Что такое выбор веры почему он был сделан в пользу православия

Что такое выбор веры почему он был сделан в пользу православия thumbnail

Князь Владимир Святославич — одна из ключевых фигур в истории русского народа. При его правлении Киевская Русь стала православным государством. В статье рассмотрим кто такой князь Владимир, жизнь на Руси до принятия православия, причины выбора христианства князем Владимиром.

Дата рождения князя достоверно неизвестна, датируют ее примерно 960 годом. Владимир — сын князя Святослава Игоревича и служанки Малуши, которая была раздатчицей милостыни при княгине Ольге.

Причина 1: Его бабушка Ольга приняла христианство

Будущего правителя в Киеве предположительно воспитывал его дядя, воевода Добрыня. Несмотря на то, что он жил при княжеском дворе Ольги, его долго обзывали «робибич» (сын служанки).

Ольга в 955 году приняла христианство в Константинополе. При крещении ей было дано имя Елена. Она стала первой крещенной правительницей Руси. Очевидно, религиозное мировоззрение княгини наложило отпечаток на воспитание Владимира.

Княгиня Ольга – первая правительница Руси, принявшая крещение. Бабушка князя ВладимираКнягиня Ольга — первая правительница Руси, принявшая крещение. Бабушка князя Владимира

В 969 году князь Святослав, отец Владимира, разделил свои владения между братьями Владимира. Ярополку отдал Киев, а Олегу — Древлянскую землю. В это же время новгородцы приехали просить князя для своих земель. По совету Добрыни, князем новгородцев стал несовершеннолетний Владимир.

В 972 году отец князя погиб. В 977 году между старшими братьями Владимира начались междоусобные войны, в которых погиб Олег. Владимир, испугавшись подобной участи, сбежал. Предположительно, в Скандинавию или Прибалтику. Через некоторое время он вернулся в Новгород и одержал победу в войне со своим братом. В 978 году Владимир стал править в Киеве.

Князь Владимир – правитель Киевской РусиКнязь Владимир — правитель Киевской Руси

До крещения Руси на ее территории главенствовало язычество или многобожие. Язычество тесно связано с поклонением природным силам. Богом Солнца был Ярило, богом огня — Сварог, богом войны — Перун. Традиционным для язычников было жертвоприношение во имя богов. Иногда в жертву приносили людей.

Придя к киевскому престолу, Владимир не сразу принял христианство. Этому предшествовали его попытки укрепить язычество. Он установил статуи главных языческих богов на главных площадях Киева и Новгорода, куда могли приходить все жители, чтобы отдать хвалу богам. Были установлены идолы Перуна — бога войны, Стрибога — бога вехра, Даждьбога — сына бога огня, Мокоши — богини женского рукоделия.

Причина 2: Принятие христианства в европейских странах

Когда на территории Руси главенствовало язычество, в других странах языческие верования отошли на второй план. К тому моменту широкое распространение приобрели мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Они значительно отличались от язычества. Все эти религии проповедуют монотеизм – веру в единого Бога.

К моменту, когда Владимир пришел к правлению, Русь уже была хорошо знакома с христианством. Народы, что жили по соседству уже были христианами. Поэтому религия была не чужда жителям Руси.

Изменение международного положения Руси, а именно тесное сотрудничество со многими зарубежными государствами, заставило князя пересмотреть свои религиозные взгляды. Это впоследствии стало одной из причин почему Владимир принял христианство. Он стал выбирать среди мировых религий ту, которая должна стать государственной.

То, как Владимир выбирал религию, описано в летописи «Испытание вер». Согласно ему, правитель вызывал проповедников всех религий и общался с ними, чтобы сделать свой выбор. На это у князя ушло примерно 2 года. Он отнесся к выбору вероисповедания очень ответственно.

В 986 году он принял волжских булгар, представителей ислама. Когда он узнал об обрядах, традициях и запретах религии, он отказался. Особенно его смутил запрет на распитие вина. Однако, не только это повлияло на решение отказать гостям мусульманам.

Причина 3: вражеские отношения с Хазарией и Волжской Болгарией

С Хазарией и Волжской Болгарией у Владимира были вражеские отношения. К тому же они приняли ислам и построили свою культуру на основе традиций и обрядов, которые были чужды русскому народу и самому Владимиру.

Не нашел общего языка князь и с представителями католицизма из Рима.

Отказ получили и иудеи. Причиной было отсутствие собственной земли у хазарских евреев, которая была разгромлена отцом Владимира, Святославом.

Причина 4: Духовные поиски Владимира

Далее состоялась встреча князя с византийцем. Философ (так он был назван летописцем за проявленную мудрость) из Греции рассказал ему о вере христиан и о Библии. Самой удачной оказалась встреча с греческим гостем.

Кроме прочих причин почему Владимир выбрал православие, им двигало стремление познать истину. Он часто руководствовался совестью и честью в своих поступках, в принятии решений и в правлении. Поэтому, выбирая религию, он основывался на собственных принципах, схожих с теми, что описывались в Библии.

Тем не менее князь Владимир выбрал православие не сразу. После совещаний с приближенными, он принял решение посетить богослужение мусульман, иудеев, немцев и греков. Посланники князя, посетив Константинополь высказали свой восторг: «Не ведали, где мы есть – на небе или на земле». В итоге, Владимир выбрал христианство.

Причина 5: Политический интерес в сотрудничестве с Византией

Владимир был хорошим правителем, который беспокоился и о благополучии своих подданных. Он знал, что союзничество с Византией – выгодное решение. Один из способов его достижения – принятие византийской религии. Это обеспечивало Киевской Руси торговлю с Константинополем, Крымом и Балканами. Также Византия имела большое влияние на боевые действия печенегов. И это было веской причиной для сотрудничества с ней.

988

в этом году состоялось принятие христианства

Владимира окрестили в Константинопольском храме. После чего, в этом же году окрестили жителей Киева. К сожалению, о самом процессе крещения князя известно крайне мало. Даже о дате крещения некоторые ученые все еще спорят. Некоторые утверждают, что его крестили в 987 году, другие настаивают на 988 году.

Крещение князя Владимира – 988 годКрещение князя Владимира — 988 год

Причина 6: люди имели доступ к книгам о богослужении на русском языке

Другой причиной почему Владимир принял христианство стало то, у русских была возможность читать богослужебные книги на родном языке. Примерно веком ранее, до княжения Владимира, священные книги были переведены на славянский язык Кириллом и Мефодием. К моменту выбора религии князем, народу уже хорошо было известно и духовно близко христианство и его основные постулаты.

Источник

Христианство – одна из основных мировых религий, для нас, естественно, самая главная. На субстрате христианского вероучения выросла европейская и русская культура, мораль и этика, сформировались традиции. Христианское мировоззрение прочно вошло в менталитет исторически принявших эту веру народов и стран, со всем плохим и хорошим, что в нем было. Однако провозглашенная свобода вероисповедания привела к появлению людей, отказывающихся от традиционных ценностей своего региона в пользу экзотических. Кто эти люди и почему они совершают свой выбор вероисповедания?

Локаята представляет Вам небольшой эксперимент, опрос, проведенный с целью выявить причины выбора традиционной или альтернативной религии.

Эксперимент

Нами было проведено исследование. В ходе опроса мы задействовали около пятидесяти респондентов с высшим образованием или учащихся, причисляющих себя к православной вере, но не считающих религию очень важной составляющей их жизни. Им всем был задан один-единственный вопрос: почему? Почему ими для удовлетворения своих религиозных потребностей была выбрана именно православная вера. Респонденты давали ответ в свободной форме, однако смысл в 100% случаев был совершенно одинаков: все опрошенные, говоря о выборе своего вероисповедания, указывали традиционные, исторические причины. Бабушки, дедушки и предки до седьмого колена были православными, следовательно и респондент оставался в рамках данной религиозной традиции. Речи о каком-то осознанном выборе религии, сравнении разных вероучений не было ни в одном случае.

В качестве контрольной группы были опрошены четырнадцать человек. Семеро рожденных в России и воспитанных в православной культуре, исповедующих иные вероучения, чем православие: католичество, кальвинизм, ислам, индуизм, а также семеро атеистов.

Все семеро адептов альтернативных (для России) религий смогли обосновать выбор своего вероисповедания, сравнивая его с православием и другими вероучениями. Атеисты продемонстрировали разделение на тех, кто вообще не задумывался о религии и является атеистом в силу исторических обстоятельств (родители-атеисты), и на тех, кто отказался от веры в сверхъестественное вследствие критического анализа религиозных течений. Первых, скорее, можно назвать агностиками, потому что на вопрос о существовании бога они отвечали уклончиво и нерешительно, не подтверждая и не отрицая существования высших сил. Вторые четко представляли себе предмет разговора и могли обосновать свое мнение, подтверждая его отдельными фактами.

Результаты

На основе этого исследования мы делаем заключение во-первых, о разной степени потребности в вере у наших респондентов, выраженной в знаниях о выбранном вероучении, готовности говорить и дискутировать об их религии. Во-вторых, о слабой привлекательности традиционного для европейской части нашей страны православия для людей с высокой потребностью в вере.

Наши наблюдения демонстрируют, что индифферентные респонденты со слабой потребностью в вере, которых большинство, остаются в рамках обычной для их окружения традиции, в нашем случае православной или атеистической/агностической. Люди увлеченные, с высокой потребностью в вере, как правило, выбирают для себя культы экзотические, нетрадиционные, или же становятся атеистами.

Нам не удалось выявить ни одного человека, осознанно выбравшего для себя православие, однако небольшая выборка позволяет предположить, что таких людей должно быть не меньше, чем последователей любого другого экзотического вероисповедания.

Вывод

В современном мире распространение той или иной религии в определенной местности зависит исключительно от исторических и традиционных факторов. На сегодняшний день ни одно вероисповедание не выдерживает критического анализа из-за слабости аргументации его адептов и накопленных человечеством знаний.

В других исследованиях приводятся данные о связи религиозности с низким уровнем образования (см. Ричард Докинз, “Бог как иллюзия”). Человек, который учится и задает вопросы, неизбежно ставит под сомнение компетентность традиции, в рамках которой он вырос, и выбирает для себя либо экзотические вероисповедания, либо становится атеистом или агностиком.

При этом выбор экзотических вероучений скорее всего связан с особенностями их распространения в нетрадиционных для них регионах. Выбор в пользу такого вероучения характеризует верующего как человека, задумавшегося о своем предназначении, выбравшего религию осознанно. Иными словами, кальвинисты в Новосибирске будут более правильными, чем прихожане в кальвинистской общине где-нибудь в Пенсильвании. Поэтому новообращенный кальвинист с берегов Оби обнаруживает общину, в которой прихожане относятся к религии серьезно, осознанно верят и выполняют положенные ритуалы, в отличие от индифферентных к религии людей, считающих себя православными.

И только атеисты во всех странах одинаковы. Это как правило спокойные, доброжелательные, образованные люди. Дорогие друзья, бросайте религию, увлекайтесь наукой!

Ну а мы как всегда будем рады Вашему содействию нашему делу, выраженному лайками и репостами. И не забудьте подписаться на канал Локаята!

Источник

Выбор веры князем Владимиром

Как известно, в древности именно религия играла важнейшую роль в формировании культуры той или иной страны, была одним из рычагов государственной власти и влияла на все сферы жизни. Для Древней Руси такой религией стало православное христианство, принятое в 988 году. В этой статье я попытаюсь ответить на данный вопрос.

Почему языческой Руси понадобилось принимать монотеистическую (с единым Богом) веру? Дело в том, что князь Владимир Святославич продолжал дело своих предшественников по объединению Древней Руси. Однако было важное препятствие к этому – каждое племя, поклоняющееся языческим богам, имело разные социальные нормы и идеологию, а жрецы-язычники практически не подчинялись князю.

Так выглядело языческое капище

Нужна была единая религия для всего государства, которая стала бы мощным объединяющим фактором и сделала бы церковь опорой княжеской власти.

Согласно «Повести Временных лет», в 986 году князь Владимир провёл «испытание вер». Прибыли послы, предлагающие Киевской Руси принять разные религии:

1) Послы из Волжской Булгарии предлагали принять ислам. Владимир отказался, поскольку его не устраивали отказ от алкоголя и церемония обрезания.

2) Хазарские иудеи убеждали князя перейти в иудаизм. Поскольку хазары в тот момент не имели собственной земли, князь счёл, что их оставил Бог и отверг предложенную ими религию.

3) Посланники Папы Римского хотели, чтобы Русь приняла католицизм. Однако князь Владимир был против, сославшись на то, что его предки отказались от этой религии (имеется в виду безуспешный визит католического миссионера Адальберта на Русь в 961 году).

4) Византийский посол выступал за переход древнерусских племён в православное христианство.

Почему же из всех вариантов Владимир Святославич выбрал именно православную веру? Можно назвать следующие причины:

  • Военный, политический и экономический союз с Византией был выгоден для Киевской Руси. Поскольку при Святославе русско-византийские отношения ухудшились и были неравноправными, нужно было их восстанавливать. В 987 году сложилась удачная ситуация – Константинополь просил у Киева о помощи в подавлении восстания Варды Фоки. Взамен Владимир попросил руки царевны Анны, но получил встречное условие – он должен был принять христианство.

Крещение князя Владимира (картина В.Васнецова)

  • В 957 году первой из русских правителей приняла крещение княгиня Ольга (она приходилась Владимиру бабушкой). Более того, в то время в Киеве уже существовала небольшая христианская община. Принимали православие многие русские торговцы (купцам-христианам византийцы предоставляли более выгодные условия), а также русские дружинники, служившие у византийского императора. Соответственно, христианство к 988 году было уже не чуждой для Руси религией.
  • Православные обычаи и культурные нормы были ближе Киевской Руси, чем нормы других предложенных религий. К тому же, католиков, мусульман и иудеев среди русских в тот момент практически не было.

Крещение Руси

На мой взгляд, все дороги вели Древнюю Русь к принятию христианства, а другие варианты фактически не являлись достойной альтернативой. Не все были довольны свержением языческих богов с их пьедестала – неслучайно у нас сохранились некоторые языческие праздники и обычаи (к примеру, Масленица). Тем не менее, дальнейшая история России показала, что Владимир Святославич сделал правильный выбор, который благотворно сказался на развитии русской государственности и культуры.

Источник

Теперь пришло время рассказать о самом, пожалуй, главном событии в жизни князя Владимира и в истории Руси. Речь пойдет о крещении Владимира и всей русской земли. Но мы посмотрим на это со стороны личного отношения и выбора князя и только немного с исторической точки зрения. Что же подтолкнуло Владимира к этому решению? Давайте разбираться.

Крещение Руси

Причины принятия новой веры

Первой причиной часто обозначается политическая надобность в принятии новой веры. Весь тогдашний мир (в границах Европы и Востока) уже перешел к религиям, в которых было единобожие. Не только союзники Руси (Византия, к примеру), но и враги. Так, Хазарский каганат был государством иудаизма (еврейской религии), Волжская Булгария стала мусульманской страной. И только Руссское государство оставалось в язычестве, которое, к тому же, не оправдало той надежды на идейное объединение племен и земель, которая была возложена на него Владимиром. И он решил выбрать для государства новую, монотеистическую (единобожную) веру.

Причиной того, почему было выбрано православие, обозначают союз с Византией, которая была носительницей этой религии. И для того, чтоб приблизиться к этой самой великой империи того времени, можно было сделать ставку на принятие православия.

К тому же, идея единого бога гораздо лучше подходила объединяющемуся государству, нежели многобожие, что можно назвать еще одной причиной именно такого выбора Владимира.

Но это все – причины именно государственного решения, государственной религиозной реформы. А что касается самого князя, то все было гораздо глубже. Иначе почему его жизнь после 988 года самым крутым образом поменялась? Конечно, личный выбор Владимира в пользу православия был основан на каких-то глубоких переживаниях и размышлениях. Так давайте попытаемся понять, что так повлияло на него, попробуем рассмотреть это сквозь призму времени.

История принятия новой веры

В 983 году произошло событие, которое, как говорят, очень сильно повлияло и на личность Владимира, и на его политику. Дело в том, что многие из дружинников, наемников и даже торговцев уже были православными христианами, т.е. крестились в Византии. И вот, после победы над ятвягами (это такое племя) в 983 году было решено принести жертву идолам в знак благодарности за победу. Жребий как раз пал на христианина – Иоанна, сына варяга Федора, который тоже был крещен. Однако те, конечно же, отказались повиноваться этому жребию, хотя и было принято слушать “волю” богов. В результате они были убиты киевской толпой в своем же доме. Федора Варяга и Иоанна называют первыми русскими мучениками. И эта смерть, точнее, ее причина, не могла не потрясти князя, который знал лично всех дружинников, в том числе и этих двух.

Федор Варяг и сын его Иоанн

В 986 году было,судя по всему, объявлено о том, что русский князь хочет изменить веру, так как к его двору стали прибывать религиозные посольства из Волжской Булгарии, Хазарского каганата, Византии и даже от Папы Римского. Но Владимир почему-то отказался и от иудаизма, и от христианства западного обряда, и даже от ислама, которому вначале симпатизировал. Выбор свой он остановил на православии.

Выбор веры Владимиром

Но нужно было убедиться в правильности выбора. И тогда были отправлены ответные посольства в эти страны. Спустя время они вернулись с впечатлениями. Самыми яркими, как гласит летопись, были переживания послов из Царьграда, которые говорили, что “не знаем, где были: на земле или на небе”. И тут как раз подвернулся случай принять православие от византийцев.

Собор святой Софии в нынешнем виде (Стамбул, бывший Константинополь)

В 987 году императоры (а их в Византии было всегда по два) попросили помощи у Владимира для подавления мятежа в Малой Азии. За это князь упросил прислать священников и епископов для крещения его и людей и учреждения Русской митрополии. А еще императоры обещали выдать за Владимира свою сестру Анну. Такой брак скрепил русско-византийский союз надолго. Но в ответ на помощь они, как всегда, обещание не выполнили, и даже никого из священников не прислали. Тогда Владимир пошел войной на Византию, осадил Херсонес в Крыму и стал ждать. Императоры, конечно же, стали сговорчивее и исполнили все обещания. В Херсонесе князь был крещен и обвенчался с византийской царевной Анной.

Крещение Владимира

Примерно к августу 988 года Владимир вернулся в Киев и приказал крестить людей и в Киеве, и во всех землях. В большинстве мест крещение Руси проходило спокойно и без сопротивления. Например, в местах, где финское население отказывалось креститься, силу не применяли (в Ростове и Муроме, например). Так Русь стала христианским государством, войдя таким образом в сообщество влиятельных стран того времени.

Памятник князю Владимиру на Владимирской горе в Киеве (предполагаемое место крещения киевлян)

Последствия принятия новой веры

Что же касается князя Владимира, то перемены в его жизни случились сразу. Он с миром отпустил всех своих наложниц и жен, пообещав каждой найти мужа. Его палаты в Киеве стали постоянно наполняться нищими, калеками, бездомными и странниками, которых кормили и поили из княжеской посуды. Еще Владимир велел выпустить всех преступников и не сажать людей в темницы вообще, на что возроптали не только его соратники, но даже священники и епископы, которые убедили его в том, что он, как великий князь, просто обязан вершить суд и наказывать преступников.

Для страны это стало, безусловно, поворотным шагом в истории. Русь стала одной из мировых держав, получила письменность и культуру. Да, конечно, и до крещения это все было, но после этого события все вышеназванные сферы обрело определенные, осязаемые черты. Отроков стали отправлять в училища, где они обучались грамоте и чтению. Интересно, что матери со слезами отпускали своих детей туда, ибо грамотность считалась чародейством. На Руси стали строиться храмы и прочие каменные сооружения. Стали писаться книги, иконы и фрески. И главное, наверное, – это то, что Русь превратилась в окрепшую и мирную державу.

Закладка Десятинной церкви в Киеве – первого каменного храма на Руси

О крещении Руси и самого Владимира еще долго будут спорить, но одно можно не оспаривать: эти события коренным образом изменили нашу страну во всех аспектах.

P.S.

Хоть наши люди и крестились довольно спокойно и без сопротивления, но остатки язычества закрепились в людях, остаются они и сейчас. Наша вера в приметы, домовых и прочее – все оттуда. И никак это не изменить. А надо ли?

Источник