Что приносит пользу умершему ислам
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и посланник Его.
А затем:
1. Важнейшим из того, что приносит пользу умершему, являются благие деяния, совершенные им самим!
Со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Трое последуют за покойным (на кладбище): члены его семьи, его имущество и его дела, назад же вернутся двое, а одно останется с ним. Вернутся назад члены его семьи и его имущество, а дела его останутся» аль-Бухари 6514, Муслим 2960.
2. Мольба за умершего.
Всевышний Аллах сказал: «А те, которые пришли после них (сподвижников), говорят: „Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас!“» (Сбор, 10).
Сюда же относится и молитва джаназа.
Наилучшей мольбой за умершего является мольба его праведных детей. От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, мусульманина будут возвышать степенью в Раю, и он спросит: „За что мне это?“ Ему ответят: „Твой ребенок испрашивал для тебя прощения“» Ахмад 2/509, Ибн Маджах 3660, ад-Дыйя 1/55. аль-Баусыри подтвердил достоверность хадиса.
3. Благодеяния праведного ребенка.
Благие деяния детей будут записываться и их родителям мусульманам, и при этом их собственная награда ничуть не уменьшится, ибо дети являются тем, что приобрели родители, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшим из того, что использовал человек, является то, что он заработал, и поистине, ребенок его из того, что он приобрел» Абу Дауд 2/108, ан-Насаи 2/211, ат-Тирмизи 2/287. Имам Абу Иса ат-Тирмизи, имам Абу Хатим, Абу Зур’а и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
4. Знание, которому умерший обучил людей или построение чего-либо полезного в качестве милостыни, чем будут пользоваться люди даже после его смерти.
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Мы оживляем мертвых и записываем то, что они совершили, и то, что они оставили после себя» (Йа син, 12).
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трех: непрерывной милостыни; знания, которыми могут пользоваться люди; или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него» Муслим 3/1255.
Сообщается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, из числа деяний, которые принесут верующему пользу после его смерти являются: знание, которому он обучался и распространял; праведный сын, которого он оста-вил; Коран, который от него унаследовали, или мечеть, которую он построил, или дом, который он построил для путников, или река, которую он провел, или милостыня, которую он вычислил из своего имущества, будучи живым и здоровым, которая принесет ему пользу после его смерти!» Ибн Маджах 1/106, Ибн Хузайма 2490, аль-Байхакъи 3447. Хадис хороший.
5. Милостыня (садакъа) за умершего.
Сообщается, что отец ‘Амра, да будет доволен им Аллах, при жизни дал обет принести в жертву сто верблюдов, но умер, так и не выполнив своего обета. Его сын ‘Амр спросил пророка, мир ему и благословение Аллаха, пойдет ли на пользу его отцу то, что жертвоприношения за него совершит он. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Если твой отец был мусульманином, то твое жертвоприношение и твой хадж за него принесли бы ему пользу» Абу Дауд 2883, аль-Байхакъи 6/279, хадис хороший.
Также посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы твой отец был единобожником, то и твой пост, и твоя милостыня за него принесли бы ему пользу» Ахмад 2/182, хадис достоверный.
Лучшей милостыней за умершего является та, которая наиболее уместна и полезна. Сообщается, что когда умерла мать Са’да ибн ’Убады, да будет доволен им Аллах, он пришел к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «О посланник Аллаха, мать Са’да умерла. Так, какая же садакъа будет наилучшей?» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вода!» После этого Са’д выкопал колодец и сказал: «Это за мать Са’да» Абу Дауд 1681. Хадис хороший.
Люди, жившие в пустыни, больше всего нуждались в воде, и поэтому пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал, что наилучшей милостыней будет вода.
6. Также, если кто-либо из родных покойного выполнит обет за умершего, или возместит за него обязательные дни поста, или совершит за него хадж и ‘умру, то это пойдет ему на пользу.
Сообщается, что Са’д ибн ‘Убада сказал пророку, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, моя мать умерла, а на ней невыполненный обет!» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Выполни его за нее» аль-Бухари 5/440, Муслим 6/76.
Однажды пророк, мир ему и благословение Аллаха, услышал, как один человек говорил во время хаджа: «О Аллах, вот я перед тобой от Шубрумы». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил его: «Кто такой Шубрума?» Он сказал: «Это мой брат». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «А совершил ли ты хадж за себя?» Он сказал: «Нет». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Сначала соверши хадж за себя, а затем за Шубруму» Абу Дауд 1811, Ибн Маджах 2903. Достоверный хадис.
Этот хадис указывает на то, что человек, желающий совершить хадж за кого-то, должен сначала совершить его за себя.
Сообщается от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, что один человек сказал: «О посланник Аллаха! Моя мать, которая должна была поститься в течении месяца, умерла. Так следует ли мне поститься за нее?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Да» и добавил: «Ведь долг Аллаху более всего заслуживает, чтобы быть оплаченным» аль-Бухари 1953, Муслим 2/153.
Важные примечания:
- Главным условием того, чтобы все упомянутое выше, принесло умершему пользу, является исповедание им при жизни Ислама, т.е. он должен быть мусульманином, как об этот сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха, в выше приведенных хадисах: «Если твой отец был мусульманином [единобожником], то твое жертвоприношение за него, твой хадж, [пост и милостыня] за него, принесли бы ему пользу».
- Не любое благое деяние приносит пользу умершему, а только те, которые узаконены шариатом. Например, человек, совершивший добровольную молитву, не может сказать: «О Аллах, отдай награду за эту молитву такому-то моему умершему. Так же, как и прочитав Коран или же призвав людей к истине (за что, несомненно, мусульманин получает награду) нельзя сказать: «О Аллах, отдай эту награду такому-то моему умершему». Если бы любые благодеяния приносили пользу умершему, то не было бы необходимости сподвижникам пророка, мир ему и благословение Аллаха, постоянно спрашивать его, принесут ли пользу те или иные благодеяния их умершим, и не было бы необходимости выделять некоторые из благодеяний, а было бы просто указано на обобщенность этого принципа.
Уа-Ллаху а’лям.
И в заключении, хвала Аллаху — Господу миров!
Мы прибегаем к защите Всевышнего Аллаха от Его гнева и Его мучительного наказания,
просим Его о прощении и благополучии. И да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада,
членов его семьи и его сподвижников!
Источник: Исламский форум
5 вещей, которые принесут пользу мертвым. (Источник фото: unsplash.com)
«Человек получит только то, что он приобрел, проявляя усердие» (сура «ан-Наджм» 39 аят).
Каждый из нас в определённый период времени, сталкиваясь со смертью, задумывается о том, готов ли он к Судному дню, готов ли предстать перед Всевышним. Пока мы живы, ходим по этой бренной земле, у нас есть шанс заслужить прощение, заработать благословение Милостивого и Милосердного Создателя. Но есть несколько вещей, которые приносят блага и после смерти.
Джаназа намаз
Всевышний Аллах в Благородном Коране сказал: «А те [верующие], что придут после них [поколения сподвижников], будут говорить: «Господи! Прости нас и наших братьев, опередивших нас в вере! Пусть не будет в наших сердцах ненависти и зависти к верующим. Господи! Поистине, Ты – Снисходительный, Милующий» (сура «аль-Хашр» 10 аят).
К этому относится и молитва джаназа, которую читают после смерти мусульманина. Наилучшей мольбой за умершего верующего является мольба его детей. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Поистине, мусульманина будут возвышать степенью в Раю, и он спросит: «За что мне это?» Ему ответят: «Твой ребёнок испрашивал для тебя прощения» (хадис передал Ахмад).
4 дуа, которые следует читать после смерти близкого человека
Когда мусульмане коллективно молятся за умершего собрата, обращая свои мольбы к Единственному Создателю, то они наделяются правом заступничества за него. И чем большее число людей молятся, тем больше блага она может принести умершему. Это говорит о том, что Всевышний Творец воспринимает их свидетельство и мольбу относительно умершего как достаточную причину для его прощения.
Анас (да будет доволен им Аллах) и Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщили, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Всякий раз, когда человек (мусульманин) умирает, и группа мусульман, насчитывающая сто человек, молится за него джаназу, все они ходатайствуют за него, их заступничество даруется (Аллахом), и он прощается» (хадис передал Муслим).
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сообщил, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Всякий раз, когда мусульманин умирает, и сорок человек стоят за его молитву джаназы, Аллах дарует им заступничество за него» (хадис передал Муслим).
Садака-джария (благо, приносящее пользу)
Любое доброе дело, которое мусульманин начинает при жизни, может продолжать приносить ему пользу даже после смерти вплоть до тех пор, пока его начинание приносит блага другим. В Благородном Коране сказано: «Поистине, Мы оживляем мертвых и записываем все, что они [люди] совершили, и все, что они оставили после себя. Все охвачено [зафиксировано] в ясном руководстве [Хранимой Книге]» (сура «Йа Син» 12 аят).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трёх: продолжающаяся садака, знания (ислама), от которого другие получают пользу, и праведное дитя, которое делает для него ду’а» (хадис передал Муслим).
Абу Катада (да будет доволен им Аллах) передаёт, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Среди добрых дел, которые продолжают приносить пользу верующему после смерти, есть: знание, которому он учил и распространял, праведное дитя, которое жило после него, книга Корана, которую он оставил в наследство, мечеть, которую он построил, дом, который он построил для двух путников, милостыня, которую он дал из своего богатства» (хадис передал Ибн Маджах).
Закят и садака джария: все, что нужно знать
Причина, по которой человек продолжает получать вознаграждение за совершённые при жизни деяния, даже если они исполняются уже другими людьми, заключается в том, что он начинал это дело, заложил основы. Аллах не пренебрегает даже самым малым деянием.
Благодеяния праведного ребёнка
Благие деяния детей будут записываться и их родителям мусульманам. При этом собственная награда детей не уменьшится, поскольку дети являются тем, что приобрели родители. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Лучшим из того, что использовал человек, является то, что он заработал, и поистине, ребёнок его из того, что он приобрел» (хадис передали Абу Дауд и ат-Тирмизи).
Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщила, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Воистину, лучшее, что человек ест, – это то, что он зарабатывает. А его ребёнок – от его заработка» (хадис передал Ахмад).
Причина этого заключена в том, что родитель приносит пользу самому себе, воспитывая своего ребёнка в соответствии с учением Ислама. Когда ребёнок становится взрослым и совершает праведные поступки, его родители заслуживают благословения, поскольку именно они помогли ему достичь этого.
Милостыня за умершего (выполнение его обетов)
Сообщается, что отец ‘Амра (да будет доволен им Аллах) при жизни дал обет принести в жертву сто верблюдов, но умер, так и не выполнив своего обета. Его сын ‘Амр спросил Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), пойдёт ли на пользу его отцу то, что жертвоприношения за него совершит он. Пророк (мир ему и благословение Всевышнего): «Если твой отец был мусульманином, то твоё жертвоприношение и твой хадж за него принесли бы ему пользу» (хадис передал Абу Дауд).
Сообщается, что Са’д ибн ‘Убада (да будет доволен им Аллах) сказал Пророку (мир ему и благословение Всевышнего): «Поистине, моя мать умерла, а на ней невыполненный обет!» Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Выполни его за неё» (хадис передали аль-Бухари и Муслим).
Сообщается от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) что один человек сказал: «О, посланник Аллаха! Моя мать, которая должна была поститься в течение месяца, умерла. Так следует ли мне поститься за неё?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Да» и добавил: «Ведь долг Аллаху более всего заслуживает, чтобы быть оплаченным» (хадис передали аль-Бухари и Муслим).
От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) известно, что одна женщина путешествовала по морю, и она поклялась, что если Аллах спасет её, то она будет поститься в течение одного месяца. Аллах спас её, но она умерла, не исполнив своего обета. Её дочь пришла к Пророку (мир ему и благословение Всевышнего) и сказала ему об этом. «Если бы она была должна деньги в качестве долга, разве вы не заплатили бы их от её имени?» Она ответила: «Да». На что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) ответил: «Долг Аллаха более достоин быть исполненным. Так исполни же (обет) для своей матери».
5 способов помочь нашим умершим родственникам
Умершие на пути Аллаха
Фудала ибн ‘Убайд (да будет доволен им Аллах) сообщил, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Дела умершего запечатлены (в момент смерти), кроме того, кто погиб на пути Аллаха; его добрые дела продолжают увеличиваться до Дня воскресения, и он защищён от испытания могилой» (хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи).
Подводя итог всему выше написанному, мы можем с полной уверенностью сказать, что дела человека скрепляются его смертью. Ничто из того, что происходит после этого, не может повлиять на книгу его дел. Исключение есть в том случае, что всё хорошее или плохое, что происходит после смерти человека, чему он способствовал каким-либо образом в течение своей жизни, найдёт отражение в Судный день. Но не забывайте, что умерший должен был при жизни исповедовать Ислам. Только в этом случае он может рассчитывать на заступничество и прощение грехов.
Ильмира Гафиятуллина
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
1. Важнейшим из того, что приносит пользу умершему, являются благие деяния, совершённые им самим!
Со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Трое последуют за покойным (на кладбище): члены его семьи, его имущество и его дела, назад же вернутся двое, а одно останется с ним. Вернутся назад члены его семьи и его имущество, а дела его останутся». аль-Бухари 6514, Муслим 2960.
2. Мольба за умершего.
Всевышний Аллах сказал: «А те, которые пришли после них (сподвижников), говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас!»» (Сбор, 10).
Сюда же относится и молитва джаназа, как мы уже упоминали об этом в разделе «о том, какую пользу приносит молитва джаназа умершему».
Наилучшей мольбой за умершего является мольба его праведных детей. От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:«Поистине, мусульманина будут возвышать степенью в Раю, и он спросит: “За что мне это?” Ему ответят: “Твой ребёнок испрашивал для тебя прощения”». Ахмад 2/509, Ибн Маджа 3660, ад-Дыйя 1/55. аль-Баусыри подтвердил достоверность хадиса.
3. Деяния праведного ребёнка.
Благие деяния детей будут записываться и их родителям мусульманам, и при этом их собственная награда ничуть не уменьшится, ибо дети являются тем, что приобрели родители, а Аллах, Свят Он и Велик, говорит: «…и нет человеку ничего, кроме того, к чему он стремился». (Сура “Звезда”, 39). А посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшим из того, что использовал человек, является то, что он заработал, и поистине, ребенок его это из того, что он приобрёл». Абу Дауд 2/108, ан-Насаий 2/211, ат-Тирмизи 2/287. Имам Абу Иса и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
4. Знание, которому умерший обучил людей или построение чего-либо полезного в качестве милостыни, чем будут пользоваться люди даже после его смерти.
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Мы оживляем мертвых и записываем то, что они совершили, и то, что они оставили после себя». (Йа син, 12).
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трёх: непрерывной милостыни; знания, которыми могут пользоваться люди; или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него». Муслим 3/1255.
Сообщается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, из числа деяний, которые принесут верующему пользу после его смерти являются: знание, которому он обучался и распространял; праведный сын, которого он оставил; Коран, который от него унаследовали, или мечеть, которую он построил, или дом, который он построил для путников, или река, которую он провел, или милостыня, которую он вычислил из своего имущества, будучи живым и здоровым, которая принесёт ему пользу после его смерти!»
Ибн Маджа 1/106, Ибн Хузайма 2490, аль-Байхакъи 3447. Хадис хороший.
5. Милостыня (садакъа) за умершего.
Сообщается, что отец ‘Амра (да будет доволен им Аллах), при жизни дал обет принести в жертву сто верблюдов, но умер, так и не выполнив своего обета. Его сын ‘Амр спросил пророка (да благословит его Аллах и приветствует), пойдёт ли на пользу его отцу то, что жертвоприношения за него совершит он. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Если твой отец был мусульманином, то твоё жертвоприношение и твой хадж за него принесли бы ему пользу». Абу Дауд 2883, аль-Байхакъи 6/279, хадис хороший.
Также посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы твой отец был единобожником, то и твой пост, и твоя милостыня за него принесли бы ему пользу». Ахмад 2/182, хадис достоверный.
Лучшей милостыней за умершего является та, которая наиболее уместна и полезна. Сообщается, что когда умерла мать Са’да ибн ‘Убады (да будет доволен им Аллах), он пришёл к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: “О посланник Аллаха, мать Са’да умерла. Так, какая же садакъа будет наилучшей?” Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вода!» После этого Са’д выкопал колодец и сказал: «Это за мать Са’да».8 Абу Дауд 1681. Хадис хороший.
8 Люди, жившие в пустыни, больше всего нуждались в воде, и поэтому пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что наилучшей милостыней будет вода.
6. Также, если кто-либо из родных покойного выполнит обет за умершего, или возместит за него обязательные дни поста, или совершит за него хадж и ‘умру, то это пойдёт ему на пользу.
Сообщается, что Са’д ибн ‘Убада сказал пророку (да благословит его Аллах и приветствует): “Поистине, моя мать умерла, а на ней невыполненный обет!” Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Выполни его за неё». аль-Бухари 5/440, Муслим 6/76.
Однажды пророк (да благословит его Аллах и приветствует) услышал, как один человек говорил во время хаджа: “О Аллах, вот я перед тобой от Шубрумы”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его: «Кто такой Шубрума?» Он сказал:“Это мой брат”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «А совершил ли ты хадж за себя?» Он сказал: “Нет”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Сначала соверши хадж за себя, а затем за Шубруму».9 Абу Дауд 1811, Ибн Маджа 2903. Достоверный хадис.
9 Этот хадис указывает на то, что человек, желающий совершить хадж за кого-то, должен сначала совершить его за себя.
Сообщается от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что один человек сказал: “О посланник Аллаха! Моя мать, которая должна была поститься в течении месяца, умерла. Так следует ли мне поститься за неё?” Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да» и добавил: «Ведь долг Аллаху более всего заслуживает, чтобы быть оплаченным». аль-Бухари 1953, Муслим 2/153.
Важные примечания:
1. Главным условием того, чтобы всё упомянутое выше, принесло умершему пользу, является исповедание им при жизни Ислама, как об этот сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует), в выше приведённых хадисах: «Если твой отец был мусульманином [единобожником], то твоё жертвоприношение за него, твой хадж, [пост и милостыня] за него, принесли бы ему пользу».
Абу Дауд, аль-Байхакъи, Ахмад.
2. Не любое благое деяние приносит пользу умершему, а только те, которые узаконены шариатом. Например, человек, совершивший добровольную молитву, не может сказать: «О Аллах, отдай награду за эту молитву такому-то моему умершему. Так же, как и прочитав Къуран или же призвав людей к истине (за что, несомненно, мусульманин получает награду) нельзя сказать: «О Аллах, отдай эту награду такому-то моему умершему». Если бы любые благодеяния приносили пользу умершему, то не было бы необходимости сподвижникам пророка (да благословит его Аллах и приветствует) постоянно спрашивать его, принесут ли пользу те или иные благодеяния их умершим, и не было бы необходимости выделять некоторые из благодеяний, а было бы просто указанно на обобщенность этого принципа.
Сокращённо, из материалов, переведённой и подготовленной
общиной мусульман КБР
«Обряды похорон в Исламе, в соответствии с Кораном и Сунной»
Использованная литература
1. «Тафсируль-Къураниль-‘Азым» И. Ибн Касир.
2. «Тайсируль-Карими-Ррахман» А. Ибн Наср ас-Са’ди.
3. «аль-Мууатта» Малик ибн Анас.
4. «аль-Адабуль-муфрад» И. аль-Бухари.
5. «Сунану Аби Дауд»
6. «Сунану т-Тирмизи»
7. «Сунану Ибн Маджа»
8. «Сунану н-Насаий»
9. «Китабу-Ссунна» Ибн Аби ‘Асым.
10. «Фатхуль-Барий, шарху Сахихиль-Бухари» Ибн Хаджар аль-’Аскъаляни.
11. «Шарху Сахихи Муслим» Я. Ибн Шарраф ан-Науауи.
12. «Рияду-ссалихин» Я. Ибн Шарраф ан-Науауи.
13. «Сильсилятуль-ахадисис-Сахиха» М. Н. аль-Альбани.
14. «Сахихуль-джами’и-ссагъир» М. Н. аль-Альбани.
15. «Сахиху-ттаргъиби уа-ттархиб» М. Н. аль-Альбани.
16. «Мишкатуль-масабих» М. ат-Тибризи, битахкъикъ М. Н. аль-Альбани.
17. «Ируауль-гъалиль» М. Н. аль-Альбани.
18. «Ахкамуль-джанаиз уа бида’уха» М. Н. аль-Альбани.
19. «аль-Уиджаза фи туджаххизуль-джаназа» А. Ибн аль-Гъайс.
20. «Салятуль-джаназа» А. Ибн ‘Абдур-Рахман аль-Джибрин.
21. «Сакаратуль-маут уа ‘иззатуль-маут уа шадаидуху» Мухаммад аш-Шахауи.
22. «Хукмуль-къира-ату лиль-амуат, халь йасыль сауабиха иляйхим» М. А. ‘Абду-Ссалям.
23. «’Азабуль-къабри уа на’имуху» ‘Абдуль-Лятыф. ‘Ашур.
24. «аль-Мугъни» И. К. аль-Макъдиси.
25. «аль-Уаджиз фи фикъхи Сунна уаль-Китабиль-‘Азиз» А. Ибн Бадауи.
26. «Задуль-ма’ад фи хадьи хъайруль-‘ибад» Ибн аль-Къайим.
27. «аль-Азкар» Я. Ибн Шарраф ан-Науауи.
28. «Джами’уль-‘улюми уаль-Хикам» З. Ибн Раджаб.
29. «Найлюль-аутар шарх мунтакъаль-Ахъбар» М. аш-Шаукани.
30. «Субулю-Ссалям шарх Булюгъуль-марам» М. ас-Сан’ани.