Что пользы в законах где нет нравственности

Что пользы в законах где нет нравственности thumbnail

Cм. НРАВСТВЕННОСТЬ И ДУХОВНОСТЬ

  • Естественный нравственный закон мученик Иоанн Васильевич Попов
  • Нравственные правила свт. Василий Великий
  • О нравственном законе и нравственном действовании Г.И. Шиманский
  • Религиозная сущность нравственности и Богооткровенный нравственный закон Божий проф. И.М. Андреевский
  • Нравственный закон и народность. Н. Дебольский. О содержании нравственного закона М.М. Тареев
  • Естественный нравственный закон архим. Платон (Игумнов)

Нра́вственный зако́н — установленный Богом закон, определяющий нормы и правила мыслей, желаний, действий и поведения человека, подразумевающих возможность их нравственной оценки, соответствующих высшему призванию и предназначению человека.

Если грешник способен нарушать требования Божественного нравственного закона, то не следует ли из этого, что в строгом значении слова нравственный закон — не закон?

Как и любое творение Божье человек обусловлен рядом утвержденных Богом законов: физических, химических и др. Кроме того, как существу личностному человеку дан нравственный закон. В соответствии с этим законом все люди являются нравственно ответственными перед Создателем, ближними и самими собой.

Являясь богоучрежденным законом, нравственный закон подразумевает необходимость подчинения ему всех без исключения людей. Однако, в отличие от физических законов, действующих на человека с безусловной необходимостью, вне зависимости от того, хочет он подчиняться этим законам или не хочет, к исполнению норм нравственного закона люди обязываются, но не непреодолимо.

Согласно учению Церкви, нравственный закон естественным образом проявляется в человеке в связи с его нравственным чувством; требования этого закона регулярно звучат в голосе его совести (Рим.2:14-15); однако человек волен не прислушиваться к этому голосу.

Требования «естественного нравственного закона» (выразительницей которого и является совесть) подкреплены требованиями «откровенного нравственного закона» (по сути речь здесь идёт не о двух разных законах, но о двух формах сообщения человеку Божественной воли относительно его нравственной жизни). Отчасти положения «откровенного закона» были переданы людям во времена Ветхого Завета, но с большей полнотой — Господом Иисусом Христом во время Его земного служения.

Видя, что беззаконники могут свободно игнорировать требования нравственного закона, многие даже не признают этот закон за закон. Мол, что же это за богоучрежденный закон, если его можно не соблюдать? Коль скоро, считают они, этот «так называемый закон» действует лишь на тех, кто сам желает его соблюдать, то он и не должен восприниматься как объективно существующий закон, но в лучшем случае — как субъективное представление определенных людей о морали, о том, что такое зло и что такое добро.

Между тем это не так. Нравственный закон — именно закон, и как закон действенен в отношении всех людей вообще, однако его действие проявляется не в форме фатальной, непреодолимой силы, влекущей человека к Добру, а иначе: побуждая к добру, но не насилуя волю; при этом человек имеет возможность следовать наперекор данному побуждению.

Однако, сказанное вовсе не означает, что фактом невыполнения грешниками нравственного закона отрицается и сама его действенность: если грешники не исполняют требований нравственного закона, тогда его действие проявится по отношению к ним в соответствующем их греховности воздаянии, в том числе в посмертном, на Частном суде, и в окончательном, на Страшном Суде.

Источник

Íðàâñòâåííîñòü.

Êàê êàòåãîðèÿ – íðàâñòâåííîñòü ïîÿâèëàñü äî íàøåé ýðû ñî âðåìåí Àðèñòîòåëÿ, êîòîðûé îïðåäåëÿë: «Íðàâñòâåííûé ÷åëîâåê ìíîãî äåëàåò ðàäè ñâîèõ äðóçåé è ðàäè îòå÷åñòâà, äàæå åñëè áû åìó ïðè ýòîì ïðèøëîñü ïîòåðÿòü æèçíü».
Íå äëÿ òîãî ìû ðàññóæäàåì, ÷òîáû çíàòü, ÷òî òàêîå äîáðîäåòåëü, à äëÿ òîãî, ÷òîáû ñòàòü õîðîøèìè ëþäüìè, (îáëàäàþùèìè äîáðîäåòåëÿìè). Äîáðîäåòåëè âñå èçâåñòíû, âñå íàñëóõó, íî – «ðàâíîäóøèå ê ïëîõèì ïîñòóïêàì è ñëîâàì – åñòü íðàâñòâåííîå óðîäñòâî» – ñ÷èòàë òîò æå Àðèñòîòåëü.
«Íåëüçÿ æèòü ïðèÿòíî – íå æèâÿ ðàçóìíî, íðàâñòâåííî è ñïðàâåäëèâî, è, íàîáîðîò, íå áóäåò æèçíü ðàçóìíîé, íðàâñòâåííîé è ñïðàâåäëèâîé – åñëè æèòü íåïðèÿòíî», – ãîâîðèë âñëåä çà Àðèñòîòåëåì ôèëîñîô Ýïèêóð.
Íåïðèÿçíü ñâÿçàíà ñ íðàâñòâåííîñòüþ, à íðàâñòâåííîñòü âîñïèòûâàåòñÿ ñ ñàìîãî ðàííåãî äåòñòâà.
Îò äðåâíîñòè íðàâñòâåííîñòü öåíèëàñü âûñîêî, — âîò Öèöåðîí åù¸, îò Ðèìñêîé èìïåðèè, îò òåõ âðåì¸í, îñòàâèë ìíåíèå ñâî¸: «Öåíèòü äîðîæå òî, ÷òî êàæåòñÿ ïîëåçíûì (ìàòåðèàëüíîå), ÷åì òî, ÷òî êàæåòñÿ ëèøü íðàâñòâåííûì – â âûñøåé ñòåïåíè ïîçîðíî».
Íî è â òå âðåìåíà…, ñ íðàâñòâåííîñòüþ áûëî íå âñ¸ òàê ïðîñòî.
«Êàêàÿ ïîëüçà â íàïðàñíûõ çàêîíàõ òàì, ãäå íåò íðàâîâ? ×òî çíà÷àò ïóñòûå çàêîíû áåç îáû÷àåâ?» – âîïðîøàëè ôèëîñîôû. «Ñåðåáðî äåøåâëå çîëîòà, çîëîòî – äåøåâëå íðàâñòâåííûõ äîñòîèíñòâ» – ãîâîðèëè äðåâíèå.
Ïîâåäåíèå, äåëà è ïîñòóïêè, íðàâû ãîâîðÿùåãî – óáåæäàþò áîëüøå, ÷åì åãî ðå÷è. «×òî íå çàïðåùàåò çàêîí, òî çàïðåùàåò ñòûä» – ãîâîðèë Ñåíåêà. Ìàðê Àâðåëèé, õîòü è èìïåðàòîð, íî ïðîñëûë ôèëîñîôîì è ñêàçàë î òîì æå: «Íå äåëàé òîãî, ÷òî îñóæäàåò òâîÿ ñîâåñòü, è íå ãîâîðè òîãî, ÷òî íå ñîãëàñíî ñ ïðàâäîé. Ñîáëþäàé ýòî ñàìîå âàæíîå – è òû âûïîëíèøü âñþ çàäà÷ó ñâîåé æèçíè». Ñîâåðøåíñòâî íðàâîâ â òîì, ÷òîáû êàæäûé äåíü ïðîâîäèòü òàê, êàê åñëè á îí áûë ïîñëåäíèé: áåç òðóñîñòè è áåç ïðèòâîðñòâà.
Ñîáñòâåííàÿ íðàâñòâåííàÿ íå÷èñòîïëîòíîñòü – ýòî çíàê ïðåçðåíèÿ ê ñàìîìó ñåáå. – Ñòûä è ÷åñòü – êàê ïëàòüå: ÷åì áîëüøå ïîòð¸ïàíû, òåì áåñïå÷íåå ê íèì îòíîñèøüñÿ (àõ, äà îíî ñòàðîå, èçíîøåííîå, áîã ñ íèì, – íå áóäó øòîïàòü, – ãîâîðèò ñåáå ÷åëîâåê, íå æåëàÿ èñïðàâëÿòü ñâîþ íðàâñòâåííîñòü).
Íå íà òî íàäî ñìîòðåòü, ãäå ÷åëîâåê ðîäèëñÿ, à êàêîâû åãî íðàâû, íå â êàêîé çåìëå, à ïî êàêèì ïðèíöèïàì ðåøèë îí ïðîæèòü ñâîþ æèçíü….
Êðåïíåò íðàâñòâåííîñòü, êîãäà äðÿõëååò ïëîòü.
«Çíàòíîå ïðîèñõîæäåíèå áåç äîáðîäåòåëè – íè÷òî. Ñëàâå íàøèõ ïðåäêîâ ìû ñîïðè÷àñòíû ëèøü â òîé ìåðå, â êàêîé ñàìè ñòðåìèìñÿ ïîõîäèòü íà íèõ. Áëåñê èõ äåÿíèé, ÷òî îçàðÿåò è íàñ, íàëàãàåò íà íàñ îáÿçàííîñòü âîçäàâàòü èì òàêóþ æå ÷åñòü, èäòè ïî èõ ñòîïàì è íå èçìåíÿòü èõ äîáðîäåòåëÿì, åñëè ìû õîòèì ñ÷èòàòüñÿ èõ èñòèííûìè ïîòîìêàìè» – ñêàçàíî îäíèì èç áîëüøèõ ìóäðåöîâ.

Читайте также:  Польза облепихи для здоровья фото

Êîëü íàíåñëè òåáå ñåðäå÷íóþ îáèäó,
Ïëàòè çàáâåíüåì – òàê ãîðäîñòü íàì âåëèò;
Íå ìîæåøü ïîçàáûòü – òîãäà õîòü ñäåëàé âèä,
Íå óíèæàé ñåáÿ. (íå âîçìåùàé îáèäó ìùåíüåì).

Êîëü äåâóøêó âåäóò íåâîëåé ïîä âåíåö,
Òóò äîáðîäåòåëè íåðåäêî è êîíåö.
Âåäü ìîæåò áûòü ñóïðóã çà ÷åñòü ñâîþ ñïîêîåí
Ëèøü ïðè óñëîâèè, ÷òî ñàì ëþáâè äîñòîèí.
È åñëè ó ìóæåé ðàñò¸ò êîé-÷òî íà ëáó,
Ïóñêàé âèíÿò ñåáÿ – íå æåí è íå ñóäüáó.

Êîëü æåíû äóìàþò ëèøü î ñâîèõ ìóæüÿõ,
Èì âîâñå íè ê ÷åìó ðÿäèòüñÿ â ïóõ è ïðàõ.

×àñòü 2
Íðàâñòâåííûå ïðàâèëà íóæäàþòñÿ â äîêàçàòåëüñòâàõ, ñëåäîâàòåëüíî, – îíè íå âðîæäåííû. Îñíîâà âñÿêîé äîáðîäåòåëè è âñÿêîãî äîñòîèíñòâà çàêëþ÷àåòñÿ â ñïîñîáíîñòè ÷åëîâåêà îòêàçûâàòüñÿ îò óäîâëåòâîðåíèÿ ñâîèõ æåëàíèé, êîãäà ðàçóì íå îäîáðÿåò èõ.
Îò ïðàâèëüíîãî âîñïèòàíèÿ äåòåé çàâèñèò áëàãîñîñòîÿíèå âñåãî íàðîäà.
Ó êàæäîé äîáðîäåòåëè åñòü ðîäñòâåííûé ïîðîê; òàê è ó êàæäîãî íàñëàæäåíèÿ åñòü ñîîòâåòñòâóþùåå ñ íèì áåñ÷åñòüå. Ïîýòîìó íåîáõîäèìî îò÷¸òëèâî ïðîâåñòè ðàçäåëÿþùóþ èõ ÷åðòó, è ëó÷øå íà öåëûé ìåòð íå äîéòè äàëüøå è îñòàíîâèòüñÿ, íåæåëè çàéòè çà ÷åðòó õîòü íà ìèëëèìåòð.
Ðîäèòåëè, ïîîùðÿÿ êàïðèçû äåòåé è áàëóÿ èõ, êîãäà îíè ìàëû, ïîðòÿò â íèõ ïðèðîäíûå çàäàòêè, à ïîòîì óäèâëÿþòñÿ, ÷òî âîäà, èñòî÷íèê êîòîðîé îíè ñàìè îòðàâèëè, èìååò ãîðüêèé âêóñ!
Íðàâû ïîðòÿòñÿ ëåã÷å, ÷åì èñïðàâëÿþòñÿ.
È íðàâñòâåííîñòü – ýòî åñòü íàóêà îá îòíîøåíèÿõ, ñóùåñòâóþùèõ ìåæäó ëþäüìè, è îá îáÿçàííîñòÿõ, âûòåêàþùèõ èç ýòèõ îòíîøåíèé.
Ê ñîæàëåíèþ, åñòü ëþäè, êîòîðûå îòíîñÿòñÿ ê íðàâñòâåííîñòè, êàê íåêîòîðûå àðõèòåêòîðû ê äîìàì: íà ïåðâûé ïëàí ñòàâèòñÿ óäîáñòâî, à ïîñëåäñòâèÿ òàêîãî óäîáñòâà íå âèäÿò.
Ìåæäó òåì, – «áåç ãëóáîêîãî íðàâñòâåííîãî ÷óâñòâà ÷åëîâåê íå ìîæåò èìåòü íè ëþáâè, íè ÷åñòè, – íè÷åãî, ÷åì ÷åëîâåê åñòü ÷åëîâåê», – ñêàçàë Áåëèíñêèé.
 íàóêå íåò äðóãîãî ñïîñîáà ïðèîáðåòåíèÿ, – òîëüêî â ïîòå ëèöà, òðóäîì; íè ïðîðûâû, íè ôàíòàçèè, íè óñèëèÿ è ñòðåìëåíèÿ «âñåì ñåðäöåì» íå çàìåíÿò òðóäà. ×òîáû âîñïèòàòü íðàâñòâåííîñòü íåîáõîäèì òåðïåëèâûé òðóä.
 ïðèðîäå íè÷òî íå âîçíèêàåò ìãíîâåííî è íè÷òî íå ïîÿâëÿåòñÿ íà ñâåòå â ñîâåðøåííî ãîòîâîì âèäå.
«Íðàâñòâåííîñòü ëèáî óñëîâíà, ëèáî îïëà÷èâàåòñÿ íà ìåñòå» – êàê ñêàçàë Åæè Ëåö. Òî åñòü – êàêîé ìû âûðàñòèì ïëîä – òî è ïîëó÷èì!
«Ðàçëè÷èå ìåæäó ÿäàìè âåùåñòâåííûìè è óìñòâåííûìè â òîì, ÷òî áîëüøèíñòâî ÿäîâ âåùåñòâåííûõ ïðîòèâíû íà âêóñ, ÿäû æå óìñòâåííûå, â âèäå… äóðíûõ êíèã, ê íåñ÷àñòüþ, ÷àñòî ïðèâëåêàòåëüíû».
«Íðàâñòâåííîñòü åñòü îòíîøåíèå ñèëû ðàçóìà ê ñèëå ÷óâñòâà. ×åì ñèëüíåå ÷óâñòâî è ÷åì áëèæå ê íåìó ðàçóì, òåì áîëüøå ÷åëîâåê â åãî ÷åëîâå÷åñêîì äåëå. Åñòü ÷óâñòâà, âîñïîëíÿþùèå è çàìåíÿþùèå ðàçóì, è åñòü ðàçóì, îõëàæäàþùèé äâèæåíèå ÷óâñòâ».
Íàóêà î íðàâàõ âñåãäà ìåíÿëàñü. È âîçíèêàëà – Íåïðèÿçíü, ê òîìó èëè èíîìó ÷åëîâå÷åñêîìó ïîñòóïêó.
Êîíåö.

Источник

Здравствуйте, уважаемые Дамы и Господа!
Мы живем в демократическом правовом государстве (Конституция России, статья 1). Принимаем же мы конституцию, веря в добро и справедливость.
Закон го… Читать далее

Алексей Кл.  ·  12 февраля

1,3 K

Если нарушать закон (правовые нормы), будем подвергаться административному или уголовному преследованию. Закон – это минимум, который все обязаны соблюдать. Только после этого можно говорить о морали.

То есть право первично, а мораль – надстройка. У каждого она может быть своя, но вот ядро для всех – это право. В… Читать дальше

Разумеется, личное чувство нравственности для человека первичнее закона, потому что иначе мы оказываемся в антиутопии, где хорошо то, что законно, а закон перестает чем либо проверяться.

Замечательно. А нравственное чувство чем проверяется? Для пирата может быть хорошо скушать Ваш обед и взять Ваши… Читать дальше

Как закон защищает справедливость?

Законодательство, основанное на принципе справедливости призвано прежде всего защищать людей, несправедливо обделенных, наказанных, получивших моральный или материальный вред в связи с незаконными действиями других лиц. Наиболее четко видно, как закон защищает справедливость на примере социального законодательства (помощь нуждающимся).

Политика и мораль совместимы ли?

Сервисы для маркетологов. 1000+ инструментов, 10000+ отзывов экспертов, кейсы и…  ·  otzyvmarketing.ru

Некоторые люди считают, что политикой занимаются какие-то инопланетяне, ангелы или бесы. Между тем, в политику идут простые люди. Обычные русские и нерусские люди. Все жители нашей необъятной Родины.

Эти люди рождаются не в инкубаторах, а в нашем обществе. Они тут учатся и получают опыт работы. И уже только после этого попадают в политику.

Читайте также:  В чем состоит польза торговли

Что из этого следует? Это обычные люди, им присуще все недостатки и положительные качества нашего (многонационального) народа.

Я сама вполне могу представить, что если вдруг стану чиновником – буду как-то «крутиться». То есть не то чтобы воровать. Но мне, например, нужна трехкомнатная квартира, машина и дача. Я хочу ездить два раза в год на курорты.

Что из этого следует? Что мне будет мало зарплаты чиновника. А дальше думайте сами.

Я хочу сказать, что у политиков – мораль обычного человека. Просто когда ты рядом с бюджетной кормушкой – из нее хочется взять.

Вы сами подумайте: удержитесь ли вы от нехороших дел, если станете чиновником? Я вот не удержусь – я плохой человек.

Я, правда, считаю себя патриотом России. У меня есть «красная черта», за которую я никогда не перейду. А у вас она есть?

Рассчитываю, что мой ответ был вам полезен. Я ведь, как мне кажется, изложила всю суть. Если же вы со мной не согласны и хотите высказать свою точку зрения, оставляйте комменты под ответом!

Прочитать ещё 1 ответ

Какая роль права в жизни человека общества и государства?

Увлечения: сноуборд, пауэрлифтинг, автомобили, бизнес индустрия, ИТ проекты.

Значение права в жизни человека и общества огромно. Являясь универсальным регулятором общественных отношений, оно закрепляет основы существующего строя.

Устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активности и эффективности.

Право побуждает людей совершать активные положительные действия и способствует, таким образом, развитию общества.

Право является критерием правомерного и неправомерного поведения людей и является основанием для применения мер государственного принуждения к лицам, нарушающим нормы права.

Право играет и важную воспитательную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра и гуманности.

Прочитать ещё 5 ответов

Почему в России так непопулярна универсальная мораль о том, что такое быть человеком? Неужели быть человеком уже недостаточно, а надо стремиться к идеалам «настоящего мужчины» или «истинной женщины»?

Пользовательница TheQuestion

“Настоящий мужчина” и “истинная женщина”  это эталоны  гендера, а не морали.  Гендер это  традиция, жестокая, древняя, пронизывающая всю нашу  культуру   традиция, которую долгие века примиряла с моралью церковь. Потом , с появлением идей гуманизма , мораль перестала быть узурпирована церковью. Сформировалась новая светская мораль, в основу которой легли понятия свобода, справедливость, равенство и т.д.  И в эту новую мораль старые представления о мужском/ женском не вписывались. Их, конечно, пытаются впихнуть, оправдать, осовременить. Но все-таки. Если каждый человек свободен быть таким, каким хочет быть , то почему он должен исполнять все гендерные предписания, отыгрывать шаблоны? Почему мужчине можно обращаться с женщиной так, как он бы не  потерпел в отношении себя? 

Гендер старше гуманизма и поэтому пророс в культуру глубже. Тем не менее , гендерные роли  будут переосмысливаться, все старье уйдет в прошлое.

Прочитать ещё 3 ответа

Источник

Чем нравственность отличается от морали? Мораль очевидно то, что от головы, от разума и от закона, из правил общежития. Общественный договор регулирующий взаимоотношения, призванный сдеалть удобными и безопасными отношения между индивидами. Нравственное же – это чувство. Поэтому Кант был тут категорически не прав со своим императивом. Потому что чувство нельзя постулировать. Иначе оно улетучивается, испаряется. (Достоевский иронизировал над нравственным законом в романе “Подросток”, описывая лакея:
“Одним словом, настоящий немецкий философ Кант или, ещё вернее, откормленный жирный индюк.”) А чувство это говорит нам о том что нас не существует самих по себе как отдельных личностей, отдельных персон, но все мы изначально единое целое, единое целое с трансцендентным и с абсолютом и со всеми людьми. Иными словами, все наши ценности, всё абсолютно чем жив человек, от самых идеальных переживаний и до простых животных инстинктов, как сексуальное влечение или же наслаждение повседневной пищей, не нами созданы и придуманы, но проистекают из одного источника, который со временем и развитием человека после его создания лишь извратился и загрязнился. Поэтому нравственное чувство напоминает нам об этом. Без этого нравственность не имеет ровно никакого смысла, так как без абсолюта вообще не существует никаких ценностей, а просто голый абсурд, ни к чему не пригодное бессмысленное существование. Отними от человека то, что дано ему свыше от духа, и он не сможет прожить и минуты, пусть даже его окружат всеми благами мира. Без того, что его связывает с Творцом, с трансцендентным, если окончательно оборвется эта связь, жизнь человека превратиться в самую жуткую пытку, без всякой надежды.

Поэтому если вы уступаете кому-то дорогу, к примеру, потому что так предписано правилами, это не имеет никакого смысла, ни значения. Но если что-то движет вами в ваших поступках, чему объяснения вы найти не можете, как простое сочувствие или простая эмпатия, то можно сказать, вы просто соблюдаете своего рода религиозный ритуал, исполненный самого глубокого смысла. Причастие.

Читайте также:  Как применять горчичное масло польза и вред

Если же нет Бога, нет бессмертной души, а трансцендентное нам недоступно, то конечно нет никакого смысла в этих ритуалах. Но тем не менее они каким-то образом живут в душе если не каждого то, большинства людей. И это можно назвать стихийной, почти инстинктивной верой. Даже тех, кто считает себя атеистами. В наше время, об этом писал еще Федор Михайлович, считается, что лучше прослыть и быть злым и эгоистичным, но умным человеком, нежели добрым простачком. Общество с уважением, с бОльшим уважением относится к хитрому и удачливому подонку и негодяю, нежели к простачку и дураку, у которого при этом доброе сердце. Время русских сказок увы закончилось. Да и “Преступление и наказание” – роман, который уже мало кому понятен. Образованные люди перестали вообще что либо понимать, и чем далее, тем более не понимают. Не так давно я был удивлен, мягко говоря, статьёй одного российского востоковеда, специалиста по языкам и философской традиции Древней Индии, кандидата филологических наук, доцента, одного из авторов «Большой Российской энциклопедии, призванного авторитета и светилы в области буддизма, который обсуждал величие Наполеона, примеряя его себе. Он объяснял, почему велик Наполеон (почему не Гитлер, его прямой продолжатель?) и почему не велик, не смог стать великим, Родион Раскольников. Более того, в ответ на мой комментарий, что на самом то деле великим можно назвать именно Раскольникова, а Наполеон лишь орудие провидения, и отличается от быка лишь масштабом бедствий, был тут же забанен в одной из соцсетей.

На самом же деле, нет ничего глупее, чем т.н. разумный эгоизм, противопоставляющий себя, а главное выделяющий себя из мироздания, которое создано Творцом, как и настаивающий на своей полной самостоятельности и обособленности. Так как это и есть прямая дорога в ад, лишь до времени кажущаяся комфортной и выстланной розами.

В этом смысле нравственность это что-то более похожее на инстинкт, но не животный, а духовной инстинкт. Тот же инстинкт, который заставляет например творить художника и говорит нам опять же об трансцендентном, об абсолютной истине. По этой причине неосознанно, или еще точнее неразумно нравственный человек, также как и настоящий художник, который творит повинуясь неведомому инстинкту, по сути же является именно верующим, кем бы себя они сами не считали.

Поэтому любое движение души от сердца есть не что иное как религиозный ритуал, религиозный поступок направленной на обретение изначального единства.

Поэтому и нравственные мучения, угрызения совести бывает двух видов. Из-за того что нас разоблачат и мы получим наказание в виде даже не наказания, а непризнания нас великим или хотя бы стоящим человеком. Или же из-за того, что мы прервали это эту связь с трансцендентным, оборвали её, что случилось с Родионом Раскольниковым. Обрыв связи с трансцендентным, с абсолютными, обособление себя в своем величии и есть абсолютный ад. Но Наполеона такие проблемы явно не заботили.

Поэтому любое человеческое сообщество основанное на законе и на разуме по сути своё адское и не ведёт больше никуда.

Если вы филантроп не от того даже что вы освобождаетесь таким способом от налогов, а по каким-то разумным основанием, то нет в этом никакого смысла. Вы кимвал звучащий и нет для вас в этом никакой пользы. И по этой причине вся современная западная цивилизация обречена на конечный абсурд и бессмысленность своего существования. Ибо отнимется и то что имеет, то есть любые даже простейшие человеческие желания, которые не от мира сего, не от разума.

Ненавистная рознь мира сего – это высказывание не про войны и междоусобицы, а именно разделенность, про отделённность человеческого существования от Бога и людей друг от друга. Как и вообще разделение на субъект и объект.

Любое же сообщество разумных людей, даже на самых разумных основаниях и вполне благополучное есть не что иное, как снисхождение в ад.

Ибо когда иссякнет последние нравственные чувства, иссякнет последние источники любви и наступит конец света.

Когда отнимутся последние желания, а они непременно иссякнут на разумных основаниях, не будет смысла ни в каком благополучном существование, как у царя Мидаса, хоть золотом выше головы закидай. Иссякание любви и иссякание желаний, дарованных нам свыше, любое золото превратит в бессмысленные черепки.

Поэтому нравственность может основываться исключительно на вере, осознается она или не осознается. Более того, всё вообще, любое человеческое чувство или желание, любые ценности, основываются только на вере, так как это эти желания и чувства даны нам свыше, и как только то, что мы называем душой, и которой, как утверждает наука, не существует, окончательно от нас отлетит, жизнь станет невозможной несмотря на все её благополучие.
Впрочем и мораль не так уж плоха. Так как она одна способна подморозить то, что сейчас растаяло и всплыло на поверхность повсеместно, особенно на западе и особенно у нас в России. Как сказал один французский остроумный философ, лицемерие — это дань уважения, которую порок платит добродетели.

Источник