован в республике выпуск соответствующих двигателей. Мы видим, что в Европе и США этот вид транспорта не нашел широкомасштабного применения.

– Сейчас Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с Минтрансом разрабатывается система маркеров для транспортных средств. При прохождении техосмотра транспортные средства будут классифицировать по степени вредности их выбросов и помечать их соответствующими наклейками. На какой стадии разработки и внедрения находится эта система и насколько она будет эффективна?

– Не в Беларуси придуман этот механизм. Европейцы допустили ошибку, когда сократили количество общественного транспорта при упоре на личный транспорт. Для сохранения исторического наследия начались акции, связанные с делением автомобилей на определенные классы. Мы сегодня не говорим о том, когда введем ограничения. Мы сейчас собираемся провести экологическую классификацию, а потом начинать принимать какие-то меры.

– Какие мероприятия нужно проводить, чтобы белорусы обратили внимание на вредное влияние выбросов автомобиля?

– Роль Министерства заключается в пропаганде экологических знаний. Мы должны показать вред автомобилей для окружающей среды. Это направление будет очень активно развиваться в Министерстве. Собираемся готовить различные буклеты и памятки и через общественные организации будем доносить информацию до людей. Каждый человек должен понимать, что он своими действиями ухудшает жизнь в первую очередь себе, а потом уже окружающим.

Источник