Что такое польза в искусстве

Что такое польза в искусстве thumbnail

Healing art

Ещё со времен Древней Греции люди знали о силе влияния искусства на эмоциональное и физическое состояние. Именно она, по их мнению, способствовала очищению тела и души. «Катарсис» — так назвал эту силу Аристотель, но философ так и не дал нам чёткого понимания, как она работает. Одни считают, что искусство здесь вообще ни при чём: человеку нужно просто испытать страх, чтобы «получить пользу».

Другие признают такую трактовку ошибочной, ведь страх — эмоция деструктивная и к положительному результату привести не может, поэтому ограничивают его (страх) рамками искусства. Как? Ответ скрывается в театре — безопасном месте, где под воздействием музыки и игры актёров человек может испытать целую бурю эмоций от страха и грусти до радости и наслаждения. А потом — катарсис.

Так всё же почему после посещения театра, музея или галереи мы начинаем задумываться о неочевидных вещах, менять наше представление о жизни и искать вдохновение в окружающем мире? Как произведениям искусства иногда удаётся полностью перевернуть наш внутренний мир и заставлять действовать? В конце концов, в чём состоит секрет искусства?

Healing art

Искусство уменьшает стресс

Согласно исследованиям британских учёных, люди страдают психологическими проблемами намного чаще, чем, например, болезнями сердца. И если решать вторую проблему поможет регулярная диагностика организма у врача, то с первой можно справиться своими силами. Например, сходить в музей.

Вы когда-нибудь задумывались, почему смотрительницы так внимательно следят за тем, чтобы посетители в залах вели себя тихо? Подсказка: совсем не потому, что у них скверный характер. Дело в том, что, рассматривая некоторое время одну картину, мы успокаиваемся, погружаемся в себя и абстрагируемся от волнующих мыслей. Это можно сравнить с эффектом от медитации, где мы остаемся наедине с собой на несколько минут. Понятно, если бы рядом ругалась семейная пара, за углом плакал ребёнок и бегала парочка собак, это было бы неосуществимо.

Учёные даже провели эксперимент: отправили группу далеких от искусства людей в музей на 35 минут и измерили у них уровень кортизола до и после посещения. Выяснилось, что у большинства испытуемых уровень гормона стресса после прогулки среди произведений искусства значительно снизился. Разумеется, этот способ не сработает, если вы хотите посмотреть всю коллекцию Эрмитажа или Лувра за час. В таком случае вы устанете не только физически, но и эмоционально. Плюс быстро забудете всё, что увидели.

Healing art

Искусство учит думать

Без предварительной подготовки не так просто понять, что сказал картинами Сальвадор Дали и какой смысл зашифровал Марсель Дюшан в свой писсуар. Но умение поддержать диалог о новом авторе или спорной работе без аргументов в стиле «мне нравится/не нравится» — вызывает уважение. Посещая выставки, читая книги, слушая музыку, мы собираем целый багаж знаний, который помогает взглянуть на многие работы, не прибегая к оценочным суждениям.

А ещё, искусство помогает нам не только посмотреть на мир глазами автора и в результате познать самого себя, но и учит мыслить нестандартно. Причём оно не всегда приносит нам радость, а иногда даже наоборот — вызывает в нас яркие отрицательные эмоции. Но именно благодаря им мы начинаем думать о чём-то важном, о том, на что раньше могли закрывать глаза.

Искусство продлевает жизнь

Ещё сам Чехов говорил: «Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют». Поэтому не забывайте главное: «создание искусства», а точнее сам творческий процесс, не только поднимает настроение, но и улучшает здоровье.

Учёными было доказано, что рисование, роспись и лепка из глины помогают людям справиться с различными видами психологических травм. По их словам, именно благодаря подобной творческой практике у пациентов есть возможность поделиться переживаниями, которые иногда слишком сложно выразить словами. В других исследованиях также было установлено, что процесс «рисования» на бумаге травмирующего события помогает избавиться от негативных эмоций, которые с ним связаны. Данное утверждение работает и в обратную сторону: если «рассказать» на холсте о чём-то позитивном, это благотворно повлияет на психологическое состояние. Что касается физической пользы, для примера можно взять уроки танцев. Здесь и без научных исследований известно, что они не только приведут тело в форму, но и поднимут настроение.

Healing art

Как дать больше места искусству

Совсем не обязательно уметь писать картины как Микеланджело и петь как Пласидо Доминго. Не является необходимостью посвящать творчеству всю жизнь, достаточно всего нескольких часов в неделю. Главное — помнить, что у всех нас есть потребность в самовыражении, которую нужно удовлетворять. Мы занимаемся творческими видами деятельности просто потому, что наслаждаемся этим процессом и интуитивно знаем, что он не только помогает нам отвлечься от навязчивых мыслей, но и доставляет удовольствие.

Поэтому в следующий раз, когда у вас выпадет свободная минута, и рука привычно потянется к телефону, чтобы бессмысленно пролистать ленту инстаграма, сделайте другой выбор. Возьмите роман Фицджеральда, включите любимую классическую композицию или посмотрите каталог с картинами импрессионистов. Если мы можем навести порядок в нашем психическом и физическом состоянии, просто слушая музыку, рисуя бессмысленные абстракции и учась танцевать, почему бы не добавить чуть больше искусства в нашу жизнь?

Читайте также:  Вред и польза монстеры в домашних условиях

Фото: @amberlyvalentine

Источник

Êíèãè è èñêóññòâî ó÷àò ïîäíèìàòüñÿ è ðàñòè íàä ñâîèì îáûâàòåëüñêèì “ÿ” – ýòî ïåðâûé è î÷åâèäíûé “æèðíûé ïëþñ”.
 îáûäåííîé æèçíè ÷åëîâåêó ñ óìîì è äóøîé íå î÷åíü-òî èíòåðåñíî – åìó íóæíû ãëóáèíû, âûñîòû, íåèçâåäàííîå; ÷òî-òî, ÷òî äëÿ íåãî íåèçâåñòíî, âåëè÷åñòâåííî, ãëóáîêî. Íèçèíû êàæäûé èç íàñ ïîçíà¸ò âïîëíå óñïåøíî… È êòî-òî íà ýòîì îñòàíàâëèâàåòñÿ, è ìèðíî ïàñåòñÿ íà çëà÷íûõ ïàæèòÿõ áûòîâîãî ñóùåñòâîâàíèÿ.
Îäíàêî, è ñëàâà áîãó, íå âñå.
Êòî-òî ðâåòñÿ ââûñü….
Òóðèñòû ðàäè ýòîãî õîäÿò â ïîõîäû – óâèäåòü âåëè÷èå ïðèðîäû, âûñîòû ãîð, íåîáúÿòíîñòü äîëèí, åñòåñòâåííóþ êðàñîòó æèçíè – èíîãäà ñ äåòüìè. Äåòñêàÿ äóøà ïîä âëèÿíèåì ýòîãî âåëè÷èÿ ïîçíàåò òî, ÷òî âûøå áûëûõ èíòåðåñîâ, óòåõ, ðàäîñòåé – îíà ïîíèìàåò, ÷òî åñòü ÷òî-òî, êóäà ìîæíî è íóæíî ñòðåìèòüñÿ. 
Òå æå ñâåðêàþùèå âåðøèíû ìîæíî è íóæíî èñêàòü â èñêóññòâå.
Âîò ãäå ãóëÿþò âåëè÷åñòâåííûå óìû, êàê êîíè ïî ãîðíûì ëóãàì; âîò ãäå íîñèòñÿ äóõ, êàê âåòåð, â âåðøèíàõ ìíîãîâåêîâûõ äåðåâüåâ
Êàæäàÿ êíèãà ýòî ó÷åáíèê ÷åëîâå÷åñêèõ îòíîøåíèé (êàæäàÿ äðàìà ýòî êîíôëèêò ïî ñóòè ñâîåé), ó÷åáíèê èñòîðèè ëþäåé è èõ äóøåâíûõ ñîñòîÿíèé, ïåðå÷åíü ÷óæèõ – è àâòîðñêèõ – îøèáîê… Â êíèãàõ âûñøåãî òîëêà óæå çàëîæåíî ÷óäîâèùíîå êîëè÷åñòâî çíàíèé î ìèðå â ôîðìå “õóäîæåñòâåííîãî âûìûñëà”.
Ñèòóàöèè, ïîñòóïêè, ìíåíèÿ, ñîìíåíèÿ –  çà âñåì ýòèì ñòîèò ëè÷íûé îïûò âåëèêîãî ÷åëîâåêà.
Ýòî íå êóõîííî-áûòîâàÿ «íàðîäíàÿ ìóäðîñòü» –  ýòî âçãëÿä ñ âåðøèíû Ëè÷íîñòè íà ìèð.

Âåëèêèå ïèñàòåëè ïîòîìó è áûëè âåëèêèìè, ÷òî ñàìè áûëè ëþäüìè ñëîæíûìè, è èç-çà ýòîé ñëîæíîñòè (êàêàÿ áû îíà íå áûëà) èì ïðèõîäèëîñü ëó÷øå ïîíèìàòü îêðóæàþùèé ìèð, “âèäåòü åãî íàñêâîçü”. Ïðîñòîìó ÷åëîâåêó ýòîãî íå íóæíî, ó íåãî äåñÿòîê çàãîòîâîê “íà áóäóùåå” è ïðîñòûå ðåàêöèè íà âñå, óðîâíÿ “ñêóøàë ïëîõîå – ñòàëî äóðíî, â ñëåäóþùèé ðàç íå áóäó åñòü ïîòåìíåâøåå ÿáëî÷êî” – ÷åëîâåê æå òâîð÷åñêèé ýòèõ çàãîòîâîê ÷óðàåòñÿ, è “íàêàòàííîå ðóñëî” äëÿ íåãî ñòðàøíåå ñìåðòè. Ïîýòîìó ïðèõîäèëîñü èñêàòü ïóòè, íåâåäîìûå äðóãèì, “ëåçòü ÷åðåç ÷àùó”, îáðåòàòü “ðåíòãåíîâñêîå çðåíèå” ïóòåì òâîð÷åñêîé ýâîëþöèè – âåäü â ýòîé æèçíè êàæäûé øàã â ÷àùó ÷ðåâàò ïîïàäàíèåì â ÿìó è êàïêàí. Òàê âåëèêèå íà÷èíàëè ïîíèìàòü ðåàëüíîñòü íà íîâîì óðîâíå. È ëó÷øèé îáçîð – ñâåðõó, ëó÷øèé âèä – ñ âåðøèíû ãîð.
Íàì æå, ÷èòàòåëÿì, îñòàåòñÿ òîëüêî âíèìàòü è ñòàðàòüñÿ íàó÷èòüñÿ ó òåõ, êòî óæå “ïîëó÷èë ïîñëàíèå ñâûøå”.

Îñòðîâñêèé ïèñàë î ïðàêòè÷åñêîé ïîëüçå âëèÿíèÿ âåëèêèõ ïèñàòåëåé âåñüìà òî÷íî:
“Ïåðâàÿ çàñëóãà âåëèêîãî ïîýòà â òîì, ÷òî ÷åðåç íåãî óìíååò âñå, ÷òî ìîæåò ïîóìíåòü. Êðîìå íàñëàæäåíèÿ, êðîìå ôîðì äëÿ âûðàæåíèÿ ìûñëåé è ÷óâñòâ, ïîýò äàåò è ñàìûå ôîðìóëû ìûñëåé è ÷óâñòâ. Áîãàòûå ðåçóëüòàòû ñîâåðøåííåéøåé óìñòâåííîé ëàáîðàòîðèè äåëàþòñÿ îáùèì äîñòîÿíèåì. Âûñøàÿ òâîð÷åñêàÿ íàòóðà âëå÷åò è ïîäðàâíèâàåò ê ñåáå âñåõ…. óëó÷øàþòñÿ ïîìûñëû, óòîí÷àþòñÿ ÷óâñòâà. …âñÿêèé æäåò, ÷òî âîò îí ñêàæåò ìíå ÷òî-òî ïðåêðàñíîå, íîâîå, ÷åãî íåò ó ìåíÿ, ÷åãî íåäîñòàåò ìíå; íî îí ñêàæåò, è ýòî ñåé÷àñ æå ñäåëàåòñÿ ìîèì. Âîò îò÷åãî è ëþáîâü, è ïîêëîíåíèå âåëèêèì ïîýòàì; âîò îò÷åãî è âåëèêàÿ ñêîðáü ïðè èõ óòðàòå; îáðàçóåòñÿ ïóñòîòà, óìñòâåííîå ñèðîòñòâî: íå êåì äóìàòü, íå êåì ÷óâñòâîâàòü.”

Äî ÷åãî âåðíî! Òàê íå õî÷åòñÿ ñòàíîâèòüñÿ â ýòîì ìèðå åùå è “óìñòâåííûì ñèðîòîé”…

Èñêóññòâî ðàçâèâàåò ÷óâñòâà è ýìîöèè, ÷òî äåëàåò íàø âíóòðåííèé ìèð áîãà÷å. Ñ ïîìîùüþ òâîð÷åñòâà ìû ñïîñîáíû óëàâëèâàòü áîëüøå îòòåíêîâ âî âçàèìîîòíîøåíèÿõ, òîíüøå âîñïðèíèìàòü áëèæíåãî è îêðóæàþùèé ìèð. Òåì ñàìûì, êðåïíåò íàøà èíòóèöèÿ, çðåíèå íàøåãî âíóòðåííåãî ÷åëîâåêà. Òàê ìû ýâîëþöèîíèðóåì.
Èñêóññòâî ñäåëàëî äëÿ ýòîãî ãëàâíîå – îáåññìåðòèëî äîñòèæåíèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî äóõà (èìåííî äóõà), ñäåëàëî ýòè äîñòèæåíèÿ öåííûìè èëè äàæå ñâåðõöåííûìè. Íàêîïëåííîå ãîäàìè, òâîð÷åñòâî ñàìûõ ðàçíîîáðàçíûõ àâòîðîâ – îò ïîýòîâ äî ó÷åíûõ – íàíîñèëî íà êàðòû öåëûå öèâèëèçàöèè. È ÷åãî ñòîèò öèâèëèçàöèÿ, â êîòîðîé íåò êóëüòóðû?… ×åì áîëåå âåëèêà êóëüòóðà – òåì áîëüøå ïîìíÿò öèâèëèçàöèþ, åå ïîðîäèâøóþ. Òàê îáåññìåðòèëà ñåáÿ Åâðîïà – ñëåäîâ òåõ ëþäåé óæå íåò, à òî, ÷òî îíè ñäåëàëè, äî ñèõ ïîð ñ íàìè.
Äà è â öåëîì, áåç èñêóññòâà è êóëüòóðû æèçíü ÷åëîâå÷åñêàÿ áóäåò ñòîèòü íå äîðîæå òðèäöàòè ñåðåáðåííèêîâ…. Åñëè íèçâåñòè êóëüòóðó îáùåñòâà äî óðîâíÿ æèâîòíûõ – ëþäè áóäóò óìèðàòü, êàê æèâîòíûå. Ïðîñòî âñïîìíèì, ãäå ñëó÷àåòñÿ áîëüøå ñìåðòîóáèéñòâ – â ñðåäå äèðèæåðîâ èëè âñå-òàêè â êàêîì-íèáóäü “áåñêîíå÷íîì ãåòòî”?  Çäåñü äàæå íå ìîæåò áûòü äâóõ ìíåíèé… ×åëîâåê, íîñÿùèé â ñåáå ìíîãîå, ïîêîÿ âåëèêîå íà äóõîâíîé ãëóáèíå, èçáåãàåò íàñèëèÿ ðàäè ãëóïîñòè èëè èç æèâîòíûõ ïîçûâîâ – íåóæåëè ìû ãäå-òî äåìîíñòðàöèþ ïèñàòåëåé â ðàçíîöâåòíûìè ôëàãàìè èëè áóíò ó÷åíûõ ñ àâòîìàòàìè?…
Èñêóññòâî, âîîáùå, èìååò ñâîè êîðíè â ñàìîì áàçîâîì, åñòåñòâåííîì èíñòèíêòå ÷åëîâåêà – â èíñòèíêòå âå÷íîé æèçíè, áåññìåðòèÿ, â èíñòèíêòèâíîì æåëàíèè çàãëÿíóòü ïî òó ñòîðîíó íàøåãî áûòèÿ. Ýòèì îíî, ñîáñòâåííî, è çàíèìàåòñÿ – ýòî íåêàÿ “êðèîãåííàÿ êàìåðà”, ñîõðàíÿþùàÿ äëÿ íàñ âñå âåëèêîå èç ïðîøëûõ ëåò. È ãëàâíîå, â íàñ ñàìèõ. È ìû ýòî ÷óâñòâóåì…
Áîäëåð ïðåêðàñíî ïèñàë ïî ýòîìó ïîâîäó:
“Íåíàñûòíàÿ æàæäà âñåãî íåçäåøíåãî, êîòîðîå îòêðûâàåò íàì æèçíü, ÿâëÿåòñÿ ñàìûì æèâûì äîêàçàòåëüñòâîì íàøåãî ÁÅÑÑÌÅÐÒÈß. Èìåííî â ïîýçèè è ïîñðåäñòâîì ïîýçèè, â ìóçûêå è ïîñðåäñòâîì ìóçûêè äóøå óäàåòñÿ õîòÿ áû ìåëüêîì âçãëÿíóòü íà òå ñîêðîâèùà, êîòîðûå íàõîäÿòñÿ ïî òó ñòîðîíó ìîãèëû…”

Читайте также:  Беседа с детьми о пользе мытья рук

È äàæå ÷åëîâå÷åñêîå ñòðàäàíèå, ìóêè è áîëü îíî îòëèâàåò â çîëîòóþ ìàñêó áåññìåðòèÿ…
Ó ìíîãèõ âåëèêèõ ïèñàòåëåé Ôîðòóíà îòíèìàëà æèçíü – à èìåííî åå ðàäîñòè, ñâåò, ÷óâñòâà – äëÿ òîãî, ÷òî áû îíè ñîçäàâàëè íîâóþ æèçíü, ñîçäàííóþ èìè ðîâíî ïîòîìó, ÷òî ñâîåé-òî, ñîáñòâåííî, æèçíè ó íèõ è íå áûëî. Îíè îòäàâàëè ñâîèì ìèðàì ÷àñòü ñâîåé äóøè – åñëè íå öåëèêîì…
“Âîçìîæíî, âû ñïðîñèòå ìåíÿ: «À óâåðåí ëè òû, ÷òî òâîÿ ëåãåíäà ïðàâäèâà?» Íî ÷òî ìíå çà äåëî äî òîãî, êàêîé ìîæåò îêàçàòüñÿ äåéñòâèòåëüíîñòü âíå ìåíÿ, åñëè îíà ïîìîãëà ìíå æèòü è ÷óâñòâîâàòü, ÷òî ÿ ñóùåñòâóþ è êòî ÿ åñòü?” – âîïðîøàë â òàêèõ ñëó÷àÿõ Áîäëåð.

Õóäîæåñòâåííàÿ ëèòåðàòóðà, åñëè îíà íàñòîÿùàÿ, ïèøåòñÿ ÷åðåç áîëü. Òû îòêðûâàåøü ñâîé èñòî÷íèê áîëè è òÿãîñòè, è ÷åðåç íåãî âèäèøü ÷óæóþ áîëü, äðóãèå æèçíè… Ýòè îáðàçû èç ïóñòîòû Âå÷íîñòè ñìîòðÿò íà òåáÿ è ïðîñÿò – ðàññêàæè î íàñ, äðóã, ïîâåäàé î íàñ, ñòðàäàþùèõ äóõàõ, îòêðîé íàøó áîëü ëþäÿì, ÷òîáû îíè ìîãëè ñîïåðåæèâàòü íàì… ïóñòü ëþäè ïîìíÿò î íàñ, ñîñòðàäàþò íàì – áûòü ìîæåò, ýòî íàó÷èò èõ ïðîæèòü ñâîþ æèçíü ëó÷øå, ÷åì ñäåëàëè ýòî ìû, ïîêèíóòûå è èñòåðçàííûå ñóùíîñòè òåìíîãî ìèðà áîëè.
 áåëåñîì òóìàíå âîññòàþò îíè èç áåñêîíå÷íîñòè, îáùåé íàøåé ìàòåðè, è ñìîòðÿò íà ïèñàòåëÿ, ïðîòÿãèâàÿ ñâîè ïðèçðà÷íûå ðóêè, êàê áû ãîâîðÿ åìó – “ñïàñèáî, ÷òî íå äàåøü íàì óìåðåòü, íå äàåøü íàì ñòåðåòüñÿ èç ëþäñêîé ïàìÿòè!…”
Âå÷íûå çàñòóïíèêè ïåðåä ëèöîì áåçíà÷àëüíîãî Ìèðîçäàíèÿ, áåçæàëîñòíîãî è áåñïîðî÷íîãî, ñòîÿò îíè âîêðóã ïèñàòåëÿ – è â èõ ëèöàõ îí âèäèò Âå÷íîñòü.
Íî âîò îí êëàäåò ïåðî è âñòàåò ñ ïðèâû÷íîãî ñòóëà, ÷òîáû ïðîòÿíóòü èì ñâîè èññòðàäàâøèåñÿ îò êàòîðãè Âäîõíîâåíèÿ ëàäîíè – íî îíè îòñòóïàþò îò íåãî, ãîâîðÿ – “Åùå íå âðåìÿ! Åùå íå âðåìÿ!”…

Источник

Анонимный вопрос

20 июня 2018  · 13,8 K

Технарь, люблю ребенка, компьютерные игры, книги, фильмы и музыку, свою работу…

Благодаря искусству человек получает возможность совершенствоваться, духовно развиваться и находить духовное равновесие, гармонию. В давние времена искусство использовали даже в качестве душевной терапии, считалось, что под его воздействием у человека формируется характер, чувства, исцеляются психологический проблемы. Некоторые музыкальные произведения рекомендуют для прослушивания с целью последующего более продуктивного усвоения учебного материала, изобразительное искусство выступает профилактикой нервных срывов, заряжает энергией. Рисование, прослушивание музыки, чтение и т.д. порождают в человеке так же и стремление творить самому, дают вдохновение.

Сей-Хай – это онлайн журнал о творчестве. Мы пишем о дизайне, иллюстрации, видео, моушн-г…  · say-hi.me

Искусство – это всегда осмысление реальности и происходящего.
Благодаря искусству мы можем посмотреть историю развития и осознания человечества, на проблемы и интересы людей.
Также искусство – это работа с образами и эмоциями, а это напрямую влияет на человека, на его мысли и психологическое состояние

Начнем с того, что искусство не всегда влияет на человека.
Для этого нужен ряд условий. Одно из важнейших условий – это способность и готовность потребителя принимать подаваемое блюдо.
А если нет желания, то – не помогут и способности.
Но если человек все же открыт для восприятия, тогда мы отвечаем на вопрос –
“как искусство влияет?” – таким… Читать далее

Произведения исскуства, особенно современное, заставляют человека мыслить и думать нестандартно, это как раз таки хорошо развивает творчетское мышление)

Именно в момент восприятия элемента искусства мы становимся лучше. Не важно книга, фильм, картина, музыка. А вот в дальнейшем этот эффект у большинства проходит, и живет человек как будто и не было искусства в его жизни.

Ответы на похожие вопросы

Как искусство влияет на человека? — 1 ответ, задан 19 сентября 2018

Читаю и пишу. Иногда разговариваю и слушаю музыку.

На всех по-разному. Вроде бы искусство должно радовать и развлекать, человеку должно становиться лучше. Только это “лучше” все понимают тоже по-разному. Считается, например, что искусство возвышает, учит сочувствовать, заставляет мысли какие-то думать. Но наверно дело в умении получения опыта. То есть вот идут два человека по картинной галерее и один видит только пятна цветов и человеческие фигуры в рамах, а у другого в голове возникают сложные образы, он стоит около картины и остальной мир для него исчезает.

Влияет ли внешность человека на ваше отношение к нему?

Болею за “Реал Мадрид”, общаюсь с иностранцами, немного фотографирую.

Согласен с предыдущими ответами, многое решает не внешность а уход человека за собой. Что касается внешности, хочу дополнить, да, все мы знаем что внутренний мир это то на что надо обращать внимание и т.д. но вот мне например чтобы до этого самого внутреннего мира захотелось добраться нужна привлекательная внешность человека, признаюсь. Хотя бы просто не отталкивающая. Да, это звучит наверное неприятно но вот у меня так. Ничего не могу с собой поделать..

Читайте также:  Свежий сок из кабачков польза и вред

Прочитать ещё 11 ответов

В чем главное отличие современного искусства от других направлений? И почему многие люди считают современное искусство — не искусством?

куратор Философского клуба ЦСИ «Винзавод»

Сама постановка вопроса — не совсем правильная. Современное искусство – это и не направление, и не жанр, и не стиль. Впервые это слово — современное — по отношению к искусству употребила американский критик Розалинда Краусс в конце 1960-х годов, тем самым отграничив искусство после Второй Мировой Войны от искусства первой половины XX века, в частности от модернизма.

Современное искусство – это то, что происходит сейчас, искусство настоящего времени, для которого именно это «настоящее время» является объектом исследования и комментария. Временные границы — достаточно размытые. Но, условно говоря, к современному искусству можно отнести искусство с конца 1960-х годов по наши дни. Люди, пережившие ужасы Второй Мировой войны, в частности художники, осознавали необходимость перемен и саму невозможность рассказа о современном им мире языком классического искусства. Чтобы объяснить новый, быстро меняющийся мир — понадобилось современное искусство.

В то же время мы не можем назвать все, что создается сейчас — современным искусством. Есть художники, которые работают в самой что ни на есть традиционной манере и не считают себя современными художниками. Известный немецкий художник Йозеф Бойс говорил, что всем человеческим существам присуща потребность в сознательном творчестве и необходимости преступать пределы общественных условностей. Но остается главный вопрос — как? Он и является одним из определяющих для современного искусства.

Что касается второго вопроса, есть познавательная книга итальянского критика и куратора Франческо Бонами «Я тоже так могу!». В книге в достаточно простой и понятной форме описывается история современного искусства, и объясняется почему все-таки не каждый может создать «Черный квадрат» или Акулу в формалине. Я часто слышу от посетителей выставок : «Я тоже могу нарисовать черный квадрат». Но способен ли человек 20 лет своей жизни этот черный квадрат отстаивать? В каждом своем дне проявлять приверженность своим философским идеям? Это целая философия жизни, а не просто квадрат, закрашенный черным цветом, который мы, зрители, вырываем из контекста жизни художника и искусства.

Прочитать ещё 3 ответа

Что привлекает большинство людей в других людях?

Возможность узнать что-то новое. О жизни, о людях, и о себе тоже. Может быть найти своего человека. Набраться опыта, которого сам, возможно, никогда не получишь. А может быть и поиметь какую-то выгоду, новые связи, полезные для бизнеса.

Какое воздействие на психику людей оказывают произведения искусства?

Ad cogitandum et agendum homo natus est

Угнетающее и подавляющее воздействие. Предмет искусства – это конечный эталон, а конечный эталон – это конец, законченность. Постоянное разглядывание конечных и безоговорочных эталонов спсобно привести к тяжёлым формам прокрастинации. Именно поэтому “эталонные шедевры” выставляются под бронированными стёклами и охранением, чтобы помешать людям с вызванной прокрастинацией (“вандалам”) уничтожить эту навязанную законченность и смертоутверждающую конечность.

Например, “Чёрный квадрат” ( «Битва негров в тёмной пещере» ) Казимира Малевича – это протест художника против эталонов в живописи и эгрегоров связанных с эталонами. “Квадрат” Малевича – оставляет наблюдателю шанс на собственное видение, трактование и фантазию.

Прочитать ещё 1 ответ

Почему многие так сильно ненавидят современное искусство?

Потому что для своего понимания оно обычно требует немного большего, чем просто опознать картинку и оценить мастерство автора. Очень просто воспринимать пейзажи и натюрморты: тут луга, тут груши, всё красиво и аккуратно. Но некоторые художники используют в своих работах не “груши”, а, например, кляксы. Причём менее талантливые просто нарисуют кляксу, а кто-то будет рассказывать целую историю с помощью клякс, которую сложно понять, бросив взгляд на картину. Я понимаю, что не всё, что называется современным искусством, можно воспринимать адекватно, потому что выглядит это иногда слишком провокационно, но так искусство и работает. Взять, например, знаменитый “Чёрный квадрат” Малевича, который для своего времени тоже был современным искусством. Его и сейчас трудно понять, но для этого нужно познакомиться в принципе с движением супрематистов, узнать из их манифестов, что они хотели сказать своими работами и к чему стремились. И поверьте, в этих работах может быть больше искусства, чем в самых прекрасных портретах. Изобразить действительность иногда гораздо проще, чем в нескольких мазках рассказать целую историю. Кстати, у нас есть статья, где мы пытаемся разобраться в том, как отличить искусство от того, что к нему не относится.

Прочитать ещё 11 ответов

Источник